Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
наказание / таможенные органы / административные правонарушения / либерализация / таможенные правонарушения / государства-члены ЕАЭС. / punishment / customs authorities / administrative offenses / liberalization / customs offenses / EAEU member states.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников Дмитрий Анатольевич, Гиль Елизавета Валерьевна

В статье приведены результаты проведенного исследования по отдельным аспектам применения наказания за административные правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов. На основании проведенного исследования делаются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников Дмитрий Анатольевич, Гиль Елизавета Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF APPLICATION OF PUNISHMENTS FOR ADMINISTRATIVE OFFENSES WITHIN THE COMPETENCE OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RF

The article presents the results of a study on certain aspects of the application of punishment for administrative offenses within the competence of customs authorities. Based on the research, proposals are made to improve the current legislation.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ»

Дмитрий Анатольевич БРАЖНИКОВ - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и финансового права Российской таможенной академии Россия, г. Москва, e-mail: Dbrazh@yandex.ru

Елизавета Валерьевна ГИЛЬ - студент юридического факультета Российской таможенной академии Россия, г.Москва, e-mail: EV@yandex.ru

УДК 342.9

Для цитирования: Д.А. Бражников, Е.В. Гиль. Некоторые аспекты применения наказаний за административные правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов РФ // Журнал «Общество и государство». 2023. № 3 (43). С. 45-49. DOI: 10.24412/2224-9125-2023-3-45-49

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ОТНЕСЕННЫЕ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

АННОТАЦИЯ

В статье приведены результаты проведенного исследования по отдельным аспектам применения наказания за административные правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов. На основании проведенного исследования делаются предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: наказание, таможенные органы, административные правонарушения, либерализация, таможенные правонарушения, государства-члены ЕАЭС.

Dmitry Anatolyevich BRAZHNIKOV - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Administrative and Financial Law of the Russian Customs Academy, Russia, Moskow, e-mail: Dbrazh@yandex.ru

Elizaveta Valerievna GIL - student of the Faculty of Law of the Russian Customs Academy Russia, Moskow, e-mail: EV@yandex.ru

SOME ASPECTS OF APPLICATION OF PUNISHMENTS FOR ADMINISTRATIVE OFFENSES WITHIN THE COMPETENCE OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RF

ANNOTATION

The article presents the results of a study on certain aspects of the application of punishment for administrative offenses within the competence of customs authorities. Based on the research, proposals are made to improve the current legislation.

Keywords: punishment, customs authorities, administrative offenses, liberalization, customs offenses, EAEUmember states.

Несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательства, число наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела, остается высоким и продолжает расти, а учитывая массовый и значительный экономический ущерб от этих правонарушений, определяет значимость исследования вопросов административного наказания за их совершение. Как показывает анализ правоприменительной практики ФТС России, «за 2020 г. возбуждено 114 547 дел, за 2021 г.

- 138 818 дел, за 2022 г. - 146 936 дел. Вынесено постановлений о назначении наказания за 2020 г.

- 113 200, за 2021 г. - 123 655, за 2022 г. - 147 886»1.

Дефиниция «административное наказание» нашла свое легальное закрепление в ст. 3.1. КоАП РФ»2. Согласно данной норме, административное наказание - это мера ответственности (санкция), налагаемая государством за совершение административного правонарушения, которая используется с целью предотвращения повторных правона-

1 Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: https://sktu.customs.gov.ru/news/ document/325147.

2 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г., N 1, ст. 1.

рушений как со стороны самих правонарушителей, так и со стороны других лиц. Исходя из данного определения следует, что административное наказание в области таможенного дела является мерой ответственности (санкцией), предусмотренной государством, и может быть применено к лицам, нарушившим таможенное законодательство, уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судами.

Под системой административных наказаний целесообразно понимать сложный механизм, устанавливающий иерархию целей такого наказания, а также служащий средством достижения конкретных или общих целей превенции. Систему наказаний за административные правонарушения в области таможенного дела составляют:

1. предупреждение;

2. административный штраф;

3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Современное законодательство о наказаниях за административные правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов, характеризуется своей разветвленностью. Так, основным актом в данной сфере является КоАП РФ, однако, глава 16, устанавливающая перечень таможенных правонарушений и наказаний за них, является бланкетной и отсылает нас к различным нормативным правовым актам, в том числе — международным. Таможенные органы также расследуют и ряд других статей, отнесенных к их компетенции, но не входящих в главу 16 КоАП РФ, которые связаны с защитой интеллектуальной собственности — ст. 14.10, 7.12, или нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования ст. 15.25, или же непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров ст. 19.7.13 и др.

