Каширина Ольга Николаевна
соискатель кафедры уголовного права и процесса Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина
(тел.: 89065928050)
Некоторые аспекты правого статуса субъектов ранней профилактики преступности в законодательстве России
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы осуществления раннего предупреждения (профилактики) преступности, раскрываются понятия субъектов ранней профилактики, в том числе специализированных и неспециализированных, обосновывается эффективность их деятельности и приоритетное значение в борьбе с преступностью.
Annotation
The article considers the questions of realization of early prevention of criminality and reveals the concepts of subjects of early prevention, including specialized and non-specialized ones. It proves the efficiency of their activity and priority value in struggle against criminality.
Ключевые слова: ранняя профилактика (предупреждение) преступности, субъекты ранней профилактики преступности, специализированные субъекты ранней профилактики преступности, неспециализированные субъекты ранней профилактики преступности, координация.
Key words: early prevention of criminality, subjects of early prevention of criminality, specialized subjects of early prevention of criminality, non-specialized subjects of early prevention of criminality, co-ordination.
табильно высокое число
С ежегодно регистрируемых преступных явлений требует повышения эффективности предупредительной работы. Бесспорно, немалая роль в решении обозначенной проблемы принадлежит раннему предупреждению преступности. Особую важность предупредительных мер актуализирует их способность на начальной стадии выявить причины и условия формирования противоправного поведения и принять меры по его коррекции.
Общее состояние российского общества в последние годы выглядит весьма тревожным. Брутенц К.Н. отмечает, что "россияне почти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях тотальной коррупции, всеохватывающего взяточничества, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета" [1]. По мнению
Юрьевича А.В.: "Так формируется терпимость к злу и смирение перед ним, способствующие его утверждению во все более жестоких формах" [2].
Противодействие этому злу по своему принципу невозможно без эффективного раннего предупреждения или профилактики преступности. Ранняя профилактика направлена, во-первых, на формирование личности, исключая ее криминогенность либо виктимность, во-вторых, на криминогенные условия, связанные с ситуацией совершения противоправного деяния. Отечественная доктрина основной задачей ранней профилактики преступности считает -пресечение действий источника негативного влияния и разъяснение профилактируемому лицу опасности таких контактов [3].
Принято считать, что ранней профилактикой преступлений является предупреждение на таких стадиях, где: а) у человека происходит формирование стереотипов при выборе варианта поведения, причем некоторые из них могут
223
оказаться противоправными; б) нарушения закона носят непреступный характер [4]. При этом ранняя профилактика направлена на изменение негативных форм поведения личности на социально одобряемые, и недопущение с ее стороны совершение преступлений. Достижение указанного, в свою очередь, предполагает решение ряда задач, а именно: выявление лиц, чье поведение, взгляды свидетельствуют о возможности совершения противоправного деяния; изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия на них; исследование возможностей создания благоприятной для них обстановки; устранение источников вредного влияния; воспитательное воздействие (а при необходимости воздействие с помощью принудительных мер) на лиц, способных совершить преступления; контроль за поведением этих лиц и их образом жизни; периодические проверки результатов проведенных профилактических мероприятий [5].
Указанные задачи призваны решать субъекты ранней профилактики преступности. Законодательно понятие субъекта ранней профилактики преступности, как, впрочем, и само определение ранней профилактики, не закреплено. Полагаем, субъект (от лат.: "^и^ес^" - лежащий внизу, находящийся в основе) ранней профилактики -это участник мероприятий по предупреждению преступности до совершения лицом общественно-опасного деяния, преследующий цель - несовершение преступления.
Классификации субъектов ранней профилактики преступности проводятся по различным основаниям. В отечественной правовой доктрине (в частности в работах Г.М. Миньковского, А.И. Алексеева, Н.И. Ветрова, А.И. Долговой) наибольшее распространение получила теория деления субъектов на специализированные и неспециализированные.
Специализированные субъекты ранней профилактики осуществляют меры, специально направленные на предупреждение преступности, осуществляемые органами, учреждениями, организациями, имеющими закрепленные нормативными актами функции, связанные с борьбой против преступности. Эти субъекты наделены соответствующими правами и обязанностями, специальными полномочиями, имеют информационное, ресурсное и кадровое обеспечение.
