УДК 378:316.77:[378.147.091.313+53]:573-052
Кучеренко М.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО БИОЛОГА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ
Рассмотрены когнитивная, операционально-технологическая, мотивационная и социальная характеристики наличной коммуникативной компетентности как набора актуализированных общекультурных компетенций будущих биологов. Обсуждены структурно-содержательные основания организации самостоятельной работы обучаемых на основе стратегий смыслового чтения, реализующих возможности герменевтико-феноменологического подхода для формирования и развития общекультурных компетенций учащихся.
Ключевые слова: герменевтико-феноменологический подход, общекультурные компетенции, коммуникативная компетентность, самостоятельная работа будущего биолога по физике, смысловое чтение учебного текста по физике, умение понимания учебного текста.
Компетентностно-ориентированные стандарты и программы в европейском, а ныне и российском образования, фиксируют переход от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) парадигмы к новой модели постановки и решения теоретических и практических педагогических проблем. В рамках новой парадигмы требования к результату высшего образования формулируются в категории «компетенция» / «компетентность» как интегральных результатах образовательного процесса. Данное требование логически определяет поиск стратегий преподавания, учения и оценки, направленных на формирование образовательных компетенций различного содержания и назначения.
Анализ различных определений компетенции, основанных на этимологии или устоявшейся семантике показал, что объем понятия, предложенный различными авторами, как правило, включает такие элементы, как знания, отношения, мотивы, качества личности, умения и способности к определенному типу поведения и деятельности [1], [2], [4], [5], [9]. Далее, при изложении, под компетенцией мы будем понимать «некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений)» [4], которые выявляются в компетентностях человека, как формируемых личностных качествах, позволяющих ему успешно выполнять социально-профессиональные задачи в поле разнообразных культурных контекстов.
В пункте V. «Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата» Федерального государственно -го образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400.62 Биология [10] заявлено, что выпускник должен обладать набором определенных общекультурных компетенций. Рассмотрим входящую в этот набор компетенцию 0К-10, представленную в виде способности к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыков культуры социального и делового общения. Подчеркнем, что к письменной форме коммуникации в учебном процессе мы относим такие многокомпонентные умения студента, как:
1. Поиск учебной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности.
2. Понимание прочитанного как специально организованная текстовая деятельность.
3. Оценка полученной учебной информации.
4. Преобразование учебной информации в соответствии с целевыми установками.
5. Создание учебных текстов различного вида и назначения.
В свою очередь, устная коммуникация как процесс порождения, передачи и восприятия учебной информации, предполагает сформи-рованность таких умений, как:
1. Участие в диалоге (или полилоге) в процессе организованного понимания учебной информации.
2. Эффективное участие в дискуссии (или диспуте) на заданную тему.
3. Выступление с докладом (или сообщением).
4. Подготовка и проведение устных презентаций.
Несложный анализ операционального состава компетенции ОК-10 позволяет выстроить иерархию общекультурных компетенций выпускника-биолога, представленную на рисунке 1. Данная иерархия основывается на том, что продуктивность коммуникативных действий любого рода обеспечивается мобилизацией и когнитивного, и эмоционально-волевого, и ценностного-смыслового, и поведенческого субъектного опыта личности.
Обсудим наличное состояние коммуникативной компетентности будущих биологов как актуализированную компетенцию ОК-10 и соподчиненные с ней ОК 3, 4, 7, 13, 14, 15, 16, 18. Элементы многокомпонентной структуры названной компетенции были выявлены эмпирическими методами анкетирования и изучения продуктов деятельности. В анкетировании приняли участие студенты-первокурсники направления подготовки 020400.62 Биология (всего 47 человек), изучающих дисциплину «Физика» во втором и третьем семестрах
обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 часов, из них 72 часа (33,3% от общей трудоемкости) отводится на самостоятельное изучение разделов и самоподготовку (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям и рубежному контролю), 36 часов - на подготовку и сдачу экзамена.
