Научная статья на тему 'Некоторые Актуальные вопросы разведывательной деятельности иностранных государств'

Некоторые Актуальные вопросы разведывательной деятельности иностранных государств Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3781
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Артем Тер-Арутюнян

Актуализация исследования различных аспектов разведывательной деятельности иностранных государств обусловлена осознанной потребностью, проявляемой специалистами и экспертами, изучающими теоретические и практические проблемы обеспечения национальной безопасности РА с учетом современных реалий. С возникновением и развитием человеческого общества, а в дальнейшем и государственных структур, разведка как направление государственной деятельности развивалась параллельно развитию научной, общественной и политической мысли. Этот вид деятельности функционировал во все времена и во всех государствах, начиная с древнейших времен (Египет, Ассирия, Урарту, Рим, Греция и т.д.) и до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Артем Тер-Арутюнян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Topical Issues Of Intelligence Activities Of Foreign States

ntelligence activities are, in essence, continuation of the foreign and domestic policy carried out by the leadership of foreign states. The aim of the intelligence activities is conditioned by the foreign policy of the states, their strategy of security, military doctrine of the given state as well as by the level and quality of the bilateral relations with the states in regard of which this policy is carried out. In the age of the world which is open for the information flows, foreign states more often and eagerly implement the practice of using actions of intelligence-information influence. Currently many foreign states cardinally reconsider their views concerning the form and ways of warfare. Military experts of those countries more often consider information space as a sphere of warfare. Thus, informational dominance is requisite condition for victory in modern war. In particular, mass media, public statements of the politicians, open information resources, Internet are actively used by Azerbaijan and Turkey for intelligence and informational influence and are directed to the undermining defence capability and national security of the Republic of Armenia, as well as for misrepresentation of the world community. We should constantly remember about it and try to show selective and cautious approach to any “information flows”, thus not identifying them with the reality.

Текст научной работы на тему «Некоторые Актуальные вопросы разведывательной деятельности иностранных государств»

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ

Артем Тер-Арутюнян

Актуализация исследования различных аспектов разведывательной деятельности иностранных государств обусловлена осознанной потребностью, проявляемой специалистами и экспертами, изучающими теоретические и практические проблемы обеспечения национальной безопасности РА с учетом современных реалий.

С возникновением и развитием человеческого общества, а в дальнейшем и государственных структур, разведка как направление государственной деятельности развивалась параллельно развитию научной, общественной и политической мысли. Этот вид деятельности функционировал во все времена и во всех государствах, начиная с древнейших времен (Египет, Ассирия, Урарту, Рим, Греция и т.д.) и до наших дней.

Исторические памятники, содержащие сведения о деятельности по обеспечению внешней и внутренней безопасности на территории древней Армении, в частности, о разведывательной деятельности и ее отдельных составляющих, датируются урартским периодом (Ванское царство, 1Х-У1вв. до н.э.).

Анализ содержания клинописных памятников указанного периода, а также других источников свидетельствует, что в Ванском царстве разведывательная и контрразведывательная деятельность была поставлена на государственную основу и являлась одним из направлений государственной деятельности. В частности, в содержании одной из клинописей (УПв. до н.э.), которое представляет собой разведывательное донесение, говорится о задержании двух ассирийских лазутчиков по имени Халдипуру и Уради, действовавших на территории государства Урарту. Последние были посланы неким Цыпой, а после задержания были доставлены наместнику города Тейшебаини, где дали правдивые показания [1].

Кандидат технических и юридических наук.

90

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

Очевидно, что для адекватного понимания разведывательной (как и любой другой) деятельности необходимо вникнуть в ее суть. Можно рассмотреть множество определений, даваемых разными авторами понятию «разведывательная деятельность» («разведка»), а также их подходы к особенностям ее исторического развития.

Историк И.А.Дамаскин считает, что разведка — это первая древнейшая профессия. Доисторические племена охотились за тайнами разжигания огня, производства каменного оружия, выделки шкур, выискивали сильные и слабые стороны своих соседей. Разведка существует столько же, сколько существуют род людской и войны; военная хитрость рассчитана на обман противника, но чтобы обмануть и победить врага, надо его знать [2].

