Некоммерческий аутсорсинг в туризме
2. Zharkov, S. «Kartina maslom»: gostinitsy i nomera v oteliakh dorozhaut [Hotel accommodation prices going up]. http://www.im.ru/articles/30976.html. Accessed on March 15, 2014.
3. Novosti Komiteta po turizmu i gostinichnomu khoziaistvu Moskvy. Turistov v Moskve stalo na 10% bol’she, a Kitai vyshel v lidery. [Bulletin of the Committee for Tourism and the Hotel Industry of Moscow City Government. Moscow sees a 10% decline in tourist traffic, China tries on a leader’s gown]. http://moscomtour.mos.ru/presscenter/news/ detail/884951.html. Accessed on march 27, 2014.
4. O deiatel’nosti Komiteta po turizmu i gostinichnomu khoziaistvu Moskvy v 2012 godu i planakh na 2013 god [On the activity of the Committee for Tourism and the Hotel Industry of Moscow City Government in 2012 and plans for 2013]. http://www.slideshare.net/mos_ru/2012-2013-24756697. Accessed on November 27, 2013.
5. Prodana gostinitsa «Metropol» [The Metropol hotel sold]. Departament vneshneekonomicheskikh i mezhdunarodnykh sviazei goroda Moskvy [Department for Foreign Economic Activity and International Relations, Moscow City Government]. http://investinmoscow.ru/ru/news/byid/prodana_gostinitsa_metropol. Accessed on October 19, 2013.
6. Prodana dolia Moskvy v gostinitse «Hilton Moscow Leningradskaya» [Moscow sells its share of the Hilton Moscow Leningrandskaya Hotel]. Departament gorodskogo imushchestva goroda Moskvy [Department of City Property, Moscow City Government]. http://dgi.mos.ru/presscenter/news/detail/648716.html. Accessed on October 19, 2013.
7. Stolichnaia gostinitsa «Budapeshcht» prodana na auktsione za 1 milliard [Moscow-located «Budapest» hotel brought to the hammer for 1 billion rubles]. Retrieved on march 19, 2014 from http://moscow21.ru/articles/602.
8. Moskovskie vlasti prodali «Radisson SAS Slavianskuiu» [Moscow municipal authorities sell the «Radisson SAS Slavianskuia»]. http://rublevkaplus.ru/news/moskovskie-vlasti-prodali-radisson-sas-slavyanskuyu. Accessed on March 19, 2014.
9. Gostinitsu «Pekin» zakroiut na remont v 2014 godu [The Peking Hotel to close for reconstruction in 2014]. http://realty.lenta.ru/news/2013/04/26/pekin/. Accessed on October 10, 2013.
10. Aleksandr Kliachin perezhivaet Renaissance [Aleksandr Kliachin enjoying a period of Renaissance]. Kommersant.ru. http://www.kommersant.ru/doc/2199723? isSearch=True. Accessed on October 19, 2013.
11. Shcherbakova, A., Gribtsova, Iu., Zaitseva, N. Alrosa prodala gostinitsy s piatoi popytki [Fifth time lucky: Alrosa finally sells its hotels]. Vedomosti. http://www.vedomosti.ru/realty/news/11182711/alrosa_prodala_gostinicy_s_pyatoj_ popytki. Accessed on march 19, 2014.
УДК 334.012.46 DOI: 10.12737/3899
I НЕКОММЕРЧЕСКИЙ АУТСОРСИНГ В ТУРИЗМЕ
Петрачкова Зинаида Зульфировна, аспирантка, zina_4@mail.ru,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
Кафедра экономики на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства Института туризма и гостеприимства (Москва) (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация
В статье дано определение некоммерческих организаций. Раскрыта сущность некоммерческого аутсорсинга в сфере туризма, что не рассматривалось ранее. Приведены две категории некоммерческих организаций — туристские информационные центры и саморегулируемые организации, которые могут выступать в роли аутсорсеров и выполнять определенные функции туристских компаний, способствуя развитию внутреннего, въездного и выездного туризма. Предложена схема взаимоотношений саморегулируемых организаций в туризме и их членов.
Ключевые слова: некоммерческий сектор, аутсорсинг, туризм, некоммерческая организация, туристский информационный центр, саморегулируемая организация, функции
Сегодня множество компаний добиваются успеха в отличие от других посредством аутсорсинга. Мировая практика применения аутсорсинга показывает, что модель наиболее
успешной компании полностью базируется на его модели.