Целью анкетирования был анализ внеаудиторной самостоятельной работы студентов по изучению разделов физики, а именно ее структуры, особенностей, режима организации, места и времени осуществления. Кроме того, в анкетировании предполагалось выявление семантической, операциональной и эмоциональной готовности субъектов учебной деятельности к самостоятельной работе по предмету. Анонимная анкета включала вопросы полузакрытого характера, что предполагало рефлексию студентов над содержанием самостоятельной работы как формы самообразования, предполагающей выполнение целого ряда входящих в нее действий: осознание и принятие цели деятельности, выявление ее смысла (личностного смысла), саморегуляцию, самоорганизацию и самоконтроль. Из содержания ответов на первые пять вопросов анкеты можно заключить, что:
ОК-10: способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения
ОК-13:
способность использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны
приобретение новых знаний и формирование суждения по научным, социальным и другим проблемам на основе использования современных образовательных и информационных технологий
ОК-4: ОК-7:
выстраивание и использование
реализация в познаватель-
перспективной ной и профес-
линии интел- сиональной
лектуального, деятельности
культурного, базовых зна-
нравственного, ний в области
физического и гуманитарных
профессиональ- и экономиче-
ного саморазви- ских наук
тия и самосо-
вершенствова-
ния
правильная забота о умение
постановка качестве работать
целей, прояв- выполняе- самостоя-
ление настой- мой работы тельно и в чивости и вы- команде носливости в их достижении
проявление творческих качеств
Рисунок 1. Иерархическая структура общекультурных компетенций по направлению подготовки 02400.62 Биология
ОК-3
1. Среди источников информации для самостоятельной работы доминируют ресурсы Интернета и учебник (и/или) учебное пособие, рекомендованное преподавателем, тогда как некоторый процент (от 6 до 38%) выбирает самостоятельно один или несколько источников учебной информации. Энциклопедии и периодические научно-популярные издания почти полностью исключены как источники знаний.
2. Небольшой процент обучающихся (от 13 до 25%) выполняет самостоятельную работу в читальных залах университета, используя печатные источники учебной информации.
3. Большой процент студентов в каждой учебной группе (от 27 до 50%) указал на значимость систематических консультаций для успешной самостоятельной работы по изучению разделов дисциплины.
4. Анкетируемыми были выбраны различные приемы преобразования учебной информации (составление различного вида таблиц; составление различных структурных схем (графов); составление словаря понятий и новых терминов; составление карт понятий; составление плана (в том числе, тезисного), дополнительные к преобладающему приему «конспектирование текстов учебников (или учебных пособий)». Вместе с тем, изучение продуктов деятельности студентов групп во время плановой семестровой самостоятельной работы по физике показало, что практическое применение студентами выделенных способов осмысления и переработки учебной информации отсутствует.
Всякая коммуникация предполагает понимание текста - знаково-символической системы различного назначения и происхождения, смысл которого выявляется в процессе интерпретации. В связи с этим, следующие шесть вопросов анкеты должны были прояснить, как студенты определяют для себя «понимание как процесс» и «понимание как результат», насколько они готовы к обучению различным стратегиям смыслового чтения. В таблице 1 приведены результаты анкетирования. Обращает на себя внимание то, что на открытые вопросы 6-9 было получено от 17 до 49 различных вариантов, так или иначе близких по смыслу, но различных по формулировке. В таблицу включены толь-
ко те ответы, которые при опросе дали более одного респондента. Однако, при анализе сделаны ссылки и на остальные варианты ответов учащихся.
Анализ ответов учащихся позволяет сформулировать следующие выводы:
1. Почти половина (43%) студентов связывает понимание самостоятельно изученной учебной информации с одним из определяющих средств проверки усвоения знаний по физике - с умением решать физические задачи. Примерно пятая часть опрашиваемых связала понимание с практическим применением полученной информации (без конкретизации их видов), однако, не указала на такие, например, известные из [8] приемы понимания, как: ответы на открытые авторские вопросы к учебному тексту; свободное воспроизведение содержания текста; письменное изложение усвоенного содержания; составление плана пересказа или серии вопросов к тексту; устное или письменное объяснение значения новых слов, смысл которых можно определить из контекста; составление предложений с целью адекватного употребления новых слов, смысл которых был выявлен при чтении текста; обобщение содержания текста.
