Научная статья на тему 'Некоторые аспекты административноправового контроля за оборотом компьютерных программ'

Некоторые аспекты административноправового контроля за оборотом компьютерных программ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОБОРОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОНТРАФАКТНАЯ ПРОДУКЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ПИРАТСТВО / OFFENSE / CIRCULATION OF COMPUTER PROGRAMS / SOFTWARE / COUNTERFEIT PRODUCTION / COMPUTER PIRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киков Ш. М.

Статья посвящена ряду вопросов применения административно-правового инструментария при осуществлении подразделениями органов внутренних дел контроля за оборотом компьютерных программ. Приводятся краткий анализ современного состояния борьбы с незаконным оборотом программного обеспечения, а также характеристика мер пресечения правонарушений в сфере оборота программного обеспечения. Даются перечень внешних признаков контрафактности программного обеспечения, рекомендации по повышению эффективности борьбы с оборотом контрафактного программного обеспечения неспециализированных подразделений органов внутренних дел. В заключение приводится краткий перечень основных тенденций, наблюдаемых в сфере незаконного оборота программного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL CONTROL OF A CIRCULATION OF COMPUTER PROGRAMS

Article is devoted to a number of questions of use of administrative and legal tools at implementation by divisions of law-enforcement bodies of control of a circulation of computer programs. The short analysis of a current state of fight against illicit trafficking in the software, and also the characteristic of measures of restraint of offenses are provided in the sphere of a circulation of the software. The list of external signs of a counterfeiter of the software, the recommendation about increase of efficiency of fight against a circulation of the counterfeit software of unspecialized divisions of law-enforcement bodies is given. The short list of the main tendencies observed in the sphere of illicit trafficking in the software is provided in the conclusion.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты административноправового контроля за оборотом компьютерных программ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

Ш.М. КИКОВ,

адъюнкт кафедры административного права факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров

Московского университета МВД России Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: interiour@gmail.com Научный руководитель: кандидат юридических наук Бочаров С.Н.

Аннотация. Статья посвящена ряду вопросов применения административно-правового инструментария при осуществлении подразделениями органов внутренних дел контроля за оборотом компьютерных программ. Приводятся краткий анализ современного состояния борьбы с незаконным оборотом программного обеспечения, а также характеристика мер пресечения правонарушений в сфере оборота программного обеспечения. Даются перечень внешних признаков контрафактности программного обеспечения, рекомендации по повышению эффективности борьбы с оборотом контрафактного программного обеспечения неспециализированных подразделений органов внутренних дел. В заключение приводится краткий перечень основных тенденций, наблюдаемых в сфере незаконного оборота программного обеспечения.

Ключевые слова: правонарушение, оборот компьютерных программ, программное обеспечение, контрафактная продукция, компьютерное пиратство.

SOME ASPECTS OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL CONTROL OF A CIRCULATION OF COMPUTER PROGRAMS

SH.M. KIKOV,

graduated in a military academy of chair of administrative law of faculty of preparation of scientific and pedagogical and scientific shots of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. Article is devoted to a number of questions of use of administrative and legal tools at implementation by divisions of law-enforcement bodies of control of a circulation of computer programs. The short analysis of a current state of fight against illicit trafficking in the software, and also the characteristic of measures of restraint of offenses are provided in the sphere of a circulation of the software. The list of external signs of a counterfeiter of the software, the recommendation about increase of efficiency of fight against a circulation of the counterfeit software of unspecialized divisions of law-enforcement bodies is given. The short list of the main tendencies observed in the sphere of illicit trafficking in the software is provided in the conclusion.

Keywords: offense, circulation of computer programs, software, counterfeit production, computer piracy.

Модернизация современного общества неразрывно связана с повышением роли процессов информатизации, которые сопряжены с широкомасштабным использованием компьютерных программ. Большая часть этих проблем возникает в связи с совершением правонарушений при обороте компьютерных программ — нарушение авторских и смежных прав; несанкционированное создание, распространение и использование вредоносных программ и программ с элементами порнографии, неправомерный доступ к охраняемой законом информации; нарушение налогового законодательства и др. В этой связи специалисты справедливо отмечают, что подобное, прежде всего, объясняется тем, что в киберпространстве очертания юридической конструкции деликтов достаточно расплывчаты. Трудно различимы признаки субъекта, (правонарушитель, к примеру, оперирует из рядового

интернет-кафе или другого публичного места), а правонарушение в виртуальном мире длительное время может оставаться незамеченным1.

В связи с развитием индустрии высоких технологий компьютерное пиратство все более вытесняет традиционные виды правонарушений в области авторского права. Некоторые исследователи считают, что доходность «пиратского» промысла не может сравниться с такими традиционными для преступности сферами интересов, как игорный бизнес и торговля оружием или наркотиками2. Другие, наоборот,

1 Федотов М.А. Доклад в материалах «круглого стола» (Москва, ИМПЭ, 27 января 2010 г.) // Труды по интеллектуальной собственности. Т. 2: Актуальные проблемы информационного права. М., 2010. С. 19.

