предмету, общеются с коллегами, последнее время, особенно в связи с развитием блогов, ищут пути самовыражения и самореализации. Значительно реже учителя в сети заняты поиском новых форм, приемов и методов для собственно обучения в ней учащихся, хотя именно это становится наиболее востребованным на сегодняшний день для образования [10].
Нужные сведения в глобальной сети студенты находят и сами. В чем же тут роль учителя? Важно не просто найти, но научиться искать и использовать нужную информацию. В этом и состоит задача преподавателя: организовать деятельность студентов, сформировать навыки эффективного поиска информации, ее оценки и анализа для дальнейшего использования.
Гораздо реже учителя организуют групповую работу, используя несколько компьютеров или индивидуальную работу студента в различных моделирующих средах. К сожалению, понятно, что далеко не у всех педагогов достаточно компьютеров, чтобы организовать такую работу, у некоторых учебных заведений слабая пропускная способность интернет-каналов, чтобы активно работать с интернет-ресурсами в режиме он-лайн. Необходимо, чтобы компьютерные и интернет-технологии были реально встроены в учебный процесс и улучшали образовательные результаты. Для этого нужны не только компьютеры, но и множество периферийных устройств: микроскопы, музыкальные клавиатуры, датчики освещенности и местоположения.
Выводы.
Цифровое «равенство» - владение техническими навыками, информационная грамотность и культура - это уже не только фактор обучения, но и фактор воспитания и дальнейшего роста человека. Это значит, что те, кто имеет возможность получать технологические навыки, находятся в более выгодном положении для получения и использования технологии, чем те, кто этого не делает. Информационная грамотность и культура человека влияют на эволюцию профессий, карьеру и более высокую мобиль-
ность собственного вклада человека в эту тенденцию.
Таким образом, сформированность ИКТ-компе-тентности педагога является предпосылкой для качественного перехода на новый уровень образования. Ведь главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое мышление обучающихся, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.
Литература
1. Всероссийская интернет-перепись учителей. - URL: http://ria.ru/teacher/.
2. Грабко, Е. Ю. Мотивация преподавателей вузов к организации дистанционного обучения / Е. Ю. Грабко, Т. А. Лавина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №2. - С. 159.
3. Змеев, С. И. Основы андрагогики / С. И. Змеев. -М., 1999.
4. Купцов, О. В. Непрерывное образование и его структура / О. В. Купцов // Высшее образование в Европе. Европейский центр по высшему образованию - ЮНЕСКО. - 1991. - Т. XVI. - №1.
5. Лавина, Т. А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования / Т. А. Лавина // Информатика и образование. - 2012. -№1(203). - С. 72-74.
6. Лавина, Т. А. Формирование компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях введения прикладного педагогического бакалавриата / Т. А. Лавина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С. 870-878.
7. Педагогический терминологический словарь. -СПб., 2006.
8. Профессиональный стандарт педагога. - URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
9. Российское образование. - URL: http://www.edu.ru/ abitur/act.4/index.php
10. Таерова, И. А. Информационно-коммуникационная компетентность педагога колледжа / И. А. Таерова // Материалы Республиканской научно-практической конференции дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития. - 2015. - №2. - С. 121-129.
УДК 372.8
О. Ю. Лягинова, Е. А. Смирнова
Череповецкий государственный университет,
Н. М. Лягинов
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 5-6 КЛАССОВ
В статье рассматривается формирование универсальных учебных действий в курсе информатики 5-6 классов на основе учебно-методического комплекта Л. Л. Босовой и А. Ю. Босовой с использованием представления учебного материала в виде схем и таблиц по каждой теме учебников. Предлагаемые схемы и таблицы содержат основные понятия темы и задания для организации работы с ними. В результате выполнения предлагаемых заданий осуществляется формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.
The article deals with the formation of universal educational activities of pupils of the 5th-6th grades in the course of computer science based on the teaching kit of L.L. Bosova and A.J. Bosova with presentation of educational material in the form of charts and tables on each subject. The presented charts and tables contain the main concepts of the theme and tasks for organization of work with them. As a result of fulfilling the tasks cognitive, communicative and universal educational activities are formed.
Regulatory, communicative, universal cognitive educational activities.
Введение.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) при изучении информатики в школе необходимо формировать не только предметные, но также личностные и мета-предметные результаты. Метапредметные результаты обучения включают в себя: освоенные обучающимися метапредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные и коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [2].
Основная часть.
Для реализации требований ФГОС ООО подготовлены специальные учебно-методические комплекты. Так для изучения информатики в 5-9 классах Л. Л. Босовой и А. Ю. Босовой разработан учебно-методический комплект, включающий в себя учебники, электронное приложение к учебникам, методическое пособие для учителя и рабочие тетради. На основе данного комплекта авторами статьи подготовлен практикум по формированию универсальных учебных действий (УУД) в курсе информатики 5-6 классов, построенный на использовании унифицированных форм схем и таблиц, а также системы вопросов и заданий, выполняемых с их использованием.