В России интерес к теме аутсорсинга возрастает с каждым годом. Аутсорсинг — это
91
ТУРИЗМ
рыночный инструмент, обладающий рядом преимуществ: экономия времени руководства, широкий диапазон знаний, гибкость бизнеса, а также четкое представление о затратах.
Аутсорсинг — это передача заказчиком (аутсорси) своих функций, процессов исполнителю — специализированной фирме (аутсорсеру) на выполнение или использование его ресурсов.
В настоящее время не рассматривается аутсорсинг, при котором аутсорсерами могут выступать некоммерческие организации. При этом некоммерческий сектор активно развивается и эффективно работает в социальноэкономической жизни Российской Федерации. Несмотря на нестабильность финан-
сирования, основанного на безвозмездных поступлениях от юридических и физических лиц, некоммерческие организации увеличивают темпы роста выпуска продукции и услуг. Некоммерческий сектор является важным фактором обеспечения социальной и политической стабильности, повышения жизненного уровня населения и, в целом, устойчивого развития страны [6].
В соответствии с гражданским законодательством РФ некоммерческими признаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Особенностью некоммерческих организаций, отличающей
Функции туроператоров и турагентов
Таблица 1
Виды деятельности Функции туроператоров Функции турагентов
Формирование туристского продукта 1) изучение потребностей и спроса потенциальных туристов на турпродукт; 2) перспективное планирование - разработка программ обслуживания туров; 3) поиск и заключение договоров с поставщиками туруслуг и партнерами; 4) разработка соответствующего турпродукта; 5) методическое обеспечение тура; 6) определение цены тура; 7) подготовка, подбор и назначение специалистов на маршруты путешествий (экскурсоводы, инструкторы, гиды-переводчики и т. п.); 8) обеспечение виз и проездных документов; 9) организация и контроль исполнения туристских услуг, составляющих турпродукт.
Продвижение туристского продукта 1) взаимодействие с посредниками; 2) организация продаж турпродукта; 3) реклама и продвижение турпродукта на целевом рынке. 1) организация продаж турпродукта; 3) реклама и продвижение турпродукта на целевом рынке.
Реализация туристского продукта 1) организация реализации собственными силами или через посредников; 2) информирование потенциальных туристов, консультации по выбору тура; 3) получение оплаты и оформление документов для поездки; 4) работа с претензиями, урегулирование жалоб клиентов. 1) организация реализации; 2) информирование потенциальных туристов, консультации по выбору тура; 3) получение оплаты и оформление документов для поездки; 4) передача заявок туроператору и получение от него подтверждения на бронирование; 5) перечисление денег и отчетность перед туроператором за проданные туры; 6) работа с претензиями, урегулирование жалоб клиентов.
92
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2
Некоммерческий аутсорсинг в туризме
их от иных хозяйствующих субъектов, является общественный характер деятельности [1].
В настоящее время существует множество некоммерческих организаций в различных отраслях экономики, в том числе в туризме. Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определены следующие формы некоммерческих организаций:
• общественные и религиозные организации (объединения);
• фонды;
• некоммерческие партнерства;
• частные учреждения;
• автономная некоммерческая организация;
• ассоциации и союзы.
При некоммерческом аутсорсинге в сфере туризма в роли аутсорсера может выступать некоммерческая организация в любой из вышеперечисленных форм.
Необходимо выделить две категории некоммерческих организаций — возможных аутсорсеров в туризме по его видам — внутренний и въездной, а также выездной:
1) туристские информационные центры — для внутреннего и въездного туризма;
2) саморегулируемые организации — для выездного туризма.
Туристская организация может передать часть функций на выполнение некоммерческой организации из обеих категорий.
Туристские информационные центры — некоммерческие организации, целью деятельности которых является продвижение турпродукта на внутренний и внешний рынки. Такие центры активно формируются на региональном уровне, оказывая существенную помощь туристам.
В качестве примера рассмотрим государственное учреждение «Информационный туристский центр Республики Карелия», созданное в 2000 г. и подведомственное Госкомитету Республики Карелия по физической культуре, спорту и туризму. Основное направление деятельности Информационного туристского центра Республики Карелия — это предоставление информации об оказываемых туристских услугах, а также туристических ресурсах на территории Республики Карелия. В связи с тем, что он является бюджетной организацией, финансирование осуществляется из различных источников, в том числе из государственного бюджета Республики Карелия. Также источниками финансирования, кроме бюджетных средств,
являются внебюджетные средства, полученные из различных источников — собственная уставная деятельность, гранты, средства от реализации услуг и прочие [3].