К специализированным субъектам относятся, в первую очередь, правоохранительные органы: прокуратура, полиция, следственный комитет,
служба по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ, таможенные органы и т.д. В настоящее время действуют федеральные законы: от 17.01.1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" [6], от 07.02.2011г. №3-Ф3 "О полиции" [7], от 28.12.2010 г. № 403-Ф3 "О Следственном комитете РФ" [8] и ряд других нормативных актов, закрепляющих цели, задачи, основные направления деятельности и полномочия правоохранительных органов по предупреждению преступлений.
Раннепрофилактические мероприятия, проводимые данными органами, включают в себя встречи с населением, выступления с лекциями и беседами в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, общественных объединениях, средствах массовой информации с освещением результатов своей деятельности в борьбе с преступностью, участие в правовой пропаганде, общей профилактике таких негативных явлений общества, как наркомания, пьянство, беспризорность, бродяжничество, насилие в семье и т.д. Координируют работу всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью органы прокуратуры России, занимающие центральное место среди всех специализированных субъектов ранней профилактики, путем проведения соответствующих координационных совещаний, организации рабочих групп, истребования статистической и иной информации.
Отдельным субъектом ранней профилактики преступности является суд, без которого, как справедливо отмечает В.В.Лунеев.: "... невозможна реальная и цивилизованная борьба с преступностью" [9]. Полномочия судебных органов, их основные функции и принципы деятельности закреплены в федеральных конституционных законах: от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" [10], от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ №1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" [11] и иных нормативных актах, в которых, к сожалению, отсутствует задача суда по предупреждению преступлений и иных правонарушений, существовавшая ранее в Законе РСФСР от 08.07.1981г. "О судоустройстве РСФСР" [12].
С учетом положений законодательства, введенных и эффективно действующих в ряде субъектов РФ, ювенальных технологий, нельзя согласиться с мнением Халикова А.Н., полагающего, что: "Включая суд в сферу непосредственной борьбы с преступностью, мы фактически ликвидируем его сущность в
_224
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)
качестве органа власти, способного справедливо разрешать конфликты как между пострадавшим лицом и преступником, так и между государственными органами и личностью по определению виновности или невиновности в совершении преступления" [13]. Суд наравне с другими органами государственной власти призван решать важнейшую в масштабах страны задачу - восстановление справедливости в борьбе с преступностью, злом, охватывающим все сферы человеческой жизни.
Федеральным законом от 24.06.1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [14] к специализированным органам системы профилактики отнесены также: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, органы и учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, здравоохранения, службы занятости. Перечисленные субъекты должны способствовать реализации конституционных прав граждан на достойное существование, образование, медицину, социальную защиту населения, поддержку семьи, труд, отдых и досуг. Выполняя свои основные задачи, они выявляют неблагополучные семьи, лиц, находящихся в социально-опасном положении, оказывают необходимую материальную, правовую и иную помощь, тем самым способствуя предупреждению преступности.
Важнейшую роль в ранней профилактике преступности играют образовательные учреждения, в том числе образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного и дошкольного образования, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.
Особенности человека начинают формироваться с младенческого возраста. Так, Игошев К.Е. и Миньковский Г.М. указывают, что самосознание и сознание требований среды развиваются очень рано, начиная с возраста от одного года до двух лет, и что уже в этот период начинается интенсивное усвоение норм поведения, системы ценностей, культурного багажа семьи и окружающей микросреды в целом, а через них - соответствующих требований и представлений общества. Как правило, к четырем - пяти годам (времени, когда ребенок посещает дошкольное учреждение)
закладываются до 40% способностей и черт характера человека [15]. Научно подтверждается, что весь комплекс негативных психических состояний, внешней и внутренней агрессии и поведенческих проявлений зачастую берет начало в учебной неуспеваемости первых лет обучения в школе, а основной контингент специальных учреждений-спецшкол, воспитательных колоний и т.п., а в последствии и учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, - составляют лица, относившиеся в образовательном учреждении к группе риска и ставшие неуспевающими,
недисциплинированными, утратившими позитивные социальные связи с коллективом класса, школы, нередко с родителями [16].
Педагоги в современной ситуации значимых изменений общества отмечают реальные изменения ребенка: снижение энергичности детей, возникновение эмоционального дискомфорта, сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, его воли, неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, что свидетельствует о несформированности мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности; беспомощность в отношениях со сверстниками, приобщение детей к телевидению с раннего возраста, что приводит к неспособности концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности; ограничение общения детей, рост одиночества; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за отсутствия опоры в близком окружении, постоянного чувства незащищенности [17]. Все эти проблемы способно решить образовательное учреждение, преследующее цели не только образовательные, но и воспитательные.
