УДК 378.036
М. И. Алдошина
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Образование выступает ведущим культурным институтом развития российского общества и российской цивилизации, определяющим качество главного в XXI в. геостратегического ресурса - духовного потенциала страны и общественного интеллекта. Усиление роли образования в ряду механизмов устойчивого развития осложняют глобализационные и евро центристские тенденции, ведущие к демонтажу самобытных цивилизационных структур, унификации культур, этносов, наций, что нарушает культурно-историческое разнообразие образовательных систем и снижает возможности их развития. В этих условиях актуализируется значение образования как базы сохранения культурной, исторической и национально-этнической самоидентификации русского народа, его «мировоззренческой матрицы» - складывавшейся веками целостной совокупности главных представлений о мире и человеке, ценностей и смыслов, которые составляют ядро русской национальной культуры, цементирующей российский социум.
Сложившаяся в России в начале XXI в. социокультурная ситуация делает актуальной проблему личностного развития специалиста в рамках его профессионального образования в университете. Кризис современной культуры и экосистемы человека в целом обусловлен, по мнению многих исследователей, такими факторами, как индустриализация, урбанизация, вестернизация, технический прогресс, массовые миграции. Массовая культура несет отпечаток насилия, гедонизации, стратификации и «варваризации». Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформиро-ванности мировоззренческих позиций, оказались подростки и молодежь, поддавшиеся влиянию «рынка», низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект. Сложившиеся обстоятельства оказывают давление на человека, заставляют осмысливать прошлое, задумываться о будущем, создают почву для обращения к основополагающим, глубинным проблемам человеческого существования, по своей сути философским: «Каково назначение человека?», «Что такое красота?» и др.
В России кризис образования (В. Ф. Взятышев, Б. С. Гершунский, Э. Н. Гусинский, О. В. Долженко, А. А. Корольков, А. С. Панарин,
А. В. Сухаре. В. Е. Шукшунов) имеет двойную природу: он является проявлением глобального кризиса образования и следствием кризисных явлений в период построения новой системы общественных отношений. Новейшие социальные формы, которые заимствуются современной Россией (рыноч-
пая экономика, правовое государство и т. п.), не являются культурно нейтральными. Все это делает очевидным то, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль принадлежит образованию. Выделенные аспекты позволяют нам сформулировать основной круг противоречий в современном обществе и образовании, без решения которых дальнейшее развитие последнего становится проблематичным: между тенденцией информатизации и технологи-зации образования постиндустриального (информационного) общества и необходимостью воспроизводства «человека культуры и истории»; между глобализацией современного мира, вызывающей демонтаж самобытных цивилизационных структур и утрату национального сасосознания, и объективной значимостью сохранения социокультурной преемственности в развитии общества и сферы образования, национальных культур, этнотипов личности; между предметно-ориентированной, функциональной и знание-вой направленностью образовательного процесса в университете и требованиями личностно-ориентированного, фундаментального образования с акцентами на формировании ментальности, патриотизма и духовности как основ личной культуры будущих преподавателей; между педагогическими технологиями репродуктивного вида в практике университетского образования и продуктивно-творческими технологиями и методиками, основанными на диалоге личностей и культур, разрабатываемыми современной педагогической теорией; между различными подходами этноэстетического образования в педагогической практике и отставанием развития их теоретических основ.
Накопление и трансляция общественно-исторического опыта вне генетических структур оказываются возможными исключительно благодаря возникновению такого феномена, как культура (А. И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, П. С. Гуревич, Л. А. Закс, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, М. К. Мамардашвили). Двуединый процесс опредмечивания- распредмечивания лежит в основе образования, раскрывает механизм того, как человек творит культуру, воспроизводя и изменяя ее, а культура творит самого человека (Б. М. Бим-Бад., М. В. Богуславский, И. Е. Видт, Э. Н. Гусинский, О. В. Долженко, Г. Б. Корнетов), т. е. культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой духовного здоровья этноса, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизаций. Образование выводится из логики культурно-исторического процесса, фиксирует в себе особенности конкретно-исторической судьбы нации, разворачивается в менталитете (Е. П. Белозерцев, Б. С. Гершунский, М. В. Захарченко, А. А. Корольков, В. Ю. Троицкий, С, Л. Франк). Образование - своеобразная личностно-ориентированная биография конкретного общества, а не общества вообще, что свидетельствуют о тенденции культуро-сообразности современного образования.
