Научная статья на тему 'Некоторые аспекты применения международныхстандартов финансовой отчетности (МСФО) в России'

Некоторые аспекты применения международныхстандартов финансовой отчетности (МСФО) в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE DRAFT LAW "ON ACCOUNTING" / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА ПРИМЕНЕНИЯ / СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ПОПРАВКИ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД / АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАР-ТОВ / ПРОЕКТ ЗАКОНА "О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS / REFORMING / APPLICATION INFRASTRUCTURE / THE REGULATORY SYSTEM OF ACCOUNTING / RESTATEMENT COSTS / AMENDMENT / OFFICIAL TRANSLATION / USE OF ALTERNATIVE STANDARDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесник Петр Владимирович

В статье предлагается вариант создания инфраструктуры применения в России международных стандартов финансовой отчетности путем принятия Федерального за-кона «О консолидированной финансовой отчетности», а также внесения изменений в проект и принятие новой редакции закона «О бухгалтерском учете». Рассматриваемый вариант внедрения МСФО в правовое поле РФ дает организациям возможность выбора между российскими и международными стандартами учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article offers the option to create the introduction infrastructure of IFRS in Russia through the adoption of the Federal Law "On the Consolidated Financial Statements", as well as amendments made to and adoption of the new draft law "On Accounting". The presented version of IFRS introduction in the legal field of Russian Federation enables entities to choose between Russia's and international accounting standards.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты применения международныхстандартов финансовой отчетности (МСФО) в России»

П. В. Колесник

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХСТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

(МСФО) В РОССИИ Аннотация

В статье предлагается вариант создания инфраструктуры применения в России международных стандартов финансовой отчетности путем принятия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», а также внесения изменений в проект и принятие новой редакции закона «О бухгалтерском учете». Рассматриваемый вариант внедрения МСФО в правовое поле РФ дает организациям возможность выбора между российскими и международными стандартами учета.

Annotation

This article offers the option to create the introduction infrastructure of IFRS in Russia through the adoption of the Federal Law “On the Consolidated Financial Statements”, as well as amendments made to and adoption of the new draft law "On Accounting". The presented version of IFRS introduction in the legal field of Russian Federation enables entities to choose between Russia's and international accounting standards.

Ключевые слова

Международные стандарты финансовой отчетности, реформирование, инфраструктура применения, система регулирования бухгалтерского учета, трансформационные издержки, поправки, официальный перевод, альтернативное применение стандартов, проект закона «О бухгалтерском учете».

Key words

International financial reporting standards, reforming, application infrastructure, the regulatory system of accounting, restatement costs, amendment, official translation, use of alternative standards, the draft law "On Accounting".

Современная ситуация в российской экономике характеризуется все большей потребностью предприятий в

инвестиционных ресурсах. Кроме того, формируется институт инвесторов, основная потребность которых - получе-

2010 № 1

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

ние достоверной информации об организациях с целью выбора объекта инвестирования и контроля его состояния. Зарубежные инвесторы, которые готовы к вложению капитала на территории России, испытывают аналогичные информационные потребности. Названные обстоятельства предопределяют необходимость реформирования российского бухгалтерского учета и постепенного внедрения в нашей стране Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

К настоящему моменту в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, а также Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее Концепция) на основе МСФО разработан и действует комплект Положений по бухгалтерскому учету. Следует отметить, что по большинству направлений учета соответствие между национальными и международными стандартами достигнуто. Вместе с тем сохраняются различия в требованиях российских и международных стандартов в отношении многих объектов учета, что не позволяет сделать вывод о полном соответствии отечественных Положений МСФО.

Непосредственное использование МСФО в России связано с определенными трудностями, обозначенными в Концепции еще в 2004 году:

• отсутствием официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

• неоправданно высокими затратами хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам. [1]

В связи с этим, на наш взгляд, решений теоретического и практического характера требуют проблемы выбора варианта нормативной базы использования международных стандартов в РФ, а также параллельного применения национальных и международных стандартов.

