Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКИ НЛП / NEURO-LINGUISTIC PROGRAMMING / EDUCATIONAL PROCESS / TEACHING / PEDAGOGICAL ACTIVITY / NLP TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Марина Владимировна, Бузоева Залина Султановна, Мулярчук Михаил Викторович

В данной работе показано, что система Российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения, связанные с внедрением инновационных технологий. Нейролингвистическое программирование, рассматриваемое в контексте интеграции психологии и педагогики, представляет собой эффективную педагогическую инновационную деятельность. В статье проанализированы техники нейролингвистического программирования: якорение, подстройка к будущему, визуализация, полимодальная речь, установка индивидуального и группового раппорта, техники эффективного внушения, позитивное маркирование и др., которые могут стать хорошим инструментом педагогов по освоению обучающимися абсолютно любой науки, что позволит, не только психологически грамотно организовать образовательный процесс, но и будет способствовать саморазвитию педагогаThis paper shows that the system of Russian education at the present stage of development is undergoing significant changes associated with the introduction of innovative technologies. Neuro-linguistic programming, considered in the context of integrating psychology and pedagogy, is an effective pedagogical innovation activity. The article analyzes the techniques of neuro-linguistic programming: anchoring, adjusting to the future, visualization, polymodal speech, setting individual and group rapport, effective suggestion techniques, positive marking, etc., which can become a good tool for teachers to master absolutely any science, which will not only psychologically competently organize the educational process, but will also contribute to the self-development of the teacher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верещагина Марина Владимировна, Бузоева Залина Султановна, Мулярчук Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

11. Омаров А.М. Руководитель; размышления о стиле управления. 2-е изд., доп. М.: Политиздат. 2012.

12. Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Мастер-класс как форма подготовки педагога к творческой профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии. 2017. № 11(16). С. 95-99

13. Рякушина А.М., Ханова Т.Г. Самореализация личности в профессиональной сфере как базовая компетенция педагога ДОУ // Народная культура в системе современного образования: проблемы, опыт, перспективы: Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Арзамас, 2019. С. 157-162

14. Stein Edgar Career Anchors, 4th Edition with J. VanMaanen (2013) ISBN 978-1-118-45575-3

Психология

УДК 37.015.31

кандидат психологических наук, доцент Верещагина Марина Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ); кандидат педагогических наук Бузоева Залина Султановна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ), МБОУ СОШ № 25 имени Героя Советского Союза А.Е. Астаева (г. Владикавказ); студент 3 курса психолого-педагогического факультета Мулярчук Михаил Викторович Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В данной работе показано, что система Российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения, связанные с внедрением инновационных технологий. Нейролингвистическое программирование, рассматриваемое в контексте интеграции психологии и педагогики, представляет собой эффективную педагогическую инновационную деятельность. В статье проанализированы техники нейролингвистического программирования: якорение, подстройка к будущему, визуализация, полимодальная речь, установка индивидуального и группового раппорта, техники эффективного внушения, позитивное маркирование и др., которые могут стать хорошим инструментом педагогов по освоению обучающимися абсолютно любой науки, что позволит, не только психологически грамотно организовать образовательный процесс, но и будет способствовать саморазвитию педагога.

Ключевые слова: нейролингвистическое программирование, образовательный процесс, преподавание, педагогическая деятельность, техники НЛП.

Annоtation. This paper shows that the system of Russian education at the present stage of development is undergoing significant changes associated with the introduction of innovative technologies. Neuro-linguistic programming, considered in the context of integrating psychology and pedagogy, is an effective pedagogical innovation activity. The article analyzes the techniques of neuro-linguistic programming: anchoring, adjusting to the future, visualization, polymodal speech, setting individual and group rapport, effective suggestion techniques, positive marking, etc., which can become a good tool for teachers to master absolutely any science, which will not only psychologically competently organize the educational process, but will also contribute to the self-development of the teacher.

Keywords: neuro-linguistic programming, educational process, teaching, pedagogical activity, NLP techniques.

Введение. Российское образование сегодня характеризуется внедрением инноваций с целью усовершенствования методики обучения и повышения качества усвоения обучающимися учебного материала в условиях общеобразовательной школы [13].

Проблему внедрения инноваций в образовательный процесс разрабатывали Т.М. Ковалева, М.М. Поташник, В.С. Лазарев, З.И. Сангаджиева, М.А. Павлова и многие другие.

Представители нейролингвистического программирования как направления в деятельности психолога Дж. О' Коннор, Дж. Сеймор, М. Холл, Б. Боденхамер, Р. Дилтс, М.Н. Гордеев и др. опираются на идею о том, что все внутренние процессы получаемого опыта человека отражаются в речевой деятельности и лингвистических структурах [9]. Следовательно, техники нейролингвистического программирования могут быть эффективно использованы в модели проведения уроков, так как связаны с получением и воспроизведением новой информации.

