ПСИХОЛОГИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 159.923 (075.8)
И. А. КРАСИЛЬНИКОВ
Саратовский государственный университет E-mail: igor.krasilnikov@mail.ru
Некоторые аспекты анализа внутренних конфликтов с позиции системного подхода
В статье рассматривается понимание внутриличностных конфликтов с позиции методологии системного подхода. Делается вывод, что в процессе развития личности внутренние конфликты могут порождать состояние «конструктивного хаоса», который может детерминировать процессы самоорганизации. Личность должна обладать при этом свойством открытости внешнему миру и креативностью.
Ключевые слова: личность как система, конструктивный хаос, внутриличностный конфликт.
I. A. KRASILNIKOV Some Aspects of the Analysis of Internal Conflicts from a Position of the System Approach
In the article we consider the understanding of inner conflicts from a position of methodology system the approach. We make the conclusion, that process development of the person inner conflicts can generate a conditions of "constructive chaos" which can determine processes of self-organizing. The person should possess property of an openness in an external world and creation.
Key words: person as system, constructive chaos, inner conflict.
Рассмотрим вначале общие современные представления о принципах системного анализа. Системный метод определяет уровень общенаучной методологии и представляет собой способ теоретического анализа сложных природных объектов исходя из принципа системности. Система - это «множество элементов, находящихся в отношениях и связях как друг с другом, так и с другими системами, и образующих определенную целостность, единство на основе каких-либо интегратив-ных (системообразующих) свойств»1.
Более развернутое описание принципа системности дает А. Н. Аверьянов:
рассмотрение объекта как ограниченного множества взаимодействующих элементов;
определение состава, структуры и организации элементов и частей системы, обнаружение детерминант ведущих взаимодействий между ними;
выявление внешних связей системы, ее роли и функций среди других;
анализ динамики структуры и функции; обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы2.
Различают открытые и закрытые системы. В работах Б. С. Украинцева, У. Г. Эшби, И. И. Шмальгаузена показано, что закрытые системы перестают быть устойчивыми, самоуправляемыми3. Устойчивость системы - это активность особого рода, направлен-
© Красильников И. А., 2011
ная на самоорганизацию и саморегуляцию. М. Б. Джасноски4 отмечает, что в психологии положения теории систем рассматривались еще К. Левиным в его концепции «психологических полей», согласно которой основой активности человека являются его потребности, создающие в личности такую систему напряжения, которая разряжается в конкретных ситуациях взаимодействия с внешними средовыми объектами. Эти психически напряженные подсистемы лежат в основе внутренних конфликтов.
Развитием системного подхода явилось создание теории синергетики и диссипатив-ных структур (И. Пригожин, Г. Хакен), в которой изучаются механизмы самоорганизации. Такие системы работают на уровне своей максимальной, а не минимальной сложности. Переход от хаоса к структурированному состоянию может происходить спонтанно, но только в открытых и нелинейных системах. Характерной особенностью последних и нелинейного подхода является возможность множественных путей развития в точке бифуркации т. е. предельно неустойчивом состоянии равновесия (каким может быть тупиковый смысловой конфликт).
Анализируя системные представления о природных объектах, В. С. Степин пишет о том, что объекты следует рассматривать не просто как системы, а как самоорганизующиеся, синергетические системы, носящие открытый характер5. Специфика синергетики как научной парадигмы заключается в том, что основное внимание здесь уделяется синер-гетическим (когерентным, согласованным) процессам самоорганизации в сложных системах. Открытость личности как системы при внутренних конфликтах, на наш взгляд, несмотря на риски, стратегически обеспечивает повышенную устойчивость. В ситуационном плане возможно такое состояние, которое можно назвать «мнимым дисфункциональным хаосом». Свойства открытости и нелинейности являются главным условием процесса самоорганизации психической системы.
При определенных условиях хаотичность как результат открытости может выполнять конструктивную для системы функцию. На наш взгляд, это положение является важным для понимания механизмов разрешения внутренних конфликтов: необходимо личности выйти на более высокий уровень активности, что связано с увеличением открытости. Хаотичные процессы в системе создают
новизну и как результат - неравновесные состояния. Так, А. О. Прохоров считает, что неравновесные состояния обусловливают процессы возникновения качественно новых изменений в структуре личностных свойств6. Применительно к развитию личности такого типа состояния обеспечивают возможность выбора различных путей эволюции. В данном контексте внутриличностные конфликты можно рассматривать как парадоксальное устойчивое, но неравновесное состояние, в результате чего возникает необходимость перехода на качественно новый уровень ин-тегрированности личности - субъекта жизненного пути. Следует сказать, что онтологическое разрешение конфликтов связано с прохождением фазы «хаоса». Наверное, следовало бы выделить как минимум два типа «хаоса»: один, играющий конструктивную роль в развитии, а другой - деструктивную.
