Научная статья на тему 'Некоммерческая концессия как инструмент развития производства в регионах России'

Некоммерческая концессия как инструмент развития производства в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
некоммерческая концессия / регион / муниципалитет / развитие производства / государственное и муниципальное предпринимательство / non-profit concession / region / municipality / development of production / state and municipal entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. В. Орлов

В статье рассмотрено применение некоммерческой концессии для активизации производственной деятельности в субъектах Российской Федерации. На примере Костромской области показан процесс выбора приоритетной отрасли, на развитии которой необходимо сосредоточиться органам управления регионального и местного уровней. Рассмотрены приоритетные задачи применения некоммерческих концессий: социальное и инфраструктурное развитие территорий, наполнение бюджетов, повышение степени переработки сырья, развитие сопутствующих видов предпринимательской деятельности, повышение благосостояния населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-PROFIT CONCESSION AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF PRODUCTION IN THE REGIONS OF RUSSIA

The article discusses the use of non-profit concessions to enhance production activities in the constituent entities of the Russian Federation. On the example of the Kostroma region, the process of choosing a priority industry is shown, on the development of which it is necessary to focus for governing bodies of regional and local levels. Priorities for the application of non-profit concessions are considered: social and infrastructural development of territories, filling budgets, increasing the degree of processing of raw materials, developing related types of entrepreneurial activity, improving the welfare of the population.

Текст научной работы на тему «Некоммерческая концессия как инструмент развития производства в регионах России»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2019

Е.В. ОРЛОВ

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления ФГБУ ВО «Костромской государственный университет»

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ

В статье рассмотрено применение некоммерческой концессии для активизации производственной деятельности в субъектах Российской Федерации. На примере Костромской области показан процесс выбора приоритетной отрасли, на развитии которой необходимо сосредоточиться органам управления регионального и местного уровней. Рассмотрены приоритетные задачи применения некоммерческих концессий: социальное и инфраструктурное развитие территорий, наполнение бюджетов, повышение степени переработки сырья, развитие сопутствующих видов предпринимательской деятельности, повышение благосостояния населения. Ключевые слова: некоммерческая концессия, регион, муниципалитет, развитие производства, государственное и муниципальное предпринимательство.

1БЬ: Ш1, К53, К58.

Э01: 10.24411/2073-6487-2019-10048

Целый ряд существующих в настоящее время проблем функционирования вертикали власти связан с тем, что в начале 1990-х годов система органов государственного управления претерпела существенную трансформацию и муниципальный уровень управления получил статус самостоятельного. Это было подкреплено ратификацией Российской Федерацией международных документов и соответствующей нормативной базой. Развитие субъектов РФ и страны в целом сложно направить по единому вектору, определяемому на высших уровнях управления, а складывающаяся внешнеполитическая и внутренняя ситуации требуют и быстрых реакций на возникающие вызовы, и согласованного решения задач социально-экономического развития России.

Решением указанных проблем, не нарушающим при этом правовых норм, может стать заключение договоров между органами муниципального и регионального уровней, обеспечивающих их более тесную взаимосвязь и способствующих более равномерному развитию

территорий, получению ими целевых ресурсов для поддержки приоритетных (проблемных) сфер жизнедеятельности местных социумов.

Одним из вариантов построения системы взаимодействия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является некоммерческая концессия - аналог франчайзинга (коммерческой концессии), без его коммерческой составляющей. Органы управления субъекта РФ в этом случае выполняют функции «правообладателя», а органы муниципального уровня становятся «операторами». Однако извлечение и максимизация прибыли не входят в число приоритетных направлений их деятельности - главными целями становятся социальные.

Некоммерческая концессия не является апробированным инструментом развития регионов Российской Федерации и муниципальных образований. Тем не менее сегодня уже разработаны теоретические вопросы ее создания и определены контуры применения [5]. Некоммерческая концессия - это форма сотрудничества органов государственного управления субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, основанного на договорных отношениях. В процессе этого сотрудничества, направленного на повышение качества жизни населения, стороны объединяют усилия путем оптимизации структуры и взаимодействия органов управления, перераспределения обязанностей по оказанию услуг и обеспечивающей деятельности, общего планирования и развития реального сектора экономики.

