К.Б. Роуз
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ КНР И РЕСПУБЛИКИ КИТАЙ В СТРАНАХ ОКЕАНИИ
Аннотация. Статья посвящена исследованию ряда проблем, сложившихся в результате борьбы между Пекином и Тайбэем относительно дипломатического признания правительства Республики Китай некоторыми островными странами Тихого океана, а также политики усиления международной изоляции Тайваня, преследуемой КНР. Борьба между «двумя Китаями» - тоталитарным и демократическим - дестабилизирует островные нации Океании, способствуя продвижению коррупции и насилия в политической сфере данных стран.
Abstract. The article revolves around the exploration of several issues that emerged as a result of the competition between Beijing and Taipei over the diplomatic recognition of Republic of China by the small Pacific nations, as well as the PRC's political intention to ensure the international isolation of ROC. This struggle between the «two Chinas» - the totalitarian and the democratic ones - has a destabilizing impact on the island nations of the Oceania, promoting the corruption and violence in these nations' politics.
Ключевые слова: Тайбэй, Пекин, Китай, РК, КНР, Океания, дипломатическое признание Тайваня, демократия, тоталитаризм.
Keywords: Taipei, Beijing, China, ROC, PRC, Oceania, the diplomatic recognition of Taipei, democracy, totalitarianism.
Океания представляет собой арену непрекращающегося соревнования между Китайской Народной Республикой (КНР, «Китай») и Республикой Китай (РК, «Тайвань»). В рамках политики «один Китай» подразумевается, что ни одно государство в мире не
может одновременно дипломатически признавать как КНР, так и Республику Китай, поскольку и Пекин и Тайбэй претендуют на статус легитимного правительства Китая. Восемь стран Океании признают КНР, шесть - Республику Китай в качестве китайского правительства. Эти цифры постоянно меняются по причине периодической переоценки островными странами Тихого океана своей внешней политики, в результате которой дипломатическое признание той или иной страной Пекина либо Тайбэя может меняться на противоположное и затем обратно. Проблема того, какое «китайское» правительство признавать, является одной из центральных проблем в предвыборной борьбе в некоторых тихоокеанских островных странах. Также этот вопрос иногда приводит к вотуму недоверия в парламентах тихоокеанских наций.
Крупнейшие страны Океании - Австралия и Новая Зеландия - уже давно признают КНР, с которой сохраняют стабильные и крепкие отношения, поэтому основная борьба разворачивается между Китайской Народной Республикой и Республикой Китай за дипломатические бонусы, предоставляемые небольшими островными странами Тихого океана. Многие эксперты рассматривают эту борьбу как «дипломатию чековой книжки», поскольку основным инструментом влияния КНР и РК на эти страны является предоставление гуманитарной помощи или - в случае с КНР - содействие в крупных государственных строительных проектах или развитии инфраструктуры (11). По мнению обозревателей тайваньской газеты «The China post», «Тайвань и Китай находятся в состоянии ожесточенной конкуренции за дипломатические связи, и обе стороны тратят миллионы долларов на поддержку дипломатических отношений и на то, чтобы "украсть" союзников друг у друга» (29). Стоит ли говорить, что такая ситуация ведет к процветанию коррупции среди политэкономических элит стран Океании, суть которой заключается в перераспределении китайских денег, полученных от той или иной стороны в обмен на обещания, которые легко и часто нарушаются.
Таким образом, тихоокеанские островные страны получают в значительных объемах экономическую и гуманитарную помощь от РК и КНР. Дипломатическая игра между Китаем и Тайванем также служит источником прибыли для стран Океании, экспортирующих минеральные ресурсы, поскольку ведет к созданию гарантированного спроса на сырье даже в тех ситуациях, когда оно не является экономически востребованным на внутреннем рынке КНР или РК (21). Тихоокеанские союзники Республики Китай
также гарантируют свою приверженность делу продвижения интересов Тайваня в ООН, чем активно и занимаются.
Более того, в некоторых тихоокеанских странах, в том числе Австралии, Новой Зеландии, Папуа - Новой Гвинее, Соломоновых островах, Фиджи, Вануату и Самоа, присутствуют этнические меньшинства китайского происхождения, числящиеся гражданами этих стран. Всего на тихоокеанских островах проживают приблизительно 80 тыс. «заморских китайцев», в том числе 20 тыс. в Фиджи и 20 тыс. в Папуа - Новой Гвинее. Австралия, Папуа -Новая Гвинея и Вануату также являются объектом значительных китайских инвестиций (11).