Профилактические функции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав закреплены в Федеральном законе от 24.06.1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Они включают в себя: осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности,
беспризорности, правонарушениям
несовершеннолетних; осуществление мер по координации деятельности органов и учреждений
225
системы профилактики безнадзорности и п р а в о н а р у ш е н ий несоверш е н н о л е т н и х, координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних; рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетнего из образовательного учреждения и по другим вопросам; оказание помощи подросткам в трудовом и бытовом устройстве, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, иным несовершеннолетним, нуждающимся в помощи государства, иные мероприятия по реабилитации. Как видно, функции комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав -обширны. Их деятельность требует соответствующих материальных затрат, наличия квалифицированных кадров, что зачастую сопряжено с трудностями финансирования комиссий на муниципальном уровне.
Неспециализированные субъекты ранней профилактики осуществляют мероприятия, обеспечивающие развитие экономики, производства, стабилизацию политической ситуации, повышение материального благосостояния населения, духовного, культурного, образовательного развития, уважение прав и свобод других людей. Таким образом, эти субъекты преследуют более широкие цели, чем борьба с преступностью, их функции по профилактике преступности нормативно не выделены.
К неспециализированным субъектам ранней профилактики, по нашему мнению, относятся: Президент РФ, органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, частные детективы и частные охранные организации, общественные и религиозные организации, трудовые коллективы, психологические службы и организации, оказывающие психологическую помощь гражданам, средства массовой информации, а также деятели науки и научные учреждения. Перечень неспециализированных субъектов по своему смыслу не может быть исчерпывающим.
Президент РФ, являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, определяет стратегию экономического, политического, правового развития государства. На основе его указаний, посланий в раннем предупреждении преступности участвуют органы исполнительной власти Федерации и субъектов.
Значение органов законодательной власти РФ и субъектов в осуществлении ранней профилактики преступности раскрывается в двух цитатах. Чезаре Беккариа в сочинении "О преступлениях и наказаниях" дал следующий ответ на вопрос как предупредить преступность: "Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите и чтобы ни одна часть этой силы не направлялась на их уничтожение" [18]. "Содержание законодательства, на основе которого осуществляется борьба с преступностью, должно отражать криминальные реалии страны. Новые знания можно получить лишь при изучении и прогнозировании реальной криминологической обстановки, которая складывается на основе действующего законодательства", - утверждает выдающийся криминолог В.В. Лунеев [19].
На территории России действует огромное количество частных охранных организаций и частных детективов. Осуществляя сыскную и охранную деятельность (сбор сведений, выяснение характеризующих личность данных, поиск без вести пропавших людей, утраченного имущества, защита жизни и здоровья граждан, охрана объектов или имущества, обеспечение порядка при проведении массовых мероприятий, обеспечение внутриобъектового или пропускного режимов объектов) они способствуют раннему предупреждению и пресечению преступлений. Законом РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности" [20] установлена обязанность частных детективов и охранников незамедлительно сообщать в правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся преступлениях. Однако эта обязанность не всегда выполняется. Так, на территории Липецкой области в 2008-2010 годах наблюдается снижение количества предотвращенных преступлений силами частных детективов и охранных организаций: с 59 в 2008 г. до 26 преступлений в 2010 г.
Несправедливо некоторыми учеными отодвинута на второй план деятельность общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов по раннему предупреждению преступлений [21]. Ныне широко обсуждается вопрос о необходимости привлечения общественности, религиозных организаций к борьбе с преступностью, возрождении институтов морального контроля. Сейчас в некоторых муниципальных образованиях сформированы и действуют добровольные народные дружины, казачьи
_226
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)
отряды, оказывающие посильную помощь стражам правопорядка. А трудовые коллективы в качестве профилактических мер могут использовать создание товарищеских судов, организацию досуга и отдыха, оказание помощи работникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Говоря о раннем предупреждении преступности, следует уделить внимание работе психологических центров, организаций, оказывающих психологическую помощь гражданам. Установление индивидуальных особенностей личности, своевременное определение негативных черт характера, различного рода деформаций и отклонений в поведении с последующей коррекцией такого поведения, выявление лиц, склонных к преимущественно негативному мироощущению, вовлечение их в такие виды деятельности, которые предоставляют возможность переключать негативные ощущения на более положительные моменты жизни эффективно способствуют предотвращению преступлений. Специализированным субъектам профилактики следовало бы активнее взаимодействовать с подобными организациями и вовлекать психологов в профилактическую работу.
