Научная статья на тему 'Некоторые Актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ'

Некоторые Актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1425
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVE ABILITY / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / REINDUSTRIALIZATION / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ENTERPRISE ENVIRONMENT / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATORY LEGAL REGULATION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашов Алексей Михайлович

В статье рассматриваются многие негативные явления, мешающие развитию предпринимательства в РФ в настоящее время. Особый упор сделан на актуальные проблемы малого и среднего бизнеса и возможные пути их решения. В современной России внешняя среда не является благоприятной для малого и среднего бизнеса, здесь все делается для создания льготных условий для крупного капитала, начиная с кредитов и заканчивая налогами. Государственные чиновники тоже очень далеки от проблем малого и среднего бизнеса. Таким образом, в настоящее время необходимость развития малого и среднего предпринимательства и повышения его роли в экономике пока только декларируется, но де-факто почти не решается, что сдерживает экономическое развитие страны и ухудшает социальный климат. На основе анализа ситуации автор приходит к выводу, что для современной реиндустриализации России необходимы рациональные и эффективные управленческие решения, отказ от монополизма и осуществление принципов честной, здоровой конкуренции, как в центре, так и на местах, а также пересмотр нынешней системы налогообложения и другие мероприятия. В то же время приоритетная задача государства состоит в создании благоприятной для развития бизнеса внешней среды, политической и экономической стабильности, служении чиновников не своим интересам, а развитию страны и повышению благосостоянию населения. В этом случае малое и среднее предпринимательство сможет выстраивать долговременную стратегию своей деятельности, в том числе и в области модернизации производства и внедрения инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балашов Алексей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TOPICAL PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article reviews many negative phenomena that hamper the development of entrepreneurship in the Russian Federation at the present time. Particular emphasis is placed on actual problems of small and medium-sized business and possible solutions to them. In modern Russia, the external environment is not favorable for small and medium-sized business, everything is done to create preferential terms for large capital, from loans to taxes. State officials are also very far from the problems of small and medium-sized businesses. Thus, at the present time, the need to develop small and medium-sized business and increase its role in the economy is only being declared, but de facto is almost not solved, which constrains the economic development of the country and worsens the social climate. Based on the analysis of the situation, the author comes to the conclusion that for modern reindustrialization of Russia, rational and effective management decisions, the rejection of monopoly and the implementation of the principles of fair, healthy competition, both at the center and in the regions, as well as the revision of the current taxation system and other measures. At the same time, the main task of the state is to create an environment favorable for business development, political and economics stability, serving officials not to their own interests, but to the development of the country and the welfare of the population. In this case, small and medium-sized businesses can build a long-term strategy for their activities, including in the field of production modernization and the introduction of innovative technologies

Текст научной работы на тему «Некоторые Актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ»

Balashov Aleksey Mikhailovich SOME TOPICAL PROBLEMS .

economic sceinces

УДК 330.101

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РФ

© 2018

Балашов Алексей Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных, сервисных и общетехнических дисциплин Новосибирский государственный педагогический университет (630083, Россия, Новосибирск, Вилюйская 28, e-mail: Ltha1@yandex.ru) Аннотация. В статье рассматриваются многие негативные явления, мешающие развитию предпринимательства в РФ в настоящее время. Особый упор сделан на актуальные проблемы малого и среднего бизнеса и возможные пути их решения. В современной России внешняя среда не является благоприятной для малого и среднего бизнеса, здесь все делается для создания льготных условий для крупного капитала, начиная с кредитов и заканчивая налогами. Государственные чиновники тоже очень далеки от проблем малого и среднего бизнеса. Таким образом, в настоящее время необходимость развития малого и среднего предпринимательства и повышения его роли в экономике пока только декларируется, но де-факто почти не решается, что сдерживает экономическое развитие страны и ухудшает социальный климат. На основе анализа ситуации автор приходит к выводу, что для современной реинду-стриализации России необходимы рациональные и эффективные управленческие решения, отказ от монополизма и осуществление принципов честной, здоровой конкуренции, как в центре, так и на местах, а также пересмотр нынешней системы налогообложения и другие мероприятия. В то же время приоритетная задача государства состоит в создании благоприятной для развития бизнеса внешней среды, политической и экономической стабильности, служении чиновников не своим интересам, а развитию страны и повышению благосостоянию населения. В этом случае малое и среднее предпринимательство сможет выстраивать долговременную стратегию своей деятельности, в том числе и в области модернизации производства и внедрения инновационных технологий.

Ключевые слова: предпринимательство, инновации, конкуренция, конкурентоспособность, реиндустриализа-ция, налогообложение, социальная ответственность, предпринимательская среда, нормативно-правовое регулирование, экономический рост.