Исторические аспекты конкуренции Пекина и Тайбэя в Океании
В 1949 г. в результате длительной китайской гражданской войны антикоммунистические силы Гоминьдана эвакуировались на остров Тайвань. Они продолжали пользоваться поддержкой Соединенных Штатов и их союзников, в том числе дипломатической. Страны Свободного мира1 признавали Тайбэй в качестве легитимного правительства Китая до 1972 г., когда президент США Ричард Милхаус Никсон посетил с визитом коммунистический Китай, после чего КНР была признана Соединенными Штатами, Австралией и Новой Зеландией в качестве правительства Китая, в то время как Тайваню предоставлялась американская военная поддержка во избежание его аннексии коммунистами.
Таким образом, с самого начала 1970-х годов перед Тайбэем встала серьезная проблема дипломатического признания и восстановления членства в ООН, утраченного в 1971 г. Коммунистический Китай, в свою очередь, стремился к обеспечению дипломатической изоляции Тайваня. С точки зрения КНР Тайвань остается мятежной провинцией, а Пекин обладает статусом единственного правительства Китая. Руководство КНР отвергает любые упоминания о возможности существования двух китайских государств. Таким образом, лидерам стран Океании всякий раз во время их визита в Пекин предлагается подтвердить свою приверженность политике «одного Китая», признания ими Китайской Народной Республики в качестве единственного легитимного правительства Китая и поддержать идею воссоединения Тайваня с континентом. Тем не менее
1 Подробно о концепции «Свободного мира» см.: (12; 22).
правительство КНР не возражает против неофициальных коммерческих и культурных связей иных стран с Тайванем.
Усилия Тайбэя по достижению международного признания иногда оказывались успешными. В начале 2000-х годов 29 стран в мире признавали Тайвань (главным образом, это малые страны Карибского бассейна, Центральной Америки и Океании) по сравнению с 24 странами, признававшими Тайвань в 1989 г. Однако по состоянию на начало 2014 г. лишь 21 страна - член ООН поддерживает дипломатические отношения с Республикой Китай, из них лишь шесть находятся в Океании: Кирибати (с 2003 г.), Маршал-ловы острова (с 1998 г.), Науру (в 1980-2002, с 2005 г.), Палау (с 1999 г.), Соломоновы острова (с 1983 г.) и Тувалу (с 1979 г.).
В середине 1999 г. Папуа - Новая Гвинея на короткий промежуток времени отказалась от признания КНР в пользу Республики Китай, однако вскоре сменившееся правительство отменило это решение, вернувшись к дипломатическому признанию Пекина. КНР, которой на настоящий момент не удается достичь своей цели по обеспечению дипломатической изоляции Тайваня, пользуется, однако, широкой поддержкой большинства стран Океании.
Таблица
Число стран - членов ООН, признающих РК и КНР (19, р. 188)
Год Признают РК Признают КНР
1969 71 48
1971 68 53
1973 31 89
1978 21 112
1986 23 134
1990 28 139
2012 23 172
2013 22 172
Следует отметить, что в самих странах Океании решение о признании Китайской Народной Республики или Республики Китай, как правило, обусловливается следующими факторами: экономические соображения, внутренняя политика, личные предпочтения ключевых лидеров и внешнее давление.
Кредитно-инвестиционный тоталитаризм на марше: Некоторые аспекты политики КНР в Океании
В финальном отчете саммита «Австралия-2020», состоявшегося 19-20 апреля 2008 г., относительно китайского влияния на Тихом океане говорится следующее: «Стоит отметить, что пока Китай не проявляет интереса к экспорту своих политических ценностей. Его взаимодействие с регионом является либо экономическим, либо мотивированным соображениями конкуренции с Тайванем. Учитывая рост военной мощи Китая и его роль донора помощи, выделяемой странам региона, становится ясно, какие цели преследует Китайская Народная Республика. Во-первых, секьюритизация поставок энергоносителей, что наиболее очевидно. Также, видимо, китайцы сами не имеют отчетливого представления относительно своих целей в регионе» (2, с. 363).
В отчете Института Лоуи, опубликованном в июне 2008 г., утверждалось, что политика КНР по предоставлению гуманитарной помощи странам Океании нацелена практически полностью лишь на противодействие тайваньским интересам в регионе, т.е. от стран Океании в обмен на финансовые ресурсы требуется дипломатическое непризнание Республики Китай. Эксперты Лоуи также утверждали, что нет свидетельств тому, что КНР пытается усилить свое военное влияние в регионе или расширить возможности своего доступа к природным ресурсам Океании (24). «Китайская "дипломатия чековой книжки" на юге Тихоокеанского региона и атмосфера секретности вокруг программ помощи КНР малым островным нациям имеют дестабилизирующее влияние в регионе» по причине «обеспокоенности тем, что "дипломатия доллара" оказывает влияние на политический процесс [в странах Океании]», -говорилось также в отчете (5).
