Научная статья на тему 'Некоторые аспекты качества синтеза 3D-изображений для специализированных когнитивных обучающих сред'

Некоторые аспекты качества синтеза 3D-изображений для специализированных когнитивных обучающих сред Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СРЕДЫ / КАЧЕСТВО СИНТЕЗА 3D-ИЗОБРАЖЕНИЙ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ / СOGNITIVE LEARNING ENVIRONMENTS / THE QUALITY OF 3D-IMAGE SYNTHESIS / DECISION MAKING / SETTING MANAGEMENT TASKS / PROFESSIONAL TRAINING / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN SOLVING MANAGEMENT AND DECISION-MAKING PROBLEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Михеев Михаил Юрьевич, Мещерякова Елена Николаевна, Найниш Лариса Алексеевна, Кувшинова Ольга Александровна

Существующие аппаратно-программные комплексы, решающие задачи синтеза 3 D -изображений, решают унифицированные задачи синтеза изображений и не учитывают специфические требования специализированных когнитивных обучающих сред. При синтезе визуальной трехмерной модели части сцены визуализации, наблюдаемой через окно кабины автомобильного тренажера, необходимо обеспечить получение такого качества модели 3 D -пространства, которое могло бы обеспечить наблюдателю возможности тренировки своего глазомера. При этом качество такой модели 3 D -пространства должно позволить обучаемому приобрести профессиональные навыки управления транспортным средством. Проведенные авторами экспериментальные исследования показали, что применение тренажерных сред наряду с положительными моментами имеют ряд негативных последствий обучения, заключающихся в приобретении обучаемым частичных ложных навыков. Этим обучение управлению транспортным средством на тренажере отличается от обучения управлению на реальном транспортном средстве. В статье рассматриваются некоторые виды ошибок при формировании 3 D -изображений для специализированных когнитивных обучающих сред, связанных с неправильным отображением теней при синтезе трехмерных моделей, и предлагаются пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Михеев Михаил Юрьевич, Мещерякова Елена Николаевна, Найниш Лариса Алексеевна, Кувшинова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF IMAGE SYNTHESIS IN THE TRAINING OF DRIVERS OF VEHICLES ON A SPECIALIZED TRAINER

Existing hardware and software systems that solve the problems of 3D-image synthesis solve unified problems of image synthesis and do not take into account the specific requirements of specialized cognitive learning environments. When synthesizing a visual three-dimensional model of the part of the visualization scene that is observed through the window of the car simulator, it is necessary to ensure that such a quality of the 3D-space model is obtained, which could provide the observer with the possibility of training his own eye. At the same time, the quality of this model of 3D space should allow the trainee to acquire professional skills in driving a vehicle. Experimental researches carried out by the authors showed that the use of simulators, along with positive moments, has a number of negative consequences of training, which include the acquisition of partial false skills for students. This training of driving a vehicle on a simulator differs from learning to drive on a real vehicle. The article considers some types of errors in the formation of 3D images for specialized cognitive learning environments associated with improper reflection of shadows in the synthesis of three-dimensional models and suggests ways of their elimination.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты качества синтеза 3D-изображений для специализированных когнитивных обучающих сред»

УДК 515 + 004.92, 629.78.018; 629.76.018

DOI 10.21685/2307-4205-2018-4-11

М. Ю. Михеев, Е. Н. Мещерякова, Л. А. Найниш, О. А. Кувшинова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА СИНТЕЗА ЗБ-ИЗОБРАЖЕНИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОГНИТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ СРЕД

M. Yu. Mikheev, E. N. Meshcheryakova, L. A. Naynish, O. A. Kuvshinova

SOME EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF IMAGE SYNTHESIS IN THE TRAINING OF DRIVERS OF VEHICLES ON A SPECIALIZED TRAINER

