Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИИ ПРИ СМ СССР В БУРЯТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГГ. '

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИИ ПРИ СМ СССР В БУРЯТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уполномоченный Совета по делам религии при СМ СССР / государственно-конфессиональная политика / Бурятия / commissioner of the Council for Religious Affairs under the USSR Council of Ministers / state and confessional policy / Buryatia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дашковский Петр Константинович, Траудт Егор Андреевич

В статье на основе материалов Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ) представлен сравнительно-исторический анализ основных направлений деятельности уполномоченного Совета по делам религии при СМ СССР по Бурятской АССР во второй половине 1960-х гг. Рассмотрена роль уполномоченных в государственном регулировании религиозных процессов в регионе, в организации атеистической работы, в разрешении проблемных ситуаций, связанных с нарушением советского законодательства в области с религии в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дашковский Петр Константинович, Траудт Егор Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE STUDY OF THE ACTIVITIES OF THE COMMISSIONERS OF THE COUNCIL FOR RELIGIOUS AFFAIRS UNDER THE USSR COUNCIL OF MINISTERS IN BURYATIA IN THE SECOND HALF OF THE 1960S

Based on the materials of the State Archive of the Republic of Buryatia, the article presents a comparative historical analysis of the main activities of the Authorized Council for Religious Affairs under the USSR Council of Ministers for the Buryat ASSR in the second half of the 1960s. The role of the commissioners in the state regulation of religious processes in the region, in the organization of atheistic work, in resolving problematic situations related to the violation of the Soviet legislation in the field of religion in the specified period.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИИ ПРИ СМ СССР В БУРЯТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГГ. »

РАЗДЕЛ 3. КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО, РЕЛИГИЯ

УДК 93.94

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИИ ПРИ СМ СССР В БУРЯТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-Х ГГ. *

Дашковский П. К., Траудт Е. А.

Аннотация. В статье на основе материалов Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ) представлен сравнительно-исторический анализ основных направлений деятельности уполномоченного Совета по делам религии при СМ СССР по Бурятской АССР во второй половине 1960-х гг. Рассмотрена роль уполномоченных в государственном регулировании религиозных процессов в регионе, в организации атеистической работы, в разрешении проблемных ситуаций, связанных с нарушением советского законодательства в области с религии в указанный период.

Ключевые слова: уполномоченный Совета по делам религии при СМ СССР; государственно-конфессиональная политика; Бурятия

SOME ASPECTS OF THE STUDY OF THE ACTIVITIES OF THE COMMISSIONERS OF THE COUNCIL FOR RELIGIOUS AFFAIRS UNDER THE USSR COUNCIL OF MINISTERS IN BURYATIA IN THE SECOND HALF OF THE 1960S

Dashkovskiy P. K., Traudt E. A.

Annotation. Based on the materials of the State Archive of the Republic of Buryatia, the article presents a comparative historical analysis of the main activities of the Authorized Council for Religious Affairs under the USSR Council of Ministers for the Buryat ASSR in the second half of the 1960s. The role of the commissioners in the state regulation of religious processes in the region, in the organization of atheistic work, in resolving problematic situations related to the violation of the Soviet legislation in the field of religion in the specified period.

Keywords: commissioner of the Council for Religious Affairs under the USSR Council of Ministers; state and confessional policy; Buryatia

Религиозная политика Советского Союза на протяжение всего периода его существования не являлась однородной, а претерпела существенные изменения от воинствующего атеизма и репрессий в отношении священнослужителей и верующих до относительно либерального курса и легализации принципов свободы совести к концу существования государства. Важнейшим этапом в истории государственно-конфессиональных отношений являлся период прихода к руководству страной Л. И. Брежнева. Государственно-конфессиональная политика правительства в этот период проводилась более конструктивно и учитывала определенные интересы верующих, хотя

* Статья подготовлена в рамках гранта РНФ «Влияние имперской политики аккультурации и советской модели государственно-конфессиональных отношений на положение религиозных общин в приграничных регионах и национальных автономиях азиатской части России» (проект №23-18-00117).