Психика человека не является замкнутой системой и проявляется во внешних и внутренних отношениях, в развитии7. Человек представляет собой в первую очередь открытую систему, так как для обеспечения жизнедеятельности нужен постоянный обмен процессов (энергетических, информационных, смысловых и др.) с внешней средой.
В отечественной психологии, по мнению Д. Б. Лубовского, можно выделить два варианта реализации системного подхода - системно-структурный, восходящий к Л. С. Выготскому, и системно-функциональный (А. А. Ухтомский, П. К. Анохин, А. Р. Лурия и др.)8. В основе первого - идея выделения «единицы анализа» психического, а во втором - функциональная целесообразность. Деятельностный подход, разработанный А. Н. Леонтьевым, представляет их интеграцию, а сама деятельность рассматривается как системное свойство психического9. Проблема же разрешения конфликтов может рассматриваться как регуляция и саморегуляция деятельности.
В. Г. Асеев в рамках деятельностно-целе-вого подхода делает акцент на феномене результативности целевых установок: если все объективно важное становится субъективно значимым, то это может привести к большой перегрузке психики, функциональных возможностей организма10. Если объективно важная деятельность в жизни становится субъективно значимой, формируется ригидная цель, что создает большую «нагрузку» на психику и функциональные возможности организма. Феноменологически конфликт в
этом случае можно описать как противоречие между «должен, надо» и «не могу».
Для С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева проблема личности есть проблема того, для чего и как использует человек врожденное и приобретенное. С. Л. Рубинштейн в работе «Бытие и сознание» рассматривает личность как сложную противоречивую функциональную систему, механизмы которой складываются и изменяются в процессе активной жизнедеятельности субъекта. Внутренние конфликты - это результат неизбежного в своем развитии усложнения личностной системы. Развивая данную точку зрения, можно сказать, что одним из факторов, приводящих к появлению внутренних конфликтов, является невозможность занять позицию «разумного» отношения к своему природному потенциалу.
В системном подходе делается акцент на процессах адаптации, стресс рассматривается как общий адаптационный синдром. А. В. Петровский, М. Г Ярошевский11, Е. П. Ильин12 рассматривают внутренние конфликты как стрессовое состояние личности. Биологические и социально-психологические факторы, по мнению Ю. А. Александровского, не равнозначны в происхождении отдельных видов невротических дезадаптив-ных состояний13.
Опираясь на интегративные модели личности и основываясь на современных представлениях о человеке как многоуровневой открытой изменениям системе взаимодействия со средой (Б. Ф. Ломов), В. Н. Григорьева считает, что такой подход обеспечивает переход от монокаузальных моделей понимания устойчивости к системной парадигме (полифакторной модели)14.
В теории системности психических процессов X. К. Сабелли, Л. Карлсон-Сабелли развитие личности также связывается с открытостью и стремлением к новым измене-ниям15. Эта динамика изменений рассматривается как сложный нелинейный процесс. Вслед за И. Пригожиным и Г. Хакеном эти авторы считают, что «хаос» системы (не в механистическом понимании) может играть конструктивную роль для развития личности. По их мнению, концепция креативности, созидательной диверсификации (бифуркации) рассматривается как процесс порождения разнообразия и новизны, что очень важно для разрешения внутренних конфликтов. Психические системы обладают свойством спон-
танного усложнения при незначительном получении энергии (информации). Процессы высокой интенсивности сопровождаются повышенной вероятностью переключения с одного состояния на противоположное ему (феномен катастроф), а силы большой величины порождают турбулентность (хаотичные аттракторы) и новые структуры. Ориентация на будущее (трансценденция) позволяет творчески выработать новые способы взаимодействия с миром.
Исследователи Дж. Нардонэ и П. Вац-лавик считают, что разрешение жизненных проблем (внутренних конфликтов) должно сопровождаться ломкой дисфункционального взаимодействия, которое поддерживает проблему16. Необходимы стратегии креативного поведения, выводящие личность на более высокий интегративный уровень взаимодействия со средой. Можно заключить, что креативные, творческие качества личности являются важным фактором, влияющим на разрешение внутренних конфликтов, а неконструктивное взаимодействие субъекта с миром может приводить к вторичным внутриличностным конфликтам. Конфликты в различных жизненных сферах начинают наслаиваться, в результате чего снижается адаптационный потенциал личности17.