Аннотация. Существующие аппаратно-программные комплексы, решающие задачи синтеза ЗО-изображений, решают унифицированные задачи синтеза изображений и не учитывают специфические требования специализированных когнитивных обучающих сред. При синтезе визуальной трехмерной модели части сцены визуализации, наблюдаемой через окно кабины автомобильного тренажера, необходимо обеспечить получение такого качества модели ЗО-пространства, которое могло бы обеспечить наблюдателю возможности тренировки своего глазомера. При этом качество такой модели ЗО-пространства должно позволить обучаемому приобрести профессиональные навыки управления транспортным средством. Проведенные авторами экспериментальные исследования показали, что применение тренажерных сред наряду с положительными моментами имеют ряд негативных последствий обучения, заключающихся в приобретении обучаемым частичных ложных навыков. Этим обучение управлению транспортным средством на тренажере отличается от обучения управлению на реальном транспортном средстве. В статье рассматриваются некоторые виды ошибок при формировании ЗО-изображений для специализированных когнитивных обучающих сред, связанных с неправильным отображением теней при синтезе трехмерных моделей, и предлагаются пути их устранения.

Ключевые слова: когнитивные обучающие среды, качество синтеза ЗО-изображений, принятие решений, постановка задач управления, профессиональное обучение, новые информационные технологии в решении задач управления и принятия решений.

Abstract. Existing hardware and software systems that solve the problems of 3D-image synthesis solve unified problems of image synthesis and do not take into account the specific requirements of specialized cognitive learning environments. When synthesizing a visual three-dimensional model of the part of the visualization scene that is observed through the window of the car simulator, it is necessary to ensure that such a quality of the 3D-space model is obtained, which could provide the observer with the possibility of training his own eye. At the same time, the quality of this model of 3D space should allow the trainee to acquire professional skills in driving a vehicle. Experimental researches carried out by the authors showed that the use of simulators, along with positive moments, has a number of negative consequences of training, which include the acquisition of partial false skills for students. This training of driving a vehicle on a simulator differs from learning to drive on a real vehicle. The article considers some types of errors in the formation of 3D images for specialized cognitive learning environments associated with improper reflection of shadows in the synthesis of three-dimensional models and suggests ways of their elimination.

Key words: cognitive learning environments, the quality of 3D-image synthesis, decision making, setting management tasks, professional training, new information technologies in solving management and decision-making problems.

Введение

Анализ современных средств представления информации в виде когнитивных обучающих сред [1, 2] чаще всего предполагает синтез для специализированных ЗО-изображений с элементами дополненной реальности [З]. При этом применение аппаратно-программных средств, синтезирующих унифицированные изображения, имеет существенные ограничения [4, 5]. Авторами исследованы ограничения таких изображений, связанные с отображением теней.

Материалы и методы

В ходе проведенных исследований показано, что даже использование навыков людей, профессионально обучавшихся рисованию [6], не обеспечивает требуемого качества специализированных 3Д-изображений. В качестве возможных причин такой ситуации были выявлены следующие:

1) большая информационная насыщенность специализированных 3Д-изображений;

2) необходимость целостного отображения 3Д-объектов и протекающих в них процессов [7];

3) необходимость оперировать геометрическими правилами построения изображений, соответствующих реальным объектам, с требуемой степенью достоверности.

В результате проведенных исследований выявлено противоречие между возрастающими требованиями к качеству специализированных 3Д-изображений и ограниченными технологическими возможностями универсальных аппаратно-программных средств создавать такие изображения [8].

Выделим два способа решения поставленной задачи:

1) разработка технологии обучения художников созданию специализированных 3В-изображений;

2) разработка специализированных программных средств, обеспечивающих создание плоских изображений трехмерных объектов с требуемыми характеристиками.

Заметим, что современный уровень развития образовательных технологий предполагает широкое использование информационно-обучающих систем [4] и тренажеров, например, для подготовки водителей транспортных средств, летательных аппаратов, судоводителей и машинистов локомотивов [7]. Особенностью таких тренажеров является «погружение» наблюдателя в искусственно сформированную когнитивную визуальную среду с элементами дополненной реальности, позволяющее в реальном масштабе времени с циклом смены очередного кадра менее 120 мс, наблюдать трехмерные модели, обеспечивая в частности тренировку глазомера. Последнее особенно важно для точного определения времени движения модели транспортного средства в моделируемом пространстве, а также расстояния до видимых моделей трехмерных объектов [8] когнитивной моделирующей среды.

Исследованы два известных способа построения оптических систем [9] построения псевдообъемных изображений. Псевдообъемные системы, реализующие первый способ, воздействуют на диспарантность зрительного аппарата человека [10], что достигается за счет доставки каждому глазу своего изображения (как правило, с использованием стереоочков [11]). Второй способ предполагает использование безочковых систем и ориентирован на воздействие на две составляющие зрения человека - на аккомодацию и конвергенцию [7,12].

