ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
УДК 811.111:81:622.691.4
Н. В. ГОРОХОВА
Омский государственный технический университет
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ АНГЛИЙСКИХ ТЕРМИНОВ ТРУБОПРОВОДА
С ПОЗИЦИИ СОЦИОЛИНГВИСТИКИ
В статье рассматривается характеристика этапов развития трубопровода с последующим этимологическим анализом терминов и историей возникновения некоторых из них. Делается попытка сравнительного анализа терминов трубопроводного транспорта на примере стран Европы, США, Китая, Японии.
Ключевые слова: трубопровод, транспорт, труба, пневмопочта, атмосферическая дорога, метро.
Задача данной статьи — дать общую характеристику английской терминологии трубопровода, показать процесс ее формирования и развития в исторической ретроспективе. Для исследования были привлечены работы по истории и теории данной области знания, а также толковые, энциклопедические, этимологические, исторические, филателистический словари на английском и русском языках, с помощью которых устанавливалось время появления, трансформации, перевода отдельных терминов.
Трубопровод — один из наиболее динамично развивающихся видов транспорта в настоящий период. Пожалуй, его главным отличием от других видов транспорта является тот факт, что в процессе транспортировки товара перемещается сам товар, а не транспортное средство (во многом это обусловлено физическими свойствами транспортируемого товара — нефти, газа и др.). Это отличие является причиной ряда особенностей перевода самих терминов, которые рассмотрены ниже.
Изучение английской терминологии трубопровода дает возможность наблюдать изменение словарного состава языка в связи с новыми потребностями общества. Более того, имеющийся в настоящее время социолингвистический подход к проблеме термина позволяет прогнозировать развитие специальной терминологии в будущем.
Латинский язык служил в качестве письменного языка английского общества — среди ученых, духовенства, юристов, врачей и т.д., на протяжении столетий, в связи с чем обилие латинских заимствований характерно и для терминов трубопровода.
Трубопроводный транспорт — (лат. pipeline; англ. pipeline transport; нем. rohrleitungstrasport; фр. transport par pipe-lines; ит. transporte por tuberia) — вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние по трубороводам жидких, газообразных сред и твердых материалов [ 1].
Изначально трубопровод был придуман и использовался с целью перекачки жидкостей (в частности воды). Впервые он был применён в Древнем Китае: вода текла по бамбуковым трубочкам (bamboo tubes) и орошала рисовые поля. В 220 г. до н. э. китайский император династии Цинь повелел бурить землю в
провинции Сычуань в поисках соли, когда полые бамбуковые трубы проникли в недра на несколько десятков метров, и нефть, потекшая по этим трубам, пошла на освещение жилищ. Первый напорный трубопровод встречается в истории в 180 г. до н.э. Пергамский царь Эвмен II (Малая Азия) приказал построить его на горе, где перепад высот обеспечил давление в трубах до 2 МПа. В Древнем Египте использовались гончарные (potter), деревянные (wooden) и даже металлические — медные и свинцовые (metallic and coper) трубы для водоснабжения. В 330 г. до н.э. войска Александра Македонского дошли до Каспийского моря и обнаружили, что местные жители также используют трубы для добывания нефти, которая, в свою очередь, служила им средством для освещения. К концу XVIII века в Европе для транспорта газа начали использоваться чугунные (iron) трубы. Пневматический транспорт (pneumatic transport), для почтовых целей, впервые был применён в 1792 г. (Австрия). Первый нефтепровод (длина 6 км) построен в США в 1865 г. [2].
Инженеры уже давно рассматривают трубопровод как своего рода дорогу для доставки твердых веществ, штучных грузов и т.д. Союз трубы и давления открывает перед нами еще одну интересную страницу в истории грузоперевозок. Трубопровод — еще и пассажирский транспорт. Достаточно лишь вспомнить о привычных для нас тоннелях метрополитена.