2. Серьезное затруднение у студентов вызвал 7 вопрос. Это, по нашему мнению, указывает прежде всего на то, что в аудиторной учебной деятельности смысл учебного текста (устного или письменного сообщения: текст параграфа учебника или учебного пособия, таблицы, графики, лекция, текст лекции, презентация и т. д.) как динамичное многокомпонентное мыслительное образование не увязан с пониманием учебной информации, а именно с ответами читателя - студента на вопросы следующего характера: «На какой главный вопрос отвечает данный текст? Каковы тема и подтемы данного учебного текста? Что Я понял в этом тексте? Какое смысложизненное значение имеет полученная учебная информация?».
3. Содержание ответов на 8 вопрос дает возможность составить простой алгоритм работы студента с учебным текстом: внимательно читаю; при необходимости многократно перечитываю; конспектирую; использую перекодирование учебной информации, то есть создаю рисунки (схемы). Такой алгоритм не
предполагает целостную текстовую деятельность как интеллектуальное поведение, включающее несколько этапов, следующих друг за другом или реализующихся одновременно: доминирующей мотивации чтения (определен вопросом: «Почему Я читаю именно данный
текст»?; принятия решения (сориентирован, например, установками: «найти необходимый факт», или «прочитать все тщательно»); осуществления замысла; сопоставления и оценки результата чтения с намеченной целью. Причем, структура и содержание названных эта-
Таблица 1. Результаты анкетирования студентов-биологов (вопросы 6-11)
Вопросы анкеты Варианты ответов - число (%) выбравших данный вариант ответа
6 Что значит для Вас понять учебную информацию раздела дисциплины «Физика», которую Вы изучаете самостоятельно? — Уметь решать задачи - 20 (43). — Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений — Способность применять на практике содержание раздела дисциплины (без конкретизации сферы применения) - 9 (19). — Способность объяснить Другому учебный материал - 4 (9). — Знать значение понятий и терминов раздела дисциплины - 3 (6). — Свободное владение понятиями и терминами - 3 (6).
7 Что такое в Вашем представлении смысл учебного текста по физике, который вы изучаете самостоятельно? — Основная мысль (или главное в учебном тексте) - 5 (11). — Основные термины, понятия, формулы, описание процессов - 4 (9). — То, что может быть использовано на практике для объяснения смыс-ложизненных ситуаций - 3 (6).
8 Как Вы действуете, когда хотите понять учебную информацию из текста учебника по физике, изучая его самостоятельно? — Создаю конспект - 15 (32). — Многократно перечитываю учебный текст - 8 (17). — Внимательно читаю учебный текст - 8 (17). — Создаю рисунки (или схемы) к учебному тексту - 8 (17). — Составляю таблицы - 4 (9). — Обращаюсь за консультацией к компетентным людям - 4 (9). — Не могу понять, несмотря ни на что - 4 (9). — Пересказываю учебный текст - 4 (9). — Составляю словарь новых понятий - 3 (6). — Обращаюсь к Интернету - 3 (6). — Запоминаю механически - 3 (6). — Обращаюсь к энциклопедии (справочнику) - 2 (4). — Использую источники учебной информации с более доступным изложением - 2 (4).
9 Как Вы проверяете себя, понят ли материал учебного текста, который вы изучали самостоятельно? — Решаю задачи - 21 (45). — Пересказываю учебный материал - 7 (15). — Составляю для себя вопросы к изученному материалу и отвечаю на них - 6 (13). — Проверяю при выполнении контрольной работы, предлагаемой преподавателем - 4 (9).
10 Какие переживания свойственны Вам больше всего при изучении учебного материала по учебнику: эмоции радости; эмоции грусти; чувства эстетические; чувства познавательные; чувства долга; чувства общественные? — Чувство долга - 38 (81). — Познавательные - 20 (43). — Общественные - 13 (28). — Эмоции грусти - 11 (23). — Чувства эстетические - 4 (9). — Эмоции радости - 2 (4). Примечание: чувства познавательные (хочу научиться новому самостоятельно); чувства долга (выполняю самостоятельную работу потому, что это необходимо сделать); чувства общественные (стремлюсь к тому, чтобы получить одобрение от товарищей или преподавателей)?
11 Считаете ли Вы, что необходимо учиться приемам самостоятельной работы с учебной информацией ? — Да - 33 (70) — Не совсем - 14 (30) — Нет - 0 (0) Примечание: приемы самостоятельной работы с учебной информацией (конспектирование; составление разного вида таблиц; составление различных структурных схем (графов); составление словаря понятий и новых терминов; составление карт понятий; составление плана (в том числе, тезисного))
пов должны быть обусловлены спецификой вида смыслового чтения (ознакомительного, изучающего или поискового) как варианта выбора читателя-студента.
