Д.Н. Зеленин
Зеленин Денис Николаевич — преподаватель кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии
МВД России
Некоторые аспекты борьбы с мошенничеством в сфере отчуждения жилья на современном этапе
Современное состояние оперативной обстановки в стране характеризуется активизацией криминогенных процессов практически по всему спектру противоправных проявлений. Жилищно-коммунальный комплекс является одним из важнейших структурных элементов национального хозяйства, который обеспечивает функционирование государства и создает необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека.
Социально-экономические процессы последних 10—15 лет в стране, обусловленные развитием рыночных отношений, способствовали росту мошенничеств в отношении граждан с целью завладения их жильем. Эта проблема получила свое развитие с начала приватизации жилья граждан, в результате чего частные лица становились собственниками комнат и квартир, могли распоряжаться ими по своему усмотрению (покупать, продавать, дарить, менять, закладывать). Естественный рост приватизированных квартир, их высокая стоимость, несовершенство законодательного регулирования рынка жилья, правовая безграмотность большей части населения привлекли внимание преступников к сделкам с жильем, что сказалось на значительном осложнении оперативной обстановки в этом направлении. Таким образом, появился новый объект преступного посягательства — жилье1.
Наибольший интерес для мошенников представляют объекты, находящиеся в личной собственности и обладающие значительной стоимостью.
Борьба с данной разновидностью мошенничества представляется весьма непростой и актуальной задачей. Это связано какс большой латентностью преступлений этого вида, так и с весьма значительным материальным ущербом, обусловленным высокой стоимостью объекта жилой недвижимости. Моральный ущерб жертв мошенничества с жильем также крайне высок, поскольку утрата жилища в результате мошеннических действий воспринимается потерпевшим как жизненная катастрофа.
Совершение мошеннических действий с жилой недвижимостью является в ряде случаев одним изнаправлений деятельности преступных сообществ, действующих на рынке недвижимости, наряду с такими преступлениями, как убийство, вымогательство, похищение человека, незаконное лишение свободы, дача взятки, подделка, изго-
товление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей и бланков2.
Так, сотрудниками Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России во взаимодействии с Департаментом собственной безопасности МВД России пресечена деятельность организованной группы, преимущественно состоящей из выходцев Республик Грузии и Абхазии, участники которой занимались совершением заказных убийств, вымогательств, подкупом должностных лиц, а также мошенническими действиями в сфере оборота недвижимости. Об этом сообщает пресс-служба ДБОПиТМВД России.
Установлено, что в состав группы входило не менее 20 участников, имеющих четко распределенные роли по незаконному завладению квартирами жителей г. Москвы, их физическому устранению и последующему переоформлению на подставных лицсцелью перепродажи. В качестве «наводчиков» использовались недобросовестные сотрудники учреждений жилищно-коммунального хозяйства и коррумпированные сотрудники органов внутренних дел. Жертвами преступлений, как правило, становились представители социально незащищенных групп населения: престарелые, инвалиды, лица, злоупотребляющие спиртными напитками, и др.
В ходе работы с задержанными сотрудниками ДБОПиТ МВД России получена информация о совершении участниками группы убийств семи жителей г. Москвы с целью завладения их квартирами. В результате дальнейших мероприятий в лесном массиве в Калязинском районе Тверской области тела убитых обнаружены. В настоящее время следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия в отношении участников данной группы продолжаются.
Пресс-служба прокуратуры Брянской области сообщила, что 20 апреля 2007 года в областной суд направлено уголовное дело в отношении организованной преступной группы по обвинению в совершении четырех убийств, трех разбойных нападений и вымогательств денежных средств, связанных с завладением жильем граждан.
Механизм завладения квартирами действовал следующим образом: участники группы входили в доверие к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками и имевшим крупные задолженности по
е
п
а
о
I
I
е
5
е
вре
о
с
а
I
I
К
и
I
е
е
р
е
ф
с
о
тв
с
е
ч
и
I
I
е
3
о
ор
б
к
е
п
с
а
тор
кот
е
:с
I
и
I
е
е
З
е
п
а
о
I
I
е
м
е
вре
о
с
а
I
I
к
и
I
е
е
р
е
ф
с
о
тв
с
е
ч
и
I
I
е
3
о
ор
ю
к
е
п
с
а
тор
екот
:с
I
и
I
е
е
З
квартплате и коммунальным платежам, преподносили им подарки, денежные средства, спиртное. Затем один из членов преступной группы регистрировался в неприватизированной квартире с правом последующего участия в приватизации жилья. Спустя некоторое время после его регистрации основные наниматели квартир умирали при странных обстоятельствах, при этом проведенными экспертизами устанавливался диагноз «алкогольная кардиомиопатия». Затем квартира оформлялась в собственность члена организованной преступной группы и реализовывалась.
