Научная статья на тему 'Некоторые аспекты международного экономического сотрудничества в Арктике'

Некоторые аспекты международного экономического сотрудничества в Арктике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
750
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ARCTIC / INTERNATIONAL ECONOMIC COOPERATION / SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилясов Александр Николаевич, Котов Александр Владимирович

В статье международное экономическое сотрудничество полярных стран рассматривается с неожиданного ракурса сотрудничества малых предпринимателей: приграничное, в рамках торгово-промышленных палат, совместное участие в ярмарках, конференциях и выставках. Авторы убеждены в том, что данный вид международного экономического сотрудничества в Арктике имеет значительные перспективы и должен более активно и целенаправленно поддерживаться российскими федеральными и региональными органами исполнительной власти в рамках политики поддержки несырьевого экспорта и частичного замещения ввоза товаров/услуг собственным производством в самой Арктике. Библиогр. 41 назв. Табл. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INTERNATIONAL ECONOMIC COOPERATION IN THE ARCTIC

In this article the authors examine international economic cooperation in the the Arctic with the unexpected focus on forms of international engagement among Small and Medium Enterprises (SMEs) including such cases of border trade, business associations, partnership in the international forums and exhibitions. Authors are profoundly convinced that this type of economic international cooperation in the Arctic does offer good perspectives and should be more actively supported by the Russian federal and regional authorities as a policy of promotion of the non-resource export and partial import substitution of productivity in the Arctic by internal SMEs. Refs 41. Table 1.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты международного экономического сотрудничества в Арктике»

УДК 330.111.42 Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2016. Вып. 2

А. Н. Пилясов, А. В. Котов

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АРКТИКЕ

В статье международное экономическое сотрудничество полярных стран рассматривается с неожиданного ракурса сотрудничества малых предпринимателей: приграничное, в рамках торгово-промышленных палат, совместное участие в ярмарках, конференциях и выставках. Авторы убеждены в том, что данный вид международного экономического сотрудничества в Арктике имеет значительные перспективы и должен более активно и целенаправленно поддерживаться российскими федеральными и региональными органами исполнительной власти в рамках политики поддержки несырьевого экспорта и частичного замещения ввоза товаров/услуг собственным производством в самой Арктике. Библиогр. 41 назв. Табл. 1.

Ключевые слова: Арктика, международное экономическое сотрудничество, малые предприятия.

A. N. Pilyasov, A. V. Kotov

SOME ASPECTS OF INTERNATIONAL ECONOMIC COOPERATION IN THE ARCTIC

In this article the authors examine international economic cooperation in the the Arctic with the unexpected focus on forms of international engagement among Small and Medium Enterprises (SMEs) including such cases of border trade, business associations, partnership in the international forums and exhibitions. Authors are profoundly convinced that this type of economic international cooperation in the Arctic does offer good perspectives and should be more actively supported by the Russian federal and regional authorities as a policy of promotion of the non-resource export and partial import substitution of productivity in the Arctic by internal SMEs. Refs 41. Table 1.

Keywords: Arctic, international economic cooperation, small businesses.

Введение

В последние годы тема международного сотрудничества в Арктике и роли государства в этих процессах рассматривается во множество работ. Интерес к этому феномену среди российских и зарубежных исследователей очень велик. Обширный массив публикаций посвящен вопросам межгосударственной кооперации в максимально широкой постановке — в рамках Арктического совета, совета парламентариев Арктического региона, Северного форума, в вопросах арктической навигации по трассе Северного морского пути и др. Эта тематика разрабатывается в выступлениях, статьях и монографиях А. В. Васильева [1, с. 20-25], А. П. Зуевской [2],

Пилясов Александр Николаевич — доктор географических наук, профессор, Центр экономики Севера и Арктики, ФГБНИУ Совет по изучению производительных сил, Российская Федерация, 117997, ГСП-7, Москва, ул. Вавилова, 7; pelyasov@mail.ru

Котов Александр Владимирович — кандидат экономических наук, доцент, Центр экономики Севера и Арктики, Совет по изучению производительных сил, Российская Федерация, 117997, ГСП-7, Москва, ул. Вавилова, 7; alexandr-kotov@yandex.ru

Pilyasov Alexander N. — Doctor of Geographic Sciences, Center of the North's and Arctic's economy, Council for the Study of Productive Forces, 7, ul. Vavilova, Moscow, 117997, Russian Federation, pelyasov@mail.ru

Kotov Alexander V. — PhD, Associate Professor, Center of the North's and Arctic's economy, Council for the Study of Productive Forces, 7, ul. Vavilova, Moscow, 117997, Russian Federation; alexandr-kotov@yandex.ru

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2016

Ю. Ф. Лукина [3, с. 7-14], Г. Д. Олейника [4], В. И. Сморчковой [5], О. Янга [6-8] и других наших отечественных и зарубежных коллег.

Российские и зарубежные представители разных дисциплин изучают последствия изменения климата Арктики для международного сотрудничества и интенсификации транзитных и внутризональных транспортных коммуникаций. Речь идет о работах А. В. Загорского, М. Л. Лагутиной [9], А. В. Федотовских [10], Н. К. Харлампиевой [9, с. 212-217], В. Остренга [11], М. Теннберг [12] и др.

Отдельный блок исследований посвящен вопросам межгосударственного сотрудничества полярных стран в сфере природопользования, при освоении крупных арктических мегапроектов на суше и на шельфе. Прежде всего отметим здесь работы ученых Кольского научного центра В. В. Васильева и В. С. Селина [13], В. В. Денисова, Г. Г. Матишова, Ф. Д. Ларичкина [14] и других исследователей [15-17] (преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга).

Геоэкономические вопросы международного сотрудничества в Арктике, хотя и не являются количественно доминирующими, регулярно поднимаются в работах В. Б. Митько [18], А. А. Сергунина, Н. А. Рубцовой [19] и др.

В данной статье решено было остановиться на менее разработанных сюжетах международного сотрудничества предпринимателей (фирм малого бизнеса) и роли полярных государств в содействии этим процессам.

Феномен международного сотрудничества арктических предпринимателей

Многоаспектность взаимодействий в экономике Арктической зоны мира укрепила точку зрения на арктическую экономику как трехсекторную по своей структуре — состоящую из государственного, частного, традиционного сектора. Государственный сектор обеспечивает бюджетную занятость и межбюджетные трансферты. Традиционный сектор включает жизнеобеспечивающие оленеводство и промыслы аборигенных народов. Частный (корпоративный) сектор представлен крупным бизнесом в сфере добычи природных ресурсов и арктическим малым и средним предпринимательством в производственной сфере и сфере услуг. И каждый из этих секторов вовлечен в свой процесс международного экономического сотрудничества в Арктике.

