Научная статья на тему 'Некоторые аспекты правового противодействия уклонению от уплаты налогов и (или) сборов'

Некоторые аспекты правового противодействия уклонению от уплаты налогов и (или) сборов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
403
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / СOUNTERACTION / TAX EVASION / TAX CRIMES / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Харламова А. А.

Статья посвящена проблеме противодействия преступлениям, предусмотренным статьями 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предложено определение понятия противодействия указанным общественно опасным деяниям. Освещено одно из направлений такого противодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of counteraction to evasion from payment of taxes and (or) gathering

Article is devoted a problem of counteraction to the crimes provided by articles 198 and 199 criminal codes of Russian Federation. Counteraction definition is offered to the specified socially dangerous acts. One of directions of such counteraction is consecrated

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты правового противодействия уклонению от уплаты налогов и (или) сборов»

Юридическая наука и правоохранительная практика

93

Раздел 7. Проблемы юридической науки и правоохранительной практики:

взгляд молодых исследователей

некоторые аспекты правового противодействия уклонению

ОТ уплаты НАЛОГОВ И (ИЛИ) СБОРОВ А.А. Харламова

(адъюнкт кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России,

г. Екатеринбург; mn-mebel@mail.ru)

Статья посвящена проблеме противодействия преступлениям, предусмотренным статьями 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации. Предложено определение понятия противодействия указанным общественно опасным деяниям. Освещено одно из направлений такого противодействия.

Ключевые слова: уклонение от уплаты налогов, налоговые преступления, противодействие, предупреждение.

Проведенный анализ отечественной литературы по криминологии показал, что авторами при освещении теоретических и прикладных вопросов позитивного воздействия в отношении преступности, отдельных ее видов, конкретных преступлений используется весьма широкий спектр определений такого воздействия. Не вдаваясь в дискуссию о том, употребление какого из терминов предпочтительней, остановимся на понятии «противодействие». По нашему мнению, именно оно способно охватить все направления деятельности государства, общества и граждан, оказывающие позитивное воздействие на преступность.

На сегодняшний день термин «противодействие» довольно широко используется в нормативных правовых актах, направленных на предупреждение того или иного вида преступлений [1; 2; 3; 4; 5]. Однако законодательно закрепленного толкования он не имеет.

Применительно к преступлениям, предусмотренным статьями 198 и 199 УК РФ, противодействие мы бы определили как деятельность различных субъектов в пределах их полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению таких преступлений, как уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, а также по минимизации и ликвидации последствий их совершения.

Меры, направленные на противодействие совершению указанных преступ-

лений, можно распределить по нескольким направлениям.

Одним из самых объемных и самых важных, по нашему мнению, направлений должно стать создание общих правовых основ противодействия преступлениям этого вида, что предполагает прежде всего совершенствование законодательства о налогах и сборах. Ведь отдельные его положения в некоторой мере способствуют совершению преступлений. Упрощение и приведение к сбалансированному состоянию системы налогообложения во многом улучшит и уплату налогов самими налогоплательщиками, и контроль со стороны налоговых органов.

Давно назрела необходимость совершенствования процедуры исчисления, уплаты, возмещения таких налогов, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость. На это указывают и другие исследователи. Например, по мнению А.А. Лошки-на, чтобы сократить случаи мошенничества, связанные с возвратом НДС, целесообразно рассмотреть на федеральном уровне вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство в части увеличения сроков налоговой проверки по представленным документам в целях обеспечения специалистам возможности более обстоятельного, тщательного и всестороннего их исследования на предмет обоснованности и законности предъявленных требований [6, с. 141].

Раздел 7. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

94

Немаловажно при совершенствовании налогового законодательства обратить внимание на устранение пробелов, провоцирующих налогоплательщиков на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов. Следует либо исключить, либо четко обозначить понятия, которые на сегодняшний момент не имеют законодательного закрепления и дают возможность правоприменителям их произвольного толкования. Облегчение форм и способов предоставления налоговой отчетности также может иметь очень большое значение в противодействии налоговой преступности.

Наряду с этим важным представляется построение обоснованной системы разграничения налоговой минимизации на правомерную и неправомерную. Налоговое планирование до сих пор не имеет законодательного определения, нет четких граней между преступным и непреступным поведением при налоговом планировании. Даже законопослушные налогоплательщики, пытаясь оптимизировать налоговые платежи, порой переходят границы и становятся нарушителями.

На данный момент существуют лишь отдельные разъяснения судебных органов по этой проблеме. Например, Конституционный Суд РФ указал, что недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа [7].

Решение этой проблемы крайне важно и для налогоплательщика, и для государства. Налогоплательщик сможет законно снижать налоговые платежи, не рискуя понести ответственность, что высвободит дополнительные средства для развития производства. Квалифицированная дополнительная информация по данной проблеме будет удерживать плательщиков налогов и сборов от нарушения законодательства по

неосторожности. Должностные лица налоговых органов смогут более квалифицированно отделять налоговое планирование от уклонения от уплаты налогов.