Однако уже в августе-сентябре 2010 г. ВМС КНР осуществили беспрецедентный «визит доброй воли» в союзные страны Океании. Китайские военные корабли посетили Папуа - Новую Гвинею, Вануату, Тонга, Новую Зеландию и Австралию. Целью этого визита, согласно официальным китайским СМИ, было «укрепление дружбы и военного сотрудничества» (8).
В апреле 2011 г. Институт Лоуи опубликовал новый отчет, отметив, что КНР в рамках своей политики в отношении стран Океании «переключилась с предоставления безвозмездной помощи на кредитование на мягких условиях», что «ведет к усилению проблемы задолженности» и «усиливает уязвимость стран Океа-
нии перед политическим давлением Пекина». В отчете также было отмечено, что у стран Океании могут возникнуть проблемы с выплатой своих задолженностей перед Китайской Народной Республикой в оговоренный срок и что «кредитование может надежно привязать эти страны к Пекину» в контексте дипломатического соревнования с Республикой Китай. При этом также указывалось, что некоторые займы «предоставлены под проекты, реализация которых приведет к ускорению экономического роста, в результате чего будут созданы рабочие места, сократится бедность, что предоставит возможность выплачивать долги» (14).
В мае 2011 г., произнося речь в Южнотихоокеанском университете в городе Сува, посол КНР в Фиджи Хань Чжицян подчеркнул, что сотрудничество Китайской Народной Республики со странами Океании дало «множество существенных результатов, принесших благо народам этого региона». Он указал, что объем торговли между КНР и странами Океании вырос примерно на 50% за период 2009-2010 гг., достигнув 2,46 млрд евро. Общая стоимость китайского экспорта в Океанию в 2010 г. составила 1,74 млрд евро (что на 42% больше, чем в 2009 г.), а стоимость импорта в Китай из Океании составила 730 млн евро (что почти на 100% больше, чем в 2009 г.). Объем китайских инвестиций в Океании в 2010 г. -главным образом, в Самоа, Папуа - Новой Гвинее и на Маршалло-вых островах, Фиджи - достиг почти 72 млн евро (6).
В настоящее время Китайская Народная Республика продолжает наращивать кредитную экспансию в Океании. Так, в 2012 г. Экспортно-импортный банк Китая (Export-import bank of China) и китайский Центробанк расширили свои программы кредитования государства Тонга, общий объем задолженности которого перед Пекином (около 150 млн долл.) сопоставим с объемами американской помощи, выделяемой посредством USAID (около 200 млн долл.) (10). Тем самым Пекин бросает вызов интересам Соединенных Штатов в Океании.
«Дипломатия чековой книжки» Республики Китай
В марте 2008 г. недавно избранный президент РК Ма Инцзю заявил о своем намерении положить конец тайваньской «дипломатии чековой книжки» в Океании (30). В мае того же года Ма призвал к «перемирию» в соревновании между Республикой Китай и Китайской Народной Республикой за дипломатических союзников. Вслед за этим последовал скандал по случаю того, что министр
иностранных дел Республики Китай Джеймс Хуан предположительно пытался «купить» дипломатическую поддержку Папуа -Новой Гвинеи (31). В октябре 2008 г. был отменен запланированный саммит РК и ее тихоокеанских союзников, согласно официальной версии, по причине «организационных проблем». Однако некоторые эксперты указывали, что такое решение было попыткой новой администрации президента Ма свернуть активные дипломатические усилия Республики Китай во избежание конфликта с КНР (26). Тайваньские власти позже сообщили, что саммит был скорее «перенесен», чем отменен. В июне 2009 г. МИД РК сообщило, что президент Ма «примет участие в саммите лидеров Тайваня и его южнотихоокеанских союзников» осенью того же года.
В июле 2009 г. Республика Китай пожертвовала более 40 тыс. евро на стипендии для студентов из стран Океании, в том числе Фиджи и Папуа - Новой Гвинеи, не признающих Тайбэй. РК пожертвовала также 288 тыс. евро на программы содействия региональному развитию, нацеленные на предоставление людям доступа к воде, улучшение санитарно-гигиенических условий и на проекты в сфере энергетики возобновляемых источников, управления рыболовством, образования и подготовки молодежи в странах Океании (27).
Тайбэй подал официальный запрос на признание в качестве официального «партнера для диалога» Форума тихоокеанских островов. Этот статус в настоящее время удерживает КНР. Тайвань осуществляет помощь в развитии стран - членов Форума и проводит ежегодную конференцию с этими странами (18).
