Научная статья на тему 'Некоммерческая организация как обладатель прав на интеллектуальную собственность'

Некоммерческая организация как обладатель прав на интеллектуальную собственность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
730
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куцкова Е. Л., Бисенко Г. В.

В статье рассмотрены вопросы обладания некоммерческой организацией правами на объекты интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоммерческая организация как обладатель прав на интеллектуальную собственность»

некоммерческая организация как обладатель прав на интеллектуальную собственность

Е. Л. КУЦКОБА, собственник Г. Б. БИСЕНКО, главный юрист Финансовая компания AccountProfi

В российском законодательстве достаточно подробно раскрыто понятие «интеллектуальная собственность»: что именно представляет собой данный вид собственности, кто может обладать такой собственностью и какие меры защиты прав в данной области существуют. Так, к объектам интеллектуальной собственности, среди прочего, относятся: фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарные знаки и знаки обслуживания (ст. 1225 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)).

В отношении интеллектуальной собственности существуют как неимущественные, так и имущественные права. К неимущественным правам относятся право авторства, право на имя. Законодатель установил, что автором признается исключительно гражданин, т. е. только физическое лицо, творческим трудом которого создан конкретный результат — «интеллектуальная собственность» (ст. 1228 ГК РФ). Изначально именно у автора возникают все права на объект интеллектуальной собственности. Указанные неимущественные права являются неотчуждаемыми, и даже добровольный отказ от них ничтожен. Исключительное же право на такой объект может быть передано иным лицам.

Раскроем понятие «исключительное право» — оно включает определенную совокупность прав, принадлежащих правообладателю, например, право владения данным объектом, право пользования им по своему усмотрению не противоречащим закону способом и право распоряжения им в определенных законом случаях. Правообладателем в данном случае может быть любое лицо, в том числе и юридическое (ст. 1229 ГК РФ). Законодатель напрямую не устанавливает ограничений для коммерческих

и некоммерческих организаций в области право-обладания интеллектуальной собственностью. Однако специальные нормы, регулирующие права в отношении конкретных объектов, определяют, кто именно может являться их правообладателем.

Обладателем исключительного права на фирменное наименование может быть только то юридическое лицо, которое является коммерческой организацией (ст. 1473 ГК РФ). Фирменное наименование не подлежит иной регистрации, кроме как регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц. Тем не менее это не означает, что наименование некоммерческой организации не охраняется законом, ведь наименование любого юридического лица является важнейшим признаком его индивидуализации.

Отметим, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта. удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ)).

Некоммерческой организации, обладающей исключительной (уставной) правоспособностью, наименование более чем необходимо, так как оно не только является ее отличительным признаком от других хозяйствующих субъектов, но и способству-

ет индивидуализации ее целей и задач, характера и результатов деятельности. Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер ее деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ).

В отличие от обладающей общей правоспособностью коммерческой организации, индивидуализации которой служит отражение в ее фирменном наименовании самой организационно-правовой формы конкретной организации (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и др.), некоммерческая организация, обладающая уставной правоспособностью, может быть индивидуализирована в гражданских и иных правоотношениях также путем указания на характер ее деятельности1.

Пункт 1.1. ст. 4 Закона № 7-ФЗ гласит, что некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Соответственно, за нарушение такого права могут наступить гражданско-правовые последствия.

Примером защиты наименования некоммерческой организации от незаконного использования может служить п. 3 ст. 2 Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», в соответствии с которым наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями этого закона.

Другие организации не вправе использовать в своих названиях словосочетания «торгово-промышленная палата», «торговая палата» или «промышленная палата» и не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти словосочетания.

Данное требование обусловлено конституционным правом граждан на информацию (п. 4 ст. 29 Конституции РФ), в том числе на получение достоверной информации о характере деятельности законно учрежденных на территории России некоммерческих организаций, которые в свою очередь имеют право свободно распространять информацию о своей деятельности.

Теперь обратимся к такому объекту интеллектуальной собственности, как коммерческое обозначение. Правовое положение данного объекта регламентирует ст. 1538 ГК РФ. В ней закреплен

1 Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 2000.

