Научная статья на тему 'Некоторые аспекты культуры создания музейного веб-сайта'

Некоторые аспекты культуры создания музейного веб-сайта Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1962
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО МУЗЕЯ / КУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МУЗЕЙНЫЕ РЕСУРСЫ / МУЗЕЙНЫЙ САЙТ / WEB-SITE / MUSEUM WEB-SITE / MUSEUM COMMUNICATION / MUSEUM RESOURCES / CULTURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Легенченко Максим Викторович

В статье анализируются особенности музеякак культурногофеномена, общие принципы построения музейного Интернет-сайта, требующего адаптации и доработки под музейную специфику. Данная работая адресована музейным работникам, решающим вопросы, связанные с запуском собственного музейного Интернет-сайта, а также всем интересующихся музейным делом. В статье приведены некоторые практические рекомендации по созданию и сопровождению собственного музейного Интернетресурса, следование которым поможет создать привлекательный и посещаемый музейный веб-сайт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some of the aspects of creating museum web site

This article analyzes museum's features as a cultural phenomenon, basic aspects of the museum web-site design and supporting. This paper addresses to museum professionals who is resolving museum web-site development problems. Also it will be interesting to all people interested in museology. This work has some helpful museum web-site design and supporting practice recommendations, that helps build high-quality museum web-site.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты культуры создания музейного веб-сайта»

УДК 069004 М. В. ЛЕГЕНЧЕНКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ СОЗДАНИЯ МУЗЕЙНОГО ВЕБ-САЙТА

В статье анализируются особенности музея как культурного феномена, общие принципы построения музейного Интернет-сайта, требующего адаптации и доработки под музейную специфику. Данная работая адресована музейным работникам, решающим вопросы, связанные с запуском собственного музейного Интернет-сайта, а также всем интересующихся музейным делом. В статье приведены некоторые практические рекомендации по созданию и сопровождению собственного музейного Интернет-ресурса, следование которым поможет создать привлекательный и посещаемый музейный веб-сайт.

Ключевые слова: веб-сайт, Интернет-пространство музея, культурное взаимодействие, музейные ресурсы, музейный сайт.

На протяжении столетий общественная значимость музея определялась качеством его экспозиции. С 1970-х годов не менее важным показателем стал уровень проводимых им акций, мероприятий и программ. В последние три-пять лет все более существенным фактором становится лицо музея, обращенное в открытое информационное пространство [1].

Музеи относятся к наиболее инерционным структурам общества, поэтому в наши дни не ново слышать о том, что все больше музеев выходят в пространство сети Интернет [2].

Разрастающееся музейное Интернет-сообщество способствует появлению в Сети новых виртуальных музейных ресурсов, разных как по форме, так и по содержанию: порталов, полноценных сайтов, электронных буклетов, небольших по объему Интернет-представительств в форме визитных карточек музея.

Основополагающие принципы деятельности современного музея заключаются в приоритетном внимании к человеку, создании комфортных условий для его взаимодействия с культурой, реализации современных педагогических подходов в музейном информационном пространстве [3]. Задача оптимального использования культурно-образовательного потенциала музея определяет необходимость трансляции информации о культурных ценностях в наиболее интересном и оптимальном для ее восприятия виде [4]. Это предполагает применение эффективных технологий обеспечения и поддержания заинтересованности посетителей в общении и получении информации, функционирующих с учетом психологических особенностей человеческого восприятия [5]. Данные задачи реализуются как на основе непосредственного представления культурных ценностей, так и путем создания электронных музейных ресурсов.

В данной работе мы попытаемся обратить внимание на некоторые важные вопросы, возникающие в процессе построения и поддержки музейного вебсайта.

Первые отечественные представительства музеев в сети Интернет стали появляться в 1995 году (зарубежные несколько раньше, примерно с 1990 г.). Это были так называемые «домашние страницы», содержащие информацию с музейного автоответчика и несколько картинок. Все это легко укладывалось в один

экран. За полтора-два года домашние странички сменились разнообразными формами существования виртуальных музейных ресурсов [6].

В 1998 г. по информации межмузейного сервера «Музеи России» [7] насчитывалось порядка 200 официальных и неофициальных Интернет-представительств отечественных музеев, а по данным на 11 ноября 2010 года сервер «Музеи России» располагал информацией примерно о 785 музейных виртуальных ресурсах. Тем не менее, существующие сегодня веб-сайты музеев составляют 1 — 2 процента от общего количества сайтов сети Интернет [7].

