Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ТРАНСПОРТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ВИДЕОФИКСАЦИЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Штырхунова Наталья Александровна, Голубкина Ксения Вячеславовна, Абрамян Сюзанна Кароевна

Обеспечение безопасности дорожного движения входит в круг первостепенных задач любого государства. В статье анализируются проблемы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Раскрываются вопросы дорожно-транспортной аварийности и эффективности применения видеофисации правонарушений, проблема которых является актуальной на сегодняшний день. Делается вывод о том, что выяснение причин дорожно-транспортных происшествий является неотъемлемым компонентом системы их сдерживания и условием их эффективного предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Штырхунова Наталья Александровна, Голубкина Ксения Вячеславовна, Абрамян Сюзанна Кароевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE FIELD OF ROAD SAFETY

Ensuring road safety is one of the primary tasks of any state. The article analyzes the problems associated with control and supervisory activities in the field of road safety. The issues of road traffic accidents and the effectiveness of the use of video recording of offenses, the problem of which is relevant today, are revealed. It is concluded that finding out the causes of road accidents is an integral component of the system of their containment and a condition for their effective prevention.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

УДК 316.034 DOI

Штырхунова Наталья Александровна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гражданского и международного права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Milena.555@mail.ru

Голубкина Ксения Вячеславовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Milena.555@mail.ru

Абрамян Сюзанна Кароевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова Milena..555@mail.ru

Natalya A. Shtyrkhunova

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Civil and International Law, State Maritime University named after Admiral F.F. Ushakov Milena.555@mail.ru

Ksenia V. Golubkina

Candidate of Legal Sciences,

Assistant Professor of Theory

and the History of the State and Law,

State Maritime University

named after Admiral F.F. Ushakov

Milena.555@mail.ru

SYuzanna K. Abramyan

Candidate of Legal Sciences,

Assistant Professor of Theory

and the History of the State and Law,

State Maritime University

named after Admiral F.F. Ushakov

Milena.555@mail.ru

Некоторые аспекты контрольно-надзорной деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Some aspects of control

and supervisory activities in the field of road safety

Аннотация. Обеспечение безопасности дорожного движения входит в круг первостепенных задач любого государства. В статье анализируются проблемы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Раскрываются вопросы дорожно-транспортной аварийности и эффективности применения видеофисации правонарушений, проблема которых является актуальной на сегодняшний день. Делается вывод о том, что выяснение причин дорожно-транспортных происшествий является неотъемлемым компонентом системы их сдерживания и условием их эффективного предупреждения.

Ключевые слова: государство, транспорт, безопасность, безопасность дорожного движения, обеспечение, законодательство, контроль, надзор, видеофиксация, правонарушения.

Annotation. Ensuring road safety is one of the primary tasks of any state. The article analyzes the problems associated with control and supervisory activities in the field of road safety. The issues of road traffic accidents and the effectiveness of the use of video recording of offenses, the problem of which is relevant today, are revealed. It is concluded that finding out the causes of road accidents is an integral component of the system of their containment and a condition for their effective prevention.

Keywords: state, transport, safety, road safety, provision, legislation, control, supervision, video recording, offenses.

В вопросах повышения эффективности безопасности дорожного движения в рамках системы государственного управления контролю и надзору отводится важная роль. В практике МВД качество контрольной деятельности связывается с установлением высоких требований к сотрудникам полиции, выполняющим эту функцию. В связи с этим важным является противостояние

коррупциогенным факторам и «административным барьерам», препятствующим эффективному решению возникающих проблем.

В последние годы наблюдается снижение аварийности. Во многом это объясняется изменением движения транспорта в условиях пандемии. Передвижение автотранспорта на дорогах

снизилось. При этом изменился скоростной режим транспортных средств. Оценивая уровень аварийности в предыдущие годы в период с 2008 по 2020 г. география распределения значений основных показателей дорожно-транспортной аварийности позволяет выделить сформировавшиеся зоны риска, стабильно локализованные в центральной и восточной части Российской Федерации. Кроме того, зоны риска следует рассматривать в ракурсе увеличения зоны рисков в крупных городах. Так, можно предположить, что высокий транзитный потенциал дорожно-транспортной системы территориального субъекта оказывает влияние на количество ДТП, а его социально-экономическое развитие определенным образом влияет на структуру травмирования и, в свою очередь, на тяжесть последствий ДТП.

Основой обеспечения безопасности дорожного движения в перспективе должны выступать концептуальные организационно-правовые основы, направленные на решение двух значимых задач. Во-первых, необходимо устранение угроз безопасности дорожного движения, а во-вторых, в способности надежно им противостоять на основе повышения защищенности от угроз сферы безопасности дорожного движения.

Одним из перспективных направлений контрольно-надзорной деятельности ГИБДД является включение в его работу современных управленческих и техногенных технологий, которые будут способствовать повышению качества выполнения своих обязанностей сотрудник ГИБДД.

Такой вариант решения проблемы позволит противостоять автолюбителям, злоупотребляющим своим правом в целях уклонения от административной ответственности.

