Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И «ОТМЫВАНИЕМ» КАПИТАЛА'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И «ОТМЫВАНИЕМ» КАПИТАЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / «ОТМЫВАНИЕ» КАПИТАЛА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Какутич Е. Ю.

В статье проанализирована сущность и взаимосвязь понятий «международное экономическое сотрудничество», «теневая экономика», «теневой капитал», «коррупция». Систематизированы причины возникновения и формы проявления коррупции. «Теневой капитал» рассмотрен как производная от коррупции, формализованная материальная или нематериальная выгода, полученная при чрезмерном употреблении должностными полномочиями с целью получения собственной выгоды либо предоставления определенных преимуществ другому лицу. Названы модели отмывания теневого капитала. Выявлены факторы, которые определяют состав элементов, образующих схемы отмывания теневого капитала. Выделены ключевые варианты трансформации теневого капитала. Показана актуальность международного экономического сотрудничества в борьбе с теневой экономикой и«отмыванием» капитала. Сделан акцент на необходимости усиления международного взаимодействия в вопросах борьбы с теневой экономикой, совершенствовании методологии оценки влияния коррупции на социально-экономические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Какутич Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И «ОТМЫВАНИЕМ» КАПИТАЛА»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2022. Т. 8 (74). № 4. С. 26-37.

УДК 339.9

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В

СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И «ОТМЫВАНИЕМ» КАПИТАЛА

Какутич Е. Ю.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: niiurp@mail.ru

В статье проанализирована сущность и взаимосвязь понятий «международное экономическое сотрудничество», «теневая экономика», «теневой капитал», «коррупция». Систематизированы причины возникновения и формы проявления коррупции. «Теневой капитал» рассмотрен как производная от коррупции, формализованная материальная или нематериальная выгода, полученная при чрезмерном употреблении должностными полномочиями с целью получения собственной выгоды либо предоставления определенных преимуществ другому лицу. Названы модели отмывания теневого капитала. Выявлены факторы, которые определяют состав элементов, образующих схемы отмывания теневого капитала. Выделены ключевые варианты трансформации теневого капитала. Показана актуальность международного экономического сотрудничества в борьбе с теневой экономикой и «отмыванием» капитала. Сделан акцент на необходимости усиления международного взаимодействия в вопросах борьбы с теневой экономикой, совершенствовании методологии оценки влияния коррупции на социально-экономические процессы.

Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, «отмывание» капитала, международное сотрудничество.

ВВЕДЕНИЕ

Коррупция является сложным социально-экономическим явлением, оказывающим разрушающее воздействие на все сферы жизнедеятельности государства и общественных институтов. Коррупционные процессы не только препятствуют экономическому развитию, но и подвергают значительным рискам суверенитет, безопасность государства, ставя под угрозу национальные интересы. Наряду с коррупцией угрозой стабильности функционирования общественных и экономических систем также является «отмывание» капитала, т. е. придание правомерного вида денежным средствам, полученным преступным путем.

Усиление процессов глобализации мировой экономики позволило судить о коррупционной деятельности как о феномене, присущем не только национальным экономикам отдельных стран, но и мировой системе хозяйствования в целом. Более того, происходит интернационализация коррупции, появляется транснациональная коррупция.

Заинтересованность в причинах возникновения и особенностях коррупционных процессов в академической литературе существует уже долгое время, однако только в последние десятилетия XX века коррупция стала рассматриваться вне закона не отдельным государством, а значительной частью международного сообщества. Одним из основоположников изучения данного явления считают Г. Беккера, американского ученого и нобелевского лауреата, рассмотревшего вопросы становления теории теневой экономики, роли незаконных доходов в воспроизводстве теневой деятельности, а также стремившегося научно обосновать преступное

