Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА'

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
759
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ФЕДЕРАЛИЗМ / ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горбунов Андрей Константинович

В статье рассмотрены некоторые актуальные проблемы российского федерализма на момент 2022 года. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в Российской Федерации продолжает меняться законодательство в сфере разграничения полномочий между федеральным центром, региональной властью и муниципальным уровнем власти, проведение реформы, непосредственно касающейся местного самоуправления. Целью данной работы является анализ некоторых проблем российского федерализма на момент 2022 года и способы решения данных проблем. В данной работе используются научные материалы российских исследователей и зарубежный опыт, связанный с федеративным устройством государства. В работе используются эмпирические данные, взятые из открытых официальных источников. Результатом данной работы является определение возможных решений (рекомендаций) для преодоления проблем, представленных в работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ACTUAL PROBLEMS OF RUSSIAN FEDERALISM

The article discusses some actual problems of Russian federalism at the time of 2022. The relevance of this problem is due to the fact that in the Russian Federation, legislation continues to change in the sphere of the delimitation of powers between the federal center, the regional government and the municipal level of government, the implementation of reforms directly related to local self-government. The purpose of this work is to analyze some of the problems of Russian federalism at the time of 2022 and ways to solve these problems. In this work, scientific materials of Russian researchers and foreign experience related to the federal structure of the state are used. The work uses empirical data taken from open official sources. The result of this work is to identify possible solutions (recommendations) to overcome the problems presented in the work.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА»

УДК 343.146

Горбунов Андрей Константинович Уральский государственный юридический университет им. В.Ф. Яковлева

Институт государственного и международного права

Россия, Екатеринбург mailto: gorbunov.andrey.konstant@mail .ru

Gorbunov Andrei Ural State Law University Institute of the State and International Law

Russia, Ekaterinburg

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые актуальные проблемы

российского федерализма на момент 2022 года. Актуальность данной проблемы

обусловлена тем, что в Российской Федерации продолжает меняться

законодательство в сфере разграничения полномочий между федеральным

центром, региональной властью и муниципальным уровнем власти, проведение

реформы, непосредственно касающейся местного самоуправления. Целью

данной работы является анализ некоторых проблем российского федерализма

на момент 2022 года и способы решения данных проблем. В данной работе

используются научные материалы российских исследователей и зарубежный

опыт, связанный с федеративным устройством государства. В работе

используются эмпирические данные, взятые из открытых официальных

источников. Результатом данной работы является определение возможных

решений (рекомендаций) для преодоления проблем, представленных в работе.

Ключевые слова: государство, федерализм, федеративные отношения,

региональная политика, местное самоуправление

SOME ACTUAL PROBLEMS OF RUSSIAN FEDERALISM

Annotation: the article discusses some actual problems of Russian federalism at the time of 2022. The relevance of this problem is due to the fact that in the Russian Federation, legislation continues to change in the sphere of the delimitation of powers between the federal center, the regional government and the municipal level of government, the implementation of reforms directly related to local self-government. The purpose of this work is to analyze some of the problems of Russian federalism at the time of 2022 and ways to solve these problems. In this work, scientific materials of Russian researchers and foreign experience related to the federal structure of the state are used. The work uses empirical data taken from open official sources. The result of this work is to identify possible solutions (recommendations) to overcome the problems presented in the work.

Key words: state, federalism, federative relations, regional policy, local government

Хотелось бы начать свою работу, посвященную актуальным проблемам федерализма в России, с цитаты великого французского мыслителя Шарля Луи де Монтескье, который писал о том, что в больших государствах республика возможна только при наличии федерализма [1, с. 232].

С этим трудно не согласиться, потому как, на мой взгляд, порядок сильной рукой в большом государстве навести не представляется возможным, либо возможно на короткий промежуток времени. Если идти этим путём, то «эта жёсткая рука начнёт нас очень быстро душить» (как сказал в интервью в 1991 году В.В. Путин, подтвердивший свои слова в 2002 году). Федерализм необходим огромной стране из-за её разнообразности, а Россия как раз является гетерогенной страной.