В марте 2010 г. президент Ма посетил с официальным визитом шесть стран - союзников Тайваня в Океании. Одновременно ВМС Республики Китай совершили визит на Соломоновы острова. На Соломоновых островах Ма подчеркнул значимость достигнутого прогресса в реализации программ технического развития тайваньских союзников в регионе, отметив, что «люди возвращаются к здоровому питанию, здесь проводятся операции по удалению катаракты глаза, и... [РК] содействует в проведении земельной реформы» (4).
10 июля 2013 г. Новая Зеландия и РК подписали двустороннее Соглашение об экономическом сотрудничестве, согласно которому двусторонний товарообмен подлежит либерализации, а экспортерам услуг, инвесторам и бизнес-путешественникам будут предоставлены значительные привилегии. Соглашение вступило в силу с 2014 г. Согласно этому соглашению, таможенные пошлины
на более 70% товаров, экспортируемых из Новой Зеландии в Республику Китай, были полностью отменены, а в перспективе 100% новозеландских товаров будут освобождены от таможенных сборов в РК (23).
Внутренняя политика стран Океании как фактор дипломатического признания Тайваня
Соперничество Республики Китай и КНР оказывает существенное влияние на внутреннюю политику стран Океании. Так, существуют предположения относительно того, что Тайвань «покупает» поддержку ключевых политических фигур. В 1998 г. один из министров правительства Маршалловых островов заявил, что тайваньский посол предложил ему 100 тыс. долл. США в обмен на поддержку Партии Кабуа, выступавшей на тот момент в пользу идеи дипломатического признания Тайваня. Посол, естественно, отрицал данные предположения, указывая, что подобные меры противоречат сути тайваньской политики (15).
В 1997 г. правительство Западного Самоа обвинило Тайвань в оказании финансовой помощи антиправительственным демонстрантам, которыми руководили племенные вожди. Тайвань отрицал все обвинения, основанные на том, что около 500 тыс. долл. было переведено из Тайваня организаторам протестов. Более того, Тайбэй обвинил самоанское правительство в поиске повода для отвлечения общественного внимания от тяжелых внутренних проблем в собственной стране (32).
Наиболее серьезное влияние на внутреннюю политику третьих стран соперничество Республики Китай и КНР оказало в 1998 г. на Соломоновых островах, «наложившись» на кровавый этнический конфликт между провинциями Гуадалканал и Малаита. В 1998 г. тайваньский посол в стране был отозван после появления сообщений о том, что он «заставил» двух оппозиционных членов парламента признать победу премьер-министра Бартоломео Улуфаалу на всеобщих выборах (13). Ситуация осложнялась тем, что, хотя правительство Соломоновых островов на тот момент признавало Тайвань, правительство провинции Гуадалканал установило тесные связи с провинцией КНР Гуандун. Вооруженное восстание в 2000 г. привело к смещению Б. Улуфаалу, не скрывавшего своей симпатии к Тайваню, с поста премьер-министра. Новое правительство решило переключиться на дипломатическое признание Китайской Народной Республики, но так и не сделало этого. Соломоновы острова и
поныне признают Республику Китай в качестве единственного легитимного китайского правительства.
Как КНР, так и РК практикуют «дипломатию визитов», целью которой является оказание влияния на ключевых политических фигур третьих стран, особенно премьер-министров и президентов. Обычно главы государств-союзников приглашаются в РК или Китайскую Народную Республику, причем частота таких визитов впечатляет. Поездки лидеров стран Океании в КНР или Республику Китай могут также говорить о том, что лидеры малых тихоокеанских наций находятся в более тесном личном контакте с китайскими лидерами, чем с представителями, например, США.
Внешнее давление на страны Океании как фактор определения ими легитимного правительства Китая
Коммунистический Китай последовательно и яростно осуждает попытки тихоокеанских наций по сближению с Тайванем. Например, в середине 1999 г. КНР объявила, что решение премьер-министра Папуа - Новой Гвинеи Билла Скейта признать Тайвань на дипломатическом уровне является «серьезной ошибкой» и «ошибочным решением» и представляет собой «серьезное покушение на суверенитет и территориальную целостность Китая». Б. Скейт потерял власть менее чем через неделю, и Папуа - Новая Гвинея вновь признала Китайскую Народную Республику (17).
В мае 2008 г. министр иностранных дел Тайваня Джеймс Хуан ушел в отставку вместе с еще двумя официальными лицами высшего уровня после того, как стало известно, что тайваньским Министерством иностранных дел было потрачено более 19 млн евро на провальную попытку добиться дипломатического признания Республики Китай от Папуа - Новой Гвинеи. Такое использование денег налогоплательщиков было расценено как ненадлежащее и вызвало недовольство тайваньской общественности (1). Министр иностранных дел Папуа - Новой Гвинеи Сэм Эйбал впоследствии заявил, что его страна не намеревалась признавать Тайвань.
