Опосредуемые гражданским правом отношения собственности и товарно-денежного оборота находятся под воздействием и других отраслей права. Они охраняются уголовным правом, испытывают на себе влияние норм административного, семейного права. Вообще право эффективно лишь постольку, поскольку оно действует как единое целое во взаимодействии всех или нескольких его отраслей. Поэтому эффективность гражданско-правового регулирования возрастает при должном его взаимодействии с другими отраслями права.
Особенно важным фактором повышения эффективности гражданско-правового регулирования является публичное антимонопольное законодательство, которое обеспечивает нормальное функционирование рынка в условиях конкуренции. Публично-правовая регламентация нужна и при осуществлении
крупномасштабных государственных закупок.
Важным фактором эффективности правового регулирования служит система судебной защиты нарушенных прав. Позитивным фактором в этом аспекте является существование в России системы арбитражных (коммерческих) судов, специализирующихся на разрешении предпринимательских споров как между собой, так и с государством (например, налоговых споров).
На первых порах, в начале 1990-х гг., существовали определенные сложности с исполнением судебных решений по защите прав предпринимателей. С созданием в 1997 г. Федеральной службы судебных приставов эта проблема в целом решена.
На сегодняшний день существует необходимость поднять статус этой службы и таким образом укрепить ее высококвалифицированными специалистами.
Библиографический список
Выступление Б. Обамы 21 июля 2010 г. на церемонии подписания Закона Додда — Фрэнка о реформе финансового регулирования (Restoring American Financial Stability Act of 2010) // President Obama Signs Wall Street Reform: «No Easy Task». URL: https://www.whitehouse. gov/blog/2010/07/21/president-obama-signs-wall-street-reform-no-easy-task.
Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / вступ. ст. А. Л. Маковского. М., 2009.
Некоммерческие организации в экономике: проблемы правового регулирования
АБРОСИМОВА Елена Антоновна, доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1 E-mail: Abrosimova_ea@mail.ru
Современная история развития законодательства о некоммерческих организациях (НКО) имеет несколько закономерных исторических этапов, начинающихся с 1992—1996 годов, когда в России был признан факт существования этого вида юридических лиц, требующего отдельного правового регулирования. Активная работа над формированием законодательства об НКО привела к разграничению юридических лиц на коммерческие и некоммерческие и к принятию Федерального закона «О некоммерческих организациях». В современный период развития законодательства можно с уверенностью заявлять о необходимости разработки комплексной концепции участия юридических лиц, созданных как НКО, в раз-
витии экономического потенциала страны. В статье рассматриваются вопросы законодательного регулирования некоммерческих организаций, участвующих в развитии экономики в России. Отдельно рассматривается периодизация работы над законодательством о некоммерческих организациях с учетом изменяющихся экономических условий. Освещается роль и значение НКО в экономическом развитии России и указывается не необходимость совершенствования правового регулирования этих организаций, включая развитие специального законодательства об ассоциациях и союзах. В рамках совершенствования законодательства о юридических лицах и с учетом изменений положений Гражданского кодекса Российской Федерации о некоммерческих организациях обосновывается необходимость признать Федеральный закон «О некоммерческих организациях» утратившим силу ввиду выполнения своей социальной миссии.
Ключевые слова: некоммерческая организация, Федеральный закон «О некоммерческих организациях», совершенствование законодательства, ассоциации, экономическое развитие, организационно-правовые формы.
Non-Profit Organizations in the Economy: Problems of Legal Regulation
E. A. ABROSIMOVA, doctor of legal sciences, associate professor
Lomonosov Moscow State University
1, Leninskie Gory, Moscow, Russia, 119991
E-mail: Abrosimova_ea@mail.ru
The modern history of the development of the legislation on non-profit organizations (NPO) has several historical stages from 1992—1996 when Russia recognized the fact of existence of this kind of legal entities. Active work on the formation of NPO legislation led to the delineation of legal entities for commercial and non-commercial and to adoption of Federal Law "On Non-Profit Organizations". During the modern period of development of the legislation it is possible to declare confidently the need to create comprehensive concept of participation of legal entities established as an NPO in the realization of the economic potential of the country. The article deals with the legal regulation of nonprofit organizations involved in economic development in Russia. Taking into account the changing economic conditions periodization of work on the legislation on non-profit organizations is considered. In the article the role and importance of NPOs in Russia's economic development are highlighted and the need to improve the legal regulation of these organizations, including the development of specific legislation on associations and unions is indicated. The necessity to recognize the Federal Law "On Non-Profit Organizations" invalid as fulfilled its social mission is proven.
Keywords: non-profit organization, the Federal Law "On Non-Profit Organizations", improvement of the legislation, association, economic development, organizational and legal forms.