Для лишения жизни преступники вводили своим жертвам токсические дозы препаратов, воздействующих на сердечные мышцы, в частности сердечные гликозиды, что вызывало сердечную либо сердечно-сосудистую недостаточность. Сердечные гликозиды выявляются только при использовании специальных методик, поэтому не были обнаружены при первоначальных исследованиях. Назначенные и проведенные повторные комиссионные судебные экспертизы по материалам уголовного дела установили непосредственную причинусмерти погибших — острая сердечная недостаточность, к которой могло привести отравление препаратами, воздействующими на сердечные мышцы, в том числе сердечными гликозидами3.
Особую роль преступные формирования отводят вопросу склонения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления к противоправным действиям в целях совершения мошенничеств на рынке жилья. Вследствие этого оперативным подразделениям, в компетенцию которых входит борьба с мошенничеством на рынке жилой недвижимости, нужно учитывать, что большинство вышеуказанных преступлений не обходится без «помощи» должностных лиц, вступивших в сговор с мошенниками.
В процессе осуществления поисковой работы основной целью оперативных подразделений является организация получения первичной информации о признаках, свидетельствующих о возможном совершении мошеннических действий в сфере жилой недвижимости, ее перепроверка и принятие решения об использовании полученных сведений.
При подготовке и совершении мошенничеств в обороте жилья информация, свидетельствующая о признаках данного вида преступлений, поступает в оперативные подразделения в различных формах. Носителями данных признаков являются материальные ценности, собственники недвижимости, документы и другие объекты, с помощью которых возможны подготовка, совершение или маскировка преступления, поведение лиц, могущих совершить указанные преступления, в производственной и бытовой сфере. Задача опе-ративныхподразделений не пропустить, выделить из общей массы, всю необходимую информацию о признаках мошеннических действий в вышеуказанной сфере для дальнейшей ее централизации
и рационального использования в раскрытии преступления.
Получение информации о незаконных действиях должностных лиц в сфере оборота недвижимости может являться признаком готовящегося или совершенного мошенничества в данной сфере. Для достижения своих преступных целей мошенники склоняют государственных служащих и служащих органов местного самоуправления к незаконному получению денежных средств, к использованию служебного положения в преступных целях, внесению в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание документов.
Нередки случаи, когда сами должностные лица, находящиеся в центре движения жилой недвижимости и крупных денежных оборотов, являются организаторами мошеннических действий в сфере жилья.
В процессе оформления сделок с жилой недвижимостью сбор, оформление и подписание соответствующих документов относятся к компетенции государственных и муниципальных учреждений, а также органов местного самоуправления. Квышеуказанной категории относятся следующие организации:
1.Дирекция единого заказчика (ДЕЗ). Инспектора и руководители данного предприятия осуществляют контроль и выдачу справок о задолженностях по коммунальным услугам, производят выписку из финансового лицевого счета квартиросъемщика (собственника). Данный документ содержит информацию о прописанных лицах, а также о технической характеристике квартиры и выдается только при отсутствии задолженности по коммунальным платежам. Мошенники очень часто завязывают доверительные отношения с представителями ДЕЗ, склоняя их посредством незаконных денежных вознаграждений, подарков и других услуг к противоправным действиям. Такие действия могут выражаться в крупном занижении или исключении задолженностей по коммунальным платежам при оформлении соответствующих справок, внесении искаженных данных в финансовый лицевой счет. Мошенники используют вышеуказанные документы при оформлении незаконных сделок с жилой недвижимостью.
2.Жилищно-эксплуатационное управление (ЖЭУ). Данное муниципальное предприятие играет свою роль при оформлении сделок с жилой недвижимостью. Лица, находящиеся на должности начальника ЖЭУ и паспортиста, оформляют выписку из домовой книги (перечень прописанных лиц), а также принимают решения о постановке и снятии с регистрационного учета лиц (выписка, прописка). При совершении мошеннических действий преступники «договариваются» с вышеуказанными должностными лицами о беспрепятственной выписке и прописке граждан в целях незаконного оборота жилья. Так, например, в один адрес без подлинного заявления собственника или кварти-
росъемщика могут быть прописаны 10 и более посторонних лиц. Такими квартирами и воспользовались мошенники.
