Портфельный анализ
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ ПОРТФЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
С.н. Яшин,
доктор экономических наук, профессор
да. Корнилов,
кандидат экономических наук, доцент нижегородский государственный технический университет
В 60-е годы ХХ столетия было положено начало развития стратегического анализа на основе портфельных матриц. Изначально методы портфельного анализа использовались при стратегическом планировании деятельности диверсифицированных компаний.
Широкое применение в практике получила модель, предложенная Boston Consulting Group (BCG). Эта модель предельно проста в понимании и построении, так как в ней используется двухмерная матрица с двумя количественными показателями: темпы роста рынка и относительная доля компании на рынке.
В последующие годы были предложены различные модификации этой модели, что послужило формированию методов портфельного анализа (ПА) в стратегическом планировании. Среди наиболее известных методов (моделей, матриц, концепций) можно назвать: General Electric / McKinsey&Co, Shell / DPM, ADL / LC, HOFFER / SCHENDEL и др.
Последующие модели усложнялись, одновременно компенсируя недостатки предыдущих и порождая новые недостатки. Например, концепция General Electric / McKinsey&Co является примером качественной многофакторной модели и в этом смысле полной противоположностью для модели BCG.
Преимуществом матрицы General Electric / McKinsey&Co по сравнению с матрицей BCG является учет наибольшего количества значимых факторов. Каждая ось матрицы General Electric / McKinsey&Co в отличие от модели BCG характери-
зуется набором из нескольких факторов, значения которых определяются экспертно.
В итоге субъективный взгляд экспертов к набору факторов, их количеству, весомости и значениям может исказить реальную картину состояния стратегических сфер деятельности предприятия, в принципе, так же, как и недостаток факторов в модели BCG.
Методы портфельного анализа используются для решения задач стратегического управления на корпоративном уровне на основе теории жизненного цикла товара, полученных экспериментальных кривых зависимости издержек и объемов производства, PIMS-анализа (the Profit Impact of Market Strategy).
Портфельный анализ (ПА) служит инструментом , который позволяет выявить привлекательность отраслей, конкурентоспособность имеющегося бизнес-портфеля компании, приоритетные продукты или подразделения для инвестирования.
Методы ПА оказались настолько привлекательными и наглядными, что постепенно стали использоваться не только на корпоративном уровне, но и на уровне отраслей и регионов при макроэкономическом анализе.
Особенно широкое практическое применение нашли методы портфельного анализа при определении инвестиционной привлекательности отраслей и регионов.
Методология корпоративного ПА достаточно хорошо разработана, поэтому ее перенесение на макроуровень (уровень отраслей и регионов), а также на микроуровень (уровень подразделений
64
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
предприятия и уровень отдельных продуктов) может принести положительный эффект.
Методология ПА предполагает разработку структуры, принципов и методов изучения и формирования выборки объектов, принадлежащих хозяйствующему субъекту, отрасли, кластеру или региону на основе анализа конкурентоспособности и стратегического положения выбранных объектов на рынке.
В данной статье будут коротко рассмотрены отдельные элементы методологии ПА, а именно: цель ПА, алгоритм составления портфельных матриц, объекты и методы исследования, достоинства и недостатки ПА, комплексный многомерный ПА и адаптация ПА к российским условиям.
цель портфельного анализа. В словаре по экономике дано следующее определение портфеля (portfolio) - набор ценных бумаг, таких как акции и облигации, который принадлежит инвестору. Обычно инвестор стремится держать различные ценные бумаги, чтобы уменьшить свой риск. Некоторые бумаги приносят высокие краткосрочные дивиденды, другие предполагают долгосрочное повышение их ценности за счет роста их рыночной стоимости [1].
Цель портфельного анализа — оценка товарно-рыночных возможностей организации за рамками ее настоящей деятельности и вынесение окончательного решения: должна ли организация изменить границы своего портфеля с помощью диверсификации, интернационализации или и того, и другого вместе [9].
Сформулируем, что будет предполагаться под целью ПА в данной статье на корпоративном уровне. Цель портфельного анализа — сформировать оптимальный портфель из различных продуктов, ценных бумаг, бизнесов и т.д. на основе анализа стратегического положения на рынке и обеспечения диверсифицированности портфеля с учетом рисков, жизненного цикла и других параметров.