Перспективность использования такого инструмента регионального развития, как некоммерческая концессия, обусловлена: во-первых, его универсальностью, то есть применимостью в условиях практически всех регионов России; во-вторых, повышением управляемости региональных и муниципальных социально-экономических систем; в-третьих, повышением равномерности развития всех использующих его субъектов. Эти преимущества невозможно получить при проведении текущей региональной и муниципальной политики.

Целями некоммерческой концессии, выявленными в ходе исследований, являются следующие: (1) обеспечение населения и хозяйствующих субъектов государственными и муниципальными услугами единого качества на всей территории субъекта Российской Федерации; (2) унификация структур органов местного самоуправления и муниципальной нормативной базы во всех муниципалитетах, вступивших в отношения некоммерческой концессии; (3) снижение потребности в кадровых ресурсах на муниципальном уровне; (4) реализация региональных проектов развития экономики; (5) создание условий для организации новых производств, привлечения инвестиций и туристических потоков на территорию региона.

Определение общих направлений развития регионов

На примере двух последних из указанных целей рассмотрим более подробно, как развитие предприятий с государственным и муниципальным участием будет содействовать достижению главной цели некоммерческой концессии - повышению благосостояния населения.

Сегодня количество субъектов РФ и муниципальных образований, которые имеют достаточное количество свободных средств для вложения в собственное развитие, крайне мало. По этой причине помощь коммерческим хозяйствующим субъектам не может быть оказана в должных объемах (например, в Костромской области доля получателей всех видов поддержки не превышает 0,3% от общего количества субъектов предпринимательства, из них единицы получают существенную финансовую помощь).

Органы государственной власти субъектов РФ сегодня не имеют возможности комплексно воздействовать на развитие всей территории региона, у органов муниципального управления тоже недостаточно ресурсов для реализации масштабных проектов, им, в соответствии с действующим законодательством, крайне сложно объединить усилия для решения наиболее важных задач. При использовании некоммерческой концессии указанные уровни системы управления могут преодолеть данное ограничение. Значимым становится выбор инструментов, позволяющих осуществить комплексное развитие территорий.

В рамках некоммерческих концессионных соглашений осуществляется деятельность в следующих направлениях: развитие инфраструктуры, необходимой частным производственным предприятиям (строительство и восстановление дорог, предоставление услуг в сфере водного коммунального хозяйства и содействие в осуществлении поставок других коммунальных ресурсов), прямая поддержка частнопредпринимательской инициативы путем предоставления льгот, грантов, субсидий и использования других подобных инструментов. Но одним из главных инструментов поддержки становится создание и/или развитие действующих предприятий с государственным м муниципальным участием в капитале, которые помимо предоставления рабочих мест населению еще и взаимодействуют с частными предприятиями и индивидуальными предпринимателями, способствуют их развитию, увеличивая спрос на поставляемые ими товары, услуги.

Таким образом, наиболее значимую роль в развитии территорий получают государственные, муниципальные, смешанные предприятия, действующие на основе местных или близко расположенных ресурсов, имеющие перспективы развития и нацеленные на получение прибыли.

Краткий анализ сложившейся ситуации

В настоящее время, по данным официальной статистики1, в значительном количестве субъектов Российской Федерации наблюдается не только спад инвестиционной активности, но и падение объемов реального производства в денежном выражении. Учитывая более высокий, чем официально регистрируемый, уровень инфляции, можно говорить о существенном сокращении выпуска промышленной продукции.

Так, в 14 регионах в 2016 г. по сравнению с 2015 г. наблюдался спад инвестиционной активности. В 14 регионах спад продолжался в 20142016 гг. В семи регионах эта тенденция имела место в течение 3 лет (2013-2016 гг.). В одном регионе падение происходит четвертый год подряд. Эти данные не учитывают регионы, где происходило снижение инвестиционной активности в предшествующие 2-3 года, а прирост, полученный в 2016 г., был в некоторых случаях техническим, обеспеченным эффектом «низкой базы». Аналогичная ситуация наблюдается в динамике валового регионального продукта: в 32 субъектах Российской Федерации его объем снизился в 2015 г., в семи регионах он снижается в течение двух лет, в трех регионах - в течение трех лет. При этом необходимо отметить, что есть регионы, где положительные значения получены только в последний год наблюдения, а до этого в них также наблюдался спад, или же цепочка негативных результатов была прервана в году, предшествующем последнему году наблюдения.

