Научная статья на тему 'Некоторые аспекты исполнения бюджета муниципального образования'

Некоторые аспекты исполнения бюджета муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
923
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА / НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КРЕДИТОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колебанов А. В., Беспалов М. В.

В статье, на основе анализа теоретико-методологических подходов к формированию доходной и расходной части бюджета муниципального образования рассматриваются современное состояние и проблемы совершенствования исполнения бюджета Бондарского района. Предложены направления его совершенствования по векторам: во-первых, оптимизации налогового потенциала района; во-вторых развитие системы муниципального кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF BUDGET PERFORMANCE OF MUNICIPALITY

In article, on the basis of the analysis of teoretiko-methodological approaches to formation of profitable and account part of the budget of municipality the current state and problems of improvement of budget performance of the Bondarsky area are considered. The directions of its improvement on vectors are offered: first, optimization of tax capacity of the area; secondly development of system of municipal crediting.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты исполнения бюджета муниципального образования»

Колебанов А. В.

студент ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

г. Мичуринск, Россия Беспалов М.В.

к.э.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»

г. Тамбов, Россия

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье, на основе анализа теоретико-методологических подходов к формированию доходной и расходной части бюджета муниципального образования - рассматриваются современное состояние и проблемы совершенствования исполнения бюджета Бондарского района. Предложены направления его совершенствования по векторам: во-первых, оптимизации налогового потенциала района; во-вторых - развитие системы муниципального кредитования.

Ключевые слова: муниципальные финансы, муниципальный бюджет, источники доходов бюджета, налоговый потенциал, кредитование.

Kolebanov A.V.

student of Michurinsk state agricultural university

Michurinsk, Russia Bespalov M. V.

PhD in Economics, Associate Professor of Tambov State University

named after GR Derzhavin Tambov, Russia

SOME ASPECTS OF BUDGET PERFORMANCE OF MUNICIPALITY

Abstract: In article, on the basis of the analysis of teoretiko-methodological approaches to formation of profitable and account part of the budget of municipality - the current state and problems of improvement of budget performance of the Bondarsky area are considered. The directions of its improvement on vectors are offered: first, optimization of tax capacity of the area; secondly - development of system of municipal crediting.

Key words: municipal finance, municipal budget, sources of the income of the budget, tax potential, crediting.

Бюджетная система страны является основной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Изучая проблемы формирования бюджетов муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во-вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и городским законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти -это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.

Структура финансов районного бюджета определяет его самостоятельность, поскольку доминирование первой группы, а в бюджете района удельный вес безвозмездных и безвозвратных перечислений в общем объеме собственных доходов составляет 51,9%, рождает зависимость от государства. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципального образования, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды.

Основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления, могут быть отнесены к четырем категориям -налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной деятельности и муниципальный кредит.

Первые две группы доходных источников являются в той или иной степени средствами, которые государство собирает с населения и предприятий.

Третья и четвертая группа напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться.

Все четыре источника дохода зависят также от состояния законодательства, в котором определяется правоспособность органов местного самоуправления.

Место и роль налогов бюджета района определяют такие показатели

как:

• степень собираемости налогов;

• степень покрытия налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;

• размер убытка или дохода от действия той или иной налоговой льготы [10].

Целью всех проводимых мероприятий налоговой реформы является увеличение поступлений налоговых доходов в бюджет, необходимый для решения государством поставленных задач и выполнения функций.

Этого увеличения можно добиться за счет простого увеличения налоговых ставок и введения дополнительных налогов.

Но повышение налоговых ставок и количества налогов, как правило, ведет к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно

высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от уплаты налогов и так далее. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются налоги и, следовательно, уменьшается объем налоговых поступлений.

Наглядно взаимосвязь, между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками отражает кривая Лаффера, которая наглядно иллюстрирует, что при увеличении налоговых ставок от 0 до 100% налоговые поступления сначала растут до максимального уровня в точке М, а затем снижаются до нуля. Налоговые поступления в условных точках В (высокий уровень) и Н (низкий уровень) равны, но пониженная ставка в точке Н явно целесообразнее, поскольку, выше деловая активность людей, больше объем производства и занятости, выше уровень благосостояния общества.

Таким образом, снижая чрезмерно высокие налоговые ставки, государство может стимулировать экономику, что выражается в росте инвестиций, производства и занятости и ведет к увеличению доходов бюджета, сокращению его дефицита.

