Научная статья на тему 'Некоторые аспекты категории взаимодействия в современной социальной психологии'

Некоторые аспекты категории взаимодействия в современной социальной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2211
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты категории взаимодействия в современной социальной психологии»

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ

© 2006 г. С.Р. Геворкян

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Категория «взаимодействие» является одной из фундаментальных в современном научном знании. Это относится не только к гуманитарным наукам, таким как, например, философия, психология, социология, политология, педагогика, но и к естественнонаучным отраслям знаний - физике, химии, биологии, астрономии и др. В самом широком виде взаимодействие понимается как «... процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимная обусловленность и порождение одним объектом другого» [1]. Взаимодействие представляет собой объективную и универсальную форму движения и развития, которая определяет существование и структурную организацию любой системы.

Традиционно проблема взаимодействия относится к одной из центральных в психологии. По мнению К.К. Платонова, категории «отражение» и «взаимодействие» должны рассматриваться как ключевые понятия психологии. «Есть все основания считать, что эти два понятия являются достаточными предпосылками того, чтобы все остальные понятия психологии и социальной психологии могли быть выведены из них. По крайней мере, эти два понятия: „отражение" (его форма „психическое отражение" и производные понятия: „отражаемое" и „отраженное") и „взаимодействие" - необходимы и достаточны для внесения ясности в обсуждаемую проблему» [2]. Социальную психологию интересует социальное взаимодействие, основными уровнями которого являются межгрупповое и межличностное взаимодействие.

Межгрупповое взаимодействие как объект изучения привлекает внимание социальных психологов с конца 20-х гг. минувшего столетия. Значительный вклад в исследование данного феномена внесли З. Фрейд, Д. Дол-лард, Л. Берковитц, Г. Тэджфел, М. Шериф, Д. Кэмпбелл, Дж. Тэрнер, М. Гор-витц, Г. Парсонс, Э. Берн и другие. В отечественной социальной психологии проблема межгруппового взаимодействия активно разрабатывается В.С. Агеевым, В.П. Поздняковым, И.Р. Сушковым, В.А. Лабунской, Ю.А. Менд-жерицкой, Е.Д. Бреус, В.Н. Куницыной, В.М. Погольшой, Т.В. Эксакусто. Достаточно подробно исследованы социальные и этнические стереотипы, межэтнические и межкультурные контакты, механизм ингруппового фаворитизма.

Межличностное взаимодействие относится к одной из интенсивно разрабатываемых в современной психологии проблем, особенно такая его форма, как общение. Анализ социально-психологической литературы по рассматриваемой проблематике показал, что уже сформировалось опреде-

ленное понятийное поле, в рамках которого может быть описано данное социально-психологическое явление. К нему мы относим: сущность взаимодействия, его генезис, структуру, типологию, механизмы и закономерности, динамику, функции, условия и факторы, эффекты и результаты взаимодействия.

Сущность взаимодействия. Для определения сущности взаимодействия необходимо соотнести данное понятие с категориями «деятельность» и «общение». Это связано с тем, что во многом данные понятия отражают одни и те же феномены, существующие как психическая реальность. Кроме того, их часто рассматривают как тождественные категории.

С точки зрения понимания тождества и различия понятий «взаимодействие» и «общение» в социальной психологии существует три подхода. Первый основывается на тождестве данных понятий. В наиболее концентрированном виде этот подход изложен в работах А.А. Леонтьева, который рассматривал общение как взаимодействие с другими людьми, как внутренний механизм жизни коллектива [3]. Взаимодействие людей не может протекать в другой форме, кроме общения; без общения взаимодействие невозможно. Близка к данной позиции точка зрения В.Н. Панферова, И. А. Мальковской. Так, по мнению В.Н. Панферова, «общение есть взаимодействие, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности» [4].

Второй подход состоит в рассмотрении взаимодействия как более широкого комплексного явления, стороной или формой которого является общение. Данная точка зрения представлена в работах Р.А. Абдурахманова,

A.И. Гончарова, Б.Ф. Ломова, В.Г. Крысько, И. Д. Куликова, А.В. Мощенко,

B.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, М.М. Рыбаковой, Ю.Л. Ханина и др.

