Научная статья на тему 'Некоторые аспекты ладовой и формообразующей организаций музыкального материала пятничного мусульманского богослужения'

Некоторые аспекты ладовой и формообразующей организаций музыкального материала пятничного мусульманского богослужения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
390
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖУМА-НАМАЗ / СТРУКТУРА СЛУЖБЫ / РЕЧИТАЦИЯ КОРАНА / ПЕСНОПЕНИЕ / МЕЛОСТРОКА / АЯТ / ЛАДОЗВУКОРЯДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МАКАМЫ / АМБИТУС / ФИНАЛИС ПЕСНОПЕНИЙ / JUMA-NAMAZ / DIVINE SERVICE ORDER / THE KORAN RECITAL / CHANT / MELO-LINE / AYAH / TONALITY-SCALE ASPECT / MAKAMS / HAMBITUS / FINALE OF CHANTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шаяхметова Альфия Камельевна

В статье представлены результаты сравнительного анализа трех версий (казанской, красноярской, московской) пятничного богослужения (джума-намаз) по ладозвукорядному и формообразующему аспектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOMES ASPECTS OF TONALITY AND SHAPE-GENERATING ORGANIZATIONS OF THE FRIDAY MUSLIM PUBLIC LITURGY MUSICAL MATERIAL

The article represents three versions (kazan, krasnoyarsk, moscow) comparative analysis results of a Friday Public Liturgy (Juma-namaz) on tonality-scale and shape-generating aspects.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты ладовой и формообразующей организаций музыкального материала пятничного мусульманского богослужения»

А. К. Шаяхметова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛАДОВОЙ И ФОРМООБРАЗУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПЯТНИЧНОГО МУСУЛЬМАНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

В статье представлены результаты сравнительного анализа трех версий (казанской, красноярской, московской) пятничного богослужения (джума-намаз) по ладозвукорядному и формообразующему аспектам.

Ключевые слова: джума-намаз, структура службы, речитация Корана, песнопение, мело-строка, аят, ладозвукорядная организация, макамы, амбитус, финалис песнопений.

The article represents three versions (kazan, krasnoyarsk, moscow) comparative analysis results of a Friday Public Liturgy (Juma-namaz) on tonality-scale and shape-generating aspects.

Key words: juma-namaz, divine service order, the Koran recital, chant, melo-line, ayah, tonality-scale aspect, makams, hambitus, finale of chants.

Любое произведение религиозного искусства так или иначе соотносится с неким абсолютным образцом, или архетипом. В качестве образца мусульманского богослужения возьмем богослужение главной для мусульман России мечети «Кул Ша-риф»[1] (г. Казань)[2]. Соотносительно с ним и следует рассматривать интересующий нас музыкальный материал мусульманского богослужения, им является музыка как му-

Г31

зыкальный компонент джума-намаза , со-

Г4]

вершаемого в красноярской мечети J и московской соборной мечети.

Цель нашего исследования - выявить отличительные особенности музыкального начала мусульманского богослужения, обусловленные, с одной стороны, музыкальностью арабского языка, с другой -догматикой, а также этикой и эстетикой исламской культуры, - с учетом регионального варьирования универсального архетипа. Достижению этой цели сопутствует решение ряда частных задач: соотношение музыкального ряда с «драматургией» и композицией богослужения; выявление закономерностей организации музыкального материала богослужения и рассмотрение его как единого целого, неотъемлемой частью которого является музыка. Духовная музыка Ислама сугубо вокальная, отсюда и связь именно с песенной природой интонирования через особую выразительность человеческого голоса.

Предполагается, что объективной причиной возникновения региональных особенностей исследуемого музыкального материала могла стать отдаленность Красноярска от центра мусульманства России. Вместе с тем следует иметь в виду, что сколь бы ни различались способы музыкального интонирования, священное слово Корана остается неизменным.

Далее излагаются аналитические наблюдения и систематизируются результаты, сделанные на основе сопоставления двух версий джума-намаза. В сопоставлении акцентируются формообразующий (композиция и драматургия), ладозвуко-рядный (базовый), интонационный и аспекты.

Музыкальный материал обеих версий богослужений нотирован нами по аудиозаписям, сделанным в соборных мечетях Красноярска, Москвы и в Казанской мечети «Кул Шариф».

Оговорим особенности выполненного нами нотирования аудиозаписей.

1. Запись дается в скрипичном ключе, хотя звучат мужские голоса (тенор).

2. Соотношение длительностей выстраивается в соответствии с европейским стандартом, хотя это соответствие в реальном звучании не всегда буквально. Музыкальная ритмика во многом диктуется фонетикой арабского языка, поэтому она рассматривается как результирующая ве-

61

личина по отношению к «чтению священных текстов».

3. Отсутствует тактовая «сетка». Структура молитвенных текстов диктуется фразировкой их интонирования, вследствие чего возникает своего рода периодичность. Фразировка же определяется строением священного текста.

