Научная статья на тему 'НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТУВЫ КАК СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ'

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТУВЫ КАК СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования Тувы
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТУВА / РЕСПУБЛИКА ТЫВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волкова О.А., Осадчая Г.И.

В статье обсуждается проблема использования потенциала некоммерческих организаций в качестве субъектов реализации демографической политики на примере Республики Тыва. Социально ориентированных некоммерческих организаций в Туве на конец 2022 г. насчитывалось 82 (15% от общего числа НКО). Их деятельность направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в регионе, в том числе в разной степени связана с реализацией демографической политики Российской Федерации. Выявленные НКО типологизированы в соответствие с задачами государственной демографической политики РФ как способствующие: сокращению преждевременной смертности российских граждан; укреплению здоровья жителей российских регионов; повышению рождаемости в стране; укреплению традиционной семьи; сохранению духовно-нравственных ценностей; социальной интеграции мигрантов. Отмечены конкретные наименования НКО, которые соответствуют определенным задачам и которые уже были поддержаны грантами, прежде всего Фонда президентских грантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-PROFIT ORGANIZATIONS OF TUVA AS SUBJECTS OF DEMOGRAPHIC POLICY IMPLEMENTATION

The article discusses the issue of the use of potential of non-profit organizations as subjects of demographic policy implementation drawing on the example of the Republic of Tuva. There were 82 socially oriented non-profit organizations in Tuva at the end of 2022 (15% of the total number of NGOs). Their activities are aimed at solving social problems and developing civil society in the region. They are also to a different extent related to the implementation of the demographic policy of the Russian Federation. In accordance with the objectives of the state demographic policy of Russia the identified NGOs are classified as contributing to reduce premature mortality of Russian citizens, to promote the health of residents of Russian regions, to increase the birth rate in the country, to strengthen the traditional family, to preserve spiritual and moral values and to provide social integration of migrants. The authors note some specific names of NGOs that correspond to certain tasks and that have already been supported by grants, first of all by the Presidential Grants Fund.

Текст научной работы на тему «НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТУВЫ КАК СУБЪЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ»

www.nit.tuva.asia

№2

2023 Novye issledovaniia Tuvy

DOI: 10.25178/nit.2023.2.7

Статья

Некоммерческие организации Тувы как субъекты реализации

демографической политики

Ольга А. Волкова, Галина И. Осадчая

Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН,

Российская Федерация

В статье обсуждается проблема использования потенциала некоммерческих организаций в качестве субъектов реализации демографической политики на примере Республики Тыва.

Социально ориентированных некоммерческих организаций в Туве на конец 2022 г. насчитывалось 82 (15% от общего числа НКО). Их деятельность направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в регионе, в том числе в разной степени связана с реализацией демографической политики Российской Федерации. Выявленные НКО типологизированы в соответствие с задачами государственной демографической политики РФ как способствующие: сокращению преждевременной смертности российских граждан; укреплению здоровья жителей российских регионов; повышению рождаемости в стране; укреплению традиционной семьи; сохранению духовно-нравственных ценностей; социальной интеграции мигрантов. Отмечены конкретные наименования НКО, которые соответствуют определенным задачам и которые уже были поддержаны грантами, прежде всего Фонда президентских грантов.

Ключевые слова: демографическая безопасность; демографическая политика; некоммерческая организация; Тува; Республика Тыва

Для цитирования:

Волкова О. А., Осадчая Г. И. Некоммерческие организации Тувы как субъекты реализации демографической политики // Новые исследования Тувы. 2023, № 2. С. 99-110. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.2.7

■ Волкова Ольга Александровна — доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Адрес: Россия, 119333, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1. Эл. адрес: volkovaoa@rambler.ru

Осадчая Галина Ивановна — доктор социологических наук, профессор, руководитель отдела исследования социально-демографических процессов в ЕАЭС Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. Адрес: Россия, 119333, г. Москва, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1. Эл. адрес: osadchaya111@gmail.com

■ VOLKOVA, Olga Alexandrovna, Doctor of Sociology, Professor, Chief researcher, Department of Research of Socio-demographic Processes in the EAEU, Institute for Demographic Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences. Postal address: Corps 1, 6, Fotieva St., 119333, Russia, Moscow. E-mail: volkovaoa@rambler.ru

ORCID ID: 0000-0001-5325-0730

OSADCHAYA, Galina Ivanovna, Doctor of Sociology, Professor, Head, Department of Research of Socio-demographic Processes in the EAEU, Institute for Demographic Research, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences. Postal address: Corps 1, 6, Fotieva St., 119333, Russia, Moscow. E-mail: osadchaya111@gmail.com

ORCID ID: 0000-0002-2597-9724

www.nit.tuva.asia

№2

2023

Novye issledovaniia Tuvy

Article

Non-profit organizations of Tuva as subjects of demographic policy implementation

Olga A. Volkova, Galina I. Osadchaya

Institute for Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the RAS,

Russian Federation

The article discusses the issue of the use of potential of non-profit organizations as subjects of demographic policy implementation drawing on the example of the Republic of Tuva.

