Научная статья на тему 'Некоммерческие юридические лица в законодательстве Чехии и Словакии'

Некоммерческие юридические лица в законодательстве Чехии и Словакии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
556
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ЗАКОН / LAW / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС / CIVIL CODE / РЕФОРМА / REFORM / ЧАСТНОЕ ПРАВО / PRIVATE LAW / АССОЦИАЦИЯ / ASSOCIATION / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / GOVERNING BODIES / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / TAXATION / ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / CZECH REPUBLIC / СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА / NONPROFIT LEGAL PERSONS / LEGAL ENTITIES / FUND-RAISING / SLOVAKIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сакович Ольга Марковна

В статье исследуются этапы правового регулирования некоммерческих юридических лиц в Чехии и Словакии начиная с 1990 г. и по настоящее время. Автор уделяет внимание реформе гражданского законодательства в двух государствах и отмечает разность подходов чешских и словацких ученых к способам реформирования в условиях дуализма частного права. Оценивается влияние результатов чешской реформы на регулирование некоммерческих организаций. Рассматривается система законов, регламентирующих деятельность некоммерческих юридических лиц, отмечается сходство и различия в ее построении, а также исследуется понятийный аппарат, используемый в законодательстве и научных публикациях. Автор подчеркивает отсутствие в гражданских кодексах Чехии и Словакии классифицирования юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Анализируются отдельные виды существующих в Чехии и Словакии некоммерческих организаций, включая структуру органов управления и регламентацию права на участие в предпринимательстве. Обращается внимание на источники финансирования деятельности некоммерческих организаций и особенности их налогообложения. На основании проведенного исследования автор определяет тенденции правового регулирования данной категории юридических лиц и подчеркивает значение некоммерческого сектора в общественной и экономической жизни Чехии и Словакии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONPROFIT LEGAL ENTITIES IN THE LEGISLATION OF CZECH REPUBLIC AND SLOVAKIA

The author observes different stages of legal regulation of nonprofit organization activities from 1990 till our days in Czech Republic and Slovakia in presented article. The author attends the reforms of civil legislation, which were carried out in this states, and notes the differences in methods of carrying out the reforms in Czech Republic and Slovakia, in spite of existing dualism of private law in both countries. The article reveals the results of Czech reforms of legislation, regulating nonprofit legal persons. The author examines the established system of common and special laws, regulated nonprofit organizations in Czech Republic and Slovakia and points out their identity and differences. Author reviews the law terms which are used in legislation and science literature of both states. Also author underlines that in the civil codes of Czech Republic and Slovakia legal persons are not divided into commercial legal entities and nonprofit legal entities. The types of nonprofit organizations in Czech Republic and Slovakia are examined in the present article and the main attention author pays to government legal persons and their structure. Author explores legislative regulation of commercial activities of nonprofit organization. Also author of the article pays attention to fund-raising of nonprofit organizations and their taxation. On the basis of the research the author defines the trends of legal regulation of this category of legal persons, and underlines the importance of the nonprofit sector in social and economic life in the Czech Republic and Slovakia.

Текст научной работы на тему «Некоммерческие юридические лица в законодательстве Чехии и Словакии»

ГРАЖДАНСКОЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЧЕХИИ И СЛОВАКИИ

САКОВИЧ Ольга Марковна, ведущий научный сотрудник Центра сравнительно-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: [email protected]

В статье исследуются этапы правового регулирования некоммерческих юридических лиц в Чехии и Словакии начиная с 1990 г. и по настоящее время. Автор уделяет внимание реформе гражданского законодательства в двух государствах и отмечает разность подходов чешских и словацких ученых к способам реформирования в условиях дуализма частного права. Оценивается влияние результатов чешской реформы на регулирование некоммерческих организаций. Рассматривается система законов, регламентирующих деятельность некоммерческих юридических лиц, отмечается сходство и различия в ее построении, а также исследуется понятийный аппарат, используемый в законодательстве и научных публикациях. Автор подчеркивает отсутствие в гражданских кодексах Чехии и Словакии классифицирования юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Анализируются отдельные виды существующих в Чехии и Словакии некоммерческих организаций, включая структуру органов управления и регламентацию права на участие в предпринимательстве. Обращается внимание на источники финансирования деятельности некоммерческих организаций и особенности их налогообложения. На основании проведенного исследования автор определяет тенденции правового регулирования данной категории юридических лиц и подчеркивает значение некоммерческого сектора в общественной и экономической жизни Чехии и Словакии.