При использовании безочковых 3Д-индикаторов используется оптическая система, названная коллиматором [13], настраивающая взгляд человека на «взор в бесконечность» (рис. 1) [14]. При их использовании на одном экране формирования промежуточного изображения по информации, хранящейся в базе данных [15], с учетом места нахождения наблюдателя и направления его взгляда в сцене (полученного от имитатора динамики) с помощью компьютерного генератора изображения [16] синтезируется на экране формирования промежуточного изображения двухмерная проекция части сцены визуализации, попавшей в пирамиду видимости (или камеру наблюдения) [18]. При наличии подвижного наблюдателя получаем видеоряд, позволяющий зрительному аппарату человека, заставить его считать, что он видит трехмерное изображение с качеством достаточным для тренировки глазомера [18]. Серьезным недостатком такого подхода является наличие «мертвой зоны» между глазом наблюдателя и первой, ближайшей к нему моделью трехмерного объекта [4, 19]. При использовании безочковых индикаторов, моделирующих 3Д-изображение, ранее выпускавшихся на пензенских предприятиях, ширина «мертвой зоны» оценивалась в 80 м [20]. Авторы этой статьи, проводя исследования безочковых 3Д-индикаторов разной конструкции, выпускаемых ООО «Видео3», добились результата - расстояние до ближайшей модели трехмерного объекта было 5 м [21].

В другом случае используются диспаратные очки, доставляющие каждому глазу человека синтезированное для него изображение, высвеченное, как и в первом случае, на экране формирования промежуточного изображения [22].

И в первом и во втором случае зрительный аппарат человека получает информацию о двухмерной центральной проекции [23], высвеченной на двухмерной плоскости, а за счет значительного числа кадров видеоряда с постоянно заменяемым ракурсом наблюдения отдельных трехмерных мо-

делей (при использовании безочковых 3Д-индикаторов) [24], или за счет двух кадров, синтезированных для каждого глаза человека [25], сам человек считает, что он видит трехмерное изображение. Таким образом, в тренажерах используются не истинно объемные, а псевдообъемные 3Д-индикаторы [26]. От качества синтезированной проекции зависит и возможность человека определять расстояние до выбранной трехмерной модели, что является обязательным условием для использования таких изображений в тренажерах подготовки водителей, летчиков, машинистов локомотивов. В процессе синтеза, как правило, внимание уделяют моделированию геометрических преобразований. Исследования показывают, что это позволяет оценить расстояние до видимых объектов и при нарушениях с окрашиванием полигонов, но при этом у человека возникает нежелательный «эффект мультипликации», негативно сказывающийся на приобретении обучаемым профессиональных навыков управления транспортным средством.

Рис. 1. иЫЬ-диаграмма развертки процесса моделирования трехмерного изображения в псевдообъемной системе с коллиматором

В технических вузах при обучении работе с компьютерной графикой осваивают в основном аксонометрию и эпюр Монжа. При этом основной упор делается на эпюр Монжа. Аксонометрия играет второстепенную роль. При этом почти не уделяется внимание такому важному разделу, как построение теней. Хотя тени часто позволяют выделить форму трехмерного объекта, изображенного на плоскости, и положительно влияют на «погружение» человека в трехмерное визуально наблюдаемое пространство, полученное указанными выше способами.

Недостаточное внимание теням является следствием многих причин, основная из них - максимальное внимание геометрическому моделированию, что прививается студентам, начиная со школьной скамьи, и продолжается в высших учебных заведениях при изучении дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная графика». В результате о качественном обучении указанному процессу говорить не приходится. С появлением аппаратно-программных систем считают, что компьютерные программы решат все задачи [2].

На первый взгляд кажется, что так оно и есть, потому что компьютерные программы может освоить любой человек. Анализ компьютерных программ показал, что их можно разделить на две группы:

1) компьютерная программа работает как чертежный инструмент (CorelDRAW, Inkscape);

2) компьютерная программа дает возможность составлять изображение сложного трехмерного объекта, собирая его из простых элементов (3D Max, Cinema 4D, Autodesk 3ds Max, Sketch Up, SDL).