Сразу следует оговорить правомерность использования в нашем исследовании термина песнопение. Песнопение представляет собой синкретическое единство, неделимость музыкального и словесного рядов. Последний, в свою очередь, неотделим от Корана, текст которого, изначально данный на арабском языке, переводу на какие-либо иные языки народов мусульманского мира не подлежит, так как арабский коранический язык - язык священный. Важнейшее его качество - музыкальность. Ею во многом предопределяется единство мелодической линии - это один из важнейших критериев, которым мы руководствуемся при определении границ между песнопениями. Поскольку форма каждого отдельно взятого песнопения зависит от поэтической структуры, лежащей в его основе, постольку основным критерием разграничения музыкально-композиционных единиц в форме песнопения служит строение молитвенного текста.

В рассматриваемых версиях песнопений основная композиционная единица напева по величине равна строке коранического текста - аяту[5]. Из аятов складывается строфа молитвенного текста. Таким образом, в качестве основной композиционной единицы собственно напева выступает мелострока. В форме песнопения границы между аятами обозначаются паузами.

4. Музыкальный материал разделен на песнопения так же в соответствии с молитвенным текстом. В коранических сурах[6] слова и аяты складываются «вместе до тех пор, пока они не достигают того количест-

62

ва, которое угодно Аллаху» [9, с. 191]. Поэтому по объему песнопения различны -это могут быть как однострочные (краткие, средние и большие), так и многострочные формы.

5. Случаи, когда звуковысотная шкала интонирования не вполне укладывается в 12-тоновую европейскую звуковысотную шкалу и имеют место более мелкие градации звуковысотности (1/4 тоны), фиксируются в записи при помощи квази-диезов и квази-бемолей.

6. Словесный текст дается в татарской транскрипции арабского оригинала, сопровождаемой подстрочным переводом на русский язык.

Первые списки Корана были записаны со всей тщательностью, но без диактри-ческих точек и огласовок (знаков, обозначающих гласные звуки).

До появления ислама арабская письменность не имела широкого распространения и не была единообразной. В VII в. она состояла из основных символов, обозначавших одну согласную или группу согласных. Сегодня буквы «ба», «та», «са» легко отличить друг от друга благодаря диакритическим знакам, но во времена Пророка они имели одинаковое начертание и обозначались прямой горизонтальной черточкой. Такая запись сохраняла только согласные звуки, и один знак мог обозначать несколько звуков.

Необходимость ориентироваться на арабскую версию текста как образец обусловлена правилами таджвида[7]. Каждый аят положено исполнять как бы на одном дыхании. Этим, вероятно, объясняется единство мелодической линии в каждой мелостроке (при том, что каждому слову соответствует тот или иной мелодический оборот).

Отдельные буквы или их сочетания (танвин), выделенные специальными знаками, зачастую подчеркиваются в мелодии увеличением длительности вдвое. Существует

правило удлинения гласных за счет использования определенного написания - добавление к согласной дополнительной фигуры.

Таким образом, можно условно различать две музыкальные длительности -соответствующие долгим слогам (условно четверть) и соответствующие коротким слогам (условно восьмые). Согласно тад-жвиду универсальной счетной долей является так называемый таракят (эти доли отсчитываются указательным пальцем). Также имеет место правило удлинения согласной путем добавления к основной букве надстрочного значка. В интонировании оно воспринимается как ^айББто, перетекание - слияние двух звуков. На формирование мелодики оказывает влияние еще одно правило таджвида - так называемое правило чтения с вибрацией (калькаль), когда ряд звонких резких согласных произносятся с вибрацией, с небольшим звуковым нажимом для выделения их звучания. К твердым добавляется короткое «о», а к мягким буквам короткое «э». Если буква калькаля находится в середине слова, вибрация менее выражена, а в конце слова - более.

Практика показывает, что чтение Корана в соответствии с правилами таджвида оказывает особое воздействие и на самого чтеца, и на слушателя. Оно обогащает понимание смысла аятов и позволяет ощутить красоту их стиля. Достижение совершенства в таджвиде достигается благодаря усвоению нормативных правил и практическим занятиям.

В России, где официальным и разговорным языком является русский язык, арабский употребляется преимущественно в письменной форме; главная функция его связана с исламом - ритуалом и молитвой.

Итак, влияние на музыкальную сторону речитации оказали следующие правила таджвида: удвоение гласных, согласных, калькаль, назализация, паузирование).

Правила таджвида, в свою очередь, обусловлены фонетическими особенностями арабского языка. Фонемы арабского языка интонируются по-разному. Так, например, озвучивание гортанных предполагает специфические приемы вибрации, тремолирования. Строй арабского языка таков, что самые незначительные ошибки в произношении гласных влекут за собой искажение смысла слов. При этом требуется не только правильное, но и красивое чтение - чтение мягким, приятным голосом «мелодическим тоном». «Украсьте Коран своими голосами», - призывает богослов Бухари, - «ибо тот, кто не читает нараспев Коран, не с нами». Мелодика чутко реагирует на малейшие смысловые фонетические нюансы интонирования арабского языка.

Прежде чем обратиться непосредственно к анализу песнопений, охарактеризуем структуру богослужения в целом и наметим границы между песнопениями.

Структура джума-намаза складывается из пяти крупных разделов (см. табл. 1).

