Научная статья на тему 'Некоммерческие традиции российского дизайна'

Некоммерческие традиции российского дизайна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ДИЗАЙН / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / РОССИЙСКИЙ ДИЗАЙН / ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ПРОИЗВОДСТВО / ВВП

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крохалев Виталий Сергеевич

Поиск причин возникновения и специфика развития некоммерческого дизайна в СССР и современной России. Сопоставляются концепции коммерческого и некоммерческого дизайна, рассматриваются особенности дизайнерской деятельности в России и интеграции отечественного дизайна в мировой рынок дизайн-услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted search of the reasons of occurrence and specificity of development of noncommercial design in the USSR and modern Russia. In article concepts of commercial and noncommercial design are compared and also features of design activity in Russia and integration of domestic design into the world market of design services are considered.

Текст научной работы на тему «Некоммерческие традиции российского дизайна»

няет функцию «руководящего начала», ибо с его помощью производится оценка юридических норм, определяются их ценности и соответствие праву как мере свободы, социальному назначению законодательства. При этом критерием оценки выступает не внешний и случайный фактор, а глубинная естественная основа, социально-правовые притязания.

Таким образом, естественное и позитивное право представляют собой не внешние по отношению друг к другу явления, они соотносятся как необходимые и важные условия существования и развития правовой материи. По сути, правовая свобода как реально существующая субстанция представляет собой единство противоположностей: естественно-правовых и позитивно-правовых начал.

Иными словами, правовые свойства закона, его значение и место в социальной жизни определяют, насколько он адекватен самой жизни, ее социальным, природным, общественно-историческим, экономическим, национальным, психологическим и тому подобным факторам и процессам. Юридический закон выступает в роли

правового, «подлинного закона» только тогда, «когда в его лице бессознательный естественный закон свободы становится сознательным государственным законом» [8, с. 122]. Отсюда следует, что, для того чтобы акт государственной воли превратился в правовой акт, законодатель должен четко осознавать естественно-правовую сферу реальной действительности. Это невозможно без всестороннего учета основополагающего «источника» права — личности, ее потребностей и интересов. В силу этого действительный закон может быть только актом, опосредованным естественным законом свободы.

Правовая ситуация сегодняшней России явно не отвечает требованиям естественно-правовых ценностей и не обеспечена системой законодательства, т. е. требованиями позитивного права, что приводит к социальной напряженности и неустойчивости в обществе. Поэтому реальное обеспечение естественных, прирожденных, фундаментальных прав человека внутригосударственными и международными механизмами — это важнейшая, но пока, увы, недостижимая научная идея.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркс, К. Сочинения [Текст]. В 50 т. Т. 20 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Л., 1975.

2. Нерсесянц, В.С. Философия права [Текст] / В.С. Нерсесянц. - М., 2007.

3. Черненко, А.К. Философия права [Текст] / А.К. Черненко. — Новосибирск, 2007.

4. Чичерин, Б. Философия права [Текст] / Б. Чичерин. - М., 1900.

5. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений [Текст]. В 55 т. Т 33 / В.И. Ленин. - 5-е изд. - М., 1974.

6. Лурье, С.Я. Демокрит [Текст] / С.Я. Лурье. — Л., 1970.

7. Петрова, Л.В. О естественном и позитивном праве: критические заметки по поводу учебника С.С. Алексеева [Текст] / Л.В. Петрова // Государство и право. - 2005. - № 2.

8. Маркс, К. Сочинения [Текст]. В 50 т. Т. 1 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М., 1975.

УДК 62:7.05

В.С. Крохалев

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНА

Двадцать лет российский рынок дизайн-услуг существует в условиях смешанной или гибридной экономической системы, сочетающей в себе как государственную, так и частную собственность, дающей большие возможности

кооперации с зарубежными компаниями. В чем же причина того, что он остается изолированным, слабо интегрированным в мировой коммерческий дизайн. В ведущих промышленных странах Европы ХХ-ХХ1 веков - Англии, Гер-

мании, Франции — сложилось устойчивое понимание роли промышленного дизайна как важного механизма в организации инновационной экономической политики стран, увеличения экспорта и ВВП [1]. На территории Российской Федерации проживает более 140 млн человек — потенциальных потребителей дизайнерской продукции. Прибавив к ним 140 млн внешних потребителей — жителей стран СНГ, имеющих с РФ особые условия торговли, можно оценить масштаб возможного рынка дизайн-услуг. Почему на протяжении двадцати лет свободного рынка в России не удается полноценно реализовать концепцию коммерческого промышленного дизайна? Специфика развития отечественного дизайна сегодня напрямую связана с длительным периодом некоммерческого применения дизайна в СССР, создавшим не только особый подход к дизайн-проектированию, но и сформировавшим стереотипы восприятия художника-конструктора на производстве.

