Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОМПЕТЕНЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЙ ТИП / РЕКОНСТРУКТИВНО-ВАРИАТИВНЫЙ ТИП / ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ ТИП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плахотнюк Людмила Алексеевна

В статье обсуждаются возможности использования наиболее эффективных форм самостоятельной работы при изучении юридических терминов по дисциплине «Иностранный язык» в образовательных организациях МВД России. Актуальность данного исследования состоит в изучении современных методик освоения юридической лексики английского языка, в условиях варьирования самостоятельной работы воспроизводящего, творческого и реконструктивно-вариативного типов. Исследование методик для самостоятельного изучения иноязычной юридической лексики показало, что наиболее эффективными являются те, которые направлены на формирование продуктивных и рецептивных лексических навыков, необходимых для чтения и перевода юридических текстов, а также для профессиональной коммуникации на иностранном языке. Формы самостоятельной работы при изучении юридической лексики английского языка могут варьироваться, включая обучающие действия, направленные на запоминание объектов действительности с использованием критериев, позволяющих определить уровень сформированности коммуникативной компетенции по дисциплине «Иностранный язык».Данное исследование продиктовано необходимостью теоретико-методологического осмысления уже существующих и новых педагогических подходов и теорий, направленных на совершенствование владения юридической иноязычной лексикой.Рассмотренные в работе виды самостоятельной работы призваны активизировать деятельность обучающихся вузов системы МВД России, направленную на развитие как когнитивных, так и мета когнитивных способностей анализировать и оценивать свои знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE USE OF FORMS OF INDEPENDENT WORK FOR TEACHING THE LEGAL VOCABULARY OF THE ENGLISH LANGUAGE AT A HIGHER LAW SCHOOL

The article discusses the possibilities of using the most effective forms of independent work in the study of legal terms in the discipline “Foreign language” in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The relevance of this study consists in the study of modern methods of mastering the legal vocabulary of the English language, in conditions of varying independent work of reproducing, creative and reconstructive-variable types. The study of methods for self-study of foreign legal vocabulary has shown that the most effective are those aimed at the formation of productive and receptive lexical skills necessary for reading and translating legal texts, as well as for professional communication in a foreign language. The forms of independent work in the study of the legal vocabulary of the English language can vary, including training activities aimed at memorizing objects of reality using criteria that allow determining the level of formation of communicative competence in the discipline “Foreign Language”.This study is dictated by the need for theoretical and methodological understanding of existing and new pedagogical approaches and theories aimed at improving the knowledge of legal foreign language vocabulary.All the types of independent work studied in the work are designed to activate the activities of students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, aimed at developing both cognitive and meta-cognitive abilities to analyze and evaluate their knowledge.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Некоторые аспекты использования форм самостоятельной работы для обучения юридической лексике английского языка в юридическом вузе

Плахотнюк Людмила Алексеевна,

кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных и русского языков, Сибирский юридический институт МВД России

E-mail: dmasheya@yandex.ru

В статье обсуждаются возможности использования наиболее эффективных форм самостоятельной работы при изучении юридических терминов по дисциплине «Иностранный язык» в образовательных организациях МВД России. Актуальность данного исследования состоит в изучении современных методик освоения юридической лексики английского языка, в условиях варьирования самостоятельной работы воспроизводящего, творческого и реконструктивно-вариативного типов. Исследование методик для самостоятельного изучения иноязычной юридической лексики показало, что наиболее эффективными являются те, которые направлены на формирование продуктивных и рецептивных лексических навыков, необходимых для чтения и перевода юридических текстов, а также для профессиональной коммуникации на иностранном языке. Формы самостоятельной работы при изучении юридической лексики английского языка могут варьироваться, включая обучающие действия, направленные на запоминание объектов действительности с использованием критериев, позволяющих определить уровень сформированности коммуникативной компетенции по дисциплине «Иностранный язык». Данное исследование продиктовано необходимостью теоретико-методологического осмысления уже существующих и новых педагогических подходов и теорий, направленных на совершенствование владения юридической иноязычной лексикой. Рассмотренные в работе виды самостоятельной работы призваны активизировать деятельность обучающихся вузов системы МВД России, направленную на развитие как когнитивных, так и мета когнитивных способностей анализировать и оценивать свои знания.

Ключевые слова: лексический минимум, лексические навыки, самостоятельная работа, компетенция, творческий тип, реконструктивно-вариативный тип, воспроизводящий тип.