также имела определенные недостатки, что особенно наглядно проявлялось в регионах страны (Дашковский, Дворянчикова, 2022: 20).

К середине 1960-х годах назрела потребность создания единого государственного института, который бы курировал деятельность разных религиозных организаций и являлся бы проводником государственно-конфессиональной политики. В результате в 1965 году на базе Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР и Совете по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР создаётся новый орган - Совет по делам религий при Совете Министров СССР (СПДР при СМ СССР)1.

В состав СПДР при СМ СССР в качестве его членов по должности входили также Уполномоченные Совета по всем субъектам страны. На заседаниях, как правило, с участием приглашённых региональных уполномоченных, представителей органов власти и сотрудников центрального аппарата, обсуждались вопросы, связанные с исполнением задач Совета, оценкой религиозной ситуации в различных регионах, предложения по совершенствованию законодательства. В некоторых случаях проводились и выездные заседания Совета2.

Как и других субъектах СССР в Бурятской АССР к середине 1960-х гг. сложилась стройная система контроля за религиозными объединениями. После создания нового общесоюзного органа власти, в административно-территориальных субъектах Сибири, как и по всей стране, активно приступили к реализации советской государственно-конфессиональной политики уполномоченные Совета по делам религий при СМ СССР (Сосковец, 2008; Беликов, Дворянчикова, Шершнева, 2020: 13-20; Дашковский, Дворянчикова, 2017: 99-100; Дашковский, Гончарова, 2022: 126-135). Функцию проводника такой политики в Бурятии в этот период выполнял уполномоченный Совета по делам религии при СМ СССР по Бурятской АССР Д. Б. Очиржапов (ГАРБ, ф.р. 1857, оп. 1 ).

Необходимо отметить, что в указанный период в регионах, в т.ч. в Бурятии по-прежнему продолжали использоваться методы сдерживания религиозности населения, характерные для хрущёвской эпохи. В качестве примера можно привести случай, когда в 1966 г. у верующих буддистов фактически изъяли Гусиноозёрский дацан, и открыли на его базе центр буддийской культуры для показа туристам (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д. 46, л. 1). Исходя из данного примера можно сделать вывод, что советская власть часто пренебрегала желаниями верующей части населения, стараясь в ряде случаев использовать религиозные объекты в утилитарных целях. Культовые сооружения могли стать достопримечательностями культуры, истории или архитектуры, а также местом проведения различных мероприятий, не связанных с религией.

Одним из самых важных направлений деятельности уполномоченных Совета по делам религии при СМ СССР было ежегодное предоставление отчётов в этот орган о деятельности религиозных объединений в регионах. В данном документе, как правило, указывались статистика зарегистрированных и незарегистрированных религиозных объединений в регионе, их финансовая база, основные направления религиозной деятельности. Стоит отметить, что для уполномоченных Совета по делам религии при СМ СССР по Бурятской АССР характерна сдача таких документов в установленный срок. Предоставляемая информация была достаточно полной и исчерпывающей, что свидетельствует о хорошей организации работы в Бурятии. В тоже время, в других регионах зафиксированы случаи менее добросовестного выполнения уполномоченными

1 Советов И. М. Совет по делам религий при СМ СССР: структура, функции и основные направления деятельности. (Эпоха В. А. Куроедова. 1966-1984 гг.) / URL: https://rusoir.ru/president/president-works/president-works-268/ (дата обращения: 29.03.2023).

2 Одинцов М. И. Совет министров СССР постановляет: «выселить навечно!»: Сборник документов и материалов о Свидетелях Иеговы в Советском Союзе (1951-1985 гг.). М.: Объединение исследователей религии, Арт-Бизнес-Центр, 2002. 33 с.

своих обязанностей. Так, например, в соседнем регионе - Читинской области, отчёты уполномоченных в указанный орган власти могли не поступать несколько лет, а информация в них, зачастую была неполной и искажённой (Добротушенко, 2016: 41-43).