Взаимодействие человека с человеком может осуществляться посредством различных контактов. Н.Н. Обозов рассматривает контакт как форму взаимодействия, которая характеризуется непосредственностью, пространственно-временной близостью людей. Выделяется зрительное (движение людей по улице), зрительно-кинестетическое (движение людей в метро), а также манипулятивное взаимодействие (например, совместное управление самолетом, работа на конвейере и т.п.). Существует зрительное взаимодействие глухонемых, аудиальное взаимодействие слепых. Б.Ф. Ломов выделяет формы взаимодействия человека с предметным миром (человек - ЭВМ) или человека с природой, которое иногда в популярной литературе называют общением. Но данные формы взаимодействия не являются общением.

Общение - это такое специфическое взаимодействие, при котором обязателен взаимный обмен мыслями и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств (Н.Н. Обозов, 1979). По мнению Б.Ф. Ломова, общение является высшей формой взаимодействия, где возможны взаимный обмен знаниями, умениями, интересами, чертами характера, ценност-

ными ориентациями. Как видим, здесь отражена позиция В.Н. Мясищева, который в конце 60-х гг., освещая содержательные характеристики общения, рассматривал его как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга [1]. В целом такое понимание взаимодействия и общения в общественных науках не является новым. Еще Э. Дюркгейм рассматривал общение как «сферу взаимодействия сознаний», подчеркивая этим психологическую сущность взаимодействия как общения, в котором в наиболее полной мере реализуются психологические процессы взаимодействия.

Относительно соотношения категорий «взаимодействие» и «деятельность» в социальной психологии сложилось два подхода:

- деятельность рассматривается как форма взаимодействия;

- взаимодействие трактуется как сторона совместной деятельности.

Представители первого подхода (А.И. Гончаров, Г. А. Давыдов, А.Л. Журавлев, Б.Ф. Ломов) исходят из положения, что взаимодействие является основной формой существования и функционирования социальных систем. Оно может быть реализовано как взаимодействие между субъектами или же как взаимодействие типа субъект-объект. Первое реализуется как общение, второе - как деятельность. Исходя из этого, совместная деятельность и общение являются основными формами реализации взаимодействия (А.И. Гончаров, 1997).

Сторонники второго подхода (А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов) рассматривают взаимодействие как сторону совместной деятельности. Так, по мнению Н.Н. Обозова, в совместной деятельности можно выделить две взаимосвязанных стороны - предметную деятельность и взаимодействие, в том числе и общение. Аналогичная позиция и у А.А. Леонтьева: «взаимодействие - это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане ее социальной организации» [3].

Необходимо отметить, что нам ближе позиция В.Н. Мясищева и Б.Ф. Ломова. Взаимодействие мы рассматриваем как процесс воздействия сторон друг на друга, обусловленный их индивидуальными и (или) групповыми целями. Будучи универсальным способом существования социальных систем, социальное взаимодействие на микроуровне реализуется как межличностное. Кроме того, оно протекает в двух формах: общении и совместной деятельности. Их разделение в определенной степени условно, так как совместная деятельность не может быть реализована без элементов общения. В свою очередь, общение часто выступает как компонент или средство совместной деятельности. Поэтому мы используем категорию взаимодействия, в которой отражены процессы и общения, и совместной деятельности.

Генезис взаимодействия. Ответы психологов на вопрос, почему возникает социальное взаимодействие и межличностное взаимодействие в частности, не носят дискуссионного характера. Большинство специалистов схо-

дится во мнении, что взаимодействие побуждается индивидуальными, групповыми и общественными потребностями жизнедеятельности. Некоторые психологи уточняют, что взаимодействие возникает, развертывается и изменяется под влиянием деятельности, которая к тому же обусловливает и действие других факторов - социально-психологических и личностных (Ю.Л. Ханин, 1986).

Структура взаимодействия. При анализе структуры взаимодействия речь обычно идет о его сторонах или компонентах. Выделение элементов взаимодействия напрямую связано с позицией того или иного автора относительно его сущности и соотнесения с деятельностью и общением.

Б.Ф. Парыгин был одним из первых в отечественной социальной психологии, кто предпринял попытку выделить в структуре взаимодействия основные составляющие, характеризующие взаимодействие как процесс. Это совокупная, кооперативная деятельность, информационные связи, взаимовлияние, взаимоотношение и взаимопонимание [6]. В дальнейшем эта точка зрения получила свое развитие в работах ряда психологов (Г.М. Андреева, А.А. Бодала, Я.Л. Коломенского, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Обозова, В.Н. Панферова, В.Ф. Перевалова).