Феномен международного сотрудничества арктического малого бизнеса понимается нами очень широко — как творческая инициативная высокорисковая экономическая деятельность в интересах местного сообщества. Малый бизнес слаб в Арктике, поэтому он всегда стремится найти защитную структуру на уровне национальных, региональных, местных властей, международных ассоциаций, крупных ресурсных компаний. Рассмотрим уровни международного сотрудничества арктического бизнеса в контексте усилий полярных государств по их поддержке.

Арктический экономический совет (бизнес-форум)

В Кирунской декларации, подписанной на Восьмой министерской сессии Арктического совета в мае 2013 г., министры восьми государств — членов Арктического совета «признали, что экономическая деятельность в Арктике является

неотъемлемой частью устойчивого развития народов и сообществ региона, выразили желание и дальше укреплять работу Арктического совета по продвижению динамичных и устойчивых экономик и наилучшей практики в Арктике и приняли решение учредить целевую группу для содействия созданию циркумполярного бизнес-форума».

Сопредседателями целевой группы по содействию организации Приполярного бизнес-форума (TFCBF) являются Канада, Финляндия, Исландия и Россия. С мая 2013 г. целевая группа проводила регулярные заседания, чтобы создать условия для учреждения данного органа. В декабре 2013 г. целевая группа предложила новое название для приполярного бизнес-форума, которое было одобрено старшими должностными лицами Арктического совета в январе 2014 г. [20]. В русле этих решений 3 сентября 2014 г. внутри Арктического совета был учрежден Арктический экономический совет (АЭС). Его цель — содействовие экономическому и социальному развитию региона, а также защите окружающей среды в арктическом регионе. Это независимая от Арктического совета структура, которая сама будет определять свой состав и направлять свою деятельность. АЭС также предстоит доводить до членов Арктического совета позицию бизнес-сообщества по тем или иным вопросам, работать в тесной кооперации с малым бизнесом и ресурсными корпорациями [21].

Международная сеть северных торговых палат и бизнес-ассоциаций

Впервые идея учреждения Приполярной торговой палаты — образования, которое объединило бы торговые палаты и другие деловые организации приполярных стран — обсуждалась по инициативе канадской стороны на Третьем конгрессе Всемирного форума торговых палат в Квебеке (2003), где получила формальную поддержку делегатов конгресса [22].

Новый импульс работе по созданию международной Приполярной торговой палаты был придан в рамках региональной неправительственной организации «Северный форум» (учреждена в 1991 г.; позиционирует себя в качестве «партнера бизнес-сообщества для достижения целей устойчивого развития»).

В сентябре 2007 г. в Ханты-Мансийске в рамках бизнес-саммита Северного форума «Партнерство во имя прогресса» состоялся круглый стол на тему «Возможность и целесообразность создания международной Приполярной палаты». Ген-ассамблея Северного форума приняла специальную резолюцию, в которой одобрила создание сети северных ТПП [23].

Работа в этом направлении была продолжена в апреле 2008 г. в Акурейри (Исландия), где на специальном заседании в рамках совещания региональных координаторов Северного форума был подписан протокол о намерениях по созданию так называемой Сети торгово-промышленных палат северных регионов и разработана концепция сети (протокол подписали представители торговых палат Лапландии, ХМАО, Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, администрации Республики Саха — Якутия, бизнес-агентства Акурейри) [24].

2 марта 2009 г. в Торонто под эгидой Северного форума была образована международная сеть северных и циркумполярных торгово-промышленных палат

и бизнес-ассоциаций. Ее участниками стали торгово-промышленные палаты Лапландии (Финляндия), городов Эдмонтон и Йеллоунайф, Северо-Западных территорий, территории Юкон (Канада), Всемирный торговый центр Аляски (США), бизнес-агентство города Акурейри (Исландия), а также торгово-промышленные палаты Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов [25].

Торгово-промышленные палаты играют важную роль в двустороннем сотрудничестве арктических стран. Так, Норвежско-российская торговая палата (НРТП) была учреждена 20 октября 2003 г. по инициативе норвежских деловых кругов с целью развития двусторонних торгово-экономических отношений. В числе ее учредителей — норвежские компании «Теленор», «Статойл», «Оркла Фудс», «Акер Квэрнер Контрактинг», «Экспортфинанс», «А-прессен», Корпорация промышленного развития Норвегии, Государственный фонд промышленного и регионального развития, Норвежский банк, ряд российских компаний.

Основными направлениями деятельности Палаты являются представление и защита интересов норвежских и российских компаний, посреднические и консультационные услуги, в том числе проведение исследований рынков и оказание юридических услуг, распространение информации об экономической ситуации в Норвегии и России, анализ торговых и инвестиционных возможностей, проведение деловых встреч, семинаров, симпозиумов (не-членам Палаты данные услуги оказываются на коммерческой основе). Начиная с 2006 г. Палата организует мероприятия в различных регионах Норвегии в целях повышения общей информированности норвежских деловых кругов о России как о перспективном рынке. С 2006 г. также проводятся регулярные членские собрания в России. НРТП рассматривает в качестве перспективных отраслей двустороннего экономического взаимодействия нефтегазовую промышленность, рыболовство и рыборазведение, лесопользование, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии [26].

В декабре 2010 г. руководители торгово-промышленных палат северных территорий России на заседании в Москве создали Ассоциацию торгово-промышленных палат (ТПП) северных (приполярных) территорий и зоны Арктики. В состав новой организации вошли торгово-промышленные палаты Республики Саха (Якутия), Архангельской, Мурманской, Магаданской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Ассоциацию также пополнят ТПП Карелии и Республики Коми, Красноярского и Камчатского краев. Данная сеть содействует не только инициативам регулирования торгово-экономических потоков между арктическими территориями; такая организация может оказаться востребованной и для трансфера предпринимательского знания.

Важно подключить к деятельности сети ТПП складывающиеся в России формы поддержки малого и среднего бизнеса. Например, сеть бизнес-инкубаторов Ямала, которые предоставляют целый комплекс услуг начинающим предпринимателям — от льготной аренды помещений до юридической и финансовой помощи. Они действуют в городах Губкинский, Лабытнанги, Тарко-Сале и Новый Уренгой; планируется открытие и увеличение площади бизнес-инкубаторов в Надыме, Муравлен-ко, Ноябрьске, Новом Уренгое. Создана и действует финансовая инфраструктура поддержки предпринимательства: организованы четыре муниципальных фонда

в городах Губкинский и Новый Уренгой, в Надымском и Пуровском районах и два окружных фонда — Фонд микрозаймов и Фонд поручительств.