В 1999 году в сборнике «Музей и новые технологии» была опубликована статья А.В.Лебедева «Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт». В данной статье, автор приводит аргументы в пользу создания сотрудниками музея собственного представительство в сети Интернет [1].

При выходе в Интернет-пространство музею открываются следующие возможности:

— музей получает возможность лучше интегрироваться в систему российских и зарубежных профильных организаций;

— собственный сайт открывает перед музеем дополнительные возможности для презентации своих коллекций;

— происходит интенсификация процесса обмена профессиональной информацией (эффективный контакт музея с другими учреждениями посредствам Интернет-технологий);

— появляется возможность привлечения недостающих ресурсов извне музейной системы;

— появляется возможность привлечь потенциальных посетителей (например, из разряда пользователей сети Интернет);

— Интернет-представительство музея может быть использовано в качестве экспериментальной площадки для музейного проектирования, места разработки различных музейных моделей.

Это не весь перечень возможностей, так как современные информационные технологии обладают емким потенциалом, а музеология, как наука, развивается и не стоит на месте, таким образом, данный список может быть основательно дополнен.

Благодаря развитию сети Интернет музеи получили уникальную возможность обеспечивать 24 -часовой

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

доступ к обширному запасу информации, а также возможность предоставлять эту информацию в привлекательном виде для своих потенциальных посетителей, аудитория которых неуклонно растёт [8]. Обратимся к статистическим данным: в 1998-м насчитывалось примерно 70 миллионов пользователей сети Интернет, к концу 2006 г. пользователей было уже 1 миллиард человек, по состоянию на 2008 год — 1,5 миллиарда, тогда как всё население Земли составляет примерно 6,7 миллиарда человек [9].

Нетрудно подсчитать, что уже более 22% людей на Земле пользуются сетью Интернет [9].

Параллельно росту числа аудитории Сети увеличивается пропускная способность Интернет-каналов, уверенно падает стоимость Интернет-трафика, давая возможность пользоваться ресурсами Интернет без ограничений и за разумные деньги, что вовлекает всё новых и новых пользователей [10].

Очевидно, что вопросы качества, актуальности и наполнения музейного электронного ресурса приобретают важное значение — неминуемо приближается тот день, когда количество виртуальных посетителей музея превысит количество реальных.

При этом следует учесть, что музейный веб-сайт — это больше, чем коллекция текста и графических файлов, доступных общественности посредствам удалённого доступа.

Веб-сайт музея в некоторых случаях может быть единственной возможностью получить исчерпывающую информацию о самом музее и его коллекциях потенциальному посетителю, который в реальности не сможет посетить данный музей по каким-либо объективным причинам (к примеру, посетитель с ограниченными возможностями или сам музей находится в недоступном для посетителя месте).

Наполнение музейного веб-сайта может предоставить исчерпывающую информацию о коллекции музея, о выставках и образовательных мероприятиях.

Культура размещения на музейном ресурсе научных статей и других материалов уменьшает затраты на публикации.

Музейный веб-сайт даёт возможность открыть доступ к новым источникам финансирования по-средствам электронной коммерции.

Музейный Интернет-ресурс может использоваться как инструмент, который делает успешным новую программу или выставку музея, размещая предварительную информацию или проводя опросы, тем самым вовлекая аудиторию в диалог.

Появляются перспективы для культурного взаимодействия музея (сотрудников музея) и его посетителей. В данном случае музейный веб-сайт, по сути, играет роль интерфейса, посредством которого происходит коммуникация посетителя и музея.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что музейный веб-сайт может стать самым ценным инструментом музея в наступающем десятилетии [11].

Усилия, требуемые для создания и поддержки вебсайта, могут быть минимизированы, если сотрудники музея правильно ставят цели и задачи, которые должны будут решаться посредствам музейного сайта. Правильная постановка целей поможет избежать лишних и неоправданных затрат, например, излишней функциональности сайта, большого объёма информации, перегруженности текстовыми и графическими материалами. Непосредственно перед созданием собственного сайта необходимо принять решение использовать собственный компьютер (сервер) для физического размещения веб-сайта или же воспользоваться услугами многочисленных фирм-провайдеров данных услуг.