There were 82 socially oriented non-profit organizations in Tuva at the end of 2022 (15% of the total number of NGOs). Their activities are aimed at solving social problems and developing civil society in the region. They are also to a different extent related to the implementation of the demographic policy of the Russian Federation. In accordance with the objectives of the state demographic policy of Russia the identified NGOs are classified as contributing to reduce premature mortality of Russian citizens, to promote the health of residents of Russian regions, to increase the birth rate in the country, to strengthen the traditional family, to preserve spiritual and moral values and to provide social integration of migrants. The authors note some specific names of NGOs that correspond to certain tasks and that have already been supported by grants, first of all by the Presidential Grants Fund.

Ключевые слова: demographic security; demographic policy; non-profit organization; Tuva; Republic of Tuva

For citation:

Volkova O. A. and Osadchaya G. I. Nekommercheskie organizatsii Tuvy kak sub»ekty realizatsii demograficheskoi politiki [Non-profit organizations of Tuva as subjects of demographic policy implementation]. New Research of Tuva, 2023, no. 2, pp. 99-110. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2023.2.7

В современной России остро стоят задачи реализации демографической политики. В данном процессе задействованы не только государственные и муниципальные, но и общественные структуры, функционирующие в различных регионах страны. В связи с этим в статье обсуждается вопрос функционирования некоммерческих организаций Тувы в качестве субъектов реализации демографической политики государства.

Демографическая политика России, согласно официальным государственным документам, «направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации»1. В число субъектов, реализующих демографическую политику России, входят государственные, муниципальные, бизнес структуры, а также некоммерческие организации2.

1 Демографическая политика Российской Федерации на период до 2025 года. Ст. 1. Общие положения [Электронный ресурс] // Минтруд России. URL: https://mmtmd.gov.m/mimstry/programms/6#:Демографическая%20 политика%20Российской%20Федерации%20направлена,основе%20демографической%20ситуации%20в%20 стране (дата обращения: 14.12.2022).

Введение

2 Там же. Ст. 7.

www.nit.tuva.asia

№2

2023

Novye issledovaniia Tuvy

Некоммерческие организации (НКО), реализующие демографическую политику России, — это НКО, выполняющие основные задачи демографической политики Российской Федерации. А в соответствии с направлениями демографической политики, ее основные задачи состоят в следующем: 1) сокращении преждевременной смертности российских граждан; 2) укреплении здоровья жителей российских регионов; 3) повышении рождаемости в стране; 4) укрепление института традиционной семьи; 5) сохранение духовно-нравственных ценностей; 6) социальной интеграции мигрантов1.

В данном исследовании идет речь о некоммерческих организациях, осуществляющих виды деятельности, соответствующие данным задачам.

Демографическую ситуацию в Республике Тыва нельзя назвать однозначной, поскольку она характеризуется различными показателями естественного движения населения и миграции. В целом показатели естественного движения населения в Республике Тыва таковы: с января по сентябрь 2022 г. родились 4538 чел., в 2021 г. за этот же период родились 4953 детей, то есть снижение составило -415. Умерло за 9 месяцев 2022 г. 2143 чел., 2021 г. — 2218 чел. (то есть, снижение составило -75 чел.). Естественный прирост в 2022 г. составляет 2395 чел., в 2021 г. — 2735 чел. (данные на октябрь 2022 г.)2. Общие итоги миграции населения в Республике Тыва таковы: за период с января по сентябрь 2022 г. прибыло 9249 чел., убыло 9817 чел., то есть миграционное снижение составило -568 (данные на октябрь 2022 г.). Для сравнения, за период с января по сентябрь 2021 г. соответственно прибыло 8487 чел., убыло 8655 чел., снижение показало -168 чел.3

Однако процесс характеризуется не только количественными показателями (которые предоставляют статистические базы федерального и регионального уровней), но и качественными характеристиками, наблюдаемыми и описываемыми учеными.

Целью исследования является выявление потенциала некоммерческих организаций Республики Тыва как субъектов реализации демографической политики. Задачи работы: проанализировать количественный и качественный состав некоммерческих организаций Республики Тыва; дифференцировать некоммерческие организации, виды деятельности которых имеют отношение к решению демографических проблем и достижению демографической безопасности Республики Тыва; определить потенциал некоммерческих организаций региона в отношении реализации демографически значимых мероприятий. Новизна работы заключается в обнаружении и описании конструктов, формирующих потенциал некоммерческих организаций Республики Тыва в качестве субъектов реализации демографической политики.

Теоретико-методологический подход состоит в следующем. В качестве системоопределяющей для формирования парадигмы изучения некоммерческих организаций теория коллективного действия М. Олсона, согласно которой, при представлении интересов местных жителей и оказании им востребованных социальных услуг сравнительно небольшие сообщества обладают некоторыми серьезными преимуществами перед крупными организациями (Olson, 1965). В особенности актуальным является этот подход при рассмотрении широты ассортимента услуг, оказываемых НКО гражданам.

Методы исследования: контент-анализ сайтов некоммерческих организаций Республики Тыва; систематизация; типология; классификация; сравнительный анализ; метод комментированных первичных текстов. Источниковая база представлена данными федеральной и региональной статистики, нормативно-правовыми документами федерального, регионального и организационного уровней, контентом официальных сайтов и аккаунтов социальных сетей, аффилированных с некоммерческими организациями Республики Тыва.

1 Там же. Ст. 3.

2 Составлено авторами по: Социально-экономическое положение Республики Тыва [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики (данные на октябрь 2022 г.). URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/511 (дата обращения: 14.12.2022).