В чем еще состоят возможности международного сотрудничества сети северных торгово-промышленных палат? Они могут выносить на обсуждение на международный уровень вопросы развития транспортной инфраструктуры в зоне Арктики и содействовать обеспечению транспортной доступности бизнеса; инициировать разработку механизмов сотрудничества частного бизнеса с международными институтами развития в проектах по поставкам техники, машин и оборудования, способных функционировать в условиях экстремально низких температур; проводить экспертизу контрактов и результатов их исполнения при закупке товаров работ и услуг с международным участием по обеспечению благоприятной окружающей среды в Арктике.

Конечно, позитивная динамика, сила сотрудничества полярных предпринимателей в структурах торгово-промышленных палат существенно зависит от позиции и поддержки арктических государств. Например, широко известные успехи норвежской торгово-промышленной палаты в налаживании сотрудничества предпринимателей Баренц-региона напрямую связаны с позитивным отношением к этому феномену норвежских правительственных структур.

Международное сотрудничество малого бизнеса на приграничном уровне

Характерным примером сотрудничества данного типа является проект «Кос-стоун» муниципального образования «город Костомукша». Город Костомукша расположен на расстоянии 36 км от контрольно-пропускного пункта «Вартиус» (Финляндия). Участники проекта — Региональный союз «Кайнуу» (Финляндия), Институт геологии Карельского научного центра, муниципалитет г. Кухмо (Финляндия), местная Администрация муниципального образования г. Костомукша, муниципалитет г. Суомуссалми (Финляндия).

В проекте предусматривалось создание в Костомукше новой сырьевой базы на тальковом («мыльном») камне для привлечения в регион инвесторов из Финляндии. Опыт, необходимый для развития малого бизнеса в Костомукше в рамках данного проекта, карельские предприниматели могли получить только во взаимодействии с партнерами из Финляндии, которые уже более 30 лет работают с тальковым камнем.

Совместное российско-финское использование сырьевой базы в Костомук-ше помогло городу пополнить бюджет и создать новые рабочие места. Финские компании получили возможность развить свою деятельность как в Костомукше, так и на уже действующих горно-перерабатывающих предприятиях Республики Карелия. А в городах Кухмо, Суомуссалми построены два крупных предприятия по переработке «мыльного камня». В результате реализации данного проекта в области трансграничной технологической кооперации уровень безработицы здесь существенно понизился [27].

Другой проект, «Salla Gatе — партнерство в бизнесе и туризме», реализуется в Мурманском области с 2012 г. Пять приграничных муниципалитетов с российской стороны (города Кировск и Апатиты, Кандалакшский, Ковдорский и Терский

районы) и четыре с финской (населенные пункты Салла, Кемиярви, Пелкосенние-ми и Савукоски) договорились о том, что будут развивать трансграничное сотрудничество через пропускной пункт Салла [28].

Поток российских туристов с каждым годом нарастает. На встречах в рамках проекта обсуждается, как развивать уже сформированные ниши туризма в рыбалке, вертолетных экскурсиях, поездках на квадроциклах. Финские компании готовы разнообразить этот список, например возить свои группы на мурманские событийные культурные мероприятия и даже в города Мурманской области на шоппинг. Участие российской стороны в проекте в основном заключается в реализации обучающих программ. Как правило, нанимаются эксперты, которые проводят семинар по брен-дированию территорий или ведут курс английского для сотрудников турфирм.

Вторая часть проекта — это партнерство в бизнесе. «Salla Gate» дает возможность состыковать российских и финских предпринимателей, чей бизнес заключается в оказании услуг крупным горнодобывающим предприятиям, будь то ремонт техники, перевозки и др. По 15 тыс. евро заложено с российской и финской сторон на совместное участие в тендерах. Инвестиции в туризм от проекта получают муниципальные образования: по 50 тыс. евро — Кировск и Кандалакшский район, 40 тыс. евро — Апатиты, по 15 тыс. евро — Ковдорский и Терский районы.

Бизнес-контакты со странами Северной Европы предоставили Мурманской области возможности диверсифицировать внешнеэкономические связи. При поддержке этих стран появились организации делового сотрудничества (например, открытый в 1999 в г. Мурманске Российско-норвежский центр делового сотрудничества «СИВА»), которые помогают представлять интересы бизнеса на соседних территориях, продвигать наметившиеся проекты.

В Мурманск на международные выставки-ярмарки приезжают многочисленные зарубежные участники-предприниматели. Традиционный интерес иностранные предприятия и организации проявляют к таким международным выставоч-но-ярмарочным мероприятиям, как «Кольский партнериат», «М. Ресурсы. Технологии», «СевТЭК» [29].

Конечно, в условиях санкционного давления на Россию самые масштабные проекты приграничного сотрудничества оказались остановлены, а сам спектр направлений сотрудничества стал уже, чем несколько лет назад. Но тем не менее приграничное сотрудничество продолжается, хотя и в ослабленном варианте. Действует закономерность: чем более локальный, «народный» уровень бизнес-сотрудничества, тем оно менее подвержено политической конъюнктуре и больше отражает объективные благоприятные предпосылки в виде географической близости, зональной общности.

Международное сотрудничество малого бизнеса как участие в ярмарках, конференциях, выставках

Данное направление бизнес-сотрудничества, как правило, реализуется при поддержке региональных органов власти полярных государств. Презентации проектов малого бизнеса в Арктике на различных деловых мероприятиях позволяют создавать площадки для встречи и обмена мнениями представителей науки, бизнеса, муниципального и государственного управления по вопросам городского

развития, для демонстрации новейших разработок и идей, направленных на решение городских проблем. На конференциях и выставках предприниматели показывают проекты, направленные на достижение высокого качества жизни. Встречи с зарубежными партнерами дают этим проектам возможность стать объектами интеллектуального экспорта, а городу — обеспечить за счет них диверсификацию городской экономики и приток новых технологий.

Презентация инновационной продукции на специализированных мероприятиях малого бизнеса очень важна. В ходе этих выставок малый бизнес демонстрирует свои наработки и слышит мнения практических работников, что позволяет получить подтверждение или опровержение идей, лежащих в основе новых разработок. Средние предприятия, производящие серийные изделия, в рамках выставки могут продемонстрировать образцы своей продукции и расширить рынки сбыта. А заинтересованные потребители могут не только ознакомиться с новыми тенденциями в конкретных технологических направлениях, но и заключить договоры на поставку необходимых передовых технологий и оборудования. Поэтому конференции, ярмарки, выставки — необходимый и очень важный атрибут международного сотрудничества арктического малого бизнеса.