На сегодняшний день существует множество вариантов нормативной базы использования международных стандартов в РФ. Например, авторы аналитического доклада «Влияние внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации на смежные области государственного регулирования» предлагают 12 вариантов, которые представлены в блок-схеме на рисунке 1.1.

В качестве оптимального варианта авторы доклада рассматривают национальные стандарты, содержащие дополнительные требования к отчётности, не встречающиеся в МСФО, но при этом не противоречащие ни одному из требований МСФО. Дополнительные требования предлагается внести с целью удовлетворения информационных потребностей смежных сфер государственного регулирования (прежде всего статистики).

Несомненно, данный вариант позволит построить национальную систему стандартов финансовой отчетности, выполняя которые, организация составит отчетность, соответствующую требованиям МСФО. Только этот вариант, не в ущерб качеству МСФО, позволяет реализовать дополнительные потребности смежных сфер государственного регулирования, не реализованные в МСФО, прямо в тексте самих стандартов. В других вариантах эти требования придётся реализовывать только через отдельные нормативные акты вне системы регулирования бухгалтерского учёта.

Рис. 1.1 Варианты нормативной базы для реализации требований МСФО в РФ [9]

Однако, по нашему мнению, авторы не учли еще один существенный недостаток рассматриваемого варианта: значительную сложность его практической реализации. Создание описанных выше стандартов потребует внесения изменений в систему регулирования

официального статистического учета, а также существенной доработки содержания МСФО. Скорее всего, разработка таких стандартов будет очень длительной и трудоемкой. Кроме того, Совет по МСФО постоянно дорабатывает уже существующие и принимает новые

стандарты и интерпретации. Следовательно, российские стандарты неминуемо будут содержать устаревший текст, и отчетность, составленная по ним, полностью соответствовать требованиям МСФО не будет.

На наш взгляд, предпочтение следует отдать опубликованным на русском языке МСФО и разъяснениям МСФО, принятым Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности. В целях применения на территории РФ международные стандарты и разъяснения должны быть признаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации. Данный вариант изложен в проекте закона «О консолидированной финансовой отчетности», который в настоящий момент принят Государственной Думой во втором чте-нии.[4]

В результате применения рассматриваемого варианта будет достигнуто соответствие консолидированной финансовой отчетности российских организаций наиболее распространённым и признанным в мире требованиям. Указанная отчетность будет построена на основе наиболее универсальной методики. Признанные в установленном порядке международные стандарты станут официально признанным источником правовых норм на русском языке. Наша страна фактически войдет в европейскую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Вместе с тем процесс признания характеризуется риском отставания системы стандартов и интерпретаций, принятых в РФ, от стандартов и интерпретаций, принятых Советом по МСФО. При внесении Советом по МСФО поправок в имеющиеся стандарты, принятии новых стандартов, отмене старых соответствующие изменения должны оперативно вноситься в российский текст. Внесение изменений должно

происходить в том же порядке, что и признание.

Слабой стороной предлагаемого решения является необходимость принятия всех стандартов и интерпретаций единовременно. Это, безусловно, потребует от российского бухгалтера определенной переподготовки, повышения квалификации и получения дополнительного образования. Как известно, МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» требует полного соответствия финансовой отчетности всем требованиям международных стандартов. По нашему мнению, в этом и состоит смысл внедрения МСФО в России.

Таким образом, реализация рассматриваемого варианта нормативной базы позволит принять самостоятельный нормативный документ, который позволит легализовать МСФО на территории Российской Федерации.

Однако законопроект «О консолидированной финансовой отчетности» не распространяет возможность применения международных стандартов на индивидуальную отчетность. Следовательно, для того чтобы подготовить консолидированную отчетность по МСФО, потребуется трансформировать отдельную отчетность всех организаций, входящих в группу. Поэтому в

случае принятия данного закона хозяйствующие субъекты будут продолжать нести высокие трансформационные издержки и проблема параллельного применения национальных и международных стандартов останется неразрешенной. Вместе с тем, как верно отмечает Л. З. Шнейдман, полный переход на МСФО будет означать отказ от сложившейся национальной системы бухгалтерской отчетности, что не входит в ближайшую перспективу экономического развития России.