поведение экономических субъектов. Многие зарубежные специалисты (Дж. Гелбрайт, Г. Мюрдаль, Л. Туроу, Л. Ларуш и др.) также обращались к рассмотрению данного вопроса. Среди отечественных ученых, внесших существенный вклад в исследование проблемы теневой экономики, следует отметить В. Е. Реутова, Т. Я. Хабриева, Г. А. Алимова, Б. И. Исроилова, С. Е. Белкина, В. К. Ломакина, С. Н. Братановского, М. Ф. Зеленова, Н. Н. Косаренко, И. В. Левакина, Е. В. Охотского, И. Е. Охотского, А. Н. Чашина и др. Несмотря на наличие большого спектра публикаций, посвящённых теневой экономике, ощущается необходимость более детального изучения отдельных аспектов тенезации экономических процессов.

Цель статьи - комплексно рассмотреть понятия «коррупция» и «отмывание» капитала как часть теневой экономики, представляющие угрозу стабильности функционирования общественных и экономических систем, особенности международного сотрудничества в борьбе с ними.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Экономическая система государства имеет свои уникальные отличительные черты, обусловленные уровнем его социально-экономического развития, историческими предпосылками, географическим расположением, климатом, ресурсным потенциалом и другими факторами развития. Наличие основополагающих особенностей системы хозяйствования государства оказывает непосредственное влияние на формирование его национальных интересов, а также предопределяет характер экономической политики. Базовым также является стремление отдельных стран к экономической независимости и укреплению собственных национальных хозяйств.

С усилением вовлеченности государства в экономические процессы произошло увеличение масштабов хозяйственных отношений, связанных с неправовыми действиями экономических субъектов, таких, как уклонение от уплаты налогов, пошлин, занижение или завышение размеров прибыли или сделки и т. п. Возникла «теневая экономика», в которой доход получен антиобщественным способом. Несмотря на существование государственных мер противодействия теневой экономике, искоренить ее процессы полностью не удалось еще ни одному обществу, что свидетельствует о наличии объективных факторов, обеспечивающих ее воспроизводство.

Статистической комиссией Организации объединенных наций (ООН), Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Комиссией Европейских сообществ, а также в рамках Системы национальных счетов, которая является международным стандартом по исчислению показателей экономической деятельности, теневая экономика рассматривается в более широком понимании, включает в себя несколько видов экономической деятельности (фиктивная, неформальная, криминальная) и общеуголовную преступность [1]. В трактовке самого термина «теневая экономика» имеет место уже укоренившийся «терминологический плюрализм». «Среди наиболее

часто используемых (не только в СМИ, но и в научной литературе) терминологических конструкций следует отметить следующие: неофициальная; неформальная; скрытая; криминальная; черная; серая; вторая; запрещенная и некоторые иные» [2, с. 94]. В академическом словаре «Геоэкономическая парадигма глобального развития» (авт.-сост. М. Г. Никитина, Е. И. Осадчий, В. В. Побирченко, Е. А. Шутаева) под теневой экономикой предложено понимать «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, т. е. скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах» [1, с. 230]. Для отображения экономического результата теневой экономики используются такие термины, как «доход», «доходы, полученные преступным путем» или «отмытое имущество».

Среди противоправных экономических действий особенно выделяется коррупция. Как и в случае с теневой экономикой, в зависимости от источника понятие коррупции трактуется по-разному. Среди часто встречающихся на практике и в литературе определение: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью ради личной выгоды» [3]. Глобальная неправительственная организация по борьбе с коррупцией Трансперенси Интернешнл (Transparency International) расширила определение Всемирного банка: «Коррупция - это злоупотребление вверенной властью для личной выгоды» [4]. В первом определении главным являются отношения между общественным сектором в лице государственных должностных лиц, ответственных за расходование бюджетных средств, с одной стороны, и частными интересами, с другой. Второе охватывает любое злоупотребление вверенной властью, то есть и коррупцию в частном секторе, например, в случае злоупотребления доверием акционеров со стороны высшего должностного лица компании. Коррупция имеет место, когда ответственное лицо или сторона принимает незаконное вознаграждение, получает преимущество или нарушает правила о недопущении конфликта интересов.