Алгоритм составления портфельных матриц. При разработке предложенного алгоритма составления портфельных матриц во внимание принимались три основные момента:
1. Какие принципы должны быть заложены в составление матриц? Принципы должны обеспечить эффективность использования результатов портфельного анализа для поставленных целей.
2. Какие факторы будут использоваться для проведения портфельного анализа? Набор факторов откладывается на двух осях координат портфельной матрицы, поэтому для автоматиза-
ции процесса составления матриц необходимо составить классификацию факторов и определить весь их набор.
3. Что можно выбрать в качестве основного объекта исследования? Какие характеристики объекта можно считать основными для цели исследования?
В качестве ответов на эти три вопроса предложены:
Основные принципы составления матриц:
• по осям матрицы должны откладываться факторы, между которыми нет строгой функциональной зависимости, а иначе теряется смысл составления матриц - формирование оптимального портфеля;
• объективности;
• информативности;
• достоверности;
• единства и согласованности;
• сопоставимости;
• практической значимости.
Основные принципы формирования оптимального портфеля:
• диверсифицированность портфеля по рискам;
• диверсифицированность портфеля по стадиям жизненного цикла объектов;
• диверсифицированность портфеля по объектам инвестирования и донорам;
• риск / доходность;
• рост / доля;
• привлекательность / потенциал;
• стратегическое положение / привлекательность рынка.
Составим классификацию факторов, используемых при портфельном анализе:
внешние и внутренние факторы; количественные и качественные факторы; относительные и абсолютные; одно- и многофакторные (комплексные и некомплексные показатели осей координат портфельной матрицы);
текущие, динамические, прогнозные показатели;
моментные или интервальные показатели; финансовые, экономические, технологические, маркетингово-стратегические и т.д.;
принадлежность показателей к какому-либо объекту исследования: продукту, бизнес-линии, акции, компании, рынку, отрасли, территории и т.д.
Пример формирования отдельных пунктов классификации факторов ПА для бизнес-портфелей продуктов диверсифицированного предприятия представлен в табл. 1 и 2.
Варианты выбранных объектов исследования:
• бизнес-портфель компании (например, портфель продуктов);
• пакеты акций ряда компаний (портфель акций);
• набор предприятий одной отрасли в регионе, в РФ или в мировом масштабе (отраслевой портфель предприятий);
• набор предприятий различных отраслей в регионе, в РФ или в мировом масштабе (региональный портфель предприятий);
• различные отрасли одного региона или РФ (портфель отраслей, формирование кластеров отраслей);
• кластеры отраслей в регионе, в РФ или в мировом масштабе (портфель кластеров);
• различные регионы (субъекты федерации, экономические районы) РФ (портфель регионов). Основные характеристики исследуемого объекта Ключевые характеристики исследуемого
объекта могут найти отражение через площадь (диаметр) окружности и через площадь сегмента окружности на пузырьковой диаграмме. Эти показатели могут быть выбраны из пункта «основные принципы составления матриц».
иерархия уровней исследования. Выделим основные объекты исследования на различных уровнях анализа:
• макроуровень - анализ различных регионов, отраслей, стран;
• мезоуровень - анализ различных предприятий, в том числе их акций;
• микроуровень - анализ бизнес-портфелей (продуктов) диверсифицированного предприятия. методы исследования факторов портфельной
матрицы:
• экспертный и балльный методы для качественных факторов;
• методы ранжирования;
• приведение показателей к безразмерному виду;
• принцип доминирования;
• принцип Парето;
• методы прогнозирования.
результаты портфельного исследования для принятия стратегических решений. Результат портфельного анализа состоит в формировании набора стратегических решений. Составим максимально полный перечень стратегий, которые предлагаются на основе портфельного анализа по наиболее известным концепциям: Boston Consulting Group, General Electric / McKinsey&Co, Shell / DPM, ADL / LC, HOFFER / SCHENDEL и др.
Перечень стратегий ПА для развития бизнес-портфеля диверсифицированного предприятия приведен в табл. 3.
достоинства и недостатки портфельного анализа. Выявление достоинств и недостатков зависит от вариантов проведения анализа и сравнения методов. Сравнение внутри группы:
• разработка новых портфельных матриц;
• сравнение различных видов портфельных матриц;
• определение лучших способов портфельного анализа.
Сравнение вне группы:
• сравнение портфельного анализа с другими методами и подходами;
• формирование набора стратегических решений. В качестве одного из недостатков ПА следует отметить, что анализ данных производится в основном за один период и на данный момент. Поэтому результаты ПА следует регулярно пересматривать и периодически корректировать выбранные стратегии.
