ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
УДК 339.5 ББК 65.428
В.В. ПИЛИПЧУК
Некоторые аспекты применения процессного подхода в деятельности таможенных органов Дальневосточного региона
Рассматриваются проблемы применения процессного подхода в деятельности таможенных органов Дальневосточного региона, в том числе процессы таможенного оформления и таможенного контроля на основе технологии электронного представления сведений участниками ВЭД посредством сетей Интернет.
Ключевые слова: процессный подход; таможенные процессы; информационные технологии; электронное декларирование; удаленный выпуск; предварительное информирование.
Существующие в современном мире условия ведения внешнеэкономической деятельности характеризуются высокой степенью динамичности, в связи с этим повышаются требования к оперативности, технологичности и адекватности таможенных операций и процедур таможенного контроля. Таможенные органы, осуществляя свои функции, обязаны обеспечить качество таможенных процессов и, в то же время, создать условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза.
В настоящее время известен достаточно широкий спектр подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Вместе с тем, следует отметить, что сегодня явно ощущается потребность
ПИЛИПЧУК Виктор Владимирович — кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры управления Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.
40
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
в дальнейшем развитии теории управления и обосновании основных методологических подходов в моделировании управления в таможенной системе. В этой связи практический интерес вызывает процессный подход, который рассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих и технологических функций.
Таможенные процессы — это основные и вспомогательные процессы в деятельности таможенного органа и процессы управления деятельностью, представляющие собой устойчивую, целенаправленную совокупность взаимосвязанных видов деятельности таможенного органа, в рамках которой по определенной технологии осуществляется преобразование входов в выходы, представляющие ценность для потребителя (участника ВЭД, должностного лица, государства) [1].
Процессный подход позволяет определять эффективность использования ресурсов и повышать ее, сокращая затраты. Он обеспечивает данные по затратам как в целом, так и отдельно по процессам, пользуясь которыми можно определять возможности сокращения затрат и сравнивать имеющиеся альтернативы для нахождения оптимального варианта [2].
Процессный подход предполагает представление любой работы, в том числе таможенного оформления и таможенного контроля, в виде совокупности более мелких процессов. Представление таможенной функции в виде совокупности элементарных процессов создает условия для более детальной ее проработки, идентификации, организации взаимодействия и обеспечения качества.
Одним из основных показателей эффективности деятельности таможенных органов является время выполнения таможенной процедуры (процесса). Сокращение времени на осуществление таможенного оформления и таможенного контроля на основе технологии электронного представления сведений приводит к ускорению товарооборота и снижению издержек участников внешнеэкономической деятельности и, в итоге, к снижению цены товаров для конечных потребителей [2].
В настоящее время на территории Дальнего Востока активно используются следующие информационные технологии, основанные на технологии электронного представления сведений посредством сетей Интернет:
— электронное декларирование товаров с использованием сетей Интернет;
— удаленный выпуск товаров как результат развития технологии интернет-декларирования;
— предварительное информирование таможенных органов.
В Дальневосточном регионе развитие интернет-декларирования началось в декабре 2009 г. Современный этап развития электронного декларирования в Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) характеризуется полномасштабным использованием технологии, основанной на применении Интернета (ЭД-2), и практически полным уходом от системы электронного
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
41
декларирования с применением локально-вычислительных сетей (ЭД-1). В настоящее время доля деклараций, выпущенных с применением системы ЭД-1, составляет менее полпроцента (0,37%) с неуклонной тенденцией к сокращению [3].
Отличие процесса декларирования с применением ЭД-2 от процесса декларирования без применения ЭД-2 заключается в количестве затраченных ресурсов и времени на осуществление операций (см. рисунок). Применение технологии интернет-декларирования позволяет повысить скорость совершения таможенных операций (процессов) и сократить затраты на трудовые ресурсы.
Говоря об успешном развитии технологий интернет-декларирования в ДВТУ, нельзя не затронуть проблемы, возникающие при их реализации. Несмотря на существенное сокращение сроков выпуска товаров благодаря применению электронного декларирования, до сих пор происходят нарушения сроков выпуска товаров.
.......>- время, затраченное на соверешение операции
Процесс декларирования товара с применением и без применения интернет-декларирования
Основными причинами в 2011 г. необоснованного нарушения сроков выпуска товаров, установленных ст. 196 ТК ТС, явились:
— бездействие либо отсутствие надлежащего контроля со стороны уполномоченных должностных лиц отделов таможенных процедур и таможенного контроля таможен;
— возникновение нештатных ситуаций, связанных с техническими сбоями программных средств.