Пекин, однако, не проявляет значительного желания оказывать более серьезное политическое давление, чем риторика и принятие дипломатических мер. В частности, Китайская Народная Республика использовала свое положение в Совете Безопасности ООН в целях затягивания, но не ветирования вступления Тувалу и Науру, признающих Тайвань, в ООН в 1999 и 2000 гг., соответственно.
Однако известны примеры применения экономического давления КНР на страны Океании. В 1997 г. КНР прекратила преференциальный импорт сахара из Фиджи в ответ на укрепление руководством этого государства связей с Тайванем. В июне 2009 г. Движение за демократию и свободу Фиджи - организация, основанная в Австралии в целях восстановления демократии в Фиджи, утраченной после государственного переворота в 2006 г., - направило в посольство КНР в Канберре петицию, предлагая Китайской Народной Республике «прекратить поддерживать военный режим». В то же время министр иностранных дел Австралии Стивен Смит рекомендовал КНР «не использовать свои контакты с Фиджи в целях подрыва усилий по принуждению Фиджи к проведению выборов» (7).
Следует отметить, что, невзирая на наличие тесных контактов между КНР и Фиджи, Тайвань на протяжении уже длительного времени предоставляет Фиджи бесплатную медицинскую помощь. Тайваньская команда врачей ежегодно посещает Фиджи, оказывая содействие работе местных клиник и больниц. Правительство Фиджи неоднократно выражало свою благодарность за эту помощь (28).
В 2004 г. президент Кирибати (Республика Кирибати признает Тайвань) Аноте Тонг заявил, что, по его мнению, Китайская Народная Республика все еще пытается оказывать влияние на его страну (3). Такое заявление прозвучало по случаю отказа КНР отозвать весь свой персонал из закрытого посольства. А. Тонг сообщил, что сотрудники посольства КНР, остающиеся в Кирибати против его воли, раздают антиправительственные памфлеты, добавив: «Я уверен, если бы мы делали то же самое в Пекине, мы бы в доли секунды оказались в тюрьме» (9). Брат и главный политический оппонент А. Тонга Харри Тонг ответил на это заявление, обвинив Тайвань в чрезмерном влиянии на Кирибати, в особенности - на местное духовенство (3).
В 2008 г. Тайвань оплатил долги Кирибати перед «Air Pacific» в объеме 3 млн долл. с тем, чтобы эта авиакомпания продолжила обслуживать маршрут Тарава - Киритимати (25).
Стратегическая значимость исхода борьбы за Океанию
Хотя соревнование Китайской Народной Республики и Республики Китай на Тихом океане имеет значительное влияние на страны Океании, существуют также иные стратегические проблемы, являющиеся потенциально более значимыми. КНР рассматри-
вает Океанию в рамках предельно широкого геостратегического контекста, как арену противоборства мировых держав. Вплоть до начала 1990-х годов руководство КНР призывало лидеров стран Океании «остерегаться советского экспансионизма» (16).
Во время «холодной войны» интересы КНР в Океании в целом совпадали с интересами других внешних игроков, таких как Соединенные Штаты, Австралия и Новая Зеландия, политика которых выстраивалась вокруг идеи о недопущении какого-либо советского присутствия в регионе. Сегодня ситуация изменилась, и стратегическая обстановка в Океании определяется в значительной степени возрастающим недоверием между КНР и странами Свободного мира.
Следует отметить общее отсутствие заинтересованности Соединенных Штатов в Южно-Тихоокеанском регионе. При этом политическая нестабильность некоторых режимов стран Океании (прежде всего, в Фиджи и Соломоновых островах) Пекину предоставляет замечательную возможность для продвижения своих интересов посредством «дипломатии чековой книжки». Потенциальное осложнение ситуации способно привести к обострению отношений между США и КНР, что может превратить Океанию в зону глобальной конкуренции.
Представляется маловероятным, однако, что пренебрежение Океанией со стороны США или их увлеченность военно-политическими делами в других частях света приведут к созданию ситуации, когда Океания окажется беззащитна перед постоянно увеличивающимся давлением со стороны Китайской Народной Республики. Вашингтон продолжает присутствовать в Микронезии, однако к югу от экватора влияние США никогда, даже во время Второй мировой войны, не было значительным.
Любой стратегический вакуум всегда чем-то заполняется: таким образом, главными акторами в Океании, помимо КНР, сегодня являются Австралия, Новая Зеландия, Франция, Япония и Европейский союз.