Названную категорию некоммерческих организаций можно рассмотреть в роли аутсорсера, который способствует развитию внутреннего и въездного туризма.
С целью определения передаваемых функций на аутсорсинг туристским информационным центрам, необходимо выделить функции в рамках деятельности туристских компаний.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность — это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом, а турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В таблице 1 представлены функции туроператоров и турагентов по данным видам деятельности [7].
Из анализа вышеперечисленных функций можно сделать вывод о возможной передаче на аутсорсинг туристским информационным центрам ряда функций, представленных в таблице 2.
Таким образом, туристские компании могут передать функции, указанные в таблице 2, на аутсорсинг туристским информационным центрам. Необходимо формировать как можно больше подобных центров. Положительной особенностью является то, что взаимоотношения информационных туристских центров могут строиться не только с туристскими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории того же региона, но и с туристскими организациями иных регионов, организующими маршруты в их регион. То есть информационный туристский центр Республики Карелия может выступать в роли аутсорсера не только для республиканских туристских организаций, но и для иных турфирм, которые организуют турпоездки в Карелию.
Взаимоотношения оформляются соглашением, в котором обычно определяются все условия взаимовыгодного сотрудничества. В результате информационный центр получает возможность увеличить информационное поле туристских предложений региона, преимуще-
93
ТУРИЗМ
Таблица 2.
Функции, передаваемые на аутсорсинг туристским информационным центрам
Виды деятельности Функции, передаваемые туроператором туристскому информационному центру Функции, передаваемые турагентом туристскому информационному центру
Формирование туристского продукта изучение потребностей и спроса потенциальных туристов на турпродукт --
Продвижение туристского продукта реклама и продвижение турпродукта на целевом рынке реклама и продвижение турпродукта на целевом рынке
Реализация туристского продукта информирование потенциальных туристов, консультации по выбору тура информирование потенциальных туристов, консультации по выбору тура
ства для туристской организации находятся, прежде всего, в финансовой сфере — расходы на выполнение функций информационным туристским центром будут незначительны, дополнительно будут привлечены туристы-клиенты.
Ко второй категории некоммерческих организаций-аутсорсеров в сфере туризма можно отнести саморегулируемые организации, способствующие развитию выездного туризма. Саморегулирование — это самостоятельная и инициативная деятельность субъектов, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля соблюдения их требований. При этом переход к саморегулированию не предполагает полную свободу от государства, это одна из форм публично-правового типа регулирования, предполагающего одновременное сочетание частноправовых и публично-правовых элементов.
Саморегулируемая организация (СРО) — это один из инструментов государственного регулирования, максимально прозрачно и полно регламентированный законом, с четко определенным функционалом и единым набором квалифицирующих требований, предполагающий введение нормативно-определенного механизма управления и стандартизации отрасли, которые обеспечивают участие высококвалифицированных профессионалов, их личная ответственность и надзор со стороны государства.
В настоящее время саморегулирование распространено во многих сферах предпринимательской и профессиональной деятельности: деятельность арбитражных управляющих,
аудиторская деятельность, кредитная кооперация, оценочная деятельность, деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, деятельность в области энергетического обследования, теплоснабжение. Саморегулирование осуществляется на условиях вступления субъектов в специализированные организации — негосударственные некоммерческие партнёрства, объединяющие на добровольной основе субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности по признаку единства отрасли, рынка производимых товаров (работ, услуг) или одного вида деятельности [2].
В настоящее время существует большое количество некоммерческих партнерств в области туризма, которые выполняют функции саморегулируемых организаций. В некоторых субъектах РФ уже начали появляться первые саморегулируемые организации в туризме. То есть саморегулирование в области туризма находится на стадии внедрения. В Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не один раз предлагалось внести поправки в части регулирования деятельности туристских компаний — ввести обязательное саморегулирование. Сегодня оно находится на этапе добровольного создания саморегулируемых организаций, наибольшую активность в этом проявляют регионы.
После очередного заседания в Госдуме по вопросу изменений и дополнений к Федеральному закону № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в законопроект вошел еще один пункт — об обязательном создании и участии операторов по выездному туризму в саморе-
94
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2
Некоммерческий аутсорсинг в туризме
гулируемых организациях. Эта поправка была внесена Игорем Руденским, главой Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству.