Н.Н. Обозов, считая взаимодействие более широким понятием, чем общение, включает в него взаимные действия, взаимопонимание, взаимоотношение и взаимовлияние [7]. В целом, по мнению автора, межличностное взаимодействие протекает в единстве когнитивных (осознание субъекта), аффективных (отношение к субъекту) и поведенческих (действия по отношению к субъекту) процессов. Аналогична позиция и Я.Л. Коломенского.

В соответствии с точкой зрения В.Н. Панферова, психологическое взаимодействие как общение имеет две стороны. Это информационно-коммуникативная деятельность (взаимосвязь и взаимопроявление) и психологическая деятельность (взаимопонимание, взаимоотношение и взаимовлияние).

Среди точек зрения зарубежных психологов на рассматриваемую проблему можно отметить позицию Н. Хейза, который рассматривает содержательную сторону взаимодействия через такие понятия, как: контекст социального взаимодействия, разговоры и коммуникация, взаимодействия с другими, межличностное восприятие, аттракция и отношение, аттитюды, конфликты и кооперация. Таким образом, здесь представлены и структурные компоненты, и механизмы взаимодействия, а также его типы. Близкой является позиция М. Аргайла, который во взаимодействии выделяет вербальную и невербальную коммуникацию, контакт глазами, восприятие других, диадные отношения и социальные навыки.

Наиболее известные схемы взаимодействия: практическое, аффективное и гностическое (А.А. Бодалев); регулятивное, аффективное и информационное (Б.Ф. Ломов); информационное, организационное и перцептивное (В.Г. Крысько, И.Д. Куликов). Если их обобщить, отчетливо просматриваются (но авторами одновременно не выделяются) следующие структурные компоненты взаимодействия: поведенческий (практический или организа-

ционный); информационный (коммуникативный); аффективный (отношение к другому) и гностический (перцептивный).

Еще один подход к структуре взаимодействия представлен Г.М. Андреевой. Рассматривая взаимодействие в узком смысле слова как сторону общения, она выделяет совместные действия, позволяющие партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность [8].

Рассмотренные точки зрения на структуру взаимодействия были высказаны в 70-80-е гг. и за прошедшее время не претерпели существенных изменений. Вышедшие в последние годы монографии, учебники и учебные пособия по социальной психологии (М.Р. Битяновой, 1994; Н.Н. Богомоловой, 1995; В .Г. Крысько, И. Д. Куликова, 1998; Р.С. Немова, 1996; Е.В. Ру-денского, 1997; М.И. Станкина, 1996; Ю.Л. Федорова, 1997), как правило, базируются на одной из ранее названных позиций относительно сущности и сторон (аспектов) взаимодействия.

Типология взаимодействия. В социальной психологии, как и в других общественных науках, изучающих социальное взаимодействие (социология, политология, право, философия и др.), традиционно выделяется два основных типа взаимодействия. Это известная дихотомическая схема «кооперация-конкуренция», научно обоснованная еще в начале ХХ в. видными социологами Г. Зиммелем, Р. Парком, Л. Фон Визе, а в социальной психологии - М. Дойчем (1968). Иногда эту дихотомию обозначают другими терминами, например, рассматривают как согласие и конфликт, приспособление и оппозицию, ассоциацию и диссоциацию. Выполнены работы, где данная типология уточняется и конкретизируется. Выделены такие типы взаимодействия, как ассимиляция, приспособление, соревнование и конфликт (Р. Парк, 1926); сотрудничество, соревнование и конфликт (Д. Кац, Р. Шенк, 1938); сотрудничество, дистанция, конфликт (Т. Иолов, Д. Градев, 1990) и др.

Кооперативное взаимодействие предусматривает координацию единых сил участников (упорядочение, комбинирование, суммирование этих сил). Большая часть социально-психологических исследований межличностного взаимодействия посвящена изучению именно этого типа взаимодействия. Такие феномены, как взаимопонимание, сплоченность, слаженность, сработанность, совместная деятельность, развитие взаимоотношений, наиболее полно проявляются при кооперативном взаимодействии.