Многие арктические регионы России устраивают подобные мероприятия. Среди лидеров — Мурманская область, Республика Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкий автономный округ. В Мурманской области уже стало традицией ежегодное проведение выставки-ярмарки субъектов малого предпринимательства «Имандра», других муниципальных и региональных выставок [30]. С целью продвижения продукции местных товаропроизводителей на межрегиональный и международный рынки предприниматели участвуют в выставочно-ярмарочных мероприятиях не только в регионе, но и за его пределами. Для этого организуются коллективные стенды предпринимателей Мурманской области на международных и межрегиональных форумах, выставках и ярмарках. Инновационные малые предприятия могут показать свою продукцию в составе коллективных экспозиций Мурманской области на ежегодных выставках в Санкт-Петербурге («Высокие технологии. Инновации. Инвестиции», «Малый бизнес. Технологии успеха») и других городах.

Регулярно в Мурманске организуется конференция «Matchmaking conference» [31]. Целью данного мероприятия является ознакомление участников с особенностями ведения бизнеса в России, в Мурманской области, а также помощь им в поиске нужных контактов для развития своей инновационной бизнес-идеи. Программа мероприятий включает визиты в мурманские компании, чья деятельность так или иначе связана с международным сотрудничеством, посещение выставки «Кольский партнериат» и специально разработанную для этого случая деловую игру, в которой участникам предстоит по предложенным сценариям ознакомиться с основными этапами открытия бизнеса в России и Мурманской области. В конференции обычно принимают участие около сотни представителей от России, Финляндии, Швеции и Норвегии.

В рамках региональной инициативы «Год Арктики» Правительство Республики Саха (Якутия) провело 26-28 ноября 2014 г. в городе Якутске Международную научно-практическую конференцию «Арктика: перспективы устойчивого развития». В рамках конференции была организована выставка «Технологии Арктики», где были представлены выставочные экспозиции российских и иностранных пред-

принимателей в сфере строительства, энергетики, коммунального комплекса, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства, транспорта [32].

В 2014 г. в Ямало-Ненецком автономном округе прошел форум «Инновационная Арктика», который, по замыслу организаторов, должен стать регулярным. В форуме приняли участие малые инновационные предприятия — разработчики и производители инновационной продукции; предприятия — резиденты технопарков, инновационно-технологических центров, малые инновационные предприятия учреждений высшего образования; предприятия, включенные в реестр субъектов инновационной деятельности ЯНАО; бизнес-команды России и зарубежных стран, представляющие инновационные разработки для арктических регионов [33].

Перспективы для международного сотрудничества малого бизнеса в российской Арктике

Современная экономическая ситуация характеризуется наличием большого количества барьеров, с которыми сталкиваются представители бизнеса, заинтересованные в развитии собственных производств и предприятий сферы услуг. В последние годы к старым препятствиям добавились новые, связанные с санк-ционным давлением на Россию стран Европейского Союза. Необоснованные административные барьеры снижают стимулы входа на рынки новых участников, повышают непроизводственные издержки и создают условия для коррупции (см. табл.).

Для решения этих застарелых российских проблем можно использовать опыт поддержки предпринимательства в странах Северной Европы. Там широко распространена система общественных консультантов, в качестве которых обычно выступают опытные предприниматели и специалисты, находящиеся на пенсии [37]. Они консультируют начинающих предпринимателей, помогают в организации бизнеса или в реализации инвестиционных проектов. Иногда их услуги частично оплачиваются государством, иногда они работают бесплатно. Планируется разработка международного проекта, целью которого будет создание аналогичной системы в регионах российской Арктики.

Интересен международный опыт в реализации мероприятий, направленных на упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам инфраструктуры естественных и локальных монополий; в упрощении доступа малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным имущественным ресурсам, в том числе по обеспечению реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений; в обеспечении максимальной прозрачности условий организации собственного дела [38].

В ближайшей перспективе российский малый бизнес сможет открыть новую сферу международного сотрудничества в арктических городах с помощью проектов по созданию муниципальных индустриальных зон. Одно из существенных преимуществ индустриальных зон и площадок — затраты на содержание инфраструктурных объектов (энергообъекты, электросети, теплосети, водозаборные узлы, канализация и очистные сооружения) делятся между всеми собственниками участков. На одной площадке функционируют предприятия различных сфер деятельности, но при этом все они используют единую инфраструктуру.

Проблемы — потенциал воздействия — рекомендации по укреплению международного сотрудничества арктических предпринимателей России1

«Узкие места» (проблемы) Потенциал государственного влияния во имя усиления международного сотрудничества предпринимателей Конкретный способ усиления возможностей международного сотрудничества (рекомендации)

Недофинансирование со стороны региональных бюджетов средний Определение приоритетов для первоочередного финансирования. Оценка эффективности бюджетных вложений

Недофинансирование со стороны местных бюджетов средний Пропаганда эффективности вложений в развитие предпринимательства

Значительные изменения налоговых правил высокий Взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с общественными и профессиональными организациями и объединениями предпринимателей. Приглашение зарубежных консультантов по муниципальным финансам

Недоверие со стороны предпринимателей высокий Повышение открытости за счет постоянного информирования предпринимателей об осуществляемых властью мероприятиях с использованием разнообразных каналов передачи информации. Пропаганда успешных предпринимательских проектов и стартапов, в том числе зарубежных

Неверие предпринимателей в свои силы высокий Проведение обучающих мероприятий среди предпринимателей

Выпуск неконкурентоспособной продукции высокий Обучение субъектов малого и среднего предпринимательства, сертификация продукции по международным стандартам 180-9000

Неправильная оценка перспектив в развитии предпринимательства высокий Разработка методик оценки развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом зарубежного опыта. Подписание соглашений местных ассоциаций малого и среднего бизнеса с муниципальными властями о перечне индикативных показателей для субъектов малого и среднего предпринимательства

Муниципальная индустриальная зона — совместный продукт бизнеса и администрации муниципального образования при участии естественных монополий (собственников сетей), создаваемый для формирования максимально комфортных условий для представителей малого и среднего бизнеса в промышленности и производственных услугах [39]. Создание муниципальных индустриальных площадок для предприятий малого и среднего бизнеса — быстрый и эффективный путь развития и закрепления бизнеса в арктических муниципалитетах и получения постоянных налоговых поступлений в местные бюджеты. И будет вполне логичным, если

1 Составлено экспертами СОПС на основе документов: [34-36].

