Научная статья на тему 'Неизвестный композитор и педагог Карл Черни'

Неизвестный композитор и педагог Карл Черни Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2389
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неизвестный композитор и педагог Карл Черни»

вого движения», напоминая «обратную волну»1. В Пятой симфонии -это трижды пройденный путь; при этом антитеза светлого и темного, чистого и греховного в последней строфе усилена.

Жанр «вокальной» симфонии трактуется по-новому. Человеческий голос не поет! Обратим внимание на добавленную ремарку композитора: «Голос из-под земли»2. Человек живущий или уже вне времени, когда существование сводится к духовной субстанции? Молитва не читается нараспев, как должно в православной традиции. Но ее воздействие многократно усилено полифоническим ансамблем контрастных, содержательно емких, поющих без слов голосов. В их взаимодействии, в противостоянии враждебному началу углубляется, обретает чувственную определенность смысл сочинения. Предельная обнаженность и лаконичность уравнивает и объединяет всех участников симфонического действа. В сравнении с предшествующими сочинениями здесь большая строгость и сдержанность высказывания, графичность фактуры, умеренность динамики и диссонантности звучания. Симфония Г. Уствольской - еще одна попытка нашего современника навести мост между горним миром и дольним. И на этом пути в одиночестве, «меж страха и надежды», претворяя жизнь своего века и сохраняя историческую культурную память, художник обретает смирение и мудрость.

Ю.Ю. Квасникова

Неизвестный композитор и педагог Карл Черни

С именем великого композитора и педагога XIX в. Карлом Черни (1791-1857) мы знакомимся в раннем детстве с самого начала обучения на фортепиано. От первого учителя музыки в музыкальной школе, к обучению в музыкальном училище, а затем к совершенствованию в высшем учебном заведении - на всем этом пути пианисты для развития беглости пальцев играют множество этюдов Черни. До сегодняшнего дня практически каждый, кто посвятил себя фортепианному искусству, будь то исполнитель или педагог, несёт в себе «уроки господина Черни».

1 «Грозная мощь накатывающего вала не нарастает, чтобы катастрофически обрушиться на финальный берег, а, уплотняясь, сосредоточивается в монументальной глыбе, которая плавно и мощно причаливает к линии прибоя.

Непосильное напряжение, застывающее ясностью... Так можно описать духовную практику молитвенного подвига, опыт аскезы». См.: Чередниченко Т. Музыкальный запас: 70-е: Проблемы. Портреты. Случаи. М., 2002. С. 363.

2 Цит. по: Васильева Н. Галина Уствольская. СПб., 2014. С. 143.

147

Мы знакомы с композитором только как с автором сборников этюдов: этюды под редакцией Г. Гермера для начинающих в двух частях (часть I - 50 маленьких этюдов и часть II - 32 этюда); этюды средней сложности «Школа беглости» в четырех тетрадях op. 299, «Искусство беглости пальцев» 50 этюдов, op. 740. Однако на этом наши познания о творчестве Карла Черни заканчиваются. К сожалению, информация о К. Черни в России чрезвычайно скупа и совсем не освещает все поле деятельности этого крупнейшего композитора и педагога, заслуги которого не оценены по достоинству и вкладу в развитие мирового фортепианного искусства. В России до сих пор не опубликованы многочисленные нотные издания композитора, его теоретические труды, книги. Отсутствие нотных материалов значительно обедняет представление о Карле Черни как о многогранном композиторе, лишает музыкантов интересного, увлекательного репертуара. Нами была проведена большая источниковедческая работа по изучению наследия Карла Черни в российских и зарубежных библиотеках (Musiksammlung der Osterreichischen Nationalbibliothek, Wien). В результате исследования открылись новые сведения в биографии композитора, неизвестные нотные материалы и педагогические труды. Карл Черни посвятил свою жизнь музыке. Он обладал невероятной работоспособностью и всю жизнь занимался исключительно композиторской и педагогической деятельностью. На счету композитора более тысячи произведений различных жанров, среди которых мессы, симфонии, сонаты, трио, квартеты, рондо, сочинения в четыре и шесть рук, огромное количество этюдов и упражнений на различные виды техники. Необходимо отметить, что в этюдах и упражнениях Черни не рассматривал пианистическую технику только как сумму моторных навыков. В его этюдах поставлена определенная исполнительская звуковая задача, максимально активизирующая слух пианиста. Он высоко ценил виртуозность, но считал ее не самоцелью, а «только средством, с помощью которого можно передать дух и чувство в исполнении...» (Czerny C. «Schule» op.500, 1839). Также в своем теоретическом труде «Schule» Черни подчеркивал: «. следует извлекать всегда красивый, насыщенный звук, но не резкий, и даже forte, fortissimo никогда не должно быть чрезмерным» (Терентьева Н. А. Карл Черни и его этюды. Л.: Музыка, 1978. С. 20). Черни учитывал разное строение рук исполнителя и посвятил для небольших рук сборники: «25 Ubungen fur kleine Hande» (25 упражнений для маленьких рук) op. 748 и «32 tagliche Ubungen fur kleine Hande» (32 ежедневных упражнения для маленьких рук) op.848.

