ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аксенов С.С.
Аксенов Станислав Сергеевич - магистрант, юридический факультет, Южный институт менеджмента, г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируются некоторые аспекты правового регулирования отношений, складывающихся в сфере газоснабжения в Российской Федерации. Ключевые слова: газоснабжение, договор газоснабжения, правовое регулирование сферы газоснабжения.
Правовое регулирование отношений, связанных с газоснабжением, является одной из актуальных и значимых проблем в российском праве, поскольку на современном этапе в русле развивающегося и стремящегося к прогрессу общества сложно представить повседневную жизнь населения Российской Федерации без снабжения энергией. Значение природного газа для эффективного функционирования и развития экономической сферы невозможно переоценить, являясь сейчас и в далекой перспективе одним из основных видов энергоносителей, газ и продукты его переработки обеспечивают работу промышленности, сельского хозяйства и транспорта, потребности государства, связанные с поддержанием необходимого уровня обороноспособности, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, деятельностью многочисленных государственных служб, не говоря уже об экспортном значении поставки газа [10, с. 25], но при этом происходит столкновение с неразрешенными проблемами в области правового регулирования отношений, связанных с газоснабжением.
В настоящее время основное место в правовом регулировании отношений, связанных с газоснабжением,
27
занимают гражданский кодекс Российской Федерации (далее -ГК РФ), имеющий межотраслевую природу Федеральный Закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ (ред. от 7 ноября 2011 г.) «О газоснабжении в российской Федерации» [4] (далее - Закон о газоснабжении), постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 (ред. от 24 ноября 2011 г.) «Об утверждении Правил поставки газа в российской Федерации» [5] (далее - Правила поставки газа), постановление Правительства РФ от 21 июня 2008 г. № 549 (ред. от 6 мая 2011 г.) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» [6] (далее - о Порядке поставки газа), постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 317 «об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в российской Федерации» [7]
В современных условиях российской Федерации отсутствует четкая система регулирований отношений по снабжению газом. в связи с этим без стабильного, развитого, усовершенствованного законодательства, которое бы учитывало в полном объеме специфику функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса, сложно осуществлять полноценно правовое регулирование отношений, связанных с газоснабжением в Российской Федерации, это и является одним из сдерживающих факторов развития данной сферы в целом. разбросанность норм о газоснабжении по различным нормативно-правовым актам дезориентирует правоприменителя, создавая существенные проблемы в правоприменительной деятельности всех заинтересованных субъектов.
Вопросы законодательного и нормативного правового обеспечения отношений участников процесса газоснабжения являются принципиально важными для дальнейшего развития газовой отрасти, а также системы газоснабжения потребителей, которое напрямую связано с качеством правового регулирования данных отношений. в условиях постоянно меняющегося законодательства в сфере газоснабжения выработка основополагающих принципов,
рассчитанных на среднесрочную перспективу, становится важной задачей, направленной на гарантирование стабильности гражданского оборота, поскольку потребление газа на внутреннем рынке должно осуществляться по простым и понятым правилам [8, с. 24]
Закон о газоснабжении регулирует значимые вопросы в сфере газоснабжения, например, в ст. 2 дается определение понятию «газоснабжение» как одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. Следует отметить, что законодатель, избрав в приведенной норме в качестве вектора правового регулирования отношения в сфере энергоснабжения, в дальнейшем отходит от цивилистической трактовки газоснабжения, что объясняется иными задачами данного нормативного правового акта, сформулированными в ст.1 Закона о газоснабжении.
Легальное понятие «газоснабжение» определено четко и понятно, но при анализе других понятий данной статьи Закона о газоснабжении просматриваются некоторые пробелы. определение понятия «поставщик (газоснабжающая организация)» не содержит квалифицирующих признаков данного субъекта. А.С. Пузиков считает, что договор газоснабжения по своей правовой природе не является поставкой, поэтому необходимо различать понятия «поставщик газа» и «газоснабжающая организация». он предпринял попытку, позволяющую устранить указанную проблему, предложив следующие дефиниции: газоснабжающая организация - собственник газа, осуществляющий по принадлежащей ему на праве собственности или ином вещном праве газораспределительной системе непрерывную подачу газа потребителю и оказывающий ему неразрывно связанные с подачей газа услуги в соответствии с договором газоснабжения; поставщик газа - собственник газа (или уполномоченное им лицо), осуществляющий поставки газа
газоснабжающим организациям и передающий газ на границе раздела магистральных газопроводов и сетей газораспределительных организаций).
Соответствующую параллель можно провести между понятиями «потребитель газа», «абонент», «субабонент газоснабжающей организации». В качестве потребителя газа по договору газоснабжения вправе выступать не только лицо, непосредственно приобретающее газ для использования в качестве топлива или сырья, но и уполномоченное им лицо (например, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив).
