Научная статья на тему 'Неизвестный Прокофьев? Мировая премьера оперы «Война и мир» в Ростове'

Неизвестный Прокофьев? Мировая премьера оперы «Война и мир» в Ростове Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
158
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неизвестный Прокофьев? Мировая премьера оперы «Война и мир» в Ростове»

ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНАЯ

жизнь

Г. Мелик-Тангиева

неизвестный Прокофьев?

мировая премьера оперы «Война и мир» в Ростове

Музыка XX века уже успела стать классикой, имя Сергея Прокофьева, безусловно, яркой звездой сияет на культурном небосклоне, а его опера «Война и мир» является одним из самых значимых и монументальных сочинений прошедшего столетия. Но и тут возможны открытия.

В марте 2010 года в Ростове-на-Дону на сцене Музыкального театра силами Ростовской консерватории им. С. В. Рахманинова и Королевской Шотландской академии музыки и драмы в рамках многолетнего проекта сотрудничества была осуществлена мировая премьера ранней редакции оперы Прокофьева «Война и мир». С момента ее создания и по сей день различными театрами были поставлены насколько вариантов оперы. Спектакли шли на сценах Москвы, Ленинграда/Петербурга, Риги, Новосибирска, а также Сиднея, Лондона, Софии, Лейпцига, Флоренции, Осло, Нью-Йорка, Бостона, Парижа, Праги. Однако, как это ни странно, нигде и никогда в мире не была поставлена ее ранняя (по мнению некоторых музыковедов, первая) редакция.

Этой опере, претерпевшей множество изменений, была уготована сложная сценическая судьба. Впервые «Война и мир» была исполнена в концертном варианте в одном из московских клубов в 1944 году силами Ансамбля советской оперы Всероссийского театрального общества и довольно успешно ставилась в различных театрах страны, пока в 1848 не была запрещена после Постановления ЦК ВКП(б) «Об опере В. Мурадели „Великая дружба"». По понятным причинам, после этого грандиозная эпопея на долгие годы сошла со сцены и только в 1959 году была поставлена в Большом театре.

Последняя авторская версия (длинная, пятичасовая) была возрождена в 1991 году Мари-инским театром совместно с «Ковент-Гарден».

Оригинальной стала постановка на пленере музея-усадьбы Льва Толстого «Ясная Поляна» театром «Амадей» в 2000. За последнее десятилетие интерес к опере разгорелся с новой силой, и она была поставлена еще несколько раз в России и за рубежом (Метрополитен-опера, 2002). Сейчас опера идет в двух ведущих театрах страны: Большом и Мариинском.

Несмотря на такое количество постановок «Войны мира», премьера именно первой редакции оперы в Ростове стала особой и, безусловно, одной из важнейших за всю сценическую историю оперы.

На вопрос, стоит ли реконструировать и исполнять эту редакцию, доктор Рита Макалистер отвечает утвердительно1. Автор идеи осуществления постановки «Войны и мира» силами двух консерваторий, известная в Великобритании композитор и музыковед, исследователь музыки Прокофьева, она, а вместе с ней и другие западные исследователи советской музыки ссылаются на политические условия тех лет, на сильное идеологическое давление власти, которое испытывал Прокофьев. Это до известной степени верно. Известно, что на создание первой версии оперы Прокофьеву потребовалось менее восьми месяцев в 1941-1942 годах, но работа над ее редакциями длилась до конца его жизни. По мнению известного ученого Е. А. Ру-чьевской, опубликованному в недавно выпущенной книге, «причиной растянувшейся почти на десятилетие работы над редакциями „Войны и мира"... были всякого рода препятствия, тормозившие создание и постановку оперы. Отчасти редакции были инспирированы характерным для сороковых годов идеологическим нажимом

1 Статья Р. Макалистер, где, в частности, излагается ее аргументация, публикуется в настоящем номере журнала. - Ред.

со стороны партийных органов»2. Таким образом, позиция Р. Макалистер, как и руководителей проекта с российской стороны, кажется вполне обоснованной.

Однако политическое давление не единственная, хотя и немаловажная, причина многократных переработок оперы. Известно, например, что С. Самосуд, который должен был дирижировать премьерным спектаклем, настоятельно просил композитора дополнить несовершенную, как ему казалось, партитуру. Поскольку Прокофьев хотел, чтобы опера непременно была поставлена, он выполнил все пожелания дирижера, в результате чего появились еще две сцены - «Бал» и «Фили». Да, это не была воля самого автора, но кто поспорит с тем, что, например, вальс Наташи в сцене бала не оказался одним из драгоценных бриллиантов оперы? Однако авторитетный музыковед А. Волков в исследовании «„Война и мир" Прокофьева: опыт анализа вариантов оперы», рассматривая достоинства и недостатки существующих версий, говорит, что «редакцию, вошедшую в стеклографированный клавир 1943 года, Прокофьев в свое время счел окончательной. <...> ...Издав в 1943 году клавир, он недвусмысленно поставил точку. Нет никаких данных, позволяющих говорить о внутренней неудовлетворенности композитора этим вариантом. Надо полагать, не будь дальнейших перипетий с постановкой, произведение осталось бы в таком виде»3.

Однако ни споры исследователей, ни право каждого театра на свободный выбор любой из версий не могут поставить под сомнение непреложный факт: мировая премьера первой редакции этого сочинения, которую подарили слушателям Ростовская консерватория и Шотландская академия в марте 2010 года, стала настоящей сенсацией. Кстати сказать, поле выбора, о котором мы только что упомянули, стало после этого заметно шире.