Ключевые слова: некоммерческие организации, правовое регулирование, закон, гражданский кодекс, реформа, частное право, ассоциация, благотворительная организация, учреждение, органы управления, источники финансирования, налогообложение, Чешская Республика, Словацкая Республика.

NONPROFIT LEGAL ENTITIES IN THE LEGISLATION OF CZECH REPUBLIC AND SLOVAKIA

O. M. SAKOVICH, leading research fellow of the Centre of comparative law research of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: [email protected]

The author observes different stages of legal regulation of nonprofit organization activities from 1990 till our days in Czech Republic and Slovakia in presented article. The author attends the reforms of civil legislation, which were carried out in this states, and notes the differences in methods of carrying out the reforms in Czech Republic and Slovakia, in spite of existing dualism of private law in both countries. The article reveals the results of Czech reforms of legislation, regulating nonprofit legal persons. The author examines the established system of common and special laws, regulated nonprofit organizations in Czech Republic and Slovakia and points out their identity and differences. Author reviews the law terms which are used in legislation and science literature of both states. Also author underlines that in the civil codes of Czech Republic and Slovakia legal persons are not divided into commercial legal entities and nonprofit legal entities. The types of nonprofit organizations in Czech Republic and Slovakia are examined in the present article and the main attention author pays to government legal persons and their structure. Author explores legislative regulation of commercial activities of nonprofit organization. Also author of the article pays attention to fund-raising of nonprofit organizations and their taxation. On the basis of the research the author defines the trends of legal regulation of this category of legal persons, and underlines the importance of the nonprofit sector in social and economic life in the Czech Republic and Slovakia.

Keywords: nonprofit legal persons, legal entities, legal regulation, law, civil code, reform, private law, association, governing bodies, fund-raising, taxation, Czech Republic, Slovakia.

DOI: 10.12737/18184

История развития и источники регулирования. Тема некоммерческих организаций постоянно интересует российских и зарубежных исследователей1. В Чехословакии после бархатной революции 1989 г. на фоне политических, экономических и социальных преобразований возникло множество некоммерческих организаций, что потребовало определения их правового статуса. В 1990 г. в Чехии и в Словакии были приняты законы о гражданских объединениях2, которые, по сути, заложили принципы правового регулирования некоммерческих юридических лиц. Гражданским объединением признавалось юридическое лицо, образованное на основе членства, обладающее правосубъектностью и действующее от своего имени. На базе законов 1990 г. позднее в Чехии и в Словакии были приняты специальные законы, регулирующие деятельность отдельных видов некоммерческих юридических лиц — благотворительных организаций и некоммерческих фондов, общеполезных обществ, религиозных организаций, политических партий и движений и др.

Следует напомнить, что правовой системе Чехословакии исторически был присущ дуализм частного права, а после ее распада (1 января 1993 г.) в Чехии и в Словакии продолжали действовать Гражданский кодекс 1964 г. и Торговый кодекс 1991 г. При этом развитие рыночной экономики в двух новых государствах диктовало необходимость реформы частного права, однако концепции реформы и сроки ее осуществления на практике оказались разными. Так, в Чехии законопроектные работы, проходившие в течение более 20 лет, завершились принятием в 2012 г. нового Гражданского кодекса (далее — ГК Чехии) и Закона о торговых товариществах и кооперативах (далее — Закон о торговых корпорациях), который регулирует деятельность коммерческих юридических лиц. От создания нового Торгового кодекса чешские законодатели отказались3. В Словакии продолжается работа над новым Гражданским кодексом, а вопрос о принятии нового Торгового кодекса остается дискуссионным. Так, словацкий профессор Й. Сухожа среди возможных вариантов рекодификации рассматривает разработку нового Торгового кодекса (или Торгового закона) с тем, чтобы область обязательственных

1 См.: Соловьева С. В. Некоммерческие юридические лица: конфликты внутренние и внешние // Журнал российского права. 2013. № 1. С. 39—52; Соловьева С. В. Форма ведения общеполезной деятельности по законодательству федерации и отдельных штатов США // Журнал сравнительного правоведения. 2013. № 1. С. 36—43.