перечень лиц, у которых может возникнуть исключительное право на этот объект интеллектуальной собственности. Это юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами, а также индивидуальные предприниматели.

Коммерческое обозначение по закону не нуждается в государственной регистрации, используется для индивидуализации предприятия, является атрибутом исключительного права, может указываться на документах, в рекламе, на товарах.

Из ГК РФ следует, что коммерческое обозначение с успехом может использоваться вместо товарного знака и область его применения даже шире. В частности, коммерческое обозначение можно отнести к любым группам товаров, к любому количеству товаров. Также коммерческое обозначение не требует никакой государственной регистрации.

Для защиты коммерческого обозначения можно использовать принцип авторского права и получения, таким образом, исключительных и неимущественных прав.

Итак, для некоммерческой организации, ведущей предпринимательскую деятельность, коммерческое обозначение — вполне приемлемое средство индивидуализации.

Но и те некоммерческие организации, которые не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, могут заявить о своей индивидуальности.

Статья 3 Закона № 7-ФЗ закрепила право некоммерческих организаций иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему. Порядок регистрации эмблем некоммерческих организаций закреплен в Административном регламенте, утвержденном приказом Минюста России от 31.03.1997 № 97 (утрачивает силу с момента вступления в законную силу приказа Минюста России от 01.02.2012 № 10, регламентирующего тот же порядок). В соответствии с этим приказом регистрируются следующие средства индивидуализации некоммерческих организаций:

— эмблема некоммерческой организации;

— символика общественного объединения (эмблема, флаг, вымпел и т. д.).

Данная символика, включающая ее изображение и описание, утверждается органом управления некоммерческой организации.

Цели государственной регистрации символики некоммерческих организаций двояки:

— контроль государства за использованием некоммерческими организациями символики и недопущение использования оскорбляющих нравственные или религиозные чувства граждан символов и изображений;

— факт государственной регистрации символики может предоставить некоторую защиту от недобросовестного ее использования третьими лицами.

Интересен тот факт, что решения о государственной регистрации символики некоммерческих организаций вне зависимости от организационноправовых форм, территориального статуса и места нахождения некоммерческой организации принимаются только в центральном аппарате Минюста России в отличие от решений о государственной регистрации некоммерческой организации как юридического лица.

Таким образом, наименование и эмблема (символика) некоммерческих организаций не являются объектами интеллектуальной собственности и не охраняются законодательством об охране такой собственности (ч. 4 ГК РФ). Однако некоммерческая организация является юридическим лицом, т. е. полноправным субъектом гражданских правоотношений и, соответственно, имеет нематериальные блага, в том числе неимущественные права (ст. 48 ГК РФ), которые регламентируются и охраняются общими нормами законодательства РФ (п. 7 ст. 152 ГК РФ — о защите деловой репутации юридического лица).

Далее рассмотрим вопрос о товарном знаке и знаке обслуживания. Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1477, 1481 ГК РФ).

Для индивидуализации работ и оказываемых услуг применяется знак обслуживания. Законода-

тель определил, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Закон не ограничивает некоммерческую организацию в праве обладать таким объектом интеллектуальной собственности, как торговый знак (ст. 1478 ГК РФ). Вопрос может быть только в целесообразности регистрации товарного знака на некоммерческую организацию (авторы уже указывали на цели создания некоммерческой организации). Необходимость регистрации товарного знака может возникнуть у некоммерческой организации в том случае, если ее учредительными документами будет предусмотрено право на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с целями ее создания и для их достижения.

Итак, некоммерческая организация — это юридическое лицо, обладающее правами в рамках, установленных законодательством РФ, имеющее наименование, зарегистрированное в установленном законом порядке, и иные средства индивидуализации. В зависимости от того, имеет ли право некоммерческая организация вести предпринимательскую деятельность, такая организация имеет право обладать такими объектами интеллектуальной собственности, как коммерческое обозначение, товарный знак и знак обслуживания. В любом случае некоммерческая организация как полноценный субъект гражданско-правовых отношений имеет возможности защитить свои права в области интеллектуальной собственности.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая): Федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ.

3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

4. О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации: Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.