Таблица 1

Структура джума-намаза

Версии Разделы I II III IV V

Красноярская Приветствие Призыв к молитве Проповедь 1 ракат 2 ракат Ду а (прошение)

Казанская -

Московская -

63

Каждый раздел богослужения складывается из более мелких по своему масштабу построений. Как видно из таблицы, структура намаза в целом стабильна. При этом допускается добавление вступительного раздела, как это сделано в Красноярской мечети. Вступительный раздел состоит из двух песнопений: Аль-Фатиха (№ 1) и объединенных в единое целое трех сур (суры № 112-114) включая зикр[8], выполняющий функцию своеобразного «рефрена».

За вступительным разделом следует призыв к молитве (раздел 1) - он состоит из азана[9] и икамата[10]. Азан складывается из семи словесно-музыкальных формул, в каждой из которых прославляется имя Бога и Пророка.

В разделе 2 - намерение (ният) и проповедь (хутбы) - исполняются суры из Корана и отрывки из хадисов, обращения к Пророку и позволения к молитве (испрашивание благословения). Суры, читаемые в хутбе, имам выбирает по своему усмотрению, сообразуясь с темой и содержанием проповеди.

Разделы 1 и 2 по своей богослужебной функции - вступительные, приготовительные. Вместе с тем они образуют самое крупное музыкально-поэтическое построение в структуре намаза, включающее 6 песнопений (по красноярской версии) или по два песнопения (в казанской, московской). Здесь следует отметить, что проповедь в последней читается очень выразительно, иногда переходя едва ли не в крик (в казанской мечети), о проявлении музыкального начала здесь говорить не приходится. Только в красноярской версии часть проповеди пропевается и насыщается напевностью в звучании. Необходимо сказать, что проповедь в красноярской и казанской мечетях имам читает только на татарском языке с цитированием аятов на арабском, в московской же версии помимо вышеназванных языков используется и русский.

Обособленность и масштабность этих разделов богослужения обусловлена тем,

65

что мусульманская религиозная практика предполагает определенную «технику» настройки на богообщение.

Чтение Священного текста становится сакральным актом при условии, что в нем участвует все человеческое существо - душа и тело, сердце и разум, рассудок и чувства как бы теряют свое различие, сливаясь воедино. В наставлении к верующим сказано: «Когда язык декламирует, а слова льются из уст, разум должен размышлять, сердце отражать, душа поглощать».

Разделы 3 и 4 представляют собой два фард-раката[11] намаза (обязательно произносимых вслух).

Раздел 5 - факультативный для прихожан (ду а): здесь исполняются дополнительные суры, слушание которых желательно, но необязательно. Имеет определенную последовательность элементов: аят Аль-

курси (255 аят) из суры № 2 «Аль-Баккара» во всех версиях, слова поминания (текст разный), зикр (слова «Субханна Аллах» звучат 33 раза), сура (по усмотрению чтеца).

Таким образом, джума-намаз складывается из обязательной (ординарий) и вариативной (проприй) частей. Причем вариативность проявляется и в составе разделов орди-нария: таковы, например, оба раката, состав которых варьируется в зависимости от выбора имама, точнее - от темы проповеди и содержания того или иного праздника.

Все песнопения можно разделить по жанровому критерию[12]: азан, чтение Корана, зикр.

Начнем с анализа двух ракатов, которые образуют смысловой центр и наиболее устойчивую часть структуры богослужения в целом. Остальные разделы заметно отличаются как по масштабу, так и по содержанию, не смотря на родство музыкального материала. Кроме того, именно ракаты являются интонационным источником всего музыкального материала службы. Поэтому, вероятно, они образуют композиционнодраматургический центр драматургии и композиции намаза.

Первый фард ракат включает в себя:

- второй азан;

- чтение суры № 1 «Аль-Фатиха» (перед чтением следует произнести фразу: ау-зу бисмиляхи шайтаны ражим - ‘прибегаю к Богу и удаляюсь от побиваемого камнями сатаны’);

- чтение дополнительной суры. В этом разделе читается любой аят или сура. При этом желательно, чтобы аяты или сура, читаемые в первом ракате, были длиннее читаемых во втором;

- такбир.

Второй фард ракат строится подобным образом, но без азана, и с салаватом в конце.

Исламоведы отмечают, что именно при совершении намаза облегчается запоминание и заучивание Корана.

Текстовая основа ракатов в сравниваемых версиях джума-намаза различна, что видно из табл. 2.

Традиционно Имам первым вслух произносит то имя или свойство Аллаха, которое должно быть повторено про себя остальными верующими участниками богослужения.

Структура каждого раката стабильна и канонизирована. Несколько различаются по содержанию только вторые разделы

(чтение дополнительной суры-молитвы) каждого из ракатов, где выбор сур зависит от священнослужителя.

В обеих версиях службы используется текст суры № 1 «Аль-Фатиха», которая является обязательной в совершении намаза. Считается, что если молящийся не исполнит данную суру, то он согрешит. Сура № 1 считается самой совершенной, это «Мать Корана» [1, с. 4], так как она была ниспослана самим Аллахом Пророку Мухаммаду как откровение. По авторитетному мнению мусульманских богословов, изначальное значение слова «молитва» - «чтение суры “Аль-Фатиха” в каждом ракате любого богослужения» [2, с. 114].

В казанском богослужении используется текст мекканских сур № 103 «Аль-Аср» (Время) и № 114 «Ан-нас» (Люди).