Уже в начале XIX века учёными разрабатывалась идея специальных транспортных труб (transport tubes), в которых использовалась энергия воздуха для разного рода перевозок. Идея эта развивалась в трёх направлениях. Во-первых, это «атмосферическая дорога» (atmospheric railway). Дорожные рельсы проходили отдельно от трубы, в которой был спрятан поршень, двигавший состав. Такой вариант предполагал в основном грузоперевозку. Во-вторых, это туннельные поезда (tunnel trains). Тяговый орган и состав обрели единую колею — спрятались в одну трубу. Для этого типа перевозок использовались различные тоннели, по которым уже возили не груз, а пассажиров. В-третьих, это «пневмопочта» (pneumatic tube post). Она использовалась для перевозки
почтовых отправлении, как внутри отдельных здании, так и по различным городским объектам [2, с. 7].
Пневмопочта [3] (от греч. пневматикос — воздушный), или «подземная почта» [4] — вид транспорта, система перемещения штучных грузов под действием разряженного или сжатого воздуха [5], была предложена французским физиком Дени Па-пеном [4, с. 43]. К середине XIX века пневмопочта стала применяться в некоторых крупных городах для рассылки писем из одной части города в другую по подземным трубам при помощи воздушных насосов [3, с. 76]. Впервые она была устроена в Лондоне в 1853 г., затем в Париже, Вене и Берлине (1876 г.) [5, с. 19]. Дальнейшее свое развитие пневмопочта получила благодаря инициативе Генриха фон Стефана, генерального почтмейстера Германской империи. К началу XX века она была введена также в Филадельфии (США), Ливерпуле, Бермингеме, Манчестере, Дублине, Глазго (Великобритания). Пневмопочта Праги появилась в 1887 г. А французский инженер Жан-Батист Берлье использовал пневмоперевозку для вывоза нечистот. Его идея имела свое воплощение 1 марта 1882 года в Париже [3, с. 64].
Первопроходцами пневматической дороги (pneu-metic railway) стали изобретатели Сэмюэл Клегг и Якоб Сэмюд — в 1840 г. они завершили строительство опытной пневматической железной дороги, которая получила имя Birmingham, Bristol and Thames Junction Railway. Ее длина составила 1 километр [6].
Первая модель «атмосферической дороги» была построена в США американцем Генри Линкасом в 1834 г. Одна из первых дорог такого же типа родилась в 1843 г. в Ирландии. Автором выступил Джорж Медхерст. Её маршрут был Кингстаун — Далки, а протяжённость трассы — 2,8 км. Крейсерская скорость — 32 км/ч. Проект создавался по принципу вакуумирования трубопровода, то есть воздух не нагнетался позади состава, а отсасывался перед ним. Во время тестирования этой трассы была достигнута рекордная скорость в 135 км/ч [7]. Участок Paris — Saint-Germain Railway во Франции начал свою работу в 1847 г. [8].
В конце XIX — начале XX веков в США и Японии, а также странах Европы вновь заговорили о планах трубопроводного перевоза пассажиров (pipeline transportation of passengers) [9]. В настоящее время мы знаем и используем чаще всего термины «метро» (metro), или «подземка» (underground) для обозначения подобного вида транспорта. Метро — (сокращ. от франц. Metropolitain, букв. — столичный) — скоростной местный пассажирский транспорт, линии которого полностью или частично проложены в туннелях [10]. Термин «подземка» имеет более интересную историю происхождения, в английском языке «underground tunneling tubes» выступил прототермином [11] и сделал возможным существование двух терминов трубопроводного транспорта, активно вошедших в современную речь многих стран: «underground» и «^Ье», обозначающие одно и то же понятие — метро.