комплексный многоаспектный портфельный анализ. Комплексный многоаспектный ПА предполагает формирование набора портфельных матриц (в том числе и из комбинированных показателей), наиболее характерных для объекта и цели исследования на основе имеющейся внутренней и внешней информации. Например, принято проводить определенную связь между отдельными портфельными матрицами и этапами жизненного цикла. Комплексный многоаспектный ПА позволит учесть различные типы кривых жизненного цикла, а также обеспечит анализ различных типов бизнеса (рынков): высококонцентрированный, высокотехнологичный, венчурный, капиталоемкий, динамичный, инновационный, аутсорсинговый, инсорсинговый, виртуальный и т.д.
Многостороннее изучение объекта исследования на основе сформированного набора портфельных матриц позволяет учесть максимальное количество факторов, сформировать оптимальный портфель и определить комплексную стратегию развития.
проблемы в области стратегического планирования на российских предприятиях. На многих российских предприятиях отсутствует комплексная система сбора и накопления данных. Одна из причин это явления финансовая, психологическая и техническая неготовность к внедрению и разработке комплексных корпоративных информационных систем.
Наиболее популярными стратегиями среди российских предприятий можно считать повы-
шение качества, сокращение издержек, загрузку производственных мощностей или выбор одновременно сразу всех этих стратегий.
Изменение или выбор новой стратегии в большинстве случаев предполагает частичное или существенное изменение структуры управления. Стратегия определяет структуру, необходимо наличие соответствия между структурой и средой, в которой функционирует организация. На ряде предприятий организационная структура не меняется годами, а если и происходят какие-либо
организационные изменения, то они носят формальный характер, например изменение названия отдела «сбыта» на «маркетинговый» отдел.
Наибольшее внимание высшего управленческого звена уделяется оперативной деятельности, и как следствие — отсутствие эффективной стратегии развития в долгосрочном периоде, низкая организационная культура. Например, «миссия» на большинстве российских предприятий либо не формулируется, либо является чем-то формальным, не имеющим практического значения.
Таблица 1
классификация внутренних и внешних факторов бизнес-портфеля диверсифицированного предприятия на количественные и качественные факторы
Привлекательность бизнеса / отрасли / рынка Характеристики сильных сторон или конкурентной позиции предприятия
Количественные факторы Количественные факторы
- размер рынка (в стоимостном и/или натуральном - доля рынка
выражении) - относительная доля рынка
- индекс роста объемов продаж (в стоимостном и/или - рост доли рынка
натуральном выражении) - рост относительной доли рынка
- индекс роста потребности (в стоимостном и/или - индекс роста курса акций предприятия
натуральном выражении) - доходность акций
- норма прибыли в отрасли - доля продаж продукта (бизнеса) в общем объеме продаж
- индекс роста прибыли в отрасли фирмы
- размеры убытков в отрасли - доля прибыли от продукта (бизнеса) в общем объеме
- вероятность банкротства в отрасли прибыли фирмы
- интенсивность инвестирования - индекс роста продаж (в стоимостном и натуральном вы-
- отраслевой индекс роста курса акций ражении) продукта (бизнеса)
Количественно-качественные факторы - индекс роста прибыли продукта (бизнеса)
- эластичность цен - рост доли продаж продукта (бизнеса) в общем объеме
- дифференциация продукции продаж фирмы
- ценовой диапазон продукции - рост доли прибыли от продукта (бизнеса) в общем объеме
- длительность использования продукции прибыли фирмы
- количество и сила конкурентов - рентабельность продаж, продукции, инвестиций и т.д. по
(степень монополизации) видам продукции (бизнеса)
- количество покупателей - общая рентабельность инвестиций, перманентного капи-
- насыщенность рынка тала, собственного капитала, инвестированного капитала
- сезонность спроса и т.д.