При решении размещать веб-сайт на собственном сервере музей выигрывает в том, что сохраняет абсолютный контроль над своим Интернет-ресурсом. Музей в состоянии быстро обновлять веб-сайт, минуя посредников в этой цепи. При данном выборе возникает необходимость в приобретении своего собственного сервера и специального программного обеспечения, что, естественно, увеличивает накладные расходы, но, благодаря интенсивному развитию компьютерной техники и появлению всё большего числа доступного программного обеспечения, этот выбор становится все более привлекательным вариантом.

Наполнение сайта — очень важный момент, возникающий при построение веб-сайта. Чаще всего задаётся вопрос: какую информацию конкретно нужно будет размещать?

Музеи, по сути, являются богатейшими хранилищами культурной информации, и проблема конкретного содержания на сайте не возникает. Чаще возникает вопрос: какой материал должен быть помещен на веб-сайт в первую очередь? Ответы на эти вопросы можно найти, обратив внимание на миссию музея, которая поможет расставить приоритеты:

1) если музей прежде всего исследовательское учреждение, тогда информация, дающая сведения о доступных коллекциях, должна быть размещена в первую очередь;

2) если музей более всего нацелен на образование и выставочную деятельность, то вполне возможно, что интерпретирующие и обучающие материалы должны быть размещены в первую очередь.

Потенциальные посетители веб-сайта—это представители разных возрастных групп, поэтому все материалы должны быть изложены доступным языком, чтобы эффективно охватывать все группы аудитории. Размещение информации на нескольких языках только повысит уровень музейного Интернет-сайта.

Задача материалов, которые размещены в онлайновом режиме — это обучить и развлечь. Отдельного внимания заслуживает детская аудитория. Как показывает иностранная практика, на сегодняшний день многие музеи создают специальные музейные веб-сайты, полностью ориентированные на детей. Чаще всего на такие сайты можно попасть с основного музейного ресурса. Дети, которые посещают вебсайты музея сегодня, — это реальные и уже заинтересованные посетители завтра.

У крупных музеев коллекции могут состоять из огромного количества объектов. Большая часть документации этих объектов существует только на бумаге. Для того, что бы поместить данную информацию в онлайновом режиме, музей должен занести эти пункты в электронный каталог. Естественно, этот процесс является дорогим и трудоёмким, однако, размещение информации о наиболее интересных музейных экспонатах могут быть размещены немедленно, в то время как процесс электронной каталогизации будет продолжаться.

Музейные веб-сайты предоставляют музеям уникальные возможности культурного онлайн-сотрудничества (посредствам электронной почты, вебконференций, блогов и т. д.) с другими научными, культурными и коммерческими организациями и учреждениями посредством размещения рекламных ссылок (баннеров) этих организаций или общению в специализированной секции музейного сайта (электронные форумы), если таковые предусмотрены изначально. Необходимо отметить, что посредством форумов можно установить обратную связь непосредственно с посетителями музея [11].

Кроме того, чтобы определить популярность музейного веб-сайта, необходимо внимательно следить за статистикой посещения. Для сбора статистических данных чаще всего используются счётчики посещений и онлайн-анкетирование.

Некоторые музеи вводят обязательную регистрацию пользователей, после которой можно полноценно пользоваться электронным музейным ресурсом. Но в этом есть и свой минус. Как показывает практика, сложная процедура регистрации (например, множество вопросов, сложность заполнения формы регистрации и т. д.) может отпугнуть потенциального посетителя.

Основная задача продвижения музейного вебсайта — это увеличение количества посетителей. Чем больше онлайновых посетителей, тем выше популярность веб-сайта, тем эффективнее он работает. Для наиболее эффективного продвижения музейного сайта необходимо убедиться, что иЯЬ или, другими словми, адрес веб-сайта включён во все публикации музея и в его контактные данные, пресс-релизы, доски объявлений, баннеры, телевизионные и радио передачи и т. д. Особое внимание необходимо уделить предоставлению адреса музейного сайта всем главным справочникам сети Интернет и поисковым машинам [12]. Веб-сайт должен быть легко находим в Сети потенциальными посетителями. Эту задачу возможно решить путём внимательно указанных и подобранных ключевых слов, описывающих как музейный ресурс, так и сам музей.