Изложенное выше является результатом внешнеэкономической ситуации, когда большинству регионов сложно привлечь сторонних инвесторов на свою территорию. Владельцы действующих на территории предприятий под давлением внутренних рисков, политико-экономической неопределенности и проблем с привлечением кредитных ресурсов тоже не спешат вкладывать средства в их развитие. В научной литературе, в том числе и зарубежной [15], указывается, что привлечение частных капиталов на территорию, в отличие от государственных, более проблематично.

Таким образом, практически единственными реальными игроками на региональном рынке инвестиций становятся органы управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. К тому же, как показывает отечественная и мировая практика, на каждую денежную единицу вложенных в развитие территории (или действующих на ней хозяйствующих субъектов) бюджетных средств дополнительно привлекается от 3 до 10 денежных единиц частных инвестиций.

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / М.: Рос-стат, 2017.

Вестник ИЭ РАН. №4. 2019 С.94-107

Инструменты регионального развития

Проблемным моментом сложившейся сегодня ситуации является отсутствие в большинстве региональных и в подавляющей части муниципальных бюджетов средств для осуществления вложений в развитие территориальных образований. Однако в распоряжении органов местного самоуправления имеется ряд инструментов, применение которых не требует расходования бюджетных средств. К таким инструментам можно отнести:

- повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;

- возврат налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты, получаемых с вновь созданных предприятий (которые без такой меры не будут созданы);

- развитие действующих предприятий с государственным и муниципальным участием, в том числе за счет повышения эффективности управления и перераспределения прибыли;

- построение взаимовыгодных связей с частными субъектами предпринимательской деятельности (с обязательным контролем коррупционной составляющей).

Первый из перечисленных пунктов предполагает в том числе и создание новых государственных и муниципальных предприятий, передачу им имущества на правах хозяйственного ведения, оперативного управления или аренды (в зависимости от типа предприятия: простое унитарное, казенное или хозяйственное общество). Третий пункт подразумевает подобные действия по отношению к действующим субъектам рынка с государственным и муниципальным участием. В целях развития указанных предприятий, получения ими прибыли они наделяются помимо социально значимых функций еще и правом получения прибыли, причем даже в случае конкуренции с предприятиями частного сектора по соответствующим видам деятельности. Нельзя исключать и полное перепрофилирование предприятий, владельцами которых являются регионы и муниципалитеты, поскольку некоторые из них сегодня существуют только «на бумаге», деятельности не ведут и являются «лишним грузом» для органов управления.

Утверждение о неэффективности государственного и муниципального предпринимательства, по сравнению с частным, не подтверждается практическим опытом, который свидетельствует о том, что приватизация в большом количестве случаев не приводила к повышению эффективности деятельности предприятий, а иногда вела и к их полному уходу с рынка. К таким выводам приводит, например, анализ тенденций развития водного коммунального хозяйства в общемировом масштабе [2]. Об этом также свидетельствуют исследования Дж. Стиглица. Он отме-

чает, что «примеры государственной некомпетентности велики в глазах народа, примеры неэффективности в частном секторе не привлекают такого внимания». При этом результативность производства в основной и сопредельных сферах деятельности государственных и муниципальных субъектов экономики в случае построения эффективной системы контроля выше, чем в частном секторе [6, с. 192-193].

Так, В.В. Овчинников [4] на примере руководимого им государственного предприятия доказывает, что организации такой формы могут быть эффективными. Согласны с этим и зарубежные авторы [9; 14]. Более того, в результате анализа деятельности предприятий со значительным государственным участием ряд авторов [1; 7; 8; 10; 12] приходит к выводу не только о возможности их существования, но и о необходимости такового, особенно в периоды нестабильности мировой экономической системы. Далее, на основе результатов анализа опыта государств и регионов Латинской Америки [11] сделан вывод, что неолиберальная экономическая модель не соответствует текущему положению дел, а следовательно, возникает необходимость создания и развития предприятий с приоритетным государственным участием.