DOI: 10.12737/17226
Если взглянуть на развитие законодательства о юридических лицах через призму некоммерческих организаций, то с неизбежностью можно отметить, что современная история развития законодательства о некоммерческих организациях (далее — НКО) имеет несколько закономерных этапов.
Активная работа над разработкой законодательства о НКО в 1992— 1996 гг., когда в России был признан факт существования этого вида юридических лиц, требующего отдельного правового регулирования, привела, с одной стороны, к разграниче-
нию юридических лиц на коммерческие и некоммерческие и к принятию Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о НКО), а с другой стороны, к «размножению» статусных проектов законов о некоммерческих организациях, когда насчитывалось до 27—32 организационно-правовых форм этого вида организаций, которые по определению понятия «некоммерческая организация» попадали по действие вышеназванного Закона.
Далее в 1997—2003 гг. последовал период работы над так называемым
деятельностным законодательством о НКО, который был связан не только с признанием НКО субъектом права, но и с оценкой вклада, который эти организации вносят в экономику страны. В этот период особое внимание уделялось изменениям в Налоговый кодекс в связи с деятельностью НКО. Активная научная дискуссия о характере приносящей доходы НКО деятельности вылилась в не менее бурное обсуждение проекта закона об уставной и предпринимательской деятельности НКО. В этот период российское законодательство ориентировалось на рецепцию разработанной в англосаксонской правовой группе концепции связанной и несвязанной коммерческой деятельности некоммерческих организаций. К счастью, такой концептуальный подход не был воспринят в полной мере, но понятие уставной, или основной, деятельности в отношении НКО все же появилось и существует до сих пор.
2004—2008 гг. ознаменовались закреплением на законодательном уровне экономических рычагов регулирования деятельности НКО наряду с развитием «индивидуальных» статусных законов об отдельных видах НКО. Этот исторический период послужил началом упорядочивания деятельности НКО с учетом разнообразия их организационно-правовых форм.
Совершенствование корпоративного законодательства и разработка в 2009—2014 гг. положений ГК РФ о юридических лицах, и о НКО в частности, сохранило разделение юридических лиц на коммерческие, т. е. преследующие цель извлечения прибыли и ее распределения между участниками, и некоммерческие, т. е. не преследующие такой цели в качестве основной. Экономически различные понятия «прибыль» по отношению к коммерческим и некоммерческим юридическим лицам привели к введению нового термина в отношении предпринимательской деятельности НКО — «принося-
щая доход деятельность». Эта новелла учитывает экономический смысл возмездной деятельности НКО, направленный на укрепление имущественного потенциала этих организаций, а не на получение прибыли. Понятия «экономическая», «хозяйственная» деятельность НКО отходят на задний план по усмотрению законодателя.
Вклад НКО в экономику России сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Хотя на основе имеющихся статистических данных этот вклад в восемь-десять раз меньше, чем в развитых странах1. В современный период развития можно с уверенностью говорить о необходимости разработки комплексной концепции участия юридических лиц, созданных как НКО, в развитии экономического потенциала страны.
Следует отметить, что наиболее активными игроками в экономической жизни страны становятся некоммерческие юридические лица, которые созданы по корпоративному принципу, в отличие от унитарных НКО. Сюда можно отнести ассоциации товаропроизводителей, посредников, торговые палаты и другие виды организаторов торгового оборота2. Активность корпоративных НКО в экономике связана с двумя основополагающими принципами ее раз-
1 См.: Salamon Lester M. Putting the Civil Society Sector on the Economic Map of the World (2010) // Annals of Public and Cooperative Economics. Vol. 81. No. 2. Р. 167—210.
2 «Организаторы торгового оборота» — НКО, осуществляющие непредпринимательскую по целям деятельность, направленную на содействие главным участникам торгового оборота (торговым организациям и индивидуальным предпринимателям) в продвижении товаров от производителей к потребителям. Организаторы торгового оборота могут быть систематизированы по функциональному признаку. Функциональ-но-деятельностные характеристики юридического лица — суть правового статуса, формируют объем его правоспособности (совокупность прав и обязанностей).
вития — сотрудничеством и конкуренцией. Именно корпоративные НКО наиболее оптимальным образом могут сочетать в своей деятельности налаживание сотрудничества и регулирование конкуренции в той или иной отрасли экономики. Именно дозволительный метод регулирования экономической и торговой деятельности и бурное развитие частноправовой инициативы коммерческих организаций приводят к усилению позиций НКО, построенных по корпоративному принципу, в современной российской экономике. Игнорирование роли НКО как организаторов торговли и регуляторов экономических процессов может привести к возврату междоусобных войн коммерческих компаний в одной отрасли и невозможности найти общий качественный стандарт в экономической сфере. Функциональное назначение НКО — организаторов торгового оборота сводится к созданию условий для нормального функционирования коммерческих организаций, фасилитированию эффективного развития экономики.