Решение проблемы, связанной с определением понятий в ст. 2 Закона о газоснабжении, не является однозначным. в экономическом аспекте, если ликвидировать отождествление данных понятий, то это приведет к возрастанию топливно-ресурсных и денежных затрат и поставщика газа, и газоснабжающей организации при снабжении населения газом. Когда собственником газа является одно юридическое лицо затраты снижаются. в правовом аспекте, согласно дефиниции А.С. Пузикова, данное разделение является приемлемым для понятийного аппарата, поскольку устраняет существующие пробелы и по существу определения понятий принимают четкую и понятную форму.
Необходимо обратить внимание на проблему определения правовой природы и видовой принадлежности договора газоснабжения потребителей через присоединенную сеть, поскольку она требует незамедлительного решения в связи с отсутствием четкой системы правового регулирования отношений участников процесса газоснабжения и увеличением количества споров, в том числе передаваемых в судебные инстанции, в рамках реализации прав и исполнения обязанностей субъектами газоснабжения.
Вопрос о правовой природе и видовой принадлежности договора газоснабжения вызывает дискуссии в научной литературе. По признакам особенностей предмета и состава его участников, прав и обязанностей сторон данный договор в рамках разграничения различных видов купли-продажи
относится многими авторами к разновидности договора энергоснабжения, распространенной является позиция, согласно которой по своей правовой природе договор газоснабжения относится к так называемым договорам снабжения через присоединенную сеть [2] Между тем, как замечает В.В. Витрянский, «если речь идет о правоотношениях, объектом которых является не энергия, а ресурсы и другие товары, то передача их покупателю (потребителю) через присоединенную сеть является лишь одним из возможных способов исполнения обязательств. Снабжение (передача, доставка) энергией (нефтью, газом, иными ресурсами), производимое через присоединенную сеть, является технической особенностью (одним из способов) исполнения обязательств, вытекающих из соответствующего договора, и само по себе не может служить видообразующим признаком, позволяющим выделить самостоятельный тип или даже вид гражданско-правового договора» [1, с. 158-159]
Договор газоснабжения не отождествляется с энергоснабжением как с видом гражданско-правовых договоров, однако требования законности, интересы разумности и стабильности гражданского оборота приводят к необходимости субсидиарного применения норм.
Квалификация указанного договора важна для установления правовых норм о договорных обязательствах, которые должны подлежать применению при решении вопросов и противоречий, не получивших прямого разрешения в действующих законодательных и иных нормативно-правовых актах [1, с. 207] Более того, определение правовой природы договора необходимо для разработки будущих нормативных актов, определяющих правовое регулирование указанных отношений. рассмотрим проблемные вопросы, возникающие в области регулирования газоснабжения, являющиеся существенными и сложно разрешимыми, но при этом лишь косвенно регулирующиеся нормами права, хотя хотелось бы, чтобы данным аспектам уделялось больше внимания законодателя, и соответственно,
регламентация отношений в этой области «внеправового характера» проходила прямым путем. К таким проблемным аспектам в сфере газоснабжения относится стабильность и безопасность граждан - потребителей, поскольку порой бесперебойное и качественное снабжение газом отдельного гражданина - абонента ставится под сомнение. в сложившейся ситуации интересы стабильности и безопасности газоснабжения граждан требуют повышенного внимания законодателя к правовой регламентации соответствующих отношений.
Новая стратегия развития топливно -энергетического комплекса должна содержать меры по энергосбережению в сфере потребления, их жесткое правовое регулирование путем введения лимитов, норм и систем штрафов за нарушение, стимулирование применения
энергосберегающих технологий и. т.д. Для создания эффективной и развитой системы правового регулирования отношений, связанных с газоснабжением в Российской Федерации, необходимы тщательный анализ противоречащих друг другу законодательных и нормативно -правовых актов, касающихся регулирования газоснабжения; совершенствование действующих нормативных актов; поиск перспективных и актуальных идей, позволяющих устранять противоречия в данной области; целостный, компетентный подход к разрешению правовых проблем. Газовая промышленность Российской Федерации является крупнейшее в мире, исходя из этого правовому регулированию отношений, связанных с газоснабжением, необходимо и важно уделять больше внимания не только со стороны населения в целом, но и законодателя.
Список литературы
1. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Юр. лит., 1999.
2. Красавчиков О.А. Советское гражданское право. в 2 т. М.: Высш. шк., 1968. т.2.
3. Москвичев А.Ю. Особенности квалификации договора снабжения газом через присоединительную сеть // Актуальные проблемы частноправового регулирования. Самара: Универс-групп, 2006.С. 207.
4. О газоснабжении в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ (ред. от 7 ноября 2011 г.) // Российская газета. 1999. № 67.
5. Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. № 162 (ред. от 24 ноября 2011 г.) // [в данном виде документ опубликован не был] // Собрание законодательства РФ. 1998. № 6. Ст. 770.
6. О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан: постановление Правительства РФ от 21 июня 2008 г. № 549 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 30 (Ч. 2). Ст. 3635.
7. Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 317 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 20. Ст. 1870.
8. Пузиков А.С. особенности договора газоснабжения в условиях реформирования внутреннего рынка газа: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юр. наук. Волгоград, 2007.
9. Яхонтова А.А. Правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации (гражданско-правовой аспект): автореф. дис. .канд. юр. наук. М., 2005.