В настоящее время в психологии (А. В. Брушлинский18, В. А. Барабанщиков19, Е. А. Сергиенко20 и др.) реализуется субъект-но-системный подход, в котором целостность субъекта рассматривается как основание для системности всех его качеств. При этом субъект имеет качественную определенность и специфический системный способ организации психической деятельности. Жизнь человека обладает свойством двуплановости: внутреннее проявляется во внешнем и наоборот (одно через другое). Субъективное выступает как необходимый момент объективности. Так, В. А. Барабанщиков говорит о субъекте как функциональном интеграле возможностей человека: его наиболее важное системное качество заключено в способности распоряжаться собственными функциональными ресурсами и благодаря этому строить отношения с действительностью, миром. В. И. Моросанова, поднимая проблему механизмов саморегуляции личности на основе собственных функциональных ресурсов, считает, что эти механизмы лежат в плоскости осознанности, которая обеспечивает развитие целостности, индивидуальности21.
Теоретические исследования
Внутренние конфликты феноменологически переживаются как принадлежность самого субъекта, а их возникновение и разрешение определяется динамикой отношений субъекта к различным сторонам действительности (внешней и внутренней). Внутренние конфликты - это та субъективная реальность, в которой отражены проблемные жизненно важные темы жизни.
Еще один значимый вопрос, который остается без детального обсуждения, - возможность объяснения неустойчивости личностной системы при внутренних конфликтах, используя понятие «обратная связь». Отметим лишь то, что звено обратной связи, участвующее в регуляции поведения у человека, обладает весьма специфическими свойствами, отличными от таковых у кибернетических систем.
Процесс адаптации личности можно объяснить тем, что субъект выходит на режим функционирования саморегуляции с преимущественно отрицательными обратными связями, где главной задачей является «сохранение себя», а развитие личности как более широкое понятие связывается с тем, что функционирование саморегулятивных психических процессов осуществляется с преимущественно положительными обратными связями. Они в свою очередь способствуют саморазвитию субъекта, сопровождаются творческой деятельностью и «неадаптивностью» (употребим понятие В. А. Петровского22). В связи с этим имеет смысл выделить два типа внутренних конфликтов: первый больше мотивирует личность на адаптацию, сохранение, а второй - на развитие, риск.
Если говорить об уровнях психического отражения, то внутренние конфликты имеют свое представительство как на сознательном, подсознательном, так и на бессознательном уровнях. Как соотносятся осознаваемое и неосознаваемое при внутренних конфликтах, является достаточно сложной проблемой. З. Фрейд, как известно, отдавал приоритет бессознательному. На наш взгляд, указанная проблема является крайне сложной и требует дополнительных теоретических и эмпирических исследований.
Кроме поднятых в статье проблем изучения внутренних конфликтов с позиций системного подхода, было бы важно рассмотреть личностный конфликт как результат интегрального взаимодействия природного, социального и субъектного, но эта задача будет решаться нами в дальнейшем.
Подводя итоги некоторой части нашего исследования, можно сделать следующие выводы. Выделяются два аспекта системного анализа внутренних конфликтов: 1) факторов возникновения конфликтов - так называемого потенциального уровня психического (уровня личностной реактивности); 2) актуальный - уровень субъектной активности, где анализируется, каким образом человек решает задачу поиска личностных возможностей (ресурсов) по разрешению жизненного важных трудностей.
Внутриличностные конфликты представляют результат обострения противоречивых компонентов личностной структуры, которые проявляются в деятельности субъекта. Их возникновение связано с несогласованностью целей и функциональных возможностей (адаптационного потенциала) человека. Этот потенциал является переменной величиной в зависимости от того, какая сфера жизни становится проблемной.
Изучение внутренних конфликтов напрямую связано с исследованием устойчивости личности: эмоциональная неустойчивость коррелирует с динамикой внутриличностных конфликтов. Внутренние конфликты представляют собой личностное состояние неустойчивого равновесия, когда возникает возможность различных путей развития человека. Разрешение конфликтов переводит личность на качественно новый уровень ин-тегрированности, субъекта жизненного пути.