международные проекты российских арктических предпринимателей, совместные предприятия (предприятия с иностранным участием) будут активно использовать льготы муниципальных индустриальных зон городов российской Арктики.

Значительный потенциал имеет международное сотрудничество малого бизнеса, проходящее по линии побратимских контактов арктических городов. Например, у Архангельска есть соглашения о побратимских связях с Кируной, Юсдалем (Швеция), Оулу (Финляндия) и Варде (Норвегия). Укрепляются его побратимские отношения с Тромсе. Между вузами, учреждениями культуры и здравоохранения двух городов уже налажено широкое сотрудничество, но в сфере малого бизнеса оно менее активно [40].

В июне 2014 г. Салехард и Рованиеми стали городами-побратимами. На встречу в Рованиеми приезжали сотрудники администрации Салехарда и департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В их ближайших планах — подписание Меморандума о взаимопонимании между Салехардом и Рованиеми с целью развития многоаспектного сотрудничества, в том числе и в сфере малого и среднего бизнеса. В ходе своего первого визита в Рованиеми ямальская делегация посетила медицинский оздоровительный центр города, завод по переработке шкур северного оленя и предприятие «Ро1апса OY», которая является импортером ямальской оленины в Финляндию [41]. Бизнес-связи между двумя городами-побратимами начинают складываться и имеют перспективы для расширения.

Значительный потенциал для углубления и расширения международного сотрудничества российского арктического бизнеса сможет быть актуализирован при доброжелательной позиции полярных стран-соседей России. Здесь ситуация в последние годы, к сожалению, существенно ухудшилась. Однако более чем 20-летний позитивный опыт сотрудничества арктических предпринимателей позволяет надеяться, что эта ситуация будет в ближайшие годы нормализована.

Заключение

На основании изучения реалий современного международного сотрудничества арктических предпринимателей России можно предложить несколько рекомендаций.

1. Арктическое сотрудничество предпринимателей должно быть направлено на повышение устойчивости экономики полярных территорий России — оно должно иметь зримый, измеряемый экономический эффект в новых рабочих местах и потоке доходов жителям российского Заполярья. Максимальные гарантии для этого дает использование передового опыта, практик, компетенций, накопленных зарубежными партнерами, в новых бизнес-проектах на российской Арктике.

Драйверами таких перетоков знания могут выступить российские предприниматели Мурманской, Архангельской областей, Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа. И это является важнейшим приоритетом для государственной поддержки сегодня — особенно в условиях санкций, которые обращены на крупные российские структуры и к федеральным органам исполнительной и законодательной власти.

Поэтому смещение акцента на региональный и муниципальный уровни сотрудничества, на уровень отдельных предпринимателей абсолютно оправдан и целесообразен. Даже в условиях недавних международных «рестрикций» против России приграничная кооперация, взаимодействие бизнес-партнеров в Арктике продолжается и может быть активизировано (как компенсатор его замораживания на официальном уровне).

Государство должно поощрять российских предпринимателей к созданию международных партнерств, способных обогатить российскую Арктику новыми компетенциями, технологиями и знаниями (например, в энергосбережении, альтернативной энергетике, модернизации городской инфраструктуры, экотуризме и др.).

2. Следует поощрять участие зарубежных партнеров в создании в российской Арктике объектов инновационной инфраструктуры — индустриальных парков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, филиалов университетских консорциумов и др. — с целью постепенного выращивания здесь интеллектуального промышленного сервиса для ресурсных отраслей Заполярья.

3. В каждом проекте международного сотрудничества необходимо отчетливо прописывать «знаниевую» компоненту, которая содействует обновлению или модернизации сложившего в российской Арктике пула компетенций. Внутри побра-тимских контактов арктических городов, исследовательских институтов целесообразно всегда видеть потенциал создания новых арктических стартапов, способных к быстрой коммерциализации полученного от зарубежного партнера нового знания, компетенции, передового опыта.

4. Одновременно нужно стремиться минимизировать издержки международного сотрудничества, которые для России прежде всего проявляются в оттоке молодых талантов (в том числе предпринимателей) в соседние страны Баренц-региона. Эта «штучная» работа по созданию для молодых квалифицированных кадров российского Заполярья привлекательных условий для жизни и работы имеет приоритетный характер для местной и региональной власти, нуждается в нормативном правовом оформлении на федеральном и региональном уровнях.

5. Вопросы динамики и полнокровности международного экономического сотрудничества российских предпринимателей в Арктике напрямую связаны с его институциональным оформлением. Необходима разработка правового регламента, стратегической цели и задач арктического межгосударственного сотрудничества — как руководства к действию для всех его российских участников.

Литература

1. Васильев А. В. Арктика: новый вектор развития // Арктика. Экология и экономика. 2011. № 1. С. 20-25.

2. Зуевская А. П. Международные отношения в регионе Арктики: морская деятельность прибрежных субъектов Российской Федерации // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. Апатиты, 2012. С. 246-248.

3. Лукин Ю. Ф. Арктическая солидарность // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 4. С. 7-14.

4. Олейник Г. Д. Необходимо активно развивать международное экономическое сотрудничество на Севере. URL: http://www.council.gov.ru/media/files/41d44f2433e3c8cd295a.pdfpage=51 (дата обращения: 13.11.2013).

5. Сморчкова В. И. Арктика: регион мира и глобального сотрудничества: институциональные предпосылки устойчивого развития. М.: РАГС, 2003. 246 с.

6. Young O. R. The structure of Arctic cooperation: Solving problems/seizing opportunities. URL: http:// www.arcticparl.org/files/images/conf4_sac.pdf (accessed: 13.11.2013).

7. Young O. R. Governing the Arctic: From Cold War Theater to Mosaic of Cooperation. Global Governance // A Review of Multilateralism and International Organizations. January/March 2005. Vol. 11, N 1. P. 9-15.

8. Young O. R. Whither the Arctic? Conflict or cooperation in the circumpolar north // Polar Record. Cambridge University Press, 2009. P. 73-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Харлампиева Н. К., Лагутина М. Л. Международное сотрудничество в Арктике: эколого-политический аспект // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. № 3. С. 212-217.

10. Федотовских А. В. Экономическое моделирование последствий изменения климата в арктической зоне Российской Федерации // Состояние арктических морей и территорий в условиях изменения климата: сб. тезисов Всероссийской конференции с международным участием / сост. С. В. Ряб-ченко. Архангельск: Изд. Дом Сев. (Арктич.) федер. ун-та им. М. В. Ломоносова, 2014. С. 144-146.