Образование, воспроизводя культуру и деятельность, должно включать в себя механизм такого воспроизводства. Понятие «традиция» представляется целесообразным трактовать в качестве механизма, обеспечивающего формирование, передачу и функционирование такого феномена, как культура. Именно через традицию, связывающую настоящее с прошлым, осуществляется отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем вновь воспроизводятся, обеспечивая определенную устойчивость культурных форм (С. К. Бондырева, М. В, Захарченко, прот. Александр Зеленеи-ко, игум. Георгий (Шестун). Д, В. Колесов, А. А. Корольков). Необыкновенно важна религиозная педагогическая традиция русского народа, т. к. православие составляет ядро его культурного самосознания (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, К. Касьянова, А. А. Корольков, В. К. Трофимов). В образовании также следует учитывать пластичность стереотипов, что обеспечивает вариативность традиции и ее способность адаптироваться к динамично меняющимся обстоятельствам. В этом контексте возрастает педагогическая значимость традиционной русской культуры как выражения педагогических традиций русских. Мы можем говорить о возрастающей роли этнокультуры как фактора профессионально-педагогического образования, этнической идентификации личности и формирования у нее основ ментальности, т. е. четко прослеживается следующая тенденция современного образования -культурологической направленности современного образования, основанного на этнокультурных традициях.
В условиях постиндустриального общества происходит замена социально-ориентированной (конструирование человека с параметрами, заданными конкретными интересами общества) модели индивидуально-ориентированной (конструирование человека для себя и опосредованно для общества) (В. И. Андреев, Е. В. Бондаревская, И. С. Видт, О. С, Газман, О. В. Долженко, И. С. Якиманская). Человек культуры характеризуется развитием субъектных индивидуальных свойств жизнетворчества, самостоятельности, адаптивности. Это позволяет сформулировать еще одну тенденцию современного образования - необходимость совершенствования образовательных технологий в университете на основе диалога, сотворчества и сотрудничества, в целях личностно-творческого развития каждой конкретной личности.
Осмыслению роли современного университетского образования в нашей стране посвящены работы Е. П. Белозерцева, О. В. Долженко, И. В. Захарова, Е. С. Ляховича, Е. Карье, Н. С. Ладыжец, В. А. Сластенина.
А. Ф. Зотов справедливо утверждает, что в современной непростой си-'гуации «университет, идеология университета могла бы стать толчком роста» не только для культуры вообще, но и нашей социальности. Рассматривая университет как «домен культуры», факт культуры, подчеркивается изначально существующая, но забытая культуросберегающая, преобразующая культуру
функция университетского образования, что дает возможность говорить о культурообразующих основах университетского образования как тенденции.
Восприятие мира и культуры предстает для современного человека, вследствие массированного натиска СМИ, мозаичным, состоящим из весьма разнородных элементов, поэтому возрастает значимость этнической идентичности личности. Этническую идентичность понимают как систему отношений человека к этносреде (А. В. Сухарев), т. е. ко всем типам этнических признаков: климато-географических, антропо-биологических и социокультурных (Ю. В. Бромлей, Л. Н. Гумилев). Обычно человек этнически идентифицируется в школьном возрасте. Однако, влияние современных средств массовой информации, насильственное насаждение инокультурных образцов через разные каналы, перемещение в поликультурную среду может привести к переосмыслению этнопринадлежности, нарушениям процесса этнокультурного развития. Современный молодой человек, замечает Л. П. Буева, воспитывается «видеорядом», готовыми «картинками» телевидения, перегружен образными структурами, несущими различную, по уровню, информацию, интерпретацию событий, лишен возможности самостоятельной их оценки. «Язык» человеческих чувств, его сложность и утонченность выражения, напрямую связан с развитием мира человеческой чувствительности. Особенностью русской культуры выступает то, что ее язык имеет не только формальные проявления (плавность линий в танце, ритмичность, аккумуляция средств воздействия), но и непосредственные содержательные акцен ты: логичность и последовательность в рассуждениях, т. е. плавность мышления и изложения, ритм и необходимость проявления от одной ступени восприятия к другой, от явных к высшим эстетическим чувствам, соединение образного, тактильного, вербального, музыкального и иных средств проявления прекрасного для усиления значимости результата, действенности проявления суммы стимулов.