Практически в каждом субъекте Российской Федерации определились отрасли, развитие которых может обеспечить в будущем значительное повышение благосостояния. В отношении тех регионов, где не нашлось подобных отраслей (отрасли, служившие локомотивами развития в предшествующие периоды, не выдержали ударов «рыночной стихии»), необходимо рассмотреть вопрос о присоединении (возможно, с предварительным дроблением) к более экономически развитым соседям.

Базисом для развития сохраняемых (укрупненных) регионов должны служить отрасли, основные используемые ресурсы которых расположены в непосредственной близости от мест производства. Это также могут быть отрасли, использующие концентрацию ресурсных потоков, идущих с географически отдаленных территорий, но имеющие близко расположенные и значительные по объемам рынки сбыта.

В дальнейшем можно также развивать новые перспективные отрасли хозяйствования, основанные в том числе на использовании нано-био-инфо-когнитивных технологий. Такие примеры в России сегодня уже существуют. Однако даже в передовых по уровню развития регионах наблюдаются существенные различия. Это создает дополнительные проблемы и на тех территориях, которые развиваются опережающими темпами, и на тех, которые начинают безнадежно отставать в развитии, несмотря на то, что они расположены в непосредственной близости от лидеров. Это закладывает под основы нашего государства такие «бомбы замедленного действия», как, например, обезлюдение территорий, что в условиях Российской Федерации ведет к утрате контроля над простран-

ствами. Данный тезис подтверждают и зарубежные авторы [17]. С другой стороны, это приводит к перенаселенности городов, расслоению их жителей на «высший» и «низший» классы и на приезжих, что в результате ведет к социальной напряженности и социальным взрывам.

Учитывая невысокие (по сравнению с другими развивающимися странами) текущие темпы развития нашей страны, следует изучить негативные результаты такой политики у ближних и дальних соседей. Необходимо принять меры к тому, чтобы самые негативные сценарии не были реализованы на территории Российской Федерации. И чем раньше будут начаты активные действия в направлении их нейтрализации, тем меньшим количеством серьезных потрясений они будут сопровождаться.

Текущая ситуация и приоритеты развития Костромской

области

Основная часть полученных в ходе исследования некоммерческой концессии результатов [5] апробирована в Костромской области. Данный регион не обеспечен собственными минеральными ресурсами, промышленность не демонстрирует существенных темпов развития, на территории области отсутствуют важные транспортные узлы. Значения показателей развития ставят регион во вторую половину большинства рейтингов, а по некоторым показателям (например, отношение долга к объему бюджета) область периодически попадает в антилидеры. Сходные проблемы в той или иной степени являются актуальными для большинства субъектов Российской Федерации.

Отраслью, которая сегодня дает до 3/4 объемов экспорта области и имеет существенный потенциал развития на основе использования местных ресурсов, является лесная. Приоритетность опоры на внутренние ресурсы в целях регионального развития подтверждают и зарубежные авторы [13; 16]. Важнейшими источниками развития производственной деятельности называются следующие: сырье, рабочая сила, транспорт, энергия, топливо, вода, рынки [15, с. 54]. Указанные ресурсы в полном объеме присутствуют в регионе только в рамках лесопромышленного комплекса.

Область занимает лидирующие позиции в ЦФО по таким показателям, как «площадь земель лесного фонда» (2 место), «лесистость территории» (1 место), «общий запас древесины» (2 место), «число предприятий в отрасли» (2 место), «численность работников» (1 место), «производство древесины» (1 место и 12 место в целом по РФ)2.

2 Костромская область и регионы Центрального федерального округа России: Стат. сб. Кострома: Тер. орган Федеральной службы гос. статистики по Костромской обл. (Костромастат), 2016.