Следует обратить внимание на то, что в середине 1960-х в Бурятии наметились определенные изменения в религиозной жизни. Связано это с тем, что в 1966 г. официальной регистрации добивается объединение буддийского вероисповедания -Иволгинский дацан. Наряду с ним в регионе функционировать остаётся и православная Вознесенская церковь в городе Улан-Удэ. Кроме них в этой автономии зафиксирована деятельность незарегистрированных общин ЕХБ (баптистов), пятидесятников, иеговистов (по одной группе) и старообрядцев (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д. 48, л. 1). При этом следует отметить, что в этот период наметилась тенденция определенного увеличения доходов Иволгинского дацана. По мнению уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР причиной этого являлся наплыв верующих во время приездов в Бурятскую АССР иностранных делегаций буддистов, активно приезжавших для расширения международных контактов (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д 48, л. 2). В тоже время буддийская община испытывала серьезные трудности, особенно кадрового характера. Это происходит из-за того, что средний возраст 28 штатных лам дацана к 1967 г. составлял более 70 лет, а реальной базы для выпуска новых кадров практически не существовало.

Во второй половине 1960-х г. в Бурятии действовала всего одно зарегистрированное религиозное объединение православной направленности -Вознесенская церковь. При этом ее доходы, судя по официальным документам, постепенно увеличивались (Таб. 1).

Таблица 1.

Динамика доходов, крещений и отпеваний Вознесенской церкви г. Улан-

Удэ с 1965 по 1967 гг. (Сост. по ГАРБ. Ф. Р. 1857. Оп. 1. Д. 50. Л. 8.)

1965 1966 1967 Больше, меньше на %

1. Крещение детей 231 реб. 507 реб. 254 реб. -58 чел.-18%

2 Отпевание 968 чел. 854 чел. 1200 чел. +346 чел.+29%

3 Доходы церкви 63,2 т.р. 66,4 т.р. 78,4 т.р. +7,9 т.р.+11,9%

При этом уполномоченный Совета по делам религии при СМ СССР по Бурятской АССР отмечал, что за 7 лет (с 1960 г.) развитие церкви значительно снизилось. Это, по его мнению, подтверждали данные уменьшения количества крещений и то, что полностью исчезли крещения на дому, венчания, благотворительная деятельность. В какой-то степени можно согласиться с этим утверждением. В тоже время доходы церкви и количество некоторых обрядов (отпевания) демонстрировали во второй половине 1960-х уверенный рост. Именно эти положения частично опровергают тезис Д. Б. Очиржапова (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д 50, л. 9). В других регионах Сибири и страны в целом, в т.ч. в автономиях, например, в Калмыцкой АССР в 1960-х гг. также сохраняли устойчивость обряды, связанные с рождением, смертью или поминанием ушедших людей (Белоусов, 2016: 2013; Дашковский, Дворянчикова, 2022: 25-27).

Особенно много прихожан в Вознесенской церкви в Бурятии собиралось на большие праздники, в частности на крещение, Пасху, Родительский день и др. Их количество могло доходить от несколько сотен до тысячи (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д 38, л. 4). Определенная активизация верующих в указанном регионе в дни религиозных праздников фиксировалась и в общинах, например, старообрядческих, которые не имели государственной регистрации (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д. 50, л. 10). В целом, рост прихожан в религиозных организациях во время культовых праздников отмечали

уполномоченные и в других административно-территориальных субъектах, в т. ч. в национальных автономиях, что было общей тенденцией для страны в тот период. Так, например, в Татарской АССР, во время Курбан-Байрама уполномоченные должны были вести особый контроль за количеством верующих, в т.ч. женщин, присутствовавших на празднестве, а также фиксировать общую сумму денежных средств и величину забоя скота (Ибрагимов, 2005: 48). В Калмыкии самое большое количество православных верующих фиксировалось на Пасху. Массовое скопление верующих в регионе было и на следующий день после праздника, т.к. тысячи людей шли на могилы к своим родственникам или друзьям (Белоусов, 2016: 212).