Велика заслуга Черни в создании фортепианных переложений. Будучи учеником Бетховена, пройдя с ним все фортепианные сонаты, Черни всю жизнь пропагандировал сочинения учителя. Черни

148

старался донести до музыкантов стиль автора: издал его сонаты с указаниями аппликатуры и метрономическими измерениями. Переложил для фортепиано симфонии Бетховена, создал фортепианный вариант оперы «Леонора», которую доверил Черни сам Бетховен. Слушая исполнение Бетховена, Черни на всю жизнь запомнил «заветы» мастера и относился ко всем нотным указаниям темпа, динамики, аппликатуры, педализации, артикуляции весьма скрупулезно. Это было основным педагогическим кредо Карла Черни. Он первым отредактировал «Хорошо темперированный клавир» И.С. Баха, аранжировал в две и четыре руки оратории Шютца, Генделя, симфонии Гайдна, Моцарта и многое другое.

Черни создал фундаментальные методические труды, например, энциклопедию «Обзор всей музыкальной истории», где представлены сведения о крупных композиторах прошедших времен.

В 1839 г. в Вене вышел лучший из методических трудов Черни -«Полная теоретическая и практическая фортепианная школа от начального обучения до высшей степени законченности в 4 частях», в котором Черни предстает глубокомыслящим педагогом, обобщая педагогическое наследие прошлого столетия и решая проблемы фортепианного искусства. Это руководство энциклопедического характера, ведущее учеников от азов к совершенству в фортепианной игре.

Свои знания Черни передавал ученикам, стремясь раскрыть их индивидуальность, сформировать всесторонне развитыми музыкантами с творческой волей, работоспособностью, дисциплиной, терпением, умением работать. Он считал, что пианист должен уметь транспонировать, интерпретировать, аккомпанировать, в темпе читать с листа, разбираться в гармонии, импровизировать, играть в ансамбле. Черни специально создал сборники для развития профессиональных качеств в импровизации. Это «Anleitung zum Fanta-sieren», op. 200 и «Theoretische-praktische Kompositionslehre», op. 600. Для юных пианистов в 1842 г. он написал книгу «Письма или руководство к обучению игре на фортепиано», в которой в увлекательной художественной форме писем к маленькой девочке, доступно излагал важные и серьезные правила для овладения фортепианным мастерством.

Карл Черни, как композитор, педагог, автор методических трудов оказал существенное влияние на судьбу мирового фортепианного искусства. Вместе со своими учениками он внес важнейший вклад в становление и развитие мировых фортепианных школ, в том числе и русской. Число учеников Черни велико, и его «музыкальная династия» распространилась по всему миру. Среди его воспитанников множество выдающихся исполнителей и педагогов: Т. Делер, Т. Куллак, Л. Яэлль. С. Хеллер, А. Бельвиль-Ури и др.

149

Учеников Черни можно встретить во многих странах мира. Воспитанники венского педагога учили русских, польских, венгерских пианистов. В свою очередь, их потомки позже сами встали у истоков новых фортепианных школ - американской, китайской, корейской, японской. Если попытаться представить «музыкальное генеалогическое древо» Черни, то самыми сильными ветвями стали его ученики -Франц Лист и Теодор Лешетицкий. Те, в свою очередь, воспитывали следующее поколение музыкантов.

