Научная статья на тему 'Некоторые аспекты оперативной обстановки в сфере экспорта продукции топливно-энергетического комплекса'

Некоторые аспекты оперативной обстановки в сфере экспорта продукции топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
757
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арефьев Александр Юрьевич

В статье определены негативные факторы, способствующие ухудшению оперативной обстановки в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России. Проанализирована структура преступных посягательств, связанных с экспортом углеводородных продуктов. Предложены организационно тактические меры по стабилизации оперативной обстановки в сфере экспорта продукции ТЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арефьев Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of the operative set-up in the sphere of export of the fuel-energy complex products

In the article the author treats the negative factors conditioning the deterioration of the operative set-up in the Fuel-Energy Complex (FEC) of Russia. The author analyses the structure of the criminal instigations connected with export of carbo-hydrogen products. He also offers organizational and tactical measures to stabilize the operative set-up in the sphere of export of the FEC products.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты оперативной обстановки в сфере экспорта продукции топливно-энергетического комплекса»

А.Ю.Арефьев

Арефьев Александр Юрьевич — доцент кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии МВД

России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Некоторые аспекты оперативной обстановки в сфере экспорта продукции топливно-энергетического комплекса

В статье определены негативные факторы, способствующие ухудшению оперативной обстановки в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) России. Проанализирована структура преступных посягательств, связанных с экспортом углеводородных продуктов. Предложены организационно тактические меры по стабилизации оперативной обстановки в сфере экспорта продукции ТЭК.

In the article the author treats the negative factors conditioning the deterioration of the operative set-up in the Fuel-Energy Complex (FEC) of Russia. The author analyses the structure of the criminal instigations connected with export of carbo-hydrogen products. He also offers organizational and tactical measures to stabilize the operative set-up in the sphere of export of the FEC products.

Для обеспечения экономической безопасности России, ее энергетической независимости, долгосрочного и стабильного снабжения страны энергоресурсами необходима научно обоснованная и воспринятая обществом государственная энергетическая политика и стратегия государства, направленная, прежде всего, на эффективное использование энергоресурсов,установление стимулов и гарантий для хозяйствующих субъектов, защиту отраслей ТЭКот преступных посягательств.

Основными негативными факторами, сдерживающими развитие ТЭК и способствующими усилению напряженности политической и экономической ситуации, а в связи с этим оперативной обстановки в ТЭК, являются:

— высокая степень износа основных фондов (более 50%). Ввод в действие новых производственных мощностей в некоторых отраслях ТЭК сократился в 2—6 раз. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов, в связи с этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций;

— сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объема финансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетике не создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом экономического роста;

— деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля;

— отставание производственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукции нефтепереработки по процессам, повышающим качество, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой и электроэнергетической отраслях, неэкономично;

— отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов;

— отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий,что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции;

— сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности. Несмотря на снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов в последнее десятилетие, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким;

— зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства от состояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Сохраняется тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта, вместе с тем недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии;

то

8

О

Q.

Ф

I

0

1 со S

£

5

I

?!

6

Q.

О

С

S

со

0)

Q.

Ф

■©■

О

15

со

0

1

Е

о

Ю

О

0

1 со £ Ъ Q. Ф С О

ф

с

о

ъ

0)

2

£

§

со

Q.

S

о

Q.

ф

I

со

0

1

CQ

S

Е=

52

S

5

I

?!

6

Q.

О

С

S

со

0)

Q.

Ф

■©■

О

15

CQ

0

1

Е

о

Ю

о

>s

0

1 CQ £ ъ Q. ф С О

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

I

CQ

ш

•о-

ш

Q.

Ч

— отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК и др.

Преступные формирования активизировали усилия по проникновению в хозяйственную и финансовую деятельность предприятий ТЭК. В последнее время масштабы деятельности организованных преступных групп трансформировались от отдельных хищений к масштабному контролю как над отдельными предприятиями ТЭК, таки над целыми отраслями. До 70% ценных бумаг, в том числе контрольных пакетов акций, попадает в активы заранее намеченных лиц, в том числе связанных с преступными формированиями.

При непосредственном участии и лоббировании коррумпированных должностных лиц органов государственной власти оказывается давление на выбор экспортеров углеводородного сырья, формирование отпускных цен, объемов реализации, распределение валютных и рублевых средств, полученных от неконтролируемого экспорта продукции ТЭК.