Лесопромышленный комплекс является единственной отраслью Костромской области, на базе которой сегодня можно построить полноценный кластер [3]. Показатели ее развития (в отличие от всех остальных бывших базовых отраслей) уже в 2002 г. превысили значения 1991 г. и в дальнейшем практически ежегодно повышались, несмотря на кризисные явления в экономике страны3. Успешность политики концентрации ресурсов, направляемых на развитие территорий, подтверждается опытом других государств [18].

В ходе проведенного анализа в качестве отраслей с меньшим потенциалом были выделены следующие: пищевая отрасль (в том числе извлечение и розлив минеральной и питьевой воды), отдельные отрасли сельского хозяйства (животноводство и выращивание адаптированных к местным условиям культур, в том числе технических), промышленность строительных материалов (имеющая много точек соприкосновения с лесопромышленным комплексом), а также химическая промышленность (например, производство удобрений).

Одним из основных инструментов развития в условиях некоммерческой концессии, как было указано выше, становится предприятие с государственным и муниципальным участием в капитале, действующее в выделенной приоритетной отрасли.

Такое предприятие может быть создано как «с нуля», так и на базе действующего государственного предприятия. По данным, представленным на портале государственных органов Костромской области, по состоянию на 01.08.2017 в собственности региона было государственное предприятие Костромской области «Костромахозлес»4.

По информации, представленной на сайте Федеральной налоговой службы5, указанное предприятие находится в стадии ликвидации. Причем, учитывая разницу в подходах к банкротству в отечественной и западной практике, где подобные процедуры ведут к финансовому оздоровлению, можно предположить, что предприятие будет ликвидировано в обозримой перспективе. Между тем есть виды деятельности, которые ГПКО «Костромахозлес» могло осуществлять в соответствии с уставом, - это лесоводство и лесохозяйственная деятельность, предоставление услуг в области растениеводства, охота, отлов и отстрел диких животных, деятельность лесопитомников, лесозаготовки, сбор

3 Костромская область. Статистический ежегодник. В 2-х т. Т. 2.: Стат.сб. / Кострома-стат. Кострома, 2015.

4 Портал государственных органов Костромской области. adm44.ru/economy/ predpriyatiya_sob/index.aspx.

5 Сайт Федеральной налоговой службы. egrul.nalog.ru/download/D4F87D3B8CF2D 76F98254C45035E5C8BF0DA884C6FFC9C2D0D9D706744E8C6A42FB508BFCB7A914 76A95D6E154F9E3902AACB9EB0C745140DA60523102C287A8BCCE9C51535444EC9-93F36B91CE8C63F.

и заготовка недревесных лесных ресурсов, производство пиломатериалов, производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий, производство прочих деревянных изделий, оптовая и розничная торговля лесоматериалами и строительными материалами. Как можно понять, указанные виды деятельности, с учетом обеспеченности ресурсами и близости рынков сбыта, являются перспективными для осуществления на территории Костромской области. Уставный капитал ГПКО «Костромахозлес» составлял 5,2 млн руб.

Таким образом, при наличии управленческой воли со стороны учредителя, при назначении заинтересованного в развитии предприятия руководства и в случае предоставления предприятию дополнительных ресурсов можно было бы говорить о развитии указанного субъекта экономики области. В рамках некоммерческой концессии после перевода предприятия в форму хозяйственного общества в качестве участников общества выступили бы муниципальные образования, на территории которых предприятие ведет деятельность. Необходимо отметить, что филиальной сетью предприятия были охвачены практически все районы Костромской области. Органы управления муниципальных образований также могли бы передать в качестве вклада в капитал предприятия денежные средства и иное имущество.

Учитывая складывающуюся ситуацию, сегодня возможным вариантом развития отрасли является создание аналогичного нового предприятия, наделенного перспективными видами деятельности в лесопромышленной сфере. В условиях некоммерческой концессии органы регионального управления (правообладатель) могут настоятельно порекомендовать органам местного самоуправления (операторам) принять участие в формировании капиталов предприятия, ускорить процедуры прохождения его документов, предоставить иные преференции. Наделение предприятия государственным и муниципальным имуществом дает ему возможность под залог этого имущества привлекать кредитные ресурсы, необходимые для финансирования программ развития и текущей деятельности.