SOME TOPICAL PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS DEVELOPMENT

IN THE RUSSIAN FEDERATION

© 2018

Balashov Aleksey Mikhailovich, The candidate of economic sciences, the assistant professor of the Informational, service and fundamental technical disciplines department Novosibirsk State Pedagogical University (630083, Russia, Novosibirsk, Viluyskaja 28, e-mail: Ltha1@yandex.ru) Abstract. The article reviews many negative phenomena that hamper the development of entrepreneurship in the Russian Federation at the present time. Particular emphasis is placed on actual problems of small and medium-sized business and possible solutions to them. In modern Russia, the external environment is not favorable for small and medium-sized business, everything is done to create preferential terms for large capital, from loans to taxes. State officials are also very far from the problems of small and medium-sized businesses. Thus, at the present time, the need to develop small and medium-sized business and increase its role in the economy is only being declared, but de facto is almost not solved, which constrains the economic development of the country and worsens the social climate. Based on the analysis of the situation, the author comes to the conclusion that for modern reindustrialization of Russia, rational and effective management decisions, the rejection of monopoly and the implementation of the principles of fair, healthy competition, both at the center and in the regions, as well as the revision of the current taxation system and other measures. At the same time, the main task of the state is to create an environment favorable for business development, political and economics stability, serving officials not to their own interests, but to the development of the country and the welfare of the population. In this case, small and medium-sized businesses can build a long-term strategy for their activities, including in the field of production modernization and the introduction of innovative technologies

Keywords: entrepreneurship, innovations, competition, competitive ability, reindustrialization, taxation, social responsibility, enterprise environment, regulatory legal regulation, the economic growth.

В настоящее время все более важную роль в экономическом и общественном развитии страны играет малый и средний бизнес. Предпринимательство, как самостоятельное, многоплановое и комплексное явление, является обязательным элементом экономической и политической стабильности в странах с рыночной экономикой [1]. Малое и среднее предпринимательство - это внутренний источник устойчивого развития экономики, ее модернизации, интенсификации экономических процессов и повышения материального благосостояния населения. Предпринимательство является двигателем экономики в условиях рынка, который невозможен без свободного предпринимательства. Чем оно активнее, чем больше способных, инициативных, смелых людей вовлечено в предпринимательскую деятельность, тем лучше используются ресурсы общества и интенсивнее хозяйственное развитие страны. В развитых странах, например в США, только малый бизнес обеспечивает около 40 % валового продукта, обеспечивая занятость почти половины трудоспособного населения и внедряя большее количество инноваций, чем крупные компании [2]. В Канаде, Англии и Германии удельный вес мало-

го и среднего предпринимательства составляет 60-75 %

[3]. Однако в России вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП составляет приблизительно 20 %.

[4]. В настоящее время развитию предпринимательства в России мешают многие негативные явления, в частности, которые по мнению автора настоящей статьи и авторов работы [5] следующие:

1. Несовершенство действующего законодательства и противоречия в нормативно-правовом регулировании.

2. Наличие большого количества административных барьеров, неблагоприятная предпринимательская среда, постоянное и необоснованное вмешательство властей всех уровней в дела малого и среднего бизнеса

3. Отсутствие имущественной, информационной и кадровой поддержки малого и среднего предпринимательства

4. Ограниченные возможности доступа к инновационным технологиям.

5. Ограниченный доступ к источникам финансирования, неблагоприятный режим кредитования, особенно для новых, только отрывающихся фирм

6. Отсутствие механизмов налаживания вертикаль-

экономические науки

Балашов Алексей Михайлович НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ...

ных и горизонтальных связей между субъектами малого и среднего предпринимательства, как на уровне регионов, так и между регионами.

7. Значительное количество различных налогов и сборов, существенно увеличивающееся в последнее время.

Таким образом, в настоящее время необходимость развития малого и среднего предпринимательства и повышения его роли в экономике пока только декларируется, но де-факто почти не решается. Это во многом сдерживает рост экономики и ухудшает социальный климат в стране [5]. Ведь ещё американский экономист, профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер подчеркивал, что стратегия развития отдельных отраслей национальной экономики зависит не только от стадии жизненного цикла, но и от состояния смежных отраслей [6]. В то же время правительства могут оказывать как положительное, так и негативное воздействие на национальные инновационные системы и предпринимательство. Они должны влиять через налоговую политику, законодательство, субсидии, государственные закупки, установление стандартов качества продукции, безопасности и защиты окружающей среды, посредством развития инфраструктуры, а также через прямое правительственное регулирование цен в рыночной системе.