Исходя из этого, одной из задач образования сегодня можно обозначить овладение техниками нейролингвистического программирования, направленными на формирование навыков визуализации информации с целью ее запоминания и дальнейшего воспроизведения в учебном процессе. Также технологии НЛП, одновременно выступающие средством совмещения работы психолога в образовании и педагогической деятельности, могут быть использованы при коррекции трудностей обучения школьников разных возрастов и звеньев школы.

Изложение основного материала статьи. Ведущие психологи в области нейролингвистического программирования, опытные педагоги и сотрудники Центра Нейролингвистического программирования в образовании определили условия эффективного урока с позиций НЛП [9]. Рассмотрим эти условия, а также некоторые техники нейролингвистического программирования, которые повышают эффективность образовательного процесса.

Якорение. Понятие «якорь» мы связываем с установлением связи между вербальным содержанием урока и невербальными сигналами в виде жестов, поз и месторасположения в классе. Иными словами, любое поведенческое проявление педагога, находящее отклик у школьников, рассматривается в качестве якоря. Якорение в образовательном процессе необходимо для создания в сознании учеников определенного состояния, которое сопровождается актуализацией образовательных ресурсов. Так, в начале урока нужно

создать позитивный якорь, в связи с тем, что если процесс обучения будет ассоциироваться с приятными переживаниями, то оно станет эффективным В качестве примеров приведем следующие техники.

Техника «Поднимите руки» позволяет быстро установить обратную связь с классом. Для этого в продолжение своей речи произнесите данную фразу, попросив поднять руки тем, кто знает ответ на ваш вопрос, что, конечно, привлечет внимание аудитории в целом.

Техника «Подвижное тело» используется для привлечения внимания и опирается на положение о том, что если вы, двигаетесь по классу, то посылаете обучающимся невербальные сигналы, которые усиливают реакцию на фразу «Обратите внимание». Произнесенная та же фраза сидящим за столом педагогом подействует лишь на 8% учеников [12].

Мотивация на обучение. К примеру, в самом начале освещения новой темы необходимо заинтересовать учеников. Всем известный факт, что мотивация - это основной критерий успешности обучения [8]. Отметим, что представление о конечных результатах деятельности существенно побуждают к достижению цели.

Повысить мотивацию обучающихся можно выделением около 5-10 минут учебного занятия на рассмотрение актуальности изучаемой темы. Ведь от этих нескольких минут в большей степени зависит процесс усвоения материала. И в данном случае можно применить техники подстройки к будущему. Так как методы НЛП в основном действуют на бессознательные процессы, а обучение - это, в первую очередь, сознательный когнитивный процесс, то это значит, что методики НЛП будут эффективны, в основном, во время освещения актуальности темы, и, используемые периодически, во время основной части занятия, для поддержания дисциплины на занятиях и овладения вниманием участников образовательного процесса.

Е.Б. Барыбина отмечает, что для этой цели можно использовать приемы укрупнения-разукрупнения информации (правополушарного и левополушарного подходов) на основе определения наименьшего блока информации, с которого можно начинать процесс обучения; сравнения с целью выделения общего и различающегося; использования полимодальной речи с предикатами трех репрезентативных систем, а также ключей глазного доступа; опорой на ведущие репрезентативные системы обучающихся [1].

Каждый человек обладает своей ведущей репрезентативной системой (или модальностью) - визуальной, аудиальной или кинестетической. Некоторые исследователи выделяют ещё и дискретную, связанную со способом переработки информации с помощью официальных слов-символов. Вниманием аудитории легче всего завладеть, ориентируясь именно на эти системы переработки информации [2].

На языке НЛП синестезия - это явление, сопровождающееся одновременным переживанием сенсорного опыта в нескольких модальностях, что характеризуется установлением автоматической связи репрезентативных систем [2]. Люди с выдающимися способностями к запоминанию обычно используют сразу несколько систем представлений, даже если в реальности это не является естественной синестезией [11]. Преподаватели музыки, как наиболее успешные в применении данной техники, выстраивают образовательный процесс по всем трём модальностям. Так, музыка неразрывно связана с аудиальной репрезентативной системой и, вместе с тем, педагоги связывают эти звуки с цветами и оттенками, воздействуя и на визуальную модальность. Так же с целью включения в образовательный процесс кинестетической модальности применяют такие эпитеты к звукам или мелодиям, как «грустный», «весёлый», «лёгкий», «тяжёлый», «мрачный» и т.д. Таким образом, на уроке музыки бывают вовлечены в учебный процесс не только аудиалы, и происходит охват всей аудитории учеников, независимо от их ведущей репрезентативной системы. По аналогии педагоги изобразительного искусства выделяют «холодные» и «тёплые» цвета, в полной мере охватывая, таким образом, около 90% аудитории (визуалов и кинестетиков). Из этого следует, что информация, поданная по всем модальностям, воспринимается как наиболее реальная.