В 2016 году к уже существующим санкциям добавилось предупреждение, что, связано именно с либерализацией системы санкций, но только для правонарушителей из числа некоммерческих организаций и субъектов предпринимательской деятельности. Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 14.07.2022 N 290-ФЗ, «внесены изменения в КоАП РФ, суды и органы административной юрисдикции обязаны производить замену административного наказания в указанном порядке независимо от правового статуса правонарушителя. Также снижение размера административного штрафа вдвое за нарушение таможенного законодательства, но только при уплате штрафа в течение 20 дней с момента принятия решения»3.

В административном праве, система наказаний очень динамична, и, отдельные правонарушения переживают период либерализации. Несомненно, на какие-то виды деликтов законодатель в свете текущих событий в стране и мире в целом реагирует крайне остро — в кодексы вносятся новые составы и усиливаются наказания за уже существующие, однако, в сфере наказаний за административные правонарушения мы отметим если не либерализацию, то как минимум стабильность.

За 2022 год по данным ФТС России «возбуждено 146 936 дел, при этом внесено постановлений о назначении наказания 147 886 дел, т.е. больше чем возбуждено дел»4. Данные сформированы и представлены в таблице 1: Таблица 1.

Статистические данные по наказаниям 16 главы КоАП РФ, а также по составам, не связанных с

нарушениями таможенных правил с 2018 по 2022 гг.

с; <и о ^ сс Si 5 S 0 со x ^ со со 1- X 1 1 Подвергнуто наказанию в виде предупреждения CD 2 £ i! и I i е i ю и н аи зи СО J ка ак X о ° f

£ <и * > vo со о m О ф X ZT <и СО О X <и со X со 15 х m о Подвергну в виде адг штрафа ун Е о о. * ее вд ди ов Пв

2022 146 936 147 886 13 121 63 839 12 992

2021 138 818 123 655 11 418 54 520 11 050

2020 114 547 113 200 9 461 44 412 12 309

2019 150 968 148 066 30 367 81 456 19 595

2018 143 148 142 536 47 831 71 240 18 282

Сравнивая показатели статистических данных таможенных правонарушений за период с 2018 -2022 г.г., можно сделать вывод, что они не принципиально не изменились, за исключением 2020 г. В период вспышки СОУГО-19, число таможенных правонарушений сократилось. Это связано с ограничениями на ввоз и вывоз, в перемещении людей, товаров и транспортных средств. РФ закрыла все морские, сухопутные и речные границы, а также усилила контроль на государственных границах. Во-вторых, наказания распределились примерно пропорционально — как мы видим, таможенные органы отдают предпочтение виду санкции как административный штраф. Достаточно эффективная мера административного принуждения и применяется практически по всем статьям 16 главы КоАП РФ, а также по составам, не связанных с на-

3 Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

4 Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: https://sktu.customs.gov.ru/news/ document/325147.

рушениями таможенных правил.Если сравнивать показатели таможенных правонарушений за 2022 год государств-членов ЕАЭС, то в Республики Беларусь таможенными органами возбуждено около 47 000 административных правонарушений с общей площадью 207 595 км2, в то время в Российской Федерации общей площадью 17 125 191 км2 воз-буждено146 936 дел. Объективно в РФ показатели стабильны и их отклонение от нормальных значений не превышает статистическую погрешность.

Проведенное нами исследование показало, что наиболее распространенной статьей среди государств-членов ЕАЭС является недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, связано не только с уклонением от уплаты таможенных пошлин, но может иметь и ряд других причин, такие как недоверие к государственным органам, непонимание или незнание таможенных правил, сокрытие доходов, некоторые товары могут быть запрещены или ограничены к ввозу или вывозу в страну. Уклонение от уплаты налогов и пошлин является серьезной проблемой для экономики го-

сударств-членов ЕАЭС, и поэтому ведутся активные действия по борьбе с этим явлением. Для более наглядного сравнения величин санкций обратимся к таблице 2.