Конкурентный тип взаимодействия наиболее часто исследуется как соревнование (игровое соперничество) и конфликт. По мнению Д. Каца и Р. Шенка, соревнование - это конфликт в соответствии с правилами, т.е. ограниченный конфликт (1938). Хотя элементы конфликта и присутствуют в соревновании, они ограничиваются правилами, которые служат либо общим интересам участников, либо интересам какой-то третьей стороны (Р. Аккоф, Ф. Эмери, 1974). В целом признано, что игровые конфликтные процедуры могут быть использованы для выявления некоторых закономерностей конфликтного взаимодействия (М. Дойч, Н.В. Крогиус, Д. Кулеман, П. Окебукола, В. Смит и др.).

Конфликт как конкурентный тип взаимодействия в социальной психологии активно изучается последние несколько десятков лет. Всего двадцать пять лет тому назад, в 1979 г., Н.Н. Обозов указывал, что «проблема внут-рисубъектных и межсубъектных противоречий представляет огромный интерес, но пока слабо разработана в психологической науке» [7]. Исследование, проведенное А.Я. Анцуповым (1996, 2002), показало, что почти за 70 лет российским психологами подготовлено и издано более 607 работ по проблеме конфликта. Из них около 90 % посвящено изучению социальных конфликтов - межличностных и межгрупповых. Весомый вклад в разработку данной проблемы в последние годы внесли А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, С.И. Ерина, Н.В. Крогиус, И.Б. Пономарев, С.В. Кудрявцев, Л. А. Петровская, Б.И. Хасан. Проведено значительное число исследований по изучению закономерностей возникновения, развития и разрешения межличностных конфликтов. Однако специального исследования межличностного взаимодействия в ситуациях, которые предшествуют конфликту, в социальной психологии пока нет. Исключение составляет диссертационное исследование Н.И. Фрыгиной (1980), в котором проанализированы факторы превращения когнитивного конфликта в межличностный. Столкновение мнений и точек зрения в ходе группового обсуждения проблемы рассматривается автором как когнитивный конфликт. Основным механизмом превращения данного конфликта в межличностный является неадекватное восприятие ситуации.

Н.В. Гришина, анализируя модели конфликта, выделила три типа взаимодействия: сотрудничество, кооперацию и конкуренцию. Основанием для предложенной типологии являются различия в параметре «цели-средства». При сотрудничестве его участники хотят не только решить проблему, но договориться, прийти к взаимопониманию; при кооперации - просто решить проблему; при конкуренции - «победить» [9].

Типы взаимодействия в конкретных ситуациях реализуются в определенном стиле поведения. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический (Г.М. Андреева, 1996). А.Г. Ковалев выделяет такие стили воздействия, как императивный, манипулятив-ный и диалоговый [6]. Императивный стиль рассматривается как достижение контроля над поведением и внутренними побуждениями, вынуждение к определенным действиям или решениям. В качестве средств используются приказ, указание, предписание и требование. Несмотря на очевидную полярность данного стиля по отношению к диалоговому, он, по мнению А.Г. Ковалева, может быть реализован в условиях, «где человек в силу... обстоятельств обладает ограниченными возможностями для осуществления самостоятельного выбора поступков и решений» [10]. Это экстремальные ситуации, условия дефицита времени при регламентации служебных отношений, например, в Вооруженных силах.

А.Н. Ивашов и Е.В. Заика выделяют четыре типа поведения в ходе общения:

- гармоничное, которому свойственны естественность, энергичность, внимание и индивидуальность партнера;

- формальное, характеризующееся преобладанием нормативности, аналитичности, тенденции и деиндивидуализации партнера;

- отгороженное, которому присущи низкая продуктивность, анэнергич-ность, невнимание к партнеру;

- конфликтное, связанное со склонностью в неадекватному поведению, нередко граничащему с патологическим.

Что касается более дробных, «первичных» элементов взаимодействия, то здесь обычно ссылаются на известные исследования Р. Бейлса, который предложил схему регистрации с помощью наблюдения конкретных видов взаимодействия в социальной группе. Несмотря на значительную критику, высказанную в адрес автора относительно полноты, адекватности и целесообразности выделенных видов взаимодействия, разработанная Р. Бейлсом методика неоднократно апробировалась и уточнялась в экспериментальных социально-психологических исследованиях (А.И. Гончаров, 1991).