В данной работе мы будем придерживаться определения коррупции, обозначенного в ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-Ф3 (в ред. от 20.12.2022) «О противодействии коррупции»: «коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [5].

Увеличение степени интеграции государства в экономические процессы имеет двойственный характер. С одной стороны, государство выступает в качестве защитника прав собственности, регулятора денежного обращения, гаранта экономической безопасности, реализуя свои экономические функции. Однако с другой стороны, активная вовлеченность государства в экономическую деятельность

способствует росту противоправных хозяйственных отношений, таких, как: уклонение от обязательств по регистрации деятельности и/или уплаты налогов.

Большинство экономистов сходится во мнении, что причинами коррупции выступают три масштабные составляющие: бедность, корысть и культурные особенности. К факторам, косвенно влияющим на коррупцию, относят:

• Связь между качеством бюрократии и коррупцией. Среди самых важных факторов, влияющих на качество бюрократического аппарата, можно назвать отсутствие объективных критериев отбора кандидатов на госслужбу. Отбор кандидатов на коррумпированной основе (к примеру, прием на работу знакомых и родственников, а также лиц, получивших эту должность за денежное вознаграждение) ведет к понижению качества бюрократии. А это также приводит к коррупции.

• Уровень образования. Повышение информированности граждан, трансляция правильных ценностей и объяснение разрушающего влияния коррупции на стабильное функционирование экономических и гражданских институтов способствует формированию социальной позиции, при которой коррупционные сделки становятся неприемлемыми.

• Экономический рост. На примере мировых стран-лидеров в экономике можно предположить, что экономическая стабильность, достойная оплата труда, благоприятный инвестиционный климат, комфортные условия для ведения бизнеса благоприятствуют функционированию не коррумпированной экономики. Достойный фонд оплаты труда государственных, муниципальных служащих и эффективная антикоррупционная система наблюдения отбрасывают необходимость в принятии взяток.

• Система наказания. Из анализа экономической преступности известна связь между уровнем преступности и уровнем мер наказания и риском быть пойманным. Эту связь систематизировал Гэри Беккер [6]. Если рассматривать коррупцию как преступление, то эта гипотеза верна и для коррупции. Коррумпированность государственных органов возрастает вследствие снижения риска быть пойманным. И получается, что ужесточение мер наказания не приводит к снижению коррупции. Для выхода из такой ситуации необходимо пробудить сознание людей, чувство патриотизма, ответственности перед обществом и укрепить демократическую систему посредством ликвидации безграмотности населения, а также посредством усиления общественного контроля.

• Прозрачность в системе законотворчества. Запутанность и частое изменение законов, а также низкий уровень грамотности населения - одна из причин коррупции. Доступные в понимании и объективные законы, а также контроль со стороны общества принуждают правительство к прозрачной деятельности и препятствуют коррупции.

• Институциональный надзор. Эффективные надзирательные органы и аудиторские компании, понятные правила и законы - важная часть в борьбе с коррупцией. Не менее важным является и общественный контроль.

Из-за того, что причинно-следственная связь между коррупцией и ее факторами двухсторонняя, последствия коррупции одновременно выступают ее причинами [7].

«Теневой капитал» рассматривается как производная от коррупции, формализованная материальная или нематериальная выгода, полученная при чрезмерном употреблении должностными полномочиями с целью получения собственной выгоды либо предоставления определенных преимуществ другому лицу.

В экономической теории существует несколько моделей отмывания теневого капитала, в том числе, двухфазная (модель П. Бернаскони), трехфазная (предложена Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Task Force) - ФАТФ), четырехфазная, четырехсекторная (К. Мюллер) модели и модель кругооборота (А. Цюнд).