Специально для этого проекта Рита Мака-листер, которой довелось работать с компо-

зиторскими рукописями в Лондоне и Москве, реконструировала и оркестровала около 450 тактов музыки, недостающих в партитуре Прокофьева. Результат этой ювелирной «хирургической операции» превзошел все ожидания: на премьере даже профессиональная публика не заметила ни одного «шва».

«Война и мир» - уже четвертый совместный оперный спектакль двух консерваторий-партнеров. С успехом на шотландской и ростовской сценах ставились «Евгений Онегин» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса. В обеих странах прошел также ряд интернациональных концертов, прозвучала кантата

2 Ручьевская Е. Война и мир. Роман Л. Н. Толстого и опера С. С. Прокофьева. - СПб.: Композитор, 2010. - С. 5.

3 Волков А. «Война и мир» Прокофьева: опыт анализа вариантов оперы. - М.: Музыка, 1976. - С. 120.

Алексей Гусев - князь Андрей Болконский

Б. Бриттена «Федра». А премьера «Войны и мира» стала не только достойным завершением проекта, но и безусловным его апогеем.

По словам ректора Ростовской консерватории, народного артиста России, профессора А. С. Данилова, перед учредителями и участниками проекта была поставлена сложнейшая цель: «воссоздать силами студентов двух вузов-партнеров первую, „короткую" трехчасовую версию этого масштабнейшего сочинения».

Сначала спектакли прошли в Глазго (22, 23 января) и Эдинбурге (28, 30 января), в них приняли участие оркестранты Шотландской оперы и специалисты Академии, шестеро исполнителей сольных партий приехали из Ростовской и Ереванской консерваторий. Постановка вызвала небывалый интерес в прессе, о чем свидетельствуют рецензии в таких ведущих газетах Европы как «The Times», «Independent», «The Scotsman», «The Herald» и др. Однако, как признаются и сами заграничные коллеги, истинная премьера была

именно в Ростове, ибо в Шотландии опера прозвучала в несколько урезанном варианте. Спектакль по времени не укладывался в регламент, установленный в этой стране, и его пришлось сократить приблизительно на полчаса.

Накануне премьеры в России, благодаря активной рекламе, проводившейся Ростовской консерваторией, информационной поддержке прессы, о предстоящем событии стало известно не только «посвященным» музыкантам, но и всем

Сергей Маньковский - Анатоль Курагин,

Дональд Томсон - ямщик Балага

жителям региона. В частности, в агентстве «Интерфакс» была проведена пресс-конференция организаторов проекта, сообщения о намечающейся премьере прозвучали также на радио «Культура» и телеканале «Россия 1» в программе «Вести». О спектакле писали «Вечерний Ростов», «Наше время» и «Российская газета», а после премьеры - «Музыкальное обозрение» и журнал «Музыка и время».

9 марта в Большом зале Ростовской филармонии были исполнены отдельные сцены из оперы, а вечером 11 марта на Большой сцене Ростовского музыкального театра вниманию зрителей была представлена полная версия спектакля. В нем участвовали студенты Ростовской консерватории, шесть солистов из академии Глазго, а также вокалисты из Ереванской консерватории им. Комитаса.

Несмотря на то, что постановка была заявлена как концертная, и оркестр находился на сцене, благодаря слаженной работе режиссера Константина Балакина, художника по свету Елены Мещеряковой и, конечно, молодых артистов, ощущение действительности проис-

ходящего на сцене не покидало слушателей ни на минуту.

Интересным режиссерским решением стало деление сцены на два плана - перед оркестром и за ним; белое полотно на заднике работало еще и как экран. На нем изображался главный символ постановки, всем известный старый дуб, который, как и в романе Толстого, сначала «не хотел подчиняться обаянию весны», а потом «покрылся зеленью и, казалось, любовался собой». Все это, а также световые эффекты в сцене бала у Элен Безуховой (тени танцующих на стене диванной), багровые языки пламени в сцене пожара восполняли недостающие декорации.

Монументальность происходящему придавало и огромное количество музыкантов, задействованных в премьере, - около 180 человек! Солисты, оркестр и хор на время спектакля слились в едином музыкальном пространстве. Поразительно, но вся, более чем трехчасовая опера прозвучала «на одном дыхании», в динамичном темпо-ритме и с точным ощущением характера действия. Тут, конечно, нельзя переоценить заслугу дирижера -руководителя оперной студии Шотландской академии Тимоти Дина.

Особенно порадовали исполнители главных партий - князя Андрея и Наташи Ростовой - представители Ростовской и Ереванской консерваторий Алексей Гусев и Диана Арутюнян. Настоящие оперные голоса, яркая сценическая внешность молодых певцов, потрясающие актерские данные Алексея Гусева создавали впечатление, что на сцене находятся опытные мастера музыкального театра. Без сомнения, одним из самых выразительных образов оказалась Элен Безухова, чью роль исполнила студентка Ростовской консерватории Ирина Васильева. Из шотландских гостей более всего полюбился публике высокий красавец с сочным басом Дональд Томсон в эпизодической роли ямщика Балаги.

В зале в вечер премьеры был полный аншлаг. Публика, основную часть которой составляли профессиональные музыканты, по окончании спектакля аплодировала стоя! Бесспорно, премьера удалась: цветы, крики «браво», еще совсем молодых артистов приветствовали, как настоящих оперных звезд. Не остались равнодушными и молодые критики - студенты консерватории, о чем свидетельствуют несколько рецензий, размещенных на официальном сайте вуза. Даже спустя несколько недель разговоры о прошедшем спектакле не сходили с уст слушателей.

Фото С. Зимнухова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.