Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового регулирования государственных услуг'

Некоторые аспекты правового регулирования государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1550
333
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА / СТАНДАРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / THE STATE SERVICE / THE STANDARD OF THE STATE SERVICE / ADMINISTRATIVE REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Душакова Л. А.

Статья посвящена вопросам правового регулирования государственных услуг. Автором выделяются особенности и основные направления правового регулирования государственных услуг на современном этапе развития законодательства Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF THE STATE SERVICES

Article is devoted questions of legal regulation of the state services. The author allocates features and the basic directions of legal regulation of the state services at the present stage of development of the legislation of the Russian Federation taking into account requirements of the Federal law from July, 27th, 2010 №210-FZ «About the organization of granting of the state and municipal services».

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового регулирования государственных услуг»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 Юридические науки Выпуск 2(12)

УДК.34.342.924

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Л.А. Душакова

Кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и служебного права Северо-Кавказская академия государственной службы 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70 E-mail: vlad_dushakov@mail.ru

Статья посвящена вопросам правового регулирования государственных услуг. Автором выделяются особенности и основные направления правового регулирования государственных услуг на современном этапе развития законодательства Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Ключевые слова: государственная услуга; стандарт государственной услуги; административный регламент

В настоящее время особое значение придается такой функции органов власти, как предоставление гражданам и юридическим лицам государственных услуг. При этом единого системного представления о государственных услугах не сложилось и подобная ситуация характерна как для законодательства, так и для доктрины административного права.

Оказание государственных услуг, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [3], трактуется как одна из возможных функций государственных органов. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4] государственная услуга - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заяви-

© Душакова Л.А., 2011

телей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Очевидно, что представленные легальные определения государственных услуг семантически не идентичны и не решают главного вопроса - правовой природы государственных услуг.

Особенности правового регулирования государственных услуг можно рассматривать в нескольких аспектах.

1. Следует различать несколько четко определяемых направлений правового регулирования государственных услуг:

- регулирование собственно государственных услуг, или иначе это направление можно обозначить как статусное регулирование, которое включает категориальную определенность и спецификацию государственных услуг относительно иных действий, продуцируемых органом власти, и в первую очередь относительно государственных функций (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; постановление Правительства Российской Федерации от

11 ноября 2005 г. №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» [2]; Концепция административной реформы [1]);

- регулирование предоставления государственных услуг (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. №679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)»; административные регламенты предоставления государственных услуг);

- правовую стандартизацию государственных услуг (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; административные регламенты предоставления государственных услуг). Закон №210-ФЗ не предусматривает понятия стандарта государственной услуги, но устанавливает требования к стандарту ее предоставления, которые выражаются в исполнении обязательных минимальных требований, имеющих свою фиксацию в административном регламенте, что не вполне оправданно, поскольку очевидно, что стандарт государственной услуги и стандарт ее предоставления суть не одно и то же.

Следуя нормативному материалу, представленному в Законе №210-ФЗ, можно предположить, что стандарт государственной услуги - это определенное обязательство органов исполнительной власти по обеспечению возможности получения государственных услуг в определенных объемах и определенного качества. Стандарт включает несколько составляющих: технологию производства государственной услуги, значения показателей результативности оказания государственной услуги и стандарты факторов государственной услуги.

Цель стандартизации государственных услуг - сокращение транзакционных издержек, которые несут граждане и организации при взаимодействии с органами власти и должностными лицами.

Стандарт предоставления государственной услуги предусматривает ряд установленных положений, в том числе: ее наименование; наименование органа, ее продуцирующего; результат ее предоставления и прочее (всего в Законе №210-ФЗ представлено 14 пунктов).

Требования к стандарту предоставления государственной услуги предопределяют архитектонику соответствующего типа административных регламентов.

По существу, общие требования, предусмотренные законодателем к предоставлению государственных услуг, в том числе требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных услуг, требования к взиманию с заявителя платы за предоставление государственных услуг, требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, требования к организации предоставления государственных услуг в электронной форме и требование о формировании реестра государственных услуг, также имеют смысл стандарта.

2. Следует отличать правовое регулирование государственных услуг в объеме представленных направлений от нормативных установлений относительно исполнения государственной услуги, которое содержит нормативное закрепление необходимости продуцирования органом публичного управления определенной услуги (в частности, положения об органах исполнительной власти, а также иные акты действующего законодательства).

3. Правовое регулирование предоставления государственных услуг осуществляется по принципу вертикальной «развертки». Нормативная иерархия начинается с Закона №210-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг уполномоченными субъектами публичного управления, и предусматривает ряд достаточно важных позиций, определяющих специфику правового регулирования отношений в связи с предоставлением государственных услуг, в том числе:

- формируется свой понятийный аппарат, включающий определение понятий «государственная услуга», «заявитель», «административный регламент», «многофункциональный центр предоставления услуг», «предоставление услуг в электронной форме», «портал услуг»;

- охватывается как федеральный, так и субфедеральный уровень предоставления услуг;

- определяются основы юридического содержания правоотношений, возникающих между заявителем и продуцентом государственной услуги;

- определяются общие требования к предоставлению государственных услуг, в том числе требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении услуг, к взиманию с заявителя платы за предоставление услуг, к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления услуг, к организации предоставления услуг в электронной форме, а также обязательность включения слуг соответственно в соответствующие реестры;

- определяется порядок разработки и принятия, а также структура административного регламента предоставления государственных услуг. Кроме того, нормативное закрепление получили представления о стандарте государственной услуги. Причем административные регламенты, принятые до дня вступления в силу Закона №210-ФЗ, должны быть приведены в соответствие с его положениями не позднее 1 июля 2012 г.;

- регламентируются вопросы предоставления услуг в многофункциональных центрах;

- регламентируется порядок и особенности предоставления услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий;

- регламентируется организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.