С развитием международных связей стран Европы, США, Японии в области трубопроводного транспорта огромное значение приобрели вопросы использования соответствующей терминологии. В этой связи нами была сделана попытка проследить установление и развитие терминологии трубопровода и соотнести языковые факты развития данной области знания с неязыковыми, поскольку, как верно отмечает Л. Б. Ткачёва, «... лишь обращение к самой науке и технике, соотнесение фактов лингвистиче-
ских с фактами научно-техническими, изучение причинных связей между социально-экономическими и языковыми явлениями, позволяет дать исчерпывающее объяснение многим лингвистическим процессам, имеющим место в терминологии» [12]. Таким образом, проведенный диахронический анализ изменений состава терминологических единиц и установления зависимости между языковыми и внеязыко-выми факторами, позволил полагать, что датой появления термина «метро» (metro) является дата строительства, запуска или появления этого подземного вида транспорта в отдельно взятой стране.
Историческим днем для Англии стал запуск в 1863 г. в Лондоне нового вида скоростного перемещения — метро (tube). Это стало возможным благодаря новому методу прокладки труб Джеймса Генри Грейведа [13]. Сейчас протяженность линий лондонского метрополитена составляет более 435 км, а годовой объем перевозок превышает 700 млн пассажиров. Благодаря большой глубине залегания лондонское метро во время Второй мировой войны служило бомбоубежищем.
Парижское метро (metro), которое многие считают самым эффективным в мире, по протяженности линий (253 км) уступает только нью-йоркскому и лондонскому, начало свою работу в 1847 г. В настоящий период оно объединено с Французскими национальными железными дорогами, а его новая радиальная линия, пересекающая весь город, самая быстрая в мире. В год метро перевозит свыше 1 млрд пассажиров.
Протяженность линий будапештского метро (Венгрия), самого старого на Европейском континенте, равна 20,8 км. На его первом участке, построенном в 1896 г., впервые был применен туннель с проходкой открытым способом, т.е. туннель не круглого поперечного сечения, а с вертикальными стенами из каменной кладки и плоским покрытием.
Наиболее протяженные метрополитены в Германии — берлинский и гамбургский, открытые в 1912 г., объединены с сетью трамваев и автобусов.
Мадридское метро (Испания), открывшееся в 1919, с первоначальных 2,9 км постепенно выросло до 56 км. Теперь оно перевозит свыше 550 млн пассажиров в год — более любого другого метро на европейском континенте, кроме московского и парижского. Линии этого метро почти полностью подземные.
Токийское метро (Япония), открытое в 1927 г. и насчитывающее 200 км линий, — самое старое и большое в Японии. Будучи еще и самым загруженным в мире, оно перевозит свыше 2 млрд пассажиров ежегодно. Японские метрополитены отличаются длинными подземными переходами, в которых размещены многочисленные рестораны и магазины. В 1990-х годах проводилось интенсивное расширение сетей метрополитена, обусловленное ростом населения в пригородных зонах крупных городов Японии.
Копенгагенское метро (Дания) было открыто в 1934 г. Протяженность линий, частью подземных, а частью надземных, — 60 км, сейчас непосредственно связаны с пригородными поездами железной дороги.
Римское метро (Италия) с первоначальной протяженностью линий 10,9 км открылось в 1955 г., а 35-километровое миланское метро с его самыми современными вагонами и средствами управления открылось в 1964 г. Две из его линий почти на всем своем протяжении подземные.
Монреальское метро (Канада), а также метро в Осло (Норвегия) открылись в 1966. Протяженность
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011
их линий равна 39 км и 26 км соответственно, считаются самыми современными в мире.
Метро в Мехико открылось в 1969 г. Его бесшумные вагоны на резиновых шинах каждый год перевозят более 500 млн пассажиров. Все станции различаются орнаментальными мотивами, что облегчает ориентирование неграмотным пассажирам [14].
Трубопроводная сеть увеличивается ежегодно в среднем на 3 — 4 %. Значительные объёмы трубопроводного строительства ведутся в США, Канаде, Западной Европе, Африке, в Латинской Америке и Австралии.
Решая различные проблемы — от транспортирования бытовых отходов до перевозки пассажиров, — трубопровод оказывает неоценимый вклад в технологическое развитие человечества.
Трубопроводный транспорт — это идея будущего, а будущее, как мы знаем, наступает уже сегодня.