Изображения крынки, гантели и балясины, выполненные в аксонометрии, показаны на рис. 2. Этот пример взят из Интернета: сайт 3D MAX уроки (www.yandex.ru/images). Следовательно, его можно считать наглядным пособием для обучающихся.

Рис. 2. Изображение натюрморта, выполненное в 3D MAX уроках

Рассмотрим соответствие расположения собственных и падающих теней основным законам.

Правило 1. Любая точка контура собственной тени дает падающую тень.

Судя по освещению нижней сферической части балясины, источник освещения должен располагаться достаточно высоко. Такое положение источника освещения обусловливает падающую тень от верхней сферической части балясины на нижнюю сферическую часть, которая отсутствует. Падающая тень от крынки располагается так, как будто крынка освещена сзади и еще слева, и еще спереди и сверху. Хотя собственная тень на сферической и цилиндрической частях располагается так, как будто крынка освещена справа. А внутренняя видимая поверхность крынки освещена почему-то слева и сзади? Судя по расположению падающей тени от гантели, она должна располагаться почти на уровне верхней части балясины. При этом удаленная ее часть должна быть поднята гораздо выше крынки. Хотя линейное изображение предполагает иное расположение гантели. Где же находится гантель? На какой высоте она парит над поверхностью стола?

Падающая тень за крынкой и задней частью гантели непонятно от чего. Если она падает от гантели, тогда она не соответствует ее освещенной части. Если падает от крынки, то тогда крынка освещена еще и слева, и спереди при источниках освещения, который расположен достаточно низко. Если падает от балясины, но как она умудрилась не перекрыть освещенную заднюю часть гантели? И где вообще падающая тень от балясины? Судя по ее отсутствию, балясина высоко взмыла вверх и там парит в безоблачных высотах. Тогда как она (балясина) умудрилась дать тень на переднем плане? Ошибка?

Правило 2. Освещенная часть на цилиндре представляет собой полосу, ограниченную его образующими. Падающая тень от боковой поверхности цилиндра на плоскость ограничена прямыми линиями и по ширене равна ширине цилиндра.

Судя по линейному изображению горлышка крынки, это цилиндр. Собственная тень цилиндра должна это подтвердить. Но она свидетельствует о том, что это какая-то другая поверхность. Кроме

этого, падающая тень от цилиндрической части крынки слишком узкая. Это не соответствует ширине изображенной цилиндрической части крынки. Какую же поверхность имеет горлышко крынки?

Правило 3. Все, что находится в тени объекта, не должно быть светлее того, что находится в его освещенной части. Рефлексы не должны быть ярче бликов.

Рефлексы - это освещение объекта отраженным светом, поэтому рефлексы никогда не могут быть светлей освещенной части объекта, даже если объект имеет блестящую поверхность. Но рефлекс на основании сферической части крынки по своей яркости перекрывает всю ее освещенную часть. Вероятно, крынка имеет блестящую поверхность. Но тогда на освещенной ее части должны быть блики, а их нет. А это говорит о том, что поверхность крынки матовая. Так чему же верить: матовая поверхность крынки или блестящая?

На любой сфере расположение собственной тени подчиняется следующим законам: самая близкая к свету часть освещена ярче всего. На блестящих поверхностях здесь обычно бывает блик. Он постепенно теряет силу, переходя в полутон, который также плавно переходит в тень. Отраженный свет освещает тень рефлексом. Полутон всегда светлее тени. Тогда почему на сферической части крынки справа имеется темная полоска, которая по силе тона равна тени этой поверхности? Внизу слева под сферической частью крынки под тенью должен находиться рефлекс от достаточно светлой поверхности стола. Но его нет! Какую же все-таки поверхность имеет крынка?

Правило 4. Все объекты, которые находятся ближе к источнику освещения, имеют большую контрастность, чем те, которые находятся дальше.

Рефлекс под верхней частью балясины слишком ярок. По силе тона он спорит с освещенной верхней частью. Блик на задней сферической части гантели должен показать, что эта часть ближе всего к источнику освещения. Но тогда источник освещения должен располагаться за балясиной, а вся ее обращенная к зрителю часть должна быть в тени. Но это не так! Если источник освещения находится выше объектов, то верхняя часть балясины находится ближе к нему и должна быть ярче нижней части. Но на изображении совсем не так.