3. Государственное предприятие Нижегородской области «Нижтехинвентаризация». Основным документом данной организации, является технический паспорт на квартиру (дом). Этот документ составляется инспектором и утверждается руководителем вышеуказанного государственного предприятия. Технический паспорт включает в себя:
— сведения о собственнике (его отсутствии);
— учет запрещений и арестов на недвижимость;
— план помещения;
— экспликацию площади квартиры (подробное описание);
— техническое описание квартиры;
— стоимость квартиры.
Инспектор, составляющий данный документ, должен в обязательном порядке выезжать на каждый объект недвижимости и осуществлять необходимые замеры, но под влиянием мошенников планы и другие сведения о жилье составляются вне очереди и со слов преступников, без выезда на квартиру (дом), поэтому могутбыть искажены в сторону, удобную для преступников.
4. Федеральная регистрационная служба. Она осуществляет прием пакета документов в целях регистрации перехода права собственности. На первой стадии пакет документов передается инспектору сектора приема документов, который проверяет:
— количество необходимых документов;
— правильность их составления;
— присутствие необходимой категории граждан.
Далее вся собранная документация передается специалисту ОПЭ (отдел правовой экспертизы) и только после этого государственному регистратору, который регистрирует право собственности в Едином государственном реестре. И здесь мошенники часто используют служебное положение должностных лиц, склоняя их к преступным действиям. Чаще всего в сговор с мошенниками вступают инспектора сектора приема документов, которые неофициально (за незаконное вознаграждение) принимают пакет документов без присутствия продавца, покупателя (не сличая с фотографией в паспорте), что приводит к незаконной продаже жилья умерших лиц, а также лиц, незаконно удерживаемых мошенниками.
5. Городская, районная администрация. Инспектор по приватизации осуществляет подписание договора о безвозмездной передаче жилья в собственность. Руководство администрации контролирует операции с неприватизированным жильем. Несмотря на то, что неприватизированного жилья становится все меньше и меньше, многие мошенники предпочитают именно эту сферу оборота недвижимости, так как в таком жилье остаются в основном одинокие пенсионеры инвалиды и лица, ведущие антиобщественный образ жизни (алкоголики, наркоманы). Данные категории граж-
дан слабо осведомлены о законодательной базе и процедуре проведения сделок с недвижимостью, а главное, ограничены в финансовых возможностях, имея зачастую большие задолженности оплаты коммунальных услуг. Вышеуказанные факторы служат основной причиной столь повышенного внимания к данной категории граждан со стороны мошенников. В связи с этим преступникам необходима «поддержка» со стороны представителей администрации по приватизации жилья в целях беспрепятственного оформления жилой недвижимости в собственность с дальнейшей продажей.
Это далеко не полный перечень государственных и муниципальных учреждений, который затрагивает оборот жилой недвижимости. Мошенники склоняют к противозаконным действиям служащих различных организаций, которые могут быть полезны в реализации преступных замыслов с жилой недвижимостью. Так, преступники часто обращаются к должностным лицам Управления народного образования (прием документов для сделок с участием несовершеннолетних), ЗАГСа (справки о смерти, разводе, свидетельства о рождении), психиатрических больниц (справки о нахождении на учете, постановка диагноза), домов престарелых (выписка одинокихпенсионеров) и многих других учреждений, касающихся жилой недвижимости.
В целях своевременного выявления и раскрытия мошеннических действий с жильем, а также должностных преступлений в данной сфере оперативные аппараты должны учитывать основную роль получения и проверки объективной оперативной информации о готовящихся и совершенных преступлениях в сфере жилой недвижимости.
Необходимо отметить, что иногда поведение самих потерпевших играет не последнюю роль в совершении мошеннических действий по отчуждению жилья. Виктимность их поведения выражается не только в беспечности и доверчивости в отношениях с другими людьми или же в злоупотреблении спиртным, но зачастую владельцы (наниматели) жилья по собственной инициативе, а чаще по рекомендации злоумышленников, совершают противоправные действия:
— при заключении сделки по купле-продаже жилья в документах значительно занижают действительную продажную стоимость жилья;
— подделывают подписи (иные рукописные тексты) своих временно отсутствующих родственников;
— дают взятку должностному лицу за выписку несовершеннолетних и иных членов семьи и т. д.
Эти факты в дальнейшем используются мошенниками, выступающими в качестве покупателей или доверенных лиц.