В России на долю 11 интегрированных и многопрофильных нефтяных компаний приходится 90% всей добываемой нефти, более половины которой идет на экспорт. Анализ оперативной обстановки, сложившейся в этой отрасли ТЭК, свидетельствуем том, что факты преступныхпосяга-тельств на предприятиях, занимающихся добычей, переработкой, реализацией и транспортировкой нефти и нефтепродуктов, приобрели массовый характер. Наиболее распространенными предметами преступных посягательств являются нефть и продукты ее переработки, денежные средства, ценные бумаги нефтяных компаний. Среди нефтепродуктов наиболее часто предметами преступлений являются бензин, битум, дизельное топливо, масла, синтетический спирт и другая продукция технологического производства.

Структура преступных посягательств в сфере экспорта продукции ТЭКпредставлена в основном следующими составами:

1. Контрабанда продукции ТЭК в страны СНГ и дальнего зарубежья (ст. 188 УК РФ). Из-за отсутствия эффективного контроля за экспортом продукции ТЭК недобросовестные экспортеры в ущерб экономическим интересам страны имеют возможность получать неконтролируемую прибыль, большая часть которой оседает на зарубежных счетах, часть попадает в руки контролирующих их преступных структур. Для организации и осуществления контрабандных операций организованные преступные группы (ОПГ), как правило, используют поддельные таможенные документы, лицензии (на имя подложных фирм), переадресовку с оформлением груза как задолженности по договорам прошлых лет и т. п.

Недобросовестные экспортеры, заключив контракт на экспорт нефтепродуктов и продекларировав их в нескольких таможнях, контрабандно вывозят топливо из России в объемах, многократно

превышающих заявленные. Валютная выручка при этом не возвращается. Так, пресечена преступная деятельность генерального директора ЗАО «Баш-нефть-МПК» гражданина С., который с помощью двойного декларирования незаконно вывез из России высококачественный бензин на сумму около 10 млн. долларов США. Важно отметить, что таможенным брокером при этом выступала фирма «Ин-террускастомз», которой руководили бывшие сотрудники Федеральной таможенной службы.

Нередко для осуществления контрабандных операций преступные группы используют возможности вывоза товаров на временное хранение и переработкусырья за рубежом. В результате крупные партии нефти и другие энергоресурсы вывозятся ими из России без оформления экспортных контрактов на заводы и предприятия Украины и Беларуси, а затем, в нарушение обязательств по временному хранению и переработке, реализуются в странах Западной Европы и США. Для сокрытия противоправных сделок в таможенные органы предоставляются подложные документы о якобы ввезенных в Россию нефтепродуктах (иных энергоресурсах).

Так, на территории Витебской области Республики Беларусь были задержаны шесть автомашин, перевозящихГСМ на сумму 1 133 477 рублей. В результате проведения ОРМ установлено, что данные ГСМ направлены от Смоленской фирмы ООО «Итера-Сил» в адрес коммерческих организаций в городахМинск, Брест, Мозырь без надлежащего таможенного оформления, выразившегося в уклонении от регистрации вывоза ГСМ.

2. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УКРФ), полученных за экспорт продукции ТЭК, в уполномоченный банк Российской Федерации за счет занижения стоимости экспортируемых товаров и зачисления части средств в иностранной валюте на личные счета либо непринятия мер к возвращению средств при неисполнении обязательств иностранным партнером.

В последнее время получил распространение незаконный вывоз частными лицами бензина в страны ближнего зарубежья, что в основном обусловлено топливным кризисом в Беларуси и Украине. В результате вывоза бензина и иных нефтепродуктов значительные суммы за их оплату не возвращаются из-за рубежа. Только по одному уголовному делу установлен факт невозвращения 189 млн. долларов США.

В целом, по оценкам экспертов МВД России, потери от невозвращения валютной выручки из-за границы и неуплаты налогов от экспорта энергоносителей составляют от 5 до 7 млрд. долларов США в год. Основными причинами этого являются отмена квот и лицензий на экспорт нефти, крайне низкий уровень учета и контроля сохранности сырья, коррумпированность должностных лиц — распорядителей в торговле энергоносителями.

3. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

(ст. 194 УК РФ). Экспортеры продукции ТЭК заявляют в таможенной декларации и иных документах недостоверные сведения о стоимости либо стране происхождения товара, таможенном режиме, кодовом обозначении товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Известны факты фальсификации иных сведений, дающих основания для освобождения от таможенных платежей, занижения объема перемещаемого товара, осуществления поставок за рубеж высококачественныхГСМ под видом низкосортных продуктов нефтепереработки и т. п.

Так, московская компания ООО «Монолиум-Про-цессинг», являясь участником внешнеэкономической деятельности, заключила несколько контрактов с ТОО «Би Джи Карачаганак Дистрибьюшн» (Республика Казахстан) на куплю-продажу карачаганак-ского нестабильного газового конденсата (НГК) общим количеством 517 900 метрических тонн.

Во исполнение данного контракта ООО «Моно-лиум-Процессинг» подало заявление на получение лицензии на использование режима переработки товаров на таможенной территории РФ с указанием, что российские товары при переработке газового конденсата отсутствуют. Получив лицензию № 90300/140601/510003 с указанием «российские товары отсутствуют», генеральный директор ООО «Монолиум-Процессинг» скрыл от таможенного контроля истинную процедуру переработки газового конденсата, когда на заводе ООО «Оренбурггазпром», затем на заводе ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» при переработке НГК использовалось 19% российских товаров:оренбургский НКГ, этаноламины, моноэтиленгликоль, бензиновые и дизельные фракции, смолы пиролиза и др.

Таким образом, ООО «Монолиум-Процессинг» в результате нарушений условий заявленного таможенного режима и лицензирования, получив продукты переработки карачаганакского НГКс присутствием в них российского товара, оформило их в таможнях под видом иностранного товара без уплаты соответствующих платежей и переместило через таможенную границу РФ, в результате причинив государству значительный материальный ущерб.

4. Незаконная предпринимательская деятельность (ст. 171 УКРФ) при производстве и реализации нефтепродуктов и связанные с ней преступления по легализации преступных доходов. В последнее время значительное распространение получило изготовление моторного топлива и масел кустарным способом. С помощью врезки нефть похищается и доставляется в подпольные цеха. Путем переработки с использованием самодельных перегонных установок получают горюче-смазочные материалы (ГСМ), как правило, низкого качества для реализации его как в России, так и за рубежом. Процесс реализации осуществляется с нарушением законодательства о государственной регистрации и требований лицензионного контроля, налогового законодательства и т. п.

Повсеместно вскрываются факты получения преступными группами значительных доходов от деятельности по купле-продаже ГСМ, осуществляемой без лицензии. Так, при проведении в Ярославской области оперативно-разыскных мероприятий установлено, что гражданин К., являясь директором предприятий ООО «МЭС» и ОАО «Строймед», на балансе которого находится котельная, обеспечивающая теплом ряд объектов администрации г. Переславля, используя служебное положение и отсутствие приборов контроля в котельной, а также завышая нормы потребления топлива, систематически создавал излишки ГСМ, реализуя их сторонним организациям, которым через областной комитет по топливу выделялись материальные средства на приобретение дизельного топлива.

В целом для преступной деятельности в сфере экспорта продукции топливно-энергетического комплекса характерны следующие особенности:

— международный характер совершаемых преступлений, например, при незаконной поставке энергоносителей в страны СНГ в режиме таможенного транзита, контрабандной поставке энергоносителей в страны ближнего и дальнего зарубежья;

— многоэпизодность преступлений, как по горизонтали, так и по вертикали, когда хищения топливно-энергетических ресурсов являются началом цепочки различного рода правонарушений, связанных с транспортировкой к месту реализации либо перемещением груза за границу и т. п.;

— крупномасштабность противоправных сделок, когда прямой материальный ущерб от хищений энергоресурсов, а также от их неконтролируемых поставок, исчисляется десятками миллионов рублей;

— участие коррумпированных сотрудников органов власти и управления, руководителей и сотрудников — компаний ТЭК.

Преступления в сфере ТЭК в основном совершаются организованными преступными группами, количественный и качественный состав которых напрямую зависит от вида преступлений. Контрабанда ресурсов и продукции ТЭКсовершается ОПГ с наличием «зарубежного звена» от одного до нескольких десятков человек.