В красноярской версии богослужения используется текст сур, ниспосланных в Медине, № 2 «Аль Баккара» (Корова) - это самая длинная сура в Коране и № 110 «Ан-наср» (Помощь).

В московской версии джума-намаза использованы суры: № 3 «Аль-Имран» (Семейство Имрана) ниспослана в Медине, состоит из 200 аятов; № 94 «Аш-шарх» (Раскрытие) ниспослана в Мекке, состоит из 8-ми аятов.

Таблица 2

Красноярская Казанская Московская

1 ракат Второй азан - -

Сура № 1 «Аль-Фатиха»

Сура № 2 «Аль-Баккара» (Корова) (1-5 аяты) Сура № 103 «Аль-Аср» (Время) 3 аята Сура № 3 «Аль-Имран» (Семейство Имрана) 26-27 аяты

5-кратный такбир

2 ракат Сура №1 «Аль-Фатиха»

Сура № 110 «Ан-наср» (Помощь) 3 аята Сура № 114 «Ан-нас» (Люди) 6 аятов (полностью) Сура № 94 «Аш-шарх» (Раскрытие) 8 аятов (полностью)

5-кратный такбир

Салават

65

Композиция джума-намаза опирается на тождественные, но не одинаковые кругообразные структуры, благодаря чему фиксируется и акцентируется смысловое обновление одного и того же текста.

Наряду с принципом кругового скрепления, в структуре богослужения прослеживается универсальный принцип собственно музыкального формообразования [см. 3; 4; 10]. Разделы 1 и 2 выполняют функцию иниции, 3 и 4 - функцию развития, 5 - завершения. Той же универсальной закономерности следует логика формообразования в границах каждого из разделов. Словесный текст является главным критерием деления на композиционные единицы.

Реализация принципа imt на уровне отдельно взятого раздела наиболее наглядно проступает в двух идентичных по строению, различных по текстовой основе рака-тах (см. табл. 3). Первый ракат, как уже говорилось ранее, состоит из азана (выполняющего вступительную функцию), «Аль-Фатиха» и дополнительной суры (они выполняют развивающую функцию), а также такбира (выполняет заключительную функцию).

Как видно, оба раката по своему содержанию, почти одинаковы и различаются начальным и заключительным песнопением. Из второго раката исключается азан, но его отсутствие компенсируется введением

заключительного салавата. Центральная часть канонична. Оба раката как единое целое имеют нечто вроде пролога и эпилога.

Ладозвукорядная организация

В основе ладовой системы песнопений джума-намаза лежит модальность в сочетании с диатоникой различных оттенков. По ходу анализа ладозвукорядной основы песнопений мы будем оперировать термином макам. Макам - не только один из принципов музицирования в арабской культуре, это еще и средство придания звучащему материалу той или иной ладовой окраски.

Каждое песнопение имеет свои ладовые особенности, определяемые, прежде всего, различием звукорядной основы.

В самом общем плане звукоряды, лежащие в основе всех песнопений, можно разделить на несколько видов:

- подобные диатоническим с оттенками ионийского, фригийского, эолийского, локрийского ладов. Сюда же отнесем комбинированные, т. е. такие, которые возникают в границах одного и того же песнопения путем сопоставления нескольких наклонений - локрийско-эолийский, локрий-ско-эолийско-ионийский;

- подобные хроматическим;

- пентатонический;

- макамы (корд, навасар, агам, наха-ванд, сика, саба).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

ракат

2

ракат

Азан Аль-Фатиха Дополнительная сура Такбир -

- Аль-Фатиха Дополнительная сура Такбир Салават

66

В некоторых случаях величина матрицы звукорядов может варьироваться - от минимума в объеме м. 2 до максимума в объеме м. 7. Сразу оговорим, что максимальное увеличение амбитуса более всего характерно для заключительных песнопений.

Песнопения на текст Корана имеют устойчивый амбитус (на схеме они отмечены более темным цветом), тогда как такби-ры и азан варьируется, обеспечиваются свобода развертывания и особая красочность мелодической линии.

Весь материал можно разделить на две группы: первая объединяет сходные по амбитусу песнопения, другая - так называемые свободные (некоранические) тексты. К первой группе относятся песнопения, текст которых основан на Коране, здесь достаточно стабильный амбитус, но иногда с разным ладовым наполнением. Этим объясняется значимость и сила традиций чтения Корана. Вторая группа включает песнопения импровизационного склада, в которых муэдзин показывает мастерство вокального искусства, - зикр, азан и икамат, это песнопения, отмеченные изысканностью и «красотой» пропевания славословий Бога.

Таким образом, выделяются нерегла-ментированные по звукорядной основе песнопения (такбиры, азан), в которых нет такой стабильности звуковых структур, которая наблюдается в группе коранических текстов (суры № 1, 2, 103, 110, 114).

Здесь следует иметь в виду различную степень сходства и отличия между тремя вариантами песнопений.

Рассмотрим песнопения коранической группы. В казанской версии их текстовую основу образуют суры № 1, 2 (в разделе ду а), 103, 114; в красноярской -суры № 1, 2 (1-5 аяты), 110, (112-114 - в проповеди). В московской версии данная группа песнопений имеет свои особенности интонирования.