До принятия Закона №210-ФЗ потенциально существовала возможность развития нескольких сценариев законодательного регулирования государственных услуг [5]. Один из них заключался в закреплении в законе требований к стандарту государст-

венных услуг и в переносе регулирования соответствующих административных процессов на уровень органов исполнительной власти. Второй сценарий заключался в параллельной разработке двух федеральных законов - «Об административных регламентах» и «О стандартах государственных услуг», при сохранении разделения предмета регулирования между ними по виду документа, а также по относимости к государственной услуге. Третий - в закреплении в Федеральном законе «Об административных регламентах» модели, объединяющей регламент и стандарт государственной услуги в одном документе.

На сегодняшний день в отношении порядка предоставления государственных услуг свою актуальность сохраняет Постановление №679, в котором фиксируются требования к административным регламентам предоставления государственных услуг, а также к иным юридически значимым моментам.

Следующий уровень правового регулирования государственных услуг включает нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти - собственно административные регламенты предоставления государственных услуг, которые описывают конструкции административных процедур в связи с обращением заявителей по поводу предоставления услуг. Административный регламент предоставления государственных услуг в своей структуре должен отражать ряд позиций, в том числе:

- устанавливать сроки и последовательность административных процедур и административных действий и/или принятия решений федерального органа исполнительной власти;

- устанавливать порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (заявителями), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги;

- устанавливать порядок предоставления государственной услуги;

- устанавливать стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;

- демонстрировать связь между административными процедурами и административными действиями и/или принятыми решениями федерального органа исполнительной власти и возникновением, изменением или прекращением правоотношений или возникновением (передачей) документированной информации (документа).

Несмотря на наличие Закона №210-ФЗ, актом общего характера в части структуры административных регламентов остается постановление №679, в соответствии с которым в административный регламент включаются следующие разделы: общие положения; требования к порядку исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги); административные процедуры; порядок и формы контроля за исполнением государственной функции (предоставлением государственной услуги); порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).

В то же время эта позиция должна быть скорректирована в части структуры административных регламентов предоставления государственных услуг с учетом положений акта большей юридической силы, хотя принципиальных отличий здесь немного. В соответствии с Законом №210-ФЗ структура административных регламентов предоставления государственных услуг должна содержать разделы, устанавливающие: общие положения; стандарт предоставления государственной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц и государственных служащих.

На данный момент административные регламенты четко разграничиваются по своей архитектонике: административный регламент исполнения государственной функции включает в себя разделы: «Общие положения», «Административные процедуры»; административный регламент предоставления государственной услуги включает в себя разделы: «Общие положения», «Требования к порядку предоставления государственной услуги», «Административные процедуры».

В связи с появлением Закона №210-ФЗ структура административных регламентов предоставления государственных услуг, безусловно, претерпит изменения.

В целом правовое регулирование государственных услуг можно оценить как достаточное. В то же время хотелось бы обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, должна иметь место легальная идентичность понимания государственных услуг на всех уровнях организации законодательства, а также это понимание должно предельно очевидно демонстрировать природу и сущность этого явления. Во-вторых, должны быть устранены формальные разночтения между Законом №210-ФЗ и Постановлением №679 в части административно-правовой регламентации предоставления государственных услуг - это вопрос качества юридической техники. В-третьих, думается, имеется смысл в нормативном разграничении стандарта государственной услуги и стандарта предоставления государственной услуги.

Библиографический список

1. Концепция административной реформы: одобр. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. №46, ст. 4720; 2008. №7, ст. 633; 2008. №14, ст. 1413.

2. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг): постановление Правительства Рос. Федерации от 11 ноября 2005 г. №679 // Собр. законодательства Рос. Федерации.

2005. №46, ст. 4720; 2008. №7, ст. 633; 2008. №14, ст. 1413.

3. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Рос. Федерации от 9 марта 2004 г. №314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. №11, ст. 945.

4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг:

Федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. №31,

ст. 4179.

5. Яцкин А.В. Правовое регулирование разработки административных регламентов // Журнал рос. права. 2006. №10. С. 3-17.

SOME ASPECTS OF LEGAL REGULA TION OF THE STA TE SER VICES L.A. Dushakova

The North Caucasian academy of public service. 70, Pushkin st., Rostov-on-Don, 344002 E-mail: vlad_dushakov@mail.ru

Article is devoted questions of legal regulation of the state services. The author allocates features and the basic directions of legal regulation of the state services at the present stage of development of the legislation of the Russian Federation taking into account requirements of the Federal law from July, 27th, 2010 №210-FZ «About the organization of granting of the state and municipal services».

Keywords: the state service; the standard of the state service; administrative regulations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.