Рассмотрим наиболее известную модель Казначейства США, которая включает три стадии [8]:

1. Размещение (placement) - теневой капитал вливается в финансовую систему таким образом, чтобы скрыть источник его происхождения. «В случае, если первичной формой его накопления выступают наличные деньги, то зачисление на счет в банке позволяет максимально быстро перевести их практически любому получателю в любую страну. Если же теневой капитал формируется в безналичной форме, то снятие со счета в наличной форме и вывоз с места преступления разрывает цепь, по которой законный владелец и правоохранительные органы могли бы проследить движение средств. На данном этапе теневой капитал сохраняет признаки, указывающие на его нелегальное происхождение» [9].

2. Наслаивание (layering) - отделение доходов от их незаконного источника для затруднения расследования правоохранительных органов и запутывания следов преступления. «На втором этапе происходит прерывание связи между преступлением, фактом владения теневым капиталом и местом его нахождения. После первичного размещения денег преступники переводят их со счета в одном банке на счет в другом, часто используя при этом счета офшорных компаний, таким образом определить источник происхождения денежных средств становится затруднительно. На этом этапе теневой капитал утрачивает связь с первоначальным преступлением» [10].

3. Интеграция (integration) - преобразование незаконных доходов в формально законные средства. «При успешном прохождении двух предыдущих стадий интеграция позволяет направить «отмытые» деньги в экономический оборот вместе с законно полученными средствами. Приобретение объектов недвижимости или произведений искусства и последующая их продажа позволяют получить средства, которые официально выглядят как доход от законной сделки. Более того, посредством таких сделок происходит приращение теневого капитала» [11].

Различная комбинация факторов, определяющих состав элементов, образующих схемы отмывания теневого капитала, позволяет выделить 5 схем отмывания капитала (см. рис. 1) [11].

Рисунок 1. - Типология схем отмывания теневого капитала

Полный перечень факторов, которые определяют состав элементов, образующих схемы отмывания теневого капитала, выглядит следующим образом: состояние финансового сектора страны; состояние национальной противолегализационной системы; характер предикатного (основного) преступления; его регулярность и масштаб; форма первоначально сформированного теневого капитала: наличная, безналичная; цель расходования теневого капитала после его отмывания (составлен в процессе изучения различных научных ресурсов, информационных порталов, в частности ФАТФ и Росфинмониторинга [9]).

Детальное рассмотрение схем, представленных на рис. 1, позволяет сделать несколько важных выводов. Во-первых, существует ограниченное число комбинаций для отмывания теневого капитала. Во-вторых, становится возможным выявить уязвимые места в схемах, где не утрачена связь между первоначальным неправовым получением денежных средств и преступником и фактом владения теневым капиталом.

В качестве уязвимых мест можно выделить:

• наличные денежные средства (зачисление на банковский счет или снятие с банковского счета крупных сумм одноразово или потоком);

• средства на счетах бюджетных предприятий (обоснованность их списания);

• операции по счетам физических лиц.

В-третьих, рассмотренные схемы (рис. 1) позволяют выделить три ключевых варианта трансформации теневого капитала (см. рис. 2) [11].

наличные денежные средства (нелегальные)

безналичные денежные средства(отторгнутые из бюджета или коммерческой организации)

безналичные денежные средства (нелегальные: отторгнутые из бюджета или коммерческой организации)

безналичные денежные средства ("отмытые")

наличные денежные средства ("отмытые")

безналичные денежные средства (на счете в оффшорном банке)

Рисунок 2. - Схемы трансформации теневого капитала при его отмывании

Каждый из них указывает на присутствие наличных денежных средств во всех схемах отмывания капитала.

При рассмотрении рисунка 2 можно заметить разделение отмывания денежных средств на внешнее и внутреннее. «Внешнее подразумевает, что в процессе отмывания преступный доход покидает страну, в которой был сформирован, путем перевода на счета в зарубежных банках. Внутреннее отмывание (внутри страны, в которой преступный доход сформирован) предполагает, что такой доход или поступает в финансовую систему, или выводится из нее в виде наличных денег» [9].