2 Zakon ^ 83/1900 Sb. o sdruzovani obcanu—в Чехии и Zakon ^ 83/1990 Zb. o sdruzovani obcanu — в Словакии. Чешский закон утратил силу с 1 января 2014 г.

3 Подробнее об этом см.: Сакович О. М. Опыт кодификации частного права в Чехии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 5. С. 34—39.

отношений (включая договорные) была интегрирована в новый Гражданский кодекс. Однако, по мнению этого ученого, более удачным вариантом регулирования публично-правовых аспектов торгового права явилось бы принятие Закона о предпринимательстве (Zakon o podnikani)4.

Несмотря на отдельные различия, можно констатировать, что правовое регулирование некоммерческих организаций в Чехии и в Словакии до вступления в силу нового ГК Чехии (1 января 2014 г.) имело много общего. Во-первых, в гражданских кодексах 1964 г. отсутствовала классификации юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, во-вторых, в гражданских кодексах определялись возможные организационно-правовые формы юридических лиц, а статус отдельных видов некоммерческих организаций устанавливался специальными законами, которые принимались на основе схожих законов 1990 г. о гражданских объединениях.

На сегодняшний день основными организационно-правовыми формами юридических лиц согласно ГК Словакии 1964 г.5 признаются объединения лиц (физических или юридических), целевые объединения капиталов или имущества, единицы территориального самоуправления и иные субъекты. В ГК Чехии 2012 г.6 не только определяются организационно -правовые формы юридических лиц—корпорации (ассоциации), фундации и учреждения, но содержится подробное регулирование каждой из них.

Деятельность отдельных видов некоммерческих организаций в Словакии, как уже отмечалось, в основном регулируется специальными законами, тогда как в Чехии она напрямую регулируется положениями ГК, а также Законом о торговых корпорациях (социальные кооперативы) и специальными законами. Согласно ГК Чехии (§ 144) юридическое лицо может быть образовано в публичных или частных интересах, а характер интересов определяется согласно его основной деятельности. Запрещается создание юридических лиц, целью деятельности которых являются ущемление или ограничение личных, политических или иных прав отдельных лиц, разжигание ненависти и нетерпимости, поддержка насилия и экстремизма.

Можно констатировать, что в Чехии и в Словакии отнесение конкретного юридического лица к категории коммерческого или некоммерческого напрямую зависит от избранной его учредителями цели основной деятельности создаваемого образования. В Чехии понятие общеполезности включено в ГК 2012 г., согласно § 146 которого общественно полезным при-

4 См.: Suchoza J. Otvorene problemy rekodifikacie sukromneho prava v Slovenskej republike // Pravo, obchod, ekonomika III. Zbornik vedeckych prac. Kosice, 2013. S. 388—397.

5 Zakon c.40/1964 Zb. obciansky zakonnik (v zneni neskorsich predpisu).

6 Zakon c.89/2012 Sb. obcansky zakonik.

знается юридическое лицо, способствующее своей деятельностью достижению общего блага. Определены и основные требования к таким юридическим лицам: на принимаемые ими решения могут оказывать влияние только лица с безупречной репутацией; свое имущество они могут приобретать только из чистых источников, а свои активы могут использовать только в общественно полезных целях. Установлены и условия получения ими государственных субсидий — их деятельность действительно должна быть некоммерческой, а распоряжение финансовыми средствами должно отвечать требованиям прозрачности и целесообразности.

Понятие и виды некоммерческих организаций. В Словакии и в Чехии понятие некоммерческой организации не имеет легального определения, а в специальных законах содержатся только дефиниции отдельных видов некоммерческих юридических лиц. В публикациях чешских и словацких авторов некоммерческие организации классифицируются на два вида: правительственные (государственные, публичные) и неправительственные (негосударственные, гражданские, частные).