Проблемы федерализма в современной России и что с этим делать:

А) Отсутствие свободных денег у муниципалитетов [2]. Не только основываясь на исследованиях, но из личного опыта могу сказать о жалобах глав районов на недостаток бюджета. Поразила фраза одного из глав, который громко сказал: «Евгений Владимирович (губернатор Свердловской области), дайте денег». На мой взгляд, это глобальная проблема, потому как зависимость глав районов (местных властей) от губернатора уже нарушает принцип федерализма (Статья 12 Конституции РФ: В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти). Местные власти вынуждены выполнять указания центра, который и распоряжается большинством ресурсов. Хотя стоит сказать, что власти на местах лучше понимают потребности граждан и в большей степени подотчётны избирателям. А значит нужно дать больше полномочий муниципалитетам и реформировать разделение бюджета в пользу местного самоуправления.

Налоговая база в РФ крайне неравномерно распределена [3, 4]. Большая концентрация ресурсов в нескольких регионах (в некоторых просто потому, что добывают нефть - если доходы от этой ренты отправляются сначала в федеральный центр, а потом каким-то образом распределяется - в этом есть логика, потому как природные ресурсы должны принадлежать народу. Можно вывести формулу распределения для регионов или даже частично или полностью для граждан.

Б) Региональная политика является важным источником федеральных политиков. Проблема (А) ведёт к ухудшению качества политических кадров. На мой взгляд, необходимы коренные реформы экономические и политические. Необходим в полном объеме возврат выборов губернаторов и мэров, отмена муниципальных фильтров и других преград, стоящих на пути к праву граждан

избирать и быть избранным, несмотря на политическую приверженность.

112

Также считаю, что нужна реформа избирательной системы и необходимо осуществление принцип сменяемости власти в полном объеме. Первостепенная задача: вызвать доверие к выборам у граждан, только тогда будет гражданское самосознание: я знаю, что мой голос точно учтён правильно на честных и конкурентных выборах и мой представитель есть в Парламенте, или мэр - мой избранник, если он будет плохо работать - мы его сменим на честных и открытых выборах.

В) Парламенты не отражают реальное мнение граждан России. Это может быть по причине снижения доверия к этому институту [5], а снижение доверия к выборным органам, на мой взгляд связано с непрозрачностью и постоянным изменением правил проведения выборов в Российской федерации: во-первых, при рейтинге в 27-30% по стране (данные Левада-центра* включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента»). Рейтинг Единой России в Москве составлял 15% (данные Левада-центра* включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции «иностранного агента»), однако самый протестный город России получил по одномандатным округам на выборах в Государственную Думу минимум 11 из 15 «представителей» от Единой России. Единая Россия контролирует (>50% мандатов) 78 из 85 (91,7%) региональных парламента и имеет конституционное большинство (72%) в Государственной Думе.

Во-вторых, учитывая всю спорность проведенной процедуры по изменениям, внесенных в Конституцию [6, 7], 21% россиян высказались против (Ненецкий автономный округ высказался в целом против - 55,25%). При этом в Государственной думе «против» не высказался никто, в Совете Федерации из 160 сенаторов только 1 (< 1 %) проголосовал «против», в региональных парламентах лишь 67 из 3 980 (< 2%) депутатов проголосовали «против» (данные приведены из официальных открытых источников).

Г) На мой взгляд, федеральные округа с полномочными представителями президента не способствуют федерализации государства, а наоборот ведёт к построению вертикали власти, потому как некоторые полномочия полномочного представителя дублируют права и функции Правительства РФ, прокуратуры РФ и некоторых исполнительных органов власти субъектов РФ (проверка соответствия региональной нормативно-правовой базы федеральному законодательству, контроль деятельности губернаторов и мониторинг социально-политической и экономической ситуации в регионах.)