- стабильность цен - производительность труда
- уровень дохода потребителя - показатели ликвидности и платежеспособности
- уровень и срок использования технологии - показатели финансовой устойчивости
- продолжительность освоения технологий - показатели деловой активности
- уровень использования мощностей Количественно-качественные факторы
- степень риска - стабильность доли на рынке
Качественные факторы - колебания доли в зависимости от сегмента рынка
- стадия жизненного цикла рынка - широта ассортимента (количество бизнес направлений)
- цикличность спроса - охват дистрибьюторской сети
- покупательная способность - эффективность сети дистрибьюции
- угроза появления продуктов-заменителей - диапазон охвата сегментов потребителей
- частота смены ассортимента продукции - ширина и глубина товарной линии
- барьеры входа и выхода в отрасли - экономия масштаба производства
- неценовая конкуренция - уровень использования мощностей
- роль имиджа - относительное качество продукта
- степень вертикальной интеграции - относительный средний уровень оплаты труда служащих
- влияние поставщиков в отрасли - относительная цена
- характер закупок (разовая, постоянная) - относительные прямые издержки
Привлекательность бизнеса / отрасли / рынка Характеристики сильных сторон или конкурентной позиции предприятия
- финансовое состояние потребителя - наличие специальных требований - доступ к источникам сырья - потребность в патентах, лицензиях - потребность в квалификации персонала - мощность индустрии - влияние государства в отрасли - антимонопольное регулирование - налоги, акцизы, субсидии, дотации - наличие договорной дисциплины в отрасли - имидж отрасли в обществе - теневая экономика в отрасли - степень коррумпированности отрасли Качественные факторы - воспринимаемая дифференциация качества, цен и обслуживания - имидж организации - преданность потребителя продукции фирмы - преданность потребителя торговой марке - послепродажное обслуживание - технологические преимущества - патенты, ноу-хау на технологии, изделия, процессы - научно-исследовательский потенциал - дополнительные производственные возможности - широта производственных линий - расположение и эффективность производства - квалификация персонала - гибкость - кривая опыта - налаженность поставок и сбыта
Таблица 2
классификация внутренних и внешних факторов бизнес-портфеля диверсифицированного предприятия на рыночные, маркетинговые, экономические и другие факторы
Привлекательность бизнеса / отрасли / рынка Характеристики сильных сторон или конкурентной позиции предприятия
общие рыночные факторы общая позиция на рынке
- размер рынка (в стоимостном и/или натуральном - доля рынка
выражении) - стабильность доли на рынке
- рост объемов продаж (в стоимостном - относительная доля рынка
и/или натуральном выражении) - рост доли рынка
- рост потребности (в стоимостном - рост относительной доли рынка
и/или натуральном выражении) - колебания доли в зависимости от сегмента рынка
- стадия жизненного цикла рынка Формирование оптимального портфеля
- насыщенность рынка - широта ассортимента (количество бизнес направлений)
- эластичность цен - доля продаж продукта (бизнеса) в общем объеме продаж
- цикличность спроса фирмы
- сезонность спроса - доля прибыли от продукта (бизнеса) в общем объеме
- покупательная способность прибыли фирмы
Продукция - индекс роста продаж (в стоимостном и натуральном
- дифференциация продукции выражении) продукта (бизнеса)
- ценовой диапазон продукции - индекс роста прибыли продукта (бизнеса)
- длительность использования продукции - рост доли продаж продукта (бизнеса)
- угроза появления продуктов-заменителей в общем объеме продаж фирмы
- частота смены ассортимента продукции - рост доли прибыли от продукта (бизнеса)
особенности конкуренции в общем объеме прибыли фирмы
- барьеры входа и выхода в отрасли - рентабельность продаж, продукции, инвестиций
- стабильность цен и т.д. по видам продукции (бизнеса)
- неценовая конкуренция - воспринимаемая дифференциация качества,
- роль имиджа цен и обслуживания
- количество и сила конкурентов Маркетинговые преимущества
(степень монополизации) - имидж организации
- степень вертикальной интеграции - преданность потребителя продукции фирмы
- влияние поставщиков в отрасли - преданность потребителя торговой марке
Потребитель - охват дистрибьюторской сети
- количество покупателей - эффективность сети дистрибьюции
- характер закупок (разовая, постоянная) - диапазон охвата сегментов потребителей