Начальным этапом борьбы с преступностью в сфере экспорта продукции ТЭК является выявления признаков уголовно наказуемых деяний и лиц, их совершающих или совершивших. Подразделения БЭП данную задачу решают посредством ряда оперативно-разыскных мероприятий. Процесс выявления рассматриваемых преступлений достаточно сложен и состоит из нескольких взаимосвязанных направлений деятельности:

1. Определение объектов поисковой работы. Поиск первичных данных о фактах преступных деяний и лиц, к ним причастных, должен в первую очередь проводиться на объектах ТЭК, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с поставками продукции за рубеж, сре-

<0

8

О

О.

ф

I

со

0

1 со

£

I

?!

&

О.

О

с

8

со

0)

о.

■©■

о

3

со

0

1

Е

о

ю

о

>5

0

1 со

£

сз

о.

ф

с

о

ф

с

о

сз

0)

2

£

§

со

О.

§

8

о

о.

ф

I

со

0

1

со

Е=

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

?!

&

О.

О

с

8

со

0)

о.

■©■

о

55

со

0

1

Е

о

ю

о

>5

0

1 со

£

сз

о.

ф

с

о

с

о

сз

£

§

I

со

ш

•о-

ш

о.

ч

ди производителей продукции ТЭК, имеющихвоз-можность организовать производство фальсифицированных продуктов нефтехимии на территории функционирующих предприятий; в посреднических организациях в сфере ТЭК.

2. Обнаружение признаков преступлений и получение первичных данных о лицах, их совершающих или совершивших. По делам о преступлениях, связанных с экспортом продукции ТЭК, основными признаками выступают использование подложных документов при транспортировке продукции ТЭК, отсутствие номеров Федеральной таможенной службы в сопроводительных документах при ее экспортной реализации и др.

3. Организация оперативной проверки первичных сведений, их накопление и реализация. Подобная работа подчинена решению главных задач — своевременному и быстрому предупреждению и раскрытию преступлений.

Эффективность деятельности по выявлению и раскрытию экономическихпреступлений подразделениями ОВД зависит от решения целого ряда правовых, организационных и тактических вопросов на различных уровнях.

По нашему мнению, в системе правового обеспечения деятельности ТЭК России необходимо систематизировать положения действующего законодательства в сфере энергетики; разработать методологию и единый порядок ценового (тарифного) регулирования естественных монополий в ТЭК; усилить антимонопольное регулирование на рынках энергетических ресурсов; стабилизировать условия работы независимых производителей углеводородного сырья; внедрить механизмы регулирования доступа независимых производителей энергоресурсов к транспортной инфраструктуре и перерабатывающим мощностям.

Эффективность деятельности подразделений БЭП в значительной мере зависит от организации оперативного обслуживания объектов ТЭК, основными компонентами которого являются:

— оптимальное закрепление за указанными объектами оперативных работников; тщательное изучение ими структуры и характера деятельности предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса;

— сбор, концентрация и регулярный анализ информации, характеризующей оперативную обстановку на обслуживаемых объектах;

— осуществление взаимодействия заинтересованных субъектов оперативно-разыскной деятельности, такихкакМВД, ФСБ, ФТС России.

Дестабилизирующими факторами деятельности подразделений БЭП по оперативному обслуживанию являются:

— скудное финансирование негласных мероприятий по вытеснению организованной преступности из сферы топливно-энергетического комплекса;

— ориентация на валовые показатели в работе подразделений БЭП;

— отсутствие системности и наступательности в работе, направленной на подрыв экономической базы ОПГ в сфере топливно-энергетического комплекса и др.

Последствием таких недостатков является уменьшение числа уголовных дел, возбужденных по оперативным материалам подразделений БЭП в отношении лиц (групп), совершающих преступления в сфере ТЭК, в том числе при экспорте продукции ТЭК.

В ходе оперативной работы по фактам преступной деятельности в сфере экспорта продукции ТЭК, необходимо:

1) выявлять и фиксировать данные относительно:

— внутренней структуры преступной группы, давности ее существования, масштабов деятельности;

— функциональных обязанностях ее участников, их непосредственного участия в совершении конкретных преступлений;

— схем преступных посягательств и способов их совершения в сфере экспорта продукции топливно-энергетического комплекса;

— коррумпированных связей во властно-управленческих структурах;

2) осуществлять оперативно-разыскные мероприятия по установлению лиц, располагающих соответствующими сведениями, и обеспечивать возможность использования их в качестве свидетелей. Ими могут быть коллеги, сослуживцы разрабатываемых, сотрудники контролирующих органов, работники организаций по переработке и транспортировке топливно-энергетических ресурсов, лица, оформляющие документы при перемещении соответствующих товаров через таможенную границу, потребители фальсифицированной продукции ТЭК;

3) выявлять предметы и документы, могущие играть роль доказательств в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства. В качестве таковых выступают производственные установки, используемые для переработки нефти кустарным способом, оборудование предприятий, осуществляющих безлицензионную разработку недр, фальсифицированные ГСМ, транспортные средства с похищенной нефтью, управленческие, бухгалтерские, финансовые, технологические документы, в том числе поддельные, и др.

