Научная статья на тему 'Некоторые аспекты повышения защищенности объектов экономики в современных условиях'

Некоторые аспекты повышения защищенности объектов экономики в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

CC BY
135
18
Поделиться
Ключевые слова
защищенность объектов / устойчивость функционирования / восстановление нарушенного производства / инженерно-технические мероприятия / гражданская оборона / чрезвычайная ситуация / security and resilience of facilities / recovery of disrupted production / engineering and technical measures

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Бабусенко Михаил Сергеевич

В статье сформулированы принципы обеспечения (повышения) защищенности объектов экономики и указан перечень основных инженерно-технических мероприятий по обеспечению защищенности объектов. Рассмотрено одно из основных направлений повышения защищенности объектов экономики - восстановление в кратчайшие сроки нарушенного производства (функционирования объекта).

The article states the principles of enhancing the security of an economic asset, gives a list of basic engineering and technical measures for economic asset security. The author dwells on one of the main aspects of enhancing economic asset security, the soonest possible recovery of disrupted production (operations).

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Бабусенко Михаил Сергеевич,

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты повышения защищенности объектов экономики в современных условиях»

УДК 69.007.3

некоторые аспекты повышения защищенности объектов экономики в современных условиях

М. С. Бабусенко

Аннотация

В статье сформулированы принципы обеспечения (повышения) защищенности объектов экономики и указан перечень основных инженерно-технических мероприятий по обеспечению защищенности объектов. Рассмотрено одно из основных направлений повышения защищенности объектов экономики — восстановление в кратчайшие сроки нарушенного производства (функционирования объекта).

Ключевые слова: защищенность объектов, устойчивость функционирования, восстановление нарушенного производства, инженерно-технические мероприятия, гражданская оборона, чрезвычайная ситуация.

some Aspects of Improving Economic Asset security in Current Conditions

M. Babusenco

Abstract

The article states the principles of enhancing the security of an economic asset, gives a list of basic engineering and technical measures for economic asset security. The author dwells on one of the main aspects of enhancing economic asset security, the soonest possible recovery of disrupted production (operations).

Key words: security and resilience of facilities, recovery of disrupted production, engineering and technical measures.

Проблема защищенности объектов и устойчивости отраслей экономики возникла в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века, когда появилась угроза возникновения войн с применением ядерного оружия. В таких войнах одной из основных целей ядерного воздействия становился экономический потенциал страны.

В современных условиях гибельность для цивилизации на Земле глобального применения ядерного оружия в возможных конфликтах очевидна.

Было время, когда казалось, что объектам экономики глубокого тыла не угрожает опасность воздействия

по ним средств поражения. Тем не менее непрерывный процесс развития средств поражения привел к созданию высокоточного оружия, для которого практически не стало неуязвимых объектов экономики, как бы ни была велика территория государства, как бы ни маскировались эти объекты.

Последствия крупных производственных аварий и катастроф техногенного и природного характера, имевших место в последние десятилетия, заставили решать вопросы обеспечения защищенности работы объектов экономики и в чрезвычайных ситуациях мирного времени.

В России функционирует большое количество опасных объектов; к их числу можно отнести ядерно-и радиационно-опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, гидротехнические сооружения (ГТС). Большинство из этих объектов представляют экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, имеют мобилизационные задания (заказы) по поставкам и ремонту вооружения, военной техники, технических средств и специальных комплектующих изделий для их производства и ремонта. Кроме того, в стране имеется значительное количество объектов государственного управления, транспортной, финансово-кредитной, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, культуры и др., нарушение (или прекращение) функционирования которых может привести к потере управления экономикой РФ, субъекта РФ или муниципального образования или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период. Как правило, эти объекты продолжают работу в военное время и имеют категории по ГО.

В новых условиях вопрос повышения защищенности объектов и устойчивости отраслей экономики не потерял своей актуальности. И теперь, на современном этапе, когда ключевые объекты и отрасли экономики могут подвергаться опасностям, возникающим при ведении военных действий, а также оказаться в зоне действий поражающих факторов ЧС, следует говорить о повышении защищенности и устойчивости отраслей экономики как в военное время, так и в чрезвычайных ситуациях мирного времени. Как следствие — все большее значение приобретают мероприятия по оценке состояния и повышению защищенности этих объектов.

Обеспечение защищенности объектов заключается в заблаговременной разработке и осуществлении комплекса организационных, инженерно-технических и других мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от средств поражения в военное время и чрезвычайных ситуаций мирного времени, а также создание оптимальных условий для восстановления нарушенного производства и обеспечения его функционирования.