Изучение материалов практики, научных и журналистских публикаций позволяет привести следующее соотношение рассматриваемых преступных посягательств: мошенничество — 62%; вы-
с
0
1 I
ш
5 ш
6 о
0
1
О.
о
о
е
0 ф :т
1 I Ф
3
о
£
8
:с
I
I
со
с
0
1
1
2 &
о
0
1
I
к
I
О.
■©■
О
о
Е
0 ф :т
1 I Ф
3
о
&
ю
£
§
I
I
8
I
Ш
Ш
СО
могательство — 24%; убийство — 9%; злоупотребление должностными полномочиями или их превышение — 5%.
Типичными способами сокрытия рассматриваемых преступлений являются следующие: преступная деятельность под чужим именем по поддельным документам, удостоверяющим личность; частичный расчет с потерпевшим как деньгами, так и путем предоставления более худшего жилья, а также взятие путем насилия или обмана расписки о полностью произведенном расчете; распространение ложных слухов; активная наступательная позиция, нередко опережающая инициативу потерпевшего (например, обращение с иском в суд о признании сделки по купле-продаже жилья недействительной и требованием взыскать с ответчика (действительного потерпевшего) уплаченной якобы суммы); хищение из БТИ, бюро обмена и уничтожение документов, которые могли бы навести на след преступников; сокрытие трупа (в том числе обезображивание, расчленение и уничтожение), при этом преступники могут стремиться не только воспрепятствовать обнаружению трупа или установлению личности, но и установлению истинных причин смерти4.
При рассмотрении особенностей мошенничества и сопряженных с ним преступлений в сфере отчуждения жилья необходимо учитывать значимость поступающей информации и достаточность данных материалов доследственной проверки.
При сборе материала проверки по факту неправомерного завладения недвижимостью в жилищной сфере с перспективой принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо:
1) установить конкретные обстоятельства, позволяющие сделать вывод о том, что в данном деянии не усматриваются признаки гражданско-правовых отношений, а присутствуют признаки состава преступления, а также не разрешался ли вопрос о праве собственности на спорный объект недвижимости в порядке гражданского судопроизводства;
2) определить юридический статус недвижимого имущества, явившегося предметом преступления, и в зависимости от этого установить лицо, которое впоследствии будетпризнано потерпевшим;
3) убедиться в наличии в материале проверки всех документов, характеризующих данное жилое помещение и проведение сделок с ним. С учетом изложенного в ГУ ФРС потребуется справка о содержании правоустанавливающих документов, а также выписка из ЕГР права о регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества, относящийся к жилищному фонду;
4) изучить (при необходимости приобщить) нормативные документы, регламентирующие совершение данного вида сделок.
Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрено, что предметом мошенничества может быть как имущество, так и право на него. Однако в настоящее время единая судебная практика в данной области отсутствует,
в связи с чем суд, органы прокуратуры и предварительного следствия не могут прийти к единому мнению в этом вопросе. С точки зрения судебных органов и прокуратуры, предметом преступления в данном случае должно являться именно имущество, а не право на него, поскольку именно имущество выступает предметом хищения, одной из разновидностей которого является мошенничество. В то же время следственные органы полагают, что предметом завладения может являться как само имущество, так и имущественные права, поскольку УК РФ прямо предусматривает это. Кроме того, имущество, о котором мы ведем речь, относится к категории недвижимого, то есть возможность его перемещения в принципе отсутствует, в связи с чем представляется целесообразным мнение о хищении права на него. Таким образом, возникает коллизия, которая в настоящее время не нашла своего разрешения, однако в уголовных делах, направляемых с обвинительными заключениями в суд, следствие в основном квалифицирует действия лица, совершившего мошенничество, как завладение недвижимым имуществом.
Одним из основных вопросов является определение размера ущерба причиненного преступлением. Для этого необходимо определить фактическую стоимость жилого помещения. Посколь-кустоимость, приведенная в техническом паспорте на жилое помещение, мала, по сравнению с реальной стоимостью жилья, необходимо назначать товароведческую экспертизу, которую имеют право проводить следующие организации:
— ГУ инвентаризации и оценки недвижимости;
— Торгово-промышленная палата.
Для назначения экспертизы эксперту необходимо предоставить следующие документы (в заверенных следователем копиях):
1) технический паспорт на жилое помещение;
2) справки формы № 7 и 9;
3) договор передачи в собственность;
4) документы по всем проведенным с жилым помещением сделкам (договоры купли-продажи, дарения, мены и др.);
5) свидетельство о регистрации права собственности по ЕГРП, выдаваемое ГУ ФРС.
