Научная статья на тему 'Некоммерческие организации как субъекты развития политической системы современной России'

Некоммерческие организации как субъекты развития политической системы современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
281
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТРЕТИЙ СЕКТОР / ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НКО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / POLITICAL SYSTEM / TRANSFORMATION PROCESSES / CIVIL SOCIETY / PUBLIC ASSOCIATIONS / NONPROFIT ORGANIZATIONS / THIRD SECTOR / CIVIC ACTIVITY / SOCIALLY ORIENTED NGOS / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Енина Арина Александровна

В статье рассматриваются процессы трансформации политической системы постсоветской России. Важной составляющей общественной системы современного государства является наличие развитого гражданского общества. Одними из основных субъектов гражданского общества являются некоммерческие организации как самоорганизующиеся ассоциации активных граждан, создающиеся для защиты интересов разных групп населения, диалога с органами власти, реализации задач общественного участия в государственном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF DEVELOPMENT OF THE POLITICAL SYSTEM OF MODERN RUSSIA

The article deals with the processes of transformation of the political system of post-Soviet Russia. An important component of the social system of the modern state is the presence of a developed civil society. One of the main subjects of civil society are non-profit organizations as self-organizing associations of active citizens, created to protect the interests of different groups of the population, dialogue with the authorities, the implementation of the tasks of public participation in public administration.

Текст научной работы на тему «Некоммерческие организации как субъекты развития политической системы современной России»

УДК 321 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-263-268

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Енина аспирант кафедры философии и гуманитарных дисциплин,

Арина Северо-Кавказская государственная академия (369000, Россия,

Александровна Карачаево-Черкесия, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36).

E-mail: 19_12@bk.ru

Аннотация

В статье рассматриваются процессы трансформации политической системы постсоветской России. Важной составляющей общественной системы современного государства является наличие развитого гражданского общества. Одними из основных субъектов гражданского общества являются некоммерческие организации как самоорганизующиеся ассоциации активных граждан, создающиеся для защиты интересов разных групп населения, диалога с органами власти, реализации задач общественного участия в государственном управлении.

Ключевые слова: политическая система, трансформационные процессы, гражданское общество, общественные ассоциации, некоммерческие организации, третий сектор, гражданская активность, социально ориентированные НКО, государственное управление.

За период постреформенного строительства российской государственности в XXI веке политическая система страны претерпела коренные изменения, коснувшиеся всех сфер жизни россиян. Наибольшее напряжение трансформация общественно-политического строя в 90-е годы XX века вызвала в социальной сфере, затронув культурные и ценностные установки российского общества. Рыночный образ жизни отменил монополию советского государства в социокультурной области, в том числе, в области поддержки социально незащищенного населения. В сложившейся трудной ситуации россияне проявили способность к самоорганизации: ими создавались общественные организации по защите своих прав и интересов, ставшие ростками гражданского общества. Процесс формирования гражданского общества продолжается, в том числе и в политической сфере.

Одним из авторов термина «гражданское общество» был английский мыслитель XVII в. Дж. Локк, который в своих работах «Два трактата о правлении» (1690 г.] писал, что абсолютная власть монархии несовместима с гражданским обществом так же, как рабство человека и его собственность [1]. В дальнейших работах он обосновывает необходимость взаимодействия государства и граждан на равноправной договорной основе. Вклад в развитие гуманитарной мысли в области осмысления феномена гражданского общества и его взаимоотношений с государством внесли в свое время Г. Гроций, Т. Гоббс, В. фон Гумбольдт, Н. Макиавелли, Ш.Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и другие ученые.

В постсоветской России, с началом демократических преобразований, тема гражданского общества актуализировалась в связи со сложными, порой неоднозначными процессами, происходящими в социальной, экономической и политической сферах государственного устройства страны.