11. 0streng W. National security and international environmental cooperation in the Arctic: the case of the northern sea route. Dordrecht; Boston; London: Kluwer Academic Publishers, 1999. 367 p.

12. TennbergM. Arctic Environmental Cooperation. Study in Governance. Aldershot, 2000. 214 p.

13. Селин В. С., Васильев В. В. Взаимодействие глобальных, национальных и региональных экономических интересов в освоении Севера и Арктики. Апатиты: ИЭП КНЦ РАН, 2010. 191 с.

14. Фадеев А. М., Ларичкин Ф. Д. Эффективное международное сотрудничество в вопросах промышленного обеспечения реализации шельфовых проектов в Арктике // Трансфер инноваций. 2012. № 23. С. 13-18.

15. Евстигнеева А. Российско-норвежское сотрудничество в освоении ресурсов Арктического региона России. URL: http://www.observer.materik.ru/observer/N11_2008/051_061.pdf (дата обращения: 13.11.2013).

16. Еремин Н. А., Кондратюк А. Т., Еремин Ал. Н. Ресурсная база нефти и газа арктического шельфа России // Георесурсы. Геоэнергетика. Геополитика. URL: http://oilgasjournal.ru/2009-1/3-rubric/er-emin.html (дата обращения: 13.11.2013).

17. Рудаков М. Н., Шегельман И. Р. Природные ресурсы Арктики и экономические интересы Финляндии. URL: http://ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_42_rudakov.pdf_2410.pdf (дата обращения: 13.11.2013).

18. Митько В. Б. Эволюция геополитических факторов, определяющих российскую миссию в Арктике. URL: http://www.arcticas.ru/docs/Kongress_tisyacheletie2010_tom1.pdfpage=3 (дата обращения: 13.11.2013).

19. Рубцова Н. А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестн. Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 5. С. 60-64.

20. Арктический экономический совет. URL: http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us/ working-groups/aec (дата обращения: 01.10.2014).

21. Создан Арктический экономический совет. URL: http://www.vz.ru/news/2014/9/3/703676.html (дата обращения: 13.11.2014).

22. Петров Г. Воспроизводство трудовых ресурсов Севера — актуальная задача. URL: http:// www.tpp-inform.ru/economy_business/1508.html (дата обращения: 01.10.2014).

23. Кобанов А. И. Актуальные вопросы сотрудничества северных циркумполярных торговых палат и бизнес-ассоциаций. URL: http://www.nrbf2012.com/files/Arctic/Draft-Circumpolar-Kobanov.pdf (дата обращения: 01.10.2014).

24. В московском представительстве Якутии начал свою работу Северный форум. URL: http:// sakha.gov.ru/special/node/132762 (дата обращения: 01.10.2014).

25. Российский Север поднимут всем миром. URL: http://www.bkgis.ru/uploads/posts/ 2012-03/106-107%20str._.pdf (дата обращения: 13.11.2014).

26. Норвежско-российская торговая палата. URL: http://www.norge.ru/nrcc_kort (дата обращения: 13.11.2014).

27. Межевич Н. М. Перспективы северных промышленных моногородов в контексте современных задач развития российской Арктики // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. Т. 9, кн. 2: Обеспечение национальных интересов России в Арктике / Зап. воен. округ, Воен. акад. Ген. штаба Вооружен. отл Рос. Федерации, Ин-т воен. истории, Гос. полярн. акад. СПб.: Политехника-сервис, 2014. С. 123-126.

28. Коридор добрососедства. URL: http://www.hibvest.ru/news/?newsid=418&page=25 (дата обращения: 01.10.2014).

29. Мурманская область и Баренцево сотрудничество. URL: http://ke.culture51.ru/content. php?id=15 (дата обращения: 01.10.2014).

30. Дни предпринимательства в Мурманской области откроет XV торгово-промышленная выставка-ярмарка «Имандра-2014». URL: http://www.arctic-tv.ru/news/murmanskaya-oblast-arktika/ dni-predprinimatelstva-v-murmanskoy-oblasti-otkroet-xv-torgovo-promyshlennaya-vystavka-yarmarka-imandra-2014 (дата обращения: 01.10.2014).

31. Вторая международная конференция «Matchmaking conference». URL: http://www.ncci.ru/sec-tion/extras/yie/437 (дата обращения: 01.10.2014).

32. 26-28 ноября 2014 г. состоится Международная научно-практическая конференция «Арктика: перспективы устойчивого развития». URL: http://sakha.gov.ru/node/196074 (дата обращения: 01.10.2014).

33. Инновационная Арктика. URL: http://ingria-startup.ru/programmy/arktika/ (дата обращения: 01.10.2014).

34. Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 9.12.2010 г. № 441-П «Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011-2013 годы"». URL: http://www.za-konprost.ru/content/regional/81/1760894 (дата обращения: 01.10.2014).

35. Постановление губернатора Мурманской области от 10.05.2000 г. № 195-ПГ «О финансировании Программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Мурманской области на 2000-2004 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/913503194 (дата обращения: 01.10.2014).

36. Государственная программа «Развитие предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/473509629 (дата обращения: 01.10.2014).

37. Постановление Правительства Мурманской oбласти от 17.09.2008 г. № 445-ПП/15 «О долгосрочной целевой программе "Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области" на 2009-2011 годы». URL: http://docs.cntd.ru/document/913514282 (дата обращения: 01.10.2014).

38. Распоряжение Правительства Тюменской области от 30.08.2010 №1219-рп «О внесении изменений в распоряжение от 30.11.2009 1728-рп». URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/price_ tarif/npa/more_NPA. htm?id=10660937@cmsArticle (дата обращения: 01.10.2014).

39. Муниципальная индустриальная зона. URL: http://www.restko.ru/invest/1294 (дата обращения: 01.10.2014).

40. Тромсе и Архангельск готовы оформить побратимские отношения. URL: http://barentsob-server.com/ru/sections/news/tromsyo-i-arhangelsk-gotovy-oformit-pobratimskie-otnosheniya (дата обращения: 01.10.2014).

41. Салехард и Рованиеми станут городами-побратимами. URL: http://www.arctic-info.ru/ news/16-06-2014/salehard-i-rovaniemi-stanyt-gorodami-pobratimami (дата обращения: 01.10.2014).