4. Если 6 вопрос должен был выявить у студентов представление о содержании категории «понимание», то вопрос 9 - указать на арсенал действий, который реализуют учащиеся в ситуации «Проверяю, как Я понял самостоятельно изученный учебный материал». В этой части не только названа малая часть известных приемов оценки понимания учебного текста, перечисленных выше (в п.1), но и не зафиксированы различные виды структурно-семантического преобразования учебной информации, известные из многолетних междисцилинарных исследований процесса понимания текста как знаково-символической системы.
5. Картина переживаний, складывающаяся у студентов при самостоятельном изучении учебного материала - проявление экспрессивной функции коммуникации, дает основание для некоторого смещения акцентов в аудиторной работе по предмету в сторону концептуального изложения учебного материала в его генетико-историческом, структурно-содержательном и смысловом аспектах. Следует, на наш взгляд, активизировать мышление учащихся на практико-теоретические приложения учебной информации посредством выстраивания диалога (или дискуссии) на основе качественной предварительной проработки выбранного тематического блока.
6. Анкетирование показало готовность будущих биологов изучать и совершенствовать приемы работы с учебными текстами различного рода и назначения.
Для анализа коммуникативной компетентности в самостоятельной работе учащихся по изучению разделов дисциплины «Физика» был выбран учебный текст «Силы внутреннего трения» (Белов Д.В. Механика: Учеб.пособие. - М.: Физический ф-т МГУ, НЭВЦ ФИПТ., 1998. - С. 91-92), который классифицируется нами по различным основаниям как теоретический, репродуктивный и дедуктивный. В соответствии с другой классификацией [3], выбранный учебный текст характеризуется аналитико-синтетической
(или предсказательной) ступенью абстракции. Длина учебного текста оптимальна (критерий 2-4 стр.). Концентрация изложения в нем составляет 100%. Все указанные характеристики объекта самостоятельной текстовой деятельности должны были обеспечить активность студентов с различными психофизиологическими и личностными качествами, определяющими свойственную им мотивацию, тщательность, регуляцию действия и когнитивную организацию.
Проанализируем продукты деятельности субъектов, обратив внимание на то, что на предварительном этапе был создан «эталонный» продукт - образец ответов на вопросы и выполнения заданий к учебному тексту, подготовленный коллективом преподавателей кафедры общей физики Оренбургского государственного университета. Сравнение образца и вариантов, выполненных учащимися, позволило констатировать, что:
1. Только 33% испытуемых смогли верно сформулировать главный вопрос, на который отвечает предложенный учебный текст. Между тем, выявление и фиксирование такого вопроса - один из значимых критериев понимания учебной информации как результата самостоятельной работы.
2. Основную тему учебного текста определили 8% учащихся. Не было обнаружено ни одного варианта совпадения с эталоном выделенных в учебном тексте подтем, вместе с тем у 25% совпадение составило от 57 до 71%. Заметим, что выделение основной темы, подтем и субподтем - это базовые умения для различных видов структурно-семантического преобразования учебного материала. В частности, для грамотного, разнопланового конспектирования, на который, как основной используемый прием, указали почти 32% анкетируемых.
3. 18% обучаемых показали серьезное затруднение в составлении словаря новых понятий как основы для формирования, например, карты понятий - одного из способов смыслового анализа учебного текста.
4. План не смогли составить 4% студентов, тогда как 25% показали совпадение с эталоном в интервале от 50 до 70%. Отмечено отсутствие корреляции между формулировками подтем учебного текста и пунктов плана, для
которых используется только утвердительная форма предложений. Выявлена тенденция укрупнения (35% участников) структурных единиц текста, которая, как правило, ведет к потере учебной информации в обстоятельствах высокой концентрации изложения.
5. 37% выполнявших задание студентов выполнили обобщение содержания учебного текста с той или иной степенью полноты. Большая часть студентов заменила обобщение содержания, как актуализацию того, что понято, простым перечислением фактов (или понятий), изложенных (или использованных) в учебном тексте.