3 Социально-экономическое положение Республики Тыва [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики (данные на октябрь 2022 г.). URL: https://rosstat.gov.ru/folder/511 (дата обращения: 14.12.2022).

www.nit.tuva.asia

№2

2023

Novye issledovaniia Tuvy

Обзор литературы

Литература представлена несколькими группами работ.

Она группа содержит данные о разработке демографической проблематики. С. В. Рязанцев предлагает использовать понятие «демографическое благополучие», трактуя его на микроуровне и на макроуровне. В первом случае это «возможность реализации матримониальных, репродуктивных, миграционных установок, которые приводят к удовлетворенности жизнью и достижению желаемого физического, психического, социально-экономического состояния личности и семьи» (Рязанцев, Мирязов, 2021: 5). Во втором: «сбалансированное соотношение количественных и качественных показателей демографического развития страны (региона) на протяжении минимум пяти лет» (там же). Оба понимания демографического благополучия имеют позитивное содержание.

Часть современных исследований направлена на изучение некоторых аспектов взаимосвязи демографических процессов с развитием некоммерческих организаций (анализ экспертных мнений исследователей и практиков — представителей НКО (Мозговая и др., 2021); изучением мнения юношей и девушек о применяемых ими способах сохранения здоровья в условиях пандемии (Бессчетнова и др., 2021); о жизненных траекториях отцов и матерей, лишенных родительских прав, и о потенциале НКО в решении возникающих проблем (Volkova et al., 2018).

Еще одна группа исследований включает работы по изучению НКО. «Всемирный план действий в области народонаселения» ООН предусматривает активную деятельность НКО в области демографии (демографической политики, прироста населения, заболеваемости, репродуктивного здоровья, планирования семьи, безопасного материнства, детской смертности, фертильности, старения на-селения)1. М. Горман выделяет социальные риски, связанные с глобальным постарением населения. У государств растут расходы на здравоохранение и социальное обеспечение пожилых людей, при этом падает способность государственного обеспечения. В результате идет поиск «экономически эффективных» мер. Речь идет о повышении способности семей по уходу за больными, по ответственности за обеспечение старости собственной и своих родственников. Так в систему демографической политики включаются неправительственные организации (Gorman, 2002). Г. Момох и его коллеги дают прогноз, что НКО со временем начнут занимать ведущие позиции в области просвещения населения о репродуктивном здоровье, о планировании семьи и рождения детей (Momoh et al., 2015).

Результаты исследования А. С. Брюхно, Н. В. Ивановой, И. В. Мерсияновой позволяют говорить «о проявившейся в период пандемии цифровой поляризации НКО, которая усиливает разрыв между выделенными на основе значений индекса группами цифровых аутсайдеров и цифровых лидеров» (Мерсиянова, Иванова, Брюхно, 2022: 38).

В. А. Ильин и М. В. Морев, изучая деятельность общественных структур, приходят к выводу, что проявление гражданской активности населения «выразилось в готовности многих россиян принять участие в специальной военной операции в качестве добровольцев, в активизации волонтерской помощи, в консолидированном осуждении людей, покинувших страну после начала спецоперации, в объединении всех слоев населения» (Ильин, Морев, 2022: 9).

Ряд исследователей концентрируются на региональных особенностях, изучая ситуацию в Республике Тыва в культурно-исторических и национальных контекстах. И. С. Тарбастаева констатирует наличие процесса «моноэтнизации» в Туве, который неблагоприятно отражается и на титульном этносе. Она отмечает, что «сокращение межэтнического взаимодействия на профессиональной основе препятствует обогащению тувинцев навыками, необходимыми для эффективного ведения экономической деятельности» (Тарбастаева, 2018: 65). А. Ю. Гайфуллин отмечает, что для республики характерна «общероссийская тенденция снижение доли молодежи в общей численности населения. Территориальное расселение молодежи в республиках имеет выраженную отличительную особенность: высока доля молодежи, проживающей в сельской местности» (Гайфуллин, 2022). С. И. Абылкаликов пишет, что в Республике Тыва «высокие показатели естественного прироста, особенно в сельской местности, компенсируются миграционным оттоком населения из сёл в города

1 United Nations. Department of International Economic and Social Affairs. Population Division. Non-governmental organizations and the World Population Plan of Action [Электронный ресурс] // Population Bulletin of the United Nations. 1990. Vol. 29. P. 54-76. (дата обращения: 19.12.2022).

www.nit.tuva.asia

№2

2023

Novye issledovaniia Tuvy

и за пределы республики <...> При этом происходит снижение доли приехавших из других регионов России в населении Тувы и рост доли выехавших за её пределы из числа родившихся в ней» (Абылкали-ков, 2021: 131). А. И. Бабенко и Л. Ы. Куулар дают интегрированную оценку демографической ситуации на отдельных территориях республики, акцентируя внимание на сохранении и потерях здоровья местного населения (Бабенко, Куулар, 2008). С. И. Абылкаликов и Г. Р. Баймурзина переводят исследовательский дискурс на конкретные населенные пункты (города Кызыл) и представляют сравнительный анализ демографической ситуации и происходящих процессов Кызыла и Элисты, столиц Тувы и Калмыкии (Абылкаликов, Баймурзина, 2022).