Проведенный анализ исследования показал, что законодательства государств-членов ЕАЭС по делам о таможенных правонарушениях и таможенном регулировании, крайне схожи. Это объясняется не только наличием единого международного договора, в соответствии с которым государства унифицировали свою правовую базу, но и особенностями исторического развития. Как мы можем заметить в РФ и Армении штрафы адвалорные, а в Беларуси, Казахстане и Кыргызстане твердые. Собственно, там не будут разделять единую партию на 10 маленьких просто на случай, если что-то пойдет не так и придется платить штраф. Значит будет меньше партий, а значит уже поле контроля, соответственно выше административная эффектив-ность.Таким образом, если мы хотим гармонизации законодательства и углубления международного сотрудничества нужно учитывать все нюансы для

Нормативный правовой акт законодательства государства - члена ЕАЭС Номер и наименование статьи Санкции статьи

Таможенный кодекс Республики Армения от 06.07.2000 № ЗА-83 Статья 203. Недекларирование товаров и транспортных средств или их декларирование не своим наименованием, при отсутствии признаков преступления при отсутствии признаков преступления -влечет наложение штрафа в размере таможенной стоимости этих товаров и транспортных средств

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 93-3 Статья 15.5. Недекларирование, либо представление недостоверных сведений о товарах влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до тридцати процентов от стоимости предмета административного правонарушения

Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 № 235-У Статья 551. Недекларирование или недостоверное таможенное декларирование товаров, наличных денежных средств, денежных инструментов, недостоверное заявление сведений в таможенных документах влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства -в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей

Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях от 28.10.2021 № 128 Статья 366. Нарушение порядка декларирования товаров влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 30 расчетных показателей, на юридических лиц - 130 расчетных показателей

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ Статья 16.2. Недекларирование, либо недостоверное декларирование товаров влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц -от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей

Таблица 2.

Сравнительный анализ величины санкции за недекларирование, либо недостоверное декларирование товаров государств-членов ЕАЭС

унифицированного акта.

Существует необходимость в дальнейшем укреплении и развитии сотрудничества между таможенными органами государств ЕАЭС, а также поддержание дружественных отношений с другими странами, поможет взаимопомощи в таможенных и административных вопросах, обменяться опытом, эффективно бороться с таможенными правонарушениями и обеспечить экономическую безопасность в целом. Важно также продолжать работу по унификации законодательства в области таможенного регулирования и развитию интеграционных процессов, чтобы обеспечить более эффективное функционирование единой таможенной территории.

Анализ статистических данных наглядно показал, что самым часто совершаемым правонарушением по 16 главе КоАП РФ является — недекларирование либо недостоверное декларирование товаров (ст.16.2).

Проведенное исследование показало, что главной проблемой остаются вопросы разграничения ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2. «В спорах часто возникают сложности из-за неоднозначной формулировки пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 18. Согласно части 1, установлена ответственность за недекларирование товаров, транспортных средств возникает, если органу не заявляется часть однородного товара, или в декларации сообщаются сведения только об одном товаре из товарной партии, состоящей из нескольких товаров, либо же при таможенном оформлении представляется товар, который отличается от того, чьи сведения были указаны в таможенной декларации. Однако, если товар полностью соответствует количественным характеристикам, но содержит недостоверную информацию о качественных характеристиках, то для определения нарушения применяется часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ. В таком случае возникает вопрос о сходстве товаров. Если товар или группа товаров соответствуют первым четырем цифрам кода ТН ВЭД и не вызывают возражений таможенного органа, то это явно нарушение по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ»5.

Если возникает спор о первых четырех цифрах классификации, то это обычно рассматривается как нарушение по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Однако неясно, на каких основаниях такая практика основана, и она может быть ошибочной. Даже если таможенный орган согласен с классификацией товара по первым четырем цифрам, все равно могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. Это свидетельствует о том, что это правило не всегда работает. Мы считаем, что для решения этой проблемы необходимо внести изменения в главу 16 КоАП РФ, чтобы разграничить два состава правонарушений, а не только в Постановление Пленума.

На практике бывают случаи, когда физические лица, прибывающие с товарными партиями, остав-

ляют товар в зоне таможенного контроля и идут через «зеленый» коридор как не имеющие в сопровождаемом багаже (включая ручную кладь) товар, подлежащих таможенному декларированию.Позд-нее эти люди получают свой багаж в камере хранения невостребованного багажа, заявляют товары, уплачивая таможенные пошлины, или заявляют товары для обратного вывоза. Однако, проходя по «зеленому» коридору без декларирования товаров таможенному органу, они нарушают обязательство по декларированию, закрепленное в ст. 260 ТК ЕАЭС, в его деянии имеется событие АП, предусмотренное частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

В целом, при изучении процесса борьбы с административными правонарушениями были выявлены процессуальные нарушения, допускаемые должностными лицами таможенных органов, а также некоторые вопросы, требующие как нормативного регулирования, так и выработки единообразных подходов правоприменения. Рассмотрим их более детально:

1. при составлении протоколов изъятия вещей или документов понятые не ознакамливались с правами и обязанностями, предусмотренными 25.7 КоАП РФ;

2. не всегда верно квалифицировалось выявленное правонарушение, а ещё чаще, не правильно определялся субъект привлечения к ответственности;

3. имело место необоснованное возбуждение дел об АП в связи с неполнотой собранного в рамках таможенного контроля первичного материала;

4. оформление процессуальных документов об административных правонарушениях с нарушением требований КоАП РФ.

