ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________
УДК-947(075.8)
ОМАРОВА Гульнара Ахбердиевна,
Дагестанский государственный институт народного хозяйства, Махачкала, (Республика Дагестан) Россия ami91@list.ru
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ АВАРСКИХ ХАНОВ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ (XVIII - НАЧ. XIX в.)
Предметом нашего исследования является политика аварских ханов в отношении России в XVIII - начале XIX в. Большинство исследователей считают, что Аварское ханство всегда было заинтересовано в тесных отношениях с могущественной державой, проводило политику углубления связей и, практически всегда, было лояльным по отношению к России. Это просматривается и в период открытого противостояния горцев в годы Кавказской войны. Безусловно, такая политика не могла не приводить к конфликтам между Аварским ханством и его ближайшими соседями, вызывая у последних нетерпимость к проявлению такой лояльности к России. Все эти вопросы освещаются с привлечением литературного и архивного материалов. Таким образом, на основании анализа источников автор устанавливает, что проявление стремления Аварского ханства, занимающего обособленную позицию по отношению к другим феодальным владетелям, к установлению крепкого союза с Россией всегда определялось желанием ханов иметь Россию в качестве сильного и надежного союзника, нежели в качестве врага. На основе архивных источников можно констатировать факт, что Россия в свою очередь высоко ценила лояльность ханского дома и отмечала это разного рода почестями.
Ключевые слова: Северный Кавказ, русско-
дагестанские отношения, Аварское ханство, Умма-хан V Аварский, феодальные правители, лояльность, политические связи.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-79-81 OMAROVA Gulnara A,
Dagestan State Institute of National Economy, Makhachkala, (Republic of Dagestan), Russia ami91@list.ru
SOME ASPECTS OF AVAR KHANS POLICY BY RUSSIA (XVIII - BEG. XIX)
The subject of our study is the policy of the Avar Khans towards Russia in XVIII - XIX centuries. Most researchers believe that the Avar Khans State was always interested in close relations with the powerful nation, pursued a policy of deepening relations and, almost always, been loyal to Russia. This can be seen in the period of open confrontation Highlanders during the Caucasian War. Of course, such a policy could not lead to conflicts between the Avar Khan State and its nearest neighbors, causing the latter to exercise intolerance such loyalty to Russia. All of these issues are covered with the involvement of the literary and archival materials. Thus, based on the analysis of sources, the author establishes that the manifestation of the desire of the Avar Khan State, which occupies an isolated position in relation to other feudal lords, the establishment of a strong alliance with Russia is always determined by the desire Khans have Russia as a strong and reliable ally than to amass it in as an enemy. On the basis of archival sources, we can state the fact that Russia, in turn, highly valued the loyalty of Khan's house and noted it all sorts of honors.
Keywords: North Caucasus, Russian-Dagestan relations, Avar Khan State, Umma Khan V Avar, the feudal rulers, loyalty, political ties.
Как известно, история взаимоотношений России с дагестанскими феодальными владетелями и, в частности, с Аварским ханством имеет глубокие корни, уходящие к началу активной и целенаправленной кавказской политики Петра I. После утверждения российской власти на Западном Прикаспии горские правители Дагестана стали все явственнее стремиться наладить тесные отношения с царскими властями. Реализуя эту цель, в 1727 г. аварский правитель Ум-ма-хан IV обратился к царским властям с просьбой принять под протекторат. Это обращение полностью соответствовало задачам царской политики, поэтому она была быстро удовлетворена, и в этом же году в торжественной обстановке аварский правитель Умма-хан IV в крепости Святой Крест присягнул на верность Российской короне.
В дальнейшем Аварское ханство, заинтересованное в тесных отношениях с могущественной державой, продолжило политику углубления связей с Россией. Подтверждением этому является тот факт, что в 1753 г. владетель Аварии Магомед-Нуцал-хан, как и Умма-хан IV, отправил прошение о принятии его в российское подданство, которое в силу того, что Россия не уделяла никакого внимания кавказской политике, осталось без внимания.
С такой же просьбой о покровительстве в годы своего правления не раз обращался к русским правителям и сильный и независимый Умма-хан V Аварский Великий (Бешеный) (1761 (б2)—1801), расположения которого искали многие феодальные владетели Дагестана. Несмотря на свою силу и могущество, он видел в лице Российского государства надежного союзника и покровителя, гаранта спокойствия и мира. В своем письме к князю Г.А. Потемкину Умма-хан V заверяет: «Расположение мое есть издревле - продолжать искренние и усердные услуги Ее Императорскому Величеству. Противности же от меня Российской империи ни в чем не было и не будет, поступал я во всем как доброжелатель России». Об этом он пишет в письме на имя императрицы Екатерины II, указывая, что превзойдет всех «князей и прочих народов службой Ее величеству - и будет усерднее оказывать услуги России» [2, с. 192-193].