По нашему мнению, проблему можно решить путем предоставления организациям возможности выбора между национальными или утвержденны-

ми в установленном порядке международными стандартами. Как известно, сейчас ведется работа над новой редакцией закона «О бухгалтерском учете», которая должна будет заменить ныне действующий одноименный нормативно-правовой акт от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ. Мы считаем целесообразным внести в нее ряд поправок.

Во-первых, в список документов, регулирующих бухгалтерский учет на территории Российской Федерации, следует включить международные стандарты, признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во-вторых, экономическим субъектам необходимо предоставить возможность формировать учетную политику, а также избирать способы ведения бухгалтерского учета в отношении конкретных объектов, руководствуясь либо национальными и отраслевыми стандартами, либо утвержденными в установленном порядке международными стандартами. При этом экономическому субъекту должно быть запрещено применять российские и международные стандарты одновременно. С нашей точки зрения, предложенные поправки позволят снять с организаций бремя ведения двойного учета и составления финансовой отчетности по разным правилам, а также закрепить вхождение МСФО в правовое поле России.

Таким образом, по нашему мнению, принятие закона «О консолидированной финансовой отчетности», внесение предложенных изменений и принятие новой редакции закона «О бухгалтерском учете», а также признание в установленном порядке и опубликование на русском языке МСФО и разъяснений МСФО позволит создать необходимую инфраструктуру применения международных стандартов, не отказавшись при этом от национальной системы регулирования бухгалтерского учета.

Вместе с тем положение, которое существует в настоящий момент, созда-

ет предпосылки для дальнейшей теоретической и практической разработки сформировавшихся в нашей стране методов составления отчетности по МСФО. На наш взгляд, это, прежде всего, относится к методу трансформации, который является наиболее распространенным в России.

Библиографический список

1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. № 180)

2. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283)

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ

4.Проект Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности»

5.Проект Федерального закона «О бухгалтерском учете»

6. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 30.12.1996 № 112)

7.Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 июня 2002 г. N КГ-А40/3481-02

8.Вахрушина М. А., Мельникова Л. А. Международные стандарты финансовой отчетности. - М.: Омега-Л, 2009

9. «Влияние внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации на смежные области государственного регулирования» НСФО аналитический доклад, 2005

10.Айдар Кожахметов МСФО: светло ли будущее? // Главбух. - 2004. - №17

ll.T. Tsakumis, David R. Campbell Sr., Tymothy S. Doupnik IFRS: Beyond the Standards // Journal of Accountancy. -February 2009

Bibliographic list

1.The Concept of development of accounting and reporting in Russia for the medium term (approved by order of the minister of Finance of Russia on July 1, 2004 № 180

2. Program of Accounting Reform in accordance with International Financial Reporting Standards (approved by RF Government Resolution dated March 6, 1998 № 283)

3.Federal Law “On Accounting” dated November 21, 1996 № 129 FZ

4.Draft Federal Law “On the Consolidated Financial Statements”

5.Draft Federal Law “On Accounting”

6.Methodical recommendations for the compilation and presentation of consolidated financial statements (approved by order of the Ministry of Finance of Russia from 30.12.1996 № 112)

7.The Federal Arbitration Court of Moscow District resolution dated June 10, 2002 N KG-A40/3481-02

8.Vakhrushina M. A., Melnikova L. A. International Financial Reporting Standards. - M.: Omega-L, 2009

9.The effect of International Financial Reporting Standards implementation in the related areas of state regulation" FRRB analytical report, 2005

10.Aidar Kozhakhmetov IFRS: is the future clear? // Glavbukh. - 2004. - № 17

11.T. Tsakumis, David R. Campbell Sr., Tymothy S. Doupnik IFRS: Beyond the Standards // Journal of Accountancy. -February 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.