В свою очередь эксперт по вопросам безопасности А.И.Доронин полагает, что разведка — это деятельность, являющаяся одной из разновидностей информационной работы, основополагающий принцип которой — четкое разделение понятий: данные (сведения), информация и знания. Разведывательная деятельность (шпионаж) — явление столь же древнее, как и сама наша цивилизация. Ведь недаром согласно классической иерархии древнейших профессий она занимает второе место, отставая от проституции и опережая журналистику [3].

В истории России есть немало примеров того, как разведывательная деятельность способствовала становлению и укреплению государственности. Еще во времена Киевской Руси русские отличались смелостью и предприимчивостью разведки: выступая в боевой поход, они высылали вперед «сторожу» (походную сторожевую заставу), которой надлежало охранять дружины от внезапного нападения врага, добывать «языков», выведывать намерения противника. Начиная с Х1Ув. разведывательная служба на границах Руси стала постоянной. Ее непрерывно несли наблюдатели и конные сторожевые разъезды [4].

Ветеран органов безопасности, историк спецслужб С.В.Лекарев предлагает следующие определения разведывательной деятельности:

• разведывательная деятельность — системное применение специальных сил, средств, методов и совершение специфических действий, направленных на получение информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций, потенциально или реально угрожающих национальной безопасности;

• разведывательная деятельность — это системное использование конспиративных и гласных возможностей (сил, средств, методов) с целью получения информации, необходимой для обеспечения собственной безопасности государства [5, с. 358].

91

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

Военный историк М.В.Алексеев определяет разведывательную деятельность как деятельность субъекта (от человека, организованной группы людей до государства в целом) по добыванию сведений об имеющихся и потенциальных угрозах его существованию и интересам, т.е. о действующем или вероятном противнике [6].

Эксперт в области этнических конфликтов, доктор политических наук А.А.Котенев предлагает следующие определения разведывательной деятельности:

• функция, содействующая осуществлению внешнеполитического курса государства, укреплению безопасности, обороноспособности и экономики страны;

• осуществление специальных компетенций в области добывания, обработки и анализа разведывательной информации, а также проведения иной подрывной деятельности в интересах обеспечения правительству своей страны преимуществ в военной, политической, идеологической и экономической борьбе;

• любая деятельность, которую ведомства, входящие в разведывательное сообщество, уполномочены осуществлять в соответствии с указаниями высшего политического руководства страны;

• ...разновидность способов получения знаний, зачастую секретных, скрываемых либо слабо представленных в конкретной ситуации [5, с. 352].

Историк Б.Чикин считает, что дать однозначное, «окончательное», определение разведки практически невозможно — это сложный, меняющийся феномен, затрагивающий многие стороны человеческого существования, о котором высказать «истину в последней инстанции» еще никому не удавалось. Разведка — важное составляющее звено национально-государственного величия. Без философской культуры разведки нам не выжить, не выдержать жесткой конкуренции, борьбы в современном мире [7].

Разведывательная деятельность иностранных государств — это разновидность внешнеполитической деятельности иностранного государства, проводимой системой специальных служб и организаций с использованием специфических сил и средств, форм и методов в целях обеспечения безопасности своей страны.

Для характеристики этой деятельности важно отметить ее специфичность в отличие, например, от дипломатической деятельности. Она проявляется в том, что с позиций иностранного государства, которое проводит разведывательную деятельность, она не является противоправной, а с позиций государства, в отношении которого эта деятельность осуществляется, она является таковой.

92

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

Разведывательная деятельность имеет системный характер. Она определяется стратегией национальной безопасности иностранного государства, которая формирует ее основные цели и задачи.

Основными целями разведывательной деятельности иностранного государства являются разведывательное обеспечение национальных интересов и управление процессами в стране, в отношении которой осуществляется разведка в интересах иностранного государства.

Постановка целей и задач для разведки является прерогативой высших органов иностранного государства. Механизм постановки целей и задач перед разведкой в каждой стране имеет свои особенности. Однако везде существует прямая взаимосвязь между внешнеполитическими целями иностранного государства и целями и задачами разведывательной деятельности этого государства.