Поэтому, более успешной будет такая политика государства, которая направлена на создание среды, в которой фирмы сами могут добиться конкурентного преимущества по сравнению с политикой, предусматривающей прямое вмешательство государства в данный процесс. В России постоянное вмешательство властей всех уровней в дела малого и среднего предпринимательства наносит ему огромный вред. В РФ оно терпит огромные убытки от безответственного к нему отношения государства, чиновников и их вымогательств, от необязательности партнеров.

В то же время поддержка НИОКР со стороны государства в настоящее время в РФ очень слаба, что мешает стимулированию конкурентного преимущества, как отдельных фирм, так и всего государства. Тогда, как известно, что быстрая реакция на новшества предприятия является главным элементом конкурентоспособности, но для этого должна быть создана благоприятная предпринимательская среда в стране. Условия предпринимательской деятельности определяются внешней и внутренней средой. Внешняя среда формируется в основном государственными структурами и отношением населения. В России она не является благоприятной для малого и среднего бизнеса, здесь все делается для создания льготных условий для крупного капитала, начиная с кредитов и кончая налогами.

Внутренняя среда создается самими предпринимателями. Знаменитый русский ученый Г.К. Гинс в работе «Предприниматель» отмечал, что «...надлежащее воздействие общественной среды может направить предпринимательство в желательную, с точки зрения общественного блага, сторону. В противоположность извращению и усилению отрицательных свойств, возможна и т.н. сублимация» [7]. Благоприятная предпринимательская среда - это, прежде всего, рынок, рыночная система отношений, личная независимость предпринимателя, позволяющая ему выполнять максимально результативную и наиболее прибыльную деятельность. В этих условиях нововведения быстро претворяются в жизнь и ведут к процветанию, как предпринимательства, так и всей нации.

Передовые капиталистические предприятия, создающие инновационное производство, должны тратить значительные средства не только на сами инновации, но и на науку, которая их создает. Нельзя осуществлять инновации только за счет государства, что характерно для многих крупных предприятий современной России. В связи с этим следует отметить, что суммарные расходы американских корпораций на науку в четыре-пять

раз превосходят затраты государства. Так, компания Microsoft затратила на НИОКР только в 2011 г. 9 млрд. долл., IBM - 6,3 млрд. долл., Intel - 8,4 млрд. долл. [8].

Шведский ученый Б.Карлоф считает, что чем сильнее развита конкуренция внутри страны и выше требования покупателей, тем больше вероятность успеха компаний данного государства на международном рынке. «Организации или лица, первыми выявившие перемены в структуре запросов потребителей и рыночном спросе и осознавшие мотивы, которые лежат в их основе, имеют наилучшие шансы на успех» [9]. Однако, в современной России в силу неразвитости гражданского общества интересы и требования покупателей постоянно нарушаются. Это ведет не только к ущемлению интересов потребителей, но и к тому, что продукция большинства наших фирм неконкурентоспособна на международном рынке в силу её низкого качества. Когда вводились антисанкции, огромные надежды возлагались на отечественного производителя. На практике это выливается в то, что их продукция зачастую более дорогая и худшего качества, чем импортная.

Чиновники в настоящее время очень далеки от проблем малого и среднего бизнеса. Например, почти 100% московских малых и средних предпринимателей считают чиновников не заинтересованными в решении проблем предпринимательства и опасаются за безопасность своих компаний. Малому бизнесу приходится нелегко, когда чуть ли не ежегодно меняются требования к киоскам. По уровню препятствий для предпринимателей, по данным журнала «Forbes», Москва занимает одно из ведущих мест. Например, подключение к электросетям в этом городе требует огромного административного ресурса [10,с.92]. Подобные явления свидетельствуют о неэффективности работы государственных институтов, а одной из причин неэффективности современной экономики является некачественный социальный капитал нации, неумение и нежелание увязывать свои интересы с заинтересованностями общества. Ведь в экономиках с развитой институциональной средой, высоким уровнем доверия к власти и качественным социальным капиталом управленческие решения отличаются рациональностью и сокращением затрат на государственные институты.

Мешают развитию предпринимательства в России сегодня и высокие тарифы на железнодорожные перевозки, слабая сеть путей сообщения на Дальнем Востоке и в Сибири, а также недостаточное количество современных шоссейных дорог, внедрение системы «Платон» на федеральных трассах, вступившие в силу в 2015 году новые, более жесткие законодательные ограничения полной массы и осевых нагрузок у автотранспортных средств при их эксплуатации на дорогах общего пользования и введение ряда других ограничений и сборов. Особо следует отметить постановление Правительства РФ №81 от 02.06.2016 г. «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», согласно которому устанавливается новый перечень оборудования и спецтехники и новые ставки утилизационного сбора. Значительная базовая ставка в 150000 рублей и «заоблачные» расчетные коэффициенты привели к существенному росту цен на бульдозеры, погрузчики, экскаваторы, автогрейдеры, подъемные краны, катки, сельхозтехнику, оборудование для деревообработки и другие спецмашины [11]. Введение данного утилизационного сбора одинаково распространяется как на импортную, так и на отечественную спецтехнику, как новую, так и бывшую в употреблении. Все это весьма негативно как для производителей и продавцов спецтехники, так и для покупателей. О каком росте предпринимательской инициативы, эффективности производства и производительности труда в данных секторах экономики в таком случае можно говорить ?