Среди различных подходов к систематизации отмывочных процессов один из них предполагает, что при рассмотрении процесса отмывания капитала необходимо уделить особое внимание начальному этапу, который ближе всего к предикатному преступлению и конечному, что расположен ближе всего к итоговой цели задуманного и совершенного преступления.

Существует распространенное мнение о бесконечном множестве схем по отмыванию теневого капитала, что значительно осложняет регулирование данного процесса. Рассмотренное в данном исследовании конечное число комбинаций по отмыванию теневого капитала с указанием различных уязвимых мест этого процесса может способствовать формированию эффективной системы антиотмывочного регулирования.

Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции в органах государственной власти может осуществляться в рамках глобальных и региональных государственных интеграционных объединений, посредством двустороннего государственного взаимодействия, находить свою реализацию в виде сотрудничества неправительственных организаций и объединений, а также в техническом и организационном сотрудничестве между отдельными органами государственной власти.

Участие в международном экономическом сотрудничестве подразумевает выполнение различных экономических и политических обязательств со стороны государств, их стремление к развитию международной экономической деятельности и интеграции в единое мировое экономико-правовое пространство противодействия коррупции. «Главной целью такого сотрудничества выступает стремление к сокращению коррупционных рынков, преобладанию добросовестной конкуренции, социальной стабильности» [7]. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: «сформировать единое политическое, экономическое и правовое пространство международного антикоррупционного сотрудничества, способствовать ликвидации глобальных и национальных коррупционно-преступных сетей, осуществлять взаимный обмен информацией для соответствующих исследований, привлекать к экспертной работе признанных мировым сообществом научных учреждений и специальных информационно-аналитических служб» [7].

Приверженность международного сообщества единым принципам противодействия теневой экономике и коррупции регламентируется рядом международных документов. Ключевые аспекты, отражающие значимость международного сотрудничества, содержатся в Уставе ООН. Так, «в соответствии с Уставом ООН (1945 г.), Декларацией о принципах международного права (1970 г.), Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству государств в Европе (1975 г.), все государства должны поддерживать и развивать сотрудничество друг с другом в соответствии с целями и принципами Устава ООН, другими международно-правовыми документами и обязательствами» [12].

Началом международной кампании по противодействию коррупции считают 1977 год, когда в США был принят Закон о коррупционной деятельности за рубежом. Это был первый в истории закон, в котором, во-первых, признавалось существование

международной коррупции, а во-вторых, предусматривались меры наказания за участие в международных коррупционных сделках.

В 1999 году Советом Европы была создана международная организация «Группа государств по борьбе с коррупцией» (ГРЕКО), целью которой является мониторинг принятых Конвенций и усовершенствование качества борьбы с коррупцией на уровне государств.

Главную роль в объединении усилий и создании единой нормативной базы по борьбе с коррупцией в органах власти на международном и национальном уровне, начиная с 1970-х гг., играет ООН. В 1975 г. ООН была принята первая антикоррупционная резолюция «Меры против коррупции, практикуемые транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами» [13], изучающая проблему коррупции и осуждающая коррупционные действия. Для того периода насущным вопросом к рассмотрению была борьба с коррупцией транснациональных корпораций, поэтому первая резолюция ООН против коррупции была посвящена борьбе именно с транснациональной коммерческой коррупцией.

За долгое время работы ООН было принято множество антикоррупционных документов и резолюций. Однако к началу XXI века ясно обозначилась потребность в создании единого антикоррупционного документа. Таким документом стала подписанная в октябре 2003 года Конвенция ООН против коррупции - первый документ, принятый на самом высоком международно-политическом уровне, в котором обозначалась необходимость международного сотрудничества по противодействию и борьбе с коррупцией, и прописывался ряд конкретных мер по претворению ее положений в жизнь. Главными целями Конвенции против коррупции провозглашаются «содействие принятию и укрепление мер по предупреждению и борьбе с коррупцией; поощрение, облегчение и поддержка международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции и борьбе с ней; поощрение честности, неподкупности, ответственности и надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом» [13]. Государства-участники добровольно взяли на себя обязательства по выполнению всех условий Конвенции. По информации Трансперенси Интернешнл, наиболее подвержены разрушающему влиянию процессов коррупции развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Несмотря на оказываемое дестабилизирующее влияние в государствах, где система власти основывается на коррупции, ее резкое искоренение может поставить под сомнение безопасность и существование всей системы государства.