Так или иначе, рост влияния КНР в Океании обусловливается скорее избыточным, нежели недостаточным присутствием в регионе стран Свободного мира. Например, многие страны Океании в целях улучшения экономической ситуации сотрудничают с Международным валютным фондом (МВФ), который выделяет кредиты при условии проведения в стране исчерпывающих неолиберальных политических и экономических реформ. Это обстоятельство вызывает недовольство и отторжение у многих лидеров стран Океании:
МВФ предоставляет кредит (который надо возвращать) лишь при условии проведения реформ, в то время как Китайская Народная Республика выделяет деньги без предъявления каких-либо условий, кроме непризнания этими странами Республики Китай. Помимо этого, концепция развития, предлагаемая странам Океании представителями КНР, выглядит более привлекательно, чем меры жесткой экономии МВФ. Дискурс экономического развития КНР предполагает мирное сосуществование, равенство, уважение к социальным системам и суверенитет островных наций, а также сулит щедрые финансовые потоки безвозмездной помощи. Естественно, такой подход встречает более теплый отклик в сердцах политэкономиче-ских элит стран Океании. Однако более трезвомыслящие лидеры островных наций обращают внимание на усиливающуюся внутреннюю несостоятельность КНР, стоящей на грани долгового кризиса, на лицемерие лидеров Коммунистической партии Китая в отношении таких ключевых проблем, как глобальное потепление и регулирование рыбной ловли, а также на естественное для представителей КНР отвращение к демократическим институтам.
Экономическое влияние Китайской Народной Республики в Океании остается неровным, основной объем торговли и инвестиций по-прежнему сосредоточивается там, где добывается сырье. Такое положение вещей явно не способствует развитию диверсифицированной структуры экспорта в странах Океании, сотрудничающих с КНР. В то же время страны, располагающие развитой обрабатывающей промышленностью, испытывают трудности в конкуренции с китайскими товарами. Однако ситуация заметно меняется в силу постепенного удорожания китайских товаров вследствие роста стоимости китайской рабочей силы и национальной валюты.
Активность Пекина в регионе, помимо стремления досадить Тайбэю, объясняется также и общим стремлением к расширению рынков сбыта промышленной продукции, равно как и диверсификации источников природных ресурсов. Преимущество Пекина перед Тайбэем или странами Свободного мира заключается в том, что последние привыкли играть по правилам, разработанным в конце и сразу по окончании Второй мировой войны, - по правилам, когда экономическая помощь предоставляется в кредит, и залогом развития являются перемены, иногда болезненные. КНР с легкостью нарушает эти правила, подсаживая островные правительства на иглу бесплатной ликвидности: как упоминалось ранее, КНР выделяет щедрые суммы денег при лишь одном условии - непризнание Республики Китай.
В такой ситуации, возможно, именно странам Свободного мира придется в конечном итоге искать компромисс либо готовиться к эскалации противостояния с новым источником коммунистической экспансии.
В конечном итоге центральным вопросом столкновения интересов КНР и Тайваня, а также иных акторов в Океании выступают благосостояние и интересы собственно островных наций. Проблема в том, что выбор подходящего для них варианта развития, достижения долгосрочных целей является их собственной прерогативой. Выберут ли эти нации длительное и иногда болезненное развитие в рамках установленных твердых правил или же они предпочтут быстрые деньги для распределения среди коррумпированных элит в отсутствие каких-либо перемен - данный вопрос будет решаться в ближайшие годы.
Заключение
Правительства КНР и Тайваня в своей борьбе вокруг дипломатического статуса Тайбэя способствуют развитию и углублению в странах Океании деструктивной культуры и практики коррупции.
Тайваньские представители утверждают, что они ведут отчаянную борьбу за «место на международной арене». Таким образом, недобросовестность и коррупция, сопровождавшие становление тайваньской демократии, сегодня экспортируются в некоторые страны Океании вместе с тайваньским влиянием. В то же время бизнес-группы КНР своей активной экономической деятельностью наносят существенный ущерб природным ресурсам и экосистемам некоторых тихоокеанских наций. Это наиболее заметно на примере Папуа - Новой Гвинеи.
Несомненно, Тайбэю следует выстраивать свою дипломатию в Океании на принципах подотчетности и прозрачности. Однако не повлечет ли такая смена подхода в отношениях со своими тихоокеанскими союзниками к их поспешной переориентации в сторону Китайской Народной Республики, готовой безвозмездно предоставлять значительные объемы ликвидности?
Излюбленная стратегия КНР в отношении стран Океании заключается в сочетании принудительной дипломатии и экономического поощрения. В интересах Тайваня показать себя с другой -лучшей - стороны.
