Научная статья на тему 'Некоторые аспекты государственного регулирования рынка образовательных услуг'

Некоторые аспекты государственного регулирования рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серегин В. Н.

Одним из основных факторов успешного развития российского государства и его экономики является эффективная система подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе для развития предпринимательства и инновационного воспроизводства. В современных условиях значение «человеческого капитала», «экономики знаний» существенно возрастает. Это обусловлено развитием рыночных отношений в стране, трудностями перехода от командно-административной системы национального хозяйства к рыночной, бурным развитием информационных технологий и их проникновением во все сферы жизнедеятельности общества, коренными изменениями на отечественном рынке образовательных услуг, а также существенным недостатками в государственном регулировании этого рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты государственного регулирования рынка образовательных услуг»

штурманы знаний

некоторые аспекты государственного

регулирования рынка образовательных услуг

Одним из основных факторов успешного развития российского государства и его экономики является эффективная система подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе для развития предпринимательства и инновационного воспроизводства. В современных условиях значение «человеческого капитала», «экономики знаний» существенно возрастает.

Это обусловлено развитием рыночных отношений в стране, трудностями перехода от командно-административной системы национального хозяйства к рыночной, бурным развитием информационных технологий и их проникновением во все сферы жизнедеятельности общества, коренными изменениями на отечественном рынке образовательных услуг, а также существенным недостатками в государственном регулировании этого рынка.

Развитие рынка образовательных услуг стратегически важно для государства, а потому оно в определенной мере должно быть объектом государственного регулирования, контроля и управления. Это влияние государства на рынок образовательных услуг осуществляется по целому ряду направлений, в том числе за счет:

- определения порядка создания, регистрации и лицензирования вузов, их аттестации и аккредитации;

- организации деятельности органов управления образованием, в том числе высшим и послевузовским;

- разграничения компетенций органов власти различных уровней в развитии российс-

Серегин В.Н.

канд. экон. наук, профессор,

заведующий кафедрой менеджмента Института рыночной экономики, социальной политики и права

обновление

старого механизма замедляется ввиду отсутствия

целеполагающеи

стратегии

.развития системы _высшего

Ъессионального образования

кои высшей школы, координации их деятельности;

- выработки государством социально-экономической и образовательной политики и государственных образовательных стандартов;

- осуществления государственного заказа на подготовку специалистов и их распределение, трудоустройство;

- определения и реализации социальных льгот антий для студентов, преподавателей и

юсы реформирования высшего образова-его регулирования, создания организационно-экономического поддержания и воспроизводства интеллектуального и ресурсного потенциала страны, реализации возрастающей роли подготовки конкурентоспособных кадров для развивающейся экономики России приобретают в настоящее время особую актуальность. Этот новый механизм функционирования высшей школы находится на стадии формирования. Обновление старого механизма замедляется ввиду отсутствия целеполагающей стратегии развития системы высшего профессионального образования. Остаются открытыми вопросы о долевом соотношении государственного, внебюджетного и рыночного секторов финансирования вузов, создании соответствующих новым отношениям собственности законодательно-нормативной базы и финансового механизма, морально-этической стороне платности образовательных услуг. Любая рыночная модель экономики определяет лишь степень вмешательства государства в область предпринимательства, в том числе связанного с оказанием образовательных услуг населению, но отнюдь не освобождает его от регулятивных функций и обязанностей. Что же касается России, то роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне соответствует ее исторической традиции, а кризисная обстановка в стране, связанная с осуществлением структурно-технологических и институциональных перемен, делает эту роль еще более значимой.

Решение проблемы влияния государства на экономику связано с решением аналогичной проблемы в системе высшего образования как одной из важнейших отраслей национального хозяйства. Необходимость этого практически никем не оспаривается, но сама проблема продолжает оставаться предметом дискуссий. Точки зрения здесь, как и в оценке роли государства в современной экономике, полярны: от требований усилить влияние государства на сферу высшего образования, что обусловливается социальным по своей природе характером инвестиций в человека, до призывов к сокращению такого влияния. Поскольку поддержка высшего образования, не приводя однозначно к повышению его качества, способствует росту платы за обучение, взимаемой со студентов (их семей), за счет расширения базы налогообложения. Думается, что методологическую основу концепции организационно-экономического механизма высшей школы должна составлять теория смешанной экономики. Такой подход обусловливается необходимостью учета общих интересов (теория общественного блага), когда стратегическое значение той или иной отрасли или сферы (в данном случае образования) достаточно важно для жизнеобеспечения всего общества и без их развития оно просто не сможет выжить.

Другой подход связан с несовершенством рыночного механизма координации деятельности вузов, функционирующих в режиме относительного саморегулирования. Несовершенство действия рыночного механизма вызывает необходимость государственного регулирования стихийного рынка образовательных услуг в интересах общества.

Становление и развитие этого рынка происходит не совсем стихийно, однако нуждается в регулировании как спроса, так и предложения, но в разных границах и различными методами (как прямо, так и опосредованно). В то же время рынок образовательных услуг, как и любой другой рынок, является саморегулирующейся системой и находится в состоянии динамического неравновесия. В этой ситуации сфера выс-

любая рыночная модель экономики определяет лишь степень вмешательства государства в область предпринимательства

расширение профессионального

_кругозора

_личности,

_обеспечиваемое

высшеи школои, носит общественныи характер

шего образования занимает промежуточное положение. Речь идет о том, что ее услуги могут быть как личностно ориентированными объектами, так и объектами присвоения и отчуждения, хотя, как и в случае оказания любой услуги, характер отчуждаемости здесь условен. Вместе с тем расширение профессионального кругозора личности, обеспечиваемое высшей школой, носит общественный характер. Образование порождает поток выгод не только для частных лиц, но и для общества в целом. Поэтому государство заинтересовано в повышении образовательного, научного и культурного уровня людей и должно способствовать сохранению и наращиванию интеллектуально-духовного богатства страны. Исследование становления рыночных отношений в сфере образования и развития инфраструктуры рынка образовательных услуг позволило выявить их сложный и противоречивый характер. С одной стороны, в результате активной адаптационной деятельности многих вузов, а также ряда мер, принятых на федеральном уровне и в части регионов, наметились и развиваются позитивные тенденции: формируется новая законодательная база, происходит перераспределение управленческих функций, возникают элементы многоканального финансирования, функционируют негосударственные учебные заведения, обновляется содержание образовательных программ и др.

С другой стороны, обозначился ряд других проблем, к которым можно отнести недостаточный уровень финансирования, а также неэффективный и непрозрачный механизм распределения бюджетных средств; усиление социальной дифференциации в доступе к качественному образованию, низкий уровень социальной поддержки работников системы образования и обучающихся; износ основных фондов; отток и старение преподавательского состава. Отсюда следует, что в настоящее время возрастает роль и ответственность государственного регулирования деятельности вузов и рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.