Наиболее подробный список некоммерческих организаций, выступающих в роли налогоплательщиков, содержится в Законе Словакии о подоходном налоге 2003 г.7 Так, согласно п. 2 § 12 данного Закона к налогоплательщикам, образованным или учрежденным не в целях ведения предпринимательской деятельности, отнесены: объединения юридических лиц, созданные для защиты общих интересов; профессиональные палаты; гражданские объединения, включая профсоюзы; политические партии и движения; зарегистрированные церкви и религиозные общества; товарищества собственников квартир и нежилых помещений; муниципалитеты; территориальные единицы высшего уровня; бюджетные и частично субсидируемые из бюджета организации; государственные фонды; вузы; Касса социального страхования; Национальный комитет по труду; Фонд защиты вкладов; Словацкая канцелярия страхователей; Словацкий земельный фонд; Словацкое радио; Словацкое телевидение; Фонд поддержки внешней торговли; Гарантийный фонд инвестиций; неинвестиционные фонды; благотворительные организации; некоммерческие организации, оказывающие общеполезные услуги; организации, некоммерческая деятельность которых вытекает из специальных законов, на основании которых они были образованы.

Чешский законодатель в Законе о подоходном налоге 1992 г.8 (§ 18а) поступил иначе, выделив категорию юридических лиц, осуществляющих общеполезную деятельность на основании учредительного документа, устава или закона, а далее установив исчер-

7 Zakon с. 595/2003 Z. z. о dani s prijmov. (в ред. 2015 г.).

8 Zakon с. 586/1992 Sb. о daních z ргутй (в ред. 2015 г.).

пывающий перечень юридических лиц, которые не входят в данную категорию. Сюда включены торговые корпорации, Чешское телевидение, Чешское радио, Чешское агентство по печати, профессиональные палаты, товарищества собственников помещений, а также благотворительные общества, учрежденные для оказания помощи близким учредителя.

Виды некоммерческих организаций в Словакии. Согласно словацкому учебнику гражданского права9 к объединениям лиц (корпорациям) помимо коммерческих корпораций относятся также некоммерческие корпорации — ассоциации (государственные и частные), основная деятельности которых не связана с получением прибыли. Действие упомянутого ранее Закона о гражданских объединениях 1990 г. распространяется на ассоциации, членами которых могут быть как физические, так и юридические лица. Структура органов таких объединений определяется уставом.

Ассоциациями кроме гражданских объединений признаются профессиональные самоуправляемые организации, политические партии и движения, зарегистрированные церкви и религиозные общества, а также объединения юридических лиц, создаваемые для защиты общих интересов. Объединениями целевого имущества (капитала) являются благотворительные общества (nadacie), государственные и негосударственные некоммерческие фонды.

В настоящей статье подробно рассмотрены только некоторые виды некоммерческих организаций Словакии: некоммерческие организации, оказывающие общеполезные услуги, а также благотворительные организации и некоммерческие фонды.

Некоммерческой организацией по оказанию общеполезных услуг согласно Закону о некоммерческих организациях, оказывающих общеполезные услуги, 1997 г.10, является юридическое лицо, прибыль которого не может использоваться в интересах учредителей, членов органов или сотрудников, но должна целиком использоваться для развития основной деятельности. Такая организация может быть учреждена физическим лицом, юридическим лицом или государством. Учредительный акт (гак^аиа ^йм) подписывается всеми учредителями и содержит установленные законом положения. Учредителями также принимается устав.

Органами некоммерческой организации являются: правление, управляющий, наблюдательный совет (ревизор), другие органы согласно уставу. Высшим органом считается правление, состоящее как минимум из трех членов — физических лиц, полностью дееспособных и не имеющих судимости. Членство в правлении законом признается безвозмездной и добро-

9 См.: Cirak J., Ficova S. а ко1. ОЬаа^ке pravo, Vseobecna cast. Неигека, 2009. S. 239—255.

10 Zakon ^213/1997 Z.z. о neziskovych organizaciach poskytujucich vseobecne prospesne s1uzby (в ред. 2014 г.).

вольной функцией. Деятельностью некоммерческой организации руководит управляющий, который назначается и отзывается правлением.

Ее контрольным органом является наблюдательный совет (ревизор), который должен быть образован, если размер имущества организации превышает 165 969 евро. При отсутствии наблюдательного совета его функции исполняет ревизор. Наблюдательный совет состоит как минимум из трех членов, которые, как и ревизор, избираются и отзываются правлением. Членство в данном органе признается добровольной и безвозмездной функцией при оплате необходимых затрат, связанных с ее осуществлением.