Рассмотрим задачи, стоящие перед лесопромышленным предприятием, в капитале которого принимают участие регион и муниципалитеты. Как и для любого коммерческого предприятия, одной из целей деятельности данного хозяйствующего субъекта является получение и максимизация прибыли. Указанная цель не является абсолютным приоритетом на начальном этапе деятельности организации, поскольку в этот период главными целями являются ускоренное развитие основных видов деятельности и реализация инфраструктурных проектов. Но даже в этом случае такой параметр, как прибыльность, должен учитываться при оценке деятельности предприятия в целом, в том числе и профессионализма его руководства (что должно влиять

на уровень оплаты труда), во избежание превращения его в «планово-убыточное». Часть прибыли, пороговое значение которой может быть установлено на уровне 1% (или менее) от уставного капитала, по предложению балансовой комиссии, советом акционеров может направляться на реализацию социальных программ для работников.

В дальнейшем, после решения основных задач по развитию и построению наиболее значимых объектов социальной и коммунальной инфраструктуры, более существенные объемы прибыли могут распределяться в определяемых акционерами пропорциях на поддержку работников, на развитие материально-технической базы (в т. ч. на замещение устаревающих и выбывающих компонентов производственных цепочек) и на выплату дивидендов акционерам. В целях повышения заинтересованности в результатах труда часть акций может быть в дальнейшем распределена между действующими работниками предприятия, при сохранении в руках региона и муниципалитетов контрольного пакета.

Важной задачей предприятия, коррелирующей с целью внедрения некоммерческой концессии, является повышение социальной стабильности в местностях, где оно ведет деятельность, и в регионе в целом. В рамках решения этой задачи можно указать наиболее приоритетные подзадачи:

- расширение штата сотрудников на базе местных трудовых ресурсов (преимущественно за счет увеличения количества рабочих и инженерно-технических вакансий; на начальном этапе деятельности в качестве целевого ориентира может выступать значение 10 % в год), с предоставлением технически оснащенных рабочих мест с высокой оплатой труда и с возможностью повышения квалификации и переобучения;

- создание и развитие социальной инфраструктуры, в том числе лечебных и общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средних специальных и высших учебных заведений;

- создание и развитие коммунальной и дорожной инфраструктуры, в том числе генерирующих (извлекающих) мощностей и распределительных подстанций, сетей, мостов, путепроводов и дорожного полотна, особенно в местностях, значимых для развития предприятия.

Плановым уровнем ввода в эксплуатацию объектов социальной и коммунальной инфраструктуры может являться значение этого показателя в количестве 2-3 единиц в год. Такой уровень устанавливается для того, чтобы не подрывать экономическую базу деятельности предприятия, - при превышении возможны негативные последствия для основной деятельности и получения прибыли. При этом используются сред-

ства не только самого предприятия, но и получаемые в результате участия в федеральных, региональных и местных проектах и программах.

Следующей задачей предприятия является наполнение бюджетов всех уровней путем своевременной (и в полном объеме) уплаты налогов, а регионального и местных бюджетов - еще и путем выплаты дивидендов. Указанные средства также обеспечивают поддержку социальной и других сфер в тех муниципальных образованиях региона, где предприятие еще не ведет своей деятельности. Поскольку средства попадают в распоряжение органов управления опосредованно и в ограниченных объемах, предприятию, как любому другому хозяйствующему субъекту, разрешается использовать определенные Налоговым кодексом инструменты снижения объемов уплачиваемых налогов (в том числе путем использования различных систем налогообложения для разных видов деятельности) или их возврата (например, НДС при поставках продукции за рубеж).

Поскольку деятельность предприятия предполагает вырубку леса, логичным является возложение на него функций по восстановлению лесов. Целевым ориентиром при этом является показатель 100% от площади рубок. При этом восстановление может идти с использованием более ценных пород деревьев, чем те, которые были вырублены. Деятельность питомника может приносить дополнительные доходы за счет реализации части выращенной продукции сторонним организациям и гражданам. Для этого среди культивируемых пород, адаптированных к местным условиям, должны быть представлены не только те, которые являются ценными для промышленного использования древесины, но и фруктово-ягодные, а также декоративные. Их состав можно определить после изучения спроса на подобную продукцию. Предприятие также будет выполнять лесоохранные функции на выделенных ему территориях.