Смыслом и главной характеристикой налоговой системы является «доставка» средств в бюджет, поэтому рассмотрение данной проблемы естественно начать с налоговых платежей.

Для бюджета Бондарского района налоги являются основным доходным источником.

В целях обеспечения устойчивого поступления доходов в бюджет необходимо совершенствование налогового потенциала.

Под налоговым потенциалом Бондарского района налоги района понимается совокупность возможных налоговых поступлений в бюджет Бондарского района налоги района.

Одним из важнейших направлений экономических преобразований в Бондарского района должно быть повышение эффективности управления общественными финансами, что может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития

налогового потенциала. В связи с этим назрела необходимость проведения оценки хода реформирования налоговой системы Бондарского района, объема и структуры поступлений налогов и сборов и резервов их мобилизации в бюджет Бондарского района.

Таким образом, основной акцент при решении задач укрепления и усиления доходной базы района целесообразно сделать на повышении доходов населения, создании условий рентабельной работы и укреплении финансово-экономического положения предприятий и организаций, всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, развитии рынка недвижимости и учете подлежащего налогообложению имущества физических лиц. Необходимо задействовать также резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики. В целях наиболее полной мобилизации налоговых доходов в бюджет Бондарского района необходимо на основе проведения постоянного мониторинга задолженности, ее структуры и динамики принятие активных мер налогового администрирования для ее снижения и ликвидации.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

• формирование эффективной системы межбюджетных отношений путем ее дальнейшего реформирования;

• совершенствование законодательства Бондарского района о налогах и сборах, его упрощение и систематизация;

• проведение регулярного анализа налогового потенциала района для определения возможных путей его развития;

• оптимизация налоговых льгот;

• совершенствование налогового администрирования с целью повышения фактической собираемости налогов и сборов;

• стимулирование развития реального сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в районе;

• повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению;

• развитие рынка недвижимости.

Также с моей точки зрения, в основу закрепления доходных источников за уровнями власти должны быть положены следующие критерии:

Желательно соответствие видов доходных источников предметам ведения органов местного самоуправления. Так, например, земельный налог отнесен к доходным источникам местных властей.

Поскольку право на местное самоуправление выступает не как право личности, а как коллективное право, то за органами местного самоуправления должны закрепляться, прежде всего, налоги, связанные с регулированием общественно значимой деятельности для населения муниципального образования. Примером может служить налог с владельцев транспортных средств. В то же время, исходя из изложенного выше принципа, для регулирования лучше использовать личные налоги, которые взимаются государством с граждан. Так, в большинстве стран мира регулирующим является подоходный налог.

Муниципальный кредит. По своей природе кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования. Источниками муниципального кредита могут выступать население, государство, частные кредитные учреждения, другие органы местного самоуправления (взаимный кредит).

Наиболее важной формой муниципального кредита является взаимный кредит, который подразумевает объединение ресурсов муниципальных образований для решения конкретных задач. Однако применение той или иной формы взаимного кредита зависит от ряда условий. Прежде всего, от величины самого муниципального образования и его финансово-экономической мощности.

Список литературы

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации: Федер. закон: принят Гос. Думой 06 октября 2004 г.

2. О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений: Федер. закон: принят Гос. Думой 20 августа 2005 г.

3. Устав Бондарского района: утвержден Бондарским районным Советом народных депутатов 09 июня 2006 г.

4. Положение о бюджетном процессе в Бондарском районе: утверждено Бондарским районным Советом народных депутатов 31 августа 2006 г.

5. Беспалов М.В. Оптимизация налогообложения в условиях современной России / учебное пособие / М. В. Беспалов ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р Державина. Тамбов, 2011.

6. Беспалов М.В. Бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений: состав, структура, правила составления / /Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 8 С. 10-13

7. Беспалов М. В. Анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. № 3

8. Беспалов М.В. Предпринимательство России: перспективы и направления развития / М.В. Беспалов; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». Тамбов, 2010

9. Грязнова, А.Г. Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов в России // Финансы и кредит. - 2006. - №6. - с. 21.

10. Регулирование межбюджетных отношений в РФ: материалы межв. научной конф., 2014 г./ Редкол. Е.М. Левашева. - Москва: ИГПИ, 2014, - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.