Сама практика применения неоправданно высокого

Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22)

85

Balashov Aleksey Mikhailovich SOME TOPICAL PROBLEMS .

economic sceinces

утилизационного сбора весьма отрицательна, т.к. значительно увеличивает себестоимость производства работ, понижает конкурентоспособность российских компаний и, в целом, негативно влияет на экономику России [11]. В связи с особенностями расчета данного утилизационного сбора, наибольшее удорожание (25-30%) пришлось на спецтехнику легкого и среднего класса, которую в основном и приобретают субъекты малого и среднего предпринимательства. Это создает дополнительные препятствия для работы малого и среднего бизнеса и уменьшает спрос на машиностроительную продукцию.

Все вышеперечисленное существенно мешает развитию малого и среднего бизнеса, создает значительные препятствия для устойчивого экономического роста и никак не способствует росту благосостояния населения. Государству необходимо отказаться от порочной практики пополнения госбюджета путем введения новых налогов и сборов, т.к. это существенно мешает развитию предпринимательской инициативы и не дает развиваться целым отраслям. В условиях уменьшения поступлений в бюджет из-за снизившихся мировых цен на углеводороды, необходимо уменьшать расходы на оборону, оптимизировать затраты на управленческий аппарат, эффективнее использовать имеющиеся бюджетные средства и переключить основное внимание с внешней политики на решение внутренних проблем и повышение благосостояния населения.

Таким образом, необходимо отойти от идеологии российской элиты, когда политика важнее экономики, создавать условия для экономического роста и способствовать развитию гражданского общества. Нужно также новое законодательное поле, изменение инфраструктуры и общественных институтов. Для современной реиндустриализации России необходимо единство общества, отказ от монополизма и осуществление принципов честной, здоровой конкуренции, как в центре, так и на местах. В то же время задача государства состоит в создании стабильных законов, политической и экономической стабильности, служении чиновников не своим интересам, а развитию страны и повышению благосостояния населения. Кроме этого, необходимо существенно уменьшить налоговое бремя для малого и среднего бизнеса, пересмотреть многие налоги и сборы, отменить многие законодательные ограничения, мешающие развитию многих отраслей производства. В этом случае малое и среднее предпринимательство сможет выстраивать долговременную стратегию своей деятельности, в том числе и в области модернизации и инновации производства, что будет способствовать экономическому развитию страны, создаст необходимые условия для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Зинатуллина Ю.М., Зинатуллин Р.Р. Основные проблемы организации системы государственной поддержки предпринимательства на муниципальном уровне и методы их решения. // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9 (Ч.4). С.481-486.

2. Кашицына Т.Н., Ловкова Е.С. Ключевые направления развития малого бизнеса и его проблемы.// Экономика и предпринимательство. 2017. № 9 (Ч.4). С.462-465.

3. Теребова С.В., Подолякин О.В., Усков В.С. Предпринимательство в регионе: состояние и перспективы. Егорихина-Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015.- 159 с.

4. Изиев К.А., Изиева Л.К. Роль малого исреднего предпринимательства в развитии экономики государства.// Экономика и предпринимательство. 2017. № 9 (Ч.4). С.487-491.

5. Глеба О.В., Асеева М.А. Основные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Московской области.// Экономика и предпринимательство. 2017. № 9 (Ч.4). С.451-456.

6. Конкурентная стратегия: Методика анализа от-

раслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервина. М.: «Альпина Паблишер», 2011. - 454 с.

7. Гинс Г. К. Предприниматель. - М., 1992.- 198 с.

8. Механик А. Задача управленца - не мешать хорошим людям работать.// Эксперт. 2015. №41. С.53.

9. Карлоф Б. Деловая стратегия. Концепция, содержание, символы. / Пер. с анг. - М.: Экономика, 1992.- 176 с.

10. Где делать бизнес в России. Рейтинг городов.// Forbes. 2012.-№6.-С.80 -92.

11. Луняшин П. А обратный адрес забыли.// Основные средства. 2018. № 1. С.16-22.

Статья поступила в редакцию 06.01.2018

Статья принята к публикации 26.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.