Коммерция (от лат. commercium) — торговля в обширных размерах. Коммерческая прибыль является одним из основных условий реализации промышленного дизайна в Европе. Экономическая целесообразность внедрения нового продукта в производство способствует привлечению необходимых капиталов, гарантируя получение прибыли инвесторами, и наоборот, ее отсутствие свидетельствует о потенциально негативном воздействии внедрения нового продукта на существующие системы производства и реализации. Коммерческий подход к дизайн-проектированию возник в США и послевоенной Европе в начале XX века, где промышленные производства в условиях процессов глобализации стали конкурировать друг с другом на новом уровне. Стремясь привлечь наибольшее число покупателей, руководители предприятий стали пользоваться услугами промышленных дизайнеров для улучшения потребительских качеств собственной продукции [2]. Конкурентоспособность стала главной задачей дизайнера при проектировании изделий.

Уникальность российского промышленного дизайна, получившего название производственного искусства, а позже — художественного конструирования, связана с самим моментом его появления. Если западный коммерческий дизайн возник как ответ на развитие технологий, расширение рынков сбыта и рост конку-

ренции между производителями, то художественное конструирование было тесно связано с левыми художественными течениями начала XX века [3]. Работы художников Казимира Малевича, Василия Кандинского и других представителей левых течений в искусстве стали источником вдохновения для первых проектов художников-конструкторов (рис. 1, 2).

Задачей «пионеров советского дизайна» было создание новой эстетики предметной среды, подразумевавшее работу над конструкцией и внешним видом изделий и носившее социально-художественный, а не коммерческий характер (рис. 3, 4).

Экономический аспект художественного конструирования рассматривался исключительно с точки зрения доступности проектируемых изделий населению, а не с точки зрения получения прибыли производителем или необходимости конкурировать с аналогичной продукцией других предприятий. Освобожденные от коммерческой ответственности, советские художники-конструкторы имели возможность уделять большее внимание теоретической стороне проектирования, включавшей в себя социально-культурное воздействие на потребителя: эстетическое и идеологическое воспитание. Однако недостаток практической дизайнерской деятельности и значительная «оторванность» от реальных производств приводила к закономерным сбоям в циклах создания нового продукта: спроектированные изделия часто не могли быть изготовлены отсталыми в техническом отношений предприятиями. Одновременно похожие ситуации возникали в архитектуре конструктивизма, когда производимые в стране строительные материалы, и прежде всего некачественные стальные конструкции, не удовлетворяли замыслам архитекторов. По этой причине не были реализованы многие передовые проекты клубов, цехов, изб-читален [4].

В начале 1930-х годов правительство СССР резко изменило курс внутренней политики: была свернута программа нэпа, закрыт ВХУТЕИН, и художники-конструкторы оказались временно невостребованы. Длительный военный период приостановил развитие советского производственного искусства.

Результатом постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1962 года «Об улучшении качества продукции машиностроения и

Рис. 1. В. Кандинский. «Композиция VIII» (по материалам сайта http://www.wassilykandinsky.ru/work-50.php)

Рис. 2. В. Кандинский. «Желтое-красное-синее» (по материалам сайта http://www.wassilykandinsky.ru/work-52.php)

Рис. 3. Проект подвижной сценической площадки [2]

товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» стала организация ВНИИТЭ [2]. Деятельность ВНИИТЭ подразумевала создание системы взаимосвязанных дизайнерских организаций, основой которой были СХКБ — специальные художественно-конструкторские бюро (рис. 5).

Почему в стране с командным типом экономической системы, со слабой внутренней и внешней конкуренцией в сфере машиностроения и товаров народного потребления возникла необходимость в привлечении инструмента рыночной экономики — промышленного дизайна? Частично ответить на этот вопрос поможет история развития индустриального дизайна в Европе. В первое десятилетие после Второй мировой войны крупные промышленные страны столкнулись с проблемой катастрофического снижения качества выпускаемой продукции. Причиной тому был бум строительства и восстановления разрушенных городов, вызвавший небывалый спрос на предметы мебели и бытовые изделия, в значительной степени перекрывающий существующее предложение. Это означало, что даже некачественная продукция с низкими потребительскими качествами будет гарантированно реализована [5]. Исчезла конкуренция — главный стимул привлечения служб дизайна на Западе. В сложившейся ситуации правительства Англии и Германии приняли решение о масштабной господдержке промышленного дизайна и продолжают политику протекционизма до настоящего времени [1].