Инициаторы законопроекта ссылаются на то, что этот механизм позволит единовременно решить целый комплекс проблем: профессиональные сообщества получат возможность разрабатывать стандарты деятельности и устанавливать прозрачные правила поведения на рынке, контролировать их исполнение и определять критерии надежности туроператоров. Указанный механизм обеспечит снижение государственных расходов по регулированию туристской отрасли, произойдет это за счет замены государственной функции по ведению реестра туроператоров на функцию по ведению реестра СРО.
Согласно данному законопроекту на туристский рынок будут допущены только те туристские компании, которые будут входить в состав СРО. Для того чтобы стать членом СРО, необходимо будет уплачивать взносы в компенсационный фонд и на содержание аппарата СРО в размере не менее чем 100 тыс. рублей. При этом участие в СРО не отменяет необходимости каждой компании иметь предусмотренное действующим законодательством финансовое обеспечение. Таким образом, обязательное вступление туроператора в СРО повлечет за собой дополнительные расходы в размере 400—550 тыс. рублей ежегодно. По мнению авторов законопроекта, большая для всех сумма платежа за членство в СРО, вытеснит с рынка большинство недобросовестных компаний. Однако расходы туроператоров в среднем вырастут в 10—15 раз, что повлияет на рост цен туруслуг, и, как следствие, снизит рентабельность и конкурентоспособность ту-
ристского бизнеса, что негативно отразится на экономике страны в целом. Большой размер вступительных и членских взносов повлияет на образование «серых» схем, что не улучшит качество туристских услуг и усугубит и без того непростую ситуацию в сфере туризма.
Изменения в части введения саморегулирования в сфере туризма несут риск ухудшения ситуации на рынке туристских услуг [4]. С целью успешного внедрения саморегулирования в туризме необходимо разработать схему образования саморегулируемых организаций, а также взаимоотношений между СРО и ее членами, которая будет основываться на схеме аутсорсинга. При данной схеме одна сторона — член СРО — может передать некоторые функции другой СРО, которая выполнит их намного эффективнее, чем если бы туристская организация действовала самостоятельно. На рисунке 1 предложена схема взаимоотношений СРО и туристской организации, являющейся ее членом.
Согласно вышеприведенной схеме взаимоотношения между СРО и туристской организацией основываются на аутсорсинге, где СРО — аутсорсер, выполняющий функции, переданные туристской организацией, уплачивающей взносы в рамках членства в СРО, что приведет к положительному воздействию на туристскую деятельность, а именно повысит безопасность и качество туристских услуг. Необходимо, чтобы формирование СРО заключалось не только в установлении больших взносов для своих членов, а в его целесообразности и улучшении их деятельности, что возможно при аутсорсинге.
Для установления функций, которые можно передать на аутсорсинг СРО, необходимо определить, не будет ли это противоречить принципам функционирования СРО.
Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации предусмотрены в ст. 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях». Причем саморегулируемая организация наряду со своими основными функциями вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции. Следовательно, СРО может выполнять часть функ-
выполнение функций
СРО
Аутсорсинг
Туристская
организация
взносы в рамках членства
Повышение безопасности и качества туристских услуг
Рис. 1. Схема взаимоотношений СРО и туристской организации
95
ТУРИЗМ
ций, переданных ей туристскими компаниями. При этом необходимо учитывать принципы СРО, одним из которых является принцип неучастия СРО в предпринимательской деятельности, являющейся предметом саморегулирования. Сущность его заключается в том, что саморегулируемые организации не должны заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью равноправно со своими членами. Связано это с тем, что члены СРО являются конкурентами, а выполнение подобной деятельности будет носить дискриминационный характер для своих членов. Это недопустимо. Тем не менее, правоотношения между СРО и ее членами могут основываться на аутсорсинге, как было отмечено выше.
В процессе осуществления деятельности туристская организация обязана проводить мониторинг финансово-экономического состояния, контролировать его. При этом нередки случаи недобросовестного отношения туристских организаций к финансовой стороне. Так было, например, в ситуации с крупным туроператором «Ланта-тур вояж», который был вынужден следовать требованиям рынка и работать себе в убыток на популярных направлениях, сотрудничая с авиакомпанией «Аэрофлот» в кредит. В какой-то момент такая схема перестала устраивать «Аэрофлот», и туроператор получил отказ на очередную покупку билетов в кредит. Мастер-банк также отказал туроператору в выдаче очередного кредита на пополнение оборотных средств. Финансовые проблемы крупного туроператора привели к приостановке деятельности
и многочисленным трудностям, возникшим у его клиентов на отдыхе за рубежом [5].