Для адаптации человека к новой информационной ситуации «мозаичного» мира создаются «информационные фильтры» (О. Тоффлер), отсеивающие наиболее значимые для индивида сообщения из потока разнородной информации. Мы отмечаем возможность использовать в качестве подобных информационных фильтров специально организованное университетское образование, основанное на традиционных ценностях этнокультуры. Образование, основанное на традиционной национальной культуре, предполагает прохождение личностью определенных стадий: сказочно-мифологической (развитие эмоционально-чувственной («эстетической» по
В, В. Зеньковскому) стороны), религиозно-этической («этический период» с ведущей нравственно-этической стороной) и технотронно-сциентистской (когнитивная (операционная). Учитывая замещения сказочно-мифилогичес-кой и религиозно-этической стадий, возникает необходимость продления технотронно-сциентистской стадии на процесс профессионального образования в университете. Таким образом, этнокультурное развитие лично-
сти вследствие воздействия традиционной культуры в университете приобретает личностный и социальный смысл, а этнокультура представляется наиболее действенным фактором профессионального образования, наполняющим мировоззренческой целостностью личность специалиста иа основе сформированных эстетических и духовных составляющих.
Анализируемые личностные качества русского народа (трудогаобие с опорой на смекалку, изобретательность, чуткость к красоте; стремление к языковой точности, выразительности с богатством оттенков; творческая направленность и пассионарность; душевность, духовность в единстве веры; «любовь сердцем» как выражение примата чувственно-созерцательного начала выступают содержанием технотронно-сциентистской (мировоззренческой) стадии этнокультурного развития личности и средством формирования основ ментальности. Именно посредством этнокультуры формируются основы менталитета в процессе образования (Г. Д. Гачев, Б. С. Гершунский, П. С. Гуревич, М. К. Мамардашвили). Менталитет выступает квинтэссенцией культуры народа, в нем фиксируются наиболее существенные, исторически сложившиеся особенности мировосприятия, мироощущения, мировоззрения человеческого сообщества, глубинные основания индивидуального и общественного сознания, поступков и поведения. В этнокультурном развития личности а рамках образовательного процесса в университете происходит окончательное формирование мировоззренческих и ментальных основ личности, как условия формирования специалиста под влиянием ценностей этнокультуры русских.
Эстетический компонент этнокультуры является воспитательным инвариантом, ценностно-смысловой сущностью формирования личности любой национальности. Этнокультура, являясь средством формирования эт-ноэстегической культуры будущих преподавателей, представлена относительно самостоятельными подсистемами, которые реализуют мощный спектр этноэстетического воздействия на личность: виды деятельности: игра, труд, занятия искусствами, а также произведения фольклора, традиции, народные праздники, семейный уклад, природа.
Анализ этноэстетического воздействия различных его средств позволил сформулировать элементы взаимосвязи и взаимозависимости общей, профессиональной и этноэстетической культуры будущих преподавателей: реализация в гуманистической и личностно-ориентированной направленности образовательного процесса, его обращенности к усвоению этнокультурных ценностей; использование высоких эстетических оценочных критериев; установка на духовное развитие личности, ее уникальности, с учетом целей, мотивов, интересов и потребностей профессиональной деятельности; признание определенного равновесия интересов социально-целого (общемирового), единично-группового (национального) и индивидуально-конкретного (личностного) плана; повышение культуросообразности высшего
профессионального образования, реализуемое через различные средства и формы этноэстетичекого образования и этноэстетического воспитания, в которых эстетизация выступает принципом университетского образования; процесс взаимодействия классической (опосредованного), национальной (прямо) и массовой культуры, что снижает негативное влияние последней и утверждает, обогащает и развивает иные виды; особенность восприятия этнокультуры через созерцание, переживание, понимание, воображение художественного образа, интерпретацию и эстетическое наслаждение как основу движения личности к творчеству; процесс развития и формирования творческого потенциала личности.
