Научная статья на тему 'Некоторые аспекты функционирования системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам всовременных условиях'

Некоторые аспекты функционирования системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам всовременных условиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ БЮРО / МАЛОИМУЩАЯ ЧАСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / FREE LEGAL AID / NATIONAL EXPERIMENT / PUBLIC LEGAL ASSISTANCE BUREAU / SOCIALLY UNPROTECTED CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яшин Алексей Алексеевич

в статье исследуется становление и развитие системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим слоям населения РФ, организационный механизм данной сферы, перспективы ее дальнейшего развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREE AID AND ADVICE IN LEGALMATTERS FOR SOCIALLY UNPROTECTED CLIENTS

the article dealswith free aid and advice in legalmatters for those clients who are not able to afford expenses for legal advice. The author underlines the organizational mechanism and prospects of this aspect.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты функционирования системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам всовременных условиях»

Гражданское право

A.A. YASHIN*

FREE AID AND ADVICE IN LEGAL MATTERS FOR SOCIALLY UNPROTECTED CLIENTS

УДК 347.965 ББК 67.75 Я96

Аннотация: в статье исследуется становление и развитие системы оказания бесплатнойюридической помощи малоимущим слоям населения РФ, организационный механизм данной сферы, перспективы ее дальнейшего развития.

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, государственныйэксперимент государственныеюри-дические бюро, малоимущая часть населения.

АЛЕКСЕЙ

АЛЕКСЕЕВИЧ

ЯШИН*

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ ВСОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Annotation: the article deals with free aid and advice in legal matters for those clients who are not able to afford expenses for legal advice. The author underlines the organizational mechanism and prospects of this aspect.

Key words: free legal aid, national experiment, public legal assistance bureau, socially unprotected citizens.

Отправной точкой реализации системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим слоям населения в РФ является Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» (далее -Постановление).

В соответствии с указанным нормативным правовым актом в 10 субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Чеченская Республика, Волгоградская, Иркутская, Магаданская, Московская, Самарская, Свердловская, Томская и Ульяновская области) с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. был осуществлен эксперимент по организации предоставления малоимущим гражданам юридической помощи через созданные в перечисленных регионах государственные юридические бюро.

По общему правилу малоимущими признаются лица, зарегистрированные по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, у которых по не зависящим от них причинам среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в данном субъекте Федерации.

Постановлением были утверждены штаты государственных юридических бюро, организационные основы их деятельности (в виде одноименного положения), источники и порядок финансирования, урегулированы вопросы взаимодействия с региональными органами исполнительной власти. Координация и регулирование деятельности государственных юридических бюро были возложены на Федеральную регистрационную службу.

* Ведущий юрисконсультотдела правого обеспечения обособленных подразделений (ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ»)

E-mail: vak@academjust. ryazantelecom.ru.

23 мая 2007 г. на коллегии Минюста России во исполнение п. 10 указанного Постановления были обобщены результаты деятельности государственных юридических бюро и выработаны предложения о реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, представленные в Правительство РФ для последующего доклада Президенту России.

В частности, на заседании коллегии было отмечено, что Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами, участвующими в эксперименте, проведена серьезная работа по реализации рассматриваемого Поста -новления. Росрегистрацией были осуществлены мероприятия, необходимые для создания и организации деятельности государственных юридических бюро, в том числе утверждены уставы бюро, сформирован кадровый состав, произведена государственная регистрация бюро в качестве юридических лиц, утверждены необходимые формы документов, подобраны и оборудованы помещения, проведена работа по освещению хода эксперимента в средствах массовой информации.

Несмотря на то что деятельность бюро осуществляется на территории лишь отдельных районов указанных субъектов Российской Федерации, в течение деятельности бюро за отчетный период 123 работниками государственных юридических бюро оказана бесплатная юридическая помощь почти 22 тысячам малоимущих граждан. В основном это пенсионеры, инвалиды, безработные, работники бюджетной сферы.