73

1-й ракат «Аль-Фатиха». Объем звукоряда в трех версиях варьируется, при этом звукорядная основа каждого аята выстраивается по-разному. Так, в красноярской версии финалис достаточно подвижен при стабильном верхнем тоне. В казанской, наоборот, - стабильность финалиса компенсируется подвижным верхним тоном каждого аята, в московской версии - фина-лис относительно стабилен (е), за исключением заключительной мелостроки (d), происходит своего рода модуляция из одного финалиса к другой. Такая же картина прослеживается в красноярской версии: при финалисе cis в верхних мелостроках заканчивается песнопение на другом звуковысотном уровне d.

Казанская e - a, e - g, e - g, e - h, e -a,

e - c

Красноярская ds - gis, e - gis, fis - a, ds - gis, ds - а, d - а

Московская d - e, d - g, d - g, e - g d - g Примечательно, что в данном песнопении всех версий представлен макам корд на разном звуковысотном уровне: в красноярской версии в диапазоне ds - a, в казанской - e - c, а в московской - d - g. По зву-ковысотности с общей системой макамов совпадает московская версия, но по степени устойчивости макама на протяжении всего песнопения выделяется казанская версия.

В красноярской версии помимо мака-ма корд (2-3 мелостроки) проступают очертания и макама навасар (заключительная мелострока). В 4-й мелостроке представлен редуцированный корд. Казанской версии корд имеет устойчивое положение во всех мелостроках. В московском варианте «Аль-фатихи» полный тетрахорд корда представлен лишь в 4- и 5-й мелостроках, в 1-й это всего две ступени, в 6-й - три ступени.

«Аль-Фатиха» в казанской версии имеет в целом секстовый амбитус e - c, в своем полном виде он представлен в заключительной мелостроке, где рабочая зона e - a (тет-

рахорд корд), в 3-4-й мелостроках - терцовый амбитус e - g, в 5-й мелостроке e - h при стабильном финалисе е, за исключением третьей мелостроки, где финалис g.

В красноярской «Аль-Фатихе» суммарный амбитус мелострок также секстовый амбитус (cis - a), где рабочей зоной является е - а. Финалис мелострок здесь иные, по сравнению с казанской версией, различен - cis (2, 5), gis (3), fis (4), a (6) и в заключительной d (7).

В московской версии суммарным ам-битусом песнопения является квартовый (d - g), количество ступеней в котором - 5 (d es e f g), основной рабочей зоной является тетрахорд d - g с опорой е. Начинается с секундового амбитуса с дальнейшим увеличением до ч. 4.

При этом самый верхний тон двух песнопений совпадает (а) в некоторых мелостро-ках. Самыми узкобъемными мелостроками являются 2-ступенные мелостроки - 3 мело-строка в московской версии. В 3-4-й мело-строках во всех версиях прослеживается тенденция к соединению двух аятов - Т + Т (е, Fis, Gis), в красноярской А-Ф - П + Т (е f g).

Ладозвукорядную организацию суры №

1 характеризует своего рода в ладовом отношении «модуляция» опоры. В начале главенствует опора cis при abm. ds - gis, но заключительная мелострока заканчивается на тоне d.

В московской версии происходит блуждание между побочной опорой g и фи-налисом е.

В казанской «Аль-Фатихе» преобладал fin. е (за исключением 2 мелостроки -g). Заметно минорное наклонение в целом. Представим звукорядное сходство двух песнопений ниже.

Чтение дополнительной суры. Представим звукоряд трех идентичных по местоположению, но разных по тексту, песнопений (красноярская версия - сура № 2, аяты

2-5; казанская версия - сура № 103, 3 аята; московская версия - сура № 3, 26-27 аяты).

73

Примечательно, что несмотря на различие текстовой основы звуковысотная организация песнопений в трех версиях подобна, fin. одинаковый - е, лишь в московской версии финалисом оказался тон d. Соотношение финалиса всего песнопения и отдельных мелострок 1 : 1 (в московской -финалисы отдельных мелострок и всего песнопения совпадают), в красноярской -соотношение 1 : 2 (при общем финалисе е выделяются финалисы fis (3 мелострока) и тот же е), в казанской - соотношение 1 : 3 (при общем финалисе е выделяются финалисы h в 1 мелостроке, g - в 3 мелостроке.

В казанском песнопении выделяются два макама - агам и корд (тетрахордовой структуры), которые достаточно стабильны; в красноярском же - подобие саба (fis g a b -d 3-й мелостроке); корд - в 1-2 мелостроках; в московском - нестабильное положение того или иного макама внутри одной мелостро-ки, происходит своего рода модуляция из одного макама в другой: в 1-й мелостроке - на-хаванд в корд, в других мелостроках - одновременное сочетание макамов (микс-макамы, агам-нахаванд - в 3-й мелостроке).

2-й ракат «Аль-Фатиха». Данное песнопение синхронно в трех версиях смещается вверх во 2-м ракате по отношению к 1-му на тон в красноярской (d - е), на полтона в казанской (е - f) и московской (d -es). Опорный тон в казанской версии стабилен f, в красноярской и московской происходит колебание опорностей. В красноярской помимо основной опоры е выделяется h только в 3-й мелостроке. В московской - при основной опоре es выделяется финалис ges в 5-й мелостроке.