Исходя из приведенных материалов следует отметить, что, вероятно, не все статистические данные этого периода можно считать в полной мере достоверными. Уполномоченные Совета по делам религии при СМ СССР в регионах могли намеренно занижать данные статистики, чтобы показать уменьшение степени религиозности населения и продемонстрировать успешные результаты проведения атеистической пропаганды для вышестоящих государственных органов (Горбатов, 2011: 37; Копылова, 2011: 64-73). Определенная недостоверность и однообразность данных в отчетах уполномоченных неоднократно фиксировалась в разных регионах даже самими представителями органов власти. Так. в Татарской АССР в этот же период времени Председателем СМ Татарской АССР было замечено, что в отчётах о религиозности населения из года в год публикуются одни и те же второстепенные и поверхностные данные, а общая картина религиозности населения в регионе значительно фальсифицируется (Ибрагимов, 2005: 114-115).

Уполномоченным Совета по делам религий при СМ СССР приходилось налаживать связи и вести частные беседы со служителями культа для контролирования направления их деятельности. Уполномоченный Совета по делам религий при СМ СССР по Бурятской АС СР также поддерживал устойчивые отношения с главой ЦДУБ СССР Ж-Д. Гомбоевым. Взаимодействие касалось написания характеристик на служителя культа (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д. 54, л. 4), законной перерегистрации Ж-Д. Гомбоева (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д. 54, л. 42). Примечательными представляются моменты, связанные с поздравлениями председателя ЦДУБ с 70-и летним юбилеем и с получением им ордена «Знак почёта» (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д. 54, л. 45-48). Из приведенных данных видно, что должность Д. Б. Очиржапова предполагала поддержание постоянных контактов со служителями культа, которые включали в себя как чисто формальные и бюрократические моменты, так и элементы отношений, которые должны были более позитивно повлиять взаимодействие между религиозными организациями и контролирующими органами.

Другим важным направлением деятельности уполномоченного Совета по делам религии при СМ СССР было участие и проведение различных атеистических мероприятий для борьбы с религиозностью и распространением новых советских гражданских обрядов. Одним из примеров такой работы может стать подготовка брошюры под названием «Религиозные пережитки бурятского населения и пути их преодоления (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д. 38, л. 2). Обязанностью Уполномоченного Совета по делам религии при СМ СССР было также рассмотрение различных жалоб от граждан, касающихся религиозной сферы. Достаточно часто уполномоченным приходилось решать вопросы с регистрацией религиозных общин и с затягиванием этого процесса органами региональной власти. Так, например, верующие неоднократно обращались с просьбой открытия в г. Кяхта Успенской православной церкви, разрешение на деятельность которой прекратилось в 1962 г. Однако с регистрации само общество1 снято не было (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д. 80, л. 58). На протяжении всех 1960-х гг.

1 В указанный период времени словом «религиозное общество» обозначался термин «религиозное объединение»

инициативная группа писала обращения на имя местных властей, в том числе и уполномоченному Д. Б. Очиржапову, но получала либо отрицательный ответ без объяснения причин таковых решений, либо не получала ответа вовсе (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д. 80, л. 15). В отдельных случаях уполномоченному удавалось оказать реальное содействие решению вопросов, которые волновали верующих людей. Так, например, в 1969 г. он добился того, чтобы на территории Иволгинского дацана построили новый храм вместо здания, пришедшего в аварийное состояние (ГАРБ, ф. р. 1857, оп. 1, д. 60, л. 2).

Таким образом, деятельность Уполномоченного Совета по делам религии при СМ СССР по Бурятской АССР можно назвать довольно активной и последовательной, но она полностью соответствовала принципам советской государственно-конфессиональной политики рассматриваемого периода. Ему была присуща многоплановость работы, которая охватывала подготовку аналитических отчетов, рассмотрение жалоб верующих, взаимодействие с региональными органами власти, участие в различных мероприятиях, связанных с государственно-конфессиональным аспектом и др. В целом, можно заключить, что административный контроль за объединениями в данный период не особо сильно повлиял на изменение религиозной ситуации в Бурятии. Это хорошо видно из официальных отчётов, т.к. степень религиозности населения в определенные годы либо незначительно снижалась, либо планомерно увеличивалась. Особо следует отметить работу уполномоченного Совета по делам религий при СМ СССР в Бурятии по выявлению слабых мест в атеистической пропаганде в регионе. Собранный аналитический материал был позднее использован при реализации государственно-конфессиональной политики в данной автономии в последующие годы.