Выступ верхнего основания балясины освещен слева, а сферическая часть нижней половины освещена спереди. Если балясина освещалась из двух источников, то расположение собственных теней будет совсем другим. Возникает вопрос: где же находится этот загадочный источник освещения? Слева, справа, вверху, за балясиной, под балясиной или перед ней, или еще где-нибудь?

Результаты

Подводя итог, можно констатировать, что образцовое изображение, выполненное в программе 3D MAX, искажает реальность. В чем причина: в программе или в некомпетентном пользователе? Скорей всего в том и в другом, а значение компьютерных программ в создании качественных изображений явно преувеличено.

Таким образом, полученные в 3D MAX изображения не сохраняют всей геометрической информации исходных объектов. Иначе говоря, не соответствуют реальности. Эти ошибки можно простить, если изображения предназначены только для просмотра.

Обсуждение

При написании статьи использовались результаты, полученные при проведении экспериментов, проведенных в ООО «ВидеоЗ»:

- при выполнении проекта «Исследование и оптимизация технологий изготовления светоде-лительных пластин и сферических зеркал для одноканальных и многоканальных безочковых индикаторов псевдообъемного изображения с узким зрачком» (государственный контракт №8009р/8265 от 30.04.2010);

- при выполнении инициативных проектов по исследованию псевдообъемных индикаторов и пакетов прикладных программ, позволяющих синтезировать в реальном масштабе времени часть сцены визуализации, для обучения наблюдателя ориентировки в трехмерном пространстве.

Библиографический список

1. Voxel volumes volume-oriented visualization system / S. I. Vyatkin, B. S. Dolgovesov, A. V. Yesin, R. A. Schervakov, S. E. Chizhik // Proceeedings - Shape Modeling International 1999 - International Conference on Shape Modeling and Applications. - N.Y., 1999. - С. 234-241.

2. Elkhov, V. A. Light loss reduction of lcd polarized stereoscopic projection / V. A. Elkhov, Y. N. Ovechkis // Proceedings of SPIE - The International Society for Optical Engineering Stereoscopic Displays and Virtual Reality Systems X / ed. A. J. Woods, M. T. Bolas, J. O. Merritt, S. A. Benton. - Santa Clara, CA, 2003. - С. 45-48.

3. Найниш, Л. А. Изображения в жизни человека / Л. А. Найниш, Л. В. Ремонтова, С. А. Кочерова // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2013. - № 12 (16). - С. 26-31.

4. Елхов, В. А. Особенности формирования объемного изображения в цифровом стереоскопическом кинематографе / В. А. Елхов, Н. В. Кондратьев, Ю. Н. Овечкис, Л. В. Паутова // Мир техники кино. - 2011. -№ 20. - С. 4-8.

5. Розанов, В. Р. К задаче разработки киберфизической системы имитаторов тренажера, моделирующих пространство за остеклением кабины / В. Р. Роганов, М. Ю. Михеев // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2017. - Т. 2. - С. 339-342.

6. Найниш, Л. А. Проблемы профессиональной подготовки студентов технических вузов средствами геометро-графических дисциплин / Л. А. Найниш, Л. Е. Гаврилюк // Alma mater (Вестник высшей школы). -2013. - № 4. - С. 88-91.

7. К вопросу о расчетах основных параметров оптико-аппаратного устройства индикации, позволяющего реализовать безочковый 3D индикатор / В. Р. Роганов, А. В. Семочкин, В. О. Филиппенко, Е. А. Асмоло-ва, А. М. Михеев // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. - № 4 (26). -С.182-199.

8. Пат. 2146856 Российская Федерация. Система объемного телевидения / Роганов В. Р. - зарег. 30.12.1997.

9. Ovechkis, Yu. N. Analysis the influence of the difference between accommodation and convergence in virtual reality helmets on comfort perception / Yu. N. Ovechkis, D. I. Popov, A. I. Romanova // Мир техники кино. -

2016. - Т. 10, № 4. - С. 3-6.

10. Роганов, В. Р. Особенности оптико-аппартно-программных комплексов моделирования 3D изображения / В. Р. Роганов // Теория и практика имитационного моделирования и создания тренажеров. - 2015. - С. 83-91.