Если же Пекину удастся переиграть Тайбэй в борьбе за дипломатическое признание, внешнеполитическое поведение Тайваня
станет менее предсказуемым. Если Тайвань утратит остатки международного признания, ему будет больше нечего терять. В конечном итоге разъяренный и изолированный Тайвань может начать разработку оружия для обеспечения собственной независимости, для чего у этой страны имеются технологическая и материальная база.
КНР и Республика Китай, по-видимому, так увлеклись самим процессом дипломатического соревнования в Океании, что первоначальная цель этого противостояния оказалась оставлена без внимания. В настоящий момент ни одна из участвующих в стратегической борьбе в Океании сторон не располагает позитивным видением того, как должен выглядеть результат реализации их интересов. Иными словами, если основным игрокам, прежде всего КНР и Республике Китай, удастся каким-либо образом преодолеть сложившуюся на сегодняшний день тупиковую ситуацию, позитивной повестки дня для Океании у них нет.
События, произошедшие в течение последнего десятилетия в Океании, демонстрируют также, насколько Китайская Народная Республика готова быть ответственным участником глобального управления. И по-видимому, степень этой готовности оставляет желать лучшего. Реализация собственных интересов в нарушение установленных правил игры является примером деструктивного подхода в международных отношениях. КНР развращает страны Океании легкими деньгами, не предлагая взамен программы развития. Такое поведение безответственно.
Следует также учитывать и отстраненность Соединенных Штатов от происходящего в Океании - данный регион фактически предоставлен самому себе.
Список литературы
1. Adams J. Taiwan foreign minister resigns over diplomatic blunder // International Herald Tribune. - N.Y., 2008. - 6 May.
2. Australia 2020 final report // Australian policy online. - Barton, 2008. - 28 May. -399 p. - Mode of access: http://apo.org.au/research/australia-2020-summit-final-report (Дата обращения - 02.03.2014.)
3. Bishop M.W. Kiribati plays the game: Taiwan vs. China battle continues // Pacific magazine. - 2004. - 1 September. - Mode of access: http://archive.is/fKhmB
4. Callick R. Sinophillia or Sinophobia? Either way, the Chinese are coming // Pacific Scoop / Pacific media centre. - 2011. - 16 February. - Mode of access: http:// pacific.scoop.co.nz/2011/02/sinophillia-or-sinophobia-either-way-the-chinese-are-coming/ (Дата обращения - 02.03.2014.)
5. China's aid diplomacy destabilises Pacific: Report // Reuters. - 2008. - 11 June. -Mode of access: http://www.reuters.com/article/2008/06/11/idUSSYD18440 (Дата обращения - 02.03.2014.)
6. China-Pacific island countries' ties of cooperation boom in many areas: Chinese mbassador // Xinhua. - 2011. - 5 May. - Mode of access: http://news.xinhuanet. com/english2010/china/2011-05/05/c_13859143.htm (Дата обращения - 02.03.2014.)
7. China support for Fiji questioned // BBC News. - 2009. - 19 June. - Mode of access: http://news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/8108536.stm (Дата обращения -02.03.2014.)
8. Chinese Navy ships makes first visit to Tonga // People's Daily online. - 2010. -3 September. - Mode of access: http://english.peopledaily.com.cn/90001/90776/ 90883/7128492.html (Дата обращения - 02.03.2014.)
9. Chinese refuse to leave Kiribati // Michael Field / Internet archive wayback machine. - 2005. - 26 October. - Mode of access: https://web.archive.org/web/ 20080128132550/http ://www. michaelfield.org/kiribati.htm
10. Craymer L. China seeks to star in South Pacific // The Wall Street J. - 2012. -27 April. - Mode of access: http://online.wsj.com/news/articles/SB1000142405270 2303815404577334522576045372 (Дата обращения - 02.03.2014.)
11. Dobell G. The Pacific proxy: China vs Taiwan // Australia network. -
2007. - 7 February. - Mode of access: http://australianetwork.com/news/infocus/ s1842245.htm (Дата обращения - 02.03.2014.)
12. Fousek J. To lead the Free World: American nationalism and the cultural roots of the Cold War. - Chapel Hill, NC: Univ. of North Carolina press, 2000. - 253 p.
13. Fraenkel J. The manipulation of custom: From uprising to intervention in the Solomon Islands. - Sydney: Victoria univ. press, 2005. - 240 p.
14. Hanson F., Fifita M. China in the Pacific: The new banker in town // Lowy institute for international policy. - 2011. - 1 April. - Mode of access: http://www. lowyinstitute.org/publications/china-pacific-new-banker-town (Дата обращения -02.03.2014.)