Существуют различные точки зрения на феномен гражданского общества: согласно одной из них, гражданское общество - это основа правового государства; другие считают, что гражданское общество должно быть отделено от государства во избежание вмешательства последнего в дела граждан; третьи отказывают гражданскому обществу в его политической роли в управлении государством; кто-то видит функцию гражданского общества только в защите частных интересов граждан и т.д. Представляется, что каждая из точек зрения отражает лишь часть многогранной сущности гражданского общества.

В связи с многообразием взглядов, и в контексте нашего политологического исследования, необходимо заметить, что классик теории гражданского общества Дж. Локк рассматривал понятия «гражданское общество» и «политическое общество» как синонимы [1, с. 312].

Политическая деятельность гражданского общества заключена в формах выражения своих позиций по защите интересов определенных групп населения: это и форма политической активности через участие в демонстрациях, митингах, пикетах, собраниях и пр.; и самоорганизация граждан в неправительственные некоммерческие организации, общественно-политические движения и ассоциации; участие в управлении местным сообществом и трудовыми коллективами; публичная деятельность с помощью средств массовой информации и др.

Предметом нашего исследования являются общественные объединения как субъекты трансформационных процессов, происходящих в политическом поле современной России. Цель работы -показать роль общественных ассоциаций граждан в процессах институционального строительства современной российской государственности.

Появление общественных движений и организаций становится все более заметным фактором политической жизни России. Из общественных ассоциаций большое распространение получили неправительственные некоммерческие организации (далее - НКО) (так, к 1 января 2019 г. Министерством юстиции РФ было зарегистрировано общественных объединений 90835, а НКО - 907871).

Число некоммерческих организаций в России значительно выросло за последнее время и к 1 января 2019 г., согласно статистическим данным, их стало на 5602 больше, чем, к примеру, было в 2011 году2. Растет не только их количество, меняется качественный состав: регистрируются новые благотворительные фонды, образуются ассоциации, клубы, объединения, волонтерские движения и пр., т.е. идет стабильный процесс развития некоммерческой сферы.

Появлению объединений граждан способствовала смена общественного строя в нашей стране в 90-е годы прошлого века, приведшая к резкому падению присутствия государства в социальной жизни граждан, исчезновению многих общественных организаций, или поставившая их в очень трудные условия выживания в рыночном окружении, без поддержки государства. Прекратило свою деятельность, например, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, которое помогало талантливым россиянам защищать их интеллектуальные права и внедрять новаторские предложения на производстве. В бедственном положении оказались Всероссийское общество глухих и Всероссийское общество слепых, чьи предприятия давали работу людям с ограниченными возможностями. Много и других примеров.

В современной России происходит перестройка структуры некоммерческой сферы, она по своим параметрам становится похожа на аналогичные структуры западных государств: появились благотворительные фонды, ассоциации по интересам, волонтерские движения и пр.

Как пишет Ю. Ирхин, из неправительственных некоммерческих организаций наиболее известны были российским гражданам в 2010 году профсоюзы (51% опрошенных], садовые и дачные товарищества (52%), ветеранские объединения (48%), организации инвалидов (46%), объединения по защите прав потребителей (48%) [2, с. 9 - 10].

Опрос аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведенный в 2019 г., показал, что известность НКО растет и изменяется, наиболее осведомлены уже россияне о социально ориентированных организациях (от 39 до 50% опрошенных), чья деятельность осуществляется в сферах здравоохранения, образования, социального обслуживания, молодежной политики, культуры, спорта [3].

Более известны те НКО, которые работают в области социального обслуживания и здравоохранения (50 и 47% соответственно), меньше знают об НКО в области образования и спорта (по 43%), еще меньше - об их деятельности в сферах культуры и молодежной политики (по 39%). А 38% россиян вообще никогда не слышали о существовании НКО в России.

К сожалению, именно тот сектор населения, который является адресатом социальной помощи, - пожилые и малообеспеченные граждане, является мало информированным о возможностях получения социальных услуг от НКО. 45% людей старше 60 лет и 46% материально нуждающихся россиян ничего не слышали о социальных НКО. Распределение опрошенных по регионам показало, что самая низкая осведомленность об НКО у жителей Южного и Северо-Кавказского федеральных округов3.