Член правления, управляющий и член наблюдательного совета (ревизор) не вправе от своего имени и за свой счет совершать сделки, связанные с деятельностью некоммерческой организации, а также выступать посредником третьих лиц в сделках с организацией (запрет конкуренции).

Статус благотворительных обществ (nadace) и благотворительных фондов определяется Законом о благотворительных обществах 2002 г.11 Благотворительные общества создаются одним или несколькими учредителями на основании учредительного акта (nadacni listina), который подписывается всеми учредителями и содержит предусмотренные законом положения. С 2002 г. в Словакии в отличие от Чехии не допускается учреждение благотворительного общества на основании завещания.

Органами благотворительного общества являются правление, управляющий, наблюдательный совет (если его имущество превышает 165 970 евро) или ревизор. Правление состоит не менее чем из трех членов — физических лиц. Как правило, функции члена правления осуществляются безвозмездно. Управляющий избирается и отзывается правлением, а члены наблюдательного совета (или ревизор) избираются сроком на три года и отзываются правлением.

Неинвестиционным фондом согласно Закону о неинвестиционных фондах 1997 г.12 является юридическое лицо, образованное в организационно-правовой форме объединения капиталов для достижения общеполезных целей или оказания индивидуальной помощи определенному лицу или группе лиц, которые оказались в угрожающей их жизни ситуации, в том числе в связи со стихийным бедствием. Фонд может быть учрежден физическим или юридическим лицом. Основными документами являются учредительный акт и устав. К органам неинвестиционого фонда относятся правление, управляющий и другие органы (согласно уставу). Наличие наблюдательного совета законом не предусмотрено.

Компетенция правления определяется законом. Его членами могут быть только физические лица — дее-

11 Zakon ^34/2002 Z.z. o nadaciach (в ред. 2013 г.).

12 Zakon ^147/1997 Z.z. o neinvesticnych fondoch (в ред. 2015 г.).

способные и не имеющие судимости. Членом правления не может быть лицо, предоставляющее фонду средства. Члены правления назначаются и отзываются учредителем (если уставом не предусмотрен иной порядок); их количество, срок полномочий и способ назначения и отзыва определяются уставом, а членство в правлении признается добровольной и безвозмездной функцией.

Управляющий назначается и отзывается правлением, а его полномочия определяются уставом. Управляющим может быть избрано только физическое лицо, причем дееспособное и не имеющее судимости.

Виды некоммерческих организаций в Чехии. Как уже отмечалось, ГК Чехии 2012 г. не только определяет организационно-правовые формы юридических лиц, но и подробно регулирует каждую из них. Таким образом, общие положения о негосударственных некоммерческих организациях, образованных в организационно-правовой форме ассоциаций, фундаций и учреждений, содержатся в ГК, а деятельность некоторых видов некоммерческих организаций (социальных кооперативов, общеполезных обществ, церквей и религиозных организаций) дополнительно регулируется общими и специальными законами.

В связи с принятием нового ГК утратил силу Закон о гражданских объединениях 1990 г., а всем существовавшим в Чехии гражданским объединениям следовало получить (до конца 2013 г.) статус ассоциаций и преобразоваться в общественно полезные общества13 или общественно полезные учреждения.

В ГК Чехии (§ 214—302) ассоциации рассматриваются как разновидность корпораций. Ассоциацию (spolek), публичную или частную, коммерческую или некоммерческую, в отличие от корпорации могут создать как минимум три лица, движимых общими интересами, в виде самоуправляемого, добровольного союза членов с правом участия в его деятельности. Учредители образуют ассоциацию на основании согласования содержания устава. Кроме того, ассоциация может быть образована решением учредительного собрания. Члены ассоциации не отвечают по ее долгам, а получаемая прибыль может использоваться только для деятельности ассоциации.

Органами ассоциации являются общее собрание членов, а иногда контрольная и согласительная комиссии или другие органы. В задачи контрольной комиссии ассоциации входят контроль соблюдения устава и нормативных актов в процессе деятельности ассоциации, а также представительство ее интересов в отношениях с членами уставного органа. Согласительная комиссия принимает решения по вопросам,

13 В форме общеполезных обществ в настоящее время существуют только организации, образованные до 31 декабря 2013 г. После 1 января 2014 г. при образовании юридического лица данного вида необходимо использовать организационно-правовую форму учреждения.