Авторами разработаны четыре типа схем (таблиц):
1. Схемы первого типа содержат основные понятия изучаемой темы учебного предмета и отражают взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Назначение этих схем - обобщение изучаемого материала, выделение главных и зависимых понятий, обеспечение быстрого и осознанного запоминания. Данные схемы предъявляются школьникам после изучения материала параграфа учебника и выполнения заданий в рабочей тетради.
2. Схемы второго типа базируются на схемах первого типа, но в них удалены некоторые понятия, которые обучающиеся вспоминают и дописывают. Данные схемы предназначены для проведения текущего контроля по теме.
3. Третий тип схем - таблицы, которые содержат информацию, отраженную в предыдущих схемах, но с измененной структурой. Назначение таблиц - демонстрация возможности представить информацию в другом виде без изменения содержания. Таблицы
предлагается использовать при проведении периодического контроля.
4. Структура схем четвертого типа существенно отличается от структуры предыдущих, но они содержат информацию, ранее изученную в рамках темы и частично отраженную в предыдущих схемах и таблицах. Данный тип схем предназначен для проведения итогового контроля.
Организация работы с предлагаемыми схемами и таблицами способствует достижению предметных результатов, но построенная система вопросов и заданий к ним обеспечивает формирование и оценку сформированности УУД. Часть заданий может быть предложена обучающимся для индивидуальной работы. Другую часть заданий школьники выполняют в группах по 2 или 4-6 человек. Рассмотрим организацию работы с практикумом на примере темы «Компьютер - универсальная машина для работы с информацией».
После изучения нового материала обучающимся демонстрируется схема 1 (рис. 1).
Компьютер-универсальная машина для работы с информацией
Рис. 1. Схема, предлагаемая обучающимся после изучения нового материала
Далее школьникам предлагается выполнить перечисленные ниже задания:
1. Определить главный компонент схемы. Это задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение анализировать существующие и прогнозировать планируемые образовательные результаты;
- коммуникативные - умение выполнять индивидуальное задание;
- познавательные - умение выделять ключевое слово (идею).
2. Выделить основные понятия, содержащиеся в схеме, обосновать свою точку зрения. Задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- коммуникативные - умение корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- познавательные - умение подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства, определять логические связи между предметами и/или явлениями.
3. Привести свои примеры устройств ввода информации, устройств внешней памяти, устройств вывода информации. Это задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение искать средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации, анализировать и аргументировать собственные возможности выполнения учебной задачи;
- коммуникативные - умение выделить общую точку зрения в дискуссии;
- познавательные - умение объединять предметы и явления в группы по определенным признакам.
4. Составить рассказ по схеме. Задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей, организовать контроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- коммуникативные - умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- познавательные - умение выстраивать логическую цепочку умозаключений, строить рассуждение от общих закономерностей к частным, от частных к общим.
Для дальнейшей организации обучения предусмотрены схемы второго типа. Пример такой схемы представлен на рис. 2.
Рис. 2. Схема для организации обучения
Рассмотрим систему заданий, выполняемых обучающимися при работе с данной схемой, и формируемые ими УУД:
1. Дописать недостающие элементы. Формируемые УУД:
- регулятивные - умение определять/находить условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- коммуникативные - умение выполнять индивидуальное задание, определять возможные роли в совместной деятельности (в случае групповой работы);
- познавательные - умение выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов.
2. Сравнить полученный результат с образцом (рис. 1). Задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение определять соотношение существующих и планируемых результатов, сравнивать и ранжировать критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- коммуникативные - умение признавать собственные ошибки;
- познавательные - умение строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, объяснять сходства и различия.
3. Дать определения ключевым понятиям схемы. Это задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение искать средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
- коммуникативные - умение выделить общую точку зрения в дискуссии, слушать собеседника;
- познавательные - умение подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства.
4. Привести примеры устройств ввода текстовой информации в компьютер, видов информации, которую можно вывести на печать при помощи принтера. Задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение анализировать и аргументировать собственные возможности выполнения учебной задачи;
- коммуникативные - умение целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, умение слушать собеседника;
- познавательные - умение выделять явление из общего ряда других явлений.
Для выполнения дальнейшей работы по теме используется таблица.
Школьникам предлагается выполнить следующие задания на основе таблицы:
1. Заполнить пустые ячейки таблицы. Формируемые УУД:
- регулятивные - умение искать средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
- коммуникативные - умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- познавательные - умение обозначать символом и знаком предмет и/или явление, создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления.
Таблица
Аппаратное обеспечение компьютера
Название устройства Вид устройства Назначение устройства
Клавиатура Устройство ввода информации Ввод текстовой информации в компьютер
Мышь
Ввод в компьютер графических изображений с бумажного оригинала
Микрофон
Устройство обработки информации
Оперативная память
Жесткий диск
Вывод информации на экран
Вывод информации на бумагу
Акустические колонки
2. Составить вопросы по таблице. Задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение формулировать учебную цель и познавательную деятельность;
- коммуникативные - умение определять интересы собеседника;
- познавательные - умение выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.
3. Задать составленные вопросы соседу по парте (учителю, родителям). Формируемые УУД:
- регулятивные - умение прогнозировать затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- коммуникативные - умение играть определенную роль в совместной деятельности, слушать собеседника, принимать позицию собеседника, предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- познавательные - умение строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки, объяснять сходства и различия.