Вопрос обучения юридической лексике на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в высших учебных заведениях системы МВД России достаточно много обсуждается в научных кругах. Предлагаются различные типологии лексических заданий, направленных на освоение лексического материала в рамках курса по английскому языку в соответствии с учебным планом РПД по юридическим специальностям. В соответствии с программными требованиями обучающиеся должны освоить установленный объем иноязычной лексики по изучаемым темам в рамках формируемых компетенций профессионально-ориентированного обучения. Аудиторное изучение иностранного языка предполагает использование форм работы, направленных на формирование продуктивных и рецептивных лексических навыков, необходимых для осуществления иноязычной коммуникации в системе профессионального общения. При изучении иностранного языка с использованием форм самостоятельной работы, например, на факультете заочного обучения, помимо аудиторного изучения, возникает необходимость применения форм внеаудиторной работы по изучению лексического минимума по той или иной теме.

Поскольку целью обучения иностранному языку является развитие устных и письменных форм коммуникации, можно утверждать, что владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели. [2, с. 122]

Актуальность исследования аспектов самостоятельной работы, используемых в обучении юридической иноязычной лексике в юридических вузах, состоит в изучении возможностей применения различных форм самостоятельной работы по английскому языку для профессионального общения. Формы самостоятельной работы могут варьироваться, включая обучающие действия воспроизводящего характера, т.е. самостоятельная работа может быть направлена на запоминание объектов действительности с использованием критериев, позволяющих определить уровень сформированности языковой компетентности. Самостоятельная работа может опираться на формы работы, которые позволяют обучающимся анализировать те или иные языковые модели, описывающие факты, явления, события с точки зрения их вариативного воссоздания. Здесь мы можем говорить об использовании ситуативного мышления при выполнении заданий на реконструкцию, до-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

полнение, завершение ситуации, опираясь на прочитанный или прослушанный текст. При освоении юридической терминологии при выполнении подобных упражнений обучающийся осуществляет поиск необходимого денотата в рамках семантического поля исследуемой лексической единицы, или осуществляет свободный выбор смысла в заданных семантических рамках.

Юридическая лексика представляет собою сложный комплекс языковых компонентов, изучение которых тесно связано с понятиями «ударение», «произношение», «словосочетание», «грамматическая структура», «части речи».

Поэтому целью данного исследования было определено изучение возможностей использования самостоятельной работы при обучении иноязычной юридической лексике в вузах системы МВД России.

Цель определила следующие задачи исследования:

1. выявить наиболее эффективные формы самостоятельной работы для освоения иноязычной юридической лексики;

2. определить методически обоснованные категории заданий для изучения юридических терминов по дисциплине «Иностранный язык» с использованием форм самостоятельной работы;

3. разработать некоторые рекомендации по использованию тех форм самостоятельной работы, которые наиболее эффективно реализуют возможности для освоения иноязычной юридической лексики.

Обучающиеся на заочном отделении любой образовательной организации системы МВД России должны освоить лексический материал по дисциплине «Иностранный язык» по специальностям, связанным с правоохранительной деятельностью, с деятельностью подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также с административной деятельностью полиции. Работа с лексикой при самостоятельном изучении иностранного языка должна строиться с опорой на методические рекомендации по самостоятельной работе по отдельным разделам дисциплины и с опорой на источники, которые можно разместить в системе ЭИОС или Апекс.вуз.

При изучении тем "Punishment", "Drug-Related Crimes", "Crime. Classification of Crimes" необходимо учитывать специфику правоприменительной направленности изучаемой лексики. Поэтому наиболее эффективными формами самостоятельной работы, используемыми при изучении указанных тем, можно назвать выполнение следующих типов заданий: упражнения на простую подстановку и простую подстановку в меняющейся позиции, подстановку, порождающую изменения в исходном предложении, подстановку, связанную с из-5 менениями в подставляемом элементе, многосто-§ роннюю подстановку, трансформацию. Я Трансформационные упражнения формиру-° ют навык комбинирования, замены, а также уме-si ние сопоставлять и противопоставлять изучаемую

структуру ранее изученным, составлять из отдельных усвоенных заранее частей целые высказывания с новым содержанием.

Примеры заданий на трансформацию:

1) Fill in the gaps with the missing words: 1. ... is the killing of one human being by the act, procurement or omission of another. 2. . is the intentional or reckless destruction or damaging of property by fire without a lawful excuse.

2) Complete the sentences. Choose the correct answer from those given under letters a), b), c).