Две следующие тесно взаимосвязанные задачи - это освоение технологий глубокой переработки ресурсов и комплексное использование сырья. Первая предполагает отсутствие среди поставляемых на рынок товаров круглого леса и продуктов начальной стадии его переработки. На рынок должны поставляться готовые к использованию конечным потребителем товары или полуфабрикаты, которым на месте использования необходимо пройти только один производственный цикл (например, элементы мебели, которые преобразуются конечным продавцом в соответствии с пожеланиями заказчика). Это также предполагает отслеживание мировых тенденций в использовании древесных волокон (например, в производстве тканей) и проведение собственных научно-исследовательских работ. Комплексное использование сырья предполагает превращение всех отходов заготовительных и производственных процессов в реализуемые на рынке продукты: от топливных

гранул и удобрений до детских игрушек и сувениров. Целью в данном случае является безотходное производство. Решение указанных задач лежит в сфере постоянного совершенствования материально-технической базы предприятия и повышения квалификации кадров.

Наконец, одной из основных целей создания и деятельности лесопромышленного предприятия (с преимущественным участием в капитале региона и муниципалитетов) является развитие предпринимательства в его непосредственном окружении. Так, предприятие может пользоваться услугами сторонних организаций в тех видах деятельности, которые нецелесообразно осуществлять собственными силами (например, уборка помещений или доставка продукции). Решение о передаче функций на аутсорсинг принимается только после проведения сравнительных расчетов или при необходимости направить ресурсы на какое-либо другое направление.

С машиностроительными предприятиями Костромской области необходимо налаживать взаимодействие в сферах разработки, производства и дальнейшего обслуживания лесозаготовительной и лесоперерабатывающей техники. Исследования в сферах разработки новых технических средств и новых видов продукции из наличного сырья целесообразно осуществлять на базе действующих в регионе учебных заведений с перспективой создания научных школ и даже отдельных научных учреждений по наиболее значимым проблемам работы предприятия и отрасли в целом. Еще одним аспектом деятельности предприятия является содействие развитию видов бизнеса, обеспечивающих сотрудников товарами и услугами повседневного спроса (при контроле за ценовой политикой малого предпринимательства и отказе от его услуг в случае завышения расценок или снижения качества).

Деятельность подобного предприятия и осуществление им всех указанных функций становится наиболее эффективным в условиях использования некоммерческой концессии, поскольку органы государственного и муниципального управления, связанные концессионными отношениями, не только являются получателями дивидендов и налоговых платежей, решают многие социальные, инфраструктурные и иные проблемы, поддерживая проекты, реализуемые предприятиями, или привлекая для них дополнительные средства, но и как совладельцы заинтересованы в его дальнейшем развитии, получают значительный рычаг экономического развития и снижения социальной напряженности.

Предприятие становится существенным элементом системы стратегического планирования, используемой в рамках некоммерческой концессии, соисполнителем отраслевых программ, принимаемых в рамках региональной и муниципальной стратегий. Благодаря некоммерческой концессии и совместному владению регионом и муниципалитетами предприятием, в его деятельности учитываются интересы

и потребности всех территорий региона, упрощается принятие решений собственников, направленных на развитие предприятия (на основании стратегических документов и решений государственно-муниципальных рабочих групп), а также решений руководства предприятия, направленных на развитие территорий, где оно ведет свою деятельность, и региона в целом.

Изложенное выше позволяет говорить о том, что некоммерческая концессия, не вступая в противоречие с действующим законодательством, способна стать эффективным инструментом регионального развития. Полностью вписываясь в правовое поле, она позволяет нивелировать ограничения, налагаемые нормативной базой на регионально-муниципальные взаимодействия. В результате органы управления указанных уровней начинают согласованно действовать в интересах социально-экономического развития соответствующих территорий. Более подробно с правовыми и иными аспектами некоммерческой концессии можно ознакомиться в монографии [5] и других работах автора.