На русскую фортепианную школу оказал влияние Теодор Лешетицкий. Он сам утверждал, что метод преподавания он унаследовал от Черни. Именно он сыграл ключевую роль в укоренении династии Черни на русской почве. Широко распространилась его педагогическая ветвь через одну из учениц - Анну Есипову, которая организовала одну из крупнейших русских пианистических школ. В числе ее воспитанников Сергей Прокофьев, Александр Боровский. Многие ученики Есиповой сами стали во главе обширных пианистических школ. Среди них - Анастасия Вирсаладзе, Ольга Калантарова. Через другую ветвь передались музыкальные гены Черни таким известным музыкантам, как С. Софроницкий, Д. Шостакович,

М. Юдина, П. Серебряков, Н. Перельман.

Ознакомившись с творчеством Черни, его фортепианной школой, ее влиянием на русские фортепианные традиции, интересно проследить эти связи с педагогами, преподававшими в классах фортепиано Петербургской и Московской консерваторий. Несомненно, что оба музыкальных учебных заведений внесли серьезный вклад в развитие пианистической культуры России.

Фортепианное наследие Черни на протяжении многих лет звучало на концертах в русских городах. Сочинения композитора использовались как профессионалами, так и любителями. Однако постепенно эти произведения исчезли из программ концертов. Но те музыкальные записи исполнения произведений, которые остались на сегодняшний день, убеждают нас в том, что необходимо большее внимание исследователей и исполнителей к композиторскому наследию К. Черни. Например, существуют записи музыки Карла Черни выдающимися исполнителями XX в.: К. Черни Вариации на тему арии П. Роде «La Ricordanza» op. 33 - исполнитель Владимир Горовиц; Карл Черни. Блестящие вариации на тему из оперы

В. Беллини «Капулетти и Монтекки» op.295 для фортепиано в шесть рук - исполнители: Виктория Постникова, Елена Сорокина, Александр Бахчиев. По некоторым непроверенным данным Черни выступал в России в Одессе и, возможно, поэтому в его богатом творческом наследии есть произведения на русскую тему. Например, в цикле «Сто пьес для удовольствия и отдыха» имеются два «Алегретто на русскую тему» и «Гимн Российской империи» (Бо-

150

же, царя храни). А также им написаны «Русское рондо» op.189 и «Вариации на русскую тему» op.206.

В заключение можно сказать, что обращаясь и изучая сочинения Карла Черни, у музыкантов-пианистов есть возможность ознакомиться и открыть для себя глубокий бесценный пласт великолепной фортепианной музыки, повысить уровень своего мастерства и педагогического образования.

А.А. Королева

Херувимская песнь в творчестве русских композиторов XVII-XIX вв.

Херувимская песнь - очень древний жанр духовной музыки. Это одно из самых протяженных песнопений литургии, неизменно привлекающее внимание композиторов своим мистическим содержанием, обращением к трансцендентным сущностям. В главную службу православной церкви - литургию - этот жанр был введен в последней трети VI в. во времена царствования византийского императора Юстина II. В русской же церкви это песнопение закрепилось после XV в. Херувимская песнь это один из наиболее стабильных жанров в Литургии и лишь дважды в году заменяется иными песнопениями.

Херувимская песнь есть призыв верующих к духовному сосредоточению, оставлению мирских забот. Это песнопение поется в начале Литургии Верных и делится на две части Великим Входом. Великий вход духовенства при пении Херувимской песни - одно из самых красочных и значимых священнодействий литургии, поэтому пение Херувимской отличается особенной сокровенностью и бесплотностью в первом разделе, динамичностью и некоторой патетикой - во втором.

За всю историю русской православной музыки Херувимская песнь претерпела ряд преобразований: от монодии к развернутому многоголосию, от канонического знаменного распева к оригинальным авторским мелодиям.

До сих пор музыковеды расходятся во мнениях - подчинялась ли Херувимская песнь системе знаменного пения. Рассмотрев один из самых ранних образцов Херувимских песен (предположительно, начало XVII в.), можно утверждать, что даже не распеваясь еженедельно на один из восьми гласов, Херувимская оставалась в рамках знаменной традиции по целому ряду признаков: плавное развитие музыкальной линии; волнообразное движение в пределах узкого диапазона; характерное для знамени движение по секундам; редкое использование терцовых ходов.

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.