Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подоходного налогообложения в условиях переходной экономики Таджикистана'

Некоторые аспекты подоходного налогообложения в условиях переходной экономики Таджикистана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМОЙ НАЛОГ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / НАЛОГ С НАСЕЛЕНИЯ / НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ ДОХОДА / ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ / ВЫЧЕТЫ / DIRECT TAX / WAGES / THE TAX TAKEN FROM POPULATION / MINIMAL INCOME NON-LIABLE TO TAXATION / INCOME TAX TAKEN FROM NATURAL PERSONS / SOCIAL TAX / DEDUCTIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Номанова Алиме Саидовна

Авторам раскрываются исторические аспекты и характерные черты развития подоходного налога. Также отражена его роль в формировании доходной части государственного бюджета. В работе рассматривается место подоходного налога в налоговой системе Республики Таджикистан, пути решения проблемы управления налогообложением с общегосударственной позиции. Автор рассматривает нормативное и единое пространство налогового законодательства Республики Таджикистан. На основе сделанных выводов вносится ряд предложений по совершенствованию механизмов налогообложения подоходным налогом с физических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of Income Taxation under the Conditions of Transitional Economy in Tajikistan

The article discloses the historic aspects and characteristic features of surtax development. The role of surtax in the formation of the state budget revenue part is reflected as well. The work dwells on the place of a surtax in the tax system of Tajikistan Republic, it touches too on the problem of taxation management under the angle of common state policy. The authors consider the normative unified space of tax legislation in Tajikistan. On the grounds of the inferences done the authors move a number of proposals aimed at a perfection of taxation mechanism related to a surtax taken from natural persons.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подоходного налогообложения в условиях переходной экономики Таджикистана»

Номанова Алиме Саидовна,

старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения ТГУПБП

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ ТАДЖИКИСТАНА

В связи с переориентацией национальной экономики на рыночные принципы эффективность налогообложения все чаще является актуальной. Одним из основных принципов повышения уровня эффективности налогообложения остается установление рациональных видов налогов, оптимальных механизмов обложения, установление разумных налоговых ставок и т.п. В совокупности эти элементы налогообложения будут обеспечивать достижение целей налоговой политики. Одним из таких видов налогов является подоходное налогообложение физических лиц.

Одна из ярких личностей классической политической экономии Англии, Д. Риккардо писал: «Если бы всякое человеческое существо, нуждающееся в поддержке, было уверено, что получит ее в силу закона и получит в размере, вполне достаточном для сносной жизни, то теоретически можно было бы ожидать, что все другие налоги, взятые вместе, были бы безделицей в сравнении с одним налогом на бедных»1. Учитывая характер налогообложения, дидактизм великого классика изохронен. Основная черта действия каждого налога связана с его мотивом и стимулом. Если последнее связано с пополнением бюджета для улучшения социальной базы населения, то первый вызывает фортификацию богатого класса. Переполнение начального мотива в итоге приводило к конфронтации, что создавало новые виды налогообложения.

Подоходный налог, изначально вводившийся как стабильный сбор, способный мобилизовать финансовые средства для обеспечения потребностей государства, в первую очередь для военных нужд, со временем превратился в постоянный и в большинстве развитых стран - самый крупный источник доходной части государственного бюджета. Примером может быть

1 Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. - М., 1989, гл. 10, с.75.

введение в Англии подоходного налога, вызванное возросшими военными издержками.

Известный русский ученый И.Х. Озеров в 1898 г. по этому поводу писал: "Подоходный налог здесь был вызван невозможностью другим путем получить средства для фиска, но он не покоился на твердом базисе общественных сил: ни один класс специально не был заинтересован в этой новой налоговой форме - и потому на этот раз подоходный налог не сделался постоянной частью налоговой системы"1.

Благополучная политическая стабилизация любого общества сопутствует непрерывным налоговым поступлениям в бюджет страны. С. Пепеляев в своей книге мудро отмечает, что ".. .как социальное явление налоги подвержены влиянию политических процессов. Важнейшим из них, непосредственно сказавшемся на становлении и формировании подоходного налога, явилось развитие демократии как формы государственного устройства. Подоходный налог как демократический институт может существовать лишь при условии, что государство является аппаратом, подчиненным гражданскому обществу"2.

На наш взгляд, принцип благополучия связан с высоким экономическим уровнем развития общества, что может сопутствовать налоговым отношениям.

Н. Покровский выразил своё мнение по этому поводу: "Подоходное обложение является, при наличности определенного экономического развития страны, необходимым последствием эволюции податного дела, которую последнее проходит в разных странах в той или иной постепенности", "подоходное обложение, основанное именно на принципе индивидуальной платежной способности, мыслимо только в условиях этого (капиталистического) строя"3.