Таким образом, одним из важнейших для региона результатов применения некоммерческой концессии становится развитие производства. Производственная деятельность, в свою очередь, позволяет достичь главной цели использования некоммерческой концессии -повысить благосостояние населения путем предоставления высокооплачиваемых рабочих мест, собираемости налогов, благотворительной деятельности, развития коммунальной и другой инфраструктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абучакра Р., Хури М. Эффективное правительство для нового века. М.: Олимп-Бизнес, 2018. 256 с.

2. КотовД.А. Рыночное реформирование водного коммунального хозяйства. Некоторые аспекты зарубежного опыта // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 1. С. 46-53.

3. Мамон Н.В., Орлов Е.В., Калинина Е.П. Определение потенциала и формирование региональных промышленных кластеров // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 16. С. 7-20.

4. Овчинников В.В. Манифест правильного чиновника. Как заставить госпредприятие приносить прибыль городу. М.: Эксмо, 2017.

5. Орлов Е.В. Некоммерческая концессия: теоретические основы и практическое применение: монография. Ярославль: Филигрань, 2017. 150 с.

6. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора /Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. - 720 с.

7. Bacchu K., Chakraborty K. Financial Performance Analysis of Select Public Sector Enterprises in India //IUP Journal of management research. 2015. Vol. 14. № 4. Рр. 72-84.

8. Bernier L. Public enterprises as policy instruments: the importance of public entrepreneurship // Journal of economic policy reform. 2014. Vol. 17. № 3. Рp. 253-266.

9. Bernier L. Public Enterprises Today: Missions, Performance and Governance. Brussels, Belgium: P.I.E-Peter Lang S.A., Éditions Scientifiques Internationales, 2015.

10. Bhardwaj P.J. From half way light house than white elephants to maharatna: the expectations and reality of public sector enterprises in India //CLEAR International journal of research in commerce & management. 2016. Vol. 7. № 3. rp. 86-92.

11. Draibe S., Riesco M. Social policy and development in Latin America: the long view // Social policy & administration. 2009. Vol. 43. № 4. rp. 328-346.

12. Greiling D, Grub B. Sustainability reporting in Austrian and German local public enterprises //Journal of economic policy reform. 2014. Vol. 17. № 3. rp. 209-223.

13. Mamat M.Z., Ng B.-K., Azizan S.A., Chang L.W. An attempt at implementing a holistic inclusive development model: Insights from Malaysia's land settlement scheme //Asia pacific viewpoint. 2016. Vol. 57. № 1. rp. 106-120.

14. Muhairwe W.T. Making public enterprises work: from despair to promise - A turn around account. London: Iwa publishing, 2009.

15. Nelson J.R., Rudelius W. The search for industry: identifying regional manufacturing opportunities //California management review. 1972. Vol. 14. № 4. rp. 52-62.

16. Perucca G. The role of territorial capital in local economic growth: evidence from Italy // European planning studies. 2014. Vol. 22. № 3. rp. 537-562.

17. Polese M., Shearmur R. Why some regions will decline: A Canadian case study with thoughts on local development strategies // Papers in regional science. 2006. Vol. 85. № 1. Рp. 23-46.

18. Wint E. Sustainable communities, economic development, and social change: two case studies of 'garrison communities' in Jamaica // Community, work & family. 2002. Vol. 5. № 1. Рp. 85-101.

ABOUT THE AUTHOR

Orlov Evgeniy Vladimirovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Department of Economics and Management of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kostroma State University». ev_orlov@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NON-PROFIT CONCESSION AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF PRODUCTION IN THE REGIONS OF RUSSIA

The article discusses the use of non-profit concessions to enhance production activities in the constituent entities of the Russian Federation. On the example of the Kostroma region, the process of choosing a priority industry is shown, on the development of which it is necessary to focus for governing bodies of regional and local levels. Priorities for the application of non-profit concessions are considered: social and infrastructural development of territories, filling budgets, increasing the degree of processing of raw materials, developing related types of entrepreneurial activity, improving the welfare of the population. Key words: non-profit concession, region, municipality, development of production, state and municipal en-trepreneurship. JEL: R11, R53, R58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.