Другой проблемой, связанной с привлечением к административной ответственности лиц, действия которых зафиксировали технические средства слежения, является иностранное гражданство водителя. Согласно действующих правил только личное установление факта административного правонарушения сотрудником ДПС может быть основанием для привлечения к административной ответственности иностранного гражданина.

Много сейчас говорят и пишут о, так называемой, компьютерной зависимости человека. Особенно у молодых: оболваненные ЕГЭ и уничтоженной системой начального образования, игнорируя книги, они существовать не могут без Интернета и всего того, что к нему прилагается: компьютера, планшета, смартфона, игр, Скайпа, так называемых, «социальных сетей» и всяких-разных гадже-тов. И их еще и довоспитывают наши средства массовой информации. Участники дорожного движения, выросшие на компьютерных играх, отложили у себя в сознании, что жизней очень много, как в компьютерной игре. А на дороге такой метод не подходит, дорога, как говорят, не прощает. Конечно же, от научного прогресса нам уже никуда не деться, да и не надо, однако, воспитывать в участниках дорожного движения, что дорога - это опасно нужно на всех этапах развития человека.

Что говорить о наших фильмах и телесериалах, если даже в автомобильных программах пристегиваться стали совсем недавно, да и то не во всех. Нет у нас, к сожалению, не то, что государственной программы - они есть, миллиардные, затратные, многолетние - нет у нас не писанных, но жестких традиций. Переходить на зеленый сигнал светофора и в положенном месте, а также, быть пристегнутым в автомобиле сидя на любом месте и в любом возрасте нужно не для сотрудников ГИБДД, а для собственной безопасности. Это нужно воспитывать у людей, тем самым меняя сознание.

С 90-х годов двадцатого века в РФ резко снизилось число погибших в ДТП с 36 до 20 тыс. человек в год, это один из лучших показателей в мире, так как практически ни одна страна в мире не сокращает смертность на дорогах такими быстрыми темпами. Однако наступил момент, когда снижать смертность становится все сложнее и сложнее, каждая сотня погибших в ДТП это большой комплекс мер:

- строится большое количество дорог по новым технологиям и требованиям;

- дороги оборудуются искусственным освещением, даже в мелких населенных пунктах, большое количество пешеходных переходов оборудовано светофорами и искусственными неровностями, круглогодичное содержание дорог в пригодном для безопасного движения транспортных средств;

- установка технических средств фото-видеофиксации нарушений ПДД;

- своевременное нанесение горизонтальной и вертикальной разметки по всем категориям дорог;

- создание общественных организации по выявлению нарушений ПДД;

- периодическое оснащение подразделений ГИБДД новыми техническими средствами;

- для осуществления БДД, проведение на всех уровнях обучения грамотности по ПДД;

- ужесточение мер наказания за несоблюдения требований ПДД;

- совершенствование процедуры обучения по профессии «Водитель автомобиля» и получения водительского удостоверения. Максимальное исключение кандидатов в водители, не готовых к реальным условиям движения по дорогам общего пользования, постоянное обновление машино-тракторного парка, отвечающего требованиям БДД, в целом по стране, как на предприятиях так и у физических лиц, своевременное внесение изменений в нормативно-правовые документы, регулирующие БДД РФ.

Хотелось бы отметить, что несмотря на то, что в стране снижаются социально-экономические показатели, государственные органы находят средства для обеспечения БДД. С момента

применения видеокамер в механизме надзорной деятельности количество выявляемых правонарушений выросло в 200 раз. В 2017 г. было выявлено 48 млн. нарушений, в 2018 - 60,7, в 2019 -60,9, в 2020 г. - 61 млн нарушений [1, с. 23]. Эффективность применения видеофисации правонарушений несомненна. Однако в практике их применения имеются и правовые проблемы применения. Среди таковых назовем невозможность привлечь к ответственности лиц, действия которых зафиксировали камеры в автоматическом режиме, если они являются несовершеннолетними или иностранными гражданами. Выход в данной ситуации видится в привлечении к административной ответственности совершеннолетних лиц, которые внесены в полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Смысл внедряемого подхода к проведению контрольно-надзорных мероприятий состоит в изменении ориентиров в общении контролирующих органов

Литература:

1. Галаева О.В. Анализ структуры, причин и условий дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за период с 2008 по 2020 год: аналитический обзор / О.В. Галаева, В.С. Бо-ронина, И.Н. Смирнова. М., 2020.

и подконтрольных лиц. В основе их отношений должно лежать взаимное сотрудничество, отказ от стремления добиться всеобщего подчинение. Путем разъяснения правил законодательства о безопасности дорожного движения сотрудники ДПС должны ориентировать участников правоотношений на их соблюдение. В результате их добросовестного выполнения можно добиться снижения количества ДТП.

Таким образом, вышеизложенное дает основания полагать, что для эффективного использования имеющихся сил и средств осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере безопасности дорожного движения целесообразно использовать внести изменения в законодательство, которые будут способствовать снижению уровня аварийности, а также защите жизни и здоровья граждан.

Literature:

1. Galaeva O.V. Analysis of the structure, causes and conditions of road traffic accidents in the Russian Federation for the period from 2008 to 2020: an analytical review / O.V. Galaeva, V.S. Boronina, I.N. Smirnova. M., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.