Также важно в образовательном процессе опираться на ключи глазного доступа обучающихся. Правши, преимущественно, когда смотрят вверх и влево, то вспоминают ранее ими увиденное в связи с тем, что так осуществляется визуальная обработка данных, хранящихся в памяти. Когда они смотрят вверх и влево, то конструируют образ, не виденный ранее. Движения глаз вправо свидетельствуют о конструировании предложений, а влево о воспроизведении слов по памяти. Взгляд вниз и вправо отражает доступ к кинестетическим ощущениям и эмоциональным переживаниям. Позиция глаз «вниз и влево» говорит о внутреннем диалоге, который связан с анализом действий, оценкой важных ценностей и принципов и пр. [15]. Исходя из этого, педагог, который знает ключи глазного доступа, старается при воспроизведении учащимися пройденного материала, стоять от отвечающего преимущественно слева. В то время как при освещении нового материала такой преподаватель старается смещаться вправо от аудитории.

Многие педагоги отмечают, что многие ученики не могут законспектировать услышанную информацию. Это обусловлено тем, что они «не видят» ее. Напротив, те обучающиеся, которые обладают способностью визуализировать информацию без записи, относятся к группе наиболее успешных в обучении. Они демонстрируют такие приемы визуализации информации, как внешний визуальный переход без записи к внутреннему визуальному и внешний аудиальный переход без записи к внутреннему визуальному. Однако, отметим, что остальных школьников можно обучить использованию данных приемов, проводя с ними такие упражнения, как «цвет», «геометрические фигуры» и «трехмерные объекты».

В упражнении «цвет» важно научиться заполнять сознание определенным цветом. В упражнении «геометрические фигуры» необходимо представлять какую-либо фигуру, изменяя ее цвет, размер, а позднее подвергать их мысленному вращению. В упражнении «трехмерные объекты» нужно представлять любые предметы и разглядывать их со всех сторон.

В психологии трактование понятия импринтинг связано с первым впечатлением о человеке, которое во многом определяет последующее к нему отношение. Поэтому, преподавателю важно соответствовать ожиданиям своих учеников, для чего можно использовать модель модальностей при самопрезентации, соответствующей представлениям каждого ученика о том, как должен выглядеть педагог (визуальная модальность), какими речью и голосом должен обладать (аудиальная модальность), какими должны быть фактура ткани его одежды и запах (кинестетическая модальность).

Поддержание группового и индивидуального раппорта. Люди неосознанно сигнализируют о своем состоянии и внутренних процессах обработки информации. Способность замечать подобные проявления внешних поведенческих признаков других людей, называемая в нейролингвистическом программировании сенсорной остротой, позволяет «считывать» эти сигналы и на их основании подстраиваться [15]. В НЛП эти техники называются присоединением и отзеркаливанием. Безусловно, установить раппорт с группой людей несколько сложнее. Для этого можно применить следующий приём - выделить несколько человек, так

называемых «ключевых фигур», и подстроится к одному из них по позе, к другому - по выражению лица, к третьему - по дыханию и т.д. Также можно выделить неформального лидера группы и просто подстроиться к нему. А после установления качественного раппорта приступать к различным техникам, которые будут способствовать более успешному обучению группы.

Обмен стратегиями и использование эффективных стратегий. При применении любых методов внушения [14], а в нейролингвистическом программировании особое внимание уделяется именно методам внушения, педагогу чрезвычайно важно не только войти в качественный раппорт с группой, т.е. присоединиться к ней на ментальном уровне (к примеру, у подростков есть такое выражение - «на одной волне»), но и завладеть вниманием обучающихся на уроке, а также «вести» их за собой, выступая абсолютным примером для подражания всей группы, осуществляя внушения.

Прежде чем описывать техники внушения, хочется подчеркнуть, что коммуникация представляет собой значительно больше, чем те слова, которые мы произносим. Они составляют лишь малую часть того, что мы хотим выразить. Ещё в 1970 году исследователи показали, что около 80% информации посылается невербально. Конечно, точные цифры могут отличаться и зависеть от конкретной ситуации коммуникации. Но однозначно, что язык телодвижений и тон голоса усиливают воздействие и изменяют смысл того, что мы произносим [10]. Исходя из этого, педагога должно быть хорошо и приятно слышать. Следовательно, по возможности необходимо правильно произносить звуки, исключить «проглатывание» окончаний предложений, модулировать голос, чтобы он был громким, грудным.

