быстрее, чем в степных лесонасаждениях. Уже через 10-15 лет после посадки леса здесь появились типично лесные виды, такие как зяблик Fringilla coelebs, большая синица Parus major, лазоревка Parus caeru-leus, серая мухоловка Muscicapa striata, зелёная пересмешка Hippolais icterina, певчий дрозд Turdus philomelos и лесной конёк.
Лесной конёк впервые был отмечен нами на гнездовье в 1966 году, хотя он мог появиться здесь и ранее (мы не посещали эти лесонасаждения в 1964 и 1965 годах). 10 июня было отмечено несколько поющих самцов. Тогда же была добыта пара птиц. Семенники самца: левый 8x7.2 мм, правый 10x7.8 мм. У самки было хорошо выражено наседное пятно. В яйцеводе находилось не покрытое скорлупой яйцо. В яичнике было 2 крупных фолликула (7 мм в диаметре).
Самцы пели на высоких деревьях, перелетая с вершины на вершину. Мы отметили в этот же день и несколько самок в лесу у опушек. При нашем приближении они взлетали на ветви деревьев и издавали крики тревоги. Поющие самцы встречались на каждой поляне: по одному на небольших и по два и даже три на больших полянах. В первой декаде июля мы провели учёт поющих самцов на стационарном маршруте длиной в 2 км. Среднее число пар при учёте с 9 до 10 ч (2, 4 и 8 июля) составило 5. Нужно отметить, что в 1967 году в это же время активность пения самцов была значительно ниже, чем в 1966, а число самок, ведущих себя беспокойно, было большим. Вероятно, в 1967 году гнездовой период у лесных коньков здесь начался несколько раньше.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 806: 2583-2585
Некоторые аспекты поведения выводков нырковых уток
А. В. Кондратьев
Второе издание. Первая публикация в 1986*
Наблюдения за утиными выводками мы приводили на Белом море (Кандалакшский залив) в 1980-1982 годах и в среднем течении реки Анадырь в 1985 году.
Особенности кормовой базы (вид корма, его распределение, доступность) опосредованно влияют на использование территории выводками, их устойчивость, скорость распадения.
* Кондратьев А. В. 1986. Некоторые аспекты поведения выводков нырковых уток II Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 1: 308-309.
Основным механизмом, регулирующим сроки распадения выводков, является скорость поведения птенцов (Корякин 1982). У видов, питающихся активно плавающей добычей (луток Mergellus albellus, длинноносый крохаль Mergus serrator), отмечена наибольшая подвижность выводков при кормёжке. Расстояния между утятами не превышают 4-5 м, часто наблюдается синхронное ныряние. В связи с этим высока синхронность поведения птенцов, и выводки не распадаются почти до подъёма на крыло.
Для птенцов синьги Melanitta nigra и турпана Melanitta fusca, питающихся малоподвижными водными беспозвоночными, уже с самых первых дней жизни характерна добыча корма преимущественно нырянием на значительную глубину (1.5-2 м). У утят этих видов наибольшая продолжительность пребывания под водой среди всех нырковых уток (в возрасте 1 недели — 15-20 с), причём с небольшими интервалами между ныряниями. Синхронное ныряние всего выводка очень распространено. Поэтому, несмотря на невысокую подвижность во время кормёжки, общая синхронность поведения птенцов долгое время остается высокой, и выводки распадаются поздно, незадолго до подъёма на крыло.
В поведении выводков гоголя Bucephala clangula на Белом море и морянки Clangula hyemalis в Анадырской пойме отмечены общие черты. В питании этих видов основную роль играют водные насекомые и их личинки. Подвижность выводков при кормёжке невысока, расходятся утята очень далеко, часто за пределы взаимной видимости, кормятся группами по 2-3 птенца. Синхронность поведения быстро снижается с возрастом. Выводки этих видов в первые 2 недели распадаются на группы, с самкой остается 2-4 птенца.
Наименьшей подвижностью при кормёжке отличаются выводки морской Aythya marila и хохлатой Aythya fuligula чернетей. Основные корма этих видов — брюхоногие моллюски, личинки ручейников, кло-пы-гребляки. Для чернетей характерно снижение с возрастом подвижности во время кормёжки, так как птенцы начинают постепенно осваивать центральную часть озера с большими глубинами, в то время как в первые 2 недели они привязаны к прибрежным мелководьям. С уменьшением подвижности параллельно снижается синхронность поведения, в месячном возрасте часть птенцов становится самостоятельными и отстаёт от выводков.
Обыкновенная гага Somateria mollissima стоит несколько особняком в своем кормодобывательном поведении, так как птенцы добывают корм, как правило, не ныряя, а собирают во время отлива на литорали моллюсков и бокоплавов, погружая в воду голову и шею. Выводки постоянно медленно перемещаются вдоль береговой линии вслед за изменяющимся уровнем воды. С возрастом увеличиваются расстояния
между птенцами в выводке и снижается подвижность, что приводит к снижению синхронности поведения. Общая картина распадения выводков напоминает таковую у чернетей, однако у гаг оно происходит в относительно более позднем возрасте.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 806: 2585
Новые находки индийской камышевки Acrocephalus agrícola в Уральской области
А. В. Матюхин, А. А. Матюхин, В. Л. Шевченко
Второе издание. Первая публикация в 1991*
В сводке «Птицы Казахстана» индийская камышевка Acrocephalus agricola для Северного Прикаспия показана на гнездовании только для дельты Волги, низовий Урала и Уила. Новые находки уточняют распространение вида в этом регионе. На Камыш-Самарских озёрах (Джангалинский район Уральской области) взрослый самец индийской камышевки был добыт 9 мая 1984. С 6 по 18 июня 1990 на Донгулюк-ском водохранилище (Чапаевский район Уральской области) индийская камышевка отмечена как массовый вид тростниковых зарослей (с одного места можно было слышать от 4 до 8 поющих самцов). За два дня стандартными паутинными сетями в тростниках водохранилища было отловлено 2 барсучка Acrocephalus schoenobaenus, 1 тростниковая камышевка A. scirpaceus, 1 дроздовидная A. arundinaceus и 18 индийских камышевок. У многих самок индийской камышевки были хорошо выражены наседные пятна, а у одной особи в яйцеводе находилось готовое к откладке яйцо.
Таким образом, установлено обитание индийской камышевки на Камыш-Самарских озёрах и гнездование её по реке Кушум и каскаду водохранилищ вплоть до широты города Чапаева.
* Матюхин А .В., Матюхин А .А., Шевченко В .Л. 1991. О новых находках индийской камышевки в Уральской области //Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Минск, 2, 2: 64-65.