6. Ответы на вопросы: «Что Я не понял?», «Почему Я это не понял?» и «Что мне необходимо сделать для того, чтобы это понять?» являются известными техниками объективирования собственного понимания, пока не нашедшими широкого применения в образовательной практике. В нашем случае только 29% будущих биологов конкретизировали ситуацию непонимания, 16% из них сделали попытки ее объяснения, а 27% из этой части определили и пути ее разрешения. При этом основными способами преодоления собственного непонимания были названы дополнительное (или многократное) чтение предложенного учебного текста и (в 8% случаев) консультация преподавателя дисциплины.
Все перечисленное позволяет сделать вывод о настоятельной необходимости обучения студентов стратегиям смыслового чтения как базовой основы коммуникативной компетентности в образовательной среде вуза. При этом под смысловым чтением мы понимаем чтение, имеющее рефлексивный характер на основе знания и применения читателем принципов герменевтики и техник понимания как совокупности приемов, превращающих непонимание в понимание, а в некоторых случаях - и в мастерство. Стратегия же смыслового чтения определяется как модель поведения читателя (или: владение определенными способами действия) в герменевтической ситуации «Понять учебный текст», направленного на самостоятельное выявление, присвоение и представление глубинных смыслов, в результате которой происходит трансформация учебного текста от «Текста в себе» до «Текста для Дру-
гих» - объективированного личностно-нового результата понимания.
Указанная модель поведения - это реализация в самостоятельной учебной деятельности простых и сложных умений понимания учебного естественнонаучного текста. Понятие «умение понимания естественнонаучного текста» было конкретизировано на основе герменевтического методологического стандарта и определено в [7] как уровень освоения составного действия или деятельности, который позволяет читателю осознанно и качественно осуществлять интерпретацию (истолкование) учебного текста как структурно организованное целое. Интерпретация же текста должна происходить в особых условиях - в логико-семантических условиях постижения и усвоения смысла. Само действие или деятельность должны включать: техники и принципы понимания, вопросно-ответные методики, контекстный метод, специальные логические, семиотические и психологические средства.
Методологические и педагогические подходы в процессе формирования у будущих биологов общекультурных компетенций представлены на рисунке 2.
В данной статье мы рассмотрим лишь некоторые аспекты самостоятельной работы как текстовой деятельности герменевтико-феноме нологического характера. Как было отмечено в [6], формула «понимание есть постижение смысла» определяет синтез герменевтики и феноменологии. Если герменевтика отвечает на вопросы «Что есть понимание и как оно возможно?», то феноменология занимается анализом смысла и методами его образования.
Формирование и развитие общекультурных компетенций на основе герменевтико-методологического подхода происходит путем встраивания отдельных заданий в образовательную программу (или в отдельные ее модули). Задание для студентов объемом 5-8 страниц формата А4 в машинописном (или в электронном виде) включает:
1. Тему, цель и задачи самостоятельной работы.
2. Источники учебной информации.
3. Структурирование ситуации обучения: время выполнения, формы самоконтроля и контроля преподавателя, результат обучения в формате «Что я буду в состоянии делать?».
Окружение (социальный
контекст);'' образовательное пространство
Психофизиологические н психологические особенности обучающихся
Мотнвацнонно-смысловая сфера личности
Требования личности к знанию! и умениям
Актуализация необходимости использовали» стратегий смыслового чтения е самостоятельной деятельности
Учебная группа
Цель: фор:мнрованне общекультурных компетенций у студентов-биологов в самостоятельной работе по изучению
разделов дисциплины «:Фнзнка»
Средства
1. Учебно-методическое пособие «Стратегии смыслового чтения учебного текста по Физике».
2. Рабочая программа, составленная с учетом ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.62 Биология.
3. Диагностический инструментарий:
а) критерии сформированное™ стратегий смыслового чтения учебного текста по физике у студентов-биологов [знание основных действий, нз которых складывается выбранная стратегия смыслового чтения; усвоение структуры совокупности действий; необходимых для практического системного приложения ее в устной нлн письменной коммуникации; перенос структуры совокупности действий дтя понимания учебных текстов по физике различного вида и происхождения):
б) уровни сформировали ости стратегий смыслового чтения (ннформщнонно-репродуктнвный, репродуктивный, частично-поисковый и креативный).