2 Федосов С.А. Уголовно-правовые и криминологические аспекты защиты авторских прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 18.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

полагают, что названные преступления по прибыльности стали занимать одно из первых мест наряду с торговлей оружием и наркобизнесом3.

На наш взгляд, сегодня борьбу с незаконным оборотом компьютерных программ необходимо поставить в один ряд с наиболее важными и перспективными задачами, решаемыми органами внутренних дел. При этом административно-правовому инструментарию должна отводиться значительная роль.

Действующее законодательство не раскрывает содержания оборота программного обеспечения, что оказывает определенное негативное влияние на состояние правоприменительной практики, затрудняет решение вопросов противодействия охватываемым данным понятием деяниям. Под такими деяниями следует признавать создание, трансляцию, использование, приобретение, сбыт, обмен, компилирование, тиражирование, распространение, инсталляцию, деинсталляцию, бета-тестирование, а также апгрейд программного обеспечения. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяний, рассматриваемых как разновидность несанкционированного оборота программного обеспечения, а также вида распространяемой на компьютерных носителях информации, они могут получать различную правовую оценку, например, нарушение авторских и смежных прав, неправомерный доступ к компьютерной информации, распространение вредоносных программ и порнографических материалов, обман потребителей и др. При реализации программного обеспечения через торговую сеть часто нарушаются требования действующего административного и налогового законодательства. В то же время распространение вредоносных программ может быть квалифицировано как уголовно наказуемое деяние.

Важным этапом противодействия рассматриваемым правонарушениям является их выявление и пресечение сотрудниками различных подразделений полиции. И если сотрудники, имеющие по службе отношение к сфере высоких технологий, обладают для этого необходимой подготовкой и опытом, то сотрудники уголовного розыска, патрульно-постовой службы, участковые уполномоченные полиции и другие, не имея достаточных знаний и навыков, как правило, инкриминируют иные деяния (нарушения общественного порядка, правил торговли и т.п.), объект посягательства которых относительно рассматривамых нами правонарушений носит дополнительный характер.

Таким образом, реализация контрафактного программного обеспечения не получает надлежащего правоприменительного реагирования, что негативно сказывается на его результатах. Кроме того, даже при достижении положительного эффекта в борьбе с рассматриваемыми правонарушениями, выраженного в приостановлении деятельности или ликвидации отдельных торговых организаций, проблема в целом сохраняется4. Полагаем, что выявление торговых точек продажи контрафактной продукции следует использовать для установления ее поставщиков и производителей. Таким образом, необходимо обращать внимание при несении службы нарядами полиции на следующие внешние признаки контрафактности продукции:

♦ отсутствие полиграфической упаковки, где должна содержаться информация об авторах объекта интеллектуальной собственности, о передаче авторских и смежных прав третьим лицам, правообладателях на территории Российской Федерации, краткая аннотация, данные производителя (или продавца);

♦ дизайн упаковки отличается от оригинального дизайна данного продукта;

♦ оригинальный дизайн полиграфической упаковки не нарушен, но последняя получена путем сканирования, ксерокопирования и затем воспроизведена типографским способом;

♦ наличие на полиграфической упаковке поддельной либо не соответствующей оригинальной голограммы (марки), что также нарушает смежные права;

♦ указание на полиграфической упаковке иного, чем в действительности, правообладателя;

♦ отсутствие на упаковке или компакт-диске знака охраны авторских и смежных прав и предупреждений о том, что все права защищены;

♦ несоответствие вида и способа упаковки оригинальной продукции, использование пластиковых боксов вместо картонной полиграфической упаковки, применение иного способа целлофанирования;

♦ наличие на компакт-диске одновременно нескольких (иногда до ста) компьютерных программ.

3 Глебовский А.Ю., Важдалов С. К., Бубнов С. В. О некоторых особенностях тактики проведения следственных действий и методики расследования преступлений, связанных с контрабандным ввозом в страну контрафактной продукции // Информационный бюллетень Следственного комитета при МВД России. 2000. № 1. С. 53.

4 Горев А.И. Противодействие незаконному обороту программ для ЭВМ. Омск, 2008. С. 57.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

Законодатель в ст. 27.1 КоАП РФ «Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении» обозначил возможность их применения на всех стадиях производства «в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления». Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что некоторые меры административного принуждения имеют несколько предназначений. Например, административное задержание одновременно используется как в целях пресечения административных нарушений, так и для обеспечения административного производства; изъятие носителей с программным и информационным обеспечением у продавца является мерой по пресечению незаконной торговли и процессуальной мерой, обеспечивающей проведение последующей экспертизы и исполнение наказания.

Характеризуя меру пресечения правонарушений в сфере оборота программного обеспечения, важно отметить следующие особенности:

♦ производится ограничение не личных, а имущественных прав нарушителей (изъятие, арест имущества, приостановление деятельности объекта торговли), которые претерпевают материальный ущерб; изъятые контрафактные носители, как правило, по решению суда уничтожаются, за исключением случаев их передачи обладателю авторских и смежных прав при наличии соответствующей просьбы;

♦ подлежат изъятию не только образцы, а вся обнаруженная продукция, так как только при экспертизе возможно точное определение вида и качества продаваемой продукции и предоставляемых услуг;

♦ информация о применении мер принуждения до владельца продукции доводится с некоторой задержкой, так как в момент пресечения нарушения в торговой точке он, как правило, отсутствует.