15. Henderson J. China, Taiwan and the changing strategic significance of Oceania // Revue Juridique Polynesienne. - Punaauia, Tahiti, 2001. Vol. 1. Contemporary challenges in the Pacic: Towards a new consensus / Univ. de la Polynesie Fran-caise; S. Levine, T.-L. Sage (Eds.). - P. 143-156. - Mode of access: http://www. upf.pf/IMG/pdf/09_Henderson.pdf (Дата обращения - 02.03.2014.)
16. Herr R. Soviet and Chinese interests in the South Pacific // Strategic cooperation and competition in the Pacific Islands / F. Medranski (Ed.). - Washington, DC: National Defence univ. press, 1991. - Р. 30-45.
17. Jacobs B. Spending money where it matters // Taipei Times. - Taipei, Taiwan,
2008. - 14 May.
18. Joint statement 19 th Taiwan / Republic of China-Forum countries dialogue // Pacific Islands Forum Secretariat. - Auckland, New Zealand, 2011. - 9 September. -Mode of access: http://www.forumsec.org/pages.cfm/newsroom/press-statements/ 2011/joint-statement-19th-taiwan-republic-of-china-forum-countries-dialogue.html (Дата обращения - 02.03.2014.)
19. Kau M. Six Taiwan's and Beijing's campaigns for unification // Taiwan in a time of transition / H. Feldman, M. Kau, Kim I. (Eds.) - N.Y.: Paragon House, 1988. -P. 175-193.
20. Koike Y. China's soft-power offensive in Taiwan // Project Syndicate. - 2012. -30 January. - Mode of access: http://www.project-syndicate.org/commentary/ china-s-soft-power-offensive-in-taiwan (Дата обращения - 02.03.2014.)
21. McDonald H. Tiny Pacific islands play China using the Taiwan card // The Age. -2003. - 10 November. - Mode of access: http://www.theage.com.au/articles/ 2003/11/09/1068329419844.html (Дата обращения - 02.03.2014.)
22. Masur S. Churchill's lessons for a modern world // Toronto Sun. - 2010. -29 May. - Mode of access: http://www.torontosun.com/comment/columnists/ salim_mansur/2010/05/28/14176341.html (Дата обращения - 02.03.2014.)
23. NZ signs trade agreement with Taiwan // TVNZ. 2013. - 10 July. - Mode of access: http://tvnz.co.nz/politics-news/nz-signs-trade-agreement-taiwan-5504989 (Дата обращения - 02.03.2014.)
24. Report questions China aid to Pacific // ABC Radio Australia. - 2008. - 11 June. -Mode of access: http://www.radioaustralia.net.au/international/2008-06-11/report-questions-china-aid-to-pacific/36676 (Дата обращения - 02.03.2014.)
25. Taiwan $3 M keeps Air Pacific charters going to Kiritimati Island // Pacific Magazine. - Honolulu, Hawaii, 2008. - 28 September.
26. Taiwan cancels Pacific Islands summit // ABC Radio Australia. - 2008. -8 October. - Mode of access: http://www.radioaustralia.net.au/international/2008-10-08/taiwan-cancels-pacific-islands-summit/33738 (Дата обращения - 02.03.2014.)
27. Taiwan gives to the region // Lauru people's assocaition SUVA. - 2009. -14 July. - Mode of access: http://karovo.blogspot.ru/2009/07/taiwan-gives-to-region.html (Дата обращения - 02.03.2014.)
28. Taiwan medical team offers free health checks // Fiji Sun. - 2010. - 26 June. -Mode of access: http://www.fijisun.com.fj/2010/06/25/taiwan-medical-team-offers-free-health-checks/ (Дата обращения - 02.03.2014.)
29. Taiwan president hopes summit will boost ties with South Pacific allies // The China Post. - Beijing, 2007. - 11 October.
30. Taiwan president-elect vows to end Pacific 'cheque-book diplomacy'. // Australia network. - 2008. - 26 March. - Mode of access: http://australianetwork.com/news/ stories_to/2199657.htm (Дата обращения - 02.03.2014.)
31. Taiwan's next leader urges truce in cash diplomacy battle // AFP. - 2008. -6 May. - Mode of access: http://www.google.com/hostednews/afp/article/ALeq M5htsHpviQR3eUftUSDnBaZlxVeYzg (Дата обращения - 02.03.2014.)
32. Western Samoa: Taipei is accused of funding protests // China Informed. -1997. - 14 October. - Mode of access: http://www.chinainformed.com/Archive/ x9710/971014.html (Дата обращения - 02.03.2014.)