Этноэстетическая культура будущих преподавателей является комплексной научной проблемой и включает рефлексию интеграции педагогических, этнокультурных и эстетических начал в развитии личности, что предполагает необходимость разрабо тки методологических подходов и принципов. Используя культурологический подход, мы определили, что в смыслообразующее ядро профессионально-личностного развития будущих преподавателей должны интегрироваться ценности этнокультуры. Личностнодеятельностный подход, декларируя безусловную ценность современного образования - человека, определяет пути познания, трансляции и развития культуры путем обмена смыслами, ценностями, диалога, созидания и творчества. Системный подход не только задает логику и внешнюю стройность исследования, но и позволяет всесторонне и качественно охарактеризовать этноэстетическую культуру как систему, раскрыть внутренние и внешние связи. Ценности культуры и образования (основа аксиологического подхода), способность систем к самоорганизации (синергетический подход), соотношение этнического и цивилизационного (цивилизационный подход) позволяют по-иному осмыслить вопросы университетского образования, основанного на традиционных этноэстетических ценностях. Таким образом, сущностные и содержательные основы исследуемой культуры характеризуются с позиции культурологического, аксиологического и цивилизационного подходов, а процессуальные - системного, синергетического и личностно-деятельностного. В контексте нашего исследования важными ориентирами выступают следующие методологические принципы: принцип единства общего, особенного и единичного, принцип эстетической целостности учебно-воспитательного процесса, принцип креативности образовательного пространства и принцип эстетического диалога.
Интеграция этнокультуры и основ университетского образования представляет собой не только социокультурную ценность, Преломляясь сквозь призму личностного своеобразия, данное новообразование выступает личностной характеристикой человека и специалиста. При характеристике этноэстетической культуры личности важно развести понятия национального и этнического. Национальное и этническое обладает исторической глубиной и «организованностью», закрепленной в общественно-соци-
альных институтах. Они складывались и формировались веками и поэтому продолжат оставаться наиболее устойчивыми типами культуры. «Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общей культурой с присущей ей образной и ценностной системами, общностью языка, психологического склада, этническим самосознанием и этнонимом. В самосознание общности входят представления об общем историческом происхоэюдении и исторической судьбе, чувство общности, солидарности в понимании коллективного прошлого, настоящего и будущего» (Концепция национальной образовательной политики РФ). Этническая культура несет в себе механизмы, настраивающие человека на активное творчество материальных и духовных ценностей своего народа и их использование в жизнедеятельности, а также, взаимодействуя с другими народами, творчески использовать это взаимодействие в своем поступательном развитии во всех сферах общественной жизни. С другой стороны, этническая культура является мощным фактором сохранения особенностей исходной психологии, духовного строя, ментальности, традиций и культурных символов народа.
Мы используем понятие этнической культуры в контексте нашего исследования, т. е. относительно культуры этноса, народа, как духовной, историко-культурной категории, а не нации, как еще и экономической единицы, что было традиционным для отечественной научной среды и породило двоякое семантическое понимание.
Эстетическая культура представляет собой взаимосвязанное и взаимообусловленное единство эстетических чувств, знаний, убеждений, навыков, норм деятельности и поведения. Все компоненты эстетической культуры функционально определяют друг друга. Так, в данном контексте исследователи рассматривают категорию эстетических взглядов (У. Ф, Суна, Г, Ф. Сунягин); эстетического интереса (Г. И. Щукина, С. Н. Плотников, Е. В. Квятковский, Ю. У. Фохт-Бабушкин); эстетических потребностей (Ю. В. Шаров, И. А. Джидарьян, Н. 3. Коротков). В работах, посвященных комплексному исследованию эстетического сознания (С. С. Гольдентрихт, М. П. Гальперин, О. В. Лармин), важное значение придается воспитанию эстетического отношения (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. А. Петрова,
С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон). Эстетическое отношение, как категория, всеобъемлюще, потому что оно концентрированно выражает чувственно-эмоциональный опыт человечества и неизбежно ведет к возникновению эстетического вкуса (А. Г1. Белик, В. К. Скатерщиков, Л, Н, Коган, В. А. Разумный). Формирование эстетического сознания личности предполагает ориентацию на наивысшую ценность, могущую служить эталоном для оценки сущего - идеал (Л. В. Лармин, М. С. Каган, В. П. Крутоус, Л. Н. Столович), определяемый как конкретно-чувственное представление о типе, образце, модели эстетического совершенства и, вместе с тем, как конкретно-чувственное выражение высшей цели эстетической деятельное-
ти (М. Ф. Овсянников). Эстетическая культура личности является основой и составной частью эстетической культуры педагога (М. А. Верб, Л. Е. Дементьева, Н. Б. Крылова, В. А. Сластенин, О. В. Суходольская).