Механизмы и закономерности взаимодействия. В современной социальной психологии механизмы взаимодействия анализируются преимущественно как механизмы определенных процессов взаимодействия. Так, Н.Н. Обозов указывает, что в «основе процессов межличностного взаимодействия лежат механизмы подражания, конформности, внушения, идентификации» [7]. Часто рассматриваются такие механизмы, как рефлексия, эм-патия, каузальная атрибуция (Г.М. Андреева, Г. Келли, И. Кон, В.Г. Крысько, К. Муздыбаев, Б.Ф. Поршнев, И.М. Юсупов).

Предприняты попытки выделить общие механизмы взаимодействия. По мнению Р.Л. Кричевского (1983), ведущим механизмом в межличностном взаимодействии является ценностный обмен между субъектами (статусами, мотивами, установками) в ходе реализации задач конкретной деятельности. Имеются исследования, в которых обосновываются общие закономерности межличностного взаимодействия. Н.Н. Обозов считает, что взаимодействие организуется и осуществляется на основе действия двух основных законов: закона взаимной валентности отношений и закона социально-психологической целесообразности [7]. Первый заключается в соответствии модальностей отношений партнеров друг к другу. Если один человек относится к другому положительно, то это вызывает также положительное отношение. Второй закон предполагает сознательность, произвольность и необходимость любого акта взаимодействия.

Динамика взаимодействия. Взаимодействие как процесс, разворачивающийся во времени и пространстве, имеет ряд этапов в своем развитии. Среди них выделяют: пространственный контакт, психологический контакт, в котором реализуется заинтересованность субъектов в данном акте взаимодействия; социальный контакт, рассматриваемый как совместная деятельность, и собственно взаимодействие как череда контактов (Я. Щепанский, 1969). По мнению М. Аргайла, существует 3 этапа в дина-

мике взаимодействия. Это физический контакт, совместное перемещение в пространстве и совместное групповое или массовое действие. Среди отечественных психологов широкое распространение получила точка зрения В.Н. Панферова, который выделил пять стадий в процессе взаимодействия: перцептивную; субъектную самопрезентацию; взаимопроявление; информационное согласование; деятельную совместность [4]. В.Ф. Перевалов, указывая на то, что в ходе взаимодействия формируется индивидуальное отношение, выделяет в нем: подготовку к восприятию, восприятие, впечатление, понимание, фиксацию отношения, подготовку к выражению отношения.

Функции взаимодействия. Впервые вопрос о функциях взаимодействия поставил Б.Ф. Ломов в 1975 г. Анализируя общение как высшую форму взаимодействия людей, он выделил основную функцию общения. Предназначение взаимодействия состоит в усвоении конкретным индивидом опыта, выработанного человечеством, благодаря чему преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Кроме того, функцией общения является обеспечение формирования общности индивидов, выполняющих совместную деятельность [11]. В 1976 г. им же были сформулированы три основных класса функций общения как взаимодействия: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная. Первый класс включает в себя те функции, которые описываются как передача-прием информации. Другой класс функций взаимодействия относится к регуляции поведения в широком смысле слова, в ходе которой осуществляется стимуляция и взаимная коррекция поведения. Аффективно-коммуникативная функция относится к детерминации эмоциональной сферы человека (например, функция эмоциональной разрядки) [12].

В дальнейшем функции взаимодействия людей неоднократно уточнялись и развивались в работах как теоретического, так и прикладного плана. На сегодняшний день выделяется пять основных функций взаимодействия: прагматическая как организация совместной деятельности; формирующая (формирование и изменение психологического облика участвующих сторон); функция познания людьми друг друга; подтверждающая (обеспечение утверждения человека в социальной общности); функция организации и поддержания межличностных отношений (А.А. Бодалев, И.Н. Колобова, А. А. Леонтьев). Иногда выделяют внутриличностную функцию как взаимодействие человека с самим собой посредством внутренней и внешней речи (М.Р. Битянова).

Условия, влияющие на взаимодействие. Выполнено значительное число работ, в которых исследуются условия и факторы, влияющие на эффективность взаимодействия (В.С. Агеев, Ю.Е. Алешина, Б.С. Алишев, Л.Я. Гозман, А.И. Гончаров, А.П. Егидес, В.А. Лабунская, В.Н. Мясищев, Р.С. Немов, Н.Н. Обозов, Е.В. Первышева, В.В. Федотов). Так, В.Н. Мясищев указывал, что характер взаимодействия зависит от тех межличностных отношений, которые сложились между людьми, а также от внешних обстоятельств и поло-

жения взаимодействующих [5]. В обобщенном виде эти условия включают в себя: условия общения и деятельности, степень взаимосвязанности участников; целевое и функциональное предназначение группы, время и место взаимодействия; индивидуально-психологические характеристики участников; их половозрастные различия; состояние взаимоотношений сторон; состояние социальной микро- и макросреды взаимодействия.