Для того чтобы на туристском рынке не повторялись подобные случаи, необходимо функцию мониторинга финансово -экономического состояния туристских организаций передать СРО.
Указанная функция не будет являться одной из «прямых» функций СРО — осуществление контроля за деятельностью своих членов, строящейся на принципе объективного контроля или принципа обоснованного привлечения к ответственности, потому что характеризует осуществление деятельности СРО — установление для всех членов равных условий наступления мер ответственности. Таким образом, взаимоотношения СРО и их членов на основе аутсорсинга актуальны и требуют детального изучения.
Некоммерческий аутсорсинг при активном развитии некоммерческого сектора пока не рассматривается, хотя в сфере туризма существуют некоммерческие организации, которые могут выступать в роли аутсорсеров. Можно рассматривать их с позиции развития внутреннего и въездного, а также выездного туризма. Передача туристской организацией своих функций туристскому информационному центру будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, а передача функций саморегулируемой организации, членом которой будет являться туристская организация — выездному туризму. Схема взаимоотношений между некоммерческой и туристской организациями выгодна обеим сторонам.
Литература
1. Виды некоммерческих организаций // URL: http://www.biznessovetnik.ru/site/12 (дата обращения: 20.03.2014).
2. Все о СРО // URL: http://www.all-sro.ru/ (дата обращения: 20.03.2014).
3. Информационный туристский центр Республики Карелия // URL: http://www.gov.karelia.ru/Power/ Committee/Sport/inf_center.html (дата обращения: 20.03.2014).
4. Непродуманный механизм саморегулирования приведет к росту цен на путевки // URL: http://www.ratanews. ru/news/news_2032012_5.stm (дата обращения: 20.03.2014).
5. Причиной остановки работы Ланта-тур стал отказ Мастер-банка в кредите // URL: http://www.ria.ru/ economy/20120130/552238039.html (дата обращения: 20.03.2014).
6. Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России // URL: http://www.socpolitika.ru/rus/ ngo/research/document4693.shtml (дата обращения: 20.03.2014).
7. Функции туроператора // URL: http://timebiz.ru/1572 (дата обращения: 20.03.2014).
96
научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 2
Некоммерческий аутсорсинг в туризме
NON-PROFIT OUTSOURCING IN TOURISM
Petrachkova Zinaida Zul’firovna, post-graduate student, zina_4@mail.ru,
Russian State University of Tourism and Service, Department of Economics at Tourist and Hospitality Establishments, Institute for Tourism and Hospitality (Moscow campus), Moscow, Russian Federation
The article provides a definition of non-profit organizations and reveals the essence of non-profit outsourcing in the sphere of tourism, an aspect not dealt with before. The author proposes two categories of non-profit organizations: tourist information centers and self-regulated organizations, which are in a position to act as outsourcers and perform a number of functions on behalf of tourist companies, thus, promoting the development on internal, in- and out-bound tourism. The author charts the relationship inside and among self-regulated organizations operating in the tourist sector.
Keywords: non-profit sector, outsourcing, tourism, non-profit organization, tourist information center, selfregulated organization, functions
References
1. Vidy nekommercheskikh organizatsii [Typology of non-profit organizations]. http://www.biznessovetnik.ru/site/12. Accessed on March 20, 2014.
2. Vse o SRO [Self-regulated organizations: a comprehensive study]. http://www.all-sro.ru/. Accessed on March 20, 2014.
3. Informatsionnyi turistskii tsentr Respubliki Kareliia [Information Tourist Center of the Republic of Karelia]. http:// www.gov.karelia.ru/Power/Committee/Sport/inf_center.html. Accessed on March 20, 2014.
4. Neprodumannyi melhanizm samoregulirovaniia privediot k rostu tsen na putevki [Inconsistent mechanism of selfregulation to lead to a rise in voucher prices]. http://www.ratanews.ru/news/news_2032012_5.stm. Accessed on march 20, 2014.
5. Prichinoi ostanovki raboty Lanta-tur stal otkaz Master-banka v kredite [MasterBank rejects LantaTour a credit, causing the company to suspend operations]. http://www.ria.ru/economy/20120130/552238039.html. Accessed on March 20, 2014.
6. Rol’ nekommercheskogo sektora v ekonomicheskom razvitii Rossii [The contribution of the non-profit sector to the economic development of Russia]. http://www.socpolitika.ru/rus/ngo/research/document4693.shtml. Accessed on March 20, 2014.
7. Funktsii turoperatora [A tour-operator’s functions]. http://timebiz.ru/1572. Accessed on March 20, 2014.
97