Категориальный анализ позволил определить авторскую позицию относительно этноэстетической культуры, т. е. части культуры личности, системообразующими элементами которой выступают эстетические отношения личности и соответствующая им система этноэстетических ценностей: культурно-исторические традиции русского народа; эстетические ценности эт-нокультуры; ценностное (бережное) отношение к русской природе, культуре, семье, ценности педагогической профессии, как деятельности, транслирующей этнокультурные ценности от одного поколения к другому; ценности различных видов образовательной и воспитательной деятельности в университете, как среды присвоения, сохранения и воспроизведения этноэстетических ценностей русского народа. К ее структурно-функциональным элементам относятся: совокупность художественных ценностей, представляющих собой эстетические модели - идеалы этноса; эстетико-педагогическая и социально-творческая деятельность личности. Ядром этноэстетической культуры выступает этиокультура, познание которой сопровождается формированием таких особых качеств личности, как художественный вкус, этноэстетический идеал, этноэстетическое переживание, способность видеть, чувствовать и воспроизводить красоту и гармонию и эстетически ее оценивать с позиции менталитета. Чувственная природа этнической культуры делает ее уникальным транслятором этноэстетических идеалов, вкусов, чувств.
Анализ литературы убедил нас в том, ч то необходимо рассматривать формирование этноэстетической культуры будущих преподавателей как задачу этноэстетического воспитания, а этноэстетическую подготовку как компонент профессионально-педагогической подготовки специалиста. Под эт-ноэстетическим образованием мы понимаем процесс усвоения системы знаний и навыков в области этноэстетики и связанный с ним уровень развития умственно-познавательной творческой деятельности, творческих способностей, уровень сформированности этноэстетической культуры, развитие этноэстетического сознания и мышления, подготовку к восприятию этнокультурных ценностей и самореализации в художественной и других сферах жизнедеятельности. Этноэстетическое образование тесно взаимодействует с этноэстетическим воспитанием, обеспечивает его теоретическую и практическую основу, осуществляется не только в специальных учреждениях, но в процессе непосредственного обучения и воспитания в образовательных учреждениях различного уровня и профиля. Разграничивая понятия, мы под этноэстетическим воспитанием будем понимать целенаправленный процесс развития эмоций и чувств, трансляции этноэстетических ценностей, формирования этноэстетических идеалов, взглядов, интересов, суждений, оценок, потребностей, вкуса, развития твор-
ческих способностей, формирования соответствующего отношения к действительности и к этнокультуре, активности в познании ценностей своего народа и в художественно-продуктивной деятельности.
В структуре этноэстетической культуры можно выделить три основных компонента: аксиологический, деятельностно-практический и личностно-творческий.
Базовыми этноэстетическими ценностями в системе университетского образования выступают: культурно-исторические традиции русского парода; эстетические ценности этнокультуры (фольклора, занятий искусствами, народных праздников и т. п.); ценностное отношение к русской природе, культуре, семье; ценности педагогической профессии, как деятельности, транслирующей этнокультурные ценности от одного поколения к другому; ценности различных видов образовательной и воспитательной деятельности в университете, как среды присвоения, сохранения и воспроизведения этноэстетических ценностей русского народа.
В наиболее общем виде аксиологический компонент этноэстетической культуры личности характеризует восприимчивость конкретной личности к этноэстетической информации и деятельности, сплаву соответствующего набора чувств и эмоций, их специфике в современной социокультурной ситуации общества и этноса (общественно-педагогические ценности) и определение места в системе современного университетского образования (профессионально - групповые ценности); осознание педагогической значимости этноэстетических ценностей и определение их личностного смысла (индивидуально-личностные ценности). Субъективное восприятие и присвоение этноэстетических ценностей определяется богатством личности будущего преподавателя, научно-педагогической квалификацией, педагогическим стажем, развитостью педагогического мышления, наличием собственной педагогической системы и отражает внутренний мир, вплетаясь в систему ценностных ориентаций
Деятельностно-практический компонент этноэстетической культуры преподавателя характеризует способы ее формирования, механизмы удовлетворения этноэстетических потребностей личности. Основу деятельностно-практического компонента составляют способности и возможности личности выполнять различные виды творческой этноэстетической деятельности (петь, танцевать, рисовать, играть и т. п.). Кроме того, деятельностно-практическая характеристика этноэстетической культуры личности преподавателя может быть раскрыта через описание совокупности приемов и способов педагогического воздействия в процессе образования и воспитания (М. М. Левина, Н. Е. Щуркова).