Эффекты и результаты взаимодействия. Практически все социально-психологические явления, возникающие в социальной группе, начиная с диады, в той или иной мере связаны и порождены или детерминированы взаимодействием. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых точек зрения и результатов экспериментальных исследований, в которых описаны основные эффекты взаимодействия. Среди них наиболее часто исследуются такие, как совместимость, сплоченность, срабатываемость (сработанность). Проведены исследования самораскрытия и самопредъявления личности во взаимодействии (Дж. Берг, С. Джуард, Э. Джонс, Д. Тейлор). Установлено, что в ходе группового взаимодействия наиболее эффективное решение принимается при численности группы, равной 5 человекам (В.В. Цимбал, 1968). Т.И. Пашукова установила, что децентрация реализуется более полно в условиях кооперации, чем при конкурентном взаимодействии. Взаимодействие порождает такие явления, как фасилитация, конформизм, симпатия и антипатия, лидерство и подчинение и другие.

Результаты взаимодействия рассматриваются как достижение определенного уровня системы «субъект-субъект». Они могут носить как положительный, так и деструктивный характер. К положительным результатам взаимодействия обычно относят: успешность совместной деятельности, устойчивость межличностных связей, адекватность взаимопонимания и познания, удовлетворенность общением и результатами совместной деятельности [13].

Отрицательными результатами неэффективного взаимодействия могут быть невыполнение задачи, снижение продуктивности совместной деятельности, деформация и даже разрыв межличностных отношений. Последствиями такого взаимодействия являются негативные психические состояния субъектов взаимодействия, снижение индивидуальной деятельности [11].

Итак, по нашему мнению, социально-психологические процессы строятся на трех основаниях: структурных элементах совместной деятельности, группе людей - участников совместной деятельности и на предметно-направленном (целевом) их взаимодействии, включающем как воздействия участников друг на друга, так и совместные их воздействия на общий предмет деятельности. То есть, другими словами, в предметно-направленном воздействии одновременно интегрируются два основных свойства совместной деятельности: предметность (через направленность на предмет деятельности) и субъектность (в виде совместности, коллективности).

В представленной здесь «цепочке» каждый выделенный феномен является системообразующим по отношению к последующему и в то же время

может рассматриваться как более общая система по отношению к предыдущему феномену.

Таким образом, взаимодействие представляет собой процесс воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь: 2-е изд. М., 1983. С. 216.

2. Платонов К.К. Личность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 72-89.

3. ЛеонтьевА.А. Психология общения. М., 1997. С. 13.

4. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологического исследования: Автореф. ... дис. д-ра психол. наук. Л., 1983.

5. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Социально-психол. и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми: Тез. симп. Л., 1970. С. 114-116.

6. Парыгин Б.Ф. Основы социально-психологической теории М., 1971. С. 259.

7. ОбозовН.Н. Психология межличностного взаимодействия: Дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1979. С. 21.

8. Андреева Т.М. Социальная психология. М., 1996. С. 101.

9. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. ... дис. д-ра психол. наук. СПб., 1995. С. 21-23.

10. Ковалев А.Г. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопр. психологии. 1987. № 3. С. 41-49.

11. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методол. проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 132.

12. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психол. проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 82-89.

13. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М., 2002. С. 45, 217.

Армавирский государственный педагогический университет 28 июня 2005 г.

© 2006 г. И.А. Кожина, Н.В. Коновалова

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗЛИЧНЫХ ПЕРИОДАХ ИСТОРИИ РОССИИ У МОЛОДОГО И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

В современных условиях развития психологической науки все большую актуальность приобретает изучение проблем социального познания, трактуемого прежде всего как работа субъекта с социальной информацией. В фокусе исследования здесь оказываются представления индивидуального или группового субъекта (личности или социальной группы) о различных объектах и явлениях социальной реальности. Наиболее полно исследована проблема восприятия и познания человека человеком, однако, по замечанию Г.М. Андреевой [1], в психологии социального познания существенно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.