Для цитирования: Пилясов А. Н., Котов А. В. Некоторые аспекты международного экономического сотрудничества в Арктике // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2016. Вып. 2. С. 81-95. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.208

References

1. Vasil'ev A. V. Arktika: novyi vektor razvitiia [Arctic: a new vector of development]. Arktika. Ekologiia i ekonomika [Arctic. Ecology and economy], 2011, no. 1, pp. 20-25. (In Russian)

2. Zuevskaia A. P. Mezhdunarodnye otnosheniia v regione Arktiki: morskaia deiatel'nost' pribrezhnykh sub'ektov Rossiiskoi Federatsii v Razvitie Severa i Arktiki: problemy i perspektivy [International relations in the Arctic region of coastal maritime activities of the Russian Federation in the development of the North and the Arctic: Challenges and Prospects]. Materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Apatity, 14-16 noiabria 2012 g. [Materials of interregional scientific-practical conference, Apatity, November 14-16, 2012]. Apatity, 2012, pp. 246-248. (in Russian)

3. Lukin Iu. F. Arkticheskaia solidarnost' [Arctic solidarity]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences], 2010, no. 4, pp. 7-14. (In Russian)

4. Oleinik G. D. Neobkhodimo aktivno razvivat' mezhdunarodnoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo na Severe [It is necessary to actively develop international economic cooperation in the North]. Available at: http://wwwxounciLgov.ru/media/files/41d44f2433e3c8cd295a.pdf page=51 (accessed 13.11.2013).

5. Smorchkova V. I. Arktika: region mira i global'nogo sotrudnichestva: institutsional'nye predposylki ustoichivogo razvitiia [Arctic: the world and the region of global cooperation: institutional prerequisites for sustainable development]. Moscow, Publishing house RAGS, 2003. 246 p. (In Russian)

6. Young O. R. The structure of Arctic cooperation: Solving problems/seizing opportunities. Available at: http://www.arcticparl.org/files/images/conf4_sac.pdf (accessed 13.11.2013).

7. Young O. R. Governing the Arctic: From Cold War Theater to Mosaic of Cooperation. Global Governance. A Review of Multilateralism and International Organizations, January/March 2005, vol. 11, no. 1, pp. 9-15.

8. Young O. R. Whither the Arctic? Conflict or cooperation in the circumpolar north. Polar Record. Cambridge University Press, 2009, pp. 73-82.

9. Kharlampieva N. K., Lagutina M. L. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v Arktike: ekologo-politicheskii aspekt [International Cooperation in the Arctic: eco-political aspect]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana) [Society. Wednesday. Development (Terra Humana)], 2010, no. 3, pp. 212-217. (In Russian)

10. Fedotovskikh A. V. Ekonomicheskoe modelirovanie posledstvii izmeneniia klimata v arkticheskoi zone Rossiiskoi Federatsii [Economic modeling of the effects of climate change in the Arctic zone of the Russian Federation]. Sostoianie arkticheskikh morei i territorii v usloviiakh izmeneniia klimata: sb. tezisov Vserossiiskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [State of the Arctic seas and areas under climate change: Sat. Abstracts of All-Russian conference with international participation]. Compiler S. V. Ryabchenko. Archangelsk, ID NArFU, 2014, pp. 144-146. (In Russian)

11. 0streng W. National security and international environmental cooperation in the Arctic: the case of the northern sea route. Dordrecht, Boston, London, Kluwer Academic Publishers, 1999. 367 p.

12. Tennberg M. Arctic Environmental Cooperation. Study in Governance. Aldershot, 2000. 214 p.

13. Selin V. S., Vasil'ev V. V. Vzaimodeistvie global'nykh, natsional'nykh i regional'nykh ekonomicheskikh interesov v osvoenii Severa i Arktiki [The interaction of global, national and regional economic interests in the development of the North and the Arctic]. Apatity, IEP KSC RAS Publ., 2010, 191 p. (In Russian)

14. Fadeev A. M., Larichkin F. D. Effektivnoe mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v voprosakh pro-myshlennogo obespecheniia realizatsii shel'fovykh proektov v Arktike [Effective international cooperation in the provision of industrial offshore projects in the Arctic]. Transfer innovatsii [Transfer of innovation], 2012, no. 23, pp. 13-18. (In Russian)

15. Evstigneeva A. Rossiisko-norvezhskoe sotrudnichestvo v osvoenii resursov Arkticheskogo regiona Rossii [Russo-Norwegian cooperation in developing the resources of the Russian Arctic region]. Available at: http:// www.observer.materik.ru/observer/N11_2008/051_061.pdf (accessed 13.11.2013).

16. Eremin N. A., Kondratiuk A. T., Eremin Al. N. Resursnaia baza nefti i gaza arkticheskogo shel'fa Rossii [The resource base of oil and gas in Russia] Georesursy. Geoenergetika. Geopolitika [Geo-resources of the Arctic shelf. Geoenergetika. Geopolitics (electronic scientific journal)]. Available at: http://oilgasjournal. ru/2009-1/3-rubric/eremin.html (accessed 13.11.2013).

17. Rudakov M. N., Shegel'man I. R. Prirodnye resursy Arktiki i ekonomicheskie interesy Finliandii [Arctic natural resources and economic interests of Finland]. Available at: http://ivdon.ru/uploads/article/pdf/ IVD_42_rudakov.pdf_2410.pdf (accessed 13.11.2013).

18. Mit'ko V. B. Evoliutsiiageopoliticheskikh faktorov, opredeliaiushchikh rossiiskuiu missiiu v Arktike [The evolution of the geopolitical factors determining rosiyskogo mission in the Arctic]. Available at: http://www. arcticas.ru/docs/Kongress_tisyacheletie2010_tom1.pdfpage=3 (accessed 13.11.2013).

19. Rubtsova N. A. Barents-region v usloviiakh globalizatsii i regionalizatsii [Barents region in the context of globalization and regionalization]. Vestn. Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences], 2009, no. 5, pp. 60-64. (In Russian)

20. Arkticheskii ekonomicheskii sovet [Arctic economic council]. Available at: http://www.arctic-council. org/index.php/ru/about-us/working-groups/aec (accessed 01.10.2014).

21. Sozdan Arkticheskii ekonomicheskii sovet [The Arctic economic council has been created]. Available at: http://www.vz.ru/news/2014/9/3/703676.html (accessed 13.11.2014).

22. Petrov G. Vosproizvodstvo trudovykh resursov Severa — aktual'naia zadacha [Reproduction of labor resources in the North — an urgent task]. Available at: http://www.tpp-inform.ru/economy_business/1508. html (accessed 01.10.2014).

23. Kobanov A. I. Aktual'nye voprosy sotrudnichestva severnykh tsirkumpoliarnykh torgovykh palat i biznes-assotsiatsii [Topical issues of the northern circumpolar cooperation of chambers of commerce and

business associations]. Available at: http://www.nrbf2012.com/files/Arctic/Draft-Circumpolar-Kobanov.pdf (accessed 01.10.2014) (In Russian).