Одной из проблем реализации интернет-декларирования является отсутствие единого информационного пространства между таможенными
_______
Ресурсы:
— кадры;
— АРМ
42
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
органами, иными контролирующими государственными органами и непосредственно участниками ВЭД.
Создание единого информационного пространства между указанными субъектами приведет к значительному упрощению процедуры декларирования вследствие сокращения объема представляемых участником ВЭД документов при осуществлении таможенных операций. В настоящее время при принятии решения о выпуске товаров таможенные органы должны убедиться в прохождении иных видов государственного контроля. Учитывая недостаточный уровень информатизации ряда государственных контролирующих органов, участник ВЭД может подтвердить прохождение контроля только представлением бумажного экземпляра документов с отметками (штампами) соответствующего контролирующего органа. Таможенные органы, являясь заложниками этой системы, с одной стороны — развивают информационные технологии, поддерживают электронной формат передачи данных, с другой — вынуждены требовать представление ряда бумажных документов, из которых большая часть — это разрешительные документы различных ведомств.
Технические сбои также являются серьезной проблемой при использовании электронного декларирования. Для решения данного вопроса в таможенных органах проводятся мероприятия по обеспечению технической надежности, однако в интернет-технологиях задействованы не только таможенные органы, но и информационные операторы, и компании-провайдеры. Для достижения безупречной работы интернет-систем необходимо, чтобы все звенья в цепочке информационного взаимодействия работали эффективно.
Принимая во внимание достаточно высокий уровень развития интернет-декларирования в регионе, можно констатировать переход на новое качество — совершенствование функционирования системы электронного представления сведений.
Технология интернет-декларирования является основой для развития следующей — технологии удаленного выпуска, суть которой состоит в территориальном разделении таможенного органа, принимающего решение о выпуске товара, и таможенного органа, осуществляющего временное хранение товаров.
Технология нашла поддержку у бизнеса и успешно развивается. Так, если в IV квартале 2010 г. таможенными органами Дальневосточного региона было выпущено 210 ДТ с применением технологии удаленного выпуска, то в IV квартале 2011 г. уже 1 518 ДТ [3]. Достигнутые показатели по развитию технологии удаленного выпуска позволяют сделать вывод о востребованности данной технологии участниками ВЭД.
Преимуществами применения технологии удаленного выпуска в управлении деятельностью таможенных органов являются:
— исключение звена процедуры таможенного транзита;
— сокращение издержек, связанных с доставкой товаров под таможенным контролем конечным получателям товаров;
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
43
— сокращение документооборота при осуществлении таможенных процедур и таможенного контроля;
— уменьшение общего времени проведения таможенных операций в отношении перемещаемых товаров.
Одним из проблемных вопросов в применении технологии удаленного выпуска является выполнение установленных контрольных показателей. Так, доля поданных с использованием Интернета деклараций на товары, выпущенных с применением технологии удаленного выпуска в общем числе деклараций на товары для одной таможни, могут быть снижены за счет того, что товар был выпущен посредством данной технологии в другом таможенном органе.
В марте 2011 г. началась история развития в ДФО технологии предварительного информирования в отношении автомобильного и железнодорожного транспорта. Причем реализация данной технологии в отношении товаров, ввозимых железнодорожным видом транспорта, крайне затруднена ввиду отсутствия утвержденного на федеральном уровне порядка электронного взаимодействия таможенных органов и подразделений ОАО «РЖД». В этой связи технология предварительного информирования в таможенных органах Дальневосточного региона получила значительное развитие только в отношении автомобильного транспорта. Если в марте 2011 г. (в первом месяце эксплуатации системы предварительного информирования на Дальнем Востоке) количество оформленных товарных партий с применением новой технологии на автомобильном транспорте составило 4%, то уже в августе 70% автотранспортных средств оформлялись с применением предварительной информации [3]. При этом таможенные органы Дальнего Востока были подключены к системе предварительного информирования существенно позднее всех остальных регионов в России.
Итогом внедрения технологии предварительного информирования в ДВТУ явилось существенное сокращение времени при выполнении таможенных формальностей в автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Эта тенденция отмечена на всех таможенных постах ДВТУ, подключенных к системе предварительного информирования.