Особо следует отметить, что немаловажная роль в раннепрофилактической деятельности принадлежит семье. Деятельность этого основного элемента общества регулируется в большей степени нормами морали и нравственности, нежели нормами права. Именно в семье формируется система ценностей и ориентиров, передаются опыт, мировоззрение, представления о счастье, добре и зле, долге, любви к родине. Теплая, дружественная обстановка, близкие эмоциональные отношения между членами семьи, благополучие (в том числе материальное) эффективно препятствуют криминализации личности. Семья является первостепенным субъектом предупреждения преступности, поя вл я ю щ им ся с рождения человека и сопровождающим всю его жизнь.
Современное информационное пространство, создаваемое средствами массовых коммуникаций, в первую очередь телевидением и сетью "Интернет", к сожалению, не способствует улучшению криминогенной обстановки в стране, формированию стойкой гражданской позиции, высоких нравственных ценностей, правового воспитания и культуры. Л.М. Иванова высказывает мысль о необходимости введения государственного и
общественного контроля за деятельностью СМИ, не противоречащего конституционной свободе слова [22]. Вовлекая средства массовой информации в осуществление ранней профилактики преступности, необходимо добиваться реального ограничения демонстрации насилия, жестокости, разврата, пропаганды вредных привычек и потребительского отношения к жизни, престижности агрессивного и криминального поведения, с одновременным расширением программ, распространением информации духовно-нравственного, патриотического содержания. Средства массовой информации могут эффективно оказать помощь в изменении негативного отношения населения к правоохранительным органам, в том числе и к информированию о нарушениях закона, которое многими расценивается как "донос".
И, наконец, разработка законодательства, программ и стратегий, направленных на борьбу с преступностью, невозможна без участия научных деятелей: юристов, социологов, экономистов, математиков, специалистов в области педагогики, психологии, медицины. Ведь законы содержат общие правила социального поведения, которые должны разрабатываться с учетом социальных, экономических, психологических и прочих закономерностей, выявляемых соответствующими науками.
1. Брутенц К.Н. Пагубный упадок нравов: нужна действенная терапия /Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. М., 2008. С. 395.
2. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования. М., 2009. № 10. С. 72.
3. Криминология: учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2009. С. 302.
4. Бержанскас З.Б. К вопросу о раннем
227
дети, школа. М., 1979. С. 62, 65.
16. Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. 2010. № 9. С. 31.
17. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития//Педагогика. 2010. № 7. С. 5.
18. История политических и правовых учений. Часть 1: Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия / Сост. В.В. Ячевский. Воронеж, 2000. С. 499.
19. Лунеев В.В. Проблемы юридических наук криминального цикла // Государство и право. 2007. № 5. С. 42.
20. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23.04.1992. № 17. Ст. 888.
21. См. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 272; Шиян В.И. Предупреждение корыстных преступлений, совершаемых женщинами: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 120.
22. Иванова Л.М. Проблемы совершенствования общесоциального предупреждения молодежной преступности // Криминологический журнал. 2008. № 1.С. 19.
_228
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 3 (35)
предупреждении корыстных преступлений, совершаемых должностными лицами. // Проблемы предупреждения преступности и дальнейшего укрепления законности и правопорядка (Пятая научная конференция аспирантов и соискателей). М., 1974. С. 33.
5.Аванесов Г.Л. Игошев К.Е. Основополагающие начала теории и методологии профилактики правонарушений. -М, 1976. С. 26.
6. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20.02.1992. № 8. Ст. 366.
7. СЗ РФ от 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
8.СЗ РФ от 03.01.2011. № 1. Ст. 15.
9. Лунеев В.В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней. //Государство и право. 2004. № 1. С. 11.
10. СЗ РФ от 06.01.1997. № 1. Ст. 1.
11. СЗ РФ от 14.02.2011. № 7. Ст. 898.
12. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР от 16.07.1981. № 28. Ст. 976.
13. См.: Халиков А.Н. Суд, правоохранительные органы и борьба с преступностью // Государство и право. 2007. № 11. С.95.
14. СЗ РФ от 28.06.1999. - № 26. Ст. 3177.
15. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья,