Научная статья на тему 'Некоторые аспекты подготовки студентов вузов культуры и искусств'

Некоторые аспекты подготовки студентов вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ИНТЕГРАТИВНОЕ ОСВОЕНИЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА / FOLK MUSIC CULTURE / PRINCIPLES OF PROFESSIONAL TRAINING / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аскеров Мирза Сафтарович

В статье рассмотрены некоторые принципы подготовки специалистов в области народной музыкальной культуры, представлены актуальные направления совершенствования профессионального обучения студентов народных отделений вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of training students with a specializal tion in national folk arts

The importance of educational background of specialist in the sphere of national music culture is substantiated. The basic principles of professional training of students which specialize in national folk arts are viewed.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты подготовки студентов вузов культуры и искусств»

Редакционная почта

153

М.С. АСКЕРОВ, канд. пед. наук Московский государственный университет культуры и искусств

Некоторые аспекты подготовки студентов вузов культуры и искусств

В статье рассмотрены некоторые принципы подготовки специалистов в области народной музыкальной культуры, представлены актуальные направления совершенствования профессионального обучения студентов народных отделений вузов.

Ключевые слова: народная музыкальная культура, принципы профессиональной подготовки, интегративное освоение народной культуры, малые формы фольклора.

Вузы культуры и искусств представляют в совокупности сеть центров сохранения, аккумулирования и распространения музыкально-народных традиций, охватывают своим вниманием все регионы страны, все этнические сообщества, локальные традиционные культуры.

Для более глубокого понимания студентами сущности фольклора, функционального назначения музыкальных народных произведений необходимо освоить лингвистический компонент данной области народной художественной культуры, в частности лексику славянского языка, запечатлевшую в народной музыкальной культуре ранний исторический пласт славянских традиций [1]. Глубокий лексический анализ народной музыкальной культуры, изучение и прояснение содержания терминов и понятий, сформировавшихся в русской народной музыкальной культуре во времена языческой Руси, в период средневековья и позднее, под влиянием европейской музыки, а также явлений и процессов, характеризующих элементы общеславянской музыкальной культуры, позволят студентам сформировать не только знания об исконно русских исторических корнях музыкальной культуры России, но и целостное системное культурологическое мышление в контексте исконных русских традиций.

Современный подход к изучению народной культуры включает региональный аспект. Студенты народных отделений - будущие (или уже состоявшиеся) участники творческих коллективов - должны изучать музыкальную народную культуру выбран-

ного региона во всем ее стилевом, жанровом, структурном, видовом многообразии. При соблюдении этого условия ни один из элементов художественной культуры конкретного региона не выделяется в качестве приоритетного и ни один не считается второстепенным.

Важными компонентами народной музыкальной культуры являются песенный, инструментальный и танцевальный фольклор, которые обычно в исконной, аутентичной традиции реализуются одновременно и комплексно. Внутри каждого из компонентов требуют изучения абсолютно все жанрово-функциональные элементы.

Сегодня много говорят об интеграции искусств, о необходимости реализации междисциплинарного подхода в обучении художественно-эстетическим дисциплинам, возвращении к синкретическим истокам искусства, синтезу различных видов художественной культуры в теории и на практике. Специальность «Народная художественная культура» представляет собой в этом смысле идеальную структурно-организационную среду для реализации этих социально актуальных и культурно значимых тенденций. Более того, именно народные отделения в силу специфики изучаемого предмета (народного искусства в его изначальной синкретичности) могут и должны возрождать исторические исполнительские традиции, тесно связанные с бытом, трудовой жизнью, профессиональной деятельностью, досугом, духовной и праздничной жизнью наших соотечественников давно минувших эпох.

154

Высшее образование в России • № 3, 2010

Углубленное и расширенное интегратив-ное освоение народной музыкальной культуры предполагает творческую мобильность и полифункциональность исполнителей [2], что является результатом целостного изучения музыкальной народной культуры и характеризует эталонную модель фольклорного исполнителя - носителя и распространителя традиционного, народного искусства.

Содержание профессиональной подготовки и, что очень важно, самоподготовки студентов народных отделений вузов культуры и искусств, а также самообразования участников творческих фольклорных коллективов должно, по нашему мнению, строиться в соответствии со следующими основными принципами.

Изучение музыкального фольклора на основе принципа сопоставления этапов развития человека (ребенка) и эволюции человечества, обоснованного Л.С. Выготским [3]. В соответствии с данным принципом все осваиваемые жанры, виды, формы народной музыкальной культуры и фольклора последовательно сменяют друг друга по ходу развития(взросления)человека и постепенного включения его в различные традиционные виды и формы творчества в трудовой деятельности, повседневной и праздничной жизни. При этом основные сферы: семейно-бытовая, трудовая, обрядовая, празднично-досуговая - не изучаются раздельно. Определенные их компоненты в зависимости от их соответствия учебным целям и задачам конкретного этапа («возрастного » этапа развития человека, который в данный момент подробно и комплексно изучается) органично включаются в образовательный процесс, формируя единую модель жизнедеятельности народа.

Второй - хронологический - принцип предполагает построение изучаемого материала в диахронии - от древних до более современных форм. Это позволит изучить сначала исконно славянское народное музыкальное искусство во всех возможных жанрах и формах, в которых сконцентрирован смысл язычества, ранние мифологи-

ческие представления древних славян. Затем, по мере накопления знаний, постоянно будет возникать возможность (и необходимость) возвращаться к изученному ранее жанру. Однако его дальнейшее изучение будет уже строиться на основе метода сравнительного анализа. Именно сравнительно-аналитическое изучение произведений одного жанра позволит составить четкое представление о динамике его развития и изменении смыслового, художественно-образного содержания, профессионально анализировать в различных аспектах его варианты и новые образцы.

Третий принцип профессиональной подготовки студентов народных отделений вузов и вузов культуры и искусств - параллельное осуществление основных видов познавательной деятельности в обучении. Л.С. Выготский был убежден, что «связь деятельностей - это есть центральный пункт в изучении всякой системы» [3, с. 156]. Только целостное знание может стать фундаментом для осуществления исполнительской, режиссерско-постановоч-ной, педагогической, просветительской деятельности выпускников народных отделений вузов, участников и руководителей различных творческих коллективов.

Первостепенную значимость приобретает сегодня региональный принцип формирования целей и содержания системы образования в области народной культуры. Высококвалифицированный специалист в области народной музыкальной культуры в идеале должен в совершенстве владеть музыкальным языком той местности, в которой он обучается, нацелен работать, либо культура которой ему наиболее близка и интересна. В соответствии с указанным принципом универсальность и глубина мастерства специалиста в области народной музыкальной культуры будет определяться не только полнотой его исполнительских умений и организаторских, коммуникативных навыков, но и фундаментальностью подготовки в других областях народной художественной культуры.

Редакционная почта

155

Для раскрытия научно-теоретического компонента подготовки специалистов в области народной художественной культуры и исполнителей музыкального фольклора следует обратиться к результатам многочисленных современных исследований филологического профиля. Большинство из них посвящено теме мифологических корней художественных образов и сюжетов произведений народной духовной культуры. «Миф есть древнейшая поэзия, и каксвободны и разнообразны могут быть поэтические воззрения народа на мир, так же свободны и разнообразны и создания его фантазии, живописующей жизнь природы в ее ежедневных и годичных превращениях» [4, с. 16].

Таким образом, сущность и особенности духовной культуры древних славян можно постичь через раскрытие взаимосвязей фольклора и мифологии, в более широком контексте - народной художественной культуры и языческого мировоззрения. Следовательно, можно выделить важное направление в подготовке специалистов в области народной музыкальной культуры - изучение славянской мифологии.

Студентам народных отделений средних и высших учебных заведений культуры и искусств, а также участникам фольклорных коллективов, осознающим необходимость повышения профессиональной компетентности в теоретических вопросах народной музыкальной культуры, для организации полноценного процесса самообразования необходимо осуществлять самостоятельный поиск нужной дополнительной литературы, позволяющей сформировать целостное представление о культурно-исторических мировоззренческих корнях русского фольклора. Общая цель ознакомления с филологическими и лингвистическими исследованиями, научно-методическими трудами и практическими разработками в области народной культуры (фольклора) - формирование интеллектуального потенциала и профессиональной речевой культуры специалиста, обогащение практических исполнительских умений

новым взглядом на традиции. Это дает обеспечить возможность проведения разносторонней воспитательно-просветительской работы с различными возрастными категориями слушателей и зрителей в рамках концертов, музыкально-театральных представлений, массовых народных гуляний.