В настоящее время на первый план выходят вопросы оптимизации действующих технологий, вопросы качественного улучшения работы задействованных в информационных технологиях субъектов (см. таблицу).
Для совершенствования деятельности в сфере электронного декларирования необходимо решение проблем, возникающих на каждом участке процесса, и проведение конкретных мероприятий для их устранения.
В целях повышения эффективности деятельности таможенных органов региона, направленной на осуществление декларирования и выпуска товаров в возможно короткие сроки, предлагается установить аналитический показатель эффективности деятельности таможенных органов региона «Доля ДТ с датой выпуска не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации ДТ».
44
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 2(63)/2013
Введение данного показателя позволит повысить качество контроля и уровень мотивации должностных лиц и таможенного органа в целом.
Таблица
Рекомендации по решению проблем при реализации современных таможенных технологий
Технология Проблема Рекомендации
Электронное декларирование Нарушения сроков выпуска товаров Технические сбои Установить аналитический показатель эффективности деятельности таможенных органов в регионе деятельности ДВТУ «Доля ДТ с датой выпуска не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации ДТ» Проводить мероприятия по обеспечению технической надежности
Отсутствие единого информационного пространства между таможенными органами ДФО, иными контролирующими государственными органами и участниками ВЭД Создание межведомственного банка разрешительных документов
Технология удаленного выпуска Трудности при определении КПЭДов (доля поданных с использованием Интернета деклараций на товары, выпущенных с применением технологии удаленного выпуска в общем числе деклараций на товары) таможенного органа, осуществляющего фактический контроль, и таможенного органа, проводящего документальный контроль Установить показатель эффективности для таможни, в которой фактически произошел выпуск товар
Предварительное информирование Отсутствие утвержденного на федеральном уровне порядка электронного взаимодействия таможенных органов и подразделений ОАО «РЖД» по предоставлению предварительной информации Установить порядок взаимодействия таможенных органов ДФО и ОАО «РЖД» по предоставлению предварительной информации
Для устранения технических сбоев следует регулярно проводить мероприятия по обеспечению технической надежности, в числе которых — оснащение объектов таможенной инфраструктуры системами бесперебойного гарантированного электропитания, резервирование каналов связи с целью
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
45
повышения отказоустойчивости функциональности сервисов, обеспечивающих передачу информации на уровнях: управление-таможня-таможенные посты.
Решение проблемы взаимодействия ДВТУ с другими ведомствами видится в создании межведомственного банка разрешительных документов, в котором будут накапливаться, например, сведения о выданных разрешительных документах.
Необходимо отметить, что грамотное применение самой технологии приводит к реализации всех преимуществ электронного декларирования. И самое главное преимущество — сокращение времени на проведение операций. Реализовываться это преимущество будет только тогда, когда участник ВЭД перед процедурой декларирования будет иметь все необходимые документы в необходимом формате, а также поместит их в сформированный им же архив электронных документов на сервер ДВТУ. При наличии подобного архива электронных документов инспектор при таможенном оформлении запрашивать будет документы не от декларанта, а в архиве, и в этом случае время сокращается в разы.
Что касается удаленного выпуска, здесь решение проблемы применения КПЭДов (коэффициентов показателей эффективности деятельности) видится в установлении показателей для таможни, фактически выпускающей товар.
С целью налаживания конструктивного взаимодействия ДВТУ с ОАО «РЖД» по предоставлению предварительной информации необходимо создание системы информационного взаимодействия между таможенными органами и ОАО «РЖД».
Подводя итог, следует отметить, что реализация принципов процессного подхода при управлении деятельностью таможенных органов Дальневосточного региона позволяет упорядочить процессы и устранить избыточные процедуры, сократить сроки исполнения трудовых операций, избежать многократного представления идентичной информации, реализовать принцип «единого окна».
Список литературы
1. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учеб. пособие / В.В. Макрусев, В.Ю. Дианова. М.: РТА, 2009. 278 с.
2. Управление таможенным делом: учеб. пособие / В.В. Макрусев [и др.] / под ред. В.В. Макрусева, В.А. Черных. СПб.: Троицкий мост, 2011. 448 с.
3. Официальный сайт Дальневосточного таможенного управления [Электронный ресурс]. URL: www.dvtu.customs.ru