К основным задачам разведывательной деятельности иностранных государств можно отнести:

• выявление и устранение угроз национальной безопасности иностранного государства;

• скрытое обеспечение преимущественных условий в отношениях с другими странами, благоприятствующих реализации интересов иностранного государства;

• информационное обеспечение высшего руководства государства;

• участие в определении основных составляющих внешней политики и приоритетных национальных интересов;

• обеспечение безопасности руководителей государства во время их зарубежных поездок.

Задачи разведки могут меняться в зависимости от состояния и развития международных отношений и факторов, оказывающих на них влияние.

Несмотря на специфические условия развития отдельных стран, особенности международной и внутриполитической обстановки, исторический опыт организации и осуществления разведки, в большинстве иностранных государств в целом сложились однотипные системы разведывательных органов (специальных служб) и организаций, предназначенных для решения задач разведывательной деятельности.

Система специальных служб и организаций иностранных государств — это совокупность государственных специальных органов и организаций, осуществляющих разведывательную деятельность в интересах иностранного государства.

Подобные системы представляют собой множество элементов (органов, организаций), выполняющих самостоятельные функции в ходе взаимодейст-

93

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

вия между собой путем поддержания устойчивых связей. В ряде государств такие разведывательные системы официально называются разведывательным сообществом.

Наряду с системой непосредственного осуществления разведывательной деятельности система специальных служб и организаций иностранных государств является подсистемой (составной частью) системы более высокого уровня — общей системы обеспечения безопасности иностранного государства.

В свою очередь система специальных служб и организаций также включает в себя ряд подсистем — самостоятельных элементов (органов, организаций) разведывательной деятельности. Элементы этой системы различаются по функциям, направленности и масштабам выполняемых задач, но объединены в интересах обеспечения безопасности своих государств. Цели и задачи функционирования этой системы охватывают все аспекты жизнедеятельности зарубежных стран и международной обстановки, представляющие интерес для государства, ведущего разведку, как в области обеспечения его собственной безопасности, так и в политический, экономической, военной, социальной, научнотехнической, экологической и других сферах жизнедеятельности стран, в отношении которых ведется разведка.

Большинство иностранных государств при формировании системы специальных служб и организаций, предназначенных для решения задач разведывательной деятельности, руководствуются рядом принципов организации таких систем. Основными принципами организации разведывательной системы специальных служб и организаций иностранных государств являются:

• универсальность систем управления специальными службами и организациями;

• отделение систем функционирования органов внешней разведки от органов контрразведки и политического сыска;

• отделение функционирования систем общегосударственных и ведомственных спецслужб;

• функциональная и региональная организация подсистем разведывательных органов;

• организационное деление аппарата спецслужб на центральные и периферийные органы;

• маскировка разведывательных органов под неразведывательные организации.

В большинстве зарубежных стран функции политического руководства общей системой обеспечения национальной безопасности, в том числе и в об-

94

21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А.Тер-Арутюнян

ласти разведывательной деятельности, осуществляет глава исполнительной власти (президент, премьер-министр или рахбар (духовный лидер) на примере Ирана). В соответствии с законодательством страны такому лицу, как правило, представлены полномочия определять общие направления и приоритеты в деятельности разведки, выделять круг наиболее важных ее задач на ближайшее время или перспективу.

Глава исполнительной власти принимает все решения, связанные с реформированием структуры разведки, созданием новых и упразднением старых ведомств, изменением системы подчинения национальных разведывательных служб, назначением руководителей разведывательных служб.

Система организаций, используемых в разведывательной деятельности, представляет собой совокупность межгосударственных, зарубежных государственных и негосударственных организаций, внешне действующих в соответствии с законодательством страны пребывания, легальные возможности которых используются спецслужбами иностранных государств для осуществления разведывательной деятельности.

На рубеже ХХ-ХХ1вв. специальные службы иностранных государств все активнее пытаются использовать в своих интересах различные международные организации.