11. Овечкис, Ю. Н. Голография без голографии. Мифы и реальность / Ю. Н. Овечкис // Мир техники кино. -

2017. - Т. 11, № 3. - С. 3-5.

12. Integrated organization of the system for forming the information support of aeronautical simulator / V. R. Roga-nov, A. B. Sagyndyk, R. F. Akhtarieva, A. K. Beisenbayeva, S. I. Sannikova // International Journal of Applied Engineering Research. - 2017. - Vol. 12, № 15. - P. 5207-5213.

13. Роганов, В. Р. Имитаторы визуальной обстановки для тренажеров подготовки водителей транспортных средств / В. Р. Роганов, М. Ю. Михеев, Е. А. Асмолова, Т. В. Жашкова // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2016. - Т. 2. - С. 326-328.

14. Формирование виртуальной реальности / В. Р. Роганов, М. Ю. Михеев, М. В. Четвергова, Т. В. Жашкова, К. В. Гудков, Е. А. Гудкова, Е. Н. Мещерякова, Е. А. Асмолова // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2016. - Т. 2. - С. 328-332.

15. Роганов, В. Р. Анализ современного состояния исследований и разработок визуальных баз данных компьютерных генераторов изображений имитаторов визуальной обстановки авиационных тренажеров /

B. Р. Роганов // Современные информационные технологии. - 2017. - № 26. - С. 45-57.

16. Гришко, А. К. Динамическая оптимизация управления структурными элементами сложных систем (статья) / А. К. Гришко, Т. В. Жашкова, Н. К. Юрков // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. - С. 134-141.

17. Main provisions for formation of cognitive model of visually observable environment synthesized for aircraft simulator / V. Roganov, M. Miheev, E. Roganova, B. I. Nurgozhin, V. Fillipenko // Advances in Engineering Research, Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2017). - 2017. - Vol. 133. - Р. 671-676.

18. Розанов, В. Р. О необходимости учета комплексного подхода при создании и исследовании информационных моделей виртуального пространства тренажерных систем / В. Р. Роганов, И. Ю. Семочкина, М. В. Тюрин // Надежность и качество сложных систем. - 2015. - № 4 (12). - С. 38-45.

19. Flight simulator information support / V. R. Roganov, E. V. Roganova, M. J. Micheev, T. V. Zhashkova, O. A. Kuvshinova, S. M. Gushchin // View Correspondence (jump link) Defence S and T Technical Bulletin. -

2018. - Vol. 11, iss. 1. - P. 90-98.

20. Гришина, Ю. С. Расширение списка задач обучения летчиков при полетах на авиационных тренажерах / Ю. С. Гришина, В. Р. Роганов // Перспективные направления развития отечественных информационных технологий : материалы III Межрегион. науч.-практ. конф. / науч. ред. Б. В. Соколов. - М., 2017. -

C. 135-137.

21. Роганов, В. Р. Имитаторы визуальной обстановки авиационных тренажеров / В. Р. Роганов, Ю. С. Гришина // Перспективные направления развития отечественных информационных технологий : материалы III Межрегион. науч.-практ. конф. / науч. ред. Б. В. Соколов. - М., 2017. - С. 139-141.

22. Елхов, В. А. Цифровой синтез многоракурсных стереоскопических изображений для безочковой растровой демонстрации / В. А. Елхов, Н. В. Кондратьев, Ю. Н. Овечкис, Л. В. Паутова // Мир техники кино. -2012. - Т. 6, № 2 (24). - С. 21-25.

23. Розанов, В. Р. Эффективность алгоритмов удаления невидимых примитивов и их частей при синтезе изобра-тения методами машинной графики / В. Р. Роганов // Актуальные вопросы современной науки: теория и практика научных исследований : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конференции. - М., 2017. - С. 69-71.

24. Роганов, В. Р. Требования к основным узлам авиационных тренажеров в зависимости от списка учебных ситуаций / В. Р. Роганов // Перспективные направления развития отечественных информационных технологий : материалы III Межрегион. науч.-практ. конф. / науч. ред. Б. В. Соколов. - М., 2017. - С. 141-143.