4. Оценить правильность и полноту полученных ответов, обосновать свое мнение. Задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение выполнять познавательную деятельность в процессе взаимопроверки, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- коммуникативные - умение строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- познавательные - умение строить краткие умозаключения.
5. Подготовить рассказ об аппаратном обеспечении компьютера. Это задание формирует следующие
УУД:
- регулятивные - умение формулировать главную идею, организовать контроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- коммуникативные - умение выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- познавательные - умение выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов, строить рассуждение.
Следующая схема для изучения темы «Компьютер - универсальная машина для работы с информацией» представлена на рис. 3.
Аппаратное обеспечение компьютера
Рис. 3. Схема для изучения темы: «Компьютер - универсальная машина для работы с информацией»
Рассмотрим систему заданий, выполняемых обучающимися при работе с данной схемой, и формируемые ими УУД:
1. Заполнить схему. Это задание формирует следующие УУД:
- регулятивные - умение искать средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- коммуникативные - умение выполнять индивидуальное задание, выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- познавательные - умение подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства.
2. Рассказать о назначении каждого из устройств компьютера, включенного в схему. Формируемые
УУД:
- регулятивные - умение анализировать учебную ситуацию, делать выбор собственных действий;
- коммуникативные - умение выполнять индивидуальное задание, слушать собеседника, корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, признавать собственные ошибки, выделять общую точку зрения в дискуссии;
- познавательные - умение выделять явление из общего ряда других явлений.
3. Приведите примеры использования устройств компьютера. Это задание формирует следующие
УУД:
- регулятивные - умение формулировать действие^) в соответствии с учебной и познавательной задачей, анализировать и аргументировать собственные возможности выполнения учебной задачи;
- коммуникативные - умение целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач;
- познавательные - умение выделять явление из общего ряда других явлений.
Выводы.
Результаты работы школьников по усмотрению учителя могут быть представлены в письменной форме или в виде документа, подготовленного с использованием текстового/графического редактора, в том случае, если данные программные продукты уже известны обучающимся. Использование средств ИКТ способствует формированию познавательных
УУД, а именно: действий по поиску и выделению необходимой информации, применению методов информационного поиска, освоению способов оформления результатов деятельности в виде конечного продукта с использованием различных средств [1].
Таким образом, считаем, что использование практикума по формированию УУД в курсе информатики 5-6 классов, построенного на системе вопросов и заданий, выполняемых с помощью унифицированных форм схем и таблиц, позволяет успешно формировать и оценивать сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД.
Литература
1. Старкова, К. А. Использование метапредметных связей в курсе информатики / К. А. Старкова, Е. А. Смирнова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7-1. - С. 40-42.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Стандарты второго поколения. - М., 2011.
УДК 159.923
В. Г. Маралов
Череповецкий государственный университет
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена теоретическому анализу общих закономерностей и возрастных особенностей саморазвития личности. Описываются такие общие закономерности саморазвития, как: возрастание субъектности, направленность и качественное своеобразие, неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность. Выделены и охарактеризованы содержательные параметры саморазвития на каждом возрастном этапе. К ним относятся: ступени субъективности, специфика развития самосознания и самопознания, наличие или отсутствие субъектной позиции, тип социальной активности, преобладание определенной формы саморазвития (самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации, самореализации).
Саморазвитие, общие закономерности саморазвития, возрастные особенности саморазвития, ступени субъективности, самосознание и самопознание, субъектная позиция, тип социальной активности, формы саморазвития.
The article is devoted to the theoretical analysis of the general laws and age-related characteristics of self-development. It describes such general patterns of self-development as an increase of subjectivity, focus and qualitative features, unevenness and individual character, recurrence and stadiality. The author characterized some parameters of self-development such as the level of subjectivity, the specificity of identity and self-knowledge, the presence or absence of a subject position, the type of social activity, the prevalence of a certain form of self-development (self-assertion, self-improvement, self-actualization, self-realization).
Self-development, general patterns of self-development, age-related characteristics of self-development, stage of subjectivity, identity and self-knowledge, subject position, the type of social activity, forms of self-development.
Введение.
К настоящему времени проблема саморазвития личности приобрела самостоятельный статус и выделилась в особую отрасль психологической науки. Это обусловлено многими факторами, и, прежде всего, значимостью саморазвития как феномена, определяющего специфику жизненного пути человека, своеобразие становления его как личности. Сложилось несколько подходов к определению и пониманию сути саморазвития личности. Как отмечается в теоретическом обзоре М. А. Щукиной, в современ-
ных теоретических концепциях саморазвитие предстает либо как особого рода деятельность, либо как режим жизни, либо как способ деятельности, либо как стратегия жизни или жизненная ориентация [10]. Тем не менее, несмотря на многообразие подходов, большинство ученых сходятся на мысли о том, что саморазвитие - это некоторый процесс, детерминируемый изнутри, и тесно связан со способностью человека становиться субъектом собственной жизнедеятельности и своего самоизменения. В частности, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев отмечают, что «са-