К иностранным государственным организациям относятся созданные и действующие в соответствии с законодательством организации и учреждения, имеющие государственный статус. Государственные организации занимают особое, специфическое место в системе органов, ответственных за проведение официальной политики иностранных государств. Деятельность этих организаций осуществляется, как правило, в соответствии с основными нормами и принципами международного права и формально не нарушает принципы международных отношений и законодательство страны пребывания, в то время как деятельность спецслужб иностранного государства на территории страны пребывания часто противоречит этим нормам и осуществляется с нарушением национального законодательства.

Использование возможностей государственных неразведывательных органов позволяет спецслужбам иностранных государств расширить свои разведывательные возможности.

Специальные службы иностранных государств все активнее стали использовать в разведывательных целях возможности негосударственных организаций, их представительств и филиалов. В зависимости от цели и содержания деятельности эти организации можно классифицировать как коммерческие и некоммерческие.

95

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

Рассматривая вопросы разведывательной деятельности иностранных государств, необходимо отметить, что в эпоху глобально открытого для информационных потоков мира спецслужбы и организации все чаще и активнее внедряют практику использования акций разведывательно-информационного воздействия. В настоящее время многие иностранные государства коренным образом пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения войны. Военные эксперты этих государств все чаще рассматривают информационное пространство в качестве сферы ведения боевых действий. Информационное превосходство, таким образом, является необходимым условием для достижения победы в современной войне (или достижения превосходства в конфликте).

Акции разведывательно-информационного воздействия, осуществляемые спецслужбами и организациями иностранных государств, направлены на достижение желаемых для собственного государства изменений в состоянии объектов разведывательных устремлений, условий их функционирования или характера совершаемых ими действий.

В современных условиях все чаще акции разведывательно-информационного воздействия спецслужбы иностранных государств осуществляют в военной, политической и экономической сферах. Разновидностями таких воздействий являются: идеологическое воздействие и психологическое воздействие (давление).

Идеологическое воздействие осуществляется путем оказания спецслужбами и организациями иностранных государств идейно-политического влияния на граждан страны, в отношении которой осуществляют разведку, с целью побуждения их к совершению противоправных и антиобщественных действий по ослаблению и подрыву политического и общественного строя своей страны.

Идеологическое воздействие может осуществляться по-разному. Например, разрушением устойчивых взглядов и убеждений граждан и навязыванием чуждой им идеологии, выгодных для иностранного государства стереотипов мышления и поведения; возбуждением антиобщественных, враждебных настроений и эмоций. К методам идеологического воздействия относятся также распространение тенденциозной и фальсифицированной информации, провозглашение враждебных лозунгов и призывов, прямое подстрекательство к совершению антиобщественных действий.

Объектами идеологического воздействия являются: население страны, в отношении которой осуществляется разведывательная деятельность; ее социальные, национальные, политические и религиозные группы.

Идеологическое воздействие на те или иные объекты осуществляется дифференцированно, с учетом их социального и политического положения, возраста, особенностей национального характера, религии и т.п.

96

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

В акциях идеологического воздействие, осуществляемых спецслужбами иностранных государств, могут быть задействованы (с использованием) различные государственные и негосударственные организации, политические партии, издательства, средства радиовещания и телевидения, печати, научные, общественные, культурные и благотворительные организации, а также отдельные лица.

Разветвленная система негосударственных организаций дает спецслужбам иностранных государств возможность оказывать идеологическое воздействие на население страны, в отношении которой осуществляет разведку под их прикрытием.

Разновидностью разведывательного воздействия является также психологическое давление. Психологическое давление осуществляется путем воздействия на психику конкретных объектов посредством угроз и запугивания возможностью наступления неблагоприятных или нежелательных для них событий (последствий) с целью деморализации и побуждения к совершению действий, отвечающих интересам иностранной разведки.

Задачи психологического давления заключаются в том, чтобы сломить волю объекта воздействия к сопротивлению, вызвать апатию и пассивность, неуверенность в исходе борьбы, возбудить страх и посеять панику, вызвать недовольство и возмущение действиями руководства и т.п.

Объектом психологического давления является не политическая идеология, а психика людей, их чувства. При этом воздействие может быть направлено как на отдельных лиц, так и на группы людей. Объектом психологического давления могут быть и определенные группы населения (того или иного города, области и т.д.), и личный состав ВС, работники государственных учреждений и т.п.