На коллегии также отмечалась финансовоэкономическая обоснованность проведения эксперимента. Так, за первый год деятельности работники бюро дали 8644 устных и 1876 письменных консультаций, составили 4364 документа правового характера, приняли участие в рассмотрении в судах 1067 гражданских дел, в 121 случае работники бюро представляли интересы граждан в органах местного самоуправления и различных организациях. Следует отметить, что даже самый недорогой вид помощи, такой как устная консультация, лицами и организациями, оказывающими юридические услуги на платной основе, оценивается, как правило, в несколько сотен рублей, представительство в суде первой инстанции - в среднем не менее десяти тысяч рублей.

С учетом изложенного коллегия полагает, что при сохранении действующих государственных юридических бюро целесообразно создание таких же бюро в других субъектах Российской Фе-

дерации. В то же время коллегия посчитала, что государственные юридические бюро могут быть только частью единой государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Другими составляющими этой системы должны в полном объеме стать адвокаты и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательством предусмотрен ряд полномочий этих органов и адвокатского сообщества в области оказания бесплатной юридической помощи, однако они сформулированы таким образом, что указанная помощь по вопросам, не связанным с уголовным процессом, оказывается в недостаточных объемах.

Право на оказание бесплатной юридической помощи предусмотрено законодательством только для отдельных категорий малоимущих граждан по ограниченному кругу вопросов. Федеральной регистрационной службой была проанализирована практика реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и адвокатскими палатами полномочий по вопросам оказания бесплатной юридической помощи, возложенных на них законодательством. В частности, указанный анализ показал, что в ряде субъектов Российской Федерации нет ни одного нормативного правового акта по вопросам бесплатной юридической помощи, которые должны быть приняты в соответствии с федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвла-сти субъектов Российской Федерации» и от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Во многих субъектах Российской Федерации, где указанные нормативные правовые акты приняты, они практически не действуют, поскольку либо не предусмотрен механизм их реализации, либо в бюджетах субъектов Российской Федерации нет средств на их исполнение. Отмечается также недостаточная численность адвокатов в большинстве судебных районов, их сосредоточенность в столицах и других крупных городах.

Нормы, регламентирующиеполномочия субъектов Российской Федерации и адвокатских палат в сфере оказания правовой помощи, которые содержат множество пробелов и коллизий, должны быть четко сформулированы. К полномочиям органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет

Гражданское право

Гражданское право

средств бюджета субъекта Российской Федерации, следует отнести оплату труда и компенсацию расходов адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации, установление порядка этих выплат, а также материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридических консультаций. На советы адвокатских палат необходимо возложить определение порядка оказания адвокатами бесплатной юридической помощи.

В отношении государственныхюридических бюро коллегия полагает, что действующая система себя оправдала, ее следует развивать на тех же принципах, на которых она функционирует в настоящее время, а именно: государственные юридические бюро должны создаваться Правительством Российской Федерации в качестве федеральных государственных учреждений, деятельность которых координируется, регулируется и контролируется Федеральной регистрационной службой.

В субъекте Российской Федерации должно действовать одно государственное юридическое бюро с сетью его подразделений, при этом бюро должны создаваться в тех субъектах Российской Федерации и в тех районах, где количество адвокатов недостаточно для того, чтобы обеспечить получение бесплатной юридической помощи всем категориям граждан, имеющих на это право.

Подводя итоги первого года проведения эксперимента, коллегия решила признать положительными итоги деятельности государственных юридических бюро по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам за первый год работы и целесообразным создание системы оказания бесплатной юридической помощи, предусматривающей равноценное участие в этой деятельности государственных юридических бюро, адвокатов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проведение данной коллегии и решения, принятые по итогам рассмотрения проблемных вопросов осуществления эксперимента по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим слоям населения, обусловили принятие 25 декабря 2008 г. Правительством РФ Постановления № 1029 «О государственных юридических бюро», утвердившего Положение об оказании бесплатной юридической помощи государственными юридическими бюро.