Особенности некоммерческих организаций, функционирующих в Республике Тыва, характеризует Н. А. Скобелина. Исследователь отмечает, что «основным направлением развития для СО НКО Тувы в последние годы стала преимущественно социальная сфера» (Скобелина, 2022: 180). Н. М. Лав-ренюк-Исаева делает попытку обосновать место НКО в системе «социального предпринимательства в человеческом развитии Республики Тыва» (Лавренюк-Исаева, 2022: 190). Хотя предприниматели относятся к сфере бизнеса, а НКО — к общественному сектору и, согласно законодательству, не имеют основной целью извлечение прибыли. В целом в исследовании речь идет о реализации демографической политики государства и Республики Тувы некоммерческими организациями, функционирующими в регионе.

Таким образом, можно сказать, что несмотря на наличие работ, раскрывающих отдельные аспекты функционирования НКО, виды деятельности которых связаны с оказанием помощи представителями разных социально-демографических групп населения, есть пробел исследований по обоснованию представления НКО Тувы как субъектов реализации демографической политики.

Функционирование НКО Республики Тыва

Обратимся к анализу результатов изучения потенциала развития некоммерческих организаций Тувы как субъектов реализации демографической политики.

В результате исследования выявлены противоречивые условия развития некоммерческих организаций Республики Тыва: некоммерческие организации развиваются в неоднозначных условиях, характеризующихся внедрением новых механизмов государственной поддержки, с одной стороны, и культурно-историческими и социально-демографическими процессами — с другой.

Согласно итогам конкурса Фонда Президентских грантов 2021 г., победителями стали 9 НКО из Республики Тувы, «которые смогли привлечь более 10 млн рублей на реализацию своих проектов»1. При этом, сами органы власти Республики Тува также поддерживают НКО, предоставляя им субсидии из республиканского бюджета2, согласно нормативно-правовым документам, принятым в целях помощи организациям, «осуществляющим социально значимую деятельность и реализующим социально ориентированные проекты в Республике Тыва»3. Так, в регионе проводится ежегодный конкурс Главы Республики Тувы, направленный на развитие гражданского общества, благодаря которому в начале 2022 г. «поддержаны 13 социально значимых проектов на общую сумму 9 507 330 рублей. Сумма превысила объем помощи прошлых лет в три раза»4.

1 В Туве растет число активных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. 2021, 8 декабря. URL: https://rtyva.ru/press_center/news/society/46538 (дата обращения: 15.07.2022).

2 11 некоммерческих организаций Тувы получат господдержку [Электронный ресурс] // ИА «Тува-онлайн». 2015, 29 июля. URL: https://tuvaonlme.ru/2015/07/29/11-nekommercheskih-organizaciy-tuvy-poluchat-gospo-dderzhku.html (дата обращения: 14.07.2022).

3 Порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям и волонтерским движениям, осуществляющим социально значимую деятельность и реализующим социально ориентированные проекты в Республике Тыва. Утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 25.08.2021 N 453. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/574889096 (дата обращения: 12.07.2022).

4 В Туве увеличилось количество некоммерческих организаций [Электронный ресурс] // МК в Тыве. 2021, 9 декабря. URL: https://www.mk-tuva.ru/social/2021/12/09/v-tuve-uvelichilos-kolichestvo-nekommercheskikh-orga-nizaciy.html (дата обращения: 14.07.2022).

www.nit.tuva.asia

№2

2023

Novye issledovaniia Tuvy

В 2021 г. Правительством Республики Тыва и «Агентством по делам национальностей Республики Тыва» для общественников впервые был организован семинар по созданию социально значимых проектов и составлению заявок для участия в конкурсах по данному направлению с приглашением экспертов Фонда президентских грантов1.

В 2021 г. Президентский фонд культурных инициатив поддержал три проекта НКО Республики Тыва, направленных на проведение мероприятий «в области культуры, искусства, креативных и творческих индустрий»2. Одним из них стал проект по совершенствованию работы с подрастающим поколением, поступивший от библиотечной ассоциации. Это комплекс мероприятий «по созданию первой в Туве общедоступной детской электронной библиотеки по национальной литературе и фольклору»3.

Тем не менее, результаты расчета рейтинга 85-ти субъектов Российской Федерации показывают, что Республика Тыва находится на последних позициях по нескольким критериям: по реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) на 84-м (предпоследнем) месте; по их количеству на 10 тыс. населения на 81-м месте; по доле работников НКО в общей численности занятых в социальной сфере — на 81-м4. То есть, речи об успешности деятельности организаций данного типа на территории Республика Тыва пока не идет.

Количественный и качественный состав НКО Республики Тыва

Всего в России, по данным на 8 декабря 2022 г., насчитывается 210 736 некоммерческих организаций5. Среди них 46600 социально ориентированных НКО6, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, то есть напрямую или косвенно связана с реализацией демографической политики.

Рассмотрим количественный и качественный состав некоммерческих организаций Республики Тыва. По состоянию на 3 декабря 2021 г. в Республике Тыва функционировало всего 518 некоммерческих организаций.

По отраслям в Республике Тыва распределение НКО было такое: спорт — 82;

религиозные организации — 69;

социальная сфера — 58;

образование и молодежная среда — 47;

здравоохранение, медицина — 29;

экономика, предпринимательство — 26;

благотворительные фонды (общего направления) — 29;

коренные малочисленные народы — 23;

культура и искусство — 237 и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 В Туве растет число активных некоммерческих организаций [Электронный ресурс] // Официальный портал

Республики Тыва. 08.12.2021. URL: https://rtyva.ru/press_center/news/society/46538 (дата обращения: 15.07.2022).