Мировая практика свидетельствует, что в других странах, особенно западных, некоммерческие организации составляют ядро гражданского общества, и они настолько сильны, оформлены организационно и законодательно, что значительно влияют на жизнь общества и политику управления государством. Хотя и там имеются различия, в зависимости от особенностей политических систем. Так, европейское гражданское общество во многом отличается от американского, в Европейском союзе НКО имеют гораздо больше влияния на правительства, чем в США. Но в целом демократические принципы, основанные на участии народа в управлении, предоставляют гражданскому обществу западных стран большие возможности для встраивания в политическую систему в вопросах защиты интересов каких-либо социальных групп.

1 Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на конец 2018 года / Федеральная служба государственной статистики / Государство, общественные организации. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (дата обращения 02.05.2019).

2 Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 января 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_11/isswww.exe/stg/d1/02-07.htm (дата обращения 02.05.2019)

3 Половина россиян знают о деятельности социальных НКО / НАФИ. 27 марта 2019. URL:

https://nafi.ru/analytics/polovina-rossiyan-znayut-o-deyatelnosti-sotsialnykh-nko-en-half-of-russians-know-about-the-activitie/ (дата обращения 23.04.2019).

Безусловно, тема развития гражданского общества в западной науке базируется на большом классическом наследии, что не может сказываться на высоком уровне разработанности механизмов участия общества в управлении государством. Сравнительно небольшой исторический период движения России в XX - XXI вв. по присоединению к пути, по которому идет мировое сообщество, не могло дать полный аналог западного государства, как этого ожидали реформаторы 90-х годов. Нам было необходимо время для «перестройки» всего социального организма, всех сфер общественной жизни, в том числе и интеллектуального осмысления нового пути.

В теоретическую часть исследования сферы некоммерческого сектора социальной жизни россиян свой вклад внесли такие ученые, как А.Н. Абалкин, О.А. Кожевников [3, 4] и другие. Но необходимо отметить, что в основном разрабатывались экономические и правовые проблемы становления «третьего сектора».

Способ привлечения финансов, использование прибыли только на уставную деятельность НКО, - в отличие от государственного и коммерческого секторов экономики, позволил назвать некоммерческий сектор «третьим» как не предусматривающим основной целью своей деятельности извлечение прибыли. Некоммерческие организации имеют право заниматься хозяйственной деятельностью, но полученная прибыль должна направляться только на предусмотренную уставом деятельность. «Третий сектор» имеет характеристики негосударственного, некоммерческого, неправительственного, благотворительного сектора, сектора реализации добровольной активности граждан.

Правовыми актами, регулирующими деятельность НКО, являются Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях»1 и другие. Но в последние годы все чаще стала проявляться тематика, утверждающая комплексный подход к явлению НКО и их деятельности, в том числе, приданию политического значения роли ассоциаций граждан в процессах, к примеру, выстраивания диалога власти и общества.

Как пишут Л. Никовская и В. Якимец о вкладе некоммерческого сектора в процессы развития социальной политики государства, «полноценная социальная политика государства возможна тогда, когда государство совместно с другими субъектами гражданского общества вырабатывает стратегию и приоритеты социальной политики и организует их практическое воплощение совместными усилиями» [5, с. 127]. Необходимо добавить, что некоммерческий сектор обладает рядом достоинств, делающих его деятельность столь популярной и эффективной: он имеет гибкую систему организации, финансирования, возможность привлечения труда волонтеров, и в некоторых сферах социальной жизни, благодаря меньшей забюрократизированности деятельности, НКО добиваются большего успеха и более высокой степени адресности помощи нуждающимся людям, чем это получается у государственных структур.

НКО можно классифицировать по разным основаниям - по источникам финансирования, по формам организации и пр.