- уровень дохода потребителя - ширина и глубина товарной линии
- финансовое состояние потребителя - послепродажное обслуживание
- наличие специальных требований
Привлекательность бизнеса / отрасли / рынка Характеристики сильных сторон или конкурентной позиции предприятия
технологии - доступ к источникам сырья - потребность в патентах, лицензиях - потребность в квалификации персонала - уровень и срок использования технологии - продолжительность освоения технологий - мощность индустрии - уровень использования мощностей Экономические факторы - норма прибыли в отрасли - рост (постоянство) прибыли в отрасли - степень риска - размеры убытков в отрасли - вероятность банкротства в отрасли - интенсивность инвестирования - капиталоемкость отрасли (затраты на НИОКР, производство, рекламу и т.д.) - отраслевой индекс роста курса акций Государственные, правовые и прочие макроэкономические факторы - влияние государства в отрасли - антимонопольное регулирование - налоги, акцизы, субсидии, дотации - наличие договорной дисциплины в отрасли - имидж отрасли в обществе - теневая экономика в отрасли - степень коррумпированности отрасли Преимущества производства - технологические преимущества - патенты, ноу-хау на технологии, изделия, процессы - научно-исследовательский потенциал - экономия масштаба производства - дополнительные производственные возможности - уровень использования мощностей - относительное качество продукта - широта производственных линий - расположение и эффективность производства Преимущества менеджмента - квалификация персонала - гибкость - относительный средний уровень оплаты труда служащих - кривая опыта - налаженность поставок и сбыта Экономические и финансовые преимущества - относительная цена - относительные прямые издержки - производительность труда - рентабельность инвестиций, перманентного капитала, собственного капитала, инвестированного капитала и т.д. - показатели ликвидности и платежеспособности - показатели финансовой устойчивости - показатели деловой активности - индекс роста курса акций предприятия - доходность акций
Эффективность стратегического планирования во многом определяется анализом и рассмотрением всех возможных вариантов стратегий предприятия. Для этого необходимо составление классификации стратегий.
Под классификацией стратегий предприятия следует понимать распределение их на конкретные группы по определенным критериям (основаниям).
Классификация стратегий предприятия в конечном итоге должна предоставлять возможность делать адекватные выводы об оптимальности той или иной схемы стратегического управления.
В общем случае основными, на наш взгляд, являются следующие критерии (основания) для составления классификации стратегий предприятия:
• по уровню иерархии и степени декомпозиции;
• по методам построения;
• по степени реализации;
• по направленности;
• по степени конкретизации;
• по степени согласованности;
• по степени активности;
• по глобальности.
Сокращенный вариант классификации стратегий ПА для развития бизнес-портфеля диверсифицированного предприятия представлен в табл. 3.
Приведенная выше классификация факторов и стратегий ПА в большей степени относится к корпоративному уровню. При анализе инвестиционного климата отраслей (регионов) двухмерная матрица может быть представлена на основе двух пар комплексных показателей: инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности отраслей (регионов) или инвестиционного риска и инвестиционного потенциала отраслей (регионов).
Например, в работе [2] авторы выбрали 13 значимых показателей для определения инвестиционной привлекательности отраслей на основе принципов теории систем:
доля новых видов собственности в отрасли; уровень монополизации производства; темпы изменения объемов выпуска продукции;
уровень экспортоориентированности отрасли; обеспеченность производства портфелем заказов;
рентабельность продукции отрасли; рентабельность активов предприятий отрасли; доля прибыльных предприятий в отрасли; индекс фондовой активности; уровень самофинансирования предприятий отрасли;
Таблица 3
классификация стратегий пА для развития бизнес-портфеля диверсифицированного предприятия
конкурентные стратегии стратегии Ниокр
- стратегия лидер бизнеса - стратегия инновационных «прорывов»
- стратегия снятия сливок - стратегия новатора
- стратегия вытеснения конкурентов - стратегия последователя
- стратегия усиления конкурентных преимуществ - стратегия закупок новых технологий