2 Там же.

4 Рейтинг субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства от 01.10.2021 [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://nko.economy.gov.ru/upload/docs/rejting-za-2020.pdf (дата обращения: 14.07.2022).

5 Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях [Электронный ресурс] // Министерство юстиции РФ. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 19.12.2022).

6 Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. № 1290. По состоянию на 18.12.2022 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://data. economy.gov.ru/analytics/sonko (дата обращения: 19.12.2022).

7 Предложения общественных организаций будут включены в ежегодное Послание Главы Тувы Верховному Хуралу. 08.12.2021 [Электронный ресурс] // Официальный портал Республики Тыва. URL: https://rtyva.ru/press_ center/news/society/46542 (дата обращения: 15.07.2022).

3 Там же.

www.nit.tuva.asia №2

2023 Novye issledovaniia Tuvy

Социально ориентированных некоммерческих организаций (по состоянию на 18.12.2022) насчитывается 821 (то есть 15% НКО Тывы). Их деятельность направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в регионе, в том числе в разной степени связана с реализацией демографической политики Российской Федерации. К такой категории относятся НКО, поддерживающие межкультурные связи в республике. Представители разных национальных диаспор объединяются в региональную НКО «Ассамблея народов Республики Тыва», которая вобрала в себя «8 иностранных и 6 российских диаспор (землячеств). Наиболее активны монголы, узбеки, киргизы, азербайджанцы, таджики, казахи, армяне»2.

В Республике Тыва некоммерческие организации, реализующие государственную демографическую политику, можно типологизировать в соответствии с ее официально обозначенными задачами3.

Типы НКО:

• Способствующие сокращению преждевременной смертности российских граждан;

• Способствующие укреплению здоровья жителей российских регионов;

• Способствующие повышению рождаемости в стране;

• Способствующие укреплению традиционной семьи;

• Способствующие сохранению духовно-нравственных ценностей;

• Способствующие социальной интеграции мигрантов.

Приведем примеры некоммерческих организаций, реализующих государственную демографическую политику в Республике Тыва при поддержке Фонда Президентских грантов (таблица 1).

Таблица 1. Некоммерческие организации Республики Тыва, реализующие государственную демографическую политику4 Table 1. Non-profit organizations that implement the state demographic policy

in the Republic of Tuva

Типы НКО НКО и их проекты, поддержанные президентским грантом

1. Способствующие сокращению преждевременной смертности российских граждан РОО «Союз активных людей по социальной поддержке населения Республики Тыва» (проект «60+ время для нас», 2022 г.)

2. Способствующие укреплению здоровья жителей российских регионов Ассоциация по развитию туризма «Центр Азии» (проект «Доктор Лошадь», 2021 г.)

3. Способствующие повышению рождаемости в стране ЧУ ДО «АС-ПРОФИ» (проект «Дневник будущей мамы», 2022 г.)

1 Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1290. Список организаций, Республика Тыва. По состоянию на 18.12.2022 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko/region/123 (дата обращения: 19.12.2022).

2 Концепция содействия развитию социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Тыва. Утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 25.12.2019 N 619; в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 28.09.2020 N 466 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/561671155 (дата обращения: 14.12.2022).

3 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9.10.2007 г. N 1351; с изм. от 16.09.2021 г. N 2580-р). Ст. 3. Цели, принципы, задачи и основные направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс] // Консультант. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.12.2022).

4 НКО распределены в соответствии с направлениями демографической политики. Составлено авторами статьи по материалам: Фонд президентских грантов. Главная страница [Электронный ресурс] // Фонд президентских грантов. URL: https://президентскиегранты.рф (дата обращения: 19.12.2022).

www.nit.tuva.asia №2

2023 Novye issledovaniia Tuvy

4. Способствующие укреплению традиционной семьи Благотворительный фонд по поддержке гражданских инициатив «Реальная помощь» Кызылского кожууна (проект «Снежная кавалерия», 2021 г.)

5. Способствующие сохранению духовно-нравственных ценностей РОО «Ассоциация учителей тувинского языка и литературы Республики Тыва» (проект «Народные игры Тувы — детям», 2020 г.)

6. Способствующие социальной интеграции мигрантов РОО «Союз журналистов Тувы» (проект «Мобильная школа толерантности без языковых и этнических барьеров на основе полиэтнической общественной библиотеки Союза журналистов Тувы», 2018 г.)

Дифференцируем некоммерческие организации, виды деятельности которых имеют отношение к решению демографических проблем, связанных с жизнедеятельностью различных категорий населения (таблица 2).

Таблица 2. Некоммерческие организации Республики Тыва, реализующие государственную демографическую

политику по отношению к конкретным целевым группам1 Table 2. Non-profit organizations of the Republic of Tuva that pursue the state demographic policy

in relation to specific target groups

Категория НКО

Дети Тувинский республиканский общественный благотворительный фонд по правам ребенка

Тувинский региональный общественный фонд поддержки детей-инвалидов «Ласточка»

Региональная общественная организация «Детское футбольное объединение улан»

Автономная некоммерческая организация «Детский литературный сайт "Радуга Тувы"»

Региональная общественная организации «Ассоциация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Республики Тыва "Мы вместе"»

Молодежь Тувинская региональная общественная организация по поддержке молодежных инициатив «Каптагай» (Вселенная)

Тувинское региональное отделение молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды»

Пожилые Региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России»

Семья Общественный благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства «Мама» Республики Тыва

Автономная некоммерческая организация поддержки многодетных, малоимущих семей и граждан с ограниченными возможностями «Сайзырал» («Развитие»)

Некоммерческая организация благотворительный фонд «Институт развития семьи "Жизнь"»

Женщины Тувинское региональное отделение общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России»

1 Составлено авторами статьи по материалам: Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1290. По состоянию на 18.12.2022 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://data.economy.gov.ru/analytics/sonko/region/123 (дата обращения: 19.12.2022).

www.nit.tuva.asia

№2

2023

Novye issledovaniia Tuvy

Таким образом, можно говорить о том, что некоммерческие организации постепенно включаются в деятельность по развитию государственной демографической политики в Республике Тыва, оказывая помощь различным категориям населения региона.

Потенциал НКО по реализации демографически значимых мероприятий

Потенциал некоммерческих организаций в Республике Тыва представляет собой комплекс ресурсов, предоставляющих возможности для сокращения преждевременной смертности россиян, для повышения рождаемости в стране, для сохранения здоровья населения, для укрепления института семьи, для социальной интеграции мигрантов, для поддержания духовно-нравственных ценностей у населения России.

Потенциал этот связан с общей тенденцией повышения общей численности подобных структур. В частности, за последние 3 года в Туве увеличилось количество некоммерческих организаций с 398 до 518 (данные к началу 2022 г.)1. Резервы функционирования НКО связаны с увеличением их поддержки со стороны федеральных и региональных и муниципальных органов власти.

При этом функционирование некоммерческих организаций Республики Тыва сопровождается активным развитием социально ориентированные некоммерческие организации (далее — СО НКО), деятельность которых направлена на оказание помощи населению и развитие гражданского общества.

Так, потенциал некоммерческих организаций Республики Тыва включает в себя работу по профессионализации представителей общественных структур, в первую очередь, через «создание единого Ресурсного центра в форме общественной организации или автономной некоммерческой организации или стимулирование к участию в развитии инфраструктуры поддержки»2. Здесь в качестве субъекта можно назвать некоммерческую организацию «Ресурсный центр по поддержке некоммерческих организаций и добровольчества в Республике Тыва»3.

Потенциал состоит в интеграции нескольких НКО в целях выполнения той или иной деятельности. Например, в 2021 г. была создана новая общественная организация «Союз трезвых сил», которая была призвана «объединить всех граждан республики и органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, некоммерческие, религиозные и иные организации, стоящие на позиции трезвости, добивающихся освобождения общества от алкогольной, табачной и другой наркотической зависимости»4. В данной структуре объединились организации, деятельность которых носит демографическую, медицинскую, просветительскую и добровольческую направленность.

Потенциал заключается в восстановлении деятельности и дальнейшем развитии НКО, включенных в специализированный реестр организаций, пострадавших во время пандемии: три из них образовательной направленности и по одной — патриотической и духовно-просветительской направленности (по состоянию на 01.07.2021)5.

1 В Туве увеличилось количество некоммерческих организаций [Электронный ресурс] // МК в Тыве. 2021, 9 декабря. URL: https://www.mk-tuva.ru/social/2021/12/09/v-tuve-uvelichilos-kolichestvo-nekommercheskikh-organizaciy.html (дата обращения: 14.07.2022).

2 Концепция содействия развитию социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Тыва. Утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 25.12.2019 N 619; в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 28.09.2020 N 466 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/561671155 (дата обращения: 14.07.2022).

3 Карта ресурсных центров НКО [Электронный ресурс] // Сервисы всероссийской мультисервисной платформы гражданской активности. URL: https://rcmap.igrajdanin.ru (дата обращения: 14.07.2022).

4 В Туве создан Союз трезвых сил [Электронный ресурс] // ИА «Тува-онлайн». 2021, 19 января. URL: https ://www. tuvaonline.ru/2021/01/19/v-tuve-sozdan-soyuz-trezvyh-sil-otkrytyy-dlya-vseh-zhelayuschih.html (дата обращения: 10.07.2022).

5 О реестре некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции: постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2020 № 847 [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://nko.economy.gov.ru/Public/NewsPage/Details.html?id=177 (дата обращения: 15.07.2022).

www.nit.tuva.asia

№2

2023

Novye issledovaniia Tuvy

Потенциал развития некоммерческих организаций в Республике Тыва как субъектов реализации демографической политики зависит как от содействия со стороны государственных и муниципальных структур, так и от самоорганизации НКО и их ресурсных центров.

Заключение

Современные некоммерческие организации развиваются в неоднозначной ситуации, характеризующейся внедрением новых механизмов государственной поддержки, с одной стороны, и культурно-историческими и социально-демографическими процессами — с другой. Количественный и качественный состав некоммерческих организаций Республики Тыва позволяет говорить о наличии некоммерческих организаций, виды деятельности и социальные практики которых имеют непосредственное отношение к развитию государственной демографической политики и проведению соответствующих мероприятий в республике.

Некоммерческие организации могут быть классифицированы по критерию выделения задач демографической политики: способствующие сокращению преждевременной смертности российских граждан; способствующие укреплению здоровья жителей российских регионов; способствующие повышению рождаемости в стране; способствующие укреплению традиционной семьи; способствующие сохранению духовно-нравственных ценностей; способствующие социальной интеграции мигрантов. Кроме того, некоммерческие организации Республики Тыва могут дифференцированы по целевым социально-демографическим группам населения, представителям которых они оказывают помощь, способствуя тем самым решению общих демографических проблем.

Учет результатов анализа деятельности НКО по реализации демографической политики, а также представленная в работе типологизация, позволяет сформулировать рекомендации Министерству цифрового развития Республики Тыва: во-первых, рассмотреть возможность представления электронной площадки для размещения текущей информации о проектах и мероприятиях, анонсируемых и реализуемых НКО общереспубликанского и местного уровней; во-вторых, способствовать созданию электронного ресурса для регистрации и комплектования корпуса добровольцев, которые хотели бы принять участие в реализации мероприятий по увеличению социальной активности тувинцев разных возрастов, укреплению здоровья жителей региона, сохранению традиций и ценностей местного населения.

Абылкаликов, С. И. (2021) Особенности демографического развития Тувы: вклад миграции в демографический баланс // Новые исследования Тувы. № 4. С. 131-142. DOI: https://doi.Org/10.25178/nit.2021.4.10

Абылкаликов, С. И., Баймурзина, Г. Р. (2022) Особенности демографических процессов в городах Кызыл и Элиста в 2011-2020 годы: сравнительный анализ // Новые исследования Тувы. № 2. С. 34-52. DOI: ИИрз://^. ощ/10.25178/пк.2022.2.3

Бабенко, А. И., Куулар, Л. Ы. (2008) Интегрированная оценка демографической ситуации и потерь здоровья населения на отдельных территориях Республики Тыва // Бюллетень СО РАМН. № 3 (131). С. 28-32.

Бессчетнова, О. В., Волкова, О. А., Алиев, Ш. И., Бессчетнова, О. В. (2021) Отношение молодежи к вакци-нопрофилактике гриппа в условиях развития пандемии COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. Т. 29. № 2. С. 213-219. DOI: http://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-2-213-219

Гайфуллин, А. Ю. (2022) Этнодемографические характеристики молодежи в республиках Тыва и Башкортостан // Новые исследования Тувы. № 2. С. 128-142. DOI: https://doi.Org/10.25178/nit.2022.2.9

Ильин, В. А., Морев, М. В. (2022) Специальная военная операция выявляет новые черты гражданского общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 15. № 5. С. 9-32. DOI: https://doi. ощ/10.15838Мс.2022.5.83.1

Лавренюк-Исаева, Н. М. (2022) Роль социального предпринимательства в человеческом развитии Республики Тыва // Новые исследования Тувы. № 4. С. 190-212. DOI: https://doi.Org/10.25178/nit.2022.4.15

Мерсиянова, И. В., Иванова, Н. В., Брюхно, А. С. (2022) Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии? // Социологические исследования. № 9. С. 38-48. DOI: https://doi.org/10.31857/ S013216250020647-4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

www.nit.tuva.asia

№2

2023

Novye issledovaniia Tuvy

Мозговая, Е. И., Водолазова, Ж. М., Горский, А. А., Волкова, О. А. (2021) Здоровый образ жизни населения в условиях пандемии: экспертные мнения исследователей и представителей некоммерческих организаций // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. Т. 29 (S1). С. 763-767. DOI: https://doi. org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-763-767

Рязанцев, С. В., Мирязов, Т. Р. (2021) Демографическое благополучие: теоретические подходы к определению и методика оценки // ДЕМИС. Демографические исследования. Т. 1. № 4. С. 5-19. DOI: https://doi.org/10.19181/ demis.2021.1.4.1

Скобелина, Н. А. (2022) Некоммерческие организации в Республике Тыва с 2015 по 2021 годы: зависимость от пути // Новые исследования Тувы. № 4. С. 180-189. DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.4.14

Тарбастаева, И. С. (2018) Тува превращается в моноэтничный регион: риски и перспективы // ЭКО. № 5. С. 65-80. Gorman, M. (2002) Global ageing — the non-governmental organization role in the developing world // International Journal of Epidemiology. Vol. 31, Is. 4, August. P. 782-785. DOI: https://doi.org/10.1093/ije/31.4.782

Momoh, G. T., Oluwasanu, M. M., Oduola, O. L., Delano, G. E., Ladipo, O. A. (2015) Outcome of a reproductive health advocacy mentoring intervention for staff of selected non- governmental organisations in Nigeria // BMC Health Services Research. Vol. 15. Article number: 314. DOI: https://doi.org/10.1186/s12913-015-0975-0

Olson, M. (1965) The logic of collective action: Public goods and the theory of groups. Cambridge, MA : Harvard University Press. x, 176 p.

Volkova, O. A., Naberushkina, E. K., Besschetnova, O. V., Mozgovaya, E. I., Svishcheva, I. K. (2018) Life stories of women: Terminated parental rights // Journal of History Culture and Art Research. Vol. 7. No. 2. P. 139-145. DOI: http:// doi.org/10.7596/taksad.v7i2.1597

Abylkalikov, S. I. (2021) Osobennosti demograficheskogo razvitiia Tuvy: vklad migratsii v demograficheskii balans [Features of the demographic development of Tuva: Contribution of migration to the demographic balance]. New Research of Tuva, no. 4, pp. 131-142. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2021.4.10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abylkalikov, S. I. and Baimurzina, G. R. (2022) Osobennosti demograficheskikh protsessov v gorodakh Kyzyl i Elista v 2011-2020 gody: sravnitel'nyi analiz [Demographic processes in the towns of Kyzyl and Elista in 2011-2020: A comparative study]. New Research of Tuva, no. 2, pp. 34-52. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.2.3

Babenko, A. I. and Kuular, L.Y. (2008) Integrirovannaia otsenka demograficheskoi situatsii i poter' zdorov'ia naseleniia na otdel'nykh territoriiakh Respubliki Tyva [Integrated assessment of the demographic situation and health losses of the population in certain territories of the Republic of Tuva]. Biulleten'SO RAMN, no. 3 (131), pp. 28-32. (In Russ.).

Besschetnova, O. V., Volkova, O. A., Aliev, Sh. I. and Besschetnova, O. V. (2021) Otnoshenie molodezhi k vaktsi-noprofilaktike grippa v usloviiakh razvitiia pandemii COVID-19 [The attitude of the youth to vaccine prevention of influenza in conditions of COVID-19 pandemic]. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, vol. 29, no. 2, pp. 213-219. (In Russ.). DOI: http://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-2-213-219

Gaifullin, A. Yu. (2022) Etnodemograficheskie kharakteristiki molodezhi v respublikakh Tyva i Bashkortostan [Ethno-demographics of youth in the republics of Tuva and Bashkortostan]. New Research of Tuva, no. 2, pp. 128-142. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.2.9

Ilyin, V. A. and Morev, M. V. (2022) Spetsial'naia voennaia operatsiia vyiavliaet novye cherty grazhdanskogo ob-shchestva [The special military operation reveals new features of civil society]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, vol. 15, no. 5, pp. 9-32. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.15838/esc.2022.5.83.1

Lavrenyuk-Isayeva, N. M. (2022) Rol' sotsial'nogo predprinimatel'stva v chelovecheskom razvitii Respubliki Tyva [The role of social entrepreneurship in the human development of the Republic of Tuva]. New Research of Tuva, no. 4, pp. 190-212. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.4.15

Mersianova, I. V., Ivanova, N. V. and Briukhno, A. S. (2022) Izmenilas' li tsifrovaia kompetentnost' rossiiskikh NKO v usloviiakh pandemii? [Digital transformation of Russian NGOs during the pandemic]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 9, pp. 38-48. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250020647-4

Дата поступления: 08.12.2022 г. Дата принятия: 18.01.2023 г.

REFERENCES

www.nit.tuva.asia

№2

2023

Novye issledovaniia Tuvy

Mozgovaya, E. I., Vodolazova, Zh. M., Gorsky, A. A. and Volkova, O. A. (2021) Zdorovyi obraz zhizni naseleniia v usloviiakh pandemii: ekspertnye mneniia issledovatelei i predstavitelei nekommercheskikh organizatsii [Healthy lifestyle of the population in the context of a pandemic: Expert opinions of researchers and emploees of non-profit organizations]. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny, vol. 29, no. S1, pp. 763-767. (In Russ.). DOI: https://doi. org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-763-767

Ryazantsev, S. V. and Miryazov, T. R. (2021) Demograficheskoe blagopoluchie: teoreticheskie podkhody k opredele-niiu i metodika otsenki [Demographic well-being: Theoretical approaches to definition and assessment methodology]. DEMIS. Demographic Research, vol. 1, no. 4, pp. 5-19. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.19181/demis.2021.1.4.1

Skobelina, N. A. (2022) Nekommercheskie organizatsii v Respublike Tyva s 2015 po 2021 gody: zavisimost' ot puti [Non-profit organizations in the Republic of Tuva from 2015 to 2021: Path dependence]. New Research of Tuva, no. 4, pp. 180-189. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.25178/nit.2022.4.14

Tarbastaeva, I. S. (2018) Tuva prevrashchaetsia v monoetnichnyi region: riski i perspektivy [Tuva's transformation into a monoethnic region: Risks and possibilities]. EKO, no. 5 (527), pp. 65-80. (In Russ.).

Gorman, M. (2002) Global ageing — the non-governmental organization role in the developing world. International Journal of Epidemiology, vol. 31, issue 4, pp. 782-785. DOI: https://doi.org/10.1093/ije/31.4.782

Momoh, G. T., Oluwasanu, M. M., Oduola, O. L., Delano, G. E. and Ladipo, O. A. (2015) Outcome of a reproductive health advocacy mentoring intervention for staff of selected non- governmental organisations in Nigeria. BMC Health Services Research, vol. 15, article number: 314. DOI: https://doi.org/10.1186/s12913-015-0975-0

Olson, M. (1965) The logic of collective action: Public goods and the theory of groups. Cambridge, MA, Harvard University Press. x, 176 p.

Volkova, O. A., Naberushkina, E. K., Besschetnova, O. V., Mozgovaya, E. I. and Svishcheva, I. K. (2018) Life stories of women: Terminated parental rights. Journal of History Culture and Art Research, vol. 7, no. 2, pp. 139-145. DOI: http://doi. org/10.7596/taksad.v7i2.1597

Submission date: 08.12.2022. Acceptance date: 18.01.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.