Подобные задания эффективны при изучении лексики по темам "Punishment", "Drug-Related Crimes", "Crime. Classification of Crimes". Для подстановки используется лексика из лексического минимума по данным темам: "crimes against person, crimes against property, detention, victim, prosecution, drug possession, drug trafficking, imprisonment" и т.д.

Примером заданий на реконструкцию могут быть упражнения на логическую перегруппировку (Put the sentences into the correct order) или задания, где необходимо решить является утверждение ложным или верным (Say whether the statements are true, false or not stated). Наиболее важным принципом в обучении и изучении юридической лексики является принцип отбора лексических единиц, оптимально соответствующих уровню профессиональной подготовки обучающихся. Значения новых слов должны легко определяться в рамках контекста. В этом случае обучающиеся значительно быстрее запоминают смысл и форму. [1, с. 97]

При изучении лексики, связанной с понятиями «наказание», «уголовно-исполнительная система» в рамках самостоятельной работы по теме достаточно эффективными являются задания творческого характера, в частности, задания на развитие контекстуальной догадки, упражнения для обучения прогнозированию, упражнения в эквивалентных заменах (перифраз), упражнения в расширении ассоциативных связей. Например, после прочтения текста обучающиеся должны заполнить таблицу, в которой они должны предложить тип наказания указанным в таблице преступлениям: «Shoplifting a dress worth £45, Disturbing the peace (making noise, fighting in the street, etc.), Not paying tax, Driving whilst drunk». Задание состоит в следующем: Think about the crimes mentioned in the text. Decide on a punishment/sentence for each crime. Think about the seriousness of the crime, who the victim is in each case, the degree of suffering involved, etc.

Самостоятельная работа творческого типа позволяет развивать навыки изучающего чтения, умений производить выборку лексического материала, необходимого для понимания письменного текста или материала для аудирования, производить поиск соответствий английских и русских эквивалентов. [4, с. 1138]

Например, Match these notorious criminals with their crimes: a. Jack the Ripper b. Ronald Biggs c. William Bonney d. Lee Harvey Oswald e. Robin Hood

1. Took part In the Great Train Robbery____

2. Assassinated President John F. Kennedy

3. Alias Billie the Kid, a 'legendary' villain of the Wild West, who murdered 21 men before he was shot down in 1881____

4. A blood-thirsty murderer famous for his activities in Victorian London___

5. A legendary hero who stole from the rich to give to the poor____

При изучении юридической лексики в рамках самостоятельного изучения дисциплины «Иностранный язык» продуктивными являются также задания типа: 1) образовать имя существительное от глагола; 2) перевести на русский язык глаголы, если известно значение однокоренного существительного: to investigate - investigation; to prosecute - prosecution; to interrogate - interrogator; 3) перевести предложения, догадываясь о значении выделенных глаголов, исходя из значения од-нокоренного существительного - Detectives interview (interview) witnesses at the crime scene.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы и разработаны некоторые рекомендации по изучению юридической лексики в рамках самостоятельного изучения дисциплины «Иностранный язык» в образовательных организациях МВД России.

Изучение иноязычной юридической лексики с использованием форм самостоятельной работы по иностранному языку должно опираться на языковые модели, факты, явления с точки зрения возможности их вариативной реконструкции.

При овладении лексическим минимумом в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции по дисциплине «Иностранный язык» для обучающихся юридическим специальностям самостоятельную работу по иностранному языку необходимо рассматривать как возможность обучения продуктивным лексическим навыкам для чтения юридической иноязычной литературы, аудирования, и иноязычной коммуникации на профессиональные темы. [3, с. 209]

Использование форм самостоятельной работы воспроизводящего или творческого вида при овладении базовой юридической иноязычной лексикой обучающимися в вузах МВД России позволяет решить задачу формирования

субъективных и объективных критериев оценки сформированности языковых умений и навыков по дисциплине «Иностранный язык».

Самостоятельная работа в системе овладения иноязычными лексическими навыками призвана активизировать деятельность обучающихся вузов системы МВД России, направленную на развитие своих как когнитивных, так и мета когнитивных способностей, способностей анализировать и оценивать свои знания. Кроме того, использование форм самостоятельной работы при дистанционном изучении иностранного языка служит инструментом формирования навыков межкультурного общения, формирует творческое отношение

к процессу изучения иностранного языка, что является ключевым фактором при осуществлении профессионально ориентированной иноязычной коммуникации. [5, с. 159]

Изучение юридической лексики на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» с опорой на самостоятельную работу конструктивно-вариативного, творческого и воспроизводящего типа позволяет говорить о том, что данные виды самостоятельной работы активизируют изучение английского языка и способствуют эффективному освоению юридической лексики. В рамках самостоятельного изучения дисциплины «Иностранный язык» использование упражнений в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки, заданий на перефразирование, исправление ошибок, подстановку, соотнесение русских и английских эквивалентов (matching), подготовка эссе, презентаций также расширяет границы возможностей обучающихся при овладении ими терминологической юридической базой.