- защита сильных сторон - стратегия заказов новых технологий
- укрепление (ликвидация) слабых сторон - защитные НИОКР
- стратегия использования возможностей внешней среды - отказ от НИОКР
- стратегия устранения угроз внешней среды стратегии производства и его организации
- консолидация позиций - рационализация системы ресурсного обеспечения
- управление рынком - рационализация системы сбыта
- стратегия захвата рынка - эффективная технология
- формирование спроса - синхронизация производства
- рационализация бизнеса - повышение гибкости
- стратегия низких цен - управление материальными потоками
- стратегия высокого качества - стратегия использования современного оборудования
- стратегия риска - традиционная эффективность
- виолентная («силовая») стратегия - снижения стоимости (издержек)
- патиентная («нишевая») стратегия - эффект масштаба
- коммутантная («приспособительная») стратегия - инсорсинговый способ интеграции в бизнес пространство
- эксплерентная («пионерская») стратегия - аутсорсинговый способ интеграции в бизнес пространство
стратегии развития или изменения рынка или продукта - виртуальный способ интеграции в бизнес пространство
- те же продукты/те же рынки инвестиционные стратегии
- те же продукты/новые рынки - максимальные инвестиции
- новые продукты/те же рынки - инвестировать для роста
- новые продукты/новые рынки - селективное инвестирование
- стратегия сфокусированной дифференциации - реинвестировать доход - расти
- стратегия дифференциации - минимальные инвестиции
- горизонтальная диверсификация - стратегия деинвестирования
- концентрическая диверсификация - стратегия сокращения активов
- конгломеративная диверсификация стратегии извлечения дохода
- глобальная диверсификация - стратегия увеличения прибыли
- поиск новых привлекательных сегментов - стратегия увеличения нормы отдачи
- проникновение на рынок - извлечение дохода для других видов продукции (бизнесов)
- смена сегментов - защита своих позиции в наиболее прибыльных сегментах
- сегментация рынка (раздел рынка) - рассмотрение вариантов продажи бизнеса
- поиск своей ниши (специализация) - извлекать доход - сокращаться
- обновление ассортимента - извлекать доход - ликвидировать
- стратегия дополнительных услуг - контроль получения дохода или приостановление
- рационализация ассортимента продукции инвестиций
- рационализация бизнесов - приемлемость даже низкой нормы прибыли
- стратегия развития рынка стратегии выжидания
- стратегия развития продукта - формирование плана действий на случай непредвиден-
- национализация рынка ных обстоятельств
- экспорт продукции - переход в более привлекательный сегмент
- развитие бизнеса за рубежом - птратегия сохранения денежной наличности
- развитие производственных мощностей за рубежом - чистое выживание
- лицензирование за рубежом - стратегия частичного свертывания
стратегии роста - отказ от производства
- стратегия ограниченного роста
- стратегия роста
- стратегия сокращения
- наращивание производственных мощностей
- прямая интеграция
- обратная интеграция
- горизонтальная интеграция
- стратегия увеличения доли на рынке
- увеличение доли на рынке до максимума
относительный уровень объема выброса вредных веществ в атмосферный воздух; относительный уровень сброса сточных вод в поверхностные водоемы; уровень инвестиционной некоммерческой безопасности.
Как видно, эти показатели характеризуют разные аспекты состояния отрасли: макроэкономические, финансовые, экологические, социально-политические.
Для определения инвестиционной активности обычно используются показатели: темпов изменения объемов инвестиций в соответствующую отрасль (регион), относительные темпы изменения объемов инвестиций в соответствующую отрасль (регион) по сравнению с аналогичным показателем по промышленности, душевой объем инвестиций.
Среди наиболее известных отечественных методик оценки инвестиционного климата в регионах России выделяются: работы И. Тихомировой, А.С. Мартынова, методика ИЭ РАН, журнала «Коммерсантъ», аналитические исследования инвестиционной компании АВК. Результаты использования этих методик дают различающиеся результаты. Это связано с использованием различных наборов показателей и с различными методами их обработки.
Например, в ряде работ авторов А. Шахназарова, И. Ройзмана, И.Гришиной, посвященных оценке инвестиционного климата регионов России, приводятся 23 инвестиционно значимых показателя и алгоритм получения комплексной итоговой оценки инвестиционной привлекательности региона.