Целью проведения товароведческой экспертизы является определение фактической стоимости недвижимого имущества как на момент совершения преступного деяния, так и на текущий момент. В данном случае под моментом совершения преступления понимается дата получения мошенником свидетельства о регистрации права собственности на объект недвижимости, поскольку именно с этого момента у последнего, в соответствии с законодательством, возникает право собственности. Под текущим моментом понимается дата составления заключения эксперта5.
Несмотря на актуальность проблемы, в статье лишь тезисно рассмотрены некоторые особенности мошенничества и сопряженныхсним преступлений в сфере отчуждения жилья. Исследование
данного направления показало, что в процессе решения задач, направленных на борьбу с квартирным мошенничеством, необходимо постоянно анализировать и контролировать любые изменения, происходящие на рынке жилой недвижимости, так как именно в этой сфере деятельности все чаще совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления.
Приложения
1. См.: Аналитический обзор о состоянии борьбы с мошенничествами, связанными с незаконным завладением жильем граждан / ГУВД Нижегородской обл., исх. № 11/1881. — 2006.
2. См.: Волков В.Л. Уголовно-правовые меры борьбы с мошенничеством в сфере оборота недвижимости: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 4—5.
3. См.: Кодекс-убийца // АИФ-Москва. — 2006. — 10 мая.
4. См.: Алешин В.В. Теоретические проблемы и практика расследования преступлений, сопряженных с отчуждением жилья граждан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — Томск, 1999.
5. См.: Какошин Д.Н. Методические рекомендации по расследованию уголовных дел, связанных с неправомерным завладением недвижимостью в жилищной сфере / Д.Н. Какошин, С.А. Охитина. — СПб., 2007. — С. 15, 16.
А.Ю. Панов
Панов Александр Юрьевич — преподаватель кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии МВД
России
Сущность и содержание оперативно-разыскного обеспечения отдельных следственных действий по делам об экономических преступлениях
Следственные действия являются основными процессуальными действиями, с помощью которых осуществляется собирание доказательств по любому уголовному делу. Именно в процессе их проведения фактические данные, в том числе полученные в процессе оперативно-разыскной деятельности, при условии их соответствия предъявляемым уголовно-процессуальным законом требованиям, приобретают процессуальную форму и получают статус доказательств.
Осознавая это, преступники, причастные к совершению экономических преступлений, принимают всевозможные меры, чтобы избежать уголовной ответственности или, по крайней мере, получить менее суровое наказание. Они стараются свести на нет эффективность проведения любого следственного действия, которое может способствовать их изобличению: пытаются уничтожить все следы преступления, оказывают активное воздействие на свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также осуществляют тщательную подготовку к каждому следственному действию с их участием, до мелочей продумывая свое поведение, показания в подтверждение своего ложного алиби. Кроме всего прочего, субъекты экономических преступлений, как правило, обладают большими финансовыми возможностями, высоким интеллектуальным уровнем, связями на различных уровнях государственной власти и в
правоохранительных органах, а также имеют адвокатов высшей квалификации.
В этих условиях оперативно-разыскное обеспечение является тем необходимым атрибутом проведения отдельных следственных действий по делам об экономических преступлениях, без которого они зачастую превращаются в процедуру, не ведущую к получению необходимых фактических данных для доказательства вины преступников и привлечения их к уголовной ответственности.
Следует отметить, что в теории оперативноразыскной деятельности на современном этапе ее развития нечасто встречаются научные публикации, разработки, посвященные вопросам оперативно-разыскного обеспечения следственных действий в процессе раскрытия преступлений. Некоторые аспекты данной деятельности оперативных работников затрагиваются при рассмотрении в уголовном процессе вопросов использования результатов ОРД при подготовке и проведении следственных действий1, вопросов взаимодействия следователя с органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность2, а также при рассмотрении специалистами вопросов тактики отдельных следственных действий3.
Между тем проблема оперативно-разыскного обеспечения отдельных следственных действий нуждается в комплексном рассмотрении с учетом действующего законодательства для определения
1
I
Ф
І
0 Ф
с-
1 о
0
1
8
со
ю
о
<3
с;
о
с
>5
е
0 >5
X
-о
1 I ф е
0 § § >< -о
1 -о
я:
§
і
ф
:т
Ф
С
О
ф
ю
о
о
£
О
2
со
сз
О.
0
1 со
ЕЕ
сз
о.
ф
с
о
0)
Ї
§
О
о
0
1
I
со
0
1
с: