Научная статья на тему 'Неконкурентность поведения как фактор трансакционных издержек'

Неконкурентность поведения как фактор трансакционных издержек Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
528
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / НЕКОНКУРЕНТНОСТЬ / ИЕРАРХИЯ / РЫНОК / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ОППОРТУНИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мельников В. В.

Статья посвящена обзору причин возникновения трансакционных издержек и уточнению их структуры. Показано влияние фактора неконкурентности на их формирование при согласовании и координации индивидуальных интересов. Поведение индивида в рамках анализа оценивается как поведение формирующейся личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неконкурентность поведения как фактор трансакционных издержек»

НЕКОНКУРЕНТНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК

В.В. МЕЛЬНИКОВ

кандидат экономических наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет,

e-mail: vvm_ru@mail.ru

Статья посвящена обзору причин возникновения трансакционных издержек и уточнению их структуры. Показано влияние фактора неконкурентности на их формирование при согласовании и координации индивидуальных интересов. Поведение индивида в рамках анализа оценивается как поведение формирующейся личности.

Ключевые слова: конкуренция; неконкурентность; иерархия; рынок; трансакционные издержки; идентификация; оппортунизм.

The article deals with the review reasons of transaction costs' beginnings and defines more precisely their structure. The author has shown the influence of noncompetition's factor on their forming with agreement and coordination of individual interests. In the paper human behaviour is considered as a behaviour of developing personality.

Keywords: competition; noncompetition; hierarchy; market; transaction costs; identification; opportunism.

Коды классификатора JEL: D030, D230, Z100.

Введение: Ч' неконкурентность как свойство рационального поведения

Поднимаемая проблема влияния неконкурентности на формирование трансакционных издержек (ТАИ) и их структуру является продолжением анализа, начатого нами в статье «Поведенческие основы неконкурентной рациональности» [15], в которой решение по поводу оптимального поведения личности при осуществлении социальных взаимодействий предлагается принимать в зависимости от того, к какой зоне ^-^конкурентности — первичной (пространство идеологии), вторичной (пространство организаций) или общественной (пространство рынков) — относится тот или иной класс событий. ^-неконкурентность — свойство психически рационального поведения индивида, связанное с необходимостью интеграции в окружающую среду и попытками избежать ситуаций (соперничества), которые способны нарушить состояние внутреннего равновесия (гомеостаза, баланса), а также с ликвидацией негативных эмоциональных последствий. Вместе с тем, оно предполагает не только создание пространства низких энергетических затрат, но и агрессивное поведение по его защите [15, с. 42].

Поскольку ^-рациональное поведение предполагает стремление к сокращению числа межличностных конкурентных взаимодействий, нарушающих приватные границы зоны идеологии, некоторые границы зоны организаций, а также принципы коммунального контроля зоны рынков, то оно подразумевает противодействие событиям, вызывающим (усиливающим) когнитивный диссонанс или нарушающим психофизиологический баланс. Чем выше степень ^-^конкурентности индивидуального поведения, тем больше желание индивида «вырваться» за рамки недружественных иерархий и идеологий, а также обеспечить достижение психофизиологического баланса в пространстве разнообразных механизмов социальных и экономических обменов. Высокая ^-неконкурентность характерна в большей мере для развитых стран и проявляется в устойчивом выборе стратегий поведения, направленных на создание и сохранение порядков, что выражается в соблюдении правовых норм и общественных соглашений. Низкий уровень ^-^конкурентности в обществе, напро-

© В.В. Мельников, 2011

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

тив, приводит к повсеместному использованию неформализованных и плохо структурированных межличностных контактов для согласования разнородных интересов, что обеспечивает регулярное энергозатратное нарушение психологического баланса.

Мы предполагаем, что уровень социально-экономического развития напрямую связан с психологией индивидуального поведения, которая определяет масштабы издержек в рамках хозяйственного процесса. В этой статье мы покажем влияние фактора неконкурентности на формирование той части совокупных издержек, которая связана с трансакциями при согласовании и координации индивидуальных интересов.

Трансакции, институты и формирование порядков

Потребность индивида в познании окружающего мира одновременно с его неспособностью выносить изоляцию вызывает потребность в социальных контактах1. Внутреннее стимулирование личности к общению (взаимодействию) имеет в качестве побочного эффекта возможность нарушения границ приватности и рост энергетических затрат организма из-за возникновения очагов межличностной конкуренции.

Главный ожидаемый результат любого поведения личности — неухудшение существующего положения, что соответствует принципу гомеостаза. Психологическая стабильность усиливается от подтверждения позиции личности, а ее нарушение приводит к росту энергетических затрат организма, которые могут быть связаны с необходимостью для субъектов выполнить значительный перечень действий:

♦ изучить объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие;

♦ определить стратегию, тактику и средства воздействия;

♦ учесть поступающие от объекта обратные сигналы;

♦ организовать противодействие в случае, если ситуация будет развиваться по конфликтному сценарию [24, с. 368].

Базовым элементом организации социальных контактов является трансакция, которая представляет собой акт взаимодействия, направленный на обеспечение адаптации личности, организаций, а также социальных групп к условиям внешней среды, в том числе с использованием рыночных механизмов2.

Как отмечал Эрик Берн3 (1961), социальные связи и обмены, а также физические отношения порождают самые важные и самые эффективные формы чувственных стимулов [1, с. 69-71]. Простейшие трансакции, обеспечивающие поддержание взаимодействия в неконфликтном состоянии, выражающие знаки признательности и благосклонности4, становятся обеспечивающими компромисс базовыми ритуалами: специфическими социальными, лингвистическими и культурными штампами — именами, манерами поведения, а также подарками, подчеркивающими место и значение контрагента. Это способствует формированию привычек и рутин5, структурирующих повторяющиеся действия при осуществлении социальных контактов, а также созданию организационных иерархий, поскольку в соответствии с теорией социальных контактов завершение ритуальной части общения влечет за собой рост ожиданий и напряженности, что вызывает потребность в структурировании времени и пространства взаимодействий6.

Несоблюдение привычных ритуалов при осуществлении трансакций означает нарушение границ зон ^-^конкурентности и переход взаимодействия между индивидами в состояние игрового или реального межличностного соперничества (соревнования либо конкурентной борьбы). Это вполне соответствует подходу Джона Р. Коммонса, подразумевавшего наличие в трансакции трех видов социальных отношений: конфликта, зависимости и порядка [5, с. 55].

1 На основании психологических исследований А.Н. Леонтьева, объяснение механизма активной направленности субъекта на объект или цель определяется либо как необходимость разрядки напряжения, либо как потребность в конструктивной активности, ведущей к развитию новых целей и ценностей [34, с. 142-149].

2 Традиционное определение трансакции, данное Дж. Коммонсом (1931), как отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе [40, р. 652], представляет собой ее последствия или результат.

3 Леонард Бернстайн, американский психолог и психиатр, разработчик теории трансакционного анализа в психологии.

4 Результатом таких трансакций мы привыкли наблюдать «теплоту взаимоотношений», которая, заметим, не всегда личностна.

5 Термин рутина для обозначения стандартных и предсказуемых образцов поведения был введен Ричардом Нельсоном и Сиднеем Уинтером (1982) [12, с. 96].

6 Сюда можно отнести создание расписаний, техник поведения и формирование структур взаимодействий. Наиболее известный, и в то же время примитивный, пример таких структур — «полуритуальные дискуссии» на банальные темы: погода, происшествия, дела.

Потребность личности в осуществлении трансакций приводит к возникновению институтов как нормативных моделей социально-психологической и экономической адаптации, снижающих уровень межличностной конкуренции за счет создания информационных ориентиров и упорядочения жизнедеятельности в условиях типичных взаимодействий, обеспечивающих удовлетворение потребностей отдельного человека или группы за пределами области прямого физического контроля7, в рамках которой можно ожидать предсказуемости реакции окружающей среды на собственные экономические действия. Такое распространение влияния в отличие от индивидуального действия и обеспечивается с помощью трансакций.

По существу, институты, как механизмы реализации правил, нужны для роста определенности или контроля результатов взаимодействий, а основная их функция состоит в создании и поддержании иерархических и иных общественных порядков, повышающих предсказуемость поведения контрагентов, что способствует снижению энергетических затрат организма по ликвидации рассогласованности когнитивных элементов и уменьшению диссонанса, порождающего психологический дискомфорт, при осуществлении выбора8. Для этого могут использоваться формальные и неформальные институты, структурирующие и, в том числе, ограничивающие хозяйственную деятельность. Таким образом, институциональная теория является теорией экономической и, более широко, социально-психологической адаптации.

Основной целью создания любого порядка является осуществление социальных контактов с минимальными издержками, что на практике позволяет обеспечить соревновательность в рамках иерархий и горизонтальных общественных структур без энергозатратной конкурентной борьбы9. В этой связи можно предположить, что успешность экономического развития определяется не столько способностями лиц, находящихся на вершинах иерархий (в т. ч. государства), по контролю за институтами, структурирующими экономические взаимодействия, сколько психологическим состоянием и поведением неконкурентного большинства, позволяющего управлять собой и структурирующего взаимодействия в рамках некоторых общественно значимых порядков, обеспечивающих социуму существование в качестве гармоничного и продуктивного целого.

Определение трансакционных издержек

Как отмечает в своем исследовании В.Н. Цапкин, представление о монолитной «монологической» личности индивида является продуктом картины мира Нового времени, созданной Рене Декартом и Исааком Ньютоном [33, с. 75]. Индивид предстает перед нами в процессе анализа его поведения, как биологический или социальный атом, выражающий лишь общие свойства человека как организма. Когда же индивид оказывается способен преодолевать собственные потребности ради чего-то (кого-то) другого и сознательно руководить собственным поведением, он становится личностью. Процесс формирования личности в социуме является естественным, как и потребность индивида в эксклюзивном «Я». Кроме того, настоящий анализ личности как таковой предполагает анализ множества личностей10. В частности, Зигмунд Фрейд (1921) строил свои рассуждения на том, что «...в психической жизни человека всегда присутствует «Другой». Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной» [29, с. 14].

Такое понимание позволяет сделать вывод, что издержки при осуществлении сделок могут возникать даже в том случае, когда индивид не сталкивается с какими-либо препятствиями при

7 Предложенное определение также в значительной мере соответствует подходу Дж. Коммонса (1931) [40] и отчасти опирается на понимание индивидуальной мотивации Толкотта Парсонса (1964) [22, с. 145-148].

8 Как утверждал Леон Фестингер (1957) - американский социальный психолог, автор теории когнитивного диссонанса -самый простой и легкий способ добиться устранения диссонанса между когнитивным элементом, относящимся к знанию относительно окружающей среды, и поведенческим когнитивным элементом, состоит в том, чтобы изменить действия или чувство, которые этот поведенческий элемент представляет, например, посредством добавления нового когнитивного элемента в систему знаний индивидов [28, с. 15-52].

9 Соревнование при этом направлено на поддержание качества социума путем идентификации наиболее приспособленных личностей с наилучшим генетическим кодом, наиболее приспособленных к адаптации в данной среде обитания, что обеспечивает эволюцию вида. Что касается другого варианта конфликта - внутривидовой конкурентной борьбы (соперничества), то оно рассматривается, зачастую, как «игра с нулевой суммой», связанная с применением насилия и принуждения, вплоть до устранения источника фрустрации.

10 Здесь мы различаем понятие индивида, как представителя (биологической особи) целостного и неделимого природного существа и личности, формируемой в онтогенезе, в процессе подчинения непосредственных побуждений социально заданным мотивам, то есть воспитания или самовоспитания.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

обменных операциях. Экономическую неэффективность может создавать его личность, используя в рамках системы интраперсональных11 отношений такие, иррациональные с хозяйственной точки зрения, однако Ч-рациональные с точки зрения индивидуального развития поведенческие механизмы, как табу или обет. Выбор личности может быть сделан в пользу ограничения социальных, а следовательно, и хозяйственных связей. А.Н. Олейник (2000), анализируя эволюционный подход к возникновению ТАИ, указывал на возможность отказа от собственной инициативы в обмене, приемлемости неоптимального поведения, а также стремления к «хозяйственной» автаркии [18, с. 44-54]. С другой стороны, явная взаимозависимость экономических субъектов, не благоприятствует автономному существованию и практически не допускает в обычных условиях психологической автаркии.

Рассматривая Ч-неконкурентность в качестве одного из базовых свойств поведения, мы можем предположить, что уровень социально-экономической активности индивидов в значительной степени зависит от энергозатратности межличностных взаимодействий при осуществлении трансакций. Согласно принципу наименьшего усилия Эдварда Толмена (1932) или закону минимального труда Кларка Халла (1943), при достижении своих целей люди будут стараться расходовать минимальное количество времени и энергии, а каждый индивид выбирает наиболее экономичный вариант «удовлетворяющего» поведения [15, с. 41]. В этом смысле институциональная структура и динамика изменений определяются трансакционными издержками (ТАИ), которые можно определить как затраты координации и согласования интересов, возникающих в процессе формирования и функционирования институтов12. По существу, размер ТАИ является результатом склонности взаимодействующих личностей к наиболее дешевой с точки зрения энергетических затрат организма социально-психологической адаптации с учетом той зоны Ч-неконкурентности, к которой относится вызывающее издержки событие. При прочих равных условиях потенциал увеличения ТАИ тем больше, чем выше желаемая индивидом степень Ч-неконкурентности в данных сферах жизнедеятельности, на «территориях» релаксации, обеспечивающих достижение баланса или гомеостаза13.

Механизм влияния свойства Ч-неконкурентности, а также факторы формирования институциональной среды представлены на рис.1.

Рис. 1. механизм влияния свойства Ч-неконкурентности на трансакционные издержки и институциональную организацию формируемых порядков

Основную роль в возникновении ТАИ играет усиление межличностной конкуренции по причине роста потребностей индивидов, приводящей к увеличению затрат на осуществление вынужденных взаимодействий14. Поисковая активность индивидов, направленная на исследование окружающей среды и адаптацию, зависит от их когнитивных способностей и накопленной информации,

11 Интраперсональное общение — общение человека с самим собой.

12 Определение ТАИ, как затрат на перемещение или защиту прав собственности, не охватывает все пространство событий, связанное с формированием личности и жизнедеятельностью индивида. Вместе с тем оно соответствует интерперсональному конфигурированию порядков в пространствах организаций и рынков.

13 Как нами уже отмечалось, Ч-неконкурентность предполагает не только создание пространства низких энергетических затрат, но и агрессивное поведение по его защите. При этом, чем принципиальнее для индивида набор объектов и событий в этом пространстве, тем вероятнее перевод ситуации в состояние соперничества и «игры с нулевой суммой».

14 Мы предполагаем, что развитие уникальной личности и накопление первичного «интеллектуального капитала» в рамках некоторого сообщества происходило методом проб и ошибок во взаимодействии с окружающей средой, и лишь потом проявлялось в межличностных взаимодействиях.

которые изменяются во времени. Концентрация многообразных адаптационных стратегий в некотором пространственном и временном интервале означает неизбежный конфликт ролей, ценностей или интересов.

С другой стороны, было бы несправедливо утверждать, что суть конфликта сводится лишь к различию в мировоззрении и не имеет под собой объективных средовых факторов. Адаптационные стратегии в значительной мере будут связаны с используемыми технологиями в рамках общественного производства. В свою очередь, межличностная конкуренция в поведении, производственные технологии вкупе с неопределенностью окружающей среды и обусловливают фактический размер ТАИ, от которых в дальнейшем зависит формирование институтов и общественных порядков15.

Классификация трансакционных издержек

Появившееся благодаря Рональду Коузу (1937, 1960) понятие ТАИ в процессе идеологического разделения неоклассики и неоинституционализма стало одним из центральных понятий последнего. В известных работах Джордж Стиглер (1961), Майкл Дженсен и Уильям Меклинг (1976), Карл Далман (1979), Йорам Барцель (1982), Оливер Уильямсон (1985), Дуглас Норт и Джон Уоллис (1986), Пол Милгром и Джон Робертс (1990), Эрик Фуруботн и Рудольф Рихтер (1998) и др. [4, 31, 38, 42, 49, 53] в зависимости от формулирования предмета исследования выделили различные виды ТАИ и факторы, оказывающие на них влияние.

Для того чтобы придать нашему определению ТАИ операциональности и упростить измерение, структурируем и конкретизируем составные элементы, изначально разделив их на поведенческие (психологические) и процедурные (процессуальные, технологические). Последние не имеют отношения к трансформационным издержкам — издержкам «взаимодействия с природой», связанным с преобразованием факторов производства в рамках хозяйственного процесса и с изменением физических характеристик благ16 (рис. 2).

Рис. 2. Структура издержек осуществления хозяйственной деятельности

Процедурные (технологические) ТАИ связаны с необходимостью осуществления процедур (технологических процессов) на интерперсональном17 (межличностном) уровне, которые считаются необходимыми в данной институциональной среде до, во время и после заключения соглашений.

Перечень издержек, соответствующий процедурным ТАИ, часто встречается в экономической литературе, и несмотря на то, что число выделяемых элементов у разных авторов отличается, а единого мнения на счет их классификации не существует, — все они по-своему позволяют решать некоторый круг исследовательских задач. Далее мы сгруппируем их в зависимости от зоны Ч-неконкурентности, внося в этой связи некоторые уточнения (табл. 1). Стоит обратить внимание, что с точки зрения происходящих процессов для зоны организаций характерны виды ТАИ, аналогичные тем, что используются для описания зоны рынков, однако в данной таблице они агрегированы не по непосредственным процедурам, а по видам деятельности.

15 Наше представление о процессах создания порядков, как следствии пси-неконкурентности индивидуального поведения, косвенным образом учитывает предложенную В.В. Вольчиком и И.В. Бережным иерархию институциональной организации хозяйственного порядка [3, с. 67], которая представляется весьма полезным аналитическим инструментом.

16 Такое определение соответствует пониманию Дугласа Норта (1990), предложившего название издержкам, связанным с технологией производства [17, с. 84].

17 Интерперсональные трансакции могут осуществляться в рамках иерархий (организаций) или посредством рынков.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

Таблица 1

Виды технологических (процедурных) трансакционных издержек с точки зрения подхода ^-неконкурентности

ТАИ Зоны неконкурентносги'"''~'~~^^ Интерперсональные (межличностные)

Зона идеологии (первичная) 1) ТАИ поиска приемлемого типа контракта

Зона организаций (вторичная) 1) ТАИ формирования базиса иерархии и управления ею; 2) ТАИ изменения масштабов иерархии (привлечение новых участников / сокращение числа прежних участников); 3) ТАИ взаимодействий в рамках иерархии

Зона рынков (общественная) 1) ТАИ выбора партнера (поиск информации и оценка альтернативных издержек); 2) ТАИ измерения; 3) ТАИ ведения переговоров; 4) ТАИ заключения контракта (нотариус, страхование, расчеты); 5) ТАИ мониторинга (соблюдение точности и качество исполнения); 6) ТАИ спецификации и защиты ПС (суды, оборона, создание законов)

Поведенческие ТАИ представляют собой затраты на адаптивные процессы личности, что вызывает потребность в поиске информации и создании механизмов по ее обработке. Взамен понесенных потерь личность вырабатывает адаптивную стратегию поведения, приемлемую для устранения фрустрирующей проблемной ситуации, что подразумевает выбор или формирование порядка поведения, согласие со своей ролью, а также актуализацию необходимых навыков. Виды поведенческих ТАИ представлены в табл. 2.

Таблица 2

Виды поведенческих трансакционных издержек с точки зрения подхода ¥-неконкурентности

Уровень ТАИ Зоны неконкурентное™"-'— Интраперсональный (индивидуальный) Интерперсональный (межличностный)

Зона идеологии (первичная) 1) ТАИ формирования индивидуального опыта (создания и сохранения идеологических структур); 2) ТАИ соблюдения обетов (^»): - «обещания» (делать что-либо); - «воздержания» (не делать что-либо); - «заклятия» (не прикасаться, не использовать что-либо) 1) ТАИ формирования представлений о социальной действительности (пропаганда, связи с общественностью, реклама); 2) ТАИ соблюдения табу18 (^<»)

Зона организаций (вторичная) 1) ТАИ вступления в социальный контакт; 2) ТАИ поддержания социальной активности; 3) ТАИ выполнения роли в группе 1) ТАИ «выявления мошенника» (поддержания справедливости); 2) ТАИ оппортунистического поведения

Зона рынков (общественная) 1) ТАИ вступления в отношения обмена (формирования личного доверия) 1) ТАИ участия в формировании и поддержании общественных соглашений (порядков); 2) ТАИ «выявления мошенника»; 3) ТАИ оппортунистического поведения

1. Зона идеологии.

«Пространство идеологии», как зона проявлений Ч-неконкурентного поведения, содержит набор упрощенных привлекательных идей, которые необходимы личности для защиты от психически травмирующей действительности окружающего мира. По существу, именно этот одобренный и

18 Табу — категорические (религиозные) императивы с санкциями. Слово пришло из языка полинезийских аборигенов и означало запрет на прикосновение к определенным предметам.

утвержденный развивающейся личностью набор взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющих ее мировоззрение и место в окружающем пространстве, создает организующее начало деятельности, формирует цели, а также перечень привычек и правил поведения, оберегающих индивидуальную психику от возникновения энергозатратных явлений, способствующих нарушению психологического баланса. В этой связи Ч-рациональное поведение человека предполагает блокирование с учетом его энергозатратности любого межличностного взаимодействия, нарушающего мировоззренческие ценности. Заметим, что в этом пространстве событий отсутствует необходимость задействовать высшие уровни сознания для экономически рациональных вычислений.

Здесь может идти речь о возникновении бесконечно больших ТАИ взаимодействия, рожденных в первичной зоне Ч-неконкурентности. Даже неэкономическое благо, доступный объем которого для окружающих не ограничен, способно приводить к возникновению интраперсональных ТАИ, стимулированных развитием личности, способных полностью блокировать использование такого блага и поставить непреодолимый заслон для производственного процесса или технологического прогресса19. Догматы создают ТАИ значительной величины и могут быть, очевидно, неэффективными, однако они предоставляют человеческой деятельности возможность иметь структуру и смысл, что, как мы уже отмечали, является важной предпосылкой для развития личности. Сюда можно отнести издержки соблюдения обетов, а также затраты на формирование индивидуального опыта.

Как отмечал Джордж А. Келли20 (1955), личность представляет собой систему организованных личностных конструктов — классификаторов-шаблонов восприятия, информационно-смысловых структур, в которых перерабатывается информация, составляя личный опыт человека. Они же одновременно являются и базовым фактором ограниченности свободы воли и допустимости экономически неоптимального поведения [24, с. 280-282]. Проявившаяся неэффективность конструкта может в будущем потребовать его замены или уточнения, а значит, и поиск новой информации. Поскольку очевидно, что формирование компонентов личности и опыта происходит в процессе деятельности и поисковой активности на протяжении всей жизни, то на это постоянно требуются затраты ресурсов и энергии.

Экспериментально подтвержденные положения теории когнитивного диссонанса Леона Фестингера (1957) также позволяют заметить, что при прочих равных условиях люди стремятся достичь состояния веры и избежать состояния сомнений. Как только они достигают состояния веры, независимо от того, истинное это утверждение или ложное, они успокаиваются. При этом личности зачастую свойственно игнорировать объективный мир [23, с. 84-93]. Очевидно, что критерием поведения в такой ситуации преимущественно является удовлетворение, а не оптимизация, которую, в свою очередь, можно рассматривать как частный случай в условиях взаимодействия, не затрагивающих базовых личностных конструктов из первичной зоны Ч-неконкурентности.

На межличностном уровне к зоне идеологии относятся издержки на формирование представления об окружающей действительности — пропаганду, связи с общественностью или рекламу. Сюда же можно отнести возможность возникновения значительных (или бесконечно больших) ТАИ соблюдения табу — категорических, внешних по отношению к личности запретов21.

Таким образом, анализ институциональной структуры экономической системы не может ограничиваться технологическими аспектами внутрифирменных или рыночных взаимодействий, но должен непременно включать оценку идеологической составляющей, которая, по нашему мнению, является отражением склонности большинства к Ч-неконкурентному поведению22.

Пример 1 (зона идеологии). Как показало исследование, проведенное журналом «Секрет фирмы» совместно с Национальным союзом кадровиков (2007), многие главы компаний по сей день используют табу в повседневной практике, создавая собственные списки запретов, ограждая себя от «вредных» людей и оберегая «своих» [11]. Табу отражают корпоративную культуру, выявляя действующие страхи и суеверия. Было выделено десять наиболее распространенных табу, включая такие как запрет на прием бывших сотрудников, отказ в приеме на работу лиц «неправильных»

19 Использование неэкономических благ не анализируется в рамках основного течения экономической теории по причине отсутствия проблемы редкости и отсутствия необходимости выбора.

20 Американский психолог, основоположник когнитивной теории личности. Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. New York: Norton, 1955.

21 Анализируя эволюцию протоинститутов, В.Н. Тарасевич (2010) замечает, что «в контексте Большой истории тотем— табу-культ представляют важный начальный этап продолжающегося и поныне процесса ограничения и подавления институтами ненасилия инстинкта агрессии...., а более обобщенно - формирования институтов морали» [26, с. 14].

22 «Юридическую и политическую надстройку» с учетом «определенных форм общественного сознания» [48, S. 8], ставших элементами структуры общественно-экономической формации у Карла Маркса (1859), безусловно стоит считать полезными для анализа факторами, способствующими расширенному пониманию социально-экономических процессов.

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

национальности, гражданства, пола, возраста или семейного положения, запрет на увольнение «ветеранов» компании или обязательность их «почетной ссылки», запрет на проверку профессиональных качеств топ-менеджеров и др. Затраты от наличия таких табу для организации могут быть весьма значительными даже без учета альтернативных издержек и легко поддаются подсчету.

Аналогичные процессы происходят и в государственных структурах. В 2011 г. в процессе проведения реформы МВД РФ Президент России Д. Медведев предложил руководству МВД «помочь с трудоустройством» сотрудников, которые претендовали на прохождение службы в полиции, но не прошли переаттестацию [13]. Напомним, что, в соответствии с Указом Президента № 252 от 1 марта 2011 г. «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации», численность лиц, которые не пройдут переаттестацию, может составить до 400 000 человек [19].

Пример 2 (зона идеологии). Советский исследователь Зиновий Каневский23 (1976) так описал реакцию эскимосов на предложение датчан повоевать в 1940 г. против гитлеровских войск: «Вековое общение гренландских эскимосов с медведями привело к простой формулировке: здесь, среди безжизненных суровых гор и льдов, человек человеку — друг, хищный зверь человеку — враг. Само сочетание слов «человек - враг» прозвучало бы для ушей эскимоса столь же дико, как и «медведь — друг»! Вот почему, когда весной 1940 года эскимосы услышали о человеке-враге, они пришли в неподдельное смятение. Потомственные охотники, с их умением стрелять и маскироваться, могли бы стать грозными бойцами. Тем не менее, генерал Эске Брун, верховный главнокомандующий вооруженными силами Гренландии, остался без армии [10]. Высокие трансакционные издержки формирования новых идеологических структур заблокировали возможность национальной обороны Гренландии.

2. Зона организаций.

Зона организаций включает ТАИ, которые возникают на этапе взаимодействия человека и организационных структур. Мы будем понимать под организацией иерархический координационный механизм, структурированный и функционирующий для достижения целей ее участников и основанный на совокупности соглашений (контрактов) между ними. Организации, в которых участвует человек с момента своего рождения, почти всегда представляют собой статусные иерархические структуры24. Такая социальная группа как родительская семья — первая хозяйствующая организация, в которую должен интегрироваться человек. В рамках организации и с учетом специфичности своих способностей или имеющихся ресурсов индивид делегирует контроль над своими действиями за возможность участия и определенное вознаграждение, становясь исполнителем поручений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иерархия представляет собой механизм экономии на ТАИ, если издержки на внедрение коллективистской (неконкурентной) идеологии в массы очень высоки. В этом смысле поддержание работоспособной и результативной иерархии требует доверия со стороны ее участников:

1) недопущения нарушения контрактных обязательств;

2) недопущения вторжения в зону идеологии и нарушения принципа неконкурентности, т.е. обеспечения гарантии свобод за пределами контрактных обязательств.

Рональд Коуз в работе «Фирма, рынок и право» связывал образование фирмы с ее относительными преимуществами в плане экономии на ТАИ [9, с. 12]. Здесь необходимо напомнить, что власть в иерархии представляет собой механизм борьбы с неопределенностью для снижения ТАИ межличностных взаимодействий в процессе освоения ресурсов. Фирма, таким образом, становится системой межличностных контрактов, в которой порядок и власть администрации поддерживают Ч-неконкурентность, снижая неопределенность той части межличностных взаимодействий, которые выводятся из «общественной (рыночной) зоны»25.

Свойство неконкурентности человеческого поведения в группе тесно связано с проблемой идентификации. Для поддержания баланса в группе необходимо не только создание институтов, обеспечивающих опосредованный контроль над окружающим пространством в целях наиболее легкой адаптации, но и наличие механизмов, позволяющих выявить индивидов, нарушающих принципы неконкурентного поведения, т.е. осуществить идентификацию «мошенников». Очевидно, что предпосылкой к «поиску мошенника» является возникновение понятия справедливости: результат какого поведения можно считать честным, а какого — нет? 26 С эволюционной точки зрения ответ

23 Каневский З.М. Цена прогноза. Л.: Гидрометеоиздат, 1976. 128 с. (С. 82-83).

24 В животном мире иерархические структуры формируются на основе иерархии доминирования, которую можно определить как совокупность отношений агрессии-подчинения внутри группы [20, с. 222].

25 Как отмечал Э. Берн, объединение в группы не очень практично, чтобы избежать войны, но это хорошая отправная точка, чтобы поразмышлять о войне и мире [1].

26 В экономической теории отношение к справедливости неоднозначно и связано в основном с вопросами перераспределения произведенного продукта.

прост: «если вы получаете выгоду, то платите цену»27. Джон Туби и Леда Космидес (1992) в работе «Когнитивная адаптация к социальным изменениям» предположили, что решение любой задачи, касающейся социальных отношений, приводит в действие заложенный эволюцией механизм идентификации лиц, увеличивающих расход индивидуальной энергии и представляющих угрозу для выживания [41].

Нарушение неконкурентного паттерна поведения приводит к присвоению индивиду общественного (в зоне рынков) или внутригруппового (в зоне организаций) статуса «мошенника», разрушающего порядки, приводящего к росту энергозатрат и возникновению когнитивного диссонанса и состояния фрустрации28. Справедливость, как индивидуальное ощущение соответствия затраченных ресурсов и полученных выгод, оказывает существенное влияние на выбор паттерна поведения, а следовательно на склонность к неконкурентному сотрудничеству и на экономические результаты взаимодействий29.

Если идентификация мошенника становится слишком дорогой, то создание иерархий и функционирование рынков становится затруднительным. Если же дело доходит до контрактных отношений, то в рамках «неблагоприятного отбора» массово распространенным явлением становится оппортунистическое поведение, оказывая негативное воздействие на производственные процессы.

Таким образом, трансакционные издержки «выявления мошенника» становятся предпосылкой для возникновения социально-экономического мышления. Вместе с тем, они способны блокировать создание общественных порядков, организационных структур и хозяйственных операций30. Оппортунизм.

С межличностной конкуренцией связана такая черта личности как психотизм31, которая определяет допустимую меру конкурентной агрессии по отношению к другим членам социума. Если зона идеологии содержит такой элемент как предрасположенность к снижению энергозатрат за счет других членов организации, то это обеспечивает склонность людей к овладеванию ресурсами в ущерб другим. Она же объясняет преимущества таких людей в продвижении по социальной лестнице в условиях экономической и политической нестабильности. Количество индивидов, которые живут за счет стратегии лжи и обмана, определяется как генетически, так и культурной средой. Их благополучие обеспечивается за счет большого просоциального сегмента и зависит от наивности жертв.

Внешним проявлением психотизма становится рост преступных наклонностей [20, с. 263]. В пределе, результатом может стать выбор общего паттерна нарушения прав других людей, лживости, импульсивности, агрессии, отсутствия эмпатии, что может выражаться в антисоциальном со-циопатическом расстройстве личности, сочетаемом с развитием макиавеллианского интеллекта32. Как отмечают в своем исследовании Энтони Стивенс и Джон Прайс (2000), социопаты видят в членах своих социальных групп объекты, которыми можно манипулировать ради личной выгоды [52, с. 84-88]. Адаптивная способность индивида в социуме возрастает, когда общий паттерн поведения хорошо согласуется с социальной нишей. Чем стабильнее социальная среда, тем хуже положение социопатов. При этом удивительно, что многочисленные исследования не выявили никакой корреляции между макиавеллизмом33 и коэффициентом интеллекта (Щ) или реальным материальным благополучием [20, с. 79].

27 Правило «распределенной справедливости» по Джорджу Хомансу (1961), согласно которому каждый участник социального отношения-обмена ожидает пропорциональности между получаемым выигрышем и понесенными издержками [47, с. 232].

28 Теория кото гваргоеат, выдвинутая американским социобиологом Робертом Л. Триверсом (1971) обнаруживает, что паттерны поведения людей в реальных условиях отражают повышенный уровень кооперативных действий. Это позволяет экспериментально зафиксировать склонность индивидов к наказанию партнеров за некооперативное поведение даже в ущерб индивидуальным интересам [54].

29 Похожий вывод получен, например, А.В. Шмаковым (2010) в результате эксперимента, посвященного оценке влияния чувства справедливости на эффективность экономических решений [35].

30 Смежной процедурной (технологической) проблемой является проблема измерения. «Идентификация мошенника» относится к вопросу поиска преднамеренного (или нет) несоответствия. Технологические ТАИ измерения могут быть связаны с затратами на определение размеров диспропорций.

31 Понятие психотизма, как противоположности супер-Эго, выражающегося в нечувствительности или спокойной решительности, свойственной эгоцентричной и эгоистической личности, ввел Ханс Ю. Айзенк (1976) [20, 30].

32 Развитие макиавеллианского интеллекта связано с интенсивным эволюционным отбором тех индивидов, которые могли предсказывать поведение других членов социума и манипулировать ими [51, р. 104].

33 Макиавеллизм (псих.) — устойчивая черта личности, определяющая выбор стратегии социального поведения, основанной на коварстве и пренебрежении нормами морали, использующей манипуляцию другими индивидами с целью получения благ в ущерб интересам других. Термин происходит от имени Никколо Макиавелли, написавшего труд «Государь» (1532) и описавшего политику, проводимую на основе пренебрежения нормами морали. По данным Ричарда Кристи и Флоренс Гейс (1970) — родоначальников данного термина в дифференциальной психологии - индивидуальные различия в макиавеллизме у человека существуют уже в 10 лет [39].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

Проявлением межличностной конкуренции, имеющим те же предпосылки и распространенным в социальной среде, является оппортунистическое поведение34. Оппортунизм имеет очень глубокие социальные корни, являясь способом продвижения вверх в рамках социальной иерархии, обеспечивая определенный уровень защищенности своего положения (это находит проявление и в среде животных35). Если статус индивида низок, ресурсов очень мало или сумма этих факторов находится на критическом уровне, то наиболее адаптивным поведением будет нарушение иерархической структуры и выбор альтернативной группы или «макиавеллианской» стратегии. Индивиды, занимающие среднее положение в обществе, повышают свою адаптивность, смешивая социально приемлемые паттерны поведения и внезапные оппортунистические действия.

В общественной зоне Ч-неконкурентности оппортунизм может являться эффективным механизмом снижения не только индивидуальных затрат, но также и организационных, что связано с формированием групп специальных интересов и семейно-клановых связей, превращая социальное пространство в «поле боя» различных группировок. Оппортунизм может успешно использоваться в социуме, в котором большинство соблюдает свои обязательства: в этом случае он способствует снижению энергетических затрат и ликвидации когнитивного диссонанса одних участников за счет других36.

Социальная функция оппортунизма заключается во внедрении новых идей благодаря латеральному мышлению, идущему вразрез с принятыми паттернами поведения и, возможно, стандартами рациональности. Тем не менее, их чрезмерная активность может привести к значительной дестабилизации социума и смене институциональной структуры37. В условиях, когда накапливается критическая масса лиц или групп, не исполняющих свои договорные обязательства, и имеет место устойчивый рост ТАИ, оппортунизм как рациональная форма индивидуального поведения большинства в рамках сообщества становится слишком энергозатратным, а на его месте возникает новый, подлежащий исполнению общественный договор и организации, обеспечивающие контроль за его соблюдением.

В современном обществе важные функции разработки такого договора и его «внедрения» осуществляет государство. Несоответствие предлагаемых им институтов общественным стандартам Ч-рацинальности, отражающим исторические и культурные особенности развития социума, приводит к потребности в формировании альтернативных структур управления и обеспечения индивидуальной адаптации, а также инструментов достижения приемлемого уровня Ч-неконкурентности, что может вновь возрождать проблему индивидуального или группового оппортунизма.

На индивидуальном уровне во вторичной зоне Ч-неконкурентности можно также выделить издержки на вступление в социальный контакт, ТАИ поддержания социальной активности - издержки на соблюдение ритуалов взаимодействий, а также ТАИ выполнения роли в группе - стоимость занятия своего места и участия в иерархиях, соответствующих логике развития личности. Значительный рост любого из перечисленных видов издержек способен заблокировать развитие организационных структур или препятствовать росту производительности участников.

Пример 3 (зона организаций). Джозеф Ю. Стиглиц приводит пример увеличения расходов государства в США на выплаты по социальному обеспечению пожилых людей. Использование этого метода не привело к повышению благосостояния малообеспеченных пенсионеров, поскольку дети стали отказывать в прежней поддержке своим родителям [25]. Как следствие оппортунистического поведения со стороны молодого поколения, государственная помощь быстро вытеснила частную. У американских детей отсутствовал свойственный коммунитарной идеологии институт эгалитаризма38, предполагающий стремление к общественному равенству, поскольку первенство института конкуренции принимает неравенство в доходах как естественную и необходимую норму [14].

34 Термин «оппортунистическое поведение» введен О. Уильямсоном и означает недобросовестное поведение индивида, нарушающее условие сделки и нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру [12, с. 118]. То есть речь идет о конъюнктурных действиях, нарушении партнером договоренностей, когда у него появляются более выгодные альтернативы и благоприятная ситуация.

35 Франс де Вааль в работе «Chimpanzee Politics: Power and Sex among Apes» (1982) показал, как самцы шимпанзе живут в мире политических интриг, формируя сложные альянсы и коалиции с использованием хитрости и предательства [43].

36 По замечанию того же Уильямсона, организации, проповедующие среди своих членов доверие и добрые намерения, подвержены вторжению в механизм их функционирования, легко оккупируются и эксплуатируются субъектами, которые не обладают названными качествами [27, с. 122-123].

37 Здесь уместно вспомнить Толкотта Парсонса, который в качестве критерия долговременного существования институциональных моделей утверждал, что «они должны быть подкреплены нравственным чувством большей части членов общества» [21].

38 Здесь нельзя не упомянуть известную работу С.Г. Кирдиной «Институциональные матрицы и развитие России» (2000) с предложенной макросоциологической теорией институциональной структуры общества, определяющей различные пути эволюции государств [7, с. 160-179].

К зоне организаций относятся также трансакционные издержки открытия личностей или социальных групп для взаимодействия с «чужеродными» организационными структурами, которые могут приводить к натурализации хозяйства, автаркии (ограничению внешних по отношению к личности контактов) и самодостаточности.

3. Зона рынков.

Принимая во внимание тот факт, что научение посредством наблюдения и имитации более быстрый, эффективный с точки зрения энергозатрат и безопасный процесс, чем выработка условных рефлексов или оперантное обусловливание39, потребность в знаниях и навыках приводит человека, так или иначе, к необходимости осуществления обмена. Придерживаясь подхода А.Н. Леонтьева по поводу возможности действий не только под влиянием мотивирующих факторов, но и как результата потребности в конструктивной активности, можно при прочих равных условиях констатировать, что обмен идет рука об руку с «биогеоценотическими исследованиями» индивида.

Если первичный обмен информацией происходит в рамках иерархий, то расширение информационного потока и необходимость адаптации в условиях роста внутривидового многообразия приводит к внешне мотивированной потребности индивидуального развития, а в итоге к формированию рынков, под которыми мы будем понимать любой механизм, создаваемый для осуществления обменов, обеспечивающий общественный (коммунальный) контроль за средой обитания, который невозможно достичь индивидуально или с помощью организации, и предполагающий значительную априорную неопределенность исходов взаимодействий между участниками.

В пространстве рынков участники испытывают существенное влияние внешних по отношению к личности устойчивых правил, что несколько снижает важность понимания сущности и осознания роли институтов. Понятие личности размывается, и человек превращается в «индивида». Степень влияния особенностей личности на индивидуальную адаптационную стратегию и экономический выбор неуклонно снижается вместе с удалением событий от первичной зоны Ч-неконкурентности40. Рост уступчивости большинства участников обменов обеспечивает возможность нахождения равновесных и оптимальных (эффективных) стратегий поведения.

Как отмечают Карл Хоманн и Франц Бломе-Дрез (1992), «на рынке образовывается система конкуренции, вследствие чего там царит институциональное давление на каждого отдельного человека или каждое предприятие, чтобы получить новое знание и ликвидировать преимущество в знании конкурентов. Благодаря этой институциональной организации, которая обеспечивает работоспособным субъектам эксклюзивное присвоение результатов их работы (личные прибыли), они вынуждены в пределах разрешенного обязательными для всех правилами использовать любую возможность для достижения преимуществ по сравнению с конкурентами» [32, с. 36-40].

Рыночная конкуренция является эмоциональным Ч-неконкурентным протезом межличностной конкуренции, обеспечивая возможность за счет регулирования уровня фрустрации получения постоянного психологического удовлетворения участниками обмена, как покупателями, так и продавцами. По этой причине рынок, обеспечивая обмен, существует многие века. А попытки его ликвидации или полной замены государственным директивным планированием, как, например, было в СССР, трансформируют со временем обезличенную рыночную конкуренцию в высокозатратную межличностную и межгрупповую борьбу за ресурсы.

Рынок является социальным инструментом адаптации, сглаживающим возможные последствия прямой межличностной или межгрупповой конфронтации, устанавливая для нее институциональные рамки, превращающие конфликтные ситуации в «деловую игру» с ненулевой суммой и не допускающие эскалации насилия при поиске ресурсов. В этом смысле рыночная конкуренция является социальным процессом приспосабливания индивидуальных, психологически рациональных стратегий поведения индивидов друг к другу [23, с. 40].

Постоянное изменение со стороны государственных структур рыночных порядков — дискреционные меры по изменению или ограничению действий участников рынков — увеличивают ТАИ вступления в отношения обмена (издержки на формирование личного доверия), а также ТАИ участия в общественных порядках и их защиты.

39 Оперантное обусловливание — обучение, в ходе которого приобретение нового опыта и реализация его в поведении приводят к достижению определенной цели [24, с. 106].

40 Именно по этой причине неоклассическая экономическая теория вполне может себе позволить не учитывать влияния институтов при построении моделей, где базовым рыночным механизмом согласования является ценовой. Вместе с тем прогностическая ценность таких моделей снижается тотчас же, как только «индивид» перестает действовать в рамках фиксированного порядка.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

Вместе с тем, для рынков характерен ряд ТАИ, из перечня тех, что мы упоминали ранее при анализе зоны организаций. Еще более остро в момент принятия решения об использовании рынков в качестве механизма личной адаптации, встает проблема «идентификации мошенников», действия которых в условиях неопределенности рыночных обменов могут привести к еще более негативным последствиям, поскольку отсутствие должного контроля со стороны участника при вхождении на рынок подразумевает в дальнейшем высокие процедурные (технологические) ТАИ спецификации и защиты прав собственности, измерения и мониторинга. Кроме того, в случае возникновения договорных отношений вновь встает проблема оппортунистического поведения, также увеличивая общие издержки участников.

Рост ТАИ поведенческой группы, в основном, не приводит к полной ликвидации рынков, но блокирует развитие сложных форм предпринимательства и особенно негативно сказывается на долгосрочных хозяйственных операциях.

Чем выше степень Ч-неконкурентности в социуме, как нежелания использовать энергозатратный вариант поведения и участвовать в межличностных конфликтах, тем меньше ТАИ за счет снижения их поведенческой группы, что может влиять на выбор формы хозяйственной деятельности и стимулировать предпринимательскую активность в «зоне рынков», и наоборот41.

Таким образом, принимая во внимание подход Ч-неконкурентности, можно выделить некоторые базовые факторы, влияющие на сокращение ТАИ поведенческой группы:

1) снижение уровня относительной депривации42 личностей-участников иерархий и рынков;

2) развитие информационной инфраструктуры;

3) широкое использование переговоров, как механизма перехода к игре с ненулевой суммой и выбора стратегии «все в выигрыше»;

4) создание условий для одновременного участия индивидов во многих иерархиях, как защитный механизм против внешней фрустрации;

5) выработка механизмов по передаче контроля третьей стороне в конфликтных ситуациях;

6) определение суперординатных целей вне иерархий (поиск «внешнего врага» или борьба с «внутренним врагом», вплоть до трансформации зоны идеологии);

7) сокращение количества нарушающих порядки дискреционных мероприятий по регулированию рынков со стороны государственных структур.

Пример 4 (зона рынков). Представление экономических агентов о том, что в некоторой стране «государство коррумпировано и обманывает жителей», будет a priori снижать темпы развития предпринимательства и блокировать инвестиционный процесс. Несмотря на то, что в пространстве рынков индивид не может надеяться на однозначный исход своих взаимодействий с государством, как сторонней организацией, такой когнитивный диссонанс приводит к возникновению значительных поведенческих интраперсональных ТАИ «поиска мошенника» или блокирующей величины ТАИ формирования доверия внешним контрагентам и создает барьеры для эффективной хозяйственной деятельности.

Пример 5 (переход явления из общественной зоны в первичную и блокирование НТП). Оценивая процесс развития науки и техники в Европе, директор Российско-французского центра исторической антропологии Павел Уваров приводит пример с японскими ружьями «тэппу». Познакомившись с огнестрельным оружием в 1543 году благодаря португальцам, японские оружейники быстро научились изготовлять ружья, по своим качествам превосходящие европейские аркебузы и мушкеты, причем производили они их в больших количествах. Вооружив простолюдинов, сёгуны смогли сломить сопротивление самурайских армий. Но, объединив страну, сёгуны запретили сначала использование, а затем и производство огнестрельного оружия [16].

Эффективная технология по контролю за ресурсами весьма активно использовалась до тех пор, пока обеспечивала принимающим решения индивидам контроль за расширенной средой обитания, в данном случае в рамках политического процесса. Это проявлялось в снижении процедурных ТАИ межличностного уровня, в первую очередь связанных с затратами времени, необходимого для обучения рыцарей. Получение удовлетворительного результата в пространстве событий, относящихся к общественной зоне Ч-неконкурентности, привело к его переходу в зону идеологии, что было связано с потребностью в обеспечении устойчивого положения сёгунов. Факт перехода привел к осознанию угрозы идентичности и возникновению высоких поведенческих ТАИ в первичной зоне, которые и заблокировали перспективную технологию.

41 Социологи, в частности Марк Грановеттер (1985, 2005), Пол Д. ДиМаджио (1994) и др. также указывают на социальную и культурную «встроенность», «укорененность» экономических процессов. Показано, например, что культура коррупции или поиск ренты способны заблокировать нормальное производство товаров и услуг [44, 45, 46].

42 Относительная депривация означает оценку своего положения как более плохого по сравнению с другими.

Этот же пример показывает, что условия внешней среды, в частности географическое положение, в значительной мере влияют на эффективность общественного производства и экономическое поведение. На Западе также было много людей, которые с удовольствием запретили бы ненавистное рыцарству огнестрельное оружие. Но правитель, решившийся на это, сразу был бы завоеван своим более склонным к риску соседом.

В заключение отметим, что в зависимости от идеологии, организационной культуры и общественного контроля рынков в данной социальной группе один и тот же фактор может как способствовать хозяйственному развитию, так и препятствовать ему. Например, рост специфичности ресурса в одном случае соседствует с проблемой «вымогательства», а в другом - с ростом солидарности, что приводит к снижению ТАИ43. Кроме того, можно предположить, что в рамках обществ с коммунитарной идеологией популяризация межличностной конкуренции будет способствовать значительному росту ТАИ из поведенческой группы, связанных с хозяйственной адаптацией, а следовательно, сворачиванию производственных и инвестиционных процессов. Для обществ с субсидиарной идеологией, характеризующихся безусловным приоритетом личности по отношению к любым иерархиям и индивидуализмом в качестве базового института, стимулирование межличностной конкуренции — неприятный, но более институционально адаптированный процесс.

Выводы:

1. Межличностная конкуренция является одним из наиболее важных факторов, определяющих размер трансакционных издержек и, следовательно, сложность социальной и экономической адаптации. Чем выше уровень Ч-неконкурентности, тем большее развитие получают отношения обмена и упрощается формирование рынков по причине снижения ТАИ поведенческой группы.

2. Подход Ч-неконкурентности позволяет рассмотреть базовые понятия институциональной экономики с более общих позиций социально-психологической адаптации и необходимости создания пространств приемлемых энергетических затрат адаптации.

3. Ключевым фактором, определяющим размер ТАИ и перспективность создаваемых организационных структур, будет уровень относительной депривации членов социума, зависящей от восприятия перспектив и вызывающей появление конкурентной и энергозатратной стратегии соперничества как механизма социально-психологической адаптации.

4. Проблема неконкурентности и поддержания границ приватности играет принципиальную роль в определении масштабов ТАИ, которые могут быть подразделены на поведенческие и технологические. Отсутствие учета поведенческих ТАИ при принятии решений относительно альтернативных структур управления может приводить к неспособности последних эффективно выполнять свои функции.

5. Разный уровень Ч-неконкурентности поведения индивидов влияет на несовпадение величины ТАИ, а следовательно, и институтов в том или ином обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии. СПб.: Изд-во «Братство», 1992. 224 с.

2. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. 367 с.

3. Вольчик В.В. Иерархия и комплементарность институтов в рамках хозяйственного порядка // ТЕККА ЕСО-ШМ1СШ. 2009. Т. 7. № 2. С. 65-73.

4. Дженсен М.К. Теория фирмы: поведение менеджеров, агентские издержки и структура собственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Менеджмент». 2004. № 4. С. 118-191.

5. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / Под общ. ред.

А.А. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2006. 416 с.

6. Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). М.: ИМЭМО, 1990.

7. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. 308 с.

8. Ключко В.Н. Германская модель корпоративного управления: генезис, особенности и тенденции // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 6. С. 58-68.

9. Коуз Р. Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. 224 с.

43 Сравнительные преимущества японских фирм в организации производственного процесса, подготовке и координации многофункциональных работников, позволили им в свое время добиться значительных результатов в конкурентной борьбе с американскими компаниями на международном рынке.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

10. Купинов М. Как эскимосы с немцами не стали воевать. Режим доступа: http://www.segodnia.ru/index.php? pgid=2&partid=56&newsid=13470. 15.02.2011.

11. Лисицын Д. Корпоративные страшилки // Коммерсантъ. Секрет фирмы. 2007. № 3 (186).

12. Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: учебник. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. 336 с.

13. Медведев поручил найти работу милиционерам. Режим доступа: http://www.dm.m/polit/2011/6/21/214230.html

14. Мельников В.В. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Омега-Л, 2011. 335 с.

15. Мельников В.В. Поведенческие основы неконкурентной рациональности // TERRA ECONOMICUS. 2011. Т. 9. № 1. С. 33-47.

16. Механик А. Заверить у Клио. Режим доступа: http://expert.ru/expert/2011/11/zaverit-u-klio.

17. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ.

A.Н. Нестеренко. М.: Начала, 1997. 180 с.

18. ОлейникА.Н. Институциональные аспекты социально-экономических трансформаций. М.: ТЕИС, 2000. 158 с.

19. О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента № 252 от 01.03.2011 г. // Российская газета. 2011. № 5419. 2 марта 2011 г.

20. Палмер Дж. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 384 с.

21. Парсонс Т. Мотивация экономической деятельности // О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. С. 329-353.

22. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. 380 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Почебут Л.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2010. 672 с.

24. Психология: учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2009. 656 с.

25. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ.; Дж. Ю. Стиглиц. М.: Изд-во МГУ; ИНФРА-М, 1997. 720 с.

26. Тарасевич В.Н. Что такое институт? (Опыт институциональной эволюции) // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). 2010. Т. 2. № 3. С. 5-23.

27. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. 702 с.

28. ФестингерЛ. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. 318 с.

29. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М.: Азбука-классика, 2009. 192 с.

30. Фрейджер Р. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 608 с.

31. Фуруботн Э. Институты и экономическая теория: Достижения новой институциональной экономической теории / Пер с англ. Под. ред. В.С. Катькало, Н.П. Дроздовой. СПб.: Издат. дом. Санкт-Петербургского гос. университета, 2005. 702 с.

32. Хоманн К. Экономическая этика и этика предпринимательства. М.: Директмедиа Паблишинг, 2001. 380 с.

33. Цапкин В.Н. Личность как группа // Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея,

B.В. Архангельской. М.: АСТ: Астрель, 2009. С. 74-80.

34. Цветков С.А., Сигов Н.Д., Машков В.Н. Психологическая экономика. СПб.: Лисс, 2006. 220 с.

35. Шмаков А.В. Стремление к справедливому сотрудничеству как мотив экономического поведения // Terra Economicus. 2010. Т. 8. № 4. С. 57-61.

36. Экономическое мышление: философские предпосылки: учебное пособие / Е.Н. Калмычкова, И.Г. Чаплыгина. М.: ИНФРА-М, 2009. 272 с.

37. Arrow K.J. The organization of economic activity: Issues pertinent to the choice of market versus nonmarket allocation // The Analysis and Evaluation of Public Expenditure: The PPB System. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1969. P. 59-73.

38. Barzel Y. Measurement Costs and the Organization of Markets // Journal of Law and Economics. 1982. Vol. 25. N 1. P. 27-48.

39. Christie R., GeisF.L. Studies in Machiavellianism. New York : Academic Press, 1970. 415 p.

40. Commons J.R. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. Vol. 21. P. 648-657.

41. Cosmides L., Tooby J. Cognitive adaptations for social exchange // The adapted mind: Evolutionary psychology and the generation of culture. New York: Oxford University Press, 1992. P. 163-228.

42. Dahlman C.J. The problem of externality // Journal of Law and Economics. 1979. Vol. 22. № 1. P. 141-162.

43. De WaalF. Chimpanzee Politics: Power and Sex among Apes. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2007. 231 p.

44. DiMaggio P. Culture and Economy / N. Smelser, R. Swedberg (eds.). The Handbook of Economic Sociology. Princeton: Princeton University Press. 1994. P. 27-57.

45. Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness // American Journal of Sociology. 1985. № 91 (3). P. 481-510.

46. GranovetterM. The Impact of Social Structure on Economic Outcomes // Journal of Economic Perspectives. 2005. Vol. 19. № 1. P. 33-50.

47. Homans G.C. Social behavior: Its elementary forms. New York, Burlingame: Harcourt, Brace & World Inc., 1961. 404 p.

48. Marx K. Zur Kritik der politischen Okonomie // Karl Marx/Friedrich Engels — Werke. Band 13. 7. Auflage. Berlin: (Karl) Dietz Verlag, 1971. S. 3-160.

49. Milgrom P., Roberts J. Bargaining Costs, Influence Costs, and the Organization of Economic Activity // Perspectives on positive political economy. Ed. by J.E. Alt and K.A. Shepsle. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 57-89.

50. North D., Wallis J. Integration Institutional Change in Economic History. A Transaction Cost Approach // Journal of institutional and Theoretical Economics. 1994. Vol. 4. P. 609-624.

51. Robson A.J. Evolution and Human Nature // Journal of Economic Perspectives. 2002. Vol. 16. № 2. P. 89-106.

52. Stevens A., Price. J. Evolutionary psychiatry: a new beginning. Brunner Routledge, 2000. 313 p.

53. Stigler G. The Economics of Information // Journal of Political Economy. 1961. Vol. 69. № 3. P. 213-225.

54. Trivers R.L. The Evolution of Reciprocal Altruism // The Quarterly Review of Biology. 1971. № 46 (1). P. 35-57.

TERRA ECONOMICUS ^ 2011 Том 9 № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.