Личностно-творческий компонент этноэстетической культуры преподавателя заключается в неповторимом, личностно-обусловленном усвоении способов этноэстетической деятельности преподавателем, а также в успешном осуществлении этих функций на основе использования творчес-
кого потенциала. Личностно-творческий компонент обеспечивает распредмечивание ценностей и технологий этноэстетической деятельности,
При характеристике личности будущего преподавателя со сформированной искомой культурой мы выделили следующие критерии: культуросо-образности университетского образования, этнической идентификации, этноэстетической компетентности специалиста и продуктивно-творческой направленности личности.
Критерий кулыпуросообразности профессионального образования проявляется на двух уровнях (макро- и микро-) и зависит от показателей: на макроуровне: наполненности содержания образования этнокультурным материалом; на микроуровне: осведомленности и владении этноэстетически-ми ценностями русского народа, наличия возможностей для проявления художественно-исполнительских способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения этнокультуры, деятельное отношение к ней и наличие личного художественно-эстетического опыта.
Критерий этнической идентификации раскрывается посредством следующих показателей: информированность об этнических физических, душевно-психологических и духовных особенностях русского народа; эмоционально-ценностное отношение к своей этнической принадлежности; деятельное погружение в этнокультурную сред}'.
Критерий этноэстетической компетентности предполагает учет следующих показателей: владение системой этноэстетических ценностей, осознание ее значимости; восприимчивость к этноэстетической информации и определение ее личностног'о смысла; знание конкретных педагогических технологий этноэстетической деятельности; применение технологий и методик в конкретных условиях деятельности.
Критерий продуктивно-творческой направленности личности соотносится со следующими показателями: личностной позицией по отношению к этноэстетическим ценностям и их применению в практической деятельности; индивидуальным профессиональным стилем; творческим потенциалом личности.
Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, в современных условиях кризисного развития общества информационного типа, культуры вследствие ее объективной массовизации, и университетского образования, из-за утраты функции эталонное™, превалирования узкопрофессиональных функций в ущерб кулыуросберегающей и личностно образующей, возрастает значимость ценностей этнокультуры, ее эстетического потенциала.
Во-вторых, произведения национальной традиционной культуры не самоценны, но стимулируют личностное развитие будущего преподавателя (расширение круга потребностей и интересов личности, творческая направленность, изменение мотивации поведения, профессиональной деятельности и саморазвития); усиливают этническую идентификацию личности; сти-
ПРИНЦИПЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ...
мулируюг профессиональную подготовку: образованность (система этноэс-тетических ценностей и соответствующих им умений и технологий), воспитанность (мировоззренческий уровень этнокультурного развития и основы ментальности, духовность и патриотизм).
В-третьих, в организации университетского образования востребованными и значимыми становятся технологии, основанные на прямом личностном взаимодействии, диалоге и сотрудничестве. Данный приоритет поддерживается полифункциональностью культуры, доступностью материала этнокультуры, образностью средств выразительности (языковых, пластических, музыкальных), творческой направленностью культуры, личности, профессиональной подготовки в университете.
УДК 378.1
В. В. Рябчиков
ПРИНЦИПЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки является организация эффективного взаимодействия в образовательном процессе. Становится все более очевидно, что без замещения одностороннего воздействия на обучающихся, используемого в авторитарной педагогике, взаимодействием равноправных субъектов обучения невозможна реализация гуманистической парадигмы в образовании. Планомерное и продуктивное саморазвитие обучающихся, а также профессиональное и личностное самосовершенствование педагогов во многом обусловлены именно особенностями образовательного взаимодействия.
Анализ целого ряда педагогических исследований позволил нам сделать вывод об особой актуальности проблемы организации взаимодействия субъектов обучения в рамках профессионального образования. Это связано с тем, что взаимодействие субъектов образовательного процесса является одним из ключевых факторов личностно-профессионального развития будущих специалистов.
Мы полагаем, что педагогическое взаимодействие должно бьпъ основой учебного процесса в любых профессиональных образовательных учреждениях, разделяя точку зрения Э. Ф. Зеера, М. В. Кларина, Н. А. Переломовой, Г. М. Романцева и др. [1; 2; 3; 4]. Особую актуальность образовательное взаимодействие приобретает в условиях подготовки и повышения квалификации специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в системе «человек-человек». Выпускник профессионального образова-