Этому подтверждением стал тот факт, что к Умма-хану Великому с предложением о содействии в борьбе против России обратился известный чеченский проповедник шейх Мансур. Аварский правитель, дальновидный и тонкий политик, точно оценивший возможности Российской империи, ответил категорическим отказом, мотивируя это признанием силы и могущества русского государства, которые «и станут причиной гибели для дагестанцев» [2, с. 193].
- 79 -
Исторические и археологические науки
Historical and Archaeological Science
Однако Аварское ханство не успело принять подданство и заручиться покровительством России, так как вскоре Умма-хан погиб от смертельной раны, полученной в 1801 г. в битве на реке Иори (Грузия). Продолжая политику сближения, начатую Умма-ханом, Аварский ханский дом стремился установить добрые отношения с Россией. В соответствии с указом Александра I от 3 октября 1802 г., главнокомандующий на Кавказе П.Д. Цицианов поручил капитану Мещерякову привести Султан-Ахмед-хана Аварского и «весь народ аварский к присяге на верноподданство Всероссийской империи» [3, с. 174]. Мечтам о российском подданстве, было суждено осуществиться в начале апреля 1803 г., когда Султан-Ахмед-хан в Хунзахе официально, одним из первых феодальных владетелей в Дагестане получил подданство, дав клятву на верность России, которую принял и утвердил «собственноручным подписанием и печатью хана» [3, с. 174], с возложением на себя ряда обязательств. В апреле 1807 г. министр иностранных дел А.Я. Буд-берг извещает И.В. Гудовича о награждении высокими чинами владетелей Дагестана, в том числе Султан-Ахмед-хана Аварского, которому присваивался чин генерал-майора. Султан-Ахмед-хан лично принимал активное участие в приведении в подданство России различных обществ, за что неоднократно получал благодарности и подарки от российских властей на Кавказе.
Следует отметить, что данная ситуация изменилась с появлением А.П. Ермолова на Кавказе. Его твердая линия на практическое включение территории в административную систему империи сразу натолкнулась на решительный протест ряда владетелей Дагестана. И среди них активную роль стали играть два брата: Султан-Ахмед-хан Аварский и Гасан-хан Мехтулинский.
Безусловно, планы феодальных владетелей Дагестана на Россию не раз менялась, но освоение Россией Предкавказья и возвышение ее военно-политической мощи побудили их в период с конца XVIII в. до 1829 г. новыми присягами и договорами подтвердить свое вхождение в состав российских владений, при сохранении в основном своих внутренних порядков. Правители пытаются в борьбе со своими «непокорными» подданными опираться на штыки русского царизма. И, как свидетельствуют многочисленные документы, самодержавие не отказывает в предоставлении помощи ханам и бекам, если даже по особым соображениям эту помощь иногда и затягивает. Как отмечает историк Б.Г. Алиев, «в одних случаях местные российские власти в Дагестане ограничивали власть феодальных владетелей, в других - смещали их, упразднив ханское управление, в-третьих - заменяли их другими представителями правящих феодальных фамилий» [1, с. 137]. Разумеется, бывали случаи, когда российскому командованию приходилось ставить над владетелями контролирующее должностное лицо, но, как правило, из числа русских офицеров, однако это не коснулось Аварского ханства, известного в этот период своей лояльностью к русскому царизму. Характерна в этом плане своего рода инструкция Николая I главнокомандующему на Кавказе генералу Е.А. Головину, где сказано: «Я полагаю, что где мы встретили покорность, там полезно оставлять прежних владетелей.... Но там, где нужно было проникнуть силою, тут предпочтительнее ставить наших чиновников из военных, самых надежных. Управлять, не изменяя ни местных законов, ни обычаев, дань требовать только ту, которая получалась прежними владельцами, и отнюдь не обременять жителей.» [3, с. 174]. Политические заигрывания с местными владетелями в Дагестане, оставление их прав неприкосновенными не было милостью со стороны царских властей. Подобная политика подсказывалась обоюдной выгодой для сторон, а именно: России она облегчала задачу завоевания Дагестана, а ханам было выгодно входить в соглашение с Россией на условиях сохранения своих прав. Таким образом, царская поддержка давала феодалам возможность «поступать в своих отношениях к поселянам, не стесняясь никакими условиями» [3, с. 174]. Русское правительство после вхождения «дагестанских ханств в состав империи, обыкновенно давало в грамотах ханам и в прокламациях народу обещание владетелям, и в их лице бекам, сохранить прежнее внутреннее управление. и оставить незыблемыми прежние права, как высшего сословия, так и всей массы населения» [3, с. 174].