Вершина amb. в двух песнопениях (красноярской и казанской версии) одинакова - c.

В данном песнопении используется элемент антифонного пения: в красноярской и московской версиях по окончании молитвы пропевается слово Аминь на том же зву-

ке, что и закончилось песнопение. В красноярской версии - это тон е, в московской - еБ.

Чтение дополнительной суры. Каждое песнопение как бы продолжает звукорядную организацию предыдущего песнопения (подобно первому ракату).

Стоит отметить в московской версии чтец переходит речитирование - узкобъем-ный диапазон.

Представим наглядно движение звукорядов на протяжении двух ракатов в трех анализируемых версиях:

Итак, в первой коранической группе песнопений в обеих версиях наблюдается некоторое единство ладовых характеристик. Оно выражается в одинаковом суммарном амбитусе. При этом, однако, звукорядная структура мелострок и соотношение опорных тонов в красноярской версии более разнообразны, тогда как в казанской версии те же параметры однозначны и устойчивы. В московской версии представлен малообъемный звукоряд.

При сопоставлении начальных тонов песнопений просматривается определенная логика: в 1-м ракате красноярской версии - это тоны ё и е, во втором ракате они смещаются на тон е. В казанской версии в 1-м ракате - это тон е, во втором ракате - Г

Обратимся ко второй группе песнопений.

Азан. Примечательно, что в трех версиях суммарная звукорядная основа азана, состоящего из шести мелострок, одинакова. В логике внутреннего строения звукорядов трех вариантов азанов можно увидеть одинаковые особенности строения:

73

1) верхний тон звукоряда (вершина) совпадает;

2) нижний тон звукоряда совпадает в красноярской и казанской версиях;

3) в трех версиях отмечаются три одинаковые ступени h, cis, e.

На этой звукорядной основе базируются несколько ладово-мелодических тетрахордовых структур-макамов, образующих ладовую основу азана, а именно:

л Агам Нахаванд Сика

f’ Ш ■* '^ ' *

Из них в казанской версии представлен только агам, который в красноярской версии чередуется с двумя другими маками. Тетрахордо-вая структура может варьироваться в пределах от кварты до секунды. В каждой мело-строке суммарный диапазон звукоряда также варьируются: в красноярской - min. является

3-ступенный звукоряд, max. - квинтовый; в казанской - min. 2-ступенный, max. -

4-ступенный. При этом amb. некоторых мело-строк подобен (например, квартовый амбитус

3-4-й, 6-й мелострок красноярской и 2- и 5-й в казанской, но их высотная реализация различна в пределах от кварты до секунды).

В данном примере наглядно видно движение амбитуса в двух версиях от первой ме-лостроки к последней седьмой. Самый верхний тон песнопений совпадает - это тон e, впервые этот тон появляется в красноярском азане только в 5-й мелостроке, тогда как в казанском он держится со 2-й мелостроки по 5-ю.

В казанской версии в мелодическом развертывании азана наблюдается определенная логика: от узкообъемной начальной мелостроки (cis—dis) к более широким в последующих мелостроках (h e) и вновь сужения его в заключительных (cis - e) и предпоследней мелостроках (cis - dis).

В красноярской версии в 1-й мелостроке увеличенноквартовый amb. С после-

дующим расширением amb. до ч. 5 через ч. 4 в 3-4, 6-й мелостроках.

В казанском азане прослеживается тенденция к периодическому изменению амбитуса, т. е. чередование его от узкого объема (cis - dis в 1-й мелостроке, h - cis в

3-й мелостроке, cis - dis в 6-й мелостроке) до широкого (g - e во 2-й мелостроке, h - e в 4-5-й мелостроках).

В красноярском азане волнообразный принцип развития амбитуса: 1-2-я мелостроки - амбитус g - cis транспозируется с небольшим изменением в 3-4 мелостроках (а -

d), в 5-й мелострокие происходит расширение амбитуса до ч. 5, с 6-й до 7-й мелостроки происходит постепенное сужение до м. 3 (h - d).

Также в схеме видно совпадение зву-ковысотности нижнего либо верхнего тона амбитуса, но между двумя вариантами (красноярская, казанская - g во 2 мелостроке), (красноярская, московская - а в 3-, 5-й мелостроках). Сходство по нижнему тону.

По верхнему тону амбитуса совпадение прослеживается между казанской и московской версиями (2-, 4-, 7-я мелостроки - тон e). Совпадение верхнего тона амбитуса в трех версиях намечается лишь в 5 м. на слова «Спешите к молитве!» - ключевые слова в драматургии азана и всего богослужения. К спасению через молитву, которая дает возможность верующему прикоснуться к святому, совершенному. Данные слова воспринимаются как призыв людей к совершению ритуала.

В 1-й и 6-й мелостроках амбитус различен звуковысотно, но в красноярской и московской версиях намечается сходство в диапазоне (квартовый). Подобная картина в 4-й мелостроке (в красноярской и казанской). В 7-й мелостроке в красноярском и казанском азанах совпадает по качественным характеристикам терцовый амбитус.

Количественная сторона амбитуса азанов имеет общую тенденцию к постепенному расширению в середине и сужению к концу.