В образовательном процессе, применяя такие техники нейролингвистического программирования, как речевые стратегии, можно привлекать к себе внимание учащихся. Техника «неполные предложения» заключается в неожиданном прерывании фразы, которую педагог начал произносить. Ученики, даже которые не следили за ходом урока, обязательно обратят свое внимание на разрыв таких фраз, как «Как вы видите... », «Мы видим как.» и пр.

Техника «позитивные комментарии» замечательно работает в начальной школе, но при модификации, может быть использована и в старшем школьном звене при переходе от одного действии к другому.

При совершении внушений в основном необходимо опираться на три ключевых момента. Первое, четко знать чего вы хотите, обладая ясным представлением о желаемом результате в любой сложившейся ситуации. Второе - проявлять внимательность и быть открытым в проявлении чувств. Третье - обладать гибкостью и способностью изменять свои действия до тех пор, пока не получите того, чего вы хотите [10]. Специалисты в области нейролингвистического программирования для повышения эффекта внушения рекомендуют реже использовать в речи частицу «не».

В психологической науке описывается такое понятие, как ригидность мыслительной деятельности. В НЛП данный психический феномен используют с целью внушения. Так, в случае если человек три раза подряд дал утвердительный ответ, то с наибольшей долей вероятности в четвёртый раз он тоже ответит положительно. Данную стратегию, называемую техникой согласия по инерции, М. Эриксон обозначал как одну из самых оптимальных и надежных при достижении транса [4]. Используя данную стратегию, на первом этапе следует говорить не просто о том, с чем собеседник согласиться, а о том, что происходит в настоящий момент времени [6]. Для установления связи наблюдаемого поведения и желаемого опыта рекомендуем использовать конъюнкцию с применением союза «и». Она связывает высказывание, устанавливающего подстройку, с высказыванием ведения, что отражает формулу лингвистической программы «Х и Y». Использование дополнительных высказываний подстройки способно усиливать ее эффект и соответствует формуле «X и Х и Y». Применение противоположной или отрицательной формы коъюнкции (дизъюнкции) может в некоторых случаях привести к тем же результатам, что отражает лингвистическую формулу «X и Х и Х, но Y».

Еще одна техника эффективного внушения - «тройная спираль», основанная на положении о том, что человеческая психики обладает способностью собирать в единое целое разрозненные элементы [4]. Содержание данной техники заключается в том, что компонент первого рассказа разрывается и вставляется компонент второго рассказа между частями первого. Этот второй компонент (метафора) уходит из контроля сознания на уровень бессознательного, способствуя работе с ней как с главной командой [6]. Таким образом, данный прием внушения представлен тремя частями рассказа, соединенными в один. Начинается первый рассказ, который не заканчивается, далее следует второй, который тоже не заканчивается, и начинается третий. Затем заканчивается второй, после чего первый. В третий рассказ вставляется нужная команда. Собственно говоря, третий рассказ может быть полностью этой самой командой. При этом сознанием команда забывается, но подсознание ее четко выполняет [5]. Очень хорошо при этом применять так называемую прием закольцевания, когда суггестор, т.е. человек, производящий внушение, производит какое-либо действие в начале внушения и обратное ему в конце внушения. Например, снимает очки в начале тройной спирали и одевает их в конце.

Известный специалист в области нейролингвистического программирования Р. Дилтс доказал, что с психологической точки зрения существует несколько уровней обработки информации [7]: внешнего окружения, поведения, способностей, убеждений и идентичности. В профессиональной деятельности педагогу необходимы знания об уровнях обработки информации, чтобы понимать характер и уровень организации возникающего у школьника затруднения в учебной деятельности: Коренится ли оно во внешнем контексте, или же в поведении, или же в модели мира, или же в способностях, а может быть в убеждениях или идентичности, влияющей на весь процесс переработки информации.

Применение позитивного маркирования. Ранее в педагогике применяли методы условнорефлекторного воздействия. Например, при отучивании детей от «дурных привычек» учителя производили легкий удар по руке, как только ребенок совершал или пытался совершить запретное движение [14]. В наше время педагоги ограничиваются вербальными и невербальными методами без рукоприкладства. Так, для положительного подкрепления успешных и адекватных действий обучающихся можно использовать эмоционально позитивные слова, подкрепляя их невербально (тоном голоса, жестами, выражением лица, прикосновениями и пр.), которые в нейролингвистическом программировании называются аналоговым маркированием [2]. Очень важно осуществлять сравнение успехов ученика с его собственными прошлыми достижениями, но не с успехами других школьников.