Говоря о влиянии на губернаторов, в первую очередь я имею ввиду разговор С.И. Фургала (губернатора Хабаровского края в 2018-2020гг.) и полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева по вопросу превосходства рейтинга губернатора над рейтингом Президента. Затем произошло резонансное событие, связанное с арестом С.И. Фургала, в связи с расследованием многоэпизодного дела ОПГ, причастной к особо тяжким преступлениям против бизнесменов в 2004—2005 годах, отстранением его от должности и дальнейшими массовыми народными, протестными акциями (митингами). Также стоит отметить проблему нормативной базы работы полномочного представителя Президента (отсутствие упоминание института в Конституции). На мой взгляд, институт полномочных представителей Президента возможно нужно упразднить, потому как некоторые их считают за «наместников».

Д) Неопределенность и своего рода запутанность в разграничении полномочий федерального центра, региона и муниципалитета [8]. Нет четкого разграничения: Кто и за что отвечает. Располагая достаточными ресурсами, для примера, муниципалитет должен отвечать за школы, дороги и уборку улиц.

Например, отвечая за среднее образование, регионы неправильно спонсируют это направление, что несомненно ведёт к неравенству возможностей и т. п.

Но при этом само финансирование должно определяться на федеральном уровне, исходя из чего мэр уже не сможет потратить эти средства на другие нужды. Для изучения и возможного применения в России полезен опыт Бразилии по случайному аудиту муниципалитетов [9].

Изучать и обсуждать проблему федерализма в России необходимо. На мой взгляд, к сожалению, для нас в России - это глобальная проблема. Многие проблемы людей связаны как раз с муниципальными вопросами. Если посмотреть любую прямую линию Президента РФ, где люди обращаются со своими просьбами, то мы увидим проблемы, связанные с ЖКХ, со школами, садиками, дорогами и т. п.

Эти проблемы может и должен решать муниципалитет, а не Президент в ручном

управлении — это к федеративному государству ни малейшего отношения, на мой взгляд, не имеет.

Нужно не бояться и использовать успешный опыт других больших стран

как Канада, Австралия, Бразилия и т. д. Для этого нужна политическая воля и квалифицированные политические кадры.

В чём я не сомневаюсь так это в том, что на данный момент Российской федерации необходимы политические и экономические реформы для реализации в полном смысле федеративного государства.

Список литературы:

1. Фролова Е.А. История политических и правовых учений [Текст]: учебник / Е. А. Фролова; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - Москва: Проспект, 2017. - 512 с.; 22 см.; ISBN 978-5-39225349-4

2. Куничкин А.М. Низкий уровень финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований и способы решения этой проблемы // Научные записки молодых исследователей. 2019. №2.

115

3. Малкина М.Ю., Балакин Р.В. Взаимосвязь межрегиональной неравномерности распределения налоговых поступлений с экономическим развитием России // Региональная экономика: теория и практика. 2015. №45 (420).

4. Афанасьева Е.Е. Проблемы формирования доходов местных бюджетов в условиях централизации финансовых ресурсов // Вестник евразийской науки. 2018. №3.

5. Керимов А.А. Парламентаризм в современной России: особенности и проблемы реализации // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2019. №48.

6. Russian Federation - Opinion on draft amendments to the Constitution (as signed by the President of the Russian Federation on 14 March 2020) related to the execution in the Russian Federation of decisions by the European Court of Human Rights, adopted by the Venice Commission on 18 June 2020 by a written procedure replacing the 123rd Plenary Session, CDL-AD(2020)009-e.

7. Соколов М.В. Проблемы правового регулирования общероссийского голосования по поправкам к Конституции России // Скиф. 2020. №3 (43).

8. Девятилова А.И., Алябьева Т.С., Кальченко Е.В. Проблемы разграничения полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов власти в условиях современной экономики // Символ науки. 2017. №4.

9. Шитова Е.Н. — Методы борьбы с коррупцией в Бразилии: достижения и новые вызовы // Мировая политика. - 2015. - № 1. - С. 123 - 143.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.