Анализ существующей нормативно-правовой базы позволяет сформулировать принципы обеспечения (повышения) защищенности ключевых объектов экономики для современных условий. Такими принципами будут являться:

— разработка мероприятий в комплексе с экономическим и социальным развитием объекта (отрасли) в соответствии с законами Российской Федерации, директивами и нормативными документами по защите населения и территорий от ЧС и по гражданской обороне;

— разработка мероприятий заблаговременно на основе материалов прогнозирования состояния объекта (отрасли) после возможного воздействия противника или возможной ЧС мирного времени;

— меры по восстановлению нарушенного производства в кратчайшие сроки.

Обеспечение (повышение) защищенности объекта возлагается на руководителя соответствующей администрации, руководителя организации, в т. ч. собственника.

На основе принципов повышения (обеспечения) защищенности ключевых объектов экономики формулируются общегосударственные требования, отраслевые требования и особые требования к территориальным звеньям экономики.

К общегосударственным требованиям относят:

— необходимость обеспечения защиты и жизнедеятельности населения;

— рациональное размещение производительных сил;

— требования к топливо-экономическому комплексу;

— требования к промышленному производству;

— требования к сельскохозяйственному производству;

— требования к транспортной системе;

— требования к системе материально-технического снабжения;

— требования к подготовке восстановительных работ;

— требования к системе управления экономикой страны.

Отраслевые требования обеспечения защищенности работы экономики включают:

— определение уровня объема производства отрасли в военное время и в других чрезвычайных ситуациях;

— определение уровня объема производства отдельных важнейших объектов экономики в военное время и в чрезвычайных ситуациях мирного времени;

— отдельные требования с учетом специфики и особенностей производства отрасли и отдельных объектов, часть которых изложена в СНиП 2.01.51-90 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны».

Регламентируются не только требования к мероприятиям по повышению защищенности ключевых объектов экономики, но и порядок их разработки. Так, порядок разработки и состав раздела проекта — «Перечень мероприятий гражданской обороны, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в проектах строительства осуществляется в соответствии со сводом правил «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства» (СП 11107-98). Порядок разработки состава декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов определен документом — «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД-03-14-2005)». Перечень сведений, включаемых в декларацию безопасности гидротехнических сооружений (ГТС), кроме ГТС судоходных, утвержден приказом Минприроды России от 22 июля 2009 г. № 221 «Об утверждении формы декларации безопасности гидротехнических сооружений» и др.

Следует отметить, что во всех документах, наряду с необходимостью обеспечения защиты населения, одним из важнейших общегосударственных требований является подготовка к восстановительным работам с целью обеспечения необходимого объема производ-

ства отрасли в военное время и в других чрезвычайных ситуациях.

После того как были сформулированы принципы и требования к обеспечению (повышению) защищенности ключевых объектов экономики, следует рассмотреть направления этой работы и конкретные меры, с помощью которых решается задача обеспечения (повышения) защищенности функционирования объектов. Анализ опыта работы нескольких десятилетий в указанной области показывает, что основными направлениями обеспечения (повышения) защищенности ключевых объектов экономики следует считать:

— защиту персонала объектов и членов их семей, обеспечение условий их жизнедеятельности;

— рациональное размещение производительных сил для отраслей экономики и элементов на территории объектов;

— подготовку объектов к работе в военное время;

— подготовку к выполнению работ по восстановлению нарушенного производства в кратчайшие сроки;

— подготовку системы надежного управления объекта в военное время и ЧС.

Необходимо отметить, что устойчивое функционирование ключевых объектов экономики трудно обеспечить без решения задач ликвидации последствий нападения противника и негативного влияния чрезвычайных ситуаций, что как минимум включает:

— заблаговременную подготовку сил РСЧС и сил ГО для ликвидации ЧС и последствий нападения противника;

— организацию и проведение АСДНР на территории ключевых объектов экономики;

— оказание помощи пострадавшим в очагах поражения, районах катастрофического затопления, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Таким образом, все то, что направлено на снижение

или на предотвращение ущерба на объектах и ликвидацию последствий нападения противника и последствий техногенных и природных аварий, будет являться по существу обеспечением повышения защищенности работы объектов экономики, или мероприятиями по защищенности.

Все мероприятия по защищенности ключевых объектов экономики можно разделить на две группы организационные и инженерно-технические.

К организационным мероприятиям относятся:

— работы по планированию обеспечения устойчивости работы объекта, их реализации и контролю за выполнением;

— оказание методической помощи администрации объекта со стороны органов, уполномоченных решать вопросы ГО и ЧС, в прогнозировании возможного состояния объекта в военное время или в ЧС мирного времени, а также в разработке некоторых мероприятий по обеспечению (повышению) защищенности;

— все работы, по подготовке сил РСЧС и нештатных аварийно-спасательных формирований, их оснащению и обучению.