Подстройка к будущему как техника НЛП, должна применяться в конце урока. Ее цель - понимание учеником того, где и как он будет применять полученные знания [12].

Выводы. Мы рассмотрели некоторые техники нейролингвистического программирования, представляющие педагогическую инновацию, которые можно эффективно использовать в образовательном процессе. Действительно, преподавание - это очень сложный, многосторонний и поистине творческий процесс. Используя же некоторые техники нейролингвистического программирования (НЛП), не вдаваясь в глубинные основы психологической науки, педагог может сэкономить свои внутренние силы на форме проведения занятия, для того, чтобы перенаправить их на содержательную сторону и наполнить процесс обучения наиболее яркими и запоминающимися для обучающихся моментами.

Литература:

1. Барыбина Е.Б. Полимодальность восприятия как фактор развития перцептивных способностей учителя начальных классов: Автореферат дисс. ... 19.00.07 - Педагогическая психология. - Курск, 2005. - 24 с.

2. Боденхамер Б.Г., Холл М. НЛП-практик: полный сертификационный курс. Учебник магии НЛП. -СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 272 с.

3. Бубличенко М.М. Гипнотические приёмы в общении. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - 112 с.

4. Гордеев М.Н. Гипноз: Практическое руководство. 3-е изд. — М. Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 240 с.

5. Горин С., Котлячков А. Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью.. - М.: «Твои книги», 2018. - 352 с.

6. Горин С.А вы пробовали гипноз? Плюс часть II: по письмам читателей. -М.: «Эксмо», 2018. - 416 с.

7. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. Пер. с англ. В.П. Чурсина. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 192 с.

8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: «Питер», 2011. - 508 с.

9. Клюшникова Р. НЛП в образовании. - Режим доступа: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/nlp/1415-centr-nlp-v-obrazovanii-dlya-chego-on-i-nuzhen-li.html

10. О'Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. - М.: Издательство «Гранд-Фаир», 2008. - 288 с. - Режим доступа: https://www.rulit.me/books/vvedenie-v-nejrolingvisticheskoe-programmirovanie-novejshaya-psihologiya-lichnogo-masterstva-read-144019-1 .html

11. Олдер Г., Хэзер Б. НЛП. Вводный курс. Полное практическое руководство./ Пер. с англ. К. Семенова - К.: «София», 2000. - 224 с.

12. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП.- М: «Совершенство», 1997. - 223 с.

13. Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2013. - № 1 (17). - С. 123-127.

14. Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. - М: Издательство «Т8 Издательские технологии», 2012. -300 с. - Режим доступа: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_6/858/012.htm

15. Холл М., Боденхамер Б. Полный курс НЛП. - М: Издательство АСТ, 2018. - 640 с.

Психология

УДК 59

кандидат психологических наук, доцент кафедры

психолого-педагогического образования, директор Гусейнов Руслан Джангирович

Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Дербент); кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Гусейнова Ираде Сафаратдиновна

Институт социально-гуманитарного образования,

ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Дербент); кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования Пирмагомедова Эльмира Абудиновна

Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (г. Дербент)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Аннотация. В настоящей статье изучаются ключевые психологические особенности современного российского студенчества. Рассматриваются наиболее значимые возрастные и социально-психологические особенности его представителей, ряд наиболее характерных изменений, происходящих в этот период в сфере мотивации и системы ценностных ориентации индивида. При этом особое внимание уделяется интенсификации процесса формирования специальных способностей в связи с профессионализацией. Внимание, кроме того, уделяется важнейшим проблемам, связанным с особенностями психологического портрета современного студента, и имеющим определённое негативное влияние на формирование его личностных и профессиональных качеств. Исследуются также наиболее эффективные пути их решения.

Ключевые слова: студент, преподаватель, возрастные особенности, профессиональные качества, личностные качества, познавательная деятельность, активизация.

Annotation. This article examines the key psychological features of modern Russian students. We consider its representatives' most significant age and socio-psychological characteristics, a number of the most important changes that occur during this period in the motivation sphere and the system of personal value orientations. At the same time, special attention is paid to the intensification of forming special abilities process in connection with professionalization. In addition, attention is paid to the most important problems related to the features of modern student psychological portrait, which have a certain negative impact on the formation of his personal and professional qualities. The most effective ways to solve them are also studied.

Keywords: student, teacher, age characteristics, professional qualities, personal qualities, cognitive activity, activation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.