С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в гл. 4 части первой Гражданского кодекса РФ, касающиеся правового положения НКО как вида юридических лиц. В то же время другие нормативные правовые акты, относящиеся к законодательству об НКО, не претерпели соответствующих изменений. В результате возникают множественные коллизии и пробелы в законодательстве, а также проблемы в правоприменительной практике.
ГК РФ закрепил единый правовой статус НКО и установил базовые нормы, регулирующие деятельность данных организаций в Российской Федерации. Нормы Закона о НКО в настоящее время дублируют положения ГК РФ, который предусматривает закрытый список всех организационно-правовых форм НКО в п. 3 ст. 50 Кодекса. При этом многочисленные изменения, вносимые в этот Закон, не позволяют сделать его
лучше и не отражают насущные потребности развития этой сферы законодательства.
С принятием новой редакции ГК РФ требуется отмена Закона о НКО в качестве единственно правильного шага как с общегосударственной точки зрения, так и с позиции кодификации современного российского гражданского законодательства. В свое время Россия отказалась от выполнившего свою социальную миссию Закона от 25 декабря 1990 г. № 445-Г «О предприятиях и предпринимательской деятельности»3. Сейчас такую позицию законодателю следует избрать в отношении устаревшего Закона о НКО — признать его утратившим силу в связи с выполненной социальной миссией и приступить к совершенствованию существующего специального законодательства об отдельных видах НКО, если в этом есть потребность, и разработке проектов о тех формах, деятельность которых нуждается в правовом регулировании.
В созданной Президентом РФ межведомственной рабочей группе по совершенствованию законодательства о НКО большинство экспертов-юристов также пришли к этому мнению4. Это обусловлено тем, что разделение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие остается в новой редакции ГК РФ, и, учитывая сложившиеся тенденции в законодательстве о других видах корпораций, необходима разработка специального законодательства, включающего принятие и развитие отдельных законов о каждой из форм НКО. Так, принимая закон об ассоциациях и союзах, законодателю уже не придется объяснять, чем с правовой точки зрения отличается
3 Данный Закон признан утратившим силу с 1 июля 2002 г. (см. Федеральный закон от 21 марта 2002 г. № Э1-ФЗ).
4 Межведомственная рабочая группа Министерства юстиции РФ и Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
некоммерческое партнерство от ассоциации и чем, в свою очередь, последняя отличается от торгово-промышленной палаты5.
Некоммерческие организации, особенно работающие в экономической сфере, в области организации торгового оборота, должны сосредоточиться на том, что они делают, на своей функциональной составляющей, а не на том, как они выглядят, на своей организационно-правовой форме (формы однозначно определены ГК РФ). В противном случае законодательство пойдет по пути описания характера организаций, как это произошло уже с саморегулируемыми организациями, которые некоторыми исследователями определяются как отдельная организа-
5 См.: Абросимова Е. А. Правовое положение ассоциаций содействия торговле // Коммерческое право. 2012. №е 2; Абросимова Е. А. Функциональные особенности саморегулируемых организаций в сфере торговли // Законодательство. 2013. № 11.
ционно-правовая форма, что вносит сумятицу в стройную концепцию юридических лиц, предлагаемую ГК РФ.
Признание Закона о НКО утратившим силу позволит диверсифицировать законодательный ресурс в отношении тех НКО, которые реально нуждаются правовом регулировании и не расходовать его на трансформацию того, что уже перешло из сферы «живого права» в категорию «мертвых законов». Экономическая область — это всегда живая материя, и появление в этой сфере таких новых игроков, как НКО в экономике и торговле, должно не столько настораживать, сколько радовать в качестве новых проявлений этой жизни. Модернизация российского законодательства, регулирующего экономическую сферу, невозможна без учета функционального назначения НКО и требует от правоведов учета современных тенденций развития общественных отношений, реалий экономического развития.
Библиографический список
Salamon Lester M. Putting the Civil Society Sector on the Economic Map of the World (2010) // Annals of Public and Cooperative Economics. Vol. 81. No. 2.
Абросимова Е. А. Правовое положение ассоциаций содействия торговле // Коммерческое право. 2012. № 2.
Абросимова Е. А. Функциональные особенности саморегулируемых организаций в сфере торговли // Законодательство. 2013. № 11.
Организационно-правовые формы хозяйствования: система и новеллы
ДОЛИНСКАЯ Владимира Владимировна, профессор, доктор юридических наук, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9 E-mail: civil-VVD@yandex.ru
Автором отмечено существование индивидуальной и коллективной форм хозяйствования, предпринимательской деятельности. Коллективная предпринимательская деятельность может осуществляться на договорной и статутной основах. Предложено определение организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Выявлено расширение круга организационно-правовых форм хозяйствования. Проведена сравнительная характеристика индивидуального предпринимателя и юридического лица. Рассмотрена правосубъектность юриди-