Степень использования веб-сайта непосредственно апеллирует к числу ссылок, которые существуют между другими веб-сайтами и Интернет-сайтом музея. Фактически ссылки от других вебсайтов — самые главные средства для посетителей, чтобы обнаружить ваш веб-сайт.

Фиксируя и признавая достижения и преимущества, которые получили музеи, уже создавшие свои представительства в Интернет, необходимо отметить наличие проблем, которые пока еще не нашли своего достойного разрешения. Наиболее существенные из них: проблема грамотной постановки целей (зачем мы создаем сайт); проблема отбора, предоставляемой через Интернет музейной информации (что необходимо в первую очередь, а что не нужно показывать); выбора адекватных форм представления музейной информации (сайт — не книга и не информационный бокс, у него свои законы построения);необходимость профессионализма команды разработчиков. Чтобы получить хороший сайт, к работе над ним необходимо привлекать профессионалов, каждый из которых будет заниматься своим делом: тексты по истории искусства должен писать искусствовед, общий вид экрана должен разрабатывать художник-дизайнер, ошибки проверять корректор, а функции программиста ограничиваются работой по сборке.

Деятельность в этом направлении в провинциальных музеях областного и муниципального подчинения сопряжена с определенными трудностями. Существует проблема обновления информации на сайтах или Интернет-представительствах.

Остро стоит проблема финансирования разработки и сопровождения Интернет-ресурса, что требует

определенных затрат, возможно, потребуется и сотрудник, который будет заниматься наполнением и сопровождением музейного ресурса. Музеи, которые уже создали свой музейный Интернет-ресурс в Сети, к сожалению, во многих случаях не поддерживают и не развивают, ограничившись исключительно созданием: пользователь, два-три раза посетив такой ресурс, больше его не откроет — нет обновлений.

Аттрактивность ресурсов является проблемой: большинство музейных ресурсов серые и неприглядные, созданные с нарушением принципов дизайна.

Создать качественный музейный сайт — задача всего штата музея. Только опыт и талант профессионалов музея помогут сделать качественный и популярный ресурс.

Библиографический список

1. Лебедев, А. В. Музейные представительства в Интернете. Российский и зарубежный опыт : текст докл. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:/ / global.iatp.org.ua/artirles/ art_man/mus_int.html (дата обращения : 15.11.2009).

2. Асеев, Ю. А. Применение автоматизированных информационных систем в музеях некоторых зарубежных стран / Ю. А. Асеев. — М., 1982. — 286 с.

3. Лорд, Барри. Менеджмент в музейном деле / Барри, Лорд. — М., 2002. — 256 с.

4. Музееведение. Музеи мира на службе гуманизма и прогресса. — М., 1989. — 128 с.

5. На пути к музею XXI века. — М., 1989. — С. 135

6. Глаголев, М. В. Потенциал культурных ценностей в музейном информационном пространстве : текст докл. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://ronf.rpir.ru/eva2005/rus/ reports/list.html (дата обращения : 17.01.11).

7. Музеи России : Интернет-портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.museum.ru (дата обращения : 30.11.10).

8. Лагутин А. Б. Нужен ли современному российскому музею Интернет-сайт? : текст докл. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : ht.t.p://ronf.rpir.ru/eva2005/rus/report.s/list..ht.ml (дата обращения : 17.01.11).

9. World Polpulation Information : веб-сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.rensus.gov/ipr/www/idb/ worldpopinfo.html (дата обращения : 31.10.10).

10. Жизнь НГТУ №6 (175) : информ. бюллетень [Электронный ресурс]. — Режим доступа : ht.t.p://inform.nst.u.ru/index.php?t.ype = gizn&stat= 1123 (дата обращения : 22.10.10)

11. Богомазова Т. Г. Электронная коммерция в музее: панацея или неизбежность [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.elbib.ru/index.phtml?page = elbib/rus/iournal/2001/ part4/bogomazova (дата обращения : 22.10.10)

12. Выбор ключевых слов [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.seo-ropywrit.e.ru/10 (дата обращения : 21.10.10).

ЛЕГЕНЧЕНКО Максим Викторович, аспирант кафедры музеологии, экскурсоведения и туризма.

Адрес для переписки: e-mail: legenchenko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2010 г.

© М. В. Легенченко

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.