Список литературы:

Белоусов С. С. Государственная религиозная политика в Калмыкии в отношении христианского населения в годы советской власти (октябрь 1917-1991 гг.). Элиста: КалмНЦ, 2016. 342 с.

Беликов С. В., Дворянчикова Н. С., Шершнева Е. А. Влияние уполномоченных Совета по делам религий на жизнь приходов Русской православной церкви в Западной Сибири в середине 1960-х - начале 1980-х гг. // Известия Алтайского государственного университета. Серия исторические науки и археология. 2020. №2. (112). С. 13-18.

Горбатов А. В. К вопросу о статусе уполномоченных по делам религий в Сибири (1943-1969 гг.) // Государство и церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. С. 35-47.

Дашковский П. К., Гончарова Н. С. Деятельность уполномоченных Совета по делам религий при СМ СССР в национальных автономиях Сибири (на примере Хакасской автономной области) // Вопросы истории. 2022. № 10 (2). С. 126-135

Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Деятельность уполномоченных по делам религий при Совете министров СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг. (на примере Алтайского края) // Народы и религии Евразии. 2017. №3-4 (12-13). С. 99-110

Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Советская и российская государственно-конфессиональная политика на юге западной Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2022. 152 с.

Добротушенко Е. В. К вопросу о работе уполномоченных Совета по делам религий при Совете Министров СССР в Читинской области во второй половине 60-х -80-е гг. XX в. // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии, 2016. Вып. 3. С. 38-45.

Ибрагимов Р. Р. Власть и религия в Татарстане в 1940-1980-е гг. Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленана, 2005. 152 с.

Копылова О. Н. Отчеты уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви как источник по изучению истории Русской Церкви во 2-й половине XX столетия // Вестник церковной истории. 2011. №3/4 (23/24). С. 64-73.

Советов И. М. Совет по делам религий при СМ СССР: структура, функции и основные направления деятельности. (Эпоха В.А. Куроедова. 1966-1984 гг.) // URL: https://rusoir.ru/president/president-works/president-works-268/ (дата обращения: 29.03.2023).

Сосковец Л. И. Советы по делам религий как проводники государственной политики в отношении церкви // Известия Томского политехнического университета. 2008. Т. 312. № 6. С. 162-167.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия. Электронный адрес: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Траудт Егор Андреевич, лаборант-исследователь лаборатории этнокультурных и религиоведческих исследований, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия. Электронный адрес: traudt805ea@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Dashkovskiy Pyotr Konstantinovich, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Regional Studies of Russia, National and State-Confessional Relations Altai State University, Barnaul, Russia. E-mail: dashkovskiy@fpn.asu.ru

Traudt Egor Andreevich, laboratory assistant researcher at the Laboratory of Ethnocultural and Religious Studies of Altai State University, Altai State University, Barnaul, Russia. E-mail: traudt805ea@gmail.com

УДК 930.253

ДАЦАНЫ, ХУРЭЭ, ЛАМЫ И ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА ЮГЕ СИБИРИ: ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО

АРХИВА1

Недзелюк Т. Г.

Аннотация. Исследование посвящено анализу конфессиональной ситуации на юге Сибири в исторической динамике и охватывает период с 1727 до начала ХХ столетия. Государственно-конфессиональная политика Российской империи в этом регионе определялась соседством с Китайской империей: в 1727 году - еще могущественной, а к началу ХХ столетия - обескровленной двумя Опиумными войнами и раздираемой противоречиями, в том числе поликонфессиональными.

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ «Влияние имперской политики аккультурации и советской модели государственно-конфессиональных отношений на положение религиозных общин в приграничных районах и национальных автономиях азиатской части России» (проект №23-18-00117).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.