В контексте нашего исследования рассмотрим классификацию по направлениям деятельности, предложенную Ю. Ирхиным, в которой отражены отношения НКО с действующей властью, что, безусловно, является политической составляющей деятельности общественных организаций. Ученый разделил НКО по направленности их деятельности на следующие виды:

- взаимопомощь и клубная, куда объединились люди для решения общих проблем (инвалиды, родители больных детей, товарищества собственников жилья и др.);

- социальная и экологическая деятельность НКО для оказания благотворительной помощи многодетным, престарелым и иным группам населения; защита окружающей среды, памятников культуры и пр.;

- правозащитные НКО, создающиеся для контроля над действиями власти, соблюдением законодательства, наблюдением за ходом выборов, обеспечением правопорядка, защитой прав человека в пенитенциарной системе и др.;

1 Гражданский Кодекс Российской Федерации. № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 года (в последней редакции) URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193157;fld=134;from=5142-

9;rnd=203280.03572853608056903;;ts=0203280775684148306027 (дата обращения 03.05.2019); Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в последней редакции) URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения 03.05.2019); Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями и дополнениями) URL: http://base.garant.ru/104232/#ixzz47Hjrs99R (дата обращения 03.05.2019); Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в последней редакции). URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_6693/ (дата обращения 03.05.2019).

- инфраструктурные НКО - для развития системы социального партнерства, роста и поддержки гражданских инициатив, оказания аналитических, информационных, посреднических и прочих коммуникационных услуг.

Наиболее лояльны по отношению к власти НКО первого вида, они сотрудничают с государственными и муниципальными органами, поддерживаются ими, как социально ориентированные, активно представляют и лоббируют интересы социальных групп.

Второй вид НКО также сотрудничает с органами власти, но иногда их деятельность начинает носить конфликтный характер с определенными силами, влияющими на решения власти, особенно в области защиты окружающей среды, и тогда они могут стать оппозиционными власти.

Наиболее конфликтными в отношениях с властью является третий тип НКО - правозащитные. Их деятельность по выявлению правонарушений, допускаемых некоторыми представителями исполнительной власти, вызывает ответное сопротивление и перевод их в категорию оппозиционных сил.

Четвертый вид НКО выполняет коммуникационные, посреднические функции между властью и обществом, способствует решению проблемных вопросов в их взаимодействии [2, с. 10-11].

В настоящее время наибольшее распространение получили благотворительные фонды, волонтерские движения и социально ориентированные НКО, чья гуманитарная миссия поддерживается государством, как в правовом, так и в финансовом, имущественном, информационном и консультативном плане.

Особенностью общественных организаций, способствующих росту их популярности в российском обществе, является их организация на основе демократических принципов гуманизма. Эти ассоциации организуются по инициативе активных граждан (самоорганизация] для решения возникающих в обществе проблем, идут на диалог с властью, предлагают свои решения, конструктивно критикуя порой непродуманные или ошибочные действия власти. Участие в таких общественных объединениях значительно повышает уровень гражданской сознательности и ответственности россиян, что, безусловно, способствует дальнейшему развитию российской государственности, улучшению социального климата в стране, становлению гражданского общества.

Необходимо отметить повышенное внимание государства к таким формам НКО, как социально ориентированные организации, которые власти выделяют в особую группу поддержки в связи с высоким значением их гуманитарной, нравственной и духовной миссии. Правовой статус социально ориентированных общественных организаций закреплен в Федеральном законе №7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», Ст. 2, п .2.1., который к таким организациям относит некоммерческие организации, чья деятельность направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в стране. Оказываемыми ими социальными услугами являются: социальная поддержка, обслуживание, защита граждан; помощь населению в случае стихийных бедствий и пр.; защита животных и окружающей среды; благотворительная деятельность; развитие межнационального сотрудничества; формирование антикоррупционного сознания; патриотическое воспитание и др.1

В 2010 году государство нормативно расширило и закрепило государственную поддержку социально ориентированных организаций, приняв Федеральный закон от 5 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»2, где не только был дополнен перечень признаков, которым должна соответствовать НКО для отнесения ее к социально ориентированным, но и прописаны меры поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления таких НКО.