25. Вяткин, С. И. Геометрические операции для функционально заданных объектов с применением функций возмущения / С. И. Вяткин, Б. С. Долговесов, А. Т. Валетов // Автометрия. - 2004. - Т. 40, № 1. -С. 65-73.

26. Елхов, В. А. Особенности формирования объемного изображения в цифровом стереоскопическом кинематографе / В. А. Елхов, Н. В. Кондратьев, Ю. Н. Овечкис, Л. В. Паутова // Мир техники кино. - 2011. -Т. 5. - № 2 (20). - С. 4-8.

References

1. Vyatkin S. I., Dolgovesov B. S., Yesin A. V., Schervakov R. A., Chizhik S. E. Proceeedings - Shape Modeling International 1999 - International Conference on Shape Modeling and Applications. New York, 1999, pp. 234241.

2. Elkhov V. A., Ovechkis Y. N. Proceedings of SPIE - The International Society for Optical Engineering Stereoscopic Displays and Virtual Reality Systems X. Santa Clara, CA, 2003, pp. 45-48.

3. Naynish L. A., Remontova L. V., Kocherova S. A. XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus [XXI century: results of the past and problems of the present plus]. 2013, no. 12 (16), pp. 26-31.

4. Elkhov V. A., Kondrat'ev N. V., Ovechkis Yu. N., Pautova L. V. Mir tekhniki kino [World of cinema technology]. 2011, no. 20, pp. 4-8.

5. Roganov V. R., Mikheev M. Yu. Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost' i kachestvo [Proceedings of The international Symposium Reliability and quality]. 2017, vol. 2, pp. 339-342.

6. Naynish L. A., Gavrilyuk L. E. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly) [Alma mater (journal of higher education)]. 2013, no. 4, pp. 88-91.

7. Roganov V. R., Semochkin A. V., Filippenko V. O., Asmolova E. A., Mikheev A. M. XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus [XXI century: results of the past and problems of the present plus]. 2015, no. 4 (26), pp. 182-199.

8. Roganov V. R. Pat. No. 2146856 of Russian Federation. Sistema ob"emnogo televideniya [Surround TV system]. 30.12.1997.

9. Ovechkis Yu. N., Popov D. I., Romanova A. I. Mir tekhniki kino [World of cinema technology]. 2016, vol. 10, no. 4, pp. 3-6.

10. Roganov V. R. Teoriya ipraktika imitatsionnogo modelirovaniya i sozdaniya trenazherov [The theory and practice of simulation and trainers creation]. 2015, pp. 83-91.

11. Ovechkis Yu. N. Mir tekhniki kino [World of cinema technology]. 2017, vol. 11, no. 3, pp. 3-5.

12. Roganov V. R., Sagyndyk A. B., Akhtarieva R. F., Beisenbayeva A. K., Sannikova S. I. International Journal of Applied Engineering Research. 2017, vol. 12, no. 15, pp. 5207-5213.

13. Roganov V. R., Mikheev M. Yu., Asmolova E. A., Zhashkova T. V. Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost' i kachestvo [Proceedings of The international Symposium Reliability and quality]. 2016, vol. 2, pp. 326-328.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Roganov V. R., Mikheev M. Yu., Chetvergova M. V., Zhashkova T. V., Gudkov K. V., Gudkova E. A., Mesh-cheryakova E. N., Asmolova E. A. Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost' i kachestvo [Proceedings of The international Symposium Reliability and quality]. 2016, vol. 2, pp. 328-332.

15. Roganov V. R. Sovremennye informatsionnye tekhnologii [Modern information technology]. 2017, no. 26, pp. 45-57.

16. Grishko A. K., Zhashkova T. V., Yurkov N. K. XXI vek: Itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus [XXI century: results of the past and problems of the present plus]. 2015, pp. 134-141.

17. Roganov V., Miheev M., Roganova E., Nurgozhin B. I., Fillipenko V. Advances in Engineering Research, Actual Issues of Mechanical Engineering (AIME 2017). 2017, vol. 133, pp. 671-676.

18. Roganov V. R., Semochkina I. Yu., Tyurin M. V. Nadezhnost' i kachestvo slozhnykh sistem [Reliability and quality of complex systems]. 2015, no. 4 (12), pp. 38-45.

