Научная статья на тему 'Некоторые аспекты обучения русскому языку в национальных группах'

Некоторые аспекты обучения русскому языку в национальных группах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
184
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ РЕЧЬ / ГОВОРЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / СОЗНАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мадумарова Мухайё Джураевна, Исроилова Санобар Мамеджановна

Статья посвящена вопросу изучения раздела русского языка. Авторы статьи уделяют внимание говорению на русском языке как виду речевой деятельности, в первую очередь, с опорой на язык как средство общения. В статье даются методические рекомендации по организации и проведению занятий русского языка в национальных группах в форме бесед, наблюдений над языком, введения в речь учащихся языковых форм и конструкций на основе осознания их функций и правил их употребления. Возможности использования наглядных и технических средств в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мадумарова Мухайё Джураевна, Исроилова Санобар Мамеджановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты обучения русскому языку в национальных группах»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В

НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУППАХ

1 2 Мадумарова М.Д. , Исроилова С.М.

1Мадумарова Мухайё Джураевна - преподаватель русского языка;

2Исроилова Санобар Мамеджановна - преподаватель русского языка, кафедра узбекского и русского языков, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена вопросу изучения раздела русского языка. Авторы статьи уделяют внимание говорению на русском языке как виду речевой деятельности, в первую очередь, с опорой на язык как средство общения. В статье даются методические рекомендации по организации и проведению занятий русского языка в национальных группах в форме бесед, наблюдений над языком, введения в речь учащихся языковых форм и конструкций на основе осознания их функций и правил их употребления. Возможности использования наглядных и технических средств в обучении.

Ключевые слова: устная речь, говорение как вид речевой деятельности, коммуникативная ситуация, сознательно-практический метод, общение.

Русский язык является одним из самых сложных языков в мире, поэтому при обучении русскому языку как иностранному возникают проблемы в связи с особыми характеристиками данного языка. Проблемы в изучении русского языка могут начаться на начальном этапе - при изучении алфавита. В данном случае трудности носят фонетический характер. Кроме того, одни сложности иностранцев при изучении русского языка относятся к грамматическому аспекту языка, а другие к лексическому. Умение говорить на русском языке является одним из сложным аспектов, при изучении которого иностранцы сталкивается с большой проблемой. Устная речь представляет собой наиболее естественная форма реализации языковой системы в процессе общения. Устная речь как форма речевого общения в максимальной степени соответствует физиологической природе человека, а также природе его интеллектуальной деятельности [1]. Устная речь включает в себя умение говорения. Говорение представляет собой чрезвычайно многоаспектное явление, которое заключается в кодировке и декодировке информации, выраженной с помощью языка, т.е. человек, адресующий информацию, и человек, принимающий ее, должны использовать одну и ту же систему кодирования и декодирования значений. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, по тому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т. е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение. В обучении говорению входят определенные категории устноязычного общения, как роль, позиция, ситуация, общность, вид, сфера коммуникации. Одним из основных методов обучения говорению является речевая, или коммуникативная ситуация, которая состоит из следующих факторов:

- Обстановки, или обстоятельств реальности, где происходит коммуникация, включая и наличие посторонних действующих лиц;

- Отношений между людьми, задействованными в коммуникации;

- Речевого побуждения;

- Реализации непосредственно акта общения, с помощью которого создается новое положение или стимул к дальнейшей речи.

С целью решать проблемы при обучении говорению иностранцев на русском языке многие языковеды и ученные занимались исследованием выявления причин,

вызывающих данных сложностей, среди которых можно указывать на работы С.А. Вишнякова, А.А. Акишина, Е.А. Кривцова, в чьих трудах большое внимание было уделено психологическим, дидактическим и психолингвистическим аспектам обучения говорению. Широкое признание в 60-е годы нашел и так называемый сознательно-практический метод, обоснованный психологом Б.В. Беляевым. Этот метод предусматривал введение в речь учащихся языковых форм и конструкций на основе осознания их функций и правил их употребления. Возможности использования наглядных и технических средств в обучении русскому языку в национальной школе исключительно велики. Учитель должен четко представлять все богатство этих возможностей, чтобы сознательно и сознательно и целенаправленно применять их в учебно-воспитательном процессе. Успех воспитания и образования школьников во многом зависит от того, насколько быстро творческие находки отдельных учителей становятся всеобщим достоянием. Распространять и внедрять в практику национальных школ надо не только опыт, содержащий в себе элементы новизны, оригинальности, но и опыт, основанный на успешном применении установленных наукой методов и приемов. В то же время нельзя не отметить, что в большинстве государств-участников СНГ намечается стремление к восстановлению с Россией образовательных связей, решению проблем взаимного признания документов об образовании, открытию филиалов российских вузов с преподаванием на русском языке. Когда мы говорим о языке - в первую очередь мы говорим о средстве общения людей - но мы должны помнить, что с помощью языка формируется культура любого общества, и как язык, так и культура находятся в неразрывной связи и непрерывном взаимодействии, что и определяет их развитие. В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира. Русский язык, несомненно, - это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико. Русский язык - один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,- народ великий»,- говорил один из прекрасных знатоков русского слова И.С. Тургенев. М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». А.С. Пушкин характеризовал русский язык как язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах...», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам...» Великий русский писатель высоко ценил народную русскую речь, её «свежесть, простоту и, так сказать, чистосердечность выражений» и главное преимущество русского литературного языка видел в его близости к языку народному. «Великий, могучий, правдивый и свободный» - такими словами характеризовал русский язык И.С. Тургенев [2]. Таким образом, огромная роль русского языка в современном мире определяется его культурной ценностью, его мощью и величием. Язык - это не только важнейшее средство общения между людьми, но и средство познания, которое позволяет людям накапливать знания, передавая их от человека к человеку и от поколения к поколению.

Список литературы

1. Васильева В.В. Устная речь: практикум / В.В. Васильева, В.И. Коньков. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. Коммун.», 2015.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/uz/-/asset/ (дата обращения: 23.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.