Анализ оперативной обстановки в сфере ТЭК позволяет прогнозировать ее осложнение, которое во многом обусловлено усилением влияния организованной преступности. В этих условиях подразделения органов внутренних дел, обслуживающие объекты ТЭК, должны уделять первоочередное внимание:

— организации и осуществлению конкретных мер, обеспечивающихсвоевременный сбор, всестороннее изучение и обобщение информации, связанной с состоянием и тенденциями развития криминальной ситуации в сфере ТЭК и принятием на этой основе эффективных управленческих решений;

— тесное взаимодействие с региональными представительствами хозяйствующих субъектов в сфере топливно-энергетического комплекса;

— комплексное использование сил и средств правоохранительныхорганов при выявлении и раскрытии преступлений в сфере экспорта продукции ТЭК, поиск новых форм взаимодействия органов внутренних дел с правоохранительными и контролирующими органами в России и за рубежом.

В числе тактических задач подразделений БЭП, направленных на оздоровление оперативной обстановки в сфере топливно-энергетического комплекса, следует выделить:

— активизацию работы по предотвращению и пресечению преступлений в сфере топливноэнергетического комплекса;

— обеспечение комплексной отработки объектов и территорий ТЭК, наиболее подверженных криминальному влиянию, проведение специальных оперативно-профилактических операций;

— повышение качества получаемой и фиксируемой информации в целях раскрытия преступлений в сфере ТЭК, внедрение новых тактических приемов оперативной работы, совершенствование системы специальной подготовки сотрудников;

— регулярное проведение мероприятий по проверке сведений о внешнеэкономических (экспортных) операциях хозяйствующих субъектов в ТЭК, имеющих экономически нецелесообразный характер, оперативно-разыскное обеспечение расследования конкретных уголовных дел;

— совершенствование работы следственнооперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений в сфере экспорта продукции ТЭК;

— научно-методическое сопровождение деятельности подразделений БЭП по выявлению и раскрытию преступных посягательств в сфере экспорта продукции топливно-энергетического комплекса.

к

е

о

&

е

и

I

е

с

б

о

M.B. Карпычев, А.Ю. Карпычева

Карпычев Михаил Владимирович — доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии

МВД России, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Карпычева Анна Юрьевна — начальник отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда

Нижегородской области

E-mail: [email protected]

О концепции реформирования российского гражданского законодательства: обсуждение проекта

Настоящая статья посвящена обсуждению Концепции совершенствования общих положений ГК РФ, подготовленной Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ. Авторы анализируют предложения по изменению законодательства об объектах гражданских прав, сделках, представительстве, исковой давности.

The present article is devoted discussion of the Concept of perfection of general provisions of the Civil code of the RF prepared by Council about codification and perfection of the civil legislation at the President of the RF. Authors analyze offers on change of the legislation on objects of the civil rights, transactions, representation, limitation period.

S

а

ода

I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

а

з

ко

с

I

ъ

а

р

ко

с

й

и

с

с

о

р

ия

X

а

в

о

иро

м

р

о

ф

е

р

и

и

ц

с

е

ц

I

s

ГК РФ после введения в действие с 1 января 2008 года части четвертой является полностью сформированным нормативным актом, регулирующим экономические отношения в Российской Федерации, став основой для регламентации частноправовых отношений.

За почти пятнадцатилетний срок применения ГКРФ показал себя как достаточно качественный, с позиции юридической техники, и в основном соответствующий потребностям гражданского обо-

рота нормативный акт. Вместе с тем, изменения в политической и экономической сфере, развитие различных социально-экономических институтов показали, что ряд положений ГК РФ носит противоречивый характер, требуя внесения изменений и дополнений. Некоторые положения гражданского законодательства получили в судебно-арбитражной практике иную оценку и иное толкование, чем то, которое предусматривалось разработчиками ГК РФ.

а

в

е

с

р

Кар

в

е

С

р

Кар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.