2

5

5 2 5 4 4 5 6 4 5 3 2 3 4 3 5

73

1

3

4

5

6

7

4

2

6

5

5

В качестве опорных тонов выступает

1, 2 тона, реже 3 (в красноярской версии), один из которых является и финалисом всего песнопения.

В качестве инициальных тонов мело-строк выступают 3-4 варианта звука: в московском - h c e, в казанском - cis, dis, e, в красноярском азане - g, a, c, d.

Икамат. Ладовая основа азана и ика-мата в казанской версии совпадает (h cis dis

e), тогда как в красноярской отличается:

азан g a h c cis d

икамат a b c d

Проследим движение ладозвукоряд-ных формул икамата в сравнении с азаном в каждой их трех версий.

Обратимся к казанскому икамату. Икамат основан на ладовой модели агама, который достаточно стабилен и удерживается от мелостроки к мелостроке. В шести мелостроках прослеживается определенная динамика ладовых преобразований агама, он предстает в различных звуковых реализациях - от секундового (І-я и 7-я мелостроки) до полного тетрахорда (2-5 мело-строки). Крайние мелостроки песнопения (одни и те же слова «Аллах Акбар!») имеют одинаковый амбитус, что придает симметрию форме песнопения. Мелостроки 2-5 отмечены комбинаторикой ступеней агама. Идентичная картина наблюдается в красноярском икамате, за исключением 7-й мело-строки, где амбитус сохраняется терцовый.

Звуковысотная реализация агама в данном случае совпадает почти буквально с классической структурой агама. Возможно, звуковысотность агама зафиксирована у муэдзина на интуитивном и научительном уровне.

Верхний тон агама (e) в икамате и азане преимущественно приходится на первое слово полустишия. От него мелодиче-

ское движение направляется вниз к стабильной опоре с1б.

Красноярская версия икамата различна по звуковой основе с азаном.

икамат

азан

Вместе с тем рабочая зона у них одна и та же. Ладовая структура редуцирована и чаще всего опирается на трехступенный звукоряд b c d, за исключением І-й мело-строки - 2 ступени b c, 2-й мелостроки а d. Она сочетает в себе признаки корда (по звуковысотному положению ступеней) и агама по звуковысотному положению концевого тона в.

Очевидна логика постепенного расширения звукоряда с возращением к исходному - в трех версиях. Но если в Красноярском икамате происходит возврат в 3-й мелостроке, то в казанской - в заключительной мелостроке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, вышеизложенные наблюдения показывают, что интонационные связи пятничного богослужения имеют закономерный характер и выполняют формообразующую функцию. Исследование привело к следующему заключению: степень автономности музыкального начала в мусульманском богослужении, репрезентантом которого в данном случае выступает пятничный намаз - главный в седьмичном круге, гораздо выше, чем принято считать.

Проделанный анализ позволяет выделить ряд песнопений, каждое из которых представляет собой относительно завершенную музыкальную композицию с определенными закономерностями организации лада и формы музыкального материала, как было показано выше.

73

1. Азбука Корана. - Казань, 2004. - Ч. 1. - 62 с.

2. Аляутдинов, И. Путь к вере и совершенству / И. Аляутдинов. - М., 2006. - 494 с.

3. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Асафьев. - М., 1971. - 376 с.

4. Бобровский, М. Функциональные основы музыкальной формы / М. Бобровский. - М., 1978. -332 с.

5. Еолян, И. Р. Очерки арабской музыки / И. Р. Еолян. - М., 1977. - 192 с.

6. Еолян, И. Р. Традиционная музыка арабского Востока / И. Р. Еолян. - М., 1990. - 240 с.

7. Имамутдинова, З. А. Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Гос. ин-т искусствознания. -М., 1997.

8. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. - М., 1990. - 526 с.

9. Кулиев, Э. Путь к Корану / Э. Кулиев. - М., 2006. - 554 с.

10. Мазель, Л. Анализ музыкальных произведений / Л. Мазель, В. Цуккерман. - М., 1967. - 752 с.

11. Сайфуллина, Г. Музыка священного слова / Г. Сайфуллина. - Казань, 1999. - 230 с.

12. Сайфуллина, Г. Татарская музыка: Восток - Запад? / Г. Сайфуллина // Музык. акад. - 2000. -№ 2.- С. 38-43.

13. Софийская, А. Б. Музыкальные аспекты религиозных праздников татар-мусульман Поволжья: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - М., 2007.

Примечания

1 «Кул Шариф» - центр религиозного просвещения мусульман России; легендарная мечеть, расположенная в западной части казанского Кремля. Во главе мечети стоял имам Кул Шариф (потомок Мухаммада). 2 октября 1552 г. он был вместе со своим народом, героически защищал мечеть от нападения. Предания татарского народа окружили мечеть ореолом легендарной славы: рассказывали, что она поражала всех не только своим великолепным изяществом и красотой, но и размерами. В начале XXI в. мечеть была восстановлена (1995-2003).

2 Казань, основанная в 1003 г., испокон веков считалась политическим, культурным и торговым центром татарского народа. Именно в Казани складываются основы религиозного сознания татарского народа. Ислам стал особой формой выживания культуры, а мечеть - важным институтом объединения татарского мира, так как мечеть есть одновременно государственная, этническая и религиозная община единоверцев. Принятие Ислама татарами булгарского ханства в 922 г. стало важной вехой в развитии культуры татарского народа. После взятия Казани в 1552 г. исламский стержень татарской истории и культуры сохранился прежде всего благодаря скрепляющей силе религии.