Для того, чтобы пресечь случаи злоупотребления помощью государства в виде определенных льгот, ссуд и пр., что имело место быть со стороны некоторых НКО, закон предусмотрел определенные требования и меры контроля со стороны государственных органов: НКО должна оказывать не менее одного года социальные услуги надлежащего качества, не выполнять функции иностранного агента (т.е. не заниматься политической деятельностью за счет иностранного финансирования], не иметь задолженности по обязательным платежам в бюджет РФ.

1 Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в последней редакции) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения 03.05.2019)

2 Федеральный закон от 05.04. 2010 № 40-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=8824&dst=100005#0 (дата обращения 05.05.2019).

Принятие уточняющих критериев социальной ориентированности НКО было вызвано также по причине того, что недостаточная проработанность закона об НКО позволила (до принятия поправок в закон) называться таковыми и тем организациям, кто не оказывал реальной поддержки населению, причем их оказалось больше, чем тех, кто действительно занимался социальной помощью нуждающимся людям1.

В последние годы произошли заметные изменения в поле формирования гражданского общества в стране, коммуницирования власти и граждан, но многие проблемы еще требуют своего решения, дальнейшего внимания и продолжения приложения совместных усилий. Так, давно актуализировался вопрос выхода публикационной активности гражданского общества из социальных сетей в другие средства массовой информации, особенно на центральные каналы телевидения. Необходимо расширять информацию о деятельности НКО, говорить об их общественной значимости, - с целью привлечения к активному политическому и социальному участию все большего числа людей, особенно молодежи, распространению традиций помогающего поведения, расширению сотрудничества государства и гражданского общества с бизнес-структурами на принципах частно-государственного партнерства [6]. Процесс взаимодействия государства и некоммерческого сектора проходит успешные этапы формализации и институционализации, развития в формы, свойственные правовому государству. Государство поддерживает некоммерческий сектор, особо выделяя общественно полезные структуры, способствующие росту социального капитала.

Таким образом, некоммерческие формы самоорганизации граждан институционализируют процесс частичного замещения традиционных патерналистских функций государства в социальной сфере, что говорит об укреплении института участия общества в управлении государством, трансформациях в политической системе России, а рост значимости категории гражданственности ведет к повышению качества государственного управления.

Литература

1. Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения в трех томах: Т. 3. - М.: Мысль, 1988. С. 137 - 405.

2. Ирхин Ю.В. Гражданское общество в России: управляемое, направляемое или воздействующее? // ARS ADMINISTRANDI. 2010. №1. С. 3 - 16.

3. Абалкин А.Н. Реформирование налогообложения некоммерческих организаций // Экономи-ка&Бизнес. 2002. № 1. С. 7 - 11.

4. Кожевников О.А. Право некоммерческих организаций и его реализация в Российской Федерации. Монография. Екатеринбург, 2007. 206 с.

5. Никовская Л.И., Якимец В.Н. Роль НКО в создании общественного блага и социальной ценности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 4(71). С. 126 - 129.

6. Понеделков А.В., Кузина С.И., Черкасова Т.П. «Общественный договор-2030» - современный институт реализации взаимодействия государства, общества и бизнеса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2016. Т. 21. № 3. С. 132 - 142.

Enina Arina Aleksandrovna, postgraduate student of the Department of philosophy and Humanities, North Caucasus state Academy (36, Stavropol str., Cherkessk, Karachay-Cherkesia, 369000, Russian Federation). E-mail: 19_12@bk.ru

NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS SUBJECTS OF DEVELOPMENT OF THE POLITICAL SYSTEM OF MODERN RUSSIA

Abstract

The article deals with the processes of transformation of the political system of post-Soviet Russia. An important component of the social system of the modern state is the presence of a developed civil society. One of the main subjects of civil society are non-profit organizations as self-organizing associations of active citizens, created to protect the interests of different groups of the population, dialogue with the authorities, the implementation of the tasks of public participation in public administration.