19. Roganov V. R., Roganova E. V., Micheev M. J., Zhashkova T. V., Kuvshinova O. A., Gushchin S. M. View Correspondence (jump link) Defence S and T Technical Bulletin. 2018, vol. 11, iss. 1, pp. 90-98.

20. Grishina Yu. S., Roganov V. R. Materialy III Mezhregion. nauch.-prakt. konf. Perspektivnye napravleniya razvitiya otechestvennykh informatsionnykh tekhnologiy [Materials of III Interregional scientific.-practical conf. Perspective directions of development of domestic information technologies]. Moscow, 2017, pp. 135-137.

21. Roganov V. R., Grishina Yu. S. Materialy III Mezhregion. nauch.-prakt. konf. Perspektivnye napravleniya razvitiya otechestvennykh informatsionnykh tekhnologiy [Materials of III Interregional scientific.-practical conf. Perspective directions of development of domestic information technologies]. Moscow, 2017, pp. 139-141.

22. Elkhov V. A., Kondrat'ev N. V., Ovechkis Yu. N., Pautova L. V. Mir tekhniki kino [World of cinema technology]. 2012, vol. 6, no. 2 (24), pp. 21-25.

23. Roganov V. R. Sbornik nauch. tr. Vseros. nauch.-prakt. konferentsii Aktual'nye voprosy sovremennoy nauki: te-oriya i praktika nauchnykh issledovaniy [Collection of scientific works of all-Russian science.- prakt. conferences Topical issues of modern science: theory and practice of scientific research]. Moscow, 2017, pp. 69-71.

24. Roganov V. R. Materialy ШMezhregion. nauch.-prakt. konf. Perspektivnye napravleniya razvitiya otechestven-nykh informatsionnykh tekhnologiy [Materials of III Interregional scientific.-practical conf. Perspective directions of development of domestic information technologies]. Moscow, 2017, pp. 141-143.

25. Vyatkin S. I., Dolgovesov B. S., Valetov A. T. Avtometriya [Autometry]. 2004, vol. 40, no. 1, pp. 65-73.

26. Elkhov V. A., Kondrat'ev N. V., Ovechkis Yu. N., Pautova L. V. Mir tekhniki kino [World of cinema technology]. 2011, vol. 5, no. 2 (20), pp. 4-8.

Михеев Михаил Юрьевич

доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий и систем, Пензенский государственный технологический университет (440039, Россия, г. Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11) E-mail: mix1959@gmail.com

Мещерякова Елена Николаевна

старший преподаватель,

кафедра информационных технологий и систем,

Пензенский государственный

технологический университет

(440039, Россия, г. Пенза,

проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11)

E-mail: murashkinaelena@mail.ru

Найниш Лариса Алексеевна

доктор педагогических наук, профессор, кафедра начертательной геометрии и графики, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (440028, Россия, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28) E-mail: larisia@yandex.ru

Кувшинова Ольга Александровна

старший преподаватель,

кафедра информационно-вычислительных систем, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (440028, Россия, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28) E-mail: oly791702@rambler.ru

Mikheyev Mykhail Yurievich

doctor of technical sciences, professor,

head of sub-department

of informational technologies and systems,

Penza State Technological University

(440039, 1a/11 Baydukov passage / Gagarin street,

Penza, Russia)

Mesheryakova Elena Nikolaevna

senior lecturer,

sub-department of informational technologies and systems,

Penza State Technological University

(440039, 1a/11 Baydukov passage / Gagarin street,

Penza, Russia)

Naynish Larisa Alekseevna

doctor of pedagogical sciences, professor,

sub-department of descriptive geometry

and graphics,

Penza State University

of Architecture and Construction

(440028, 28 German Titov street, Penza, Russia)

Kuvshinova Ol'ga Aleksandrovna

senior lecturer,

sub-department of information

and computing systems,

Penza State University

of Architecture and Construction

(440028, 28 German Titov street, Penza, Russia)

УДК 515 + 004.92, 629.78.018; 629.76.018 Михеев, М. Ю.

Некоторые аспекты качества синтеза 3D-изображений для специализированных когнитивных обучающих сред / М. Ю. Михеев, Е. Н. Мещерякова, Л. А. Найниш, О. А. Кувшинова // Надежность и качество сложных систем. - 2018. - № 4 (24). - С. 100-107. - БО! 10.21685/2307-4205-2018-4-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.