Жизненные конфликты необходимо изучать в развитии, так как в процессе развития личности возникновение конфликтов неизбежно. Устойчивость развития жизненного пути обеспечивается разрешением конфликтов. Если фаза разрешения внутренних конфликтов сопровождается «мнимым дисфункциональным хаосом» личности как сине-ргетической системы, то это в конечном счете приводит к развитию. Психика обладает онтологическим статусом «быть в состоянии неустойчивого равновесия».
Разрешение внутренних конфликтов с точки зрения системного подхода связывается с «открытостью» и креативностью личности. Творческий потенциал субъекта может быть существенным фактором разрешения жизненных конфликтов.
Исследование внутренних конфликтов с позиции системного подхода, с нашей точки зрения, необходимо, но недостаточно для понимания предложенной проблемы. Сис-
Л. В. Иванова. Формирование компетенции саморазвития у студентов-психологов
7
темный подход предлагает наиболее общие формальные схемы анализа психологических феноменов. Перспективным нам представляется подход, в котором будет осуществлен
синтез системного и субъектного подходов в единую парадигму, но на современном этапе развития психологической науки это является очень сложной теоретической задачей.
Примечания
1 Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М.,1986. С. 427-428.
2 См.: Аверьянов А. Н. Системное познание мира : методологические проблемы. М., 1985.
3 См.: Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М., 2005.
4 См.: JasnoskiM. B., WarnerR. M. Graduate and post-graduate medical education with the Synchronous Systems Model // Behavioral Science. 1991. V. 36, Is. 4. P. 253-274.
5 См.: СтепинВ. С. Теоретическое знание. М., 2003.
6 См.: Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. М., 1998.
7 См.: Ломов Б. Ф. Системность в психологии : избранные психологические труды / под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. М. ; Воронеж, 2003.
8 См.: ЛубовскийД. Б. Введение в методологические основы психологии. М., 2005.
9 Приводится по: Понукалин А. А. Системная психологическая теория и психологическая практика. М., 1995.
10 См.: Асеев В. Г. Структура мотивации поведения // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности : темат. сб. науч. работ. М., 1998. С. 5-8.
11 См.: Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. М., 2002.
12 См.: ИльинЕ. П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005.
13 См.: Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. Ростов н/Д., 1997.
14 См.: Григорьева В. Н. Психосоматические аспекты нейрореабилитации. Хронические боли. Н. Новгород, 2004.
15 См.: SabelliH. C., Carlson-SabelliL. Process theory as a framework for comprehensive psychodynamic formulations // Genetic, Social & General Psychology Monographs. 1991. V. 117, Is. 1. P. 7-28.
16 См.: НардонэДж., ВацлавикП. Искусство быстрых изменений : краткосрочная стратегическая терапия. М., 2006.
17 См.: Красильников И. А. Изучение влияния конфликтности ценностной сферы личности на адаптационный потенциал. Саратов, 2005.
18 См.: БрушлинскийА. В. Психология субъекта. М. ; СПб., 2003.
19 См.: Барабанщиков В. А. Коммуникативное измерение познавательных процессов // Психология человека в изменяющемся в мире / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. М., 2009. Т. 1. С. 20-31.
20 См.: Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие : новый взгляд. М., 2006.
21 См.: Моросанова В. И. Развитие осознанной саморегуляции как основа и критерий становления человека как субъекта // Материалы науч. конф., посвященной 75-летию со дня рождения чл.-корр. РАН А. В. Брушлинского (Москва, 15-16 октября 2008 г.) / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. В. Знаков, З. И. Рябикина. М., 2008. С. 417-419.
22 Петровский В. А. Личность в психологии : парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.
УДК 159.9
Л. В. ИВАНОВА
Челябинский государственный университет E-mail: ivlv@mail.ru
Формирование компетенции саморазвития у студентов-психологов
Компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.
Ключевые слова: компетентность, интеллектуальная составляющая, навыковая составляющая, образование, интерпретация, содержание образования, стандарт, интегративная природа, знания, умения, сферы культуры и деятельности.
L. V. IVANOVA
Formation of the Competence of Self-development at Students-psychologists
Competency Approach makes it possible to reorient the educational process with a pre-emptive broadcast a certain set of knowledge and skills to create the conditions for the development of personal potential, preparing graduates for productive independent action in the professional sphere and everyday life.
Key words: competence, intellectual component, skill component, education, interpretation, educational content, standard, integrative nature, knowledge, skills, areas of culture and activities.
© Иванова Л. В., 2011