В целях обеспечения наибольшей эффективности применения указанных мер административно-правового принуждения для сотрудников полиции рекомендуется следующий алгоритм действий на месте выявления правонарушения:

1) необходимо представиться и приостановить торговлю, пригласив администратора или другое должностное лицо данной или вышестоящей организации;

2) принять меры к сохранности имеющейся в торговой точке контрафактной продукции, отстранив сотрудников организации от их рабочих мест;

3) осуществить проверку следующих документов: свидетельство о государственной регистрации организации или его заверенную копию; разрешение на право осуществления розничной торговли или его заверенную копию; документы об источнике получения товара, товарно-транспортные накладные, акты о закупке и другие документы; товарная книга, где ведется оприходование товара;

4) приступить к снятию кассы: подсчитать и зафиксировать каждую купюру наличных денег и составить об этом акт; изъять контрольные ленты и погашенные чеки и составить акт (в некоторых случаях по кассовой ленте можно установить количество проданной контрафактной продукции); изъять кассовый отчет о сдаче выручки;

5) провести внешний осмотр носителей (компакт-диков, флеш драйвов и т.д.), отметив наличие ценников, а также инвентаризацию и сличение ее результатов с первичными учетными документами. В излишках, как правило, должны остаться контрафактные компакт-диски, если они не завуалированы поддельными документами, и часть денежных средств за их реализацию;

6) осуществить осмотр торгового места, зала, складов, отразив в соответствующем протоколе осмотра обнаруженные упаковки контрафактной продукции, черновые записи о ее поставках и количестве, адресах поставщиков и т.д.

При изъятии контрафактной продукции составляется протокол, в котором каждый изъятый носитель должен быть описан с указанием следующих параметров: внешний вид упаковки, буклета, компакт-диска, технологические и заводские номера компакт-диска.

Необходимо заранее определиться с местом хранения изъятой продукции, которое должно отвечать требованию надежности, так как необеспечение сохранности изъятой продукции лицом, принявшим ее на ответственное хранение, юридических последствий не имеет. В то же время отсутствие изъятой продукции как вещественного доказательства исключает рассмотрение материалов об административном правонарушении со всеми вытекающими отсюда последствиями.

При производстве по рассматриваемой категории дел об административных правонарушениях обычно требуется использование специальных знаний, позво-

- -J* . -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

ляющих документально подтвердить наличие правонарушения, т.е. контрафактность продукции. Таким образом, экспертиза изъятых вещей и документов является важным этапом рассмотрения данной разновидности деликтов, что необходимо учитывать при планировании и осуществлении разбирательства по делу, в том числе для соблюдения процессуальных сроков.

В заключение можно сделать вывод о том, что к числу основных тенденций, наблюдаемых в сфере незаконного оборота программного обеспечения следует отнести:

♦ увеличение количества правонарушений и причиняемого материального и морального ущерба правообладателям;

♦ высокую латентность наиболее опасных правонарушений в данной сфере;

♦ привлекательность деятельности по незаконному обороту программного обеспечения для организованных преступных групп;

♦ рост числа попыток проникновения в базы данных государственных органов и финансовых учреждений;

♦ появление новых форм несанкционированного введения в оборот охраняемой законом и противоправной информации;

♦ расширение круга потребителей программных продуктов, произведенных недобросовестными изготовителями.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ,

СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ

В.И. КОВШЕВАЦКИЙ,

адъюнкт ФПН и НПК Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

E-mail: Kovshevatsky@yandex.ru Рецензент: доктор юридических наук, доцент Зырянов С.М.

Аннотация. Статья посвящена анализу текста Федерального закона «О полиции»1, определяющего правила применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, особенностям применения мер государственного принуждения при оказании принудительной помощи гражданам.

Ключевые слова: полиция, гражданин, физическая сила, специальные средства, оружие, государственное принуждение.

PECULIARITIES OF APPLICATION OF PHYSICAL FORCE, SPECIAL MEANS AND FIREARMS BY THE POLICE IN PROVIDING INVOLUNTARY CARE TO CITIZENS

V.I. KOVSHEVATSKY,

graduated in a military academy of FPN and NPK of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article is devoted to the analysis of the text of the Federal law «About police», determining the rules of using by the police officers of physical force, special means and fire-arms, peculiarities of application of measures of state coercion in the provision of compulsory assistance to the citizens.

Keywords: police, citizen, physical force, special means, weapon, state enforcement.

Р. Моль писал: «Полицейская помощь государства по самой своей сущности предоставляется гражданам только по их свободному желанию, хотя, впрочем, есть много случаев, в которых государство прибегает к принуждению»2.

Принудительность предполагает несогласие гражданина, которое зачастую выражается в физи-

ческом сопротивлении исполнять законные требования сотрудника полиции. Это, в свою очередь, является основанием и дает право применения фи-

1 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

2 Моль Р. Энциклопедия государственных наук: сб. док. Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью / сост. Т.И. Москалькова и др. С. 216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.