1 Комплексный аналитический отчет по результатам исследования // Форум активных граждан «Сообщество». URL: http://www.xn--90aci0ajbadllemfl7f.xn--

p1ai/%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения 05.05.2019).

Keywords: political system, transformation processes, civil society, public associations, non-profit organizations, third sector, civic activity, socially oriented NGOs, public administration.

References

1. Lokk Dzh. Dva traktata o pravlenii // Sochineniya v trekh tomah: T. 3. - M.: Mysl', 1988. P. 137 - 405.

2. Irhin YU.V. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii: upravlyaemoe, napravlyaemoe ili vozdejstvuyushchee? // ARS ADMINISTRANDI. 2010. №1. P. 3 - 16.

3. Abalkin A.N. Reformirovanie nalogooblozheniya nekommercheskih organizacij // Ekonomika&Biznes. 2002. № 1. P. 7 - 11.

4. Kozhevnikov O.A. Pravo nekommercheskih organizacij i ego realizaciya v Rossijskoj Federacii. Monografiya. Ekaterinburg, 2007. 206 s.

5. Nikovskaya L.I., YAkimec V.N. Rol' NKO v sozdanii obshchestvennogo blaga i social'noj cennosti // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2016. № 4(71]. P. 126 - 129.

6. Ponedelkov A.V., Kuzina S.I., CHerkasova T.P. «Obshchestvennyj dogovor-2030» - sovremennyj institut real-izacii vzaimodejstviya gosudarstva, obshchestva i biznesa / / Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya 4: Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2016. T. 21. № 3. P. 132 - 142.

УДK 332.146.2 DOI: 10.22394/2079-1690-2019-1-3-268-276

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОНОГОРОДОВ

Иванова аспирант кафедры менеджмента, Сибирский институт управления

Марина Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Владимировна при Президенте РФ (630102, Россия, г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6). E-mail: ivanovamvlad@mail.ru

Аннотация

Преодоление кризисной направленности развития моногородов России имеет стратегическое значение для формирования социально-экономической стабильности государства. Действующие программы поддержки монопрофильных образований, в первую очередь, направлены на повышение уровня диверсификации экономики и формирования условий для привлечения инвестиционного капитала. В статье проведен анализ эволюции законодательной базы, регламентирующей функционирование монопрофильных муниципальных образований, отражены основные проблемы их развития. На основании полученных выводов, сформулированы рекомендации по совершенствованию мер поддержки моногородов.

Ключевые слова: моногород, монопрофильное муниципальное образование, градообразующее предприятие, программы поддержки, критерии, нормативно-правовая база, стратегии развития, проблемы моногородов, социально-экономическое развитие.

Монопрофильные муниципальные образования (моногорода] оказывают существенное воздействие на уровень экономической стабильности государства, ввиду их весомой доли в общем объеме поселений страны, а также значительной роли в социально-экономических процессах регионального и федерального уровней. Особенности функционирования моногородов, формируют рисковый, характер их социально-экономического развития, требующий непрерывного контроля со стороны органов государственной власти.

Понятия «моногород» и «монопрофильное муниципальное образование», представленные в нормативно-правовой базе Российской Федерации, являются равнозначными и включают комплексную количественную оценку ряда показателей социально-экономического развития монопрофильных муниципальных образований, в том числе анализ устойчивости градообразующего предприятия, а также зависимости функционирования моногорода от деятельности такого предприятия.

Базой формирования правового поля, регулирующего развитие монопрофильных муниципальных образований, является система взаимодействия моногорода и градообразующего предприятия, при этом ведущая роль в данной системе, первоначально определялась за градообразующей организацией.

Данная позиция весьма закономерна и объясняется существующей ролью градообразующего предприятия в процессах жизнедеятельности моногорода, которая наиболее ярко выражается в следующих критериях: жесткая зависимость рынка труда от деятельности градообразующего предприятия, уровень налоговых поступлений в бюджет, социальные гарантии для населения, содержание на балансе объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения города, внебюджетные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.