Педагогические условия аффективного формирования общекультурных компетенций самостоятельной работе по изучению разделов дисциплины «Физика»
студентов-онологоЕ в
1. Организация и логика построения учебного процесса детерминируются термневтнко-феноменологическим подходом в амостоятельной и совместной учебной деятельности.
2. Поэтапное обучение студентов смысловым стратегиям учебного текста по физике осуществляется на основе системы разработанных способов совершенствования процесса понимания как междисциплинарного феномена.
} .Включение студентов в активную субъективную позицию читателя будет осуществляться в условиях целенаправленного зазвнтня у ннх волн к пониманию на основе совершенствования мотнещнонно-смыслоеой сферы деятельности.
Л
Модели текстовой деятельности студентов
Цель
Методы
Средства
Принципы
Условия реализации
Эрганнз аци онные формы
3 в
ГГ Г
Формирование герменевтическо-педагогической среды на основе актуализации личностно-развивающето потенциала смыслового чтения студента, осуществляемого как в ходе самостоятельной, так н е ходе совместной деятельности
обучающего и обучаемого
т
Личность с герменевтическим сознанием, т.е. личность, способная к выявлению глубинных смыслов
е окружающем «поле понимания»
Рисунок 2. Модель образовательного процесса формирования общекультурных компетенций студента-биолога
в самостоятельной работе по физике
4. Учебная информация теоретического и практического содержания из учебно-методического пособия «Стратегии смыслового чтения учебного текста по физике» [8].
Задания составлены таким образом, чтобы на разных стадиях взаимосвязанных и интегрированных учебных ситуаций (учения) происходило существенное усложнение деятельности обучаемых, предполагающее самостоятельные шаги по: формулированию целей и задач; обоснованной подборке источников учебной информации; осознанному выбору стратегии смыслового чтения из арсенала имеющихся в субъектном опыте; варьированию форм самоконтроля или контроля преподавателя.
Безусловно, что формирование и развитие общекультурных компетенций у будущих биологов было бы более эффективным в случае дополнения указанного способа организации образовательного процесса введением в образовательную программу вуза целостного надпредметного курса «Стратегии смыслового чтения учебного текста по физике». Освоение такого курса - возможность воспитания идеального читателя, который
на основе установки «Учебный текст может и должен быть понят» способен самостоятельно и продуктивно организовывать текстовую деятельность любого уровня сложности на основе мобилизации собственных волевых, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Практически это означает, что грамотный читатель научится:
- осуществлять поиск необходимой учебной информации;
- понимать учебный текст на основе интерпретации как метода, включающего специальные герменевтические средства;
- проводить самодиагностику понимания посредством применения герменевтических техник различного типа;
- критически оценивать и использовать понятую учебную информацию для решения многообразных по характеру сложности учебных задач.
В заключение отметим, что идеальный читатель - коммуникативно-компетентная личность, способная самостоятельно конструировать в деятельности учения собственные смыслы и знания.
15.09.2014
Список литературы:
1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. -№11. - С. 3-13.
2. Блинов, А.О. Ключевые компетенции - предмет обсуждения во всем мире // Вестник высшей школы. - 2012. - №12. - С. 15-19.
3. Беспалько, В.П. Теория учебника. - М.: Педагогика, 1988. - С. 68-71.
4. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. - 2005. - №11. - С. 14-20.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] // Интеренет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: www.eidos.ru/iournal/2006/0505//.
6. Кузнецов, В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления [Электронный ресурс] // В.Г. Кузнецов. - Режим доступа: http:// www.ruthenia.ru / logos / number / 1999 10 / 04 htm.
7. Кучеренко, М.А., Ильясова, Т.В. Проблема формирования умений понимания учебного текста: сущность и пути решения // Наука и школа. - 2007. - №5. - С. 51-52.
8. Неволин, И.Ф. Познавательное чтение - ведущая форма непрерывного образования // Новые методы и средства обучения. - М.: Знание, 1999. - Вып. №3 (11). - С. 3-116.
9. Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе. Материала «круглого стола» // Педагогика. -2013. - №3. - С. 101-121.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400.62 Биология [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.osu.ra/docs/bachelor/fgos/020400b.
Сведения об авторе:
Кучеренко Марина Анатольевна, доцент кафедры общей физики физического факультета Оренбургского государственного факультета, кандидат педагогических наук
460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1302а, тел. (3532) 372439, е-таП: [email protected]