Схожая система стимулирования промышленного дизайна была внедрена и в СССР. Главные отличия состояли в том, что в Европе

ЛРС'КГ

„I „яжмилг

Рис. 4. Проект киоска [2]

рынок промышленных товаров был в короткие сроки восстановлен, а вслед за ним восстановлена конкуренция между производителями, в СССР же художественное конструирование противопоставлялось коммерческому дизайну Запада, оставаясь исключительно способом эстетизации и гуманизации изделия. Образ художника-декоратора преобладает на отечественных предприятиях и по сей день. Но в современных условиях этот образ приобрел дополнительный негативный оттенок, так как главным аргументом в пользу привлечения служб промышленного дизайна сегодня стала его коммерческая, а не гуманистическая или эстетическая составляющая.

Переход в конце XX века к смешанной экономической системе и снятие «железного занавеса» привели к массовому проникновению на российский рынок зарубежной продукции и выявили абсолютную неконкурентоспособность продукции местных предприятий. К началу XXI века услуги российских индустриальных дизайнеров оказались востребованы на малых и средних предприятиях, специализирующихся на выпуске медицинской техники, мебели,

Рис. 5. Проекты Уральской школы дизайна (по материалам мультимедийной презентации «Уральская школа дизайна 1968—2008 годов»).

профессионального оборудования, и в других смежных профессиях: дизайне интерьера, графическом дизайне, web-дизайне и т. д. Постепенное встраивание России в международный рынок дизайн-услуг охарактеризовалось значительным сокращением рабочих мест дизайнеров внутри страны и активной интеграцией отечественных специалистов в зарубежные компании и дизайн-студии. Крупные корпорации, конкурируя между собой за российский рынок сбыта, стали организовывать региональные дизайн-центры с целью адаптации своей продукции под специфику рынка. В результате отечественные дизайнеры получили возможность создавать товары для российского потребителя. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в автодизайне.

В советский период развитие дизайна было связано с процессами индустриализации. Процессы ускоренного социально-экономического перехода от традиционного этапа развития к индустриальному с преобладанием промышленного производства в экономике были направлены преимущественно на военно-промышленный комплекс страны. Таким образом, отечественный дизайн всегда был связан с госу-

дарственной политикой и обслуживал глобальные инновационные проекты правительства.

Описывая сегодняшнюю ситуацию в российском дизайне, стоит отметить ее определенную схожесть с ситуацией в художественном конструировании в начале XX века: ограниченное количество заказов, дающее возможность развивать теоретическую часть дизайн-проектирования, малые тиражи выпуска, тесная связь дизайнерской и художественной деятельностей, ограниченность производственных возможностей. В наши дни в условиях сжатых сроков проектирования, ограниченного бюджета и технологий изготовления отечественным дизайнерам приходится осваивать смежные профессии инженера, экономиста, маркетолога и привлекать больше профессиональных знаний и навыков, чем дизайнеру на Западе. Промышленные дизайнеры в России имеют больше свободного времени для саморазвития и самореализации в других видах деятельности, в основном художественной и научной. Концепция некоммерческого, гуманистического дизайна в СССР и России возникла как ответ на западный коммерческий дизайн и стала самобытным явлением нашей культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брагин, В.А. Концепция развития дизайна в Уральском федеральном округе и Свердловской области [Электронный ресурс] / В.А. Брагин. — Режим доступа: http://ucrd.ru.

2. Михайлов, С. История дизайна [Текст]. В 2 т. Т. 1. Становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности / С. Михайлов. — М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 270 с.

3. Воронов, Н. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна [Текст]. В 2 т. Т. 1 / Н. Воронов. — М.: Союз дизайнеров России, 2001. — 420 с.

4. Хан-Магомедов, С.О. ВХУТЕМАС [Текст] / С.О. Хан-Магомедов. — М.: Ладья, 1995. — 344 с.

5. Михайлов, С. История дизайна [Текст]. В 2 т. Т. 2. Дизайн индустриального и постиндустриального общества / С. Михайлов. — М.: Союз дизайнеров России, 2003. — 270 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.