Полагаем, что для совершенствования законодательства и эффективной борьбы с таможенными необходимо разработать ряд правил, для дальнейшего законодательного закрепления:

1. нововведения в законодательство, касающееся рассмотрения дел по административным правонарушениям, включая разработку ряда правовых институтов, в том числе использование специальных познаний для уточнения фактов правонарушения, позволит совершенствовать процесс рассмотрения административных дел;

2. преобразование производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с целями, задачами, принципами, гарантиями и условиями, используя процессуальные и непроцессуальные средства, приемы, рекомендации и методы, применяемые в административном процессе;

3. разработка тактических и технических методов, рекомендаций по выполнению процессуальных действий и получению объектов для специального исследования в цифровом пространстве с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

4. создание организационно-правовых механиз-

5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 25.06.2019) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета, №250, 08.11.2006.

мов для оптимизации административно-юрисдик-ционной деятельности;

5. «если присутствуют сведения о признаках противоправного деяния или его подготавливающих, совершающих или совершивших лицах, то следует активно использовать механизмы оперативно-розыскной деятельности таможенных органов»6.

Для снижения числа наказаний за административные правонарушения, отнесенные к компетенции таможенных органов РФ необходимо принимать комплексные меры, включающие в себя ужесточение наказаний, развитие международного сотрудничества между таможенными органами разных стран, внедрять современные информационные технологии, также повышение эффективности таможенного контроля и улучшение транспарентности таможенных процедур. Осуществляя эти меры, мы можем создать более безопасную и защищенную среду, повысить эффективность работы таможенных органов, а также сократить количество совершаемых таможенных правонарушений.

Для их разрешения необходимо в первую очередь внести соответствующие поправки в законодательство РФ. Необходимо разработать комплекс методических правил и мероприятий, обеспечивающих правильное исполнение постановлений и иных обязанностей должностными лицами таможенного органа.

Для решения проблем обеспечения экономической безопасности государств-членов ЕАЭС с точки зрения таможенной деятельности, наиболее эффективным подходом является комплексное выполнение двух направлений: улучшение эффективности таможенного контроля в рамках системы управления рисками и унификация законодательства о таможенных правонарушениях путем создание единого унифицированного акта в виде Административного кодекса ЕАЭС о таможенных правонарушениях. Такой акт должен содержать единые принципы, сроки, критерии и правила определения и применения административных наказаний за правонарушения в таможенной сфере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: https://sktu. customs.gov.ru/news/document/325147.

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N195-ФЗ

(ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2002 г., N1, ст. 1.

3. Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы [Электронный ресурс]. URL: https://sktu. customs.gov.ru/news/document/325147.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006N18 (ред. от 25.06.2019) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» //Российская газета, №250, 08.11.2006.

6. Ткаченко М. Ф. Россия в системе международной помощи развитию государств Центральной Азии //Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 4. С. 46.

SPISOK LITERATURY:

1. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy tamozhennoy sluzhby [Elektronnyyresurs]. URL: https://sktu.customs.gov.ru/ news/document/325147.

2. «Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» ot 30.12.2001 N195-FZ (red. ot 28.04.2023) // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsiiot 2002g., N1, st. 1.

3. Federal'nyy zakon ot 14.07.2022 № 290-FZ«O vnesenii izmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» istat'yu 1 Federal'nogo zakona «O vneseni iizmeneniy v Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh».

4. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy tamozhennoy sluzhby [Elektronnyyresurs]. URL: https://sktu.customs.gov.ru/ news/document/325147.

5. Postanovleniye Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 24.10.2006 N18 (red. ot 25.06.2019) «O nekotorykh voprosakh, voznikayush u sudovpriprimenenii Osobennoy chaste Kodeksa Rossiyskoy Federatsii ob adm inistrativnykh pravonarusheniyakh» // Rossiyskay agazeta, №250, 08.11.2006.

6. Tkachenko M. F. Rossiya v sisteme mezhdunarodnoy pomoshchi razvitiyu gosudarstv Tsentral'noy Azii // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. 2018. № 4. S. 46.

6 Ткаченко М. Ф. Россия в системе международной помощи развитию государств Центральной Азии // Вестник Российской таможенной академии. 2018. № 4. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.