Для методико-практической реализации рассмотренных принципов содержание учебного курса «Народная музыкальная культура» необходимо сопоставить и соединить с другими учебными курсами по художественной культуре, народному творчеству, словесному фольклору, декоративно-прикладному искусству.

В соответствии с первым вышеизложенным принципом начальные знания в области народной музыкальной культуры будут формироваться на основе детского фольклора, который в основном составляют произведения малой формы: колыбельные, пе-стушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, байки, былины, детские песенки. Детский музыкальный фольклор отличается интонационной, ладовой, смысловой, художественно-экспрессивной простотой и лаконичностью, а потому наиболее органично подстраивается под психологический, эмоциональный, игровой мир ребенка.

По мере взросления дети постепенно включаются в различные виды и формы трудовой, бытовой, обрядовой, праздничной, досуговой деятельности, знакомятся с круговыми, обрядовыми (святочными, веснянками, семичными, свадебными, подблюдными, вьюнишными), хороводными, плясовыми песнями, принимают участие в их исполнительской драматизации. Театрализация как форма музыкально-исполнительской деятельности была свойственна стилю жизни и деятельности древних славян, интегрирующему обрядовый, досуго-вый, трудовой, бытовой компоненты.

Одновременно дети осваивают основные элементы танцевальной культуры взрослых славян (пляска, хоровод, камаринская, трепак и др.). Естественно, что танцевально-

156

Высшее образование в России • № 3, 2010

песенный досуг тесно связан с инструментальным исполнительским искусством. С раннего детства происходит знакомство с музыкальными и природными шумовыми инструментами, основными жанрами славянской инструментальной музыки (различными видами наигрышей - пастушечь-им, песенным, плясовым).

Малые формы фольклора: припевки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, считалки, магические приговоры, дразнилки, потешки, прибаутки и некоторые др. -имеют большое значение в музыкально-просветительской деятельности творчес-кихколлективов. Благодаря своей краткости, художественно-эмоциональной яркости, непреходящей актуальности и массовой известности эти жемчужины народной фантазии и аналитической мысли содержат в себе мощный интеллектуальный, творческий, коммуникативный потенциал.

Опираясь на научно-исследовательские труды известных русских и современных российских историков, искусствоведов, фольклористов (А.Н. Афанасьев, Ф.С. Ка-

пица, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский и др.), мы можем убедительно обосновать целесообразность изучения студентами вузов культуры и искусств и народных отделений вузов всех малых форм фольклора и их активного использования в музыкально-исполнительской деятельности, реализующей воспитательно-просветительский потенциал русской народной культуры.

Литература

1. См.: Тихонова Н.А. Лексика русской народ-

ной музыкальной культуры и её отражение в учебном лингвострановедческом словаре: Дисс. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2009.

2. См.: Седухин Б.В. Народная музыкальная

культура: состояние и тенденции развития: Дисс. канд. культурологии. М., 2004.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1.

Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982.

4. Афанасьев А.Н. Боги суть предки наши.

М.: Рипол-классик, 2009.

ASKEROVM.S. SOME ASPECTS OF TRAINING STUDENTS WITH A SPECIALIZATION IN NATIONAL FOLK ARTS

The importance of educational background of specialist in the sphere of national music culture is substantiated. The basic principles of professional training of students which specialize in national folk arts are viewed.

Keywords: folk music culture, principles of professional training, integrative approach.

Г.Л. АБДУЛГАЛИМОВ, доцент Система ПОДГОТОВКИ

Московский государственный преподавателей

гуманитарный университет ^

им. М.А. Шолохова ИТ-ДИСЦИПЛИН

Предлагается концепция профессиональной подготовки преподавателей ИТ-дисциплин в магистратуре педвуза, позволяющая решить проблему дефицита ИТ-преподавателей, особенно в регионах.

Ключевые слова: ИТ-дисциплина, ИТ-преподаватель, методическая система профессиональной подготовки.

Современные темпы развития и внедре- стоянному изменению, устареванию и ус-

ния информационных технологий (ИТ), а ложнению содержания изучаемых ИТ-

также вариативность требований работода- дисциплин. При этом на первый план вы-

телей к ИТ-специалистам приводят к по- носятся вопросы профессиональной ком-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.