связанным с исключением из ассоциации ее членов, а также участвует в спорах между ассоциацией и ее членами по поводу уплаты членских взносов и в разрешении иных спорных вопросов.

Фундация (fundace) согласно ГК Чехии (§ 306— 402) является юридическим лицом, образованным путем выделения имущества для его использования в целях, ради которых она была образована. Термин «фундация» объединяет в себе понятия фонда как общеполезного (благотворительного) учреждения (nadace) и фонда как объединения капиталов или целевого имущества (nadacny fond).

Фонд как общеполезное (благотворительное) учреждение (nadace) образуется на основании учредительного акта14, составленного одним или несколькими лицами, или завещания; его деятельность должна быть непосредственно связана с целью, ради которой он был создан — общественно полезной (содействие общему благу) или благотворительной (оказание помощи определенному кругу лиц или отдельным лицам).

Получаемые доходы общеполезное (благотворительное) учреждение использует для достижения цели, ради которой оно было образовано. На тех же условиях оно вправе взять на себя управление торговым товариществом, но не может быть участником с неограниченной ответственностью в таком товариществе. Свой капитал (минимальный размер которого составляет 500 тыс. чешских крон) фонд-учреждение использует в соответствии целями, определенными учредительным актом, для предоставления грантов, обеспечения собственной деятельности и покрытия управленческих расходов.

Если сумма активов или финансового оборота за учетный период десятикратно превысила установленный законом минимальный размер вкладов, бухгалтерский отчет общеполезного (благотворительного) учреждения должен удостоверяться аудитором. Участие аудитора требуется также в случае увеличения или уменьшения суммы капитала. По выплате грантов и другим видам деятельности, а также по управленческим расходам ведутся раздельные счета.

Органами фонда, созданного в форме общеполезного (благотворительного) учреждения, являются правление, наблюдательный совет и ревизор. В состав правления с учетом цели его создания не могут входить члены наблюдательного совета, сотрудники учреждения, а также лица, не обладающие безупречной репутацией. Срок полномочий члена правления составляет пять лет с возможностью повторного избрания. Правление само назна-

14 Согласно ГК Чехии (§ 122, 125) юридическое лицо может быть образовано на основании учредительного акта, закона, решения государственного органа власти или иным способом. Несколько учредителей образуют юридическое лицо путем принятия устава или заключения иного договора.

чает и отзывает своих членов, если уставом учреждения не предусмотрен иной порядок. В ГК Чехии не определена компетенция правления и не регламентирован порядок его работы.

Наблюдательный совет обязательно образуется, если размер капитала фонда-учреждения десятикратно превышает 500 тыс. чешских крон. В состав наблюдательного совета входит не менее трех членов, которыми не могут быть члены правления, ликвидатор, а также сотрудники учреждения, не обладающие безупречной репутацией. Наблюдательный совет контролирует деятельность правления в части соблюдения условий предоставления грантов и ведения финансовой документации. Он информирует правление о выявленных недостатках, вносит предложения по их устранению и представляет составленный в письменной форме отчет о проделанной работе. Если учредительным актом или уставом не предусмотрено иное, наблюдательный совет сам назначает и отзывает своих членов, а срок их полномочий равен сроку полномочий членов правления.

При отсутствии наблюдательного совета его функции выполняет ревизор, к которому предъявляются такие же требования, как и к членам наблюдательного совета. Если ревизором является юридическое лицо, его полномочия осуществляет представитель. Ревизор избирается или назначается правлением; срок его полномочий, как правило, составляет пять лет.

Общеполезный (благотворительный) фонд (nadacny fond) (§ 394 и след. ГК Чехии) образуется учредителем в общеполезных или хозяйственных целях на основании учредительного акта или завещания. Имущество фонда представляет собой совокупность вкладов и пожертвований и не связанно с получением постоянных доходов; Кодексом предусмотрена возможность использования данного имущества (с должной осмотрительностью) в качестве инвестиций. В отличие от фондов-учреждений благотворительные фонды не обязаны иметь имущество в установленном законом размере, при этом их финансы облагаются налогом и регистрируются в государственном реестре15.