В Положении установлено, что государственные юридические бюро оказывают бес-

платную юридическую помощь: а) в виде консультаций по правовым вопросам в устной и письменной форме; б) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; в) представления интересов граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях гражданам, считающимся малоимущими в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвалидам первой или второй группы, ветеранам Великой Отечественной войны, неработающим пенсионерам, получающим пенсию по старости, государственные юридические бюро оказывают бесплатную юридическую помощь в виде устной консультации вне зависимости от уровня их дохода.

Для получения бесплатной юридической помощи гражданин представляет в государственное юридическое бюро заявление об оказании юридической помощи по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации; документ; удостоверяющий личность; справку о среднедушевом доходе семьи (одиноко проживающего гражданина), полученном за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения в государственное юридическое бюро.

Инвалиды первой или второй группы, ветераны Великой Отечественной войны, неработающие пенсионеры, получающие пенсию по старости, для получения юридической помощи в виде устной консультации представляют предусмотренные федеральным законодательством документы, подтверждающие их принадлежность к указанным категориям.

Решение об оказании бесплатной юридической помощи принимается начальником государственного юридического бюро или по его письменному поручению работником государственного юридического бюро в день представления гражданином указанных документов.

Бесплатная юридическая помощь, за исключением устной консультации, оказывается на основании соглашения между гражданином и государственным юридическим бюро, заключаемого по форме, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных соглашением, государственное юридическое бюро на основании договора вправе поручить адвокату оказать лицу, обратившемуся в государственное юридическое бюро, бесплатную юридическую по-

мощь, в том числе выступить его представителем в гражданском судопроизводстве, а также в исполнительном производстве по гражданскому делу.

В оказании бесплатной юридической помощи может быть отказано, если: гражданин, обратившийся в государственное юридическое бюро, не представил соответствующие документы, определенные одноименным перечнем; из представленной справки о полученных доходах следует, что среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше (равен) величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; гражданин ходатайствует об оказании юридической помощи, не предусмотренной Положением.

Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован обратившимся в государственное юридическое бюро гражданином в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации. Срок рассмотрения жалобы составляет не более 10 рабочих дней.

В случае если гражданину отказано по основаниям, не предусмотренным Положением, руководитель территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте (субъектах) Российской Федерации в течение указанного срока направляет начальнику государственного юридического бюро (лицу, исполняющему его обязанности) предписание об устранении нарушений, о чем в письменной форме уведомляет гражданина.

Отказ в оказании бесплатной юридической помощи может быть обжалован гражданином в суд.

6 апреля 2010 г. Минюстом России в Правительство РФ был внесен законопроект о системе бесплатной юридической помощи малоимущим. В законопроектепредлагается возложить пол-

1 Российская газета. 2010. 7 апр.

номочия по созданию такой системы на региональные власти. В частности, как отметил министр юстиции А. Коновалов, «...в редакции законопроекта предусмотрена возможность софинансирования из федерального бюджета регионов, которые будут активно участвовать в развитии такой системы бесплатной юридической помощи»1. Предусматривается, что бесплатная юридическая помощь будетоказывать-ся как через существующие адвокатские организации, так и через систему государственных юридических бюро, которые в порядке эксперимента действуют на сегодняшний день в десяти регионах. Но в перспективе система таких бюро может быть расширена.

Заключительной вехой развития системы государственнойподдержки малоимущих граждан в форме оказания бесплатной юридической помощи является принятие Минюстом России приказа от 21 июля 2010 г. № 174 г. «Об утверждении форм документов государственного юридического бюро». При комментировании нормативных положений данного документа министр юстиции А. Коновалов акцентировал внимание на том, что он создает предпосылки для упорядочения механизма оказания малоимущему гражданину бесплатной квалифицированной юридической помощи адвокатом посредством заполнения соответствующего документа.

Очевидно, что система бесплатной государственной юридической помощи малоимущим гражданам за время своего существования подверглась заметным нововведениям, призванным усовершенствовать механизм ее организации. Залогом дальнейшего успешного развития этой сферы, безусловно, является факт придания ей особого значения Президентом и Правительством России, заинтересованных в упрочении институтов защиты прав, свобод и законных интересов граждан публично-правовыми средствами.

Гражданское право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.