24. V moskovskom predstavitel'stve Iakutii nachal svoiu rabotu Severnyi forum [The Northern forum has begun work at the Moscow center of Yakutia]. Available at: http://sakha.gov.ru/special/node/132762 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

25. Rossiiskii Severpodnimut vsem mirom [The Russian North will be lifted the whole world]. Available at: http://www.bkgis.ru/uploads/posts/2012-03/106-107%20str_.pdf (accessed 13.11.2014). (In Russian)

26. Norvezhsko-rossiiskaia torgovaia palata [Norwegian-Russian chamber of commerce]. Available at: http://www.norge.ru/nrcc_kort (accessed 13.11.2014). (In Russian)

27. Mezhevich N. M. Perspektivy severnykh promyshlennykh monogorodov v kontekste sovremennykh zadach razvitiia rossiiskoi Arktiki [Prospects northern industrial single-industry towns in the context of contemporary problems of development of the Russian Arctic]. Trudy nauchno-issledovatel'skogo otdela Instituta voennoi istorii. T. 9, kn. 2: Obespechenie natsional'nykh interesov Rossii v Arktike [Proceedings of the Research Department of the Institute of Military History. Vol. 9, lib. 2: Provision of Russia's national interests in the Arctic]. West. mil. District, Military. Acad. Gene. Staff of the Armed. Ros Forces. Federation Institute of the military. stories, Gos. polarity. akad. St. Petersburg, Polytechnic Service Publ., 2014, pp. 123-126. (In Russian)

28. Koridor dobrososedstva [Neighborliness corridor]. Available at: http://www.hibvest.ru/news/ ?newsid=418&page=25 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

29. Murmanskaia oblast' i Barentsevo sotrudnichestvo [Murmansk region and Barents cooperation]. Available at: http://ke.culture51.ru/content.php?id=15 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

30. Dni predprinimatel'stva v Murmanskoi oblasti otkroetXV torgovo-promyshlennaia vystavka-iarmarka «Imandra-2014» [In Murmansk region theXVcommerce and industry Imandra-2014 trade fair will open days of business]. Available at: http://www.arctic-tv.ru/news/murmanskaya-oblast-arktika/dni-predprinimatelstva-v-murmanskoy-oblasti-otkroet-xv-torgovo-promyshlennaya-vystavka-yarmarka-imandra-2014 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

31. Vtoraia mezhdunarodnaia konferentsiia «Matchmaking conference» [Second international conference "Matchmaking conference"]. Available at: http://www.ncci.ru/section/extras/yie/437 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

32. 26-28 noiabria 2014 g. sostoitsia Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia «Arktika: perspektivy ustoichivogo razvitiia» [On November 26-28, 2014 the International scientific and practical conference "the Arctic will take place: prospects of a sustainable development"]. Available at: http://sakha.gov. ru/node/196074 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

33. Innovatsionnaia Arktika [Innovative Arctic]. Available at: http://ingria-startup.ru/programmy/ arktika/ (accessed 01.10.2014) (In Russian).

34. Postanovlenie Pravitel'stva Iamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga ot 9.12.2010 g. N 441-P «Ob utverzhdenii okruzhnoi dolgosrochnoi tselevoi programmy "Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v Iamalo-Nenetskom avtonomnom okruge na 2011-2013 gody"» [The resolution of the government of the Yamalo-Nenets Autonomous Area from 12/9/2010 N 441-P "About the approval of the district long-term target program 'Development of Small and Average Business in the Yamalo-Nenets Autonomous Area for 2011-2013'"]. Available at: http://www.zakonprost.ru/content/regional/81/1760894 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

35. Postanovlenie Gubernatora Murmanskoi oblasti ot 10.05.2000 g. № 195-PG «O finansirovanii Programmy gosudarstvennoi podderzhki razvitiia malogo predprinimatel'stva v Murmanskoi oblasti na 20002004 gody» [The resolution of the Governor of Murmansk region from 5/10/2000 N 195-PG "About financing of the Program of the state support of development of small business in Murmansk region for 2000-2004"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/913503194 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

36. Gosudarstvennaia programma «Razvitie predprinimatel'stva v Respublike Sakha (Iakutiia) na 20122016 gody» [State program "Development of business in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2012-2016"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/473509629 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

37. Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoi oblasti ot 17.09.2008g. N 445-PP/15 «O dolgosrochnoi tselevoi programme "Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v Murmanskoi oblasti" na 2009-2011 gody» [The resolution of the Government of the Murmansk region from 17.09.2008 N 445-PP /15 "On the long-term target program "Development of small and medium enterprises in the Murmansk Region" for 2009-2011"]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/913514282 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

38. Rasporiazhenie Pravitel'stva Tiumenskoi oblasti ot 30.08.2010 №1219-rp «O vnesenii izmenenii v rasporiazhenie ot 30.11.20091728-rp» [The order of the Government ofthe Tyumen region from 8/30/2010 N 1219-rp "About modification of the order from 11/30/2009 "1728-rp"] Available at: http://admtyumen.

ru/ogv_ru/finance/price_tarif/npa/more_NPA. htm?id=10660937@cmsArticle (accessed 01.10.2014). (In Russian)

39. Munitsipal'naia industrial'naia zona [Municipal industrial zone]. Available at: http://www.restko.ru/ invest/1294 (accessed 01.10.2014). (In Russian)

40. Tromse i Arkhangelsk gotovy oformit' pobratimskie otnosheniia [Tromse and Arkhangelsk are ready to issue the twinning relations]. Available at: http://barentsobserver.com/ru/sections/news/tromsyo-i-arhangelsk-gotovy-oformit-pobratimskie-otnosheniya (accessed 01.10.2014). (In Russian)

41. Salekhard i Rovaniemi stanut gorodami-pobratimami [Salekhard and Rovaniemi will become twin-cities]. Available at :http://www.arctic-info.ru/news/16-06-2014/salehard-i-rovaniemi-stanyt-gorodami-pobratimami (accessed 01.10.2014). (In Russian)

For citation: Pilyasov A. N., Kotov A. V. Some aspects on the international economic cooperation in the Arctic. Vestnik of Saint Petersburg University. Ser. 6. Political science. International relations, 2016, issue 2, pp. 81-96. DOI: 10.21638/11701/spbu06.2016.208

Статья поступила в редакцию 25 декабря 2015 г., рекомендована в печать 10 марта 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.