Борьба с приданием легальной формы денежным средствам, имеющим незаконное происхождение, играет важную роль в деятельности современных международных финансовых организаций. В 1989 году была создана Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). В 1990 году ФАТФ издала первую редакцию международных стандартов построения национальной антиотмывочной системы [14]. В 2000 году был определен перечень недостатков национальной антиотмывочной системы и опубликован «черный» список стран с существенными изъянами, в который была включена Россия. С целью недопущения применения санкций и корректировки имиджа страны на мировой

арене в России в 2000-2001 годах началась разработка и реализация комплекса мер по борьбе с отмыванием денег. Была ратифицирована Страсбургская конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и учрежден специальный орган - Комитет по финансовому мониторингу при Министерстве финансов.

Указом Президента Российской Федерации от 01.11.2001 № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [15] в наименовании российского подразделения финансовой разведки использовано словосочетание «финансовый мониторинг», чем было исполнено еще одно, наряду с принятием специального закона, требование ФАТФ - образован новый государственный орган - Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, в 2004 году переименованный в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) [10].

К числу ключевых достижений современного этапа развития международного сотрудничества, в том числе экономического в сфере борьбы с коррупцией и «отмывания» капитала можно отнести принятие Организацией Объединенных Наций Конвенции против коррупции от 31 октября 2003 года. Настоящая Конвенция содействует принятию и укреплению мер, направленных на более эффективное и действенное предупреждение коррупции и борьбу с ней, оказывает поддержку международного сотрудничества и технической помощи в предупреждении коррупции, в том числе принятии мер по возвращению активов, способствует поощрению честности и неподкупности ответственности, а также надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом [13]. Согласно Конвенции, коррупция - злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

Важнейшим фактором для последующего эффективного международного взаимодействия в сфере антикоррупционной борьбы стало включение в Конвенцию положений, предусматривающих тесное сотрудничество государственной власти и гражданского общества в рамках противодействия коррупции (ст. 13) [13]. Для достижения наиболее эффективных результатов антикоррупционной деятельности государства, сотрудничая друг с другом, должны опираться на гражданское общество. Благодаря участию гражданских институтов происходит оптимизация государственного управления.

Несмотря на продолжительное успешное развитие международного правового, социального, культурного сотрудничества в области борьбы с коррупцией и отмывания капитала, все еще существуют пробелы в экономической составляющей данного взаимодействия. В частности, остро стоит вопрос о необходимости совершенствования методологии оценки влияния коррупции на социально-экономические процессы. Учитывая вышеизложенные особенности коррупции, исследователь понимает и признает утопичность формирования единой для всех стран модели оценивания.

Международное экономическое сотрудничество должно быть направлено на создание единой более точной единицы измерения уровня коррупции, ратифицированной странами-участницами международных антикоррупционных соглашений, которые, в свою очередь, обязуются способствовать формированию модели, оценивающей влияние коррупции на социально-экономические показатели на национальном уровне.

ВЫВОДЫ

Скрытый характер коррупционных сделок и механизмов отмывания капитала в значительной степени затрудняет изучение и количественное исчисление данных процессов. Международное экономическое сотрудничество способствует консолидации усилий по борьбе с данными проявлениями теневой экономики, поскольку интеграция в мировое пространство хозяйствующих субъектов имеет исключительно важное значение для каждой страны.