Необходимы и экономические преобразования. Следует сформировать такие условия для недавно созданных и еще развивающихся предприятий, чтобы уплата налогов не ставила их на грань выживания. Несмотря на то, что правительством в налоговое законодательство периодически вносятся изменения, направленные на минимизацию налоговых платежей, на сегодняшний день они не слишком ощутимы.

Совершенствование уголовного законодательства в области регулирования ответственности за уклонение от уплаты налогов также немаловажно. Необходимо более четко сформулировать нормы об ответственности за налоговые преступления, обратив внимание на их соотношение со смежными составами, соотнести нормы уголовного права с нормами административного, налогового, уголовно-процессуального права, привести к единству всю систему норм в этой сфере, устранить противоречия и спорные моменты применения.

По нашему мнению, необходимо создать такую правовую ситуацию, когда налогоплательщику будет выгоднее получать доходы и платить налоги, чем их не платить. Этого можно добиться в результате применения интенсивных штрафных санкций, размер которых на сегодняшний день довольно низок. Также, на наш взгляд, необходимо установить уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов независимо от способа совершения. Этот вопрос является одним из основных при определении пределов уголовной ответственности за налоговые преступления, при выявлении налоговых преступлений, оказании превентивного воздействия. Законодательное ограничение способов уклонения от уплаты налогов, применение которых влечет уголовную ответственность, объективно способствует расширению способов различных ухищрений на стадии самой предпринимательской деятельности еще до возникновения обязанности

Юридическая наука и правоохранительная практика заплатить налоги. При этом деятельность подразделений по налоговым преступлениям, выявляющих такого рода способы ухода от уплаты налогов, представляется неэффективной, так как ее результаты даже в случае обнаружения использования различных способов уклонения от уплаты налогов, не предусмотренных ст.ст. 198, 199 УК РФ, не являются основанием для уголовно-правового реагирования. Фактическая налоговая преступность путем расширения способов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов способна не только оставаться на высоком уровне, но и проявлять еще более негативные количественные и качественные тенденции, в то время как данные официальной статистики будут создавать видимость благополучия в этой сфере, оставляя значительную часть имеющих место случаев уклонения от уплаты налогов без необходимого уголовно-правового реагирования.

Противодействию преступлениям, предусматривающим ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, может способствовать разработка уголовно-правовой политики по борьбе с налоговыми преступлениями. В рамках такой политики можно разработать нормативные правовые акты, направленные на регулирование наиболее криминогенных отраслей финансово-хозяйственной деятельности.

Например, требует скорейшего создания законодательной базы сфера электронной коммерции. На сегодняшний день финансовые операции, осуществляемые через Интернет, практически не подвергаются налогообложению. Электронная коммерция сопровождается десятками схем ухода от налогообложения. Сегодня в России действует несколько автономных платежных систем, оборот которых совершенно не поддается учету и налоговому контролю. Суды, рассматривающие споры, связанные с электронной коммерцией, не могут опереться на какую-либо законодательную базу. Данная проблема порождает большой объем теневого, внебанковского денежного оборота, что создает дополнительные возможности для совершения налоговых преступлений, формирует в обще-

стве традиционное мнение о недоказуемости и безнаказанности подобных действий.

В рамках политики по борьбе с налоговыми преступлениями можно разработать программу или концепцию по противодействию правонарушениям и преступлениям в сфере налогообложения с определением конкретных мер по установлению профилактического контроля над соблюдением налогового законодательства.

Вопросы эффективности профилактики налоговых правонарушений и преступлений в значительной мере зависят от степени совершенства не только уголовного и налогового законодательства, но также и административного, финансового, уголовно-процессуального, поскольку преступность в сфере налогообложения невозможно рассматривать в отрыве от других видов преступных посягательств в сфере экономики. В связи с этим представляется целесообразным ввести более или менее реальную ответственность за необеспечение сохранности, утерю, уничтожение документации, содержащей те или иные данные, свидетельствующие о признаках налогового преступления, за отсутствие ведения соответствующего требованиям налогового законодательства бухгалтерского учета.

Таково краткое содержание одного из направлений противодействия преступлениям, совершение которых влечет ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов.

1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ: ред. от 17 июля 2009 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 15 июля 2010 г.).

2. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ [Электронный ресурс]: ред. от 29 апр. 2008 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 15 июля 2010 г.).

Раздел 7. Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей

96

3. О противодействии терроризму [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3: ред. от 30 дек. 2008 г. // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15 июля 2010 г.).

4. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-Ф3 // Рос. газ. 2008. 30 дек.

5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // Рос. газ. 2009. 20 окт.

6. Лошкин А.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия налоговым преступлениям: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. 224 с.

7. По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Ни-ковой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова: постановление Конституционного Суда РФ от 27 мая 2003 г. № 9-П // Рос. газ. 2003. 3 июня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.