Кроме вышеназванных разновидностей разведывательно-информационного воздействия, спецслужбы и организации иностранных государств в своей практике могут также использовать разные другие формы и методы воздействия.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что разведывательная деятельность по сути своей является продолжением проводимой руководством иностранных государств внутренней и внешней политики. Эта деятельность осуществляется специфическими силами, средствами и методами, которые присущи только специальным службам.

Разведывательная деятельность является неотъемлемой составной функцией любого иностранного государства по обеспечению своей национальной безопасности, которая организуется и осуществляется на постоянной основе.

97

А. Тер -Арутюнян

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

Цель разведывательной деятельности иностранных государств обусловлена внешней политикой, стратегией (концепцией) безопасности, военной доктриной данного государства, а также уровнем и качеством двусторонних отношений с государством, в отношении которого осуществляется разведывательная деятельность. Задачи, агрессивность и интенсивность разведывательного воздействия, общая направленность проводимых разведывательных акций обусловлены и напрямую зависят от волевых и политических решений высшего военно-политического руководства иностранного государства.

Как было замечено выше, цель разведывательной деятельности обусловлена потребностями иностранного государства, а также уровнем и качеством взаимоотношений с государством, в отношении которого осуществляется разведывательная деятельность. Об этом необходимо помнить всегда, особенно в контексте складывающихся геополитических реалий в регионе и тем более специфических отношений Республики Армения с Азербайджаном и Турцией, и постараться избирательно и осмотрительно относиться ко всякого рода «информационным потокам», не принимая их за чистую монету и не отождествляя с реальностью.

В контексте вышеизложенного необходимо отметить, что средства массовой информации, публичные выступления политиков, открытые информационные ресурсы, глобальная информационная сеть Интернет активно используются Азербайджаном и Турцией в разведывательно-информационном воздействии, в целях подрыва обороноспособности и национальной безопасности Республики Армения, а также с целью введения в заблуждение мирового сообщества.

Февраль, 2011.

Источники и литература

1. Дьяконов И.М., Урартские письма и документы. Москва-Ленинград, 1963.

2. Дамаскин И.А, 100 великих разведчиков. М., 2006, с. 5.

3. ДоронинА.И, Бизнес-разведка. М., 2003, сс. 17, 343.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Коваленко А.П, Разведка - дело тонкое. М., 1996, с. 4.

5. Котенев А.А, Лекарев С.В, Современный энциклопедический словарь. Секьюрити. М., 2001.

6. Алексеев М.В, Военная разведка России от Рюрика до Николая II. Книга I. М., 1998, с. 4.

7. Чикин Б, Философия разведки: история и современность, «Военно-промышленный курьер», №7(223), 20-26 февраля 2008, с. 2. http://www.vpk-news.ru.

98

<21-й ВЕК», № 1 (17), 2011г.

А. Тер -Арутюнян

SOME TOPICAL ISSUES OF INTELLIGENCE ACTIVITIES OF FOREIGN STATES

Artyom Ter-Harutyunyan

Resume

Intelligence activities are, in essence, continuation of the foreign and domestic policy carried out by the leadership of foreign states. The aim of the intelligence activities is conditioned by the foreign policy of the states, their strategy of security, military doctrine of the given state as well as by the level and quality of the bilateral relations with the states in regard of which this policy is carried out. In the age of the world which is open for the information flows, foreign states more often and eagerly implement the practice of using actions of intelligence-information influence. Currently many foreign states cardinally reconsider their views concerning the form and ways of warfare. Military experts of those countries more often consider information space as a sphere of warfare. Thus, informational dominance is requisite condition for victory in modern war. In particular, mass media, public statements of the politicians, open information resources, Internet are actively used by Azerbaijan and Turkey for intelligence and informational influence and are directed to the undermining defence capability and national security of the Republic of Armenia, as well as for misrepresentation of the world community. We should constantly remember about it and try to show selective and cautious approach to any “information flows”, thus not identifying them with the reality.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.