Подоходный налог с физических лиц - наиболее традиционный налог, взимаемый на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной системы налогообложения. Основные принципы обложения подоходным налогом физических лиц для большинства развитых стран едины.

В Республике Таджикистан подоходный налог с физических лиц включен в группу общегосударственных налогов, которые вначале изымались на основе закона РТ «О подоходном налоге с граждан Республики Таджикистан, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 06.01.1992. №

1 Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии. - СПб, 1898, с.74.

2 Пепеляев С. Г. Подоходный налог - принципы и структура. - М., 1993, с. 10-11.

3 Покровский Н.Н. О подоходном налоге. -Пг,1915, сс.106,108.

502. 1 Сейчас данный вид налога взимается на основе 17-й главы Налогового кодекса Республики Таджикистан. Под понятием «физические лица» понимаются 3 самостоятельных элемента, т.е. граждане РТ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Плательщики этого вида налога в налоговых отношениях называются резиденты и нерезиденты. Уплата данного вида налога налоговым законодательством предусматривается в двух случаях:

1. Взыскание подоходного налога с физических лиц у источника платежа.

2. Взыскание подоходного налога с физических лиц в случае неуплаты у источника.

Налоговые платежи с населения являются частью финансово-экономических отношений, образуя подсистему налогов с физических лиц в единой налоговой системе. Существование налогов с физических лиц, наряду с другими налогами, объясняется прежде всего необходимостью создания дополнительного доходного источника для государственной казны, поэтому выполнение ими фискальной функции очевидно.

Налоги с населения, кроме потребностей фиска, регулируют уровень доходов граждан, стимулируют или ограничивают трудовую активность населения, выполняют функцию социальной защиты населения.

Центральное место в налогах с физических лиц принадлежит подоходному налогу с физических лиц, который исполнен по отношению к утвержденному бюджету по Согдийской области в 2009г. на 106,7% (6,7%).

Подоходное налогообложение охватывает практически все категории населения и экономически возможные формы дохода, что наделяет его потенциальной справедливостью - сумма налога зависит от платежеспособности плательщика.

В современной экономической теории необходимость прогрессии ставок подоходного налога объясняется так называемым "принципом платежеспособности", т.е. чем больше дохода имеет субъект, тем легче ему отказаться от определенной доли дохода в виде налога, поэтому эта доля и должна возрастать. В действительности необходимость прогрессии связана с тем, что с увеличением дохода падает доля физических и интеллектуальных затрат на его получение, то есть возрастает незаработанность получаемого дохода.

Во многих странах мира совокупный годовой доход налогоплательщика не совпадает с налогооблагаемым доходом, к которому применяется действующая шкала ставок подоходного налога. Налогооблагаемый доход по сравнению с совокупным годовым доходом всегда меньше на сумму

1 Законодательные и нормативные акты по налогу и налогообложению./ Под редакцией доктора экономических наук, профессора А.О. Орипова.- Душанбе. -№2. -1994, с. 114.

разрешенных в соответствии с законодательством вычетов. Система разрешенных вычетов способствует увеличению прогрессивности налога на доходы физических лиц. Но низкий уровень доходов населения в Республике Таджикистан, где основным источником налогообложения является заработная плата, упрощение и совершенствование процедуры получения социальных и имущественных вычетов в момент их совершения, а не по результатам налогового периода, усилит их значимость.

Цели взимания и основные черты подоходного налога в Таджикистане во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

• подоходный налог - это личный налог, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

• подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения - всеобщности, равномерности и эффективности;

• налог относительно регулярно поступает в доход бюджета, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;

• наряду с уплатой налога по декларации, во всех странах действуют системы удержания налога у источника выплаты дохода - достаточно простой и эффективный механизм контроля над своевременным перечислением средств в бюджет.

Статья 139 главы 17 Налогового кодекса Республики Таджикистан содержит перечень льгот, используя которые, физические лица могут уменьшить сумму налога, подлежащего перечислению в бюджет:

-не облагаемый налогом минимум с 01.01.11. составляет 40 сомони за каждый месяц налогового года. Вычет допускается только в отношении заработной платы по основному месту работы;

-налоговые вычеты за каждый месяц налогового года в размере 10 месячных показателей для расчетов (закон РТ №493 от 26.03.09.)

Право на вычет имеют следующие лица:

1) лица, приравненные к участникам Великой Отечественной войны, воины-интернационалисты, инвалиды детства и инвалиды 1, 2 групп (закон РТ №376 от 20.03.08.);

2) граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями аварий на атомных объектах, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий этих аварий;

3) право на вычет социального налога по ставке в 1%.