3 Джума-намаз - соборная молитва (намаз - персидское слово, по-арабски - салят); пятничное послеполуденное соборное богослужение мусульман. Минимальное количество участвующих - пять человек. Мусульмане обязаны молиться пять раз в день. Однако пятница - особый день недели в седьмичном круге. Он значим так же, как воскресение у христиан. По преданию, именно в пятницу Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, и именно в пятницу он появился на свет. Поэтому в этот день следует молиться именно в мечети, в коллективном собрании. Существуют обязательные условия для совершения намаза: ритуальная чистота - если человек находится в состоянии осквернения, необходимо ритуальное омовение; чистое место - необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы; кибла - человек должен стоять по направлению к кибле (восточная часть); намерение - у человека должно быть намерение совершить молитву; изар - концы одежды не должны свисать ниже щиколоток; трезвость.

4 В Красноярске первые поселения этнических мусульман появились в первой половине XIX в. Сегодня в Красноярске создано единое духовное управление мусульман Красноярского края. Самой северной мечетью России является Норильская. На территории нашего края действуют также мечети в Лесосибирске и Назарово.

5 Аят - минимальная структурная единица Корана, иногда понимаемая как «стих» (что неверно

73

с точки зрения самого Пророка, неоднократно подчеркивавшего удаленность своих проповедей от поэзии). Более корректно понимать аят как «высказывание», состоящее из нескольких фраз и имеющее начало и конец.

6 Сура - арабский термин, служит для обозначения главы Корана, объединяющей группу аятов (от 3 до 286). В Коране имеется 114 сур, каждая из которых содержит одно откровение. Из них 86 были получены в Мекке и 28 в Медине. Мекканские суры более короткие по форме и мистичные по содержанию. На первый взгляд, порядок расположения сур определяется длиной (последующие суры, как правило, короче предыдущих), однако, этот принцип выдерживается не всегда. Все суры Корана, кроме девятой, начинаются со слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного».

7 Таджвид (в пер. с араб. ‘превосходить, становиться лучше’, ‘улучшать’, ‘приукрашать’, чтение нараспев) - научная дисциплина, изучающая чтение Священного Корана в соответствии с определенными правилами. Дело в том, что многие, кто читает Коран и изучает арабский язык, при чтении допускают ошибки и искажения, которые связаны с незнанием основных правил произношения и чтения, законов интонации и тона, мелодики текста, не знают таджвида. Цель таджвида - избежать ошибок при чтении Божественных откровений. Ошибка в контексте чтения Корана подразумевает неправильность и отход от правильности произношения. Ошибки делятся на два вида: 1) очевидная ошибка допускается в словах и приводит к нарушению чтения, независимо от того искажает значение или не искажает. Знатоки чтения и другие чтецы имеют общность в ее познании. И это происходит заменой одной буквы другой или одной огласовки другой, подобно замене буквы ^ на букву

, оставляя способы артикуляции звука «^» или замены его звуком «£*» вместе с глухостью. И подобно замене огласовки «дамма» на «фатху» в слове . Очевидная ошибка запрещена, ибо читающий, совершая ее, грешит. 2) незаметная ошибка происходит в словах и обычно нарушает правила чтения Корана, кроме значения. И это происходит с пренебрежения назализации, сокращением долготы и таким же образом в других отклонениях от правил таджвида. Незаметная ошибка - это отвергаемая, по мнению чтецов Корана, из-за нарушения сущности и красоты чтения.

8 Зикр (араб. ‘поминание’) — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определенную молитвенную позу (джалса) и контролировать свое дыхание. В ортодоксальном исламе известны зикры нескольких разновидностей. Из них в джума-намазе применяются такбир (возвеличивание Аллаха - Аллах Акбар!); тасбих (прославление Аллаха - Суб-хана Аллах!); тахмид (восхваление Аллаха - Альхамдули ля Аллах!); салават (завершение молитвы).

9 Азан - призыв к молитве. Муэдзин пропевает азан. Во время исполнения азана руки должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону Каабы (мусульмане не поклоняются Каабе или ее содержимому; это просто точка фокусировки для молящегося). По сунне, нельзя покидать мечеть после исполнения азана и до совершения обязательной молитвы.

10 Икамат - второй азан, читаемый муэдзином перед обязательной молитвой. От обычного азана отличается только одной фразой в 6-й строчке: кад кама тис салат - становитесь на молитву.

11 Ракат - стояние, включающее в себя порядок слов и действий, составляющих мусульманскую молитву. Существует два вида ракатов в обязательных молитвах - фард и сунна. Различие в том, что в сунна-ракатах суры из Корана читаются про себя. А в первых двух фард ракатах суры из Корана читаются вслух, за исключением полуденной и послеполуденной молитвы. Каждый ракат состоит из одного поясничного поклона (руку) и двух земных поклонов (сажда).

12 Жанровые разновидности мусульманских культовых напевов в отечественном музыкознании впервые дифференцировала И. Р. Еолян.

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.