Учреждением согласно ГК Чехии (§ 402—418) считается юридическое лицо, образованное в целях осуществления общественно полезной или хозяйственной деятельности с использованием собственного потенциала в виде сотрудников и имущества. В любом случае учреждения должны заниматься деятельностью, результаты которой на предварительно согласованных условиях должны быть в равной степени доступны каждому. Органом управления учреждением является директор, подотчетный правлению. Учреждения, например, музеи, школы, больницы, научно-исследовательские институты, могут быть частными

15 См.: RonovskaK. K pripustnosti podnikani nadaci v Evrope na pocatku 21 stoleti // Pravo, obchod, ekonomika III. Zbornik vedeckych prac. Kosice, 2013. S. 532—544.

и публичными. Деятельность публичных учреждений регулируется нормами публичного права.

Как уже отмечалось, деятельность некоторых некоммерческих организаций в Чехии регулируется отдельными законами. В данной статье, на наш взгляд, обоснованно рассмотреть новый для чешского правопорядка вид кооперативов — социальный кооператив, регулирование которого законодатель включил в Закон о торговых корпорациях16 (§ 758—773), т. е. закон, регламентирующий деятельность коммерческих юридических лиц, что подтверждает существующую в ЕС тенденцию к социализации коммерческой деятельности. Социальный кооператив образуется на основании решения учредительного собрания и принятия устава.

Согласно Закону цель социального кооператива — осуществление общеполезной деятельности (преимущественно на муниципальном уровне), направленной на социальную адаптацию нуждающихся в поддержке лиц. Речь идет о создании рабочих мест, об оказании социальных, медицинских и образовательных услуг, обеспечении жильем и о поддержании устойчивого развития указанных лиц. Членами социального кооператива могут быть работники кооператива; лица, выполняющие для него работу в качестве волонтеров, а также лица, которым кооператив оказывает услуги.

Устав социального кооператива наряду с общими для всех кооперативов положениями должен определять цели и условия его деятельности, а также детально регламентировать порядок обращения с доходами.

Социальный кооператив не вправе: 1) выпускать облигации; 2) быть членом общества с ограниченной ответственностью, участвовать в предпринимательской деятельности других лиц; 3) быть стороной договора негласного товарищества; 4) отчуждать, предоставлять в залог или аренду предприятие, за исключением случаев, когда другой стороной договора является иной социальный кооператив.

На основании устава социальный кооператив вправе распределять между своими членами не более 33% чистой прибыли после производства необходимых отчислений в фонды кооператива.

Источники финансирования некоммерческих организаций. Финансирование некоммерческих организаций в Чехии и в Словакии осуществляется из многих источников, которые можно классифицировать по разным основаниям: по способу получения средств — внутренние и внешние; по месту происхождения — национальные и иностранные; по виду финансирующего субъекта — публичные (государственный и муниципальный бюджеты) и частные (фонды, индивидуальные предприниматели —физические и юридические лица); по формам финанси-

16 Zakon ^ 90/2012 Sb. о obchodnich spo1eCnostech а druzstvech

(Zakon о obchodnich korporacich).

рования — дотации, субсидии, пожертвования, гранты, государственные заказы и др. Таким образом, характерной чертой финансирования некоммерческих организаций является наличие многообразных источников.

Из государственных источников финансирование осуществляется в прямой и косвенной формах. В прямой форме происходит финансирование из средств государственного бюджета (путем предоставления дотаций, субсидий и заключения контрактов), а также из внебюджетных средств. В Законе Чехии о бюджетных правилах17 определяется круг негосударственных некоммерческих организаций, которым могут выплачиваться дотации и субсидии из государственного бюджета; Законом также регулируется порядок их предоставления. Косвенной формой финансирования является льготное налогообложение физических и юридических лиц, осуществляющих пожертвования в установленной законами о подоходном налоге сумме.

Под частными источниками финансирования некоммерческих организаций понимаются средства, получаемые ими от спонсоров — конкретных юридических или физических лиц. Спонсоры считаются одним из самых стабильных источников финансирования, но, безусловно, их поиск связан с большими трудностями. Если речь идет о помощи от коммерческого сектора, то у больших фирм зачастую создаются свои программы грантов, тогда как помощь малых фирм и частных предпринимателей полностью зависит от их воли.