Пример: по взиманию подоходного налога с физических лиц в Республике Таджикистан начислена заработная плата работнику за январь в

сумме 450 сомони. Сумма подоходного налога определяется в следующем порядке: 450 сомони - 4,50 сомони = 445,50 сомони, где 4,50 сомони - сумма социального налога, рассчитываемая из общей суммы начисленной заработной платы по ставке в 1 процент. Далее 445,50 сомони - налогооблагаемая база для расчета подоходного налога:

- со 100 сомони сумма налога 4,80 сомони ((100-40) х 8%); -свыше 100 сомони - 44,92 сомони ((355,50 - 100) х 13%). Общая сумма удержанного подоходного налога: 4,80 сомони + 44,92 сомони = 49,72 сомони. 1

В Налоговый кодекс введена поправка на основании закона от 29 декабря 2010 г. №665, связанная с исчислением подоходного и социального налога с наемных работников с 1 января 2011г. исходя из среднемесячной номинальной заработной платы.

Еще с 1 апреля 2008 года, в соответствии с законом от 26 марта 2008 года № 376, для начисления и уплаты подоходного налога с наемных работников, индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса установлен ограничитель в сумме не менее среднемесячной номинальной заработной платы за прошедший год, сложившейся в Республике Таджикистан.

Принятие такой меры налогового контроля связано с неполнотой и неточностью используемого субъектами хозяйствования бухгалтерского учета в части уплачиваемой суммы заработной платы и борьбой налоговых органов с подобными способами уклонения от уплаты налогов.

Но учитывая большую неравномерность размеров заработной платы в территориальном размере, с учетом имеющихся проблем, при реализации улучшенного механизма сбора подоходного и социального налогов Правительство страны поручило Налоговому комитету выполнить анализ ситуации и представить соответствующие показатели. Для налоговых органов это означает необходимость улучшения методов сбора налогов и усиления борьбы со всяческими уклонениями от уплаты подоходного и социального налогов.

Таким образом, совершенствование налогообложения физических лиц требует дальнейшего изучения оценки тяжести налогов для населения. Считаем, что уровень доходности и платежеспособность населения должны быть основным критерием расчета налоговой нагрузки на население каждого региона.

1Инструкция №1 «О порядке удержания налога на доходы у источника выплаты». Утверждена Министерством по государственным доходам и сборам РТ. №267 от 04.08.2005.

Список литературы:

¡.Закон Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан». - Душанбе, 20¡¡. № 2¡9.

2.Статистический ежегодник по Согдийской области. -2010.

3.Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. -М.: ОМЕГО-Л, 2007. 4.Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии. - СПб, ¡898.

5. Пепеляев С.Г. Подоходный налог - принципы и структура. -М.,1993.

6.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.:ИНФРА-М, 2000.

7. Последние поправки в Налоговый кодекс РТ//Согдийская правда. №20. с.З. от 09.03.2011.

8. www. andoz.tj - официальный сайт Налогового комитета РТ. (Дата обращения: 05.10.20¡¡.)

А.С. Номанова

Некоторые аспекты подоходного налогообложения в условиях переходной экономики Таджикистана

Ключевые слова: прямой налог, заработная плата, налог с населения, необлагаемый минимум дохода, подоходный налог с физических лиц, социальный налог, вычеты.

Авторам раскрываются исторические аспекты и характерные черты развития подоходного налога. Также отражена его роль в формировании доходной части государственного бюджета. В работе рассматривается место подоходного налога в налоговой системе Республики Таджикистан, пути решения проблемы управления налогообложением с общегосударственной позиции. Автор рассматривает нормативное и единое пространство налогового законодательства Республики Таджикистан. На основе сделанных выводов вносится ряд предложений по совершенствованию механизмов налогообложения подоходным налогом с физических лиц.

A. S. Nomanova

Some Aspects of Income Taxation under the Conditions of Transitional Economy in

Tajikistan

Key words: direct tax, wages, the tax taken from population, minimal income non-liable to taxation, income tax taken from natural persons, social tax, deductions

The article discloses the historic aspects and characteristic features of surtax development. The role of surtax in the formation of the state budget revenue part is reflected as well. The work dwells on the place of a surtax in the tax system of Tajikistan Republic, it touches too on the problem of taxation management under the angle of common state policy. The authors consider the normative unified space of tax legislation in Tajikistan.

On the grounds of the inferences done the authors move a number of proposals aimed at a perfection of taxation mechanism related to a surtax taken from natural persons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.