Самый большой перечень инженерно-технических мероприятий по защищенности разрабатывается для объектов имеющих категорию по ГО. Этот перечень

в значительной степени определяется спецификой функционирования объекта и особенностями производства. Поэтому ниже приводится перечень лишь основных из них, которые должны осуществляться практически на всех категорированных объектах и во всех отраслях производства:

— устройство убежищ и укрытий для персонала объекта;

— повышение прочности (физической устойчивости) зданий и сооружений к воздействию ударной волны взрыва или опасных природных явлений;

— обеспечение требуемой защиты технологического оборудования производственных цехов;

— обеспечение требуемой защиты оборудования обеспечивающих подразделений и служб;

— подготовка к безаварийной остановке производства при внезапном отключении подачи энергии, газа, воды или при подаче сигнала воздушной тревоги;

— создание (приобретение) автономных источников энергии и других систем обеспечения функционирования объекта;

— обеспечение защиты страховой документации;

— подготовка к восстановлению нарушенного производства и ликвидации последствий нападения противника или ЧС мирного времени;

— обеспечение устойчивого управления и материально-технического снабжения объекта в военное время и в ЧС мирного времени.

Весьма важными в этом перечне являются обеспечение защиты страховой документации и подготовка к восстановлению нарушенного производства, включая ликвидацию последствий нападения противника или чрезвычайной ситуации мирного времени.

Мероприятия, обеспечивающие защищенность ключевых объектов экономики в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени, выполняются заблаговременно, т. е. до наступления чрезвычайной ситуации

Для объектов, продолжающих свою производственную деятельность в военное время, мероприятия по защищенности частично могут выполняться в мирное время, а частично — в период перевода с мирного на военное время.

Разработку мероприятий по обеспечению защищенности объекта экономики в чрезвычайных ситуациях военного характера и мирного времени возглавляет руководитель объекта, и он несет полную ответственность за результаты этой работы. При необходимости руководитель объекта привлекает для этого специализированные организации. Специалисты исследуют возможное состояние объекта в военное время и при ЧС мирного времени. Исследования позволят выявить мероприятия, снижающие возможный ущерб, и определить объем трудозатрат для восстановления нарушенного производства.

В современных условиях при ограниченных силах и средствах на выполнение мероприятий по защищенности определяющим становится время, которое может иметь объект на перевод с мирного на военное положение. А время это строго предвидеть невозможно; оно определится складывающейся обстановкой, политической и военной. Следовательно, нельзя точно опреде-

лить и перечень мероприятий, выполняемых в этот период. В зависимости от вида и особенностей производства (функционирования) объекта, в мирное время может быть выполнен разный объем мероприятий по защищенности объекта.

Одним из обязательных мероприятий по повышению защищенности объекта в случае негативного воздействия будут являться работы по восстановлению нарушенного производства (функционирования) в кратчайшие сроки. В случае получения объектом разрушений в результате ведения боевых действий или чрезвычайных ситуаций мирного времени, существенным фактором, влияющим на возможность проведения таких работ, будет являться степень разрушения объекта.

На объектах, получивших слабые, средние и частично сильные разрушения, возможно и целесообразно проведение восстановительных работ. Однако для эффективного решения задач восстановления необходимо будет определить:

— очередность восстановления объектов (при массовых разрушениях);

— подрядчиков проведения восстановительных работ;

— поставщиков строительных материалов, конструкций и материальных средств, необходимых для проведения восстановительных работ (по каждому объекту);

— места предполагаемого складирования и хранения строительных материалов, конструкций и материальных средств, необходимых для проведения восстановительных работ (для каждого объекта);

— пути подвоза и эвакуации.

Кроме того, необходимо заблаговременно разработать для каждого объекта:

— рекомендации по возможностям использования имеющейся строительной техники, ее обновлению, наращиванию мощностей, пополнению специалистов до установленных штатными расписаниями норм, транспортировке к месту проведения восстановительных работ;

— рекомендации по созданию строительных формирований для проведения восстановительных работ.

На основании изучения (обследования) объектов определяется номенклатура материальных средств, количество строительных материалов и конструкций (в зависимости от степени разрушения), сил и средств, потребных для проведения восстановительных работ.

В процессе осмысления и проработки вышеуказанных мероприятий для каждого объекта составляются сметы предполагаемых расходов на подготовку к проведению восстановительных работ.

Результатом обоснованного определения очередности и целесообразности проведения восстановительных работ будет являться быстрое восстановление способности объекта выполнять свои функции по основному предназначению — выпуску необходимого объема продукции (в том числе и мобилизационной) в более короткие сроки.

Литература

1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2001 г. № 305-20 «О разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации (плана на 2000 расчетный год)».

3. СНиП 2.09.03-85* Сооружения промышленных предприятий.

4. СП 11-107-98 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» проектов строительства».

5. Организация и проведение обследования технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений. М.: 26 ЦНИИ МО РФ, 2001.

Сведения об авторе

Бабусенко Михаил Сергеевич, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского направления.