Библиографический список
1. Англо-русский горный словарь / Под ред. Л. И. Барона. — М. : Гос. Изд-во физ.-мат. литературы, 1958. — 560 с.
2. Юфин, В. А. Трубопроводный транспорт нефти и газа / В. А. Юфин. — М. : Недра, 1976. — 73 с.
3. Энциклопедический словарь. В 86 т. Т 82 / Под ред. Брокгауза и Ефрона. — 4 изд., доп. — СПб., 1907. — 236 с.
4. Подземная почта // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М. : Связь, 1968. — 164с.
5. Ламм, И. А Пневматическая почта / И. А Ламм, Г. А Пти-цын // Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т 15. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — 574 с.
6. Strauss J. Vienna s Pneumatic Tube Post// Stamps (Homell). — 1989. - Vol. 226. - Iss. 1. - p. 1. - Jan. 7.
7. Didik, F. History and Directory of electric cars from 1834 -1987. Didik Design Website [www.didik.com], 2001.
8. А successful Atmospheric Railway // New-York Times, 10 Nov., 1852.
9. История развития трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов / Б. Н. Мастобаев [и др.]. - Уфа : Фонд содействия научных исследований, 1999. - 60 с.
10. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 17. - М. : Советская энциклопедия, 1978. - 574 с.
11. Гринев, С. В. Введение в терминоведение / С. В. Гринев. -М., 1993. - 309 с.
12. Ткачёва, Л. Б. Основные закономерности английской терминологии / Л. Б. Ткачёва - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1987. - 200 с.
13. Лиманов, Ю. А. Метрополитены / Ю. А. Лиманов. -М., 1971. - 146 с.
14. Сооружения, устройства и подвижной состав метрополитена / А. С. Бакунин [и др.]. - М., 1976. - 206 с.
ГОРОХОВА Наталья Вячеславовна, преподаватель кафедры иностранных языков.
Адрес для переписки: е-шаП: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.11.2011 г.
© Н. В. Горохова
УДК 811.11 С. Е. ГРУЕНКО
Омский государственный институт сервиса
ЭТАПЫ И ПРИЧИНЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ ФРАНЦУЗСКИХ РЕАЛИЙ МОДЫ В НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК_____________________________________
В данной статье представлены этапы и причины проникновения французских заимствований в немецкий язык через призму феномена «Мода». Рассматривается межкультур-ный диалог Германии и Франции и последствия французского влияния на немецкий язык разных слоев общества.
Ключевые слова: диалог культур, феномен «Мода», французское влияние.
Сегодня в мировом сообществе и средствах массовой информации всё чаще говорится о взаимопонимании и взаимодействии представителей разных лингвокультур. Идеальным средством для подобного сотрудничества является язык, как носитель и транслятор ценностей национальных культур. Язык выполняет в процессе межкультурных контактов двойственную функцию: он не только передаёт ценности национальной культуры, но и принимает и адаптирует сокровища иной культуры. Зачастую в результате такого взаимодействия в национальном языке вместе с чужими культурными ценностями появляются именующие их слова.
Уже много веков своеобразный культурный диалог ведут два европейских государства: Германия и Франция. Их географическая близость, давнее родство и сложные политические отношения не
могли не отразиться в национальных языках. В большей степени это касается немецкого языка. Традиционно лингвисты выделяют три этапа наиболее активного проникновения французских слов в немецкий язык. Первый период датируют XII — XIV вв. и связывают с увлечением Германии рыцарской культурой и литературой. С Х"Ш — Х"Ш1 вв., в период расцвета французского абсолютизма, ведущие позиции Франции в Европе, с одной стороны, и раздробленность Германии — с другой, привели к новой волне французских заимствований. Французская революция и последующие события XVIII — XIX вв. усилили и без того значительный приток французских заимствований в немецкий язык [1, 2, 3].
Всё это общеизвестные факты, которые традиционно называются, когда речь заходит о французских заимствованиях в немецкий язык. Вместе с тем