Под теневой экономикой принято рассматривать любую деятельность, приносящую доход, полученный антиобщественным способом. Логика рассмотрения коррупции в контексте теневой экономики, позволяет рассматривать теневой капитал и его отмывание как следствие коррупционных процессов. Двусторонний характер причин и следствий коррупции приводит к ее дихотомии, которая проявляется в существовании двойственной классификации коррупции: стороне спроса противопоставляется сторона предложения, взяточничество разделяется на активное и пассивное, коррупция - на ситуационную и систематическую, мелкую и широкомасштабную и т. д. Разнородность результатов существующих научных исследований по данной теме свидетельствуют о том, что на данном этапе невозможно вывести единую формулу влияния коррупции на значимые социальные и экономические факторы, которая подходила бы к любой стране.

В формировании эффективного и устойчивого антикоррупционного законодательства в контексте каждой отдельной страны ключевую роль играет международное экономическое сотрудничество. Международное экономическое сотрудничество в сфере предотвращения коррупции направлено на создание единой, более точной единицы измерения уровня коррупции, ратифицированной странами-участницами международных антикоррупционных соглашений, которые, в свою очередь, обязуются способствовать формированию модели, оценивающей влияние коррупции на социально-экономические показатели на национальном уровне. Меры по борьбе с отмыванием теневого капитала способствуют разрыву его кругооборота, ограничению ресурсной базы для воспроизводства теневой экономики.

Несмотря на продолжительное успешное развитие международного правового, социального, культурного сотрудничества в области борьбы с коррупцией и отмывания капитала, все еще существуют пробелы в экономической составляющей данного взаимодействия. В частности, остро стоит вопрос о необходимости совершенствования методологии оценки влияния коррупции на социально-экономические процессы.

Список литературы

1. Геоэкономическая парадигма глобального развития : [академический словарь - справочник] / Авт.-сост. [М. Г. Никитина, Е. И. Осадчий, В. В. Побирченко, Е. А. Шутаева]; под общ. ред. М. Г. Никитиной. Симферополь, 2019. 322с.

2. Реутов В. Е., Кифяк А. В. Факторы влияния теневой составляющей на экономику региона // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. Том 7. № 3. С. 94-105.

3. Информационная справка Всемирного банка о борьбе с коррупцией от 19 февраля 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemimyjbank.org/ru/news/factsheet/2020/02/19/anticorruption-fact-sheet

4. Доклад Трансперенси Интернешнл об Индексе восприятия коррупции в 2021 году от 25 января 2022 года / [Электронный ресурс]. URL: https://www.transparency.org/ru/publications/corruption-perceptions-index-2021

5. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ / СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

6. Becker G. Crime and Punishment: An Economic Approach // Journal of Political Economy. 1968. Vol. 76. № 2. P. 169-217.

7. Отдел сотрудничества по экономической преступности, Департамент борьбы с преступностью, Генеральный директорат по правам человека и верховенству права, Совет Европы. Основные аспекты антикоррупционной деятельности // Учебное пособие. 2-е издание. 2014. С. 13-19.

8. History of Anti-Money Laundering Laws. United States Department of the Treasury. 30 June 2015. Retrieved 30 June 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fincen.gov/history-anti-money-laundering-laws

9. Танющева Н. Ю. О схематизации процесса отмывания теневых капиталов // Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2011. № 1. С. 36-39.

10. Официальный сайт Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedsfm.ru

11. Цепелев В. Ф. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: уголовно-правовые, криминологические и организационно-правовые аспекты. М., 2001. С. 17.

12. Документы ООН. A/RES/3514 (ХХХ). 11 декабря 1975 года [Электронный ресурс]. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/002/27/IMG/NR000227.pdf?OpenElement

13. Конвенция против коррупции: принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. URL:

https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml

14. The Forty Recommendations of the Financial Action Task Force on money laundering. 1990. [Электронный ресурс]. URL:

https://www. fatfgafi. org/media/fatf/documents/recommendations/pdfs/F ATF%20Recommendations%201990. pdf

15. Указ Президента Российской Федерации «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 01.11.2001 № 1263. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/17496

Статья поступила в редакцию 23.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.