Доходы от собственной деятельности возникают в тех некоммерческих организациях, в уставах которых предусмотрена возможность их получения. В любом случае получаемая прибыль может быть использована только в соответствии с целями, ради которых была образована организация.

Следует заметить, что финансирование некоммерческого сектора в Чехии и в Словакии с 1989 г. осуществляется также за счет зарубежных источников финансирования — фондов ЕС и частных спонсоров. При этом выполнение условий включения некоммерческой организации в Программу помощи ЕС довольно затруднительно и требует времени. Наряду с прочим от претендента на получение помощи из фондов ЕС требуется представление годовой и финансовой отчетности.

В Чехии и в Словакии обсуждается проблема формирования новых форм финансирования некоммерческих организаций, а также оптимального сочетания мер государственной поддержки, помощи коммерческого сектора, доходов от собственной деятельности и средств, выделяемых из фондов ЕС.

Налоговые льготы, касающиеся некоммерческих организаций, в странах ЕС обычно связаны с опре-

17 Zakon ^ 218/2000 Sb. (в ред. 2014 г.).

делением степени их общественной полезности. Возможное перераспределение суммы уплаченного налога означает принятие плательщиком подоходного налога с физических лиц решения о том, в какую некоммерческую организацию он передаст 1—2% суммы уже уплаченного налога. С фискальной точки зрения налоговые скидки являются дополнительным источником финансирования некоммерческих организаций. В данном случае полученные государством публичные средства перераспределяются не через одобренный парламентом бюджет, а посредством решения отдельных налогоплательщиков.

Законом Чехии о подоходном налоге предусмотрены налоговые послабления спонсорам — физическим и юридическим лицам. Так, у физических лиц, общая стоимость пожертвований которых за налоговый период превышает 2% налоговой базы либо составляет не менее 1000 чешских крон, в совокупности можно вычесть не более 10% налоговой базы (п. 5 § 15). У юридических лиц от налоговой базы можно вычесть стоимость пожертвований, если их общая сумма превышает 2000 крон; максимальный размер вычета составляет 5% от уже уменьшенной налоговой базы (п. 8 § 20).

Нужно отметить, что финансирование деятельности некоммерческого сектора в Чешской Республике контролируется Информационным центром некоммерческих организаций, а регистрация неком-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

мерческих организаций и государственный надзор за ними в соответствии с их видом осуществляются государственными органами, в частности соответствующими министерствами либо регистрационными судами.

В заключение следует отметить неуклонное развитие некоммерческого сектора в Чехии и в Словакии на протяжении последних 25 лет, что связано с общим процессом демократизации и стремлением законодателей отойти от директивного регулирования общественных отношений, а также с признанием Европейским Союзом деятельности некоммерческих организаций важным условием социально ориентированной рыночной экономики. Это обстоятельство, безусловно, стимулирует процесс создания новых и совершенствования уже существующих видов социально ориентированных юридических лиц, в частности благотворительных учреждений и фондов, социальных кооперативов. При этом законами двух стран предусмотрено обязательное создание наблюдательного совета или ревизора в системе органов всех некоммерческих лиц, строгое соблюдение правил финансовой отчетности. Важным остается вопрос о соотношении принципов саморегулирования и степени вмешательства государства в деятельность некоммерческих организаций с учетом частичного финансирования последних из государственных и муниципальных бюджетов.

Cirak J., Ficova S. a kol. Obcianske pravo, Vseobecna cast. Heureka, 2009.

Ronovska K. K pripustnosti podnikani nadaci v Evrope na pocatku 21 stoleti // Pravo, obchod, ekonomika III. Zbornik vedeckych prac. Kosice, 2013.

Suchoza J. Otvorene problemy rekodifikacie sukromneho prava v Slovenskej republike // Pravo, obchod, ekonomika III. Zbornik vedeckych prac. Kosice, 2013.

Сакович О. М. Опыт кодификации частного права в Чехии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 5.

Соловьева С. В. Некоммерческие юридические лица: конфликты внутренние и внешние // Журнал российского права. 2013. № 1. Соловьева С. В. Форма ведения общеполезной деятельности по законодательству федерации и отдельных штатов США // Журнал сравнительного правоведения. 2013. № 1.

-о-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.