По уровню социально-экономического развития регионы России в 2003 г. условно разделяются на пять групп на основе значений интегральной оценки, полученной Минэкономразвития России (что практически соответствует предыдущей методике оценки, инвестиционного климата регионов России):
• регионы с уровнем развития выше среднего (14 субъектов) — Москва и Санкт-Петербург, Самарская, Ярославская, Пермская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Свердловская области, Тюменская область (без автономных округов), республики Татарстан и Коми, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ;
• регионы со средним уровнем развития (24)
• регионы с уровнем развития ниже среднего (16)
• регионы с низким уровнем развития (23)
• регионы с крайне низким уровнем развития (12). Сохраняется концентрация экономического
потенциала страны в высокоразвитых регионах. По
Темпы роста промышленного производства к январю-ноябрю 2002 г. Доля в общем объеме промышленного производства России**
Высокая (более 2,0%) Средняя Низкая (менее 0,5%)
1,0%-2,0% 0,5%-1,0%
Высокие (более 110%) Тюменская область Московская область г.Москва Ленинградская обл. Оренбургская область Архангельская обл. Томская область Курская область Омская область Калининградская обл. Республика Мордовия Республика Бурятия Республика Марий Эл Чукотский авт.округ
Средние (105%-110%) Свердловская обл. Челябинская область г. Санкт-Петербург Республика Башкортостан Кемеровская область Нижегородская обл. Пермская область Липецкая область Саратовская область Республика Удмуртия Белгородская область Новосибирская обл. Волгоградская обл. Хабаровский край Владимирская обл. Приморский край Алтайский край Калужская область Ставропольский край Чувашская Республика Воронежская область Астраханская область Пензенская область Орловская область Еврейская авт. область Костромская область Тамбовская область Республика Хакасия Амурская область Читинская область Республика Северная Осетия-Алания Республика Дагестан Карачаево-Черкесская Республика Республика Адыгея Республика Тыва
Таблица 4
Промышленное производство по субъектам Российской Федерации в 2003 году* (кроме автономных округов, входящих в состав края, области)
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
71
темпы роста промышленного производства к январю-ноябрю 2002 г. доля в общем объеме промышленного производства России**
высокая (более 2,0%) Средняя Низкая (менее 0,5%)
1,0%-2,0% 0,5%-1,0%
Ниже средних (100%-105%) Самарская область Республика Татарстан Красноярский край Иркутская область Вологодская область Ростовская область Краснодарский край Республика Саха (Якутия) Тульская область Ярославская область Мурманская область Республика Коми Тверская область Рязанская область Республика Карелия Сахалинская область Ульяновская область Смоленская область Новгородская обл. Брянская область Ивановская область Курганская область Псковская область Камчатская область Кабардино-Балкарская Республика
Менее 100% Кировская область Магаданская область Республика Калмыкия Республика Ингушетия Республика Алтай
итого 54,3% 24,2% 14,3% 7,2%
* Источник — Минэкономразвития России. ** Доля дана от суммы по регионам.
оценке Минэкономразвития России, в 38 регионах России с уровнем социально-экономического развития выше среднего и близкого к среднероссийскому значению в 2003 г. произведено 78% совокупного объема ВРП, на долю этих регионов приходится 63% от общей численности занятых в экономике [3].
Инвестиционная привлекательность промышленности в регионах России на основе матрицы BCG представлена в табл. 4.
В настоящее время, по оценке Минэкономразвития России, в первом полугодии 2005 г. ВВП увеличился к соответствующему периоду 2004 г. на 5,6 %. Промышленное производство возросло на 4%, а рост инвестиций в основной капитал составил 9,4%.
По итогам I квартала 2005 г., накопленный иностранный капитал в экономике России составил 85,1 млрд дол. США. В I квартале в Россию поступило 6,0 млрд дол. иностранных инвестиций, что на 2,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.
В видовой структуре иностранных инвестиций по-прежнему преобладают прочие инвестиции:
• прочие инвестиции - 53,6% (на конец марта
2004 г. - 54,5%),
• прямые инвестиции - 44,5% (43,0%),
• портфельные инвестиции - 1,9% (2,5%) [3].
В данной статье предложен инструментарий для составления моделей ПА. В основу инструментария заложены элементы методологии ПА, что позволяет формировать и создавать различные модификации моделей ПА. Достоинства такого подхода к стратегическому планированию на предприятии заключаются в том, что он позволит составить модель ПА, которая отвечала бы специфике
данного бизнеса и учитывала ключевые факторы внешней и внутренней среды компании.
литература
1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ин-т новой экономики, 1997.
2. Розман И., Гришина И. Сложившаяся и перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности // Инвестиции в России 1998. № 1. С. 37 - 39.
3. http://www.economy.gov.ru/wps/portal/ Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации: Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2003 год.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Издательство «Питер», 1999. 416 с. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
5. МинцбергГ., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб: Изд-во «Питер», 2000.
6. Томпсон A.A. мл., Стрикленд А. Дж. III. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации. 9-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000.
7. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1998.
8. http://www.cfin.ru/ads/cfin/special / Банду-рин A.B., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации.
9. Чуб Б.А., Бандурин А.В. Система инвестиционных взаимоотношений в регионе на примере Республики Татарстан. 2-е изд., испр. и доп. М.: 272 с.
10. http://www.cfin.ru/ads/cfin/special/ Ефремов B.C. Классические модели стратегического анализа и планирования.