Исследованные в статье виды самостоятельной работы воспроизводящего, реконструктивно-вариативного и творческого вида при изучении юридической лексики английского языка создают следующие возможности для обучающихся в вузах МВД России:

1. эффективно осваивать лексический минимум по изучаемым темам по дисциплине «Иностранный язык» для активного его использования в ситуациях профессионального общения;

2. применять полученные лексические навыки для чтения и перевода юридических текстов;

3. применять знание иноязычных юридических терминов при изучении дисциплин правового характера, включенных в тематические планы юридических и правоохранительных специальностей, например, «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Оперативно-розыскная деятельность» и т.д.

Литература

1. Гальская Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: Айрис-Пресс, 2000. - С. 156.

2. Коряковцев Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М.: АРКТИ, 2002. 175 с.

3. Каргина Е.М. Функциональная дифференциация лексического материала в процессе преподавания иностранного языка в неязыковом вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 4. С. 208-211 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snau-ka.ru/issues/2015/06/54047 (дата обращения: 25.12.2022).

4. Маркелова Д.М. A method of forming lexical skills at training English language/ Д.М. Маркелова. -Текст: непосредственный, электронный/Молодой ученый. - 2016. - № 9(113) - С. 1138-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

1141. - URL: http://moluch.ru/archive/113/29098 (дата обращения: 07.02.2023). 5. Новгородова Е.Е. Работа с иноязычной терминологической лексикой как условие формирования профессиональных компетенций в неязыковом вузе // Современная педагогика. -2015. - № 5 - С. 158-160 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4453 (дата обращения: 07.02.2023).

SOME ASPECTS OF THE USE OF FORMS OF INDEPENDENT WORK FOR TEACHING THE LEGAL VOCABULARY OF THE ENGLISH LANGUAGE AT A HIGHER LAW SCHOOL

Plakhotnyuk L.A.

Siberian Law Institute of the Interior of Russia

The article discusses the possibilities of using the most effective forms of independent work in the study of legal terms in the discipline "Foreign language" in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The relevance of this study consists in the study of modern methods of mastering the legal vocabulary of the English language, in conditions of varying independent work of reproducing, creative and reconstructive-variable types. The study of methods for self-study of foreign legal vocabulary has shown that the most effective are those aimed at the formation of productive and receptive lexical skills necessary for reading and translating legal texts, as well as for professional communication in a foreign language. The forms of independent work in the study of the legal vocabulary of the English language can vary, including training activities aimed at memorizing objects of reality using criteria that allow determining the level of formation of communicative competence in the discipline "Foreign Language".

This study is dictated by the need for theoretical and methodological understanding of existing and new pedagogical approaches and theories aimed at improving the knowledge of legal foreign language vocabulary.

All the types of independent work studied in the work are designed to activate the activities of students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, aimed at developing both cognitive and meta-cognitive abilities to analyze and evaluate their knowledge.

Keywords: lexical minimum, lexical skills, independent work, competence, creative type, reconstructive-variable type, reproducing type.

References

1. Galskaya N.D. Modern methods of teaching foreign languages. - M.: Iris-Press, 2000. - P. 156.

2. Koryakovtsev N.F. Modern methods of organizing independent work of students of a foreign language: a guide for teachers. M.: ARKTI, 2002. 175 p.

3. Kargina E.M. Functional differentiation of lexical material in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university // Modern scientific research and innovation. 2015. No. 6. Part 4. S. 208-211 [Electronic resource]. URL: http://web.snau-ka.ru/issues/2015/06/54047 (date of access: 12/25/2022).

4. Markelova D.M. A method of forming lexical skills at training English language / D.M. Markelov. - Text: direct, electronic//Young scientist. - 2016. - No. 9(113) - P. 1138-1141. - URL: http:// moluch.ru/archive/113/29098 (date of access: 07.02.2023).

5. Novgorodova E.E. Working with foreign terminological vocabulary as a condition for the formation of professional competencies in a non-linguistic university // Modern Pedagogy. - 2015. -No. 5 - P. 158-160 [Electronic resource]. URL: http://pedagogi-ka.snauka.ru/2015/05/4453 (date of access: 02/07/2023).

о с

u

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.