Однако признать за всеми горскими феодалами права на русское дворянское звание, приравнять горское дворянство к дворянству русскому царизм не собирался, и подобное положение, конечно, не могло быть по душе горскому дворянству. Представители последнего, стремясь использовать военную силу российских войск для приведения к покорности своих подданных, всячески пытались оттянуть момент окончательного утверждения царского владычества в горах, сохранить хоть часть своей самостоятельности. Российское правительство, прежде всего, укрепляло положение феодала в борьбе с горской массой, но вместе с тем оно само по себе выступало в роли угнетателя. Поборы, штрафы, реквизиции, производимые российским командованием, тяжелой ношей ложились на плечи горцев. Их ненависть к русскому царизму была вызвана также постоянными карательными экспедициями, при которых применялись расправы с целыми аулами: разрушение домов, вытаптывание посевов, вырубание садов и т.д. Поэтому к недовольству феодальной эксплуатации ханов и беков у простых горцев прибавлялось и недовольство политикой царских властей, «проводивших не только политику по колонизации Дагестана, но и политику покровительства местных феодалов» [3, с. 178].
В 1829 г. указом российского императора Николая I «Аварским владетельным ханам прежнему Сурхаю и вновь покорившемуся Абу-Султан-Нуцал-хану всемилостивейше повелено
- 80 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________
производить из государственного казначейства по 2 тыс. руб. серебром в год, произвести соизволил обоих помянутых ханов в полковники, препроводив при том высочайшие грамоты об утверждении их в ханском достоинстве, знамени с императорским гербом и богатые сабли с надписями жалуемые им от Его Высочества и сверх того для семейства Абу-Султанова подарки, означенные в особом реестре: четыре бриллиантовых перстня по 1 300 рублей, золотые часы за четыреста рублей и дорогие материи» [4, л. 42-43].
Выражением благодарности за верность России стало пожалование российским императором Николаем I «аварскому народу» георгиевского знамени за действия хунзахского владетеля по организации сопротивления первому имаму Дагестана Гази-Магомеду, который в 1830 г. во время похода на Хунзах потерпел поражение, потеряв убитыми до ста мюридов, и был вынужден отступить.
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно заключить, что политика аварских ханов в отношении России на разных этапах исторического развития была продиктована определенными интересами. В первую очередь, это объяснялось тем, что аварские ханы, занимая обособленную позицию по отношению к другим феодальным владетелям, имели свое видение развития русско-дагестанских отношений. Безусловно, такая политика приводила к конфликтам между аварским ханством и другими феодальными владениями, вызывая у последних нетерпимость к проявлению такой лояльности к России, что в результате сказалось и на последующих трагических событиях в Аварском ханстве в период Кавказской войны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей. - Махачкала: ДНЦ РАН 2002. - 408 с.
2. Атаев Б.М. Аварцы: язык, история, письменность. - Махачкала, 2005. - 288 с.
3. Магомедов М.Г. История аварцев. - Махачкала, 2005. - 250 с.
4. Отношение Т.С. Родофиника ген.-фельд. Паскевичу о присвоении аварским владетелям Сурхай-хану и Абу-Султан-Нуцал-хану чина полковника царских войск. 1829 г. // ЦГИА Гр. ССР Д. 2231, Ф. 2, Оп. 1.
REFERENCES
1. Aliyev B.G. The struggle of the peoples of Dagestan against foreign invaders. [Aliyev B.G. Borba narodov Dagestana protiv inozemnykh zavoyevateley]. Makhachkala, Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences in 2002. 408 p. (in Russ)
2. Atayev B.M. Avars: language, history, writing. [ Atayev B.M. Avartsy: yazyk. istoriya. pismennost]. Makhachkala, 2005. 288 p. (in Russ)
3. Magomedov M.G. The history of the Avars. [ Magomedov M.G. Istoriya avartsev]. Makhachkala, 2005. 250 p. (in Russ)
4. Attitude TS Rodofinika General-feld. Paskevich on assignment Avar inherit Surkhay-Khan and Abu-Sultan-Nutsa-Khan rank of colonel of the tsarist troops. [Otnosheniye T. S. Rodofinika gen.-feld. Paskevichu o prisvoyenii avarskim vla-detelyam Surkhay - khanu i Abu - Sultan - Nutsal khanu china polkovnika tsarskikh voysk].1829 . TsGIA Gy. SSR D. in 2231, F. 2, Op. 1. (in Russ)
Информация об авторе
Омарова Гульнара Ахбердиевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства, Махачкала, (Республика Дагестан), Россия ami91@list.ru
Получена: 08.10.2015
Для цитирования статьи: Омарова Г. А. Некоторые аспекты политики Аварских хановв отношении России (XVIII - нач. XIX в.). Краснодар: Историческая и социально-
образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-
Information about the author
Omarova Gulnara A, Senior Lecturer, Department of Humanities Studies, Dagestan State Institute of National Economy, Makhachkala, (Republic of Dagestan), Russia ami91@list.ru
Received: 08.10.2015
For article citation: Omarova Gulnara A, Some
aspects of avar khans policy by Russia (XVIII -beg. XIX). [Nekotoryye aspekty politiki Avarskikh khanov v otnoshenii Rossii (XVIII - nach. XIX v.)]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:
- 81 -